Отличительные особенности башкирского национального костюма

Из истории создания государства

Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ.

Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, башкиры восставали, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились.

Сегодня же границы Башкорстана — часть национального самосознания башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства.

Жилище

Татарские племена располагали свои поселения по берегам рек, вблизи больших дорог. Аулы строили хаотично, без упорядоченной планировки. Селения характеризовались извилистыми улочками, иногда приводящими в тупик. Со стороны улицы ставили глухой забор, хозпостройки делали во дворе, размещая их кучкой или в виде буквы П. Правление, мечеть, торговые лавки находились в центре поселения.

Татарские дома представляли собой срубные строения. Иногда жилище складывали из камня, реже оно было глинобитным. Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. Богатые семьи могли позволить себе двух- и трехэтажные жилища. Внутри дом делился на женскую и мужскую половины. В домах делали печи, по типу русских. Их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями. Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой.

Отличия от других наций

Сопоставив между собой внешности татар и сходных народов, выделяют идентичные и отличительные черты.

Например, башкиры тоже относятся к тюркской семье, имеют сходный язык и придерживаются той же религии. Однако во внешности различия присутствуют. Татарам преимущественно характерны европеоидные черты, башкирам — монголоидные.

Татарка

Башкирка

Есть теория, что евреям присуще сходство с татарами. Это обусловлено похожим строением ДНК. Приверженцы гипотезы считают, что большинство ашкеназских евреев не относилось к Израилю и являются тюрками.

Общее присутствует между татарами и турками. Это их принадлежность к тюркским народам.

Также тесную связь татары имеют с казахами. Раньше они причислялись к одному народу, связанному тюркской общностью. Однако по внешности национальности отличить несложно.

Для визуального сравнения на картинке представлены антропологические типы различных народов.

Мужская одежда

Башкирские мужчины были не столь привередливы по части своего одеяния, так что мужской национальный костюм чуть менее разнообразен, но не менее великолепен. Взглянув на башкира, вы бы увидели свободную рубашку, штаны и халат, что заменялся камзолом. Это будничный вариант традиционного наряда.

Существует два типа башкирской рубашки:

  • В южном регионе мужчины носили рубашки с косым срезом, который скреплялся с помощью шнурка. Воротника на изделии не было.
  • Рубашки жителей северной части страны имели воротник, а срез был прямым.

Верхняя одежда представляла собой чекмени – халаты из суконного материала, всегда оформленные в насыщенном зеленом цвете, являющимся символом благородства и мужественности. Помимо халата, мужчины могли похвастаться кафтаном кэзэки с высоким воротником и расклешенным фасоном.

Качество материала давало понять, какими суммами располагает мужчина. Если халат был сделан из ткани, вытканной в домашних условиях, всем становилось ясно, что богатства башкир нажить не сумел.

В зимнее время года башкиры ходили по улицам в тулупах и шубах из шерсти баранов.

дальнейшее чтение

  • Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Башкиры»  . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  • Руденко, С.И. (2006). Башкиры: историко-этнографические очерки.[ Башкиры: историко-этнографические очерки ]. Уфа: Китап. ISBN 5-295-03899-8.
  • Кузеев, Р.Г. (2010). Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения[ Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения . Уфа: ДизайнПолиграфСервис. ISBN 978-5-94423-212-0.
  • Асфандияров, АЗ., Изд. (2013). Военная история башкир: энциклопедия[ Военная история башкир: Энциклопедия ]. Уфа: Башкирская энциклопедия. ISBN 978-5-8818-5076-0.
  • Кузеев, Р.Г .; Данилко Е.С., ред. (2015). Башкиры[ Башкиры ]. Москва: Наука. ISBN 978-5-02-039182-6.

Как заморозить этнические конфликты (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы. Ну и, конечно, якуты.

И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья!

Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары – вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы (кумыки) никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё.

