Чеченский костюм

Современные модели

К настоящему времени чеченский национальный костюм не претерпел значительных изменений.

Конечно, современные чеченцы, особенно молодежь, не носят его повседневно, предпочитая городскую моду. Однако многие мужчины носят национальный головной убор – папаху, сохраняя верность традициям. Пожилые мужчины продолжают носить бешмет и черкеску.

Однако национальные традиции прослеживаются в современной моде – распространены кавказские рубашки со стоячим воротником.

В женской моде традиции прослеживаются ярче. На пожилых женщинах можно увидеть широкие темные платья и шаровары.

Молодые женщины и девушки одеваются современно. Но вы вряд ли увидите чеченку в короткой юбке, в платье с открытыми плечами или глубоким декольте.

Свадебный наряд шьется, как правило, в национальном стиле. Он обязательно состоит из нижней рубахи и верхнего платья. Последнее всегда имеет разрез спереди, оно богато декорировано и расшито. Главное украшение – серебряный пояс.

Чеченский национальный костюм широко используется театральными коллективами в качестве сценического костюма. Исполнение зажигательной лезгинки немыслимо в каком-либо другом наряде. И у нас есть прекрасная возможность оценить по достоинству всю красоту этого одеяния.

Чеченский национальный костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru

«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Жителей Центральной России

В Центральной России довольно много республик: мордовская, чувашская, удмуртская, башкирская, марийская и другие, где носили похожую широко скроенную, объемную, теплую одежду. Так как главным делом этих народов было содержание скота, его шкуры и мех обрабатывали и изготавливали весь гардероб. У народов Южной Сибири, а также хантов, манси и народов Амура кроме теплых, присутствовали легкие наряды: платья, рубахи, халаты.

  • Национальной удмуртской одеждой являлся халат — шортдэрем, белого, серого, охристого или красного цветов;
  • Мордовская одежда шилась из тёмного сукна. Для обуви и головных уборов также не использовали яркие краски, лишь цветная вышивка, в качестве отделки, цепляла взгляд;
  • Одежда башкир состояла из приталенного костюма с рукавами на подкладке и глухой застежке — казакин, синего, красного, черного, зеленого, коричневого или желтого цвета. Носили его жители обоих полов, а также военнослужащие;
  • Одежда марийцев традиционно белая, украшена богатой вышивкой;
  • Одежда чувашей была белой и красной, что означало чистоту и жизнь. Белая Чувашская рубаха с ярко-красной тесьмой обязательно надевалась по праздникам;
  • Постоянная одежда тувинцев включала: халат – тон, пояс – кур, головной убор – борт, жилеты – кандаазын, шегедек, хөректээш, куртка – хурме, штаны – чүвүр, обувь – идик, носки – ук, наколенники – дешки, муфту — чулдургууш и украшения — каасталга. Тувинская народность носила длинный халат, стеганые мужское и женское пальто, шубы, тулупы, халаты застегивающиеся на одну сторону — тон, которые подвязывали поясом — кур;
  • Одежда хантов и манси отличалась использованием украшений, сложенных из маленьких кусочков разноцветного меха, по типу мозаики.

Мордовия

Удмурты

Башкирия

Марийцы

Чувашия

Тувинцы

Ханты и манси

Современные модели

К настоящему времени чеченский национальный костюм не претерпел значительных изменений.

Конечно, современные чеченцы, особенно молодежь, не носят его повседневно, предпочитая городскую моду. Однако многие мужчины носят национальный головной убор – папаху, сохраняя верность традициям. Пожилые мужчины продолжают носить бешмет и черкеску.

Однако национальные традиции прослеживаются в современной моде – распространены кавказские рубашки со стоячим воротником.

В женской моде традиции прослеживаются ярче. На пожилых женщинах можно увидеть широкие темные платья и шаровары.

Молодые женщины и девушки одеваются современно. Но вы вряд ли увидите чеченку в короткой юбке, в платье с открытыми плечами или глубоким декольте.