Мастер: Башкиры всегда одевались по Шариату

10 лет назад Ильдар Гиндуллин заинтересовался башкирским костюмом и с тех пор начал детально изучать всю красоту национальной одежды как мужской, так и женской. Позже к его хобби, которое стало профессией, подключилась его мать. В последнее время интерес к башкирскому национальному костюму значительно возрос. Порой говорят даже о возрождении древней традиции.

Это небольшая уютная мастерская башкирского национального костюма. Повсюду здесь старинные монеты, украшения, мельчайшие детали, собранные по крупицам у коллекционеров. Работают в мастерской мать и сын. 10 лет назад Ильдар Гиндуллин заинтересовался башкирским костюмом и с тех пор начал детально изучать всю красоту национальной одежды, как мужской, так и женской. Позже к его хобби подключилась мама. В последнее время интерес к башкирскому национальному костюму значительно возрос. Порой говорят даже о возрождении древней традиции.

Ильдар Гиндуллин, дизайнер по башкирскому костюму: «Некоторые этот период называют башкирским ренессансом. Есть уже такие слоганы. Это возвращение старинных костюмов в жизнь. Сейчас идет возвращение к истокам, к корням. Это не только в Башкирии. Это общетюрское направление. У нас в течение 10 лет появились свои мастера. Много мастеров, которые шьют костюмы. Есть мастера, которые делают ювелирные украшения. Все это активно продвигается в массы. Это реконструкция, фестивали, всевозможные мероприятия, стрельба из лука. Это часть этого движения».

Заказывают национальные костюмы не только местные клиенты, заявки поступают со всей страны и даже из-за границы. В настоящее время в этностиле все чаще проводятся свадьбы и мероприятия. Традиционные нагрудники женщины надевают с вечерними платьями, например, для похода в театр. Цены на них от 5 тысяч и выше. Самые дешевые делаются благодаря технологиям 3 д печати. Получаются пластиковые украшения.

Ильдар Гиндуллин: «Среднее изделие может доходить до 15 тысяч. А наше изделие со старинными украшениями в районе от 45. Мы стараемся делать нагрудник из жетонов таких. Изначально они в таком состоянии. Мы их полностью приводим в порядок. До такого состояния. Происходит чистка, реставрация и установка. Многие не нужно чистить. Вот 19 века украшение».

Ильдар с мамой все делают вручную, в том числе и саму одежду. Практически никаких машинных швов. Помимо нагрудников, они воссоздают кашмау — это головной убор, елян — это верхняя одежда. Реставратор отмечает, что настоящий башкирский костюм всегда нес в себе и религиозный смысл.

Ильдар Гиндуллин: «Там открыты только лицо и кисти рук. Поэтому эти костюмы дошли до нашего времени. Если бы они не соответствовали мусульманским канонам, то в истории они не сохранились бы. Его надевают на свадьбы, никахи. Муж может подарить костюм».

Ильдар рассказывает, что для своей семьи они тоже делают нагрудник, который будет передаваться из поколения в поколение. Данное украшение постоянно изменяется и дополняется. По такому нагруднику можно изучать историю прошлого. Здесь есть копии царских монет времен Екатерины, есть украшения 16 века и даже средневековья.

Ильдар Гиндуллин: «Мы видим здесь золоченные украшения. Золоченное украшение 19 века. По центру мы видим печать, она принадлежала одному мулле, который записывал браки. Это его именная печать. И дети, чтобы о нем сохранилась память, они эту печать заключили в украшение. И его устанавливали на нагрудник».

Именно благодаря таким мастерам, как Ильдар, а также национальным праздникам, мастер-классам и участившимся просветительским мероприятиям, возрождение башкирской культуры вышло сегодня на новый уровень.

Алина Таюпова, Альфия Ильясова, Алиф, Башкортостан.

Этноним

Не существует общепринятой этимологии слова башҡорт. Наиболее распространены следующие версии:

  • У башкирского историка Р. Г. Кузеева дано определение этнонима башҡорт в значении баш — «главный, основной» и ҡор(т) — «род, племя».
  • По версии исследователей XVIII века В. Н. Татищева, П. И. Рычкова, И. Г. Георги слово башҡорт означает «главный волк».
  • Антрополог и этнолог Р.М.Юсупов считал, что интерпретация этнонима ‘башҡорт’ в большинстве случаев как «главный волк» на тюркской основе, в более раннее время, имел ираноязычную основу в форме «бачагург», где «бача» – потомок, ребенок, дитя, а «гург» – волк (иран.) . Другой вариант этимологии этнонима ‘башҡорт’ по мнению Р.М.Юсупова связан также с иранским словосочетанием «бачагурд» и переводится как «потомок, дитя богатырей, витязей». В этом случае «бача» переводится так же с иранского, как «дитя, ребенок, потомок», а «гурд» – «богатырь, витязь». После эпохи гуннов этноним мог изменяться до современного состояния следующим образом: бачагурд – бачгурд – бачгорд – башҡорд – башҡорт.
  • Венгерский исследователь Дьёрффи Дьёрдь полагает, что этноним башҡорт этимологически связан с хантыйским словом башкёр ‘росомаха’. Росомаха, по народным преданиям хантов и других угорских народов, вывела обских угров на их современную территорию. Примечательно в связи с этим то, что по преданиям башкир путеводителем их народа на Урал был волк. В том и другом случае определённое животное выступает тотемом для обозначения целого народа; если для обских угров это была росомаха, то для древних башкир – это был волк.
  • В 1847 году историк-краевед В. С. Юматов писал, что башҡорт означает «пчеловод, хозяин пчёл».
  • Российский историк и этнограф А. Е. Алекторов в 1885 году выдвинул версию, по которой башҡорт означает «отдельный народ».
  • По мнению известного исследователя тюркских этнонимов Н. А. Баскакова слово башҡорт состоит из двух частей бадж(а) — «свояк», (о)гур — «угр» и означает «свояк угров.
  • По мнению учёного-этнографа Н. В. Бикбулатова этноним башҡорт берёт начало от имени известного по письменным сообщениям Гардизи (XI в.) — легендарного военачальника Башгирда, обитавшего между хазарами и кимаками в бассейне реки Яик.
  • Согласно Д. М. Данлопу (англ.)русск. этноним башҡорт восходит к формам beshgur, bashgur, то есть «пять племён, пять угров». Так как Sh в современном языке, соответствует L в булгарском, следовательно, по мнению Данлопа этнонимы башҡорт (bashgur) и булгар (bulgar) эквивалентны.

Авторы Гайдпарка

  • Злой Русский

    Путин написал, Украина потеряла дар речи

    Читать полностью

  • Uhu Ido КарлаГустава

    Месть Сталина

    Читать полностью

  • Прокруст

    Путин и Лукашенко разуверились в Союзном государстве

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Как рождаются аномальные зоны (для любителей бытовой магии)

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Кто является спойлером на Ваш взгляд: Максим Шевченко или Николай Платошкин?

    Читать полностью

  • Николай Холодов

    Опасные игры на чужом поле

    Читать полностью

  • Галина Иванова

    Кто реально виновен в нынешних событиях?

    Читать полностью

  • Бедный Виктор

    Размышления антипрививочника

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Ковидозный синдром

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Путин помогает Эрдогану

    Читать полностью

  • Николай Холодов

    Реваншистская амнезия Запада

    Читать полностью

  • Галина Иванова

    Давайте проверим: сколько среди нас «антипрививочников»?

    Читать полностью

Татарские женщины

Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!

Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды!» Слово мужа для неё — закон. Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.

Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.

Национальные блюда

Кухня башкир формировалась под воздействием их образа жизни. Зимовка в деревнях и кочевка в летний период сказались на вкусовых предпочтениях нации. Обитатели Башкортостана большие любители мяса, с прохладой относятся к различным специям.

Кочевой образ жизни объясняет тягу к продуктам долгосрочного хранения: отварная, сушеная и вяленая конина либо баранина; мед, злаки и ягоды. Также башкиры большие любители кисломолочной продукции. На праздничном столе можно увидеть казы (конская колбаса), кумыс (сквашенное кобылье молоко), муйыл майы (масло из черемухи).