Свадебный наряд шьется, как правило, в национальном стиле. Он обязательно состоит из нижней рубахи и верхнего платья. Последнее всегда имеет разрез спереди, оно богато декорировано и расшито. Главное украшение – серебряный пояс.

Чеченский национальный костюм широко используется театральными коллективами в качестве сценического костюма. Исполнение зажигательной лезгинки немыслимо в каком-либо другом наряде. И у нас есть прекрасная возможность оценить по достоинству всю красоту этого одеяния.

включайся в дискуссию

Кавказ – это очень многонациональный регион России. Бок о бок здесь соседствуют различные народы, тесно взаимодействуя и обмениваясь накопленным за столетия опытом.

Национальный чеченский костюм – яркий пример неповторимого творчества народных умельцев, образец старинных обычаев, свидетельство глубокого взаимодействия чеченского народа с соседними народами. В национальном костюме отразился не только образ жизни горцев и их традиций, но и духовные ценности, вера.

Чеченский народ отличается глубоким уважением и почтением к своим предкам, поэтому и национальный костюм не хранится в музеях, а достаточно широко используется в повседневной жизни.

Образ жизни чеченского народа напрямую связан с материалами, которые издревле применялись в изготовлении национальной одежды. Ткани прялись из овечьей шерсти, широко применялся мех и кожа местных животных.

Сукно, войлок – все было собственного производства. Все костюмы изготавливались только самостоятельно. Практически каждая женщина умела шить или прясть. Мастерство по производству национальной одежды передавалось из поколения в поколение и считалось предметом национальной гордости.

Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.

Чеченская национальная культура своеобразна и самобытна, и при этом универсальна, так как легко взаимодействует с другими культурами, особенно соседних республик, и развивается в симбиозе с ними. Принципы жизни, характер и обычаи – все проявилось в национальном костюме чеченцев. Их традиционный костюм такой же яркий, торжественный, как и сам свободолюбивый народ. Изготавливали наряды исключительно из местного сырья: шубы – из овчины, одежду – из сукна и войлока.

Мужской Костюм

Основной национальный костюм чеченцев состоял из двух частей: бешмета – полукафтана и сужающихся книзу штанов. И то, и другое шили из легких материалов, не стесняющих движения. Бешмет туго сходился на торсе и застегивался на специальные пуговицы, сделанные из шнурка, которые, по сути, являлись плетеными узелками. По длине бешмет на 8-10 сантиметров был выше колен. Рукава кафтана были заужены к концу, на манжетах были такие же пуговицы-узелки. После талии кафтан расширялся, делая фигуру носящего не только крепкой, но и стройной. Мужчины в возрасте носили более длинные и утепленные бешметы. Праздничный вариант шился из цветной блестящей ткани. Эти традиционные полукафтаны служили одновременно и домашней одеждой, и выходной. Бешметы также использовались как форменная одежда казачьих войск.

Праздничный мужской костюм включал черкеску. Она надевалась поверх бешмета. Ее покрой совпадал с покроем кафтана. Черкеска обычно шилась из лучших сортов сукна. Она застёгивалась только на талии и не имела воротника. Рукава спускались ниже кисти, потому их обычно отгибали. Самой интересной частью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – маленькие кармашки, в которых хранились деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия — газыри. Однако к концу XIX в. с появлением многозарядных винтовок газырницы утратили свое первоначальное назначение и остались лишь как часть традиционного костюма. Черкеску носили всегда застегнутой и подпоясанной узким поясом с бляхами, на котором висело оружие чеченца, будь то шашка, кинжал или пистолет.

Характерной частью чеченского национального костюма была бурка – накидка с зауженными плечами, расширяющаяся книзу. Такая накидка была очень удобна всадникам, она защищала от дождя, ветра и жары. По ночам бурка могла служить одеялом.

Традиционный головной убор мужчины-чеченца – конусообразная папаха, сделанная из овчины. Дотронуться до нее означало нанести смертельное оскорбление владельцу. Богатые носили папаху из шкуры бухарского барашка. Летним головным убором была шляпа из войлока.