Национальным блюдом башкир считается бешбармак – мясной суп с куриной лапшой. Помимо этого, к традиционным кушаньям относят: вак-белиш (пирожки с картофелем и мясом), тукмус (суп из гусятины и тонкой лапши), тутырлган таук (фаршированная курица), куырылган (салат из картофеля, рыбы, соленых огурчиков, майонеза и зелени, завернутый в омлетный блинчик).

Краткий экскурс в историю

Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.

У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.

Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.

Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир  таких крупных битв не было.

Древняя Казань

Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.

Салават Юлаев

Традиционная одежда

Традиционная мужская нательная одежда состояла из рубахи и штанов «с широким шагом». Верхней одеждой служили камзолы, легкие прямоспинные расклешенные халаты, суконные чекмени, овчинные шубы и тулупы. Головные уборы – тюбетейки, войлочные шляпы, малахаи, круглые меховые шапки. Обувь – сапоги, кожаные башмаки, ичиги, бахилы, в Приуралье – еще и лапти.

Женская одежда отличалась богатством декоративной отделки. Длинные отрезные по талии платья с оборками (күлдәк), фартуки украшались тканым узором, вышивкой; бархатные камзолы, распашные кафтаны (елән), чекмени из цветного сукна – позументом и серебряными монетами.

Молодые женщины носили нагрудники, сплошь покрытые кораллами, монетами, ювелирными бляхами (на севере и северо-востоке – «муйынїа», на юго-востоке – «сөлтөр», в бассейне реки Дёма – «һакал», который надевали в комплекте с наспинным украшением «иңһәлек»).

«Такыя» – шлемовидная шапочка, расшитая монетами и кораллами, и колпачки, орнаментированные бисером и жемчугом, являлись девичьими головными уборами. На юге замужние женщины надевали на голову «єашмау» – чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной наспинной лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури, в Зауралье – «єушъяулыє» – большое покрывало, украшенное вышивкой, пронизками из бисера, кораллов, мелких монет. Женщины носили также шапки из ценных мехов.

Оригинальная обувь под назв. «єата» или «сарыє» – кожаные сапожки с белыми суконными голенищами, декорированными яркой вышивкой, аппликацией из красного сукна, кумача – бытовала у зауральских башкирок.

Женский костюм дополняли разнообразные украшения из серебра, кораллов, бисера, монет, бирюзы, сердолика, цветного стекла – серьги, браслеты, перстни, косники, застежки.

Принятие ислама

Первые мусульманские захоронения, обнаруженные на территории республики, датируются восьмым веком. Если судить по предметам, размещенным в могиле, то можно сделать вывод о том, что покойные были пришлыми.

На ранней стадии обращения к исламу (примерно в десятом столетии) огромную роль сыграли миссионеры государств Накшбандийа и Ясавийа. Они прибывали в Башкортостан из поселений, расположенных на территории Средней Азии. Основной поток миссионеров шел из Бухары. Это предопределило то, какой религии придерживаются современные башкиры.

В Бухарском царстве исповедовали суннитский ислам, в котором переплелись суфийские и ханифитские представления о трактовке Корана. Однако западные соседи противились подобному толкованию религии.

Когда в десятом столетии миссионеры стали проповедовать ислам, башкиры и волжские булгары, на удивление спокойно это восприняли. В то время как крещение Руси вызвало с их стороны яростное сопротивление.

Языческому народу было сложно перестроить собственное мировоззрение. А вот башкирское понятие о религии гармонично соединилось с представлением о едином Боге, которое прописывалось в Библии. С этого момента Тенгри стал ассоциироваться с Аллахом.

История народа

Впервые упоминания о нации встречаются в летописях Геродота и Клавдия Птолемея. «Отец истории» называл башкир аргиппеями, а вот китайские хроники причисляли их к племенам гуннов. В седьмом столетии встречалось упоминание о Бей-Дин и Бо-Хан, которые идентифицируются как башкиры и волжские булгары.

Примерно в 840 году арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман посетил Уральский хребет и детально рассказал о быте его обитателей. Он описывал их как независимых кочевников с воинственным характером. Упоминал Саллам и о вероисповедании анимизм, которого придерживались древние башкиры.

В их религии было двенадцать божеств, главным считался Дух неба. В верованиях национальности встречались элементы тотемизма и шаманизма.

Кто такие башкиры?

Существует несколько толкований названия национальности. Некоторые историки утверждают, что «башкорт» означает «главный волк», вторые уверены, что слово переводится, как «хозяин пчел».

Основная часть народности вела кочевой образ жизни, специализируясь на разведение коней и занимаясь соколиной охотой. Остальные представители нации предпочли оседлый быт и поселились в деревнях, возделывая земельные участки и разводя пчёл.

В зимнее время года обитали в избах, летом дома кочевников пустели. Они перебирались на пастбища и жили в кибитках. Народ не платил налогов, податей. В рекруты башкиры отправлялись в исключительных случаях. Большинство людей придерживаются мусульманства.

Под властью монголов и русских

В IX веке происходит переселение некоторых башкирских племён в Венгрию. Причиной перехода на новые территории стал поиск новых земель, натиск сильных племён, что старались завоевать покорённые пространства.

Правда, башкиры не стали изгнанниками во время этого переселения. Он не утратили национальной идентичности, хотя вынуждены были смешаться с некоторыми венгерскими этносами.

Башкиры, оставшиеся на своей исконной родине, вынуждены были отражать атаки татаро-монгольских завоевателей. Кочевые народы сражались друг с другом около 14 лет, но башкиры отвоевали право на независимость. С распадом Золотой Орды земли башкир становятся часть Ногайской орды и Казанского ханства.

Снимок Карла Андреевича Фишера «Башкиры Оренбуржья», 1870 год

Присоединение башкирских территорий к Российскому государству не было единовременным. В 1554 году подданными России стали племена, проживающие на северо-западе и западе Башкортостана. Ивану Грозному удалось присоединить остальные земли.

Русский царь предложил башкирам добровольно стать вассалами России. И если прежде подобное соглашение заключалось с монголами, то теперь башкирский народ охотно откликнулся на это предложение.

Башкирская знать осознавала, что поддержка Руси станет важной основой развития для своего народа, а также это гарантировало защиту от воинственно настроенных соседних племён. Но и сами башкиры внесли вклад в развитие истории России

Многие из них принимали участие в Польской и Русско-Шведской войнах.

Франц Рубо «Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II»

Экзотичная красота

Татарки

Рената Зайнуллина — фотомодель, победительница Miss World Fashion 2012

Ох уж эти татарки! Они, конечно же, считаются красавицами среди российских наций, и многих привлекает интересный разрез глаз и цвет кожи — считается, что смуглая кожа на подсознании воспринимается, как признак отменного здоровья.

Татарки всегда притягивают к себе взгляды мужчин, поскольку обладают просто неимоверным шармом.

Черкешенки

Сати Казанова — российская певица и актриса, модель, телеведущая

В рейтинге высокие позиции занимают и черкешенки (среди них абазинки, адыгейки и кабардинки). Визитная карточка этих красавиц — волевой взор и выразительные лица.

Кстати, вторая супруга Ивана Грозного была именно черкешенкой из знатного кавказского семейства. Часть историков даже уверены в том, что именно образ этой женщины стал вдохновением для Александра Сергеевича Пушкина, который описывал Шамаханскую царицу.

Еврейки и башкирки

Майя Плисецкая – советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, педагог, писатель и актриса, народная артистка СССР

Майя Плисецкая, Ляйсан Утяшева… Как не упомянуть этих красавиц в нашем рейтинге? Еврейки и башкирки занимают почётное место в импровизированном списке.

Одной из первых в историю вошла знаменитая балерина Майя Плисецкая — именно она покоряла сердца публики не только удивительными пируэтами, но и красотой.