На ногах чеченцы носили кожаные легкие сапоги до колена, штаны заправляли внутрь. Богатые предпочитали обувать чувяки – мягкие туфли без каблуков, а сверху поверх брюк натягивали ноговицы – вид обуви, закрывающей голени, но без ступней.

В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.

В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.

Женский костюм

Одежда чеченских женщин была более разнообразной по цветовой гамме, моделям и материалу. Наряды отражали возраст и социальный статус женщины. Традиционный наряд состоял из четырех элементов: платья-туники, верхнего платья, пояса и платка.

Туника была длиной до щиколоток, шилась из легких однотонных материалов, имела разрез на груди и маленький стоячий воротничок, застегивавшийся я на пуговицу. Под тунику надевались широкие штаны, внизу собранные в оборку. У праздничного костюма низ штанин был обшит шелком. Чеченка в подобной платье-тунике и штанах, дополнив наряд головным убором, могла свободно выйти на улицу. Рукава туники были длинные и прямые, закрывали кисти рук. В праздничных нарядах длина рукавов могла доходить до пола. Украшением нижнего платья был нагрудник. Его делали из серебра, золота, покрывали камнями. Со временем нагрудники стали делать в виде застежек.

Распашное платье напоминало халат или накидку. Оно застегивалось только на талии на маленькие крючки, чтобы были видны нагрудники. Шили его из бархата, парчи, сукна, атласа ярких цветов, украшали тесьмой, вышивкой, складками, оборками. Такие платья считались слишком яркими для взрослых женщин, поэтому их носили только молодые.

Аксессуары и обувь

Пояс – обязательная деталь одежды у мужчин и у женщин. Женские декорировались пряжками, серебром, драгоценными камнями. Самые красивые пояса передавались по наследству.

Платок – это часть женского наряда. У девушек они из легкой ткани. Замужние женщины носили чухту – особый мешочек, куда укладывали волосы, поверх него надевали платок с бахромой.

Представительницы прекрасного пола всегда носили ювелирные украшения. Это различные браслеты, бусы, кольца, перстни и подвески. Серьги могли быть в форме колец. Были распространены височные подвески. Также украшением можно считать пуговицы на верхних женских платьях.

Первоначально украшения изготовлялись из бронзы, позже стали применять серебро.

Традиционной повседневной обувью чеченского мужчины были мягкие кожаные сапоги. Их длина доходит почти до колен. Богатые люди часто носили чувяки (вид мягких туфель без каблуков), а на голени поверх штанов надевали ноговицы из сафьяна.

Подошва обуви, как правило, не была жесткой, что было очень удобно для наездников и пеших путников в горах.

Женская обувь была разнообразнее. Для ее изготовления применялись кожа, сафьян, войлок, шерсть.

Часто носили род кожаных тапочек как домашнюю и выходную обувь.

Молодые представительницы прекрасного пола также носили туфли без задников. У них была жесткая подошва и имелись каблуки. Некоторые женщины носили сафьяновые сапоги. Они тоже были с каблуком и могли иметь украшения.

Еще один вид обуви – ботинки. Они шились по ноге из нескольких кусков кожи и выглядели очень изящно.

Свадебный наряд

Чеченское платье невесты могло быть разных оттенков, не обязательно белого, как во многих европейских государствах. Но в советский период чаще использовалась именно белоснежная гамма – знак непорочности и чистоты.

Чеченские пары были не против наряжаться в самый важный день (даже сегодня) в традиционный наряд, в котором исполняли национальный танец. Торжественное платье состояло из двух слоев (как и повседневное) – из туники и верхнего платья. Но в этот день оно обязательно из лучших тканей – шелка, органзы, атласа и т.д. Особенно богато украшают нагрудник наряда.

Верхнее платье делали из дорогого шелка или тяжелого атласа. Оно имело длинные рукава (доходили до пола). Украшали тесьмой из бисера, стразами и жемчугом. Привычная для многих народов фата заменялась на платок из шелка.

Вы знали, что на свадьбах, которые соответствовали традициям, невесте было принято дарить много драгоценностей, которые она демонстрировала в свадебном танце? Главный элемент украшения девушки – серебряный пояс. Его дарил жених перед церемонией.

Одежда для торжеств

Праздничный чеченский костюм шился из яркой и блестящей ткани. Поверх бешмета в особых торжественных случаях надевалась черкеска, покрой которой совпадал с покроем кафтана. Черкеску, как правило, шили из сукна высшего качества. Она не имела воротника и застёгивалась исключительно на талии, подчеркивая стройность стана. Рукава были довольно длинными, ниже кисти, поэтому их огибали. На черкеске по обеим сторонам груди нашивались газырницы. Это маленькие кармашки, которые предназначались для хранения трубочек из дерева с зарядами для оружия. Со временем они утратили свое предназначение. Однако на костюме они сохранились, как дань традициям чеченского народа. Черкеску никогда не носили расстегнутой. Ее подпоясывали узким поясом, на котором висело оружие — кинжал, шашка или пистолет.

Особенности

Если внимательно понаблюдать за одеянием этих горских людей, то можно заметить, что его отличительной чертой являются многочисленные функциональные и декоративные детали и аксессуары, и именно в них отражаются особенности жизни чеченцев. Так, например, в гардеробе представительниц этого народа особое место занимают платки. Замужняя чеченка никогда не позволит себе выйти в общество с открытой головой. Для мужчин папаха — обязательный чеченский головной убор. Да и вообще, покрытия для головы являются не просто элементами одежды, аксессуарами, а символами, которые для представителей сильного пола обозначают мужество, а для женщин — целомудрие, то есть сохранение сакральной чистоты. Если кто-то рукой дотронется до папахи, водруженной на голову мужчины, он нанесет ее хозяину смертельное оскорбление. Даже в бою мужчина не снимал свою папаху перед соперником, а воин, потерявший ее, терял честь и достоинство. Зная об этом, враг желал непременно сбить с головы чеченца символ его чести. А вот сила женского платка имела другой эффект. Чеченка могла вмешаться в кровавую схватку и бросить между дерущимися свою косынку, что означало прекращение борьбы. И горе тому мужчине, который бы не уважил такое волеизъявление женщины. Национальный костюм чеченцев имели несколько вариантов: мужской, женский, праздничный, боевой и свадебный. Что же касается детских нарядов, то они повторяли взрослые с небольшими изменениями. Так, например, мальчики до 14 лет не носили кинжала. И его появление на поясе говорило о переходе в другую возрастную категорию. Кинжал — городость и обязательный атрибут юноши.

Презентация на тему «Чеченский национальный костюм».

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ Чеченский народный костюм.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Чеченский народный костюм

Одним из важнейших элементов культуры каждого народа является его национальный костюм. Традиционная одежда чеченцев является отражением исторического, этнического и даже экономического характера. В различных деталях наряда можно найти взаимодействие разных культур, хотя весь костюм изготавливался из местного сырья. Шапки и шубы делались из овчины, здесь же шилась кожаная обувь, а саму одежду делали из сукна и войлока, которые также получали из шерсти домашних животных.

1. Папаха – головной убор чеченцев. Шилась из овчины и каракуля. Головной убор на Кавказе – символ мужества. Дотронуться до папахи мужчины означало нанести смертельное оскорбление, что могло закончиться трагически. Немало историй о том, как мужчины умирали, не сняв папахи перед врагами, не потеряв свою честь и достоинство. 2. Патронташи — газырницы, куда вставлялись заряды для оружия, пришивались по обе стороны черкески на груди. 3. Бешмет — полукафтан, который подчеркивал силуэт горцев, их мужественную фигуру. Он туго обтягивал торс и с талии расходился вниз почти до колена. Воротник-стойка застегивался на шее несколькими пуговками и почти полностью закрывал ее. Бешмет обычно состоял из легких материалов, которые не стесняли движений. Праздничные варианты бешмета шились из красивых и блестящих материалов, таких как атлас, и могли удивить разнообразием цветов.

4. Пояс. На талию повязывался тонкий кожаный пояс, куда вставлялся кинжал (шашка). 5. Кинжал — важный элемент в национальном костюме чеченцев. 6. Черкеска напоминала накидку, которая застегивалась на талии и расширялась книзу. Длина черкески обычно была ниже колен, однако взрослые мужчины могли носить и длиннее. 7. Кожаные сапоги — традиционная обувь к национальному костюму. Легкая обувь, которая поднималась до самого колена. Туда же заправлялись штаны, которые так же были сшиты из лёгкого материала и сужались книзу, чтобы их удобнее было заправлять в сапоги.

Чеченская женщина – это красавица, которой не нужно подчеркивать свою привлекательность нескромными вырезами и откровенными платьями. Одного взгляда её тёмных глаз, одного взмаха головы достаточно, чтобы покорить любого мужчину. Именно это подчеркивают национальные чеченские свадебные платья. Они не открывают ничего лишнего, но делают девушку неотразимой. Но кавказские национальные свадебные платья, это не только дань моде, а и вековые традиции. Так истинно чеченское платье должно обязательно состоять из нижней рубахи, со стоячим воротом. Символизирующей скромность девушки. Украшает рубаху верхнее платье, не слишком пышное, но богато расшитое и изукрашенное. Неотъемлемой деталью его является разрез спереди, делящий платье, словно на два лепестка. Серебряный пояс и роскошная шаль на голове придают платью особую нарядность, а девушке королевский вид. Пояс выполняет, как правило, из чистого серебра, а шаль богато украшается кружевом, ведь восточная женщина – настоящая драгоценность, требующая соответствующей оправы.

1. Платок — кортали, женский головной убор, дополнял наряд. Молодые девушки и женщины повязывали на голову длинные платки и шарфы из лёгкого материала. Пожилые женщины носили большие платки с бахромой и мешочек, куда закидывались волосы (чухта). В чухту женщины закидывали заплетенные косы и надевали на голову, как шапочку, чтобы волос не было видно, а поверх накидывался большой платок. Чеченские женщины носили платок, как символ целомудрия. Он считался символом общественного могущества, сохранения чистоты женщины. 2. Нагрудники. На нижнее платье пришивались так называемые нагрудники. Это украшение на платье делалось по заказу, исходя из фантазии и финансовых возможностей заказчика. Нагрудники делались из серебра, с камушками, порой даже покрывались золотом. Со временем эти пластины стали делать в виде застежек нижнего платья. 3. Пояс придавал одеянию особую красоту. Он делался индивидуально на заказ, чаще всего из серебра. Эта деталь национального костюма считается самой ценной. Иногда серебро покрывалось золотом, украшалось камнями, различной гравировкой. Самые красивые пояса считались фамильной драгоценностью и передавались из поколения в поколение. Девушки получали его в подарок от матери накануне свадьбы.

Костюмы мира. Национальный чеченский костюм.

Чеченцы веками занимались овцеводством, они замечательно разбираются в обработке и прядении шерсти. Именно этот материал взят за основу изготовление костюма. Помимо шерсти, использовался мех и кожа.

Мужской костюм преимущественно темного цвета, а нижняя рубашка обязательно контрастного оттенка. Цвета женских нарядов очень разнообразны. Яркие платья носили молодые женщины, а пожилые – спокойные по цвету одеяния. Традиционные цвета для платья – зеленый, желтый, красный и черный.

Мужскую одежду шили из шерсти, меха, кожи. Женскую – из парчи, атласа, шелка, органзы. Наряды чеченцев достаточно закрытые, при этом они удобные и не сковывают движения.

Дополнительно к костюму шли:

Платье невесты могло быть любого цвета, не только белого.

Свадебное платье