Ляйсан Утяшева — российская спортсменка, чемпионка мира и Европы по художественной гимнастике. Сейчас работает телеведущей на каналах НТВ, НТВ +, Россия 2. Несколько раз попадала в рейтинг ТОП-100 самых красивых женщин планеты по версии журнала FHM

Бурятки

Не забыли в рейтинге и о бурятках. У этих женщин во внешности есть что-то азиатское, и именно это выделяет буряток «на фоне» славянок.

Мария Шантанова – модель, стала лицом «Nesсafe Gold» в Китае, Гонконге, Тайване и Макао

Удивительной внешностью могут похвастаться многие представительницы этого народа, и конкурировать с другими участницами рейтинга они тоже достойны. Одна из ярких представительниц буряток — Мария Шантанова.

Мордовки

Светлана Хоркина — российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях (1996, 2000)

Мордовки привлекают внимание светлой кожей и светлыми глазами, что в целом создаёт очень нежный образ беззащитности, но в то же время и сексуальности. Говоря о мордовках, нельзя не упомянуть о Светлане Хоркиной — она является классическим представителем описанной выше красивой внешности

Говоря о мордовках, нельзя не упомянуть о Светлане Хоркиной — она является классическим представителем описанной выше красивой внешности.

Религия

По религиозной принадлежности башкиры — мусульмане суннитского направления.

С X века среди башкир распространяется ислам. Арабский путешественник Ибн Фадлан ещё в 921 году встретил одного из башкир, исповедующего ислам.

По мере утверждения ислама в Волжской Булгарии (в 922 году) ислам распространился и у башкир. В шежере башкир племени Мин, проживающих по реке Дёме, говорится о том, что они «посылают в Булгарию от своего народа девять человек, чтобы узнать, что такое вера Магометанская». В предании об излечении ханской дочери говорится, что булгары «послали своих учеников-табигинов к башкирам. Так ислам распространился среди башкир в долинах Агидели, Ика, Дёмы, Таныпа».

Заки Валиди приводил сообщение арабского географа Якута аль-Хамауи о том, что в Халбе тот встретил башкира, прибывшего на учебу.

Окончательное утверждение ислама среди башкир произошло в 20-30-ые годы XIV века и связано с именем золотоордынского хана Узбека, который утвердил ислам в качестве государственной религии Золотой Орды.

Венгерский монах Иоганка, побывавший в 1320-е годы среди башкир, писал о башкирском хане, фанатично преданном исламу.

К древнейшим свидетельствам введения ислама в Башкортостане относятся развалины памятника близ посёлка Чишмы, внутри которого лежит камень с арабской надписью, гласящей, что здесь покоится Хусейн-Бек, сын Измера-Бека, скончавшийся в 7 день месяца мухаррем 739 года хиджры, то есть в 1339 году. Есть также свидетельства того, что ислам на Южный Урал проникал и со Средней Азии. Например, в башкирском Зауралье, на горе Аушташ в окрестностях деревни Старобайрамгулово (ныне в Учалинском районе) сохранились захоронения двух древних мусульманских миссионеров, датируемые XIII веком.

Распространение ислама среди башкир заняло несколько столетий, и завершилось в XIV—XV веках.

Процесс соединения с РФ

Вхождение Башкирии в состав Московского царства произошло, когда Казанское Ханство было повержено. Точный момент датируется 1552 г.. Однако местные старейшины не подчинились окончательно. Они сумели договориться и получили возможность сохранить некую автономию. Ее наличие позволило башкирам продолжить жить по своим укладам. Так, представители национальности сохранили веру и свои земли. Но окончательную самостоятельность сохранить не получилось. Так, башкирская конница принимала участие в сражениях с Ливонским орденом в составе русской армии.

Когда Башкирия официально стала частью России, на территорию автономии начали проникать культы. Государство стремилось взять верующих под свой контроль. По этой причине в 1782 году в нынешней столице республики был утвержден муфриат.
Засилье, наступившее в духовной жизни представителей народа, привело к расколу верующих, который произошел в 19 веке. Мусульмане Башкирии разделились на:

  • традиционное крыло,
  • реформаторское крыло,
  • ишанизм.

Единство было утеряно.

Какую веру исповедуют современные башкиры?

Мечеть в Кантюковке

Башкиры – воинственный народ. Представители национальности никак не могли смириться с захватом. По этой причине с 17 в. в крае начинают проводиться восстания. Больше всего протестов приходится на 18 в. Попытки вернуть прежнюю свободу сурово подавляли.

Однако народ объединяла религия. Он сумел отстоять права и сохранить имевшиеся традиции. Представители национальности и дальше продолжили исповедовать выбранную веру.

Сегодня Башкортостан стал центром для всех людей, исповедующих мусульманскую веру проживающих в России. В субъекте функционируют больше 300 мечетей и присутствуют другие религиозные организации.

Что говорится в культурологи о вероисповедании?

Примечательно, что и верования, которые присутствовали до принятия ислама, до настоящего времени  сохранились у башкир. Если ознакомиться с обрядами представителей национальности, можно явственно проследить проявление синкретизма. Тенгри, в которого когда-то верили древние предки, в сознании народа стал Аллахом.

Идолы же превратились в духов

Примером синкретизма в религии башкир могут служить обереги. Их изготавливаются из зубов и когтей животных, однако нередко дополняют изречениями из Корана, написанными на бересте.

Кроме того, народ отмечает граничный праздник Каргатуй. Он сохранил в себе явственные следы культуры предков. Немало традиций, свидетельствующих о том, что в прошлом башкиры исповедовали язычество, соблюдается и во время других событий, происходящих в жизни человека.

Какие еще религии присутствуют в Башкортостане?

Мечеть Ляля Тюльпан

Несмотря на то, что республика получила свое название благодаря преобладающему народу, проживающему на ее территории, этнические башкиры составляют только четверть от общего количества населения, живущего на ее территории. По этой причине в субъекте РФ присутствуют и другие верования, которые исповедуют иные народности. На территории республики проживают представители следующих религий:

  • православие, пришедшее в субъект с русскими переселенцами,
  • старообрядчество,
  • католичество,
  • иудаизм,
  • иные религии.

Такому разнообразию способствовало многонациональное население республики. Ее коренные жители очень толерантно относятся к иным вероисповеданиям, при этом продолжая чтить свои традиции. Терпимость позволяет представителям разных национальностей мирно сосуществовать друг с другом, создавая неповторимый колорит Башкирии.

Материал подготовил: обществовед, кандидат исторических наук Мостакович Олег Сергеевич

Тенгрианство

До исхода кочевых племен с Урала, они придерживались религии под названием Тенгри. Это имя Бога неба и отца всего живого на планете. По мнению башкир, существует три зоны: земля, участок под и над ней. В каждой из них обитает явная и невидимая область.

Небо подразделялось на несколько ярусов, на самом высоком «этаже» проживал Тенгри-хан. Несмотря на то что у народа отсутствовали какие-либо представления о государственности, они имели четкое понятие о вертикали власти.

Все остальные божества подчинялись Тенгри и отвечали за конкретную стихию либо природную силу. В древние времена народ Башкортостана не верил в загробную жизнь и переселение душ. Они считали, что придет определенный день, когда покойный человек воскреснет в новом теле и будет продолжать существование на грешной земле.

Ирек Зарипов

Когда Иреку было 17 лет, подающий большие надежды спортсмен, попал в серьёзную аварию, утратив возможность ходить. Целеустремлённый парень не забросил спорт, а стал активно заниматься.

Ирек  пробовал себя в различных видах спорта, пока не встретил тренера по лыжным гонкам и биатлону. Был включён в паралимпийскую сборную России.

На канадских трассах Ванкувера Ирек Зарипов завоевал 4 золотые медали. Две биатлонные и две лыжные. Показал всё, на что способен настоящий паралимпиец. В Сочи на 15-километровой гонке стал серебряным призёром. Кроме спортивных медалей, имеет государственные награды.

9

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector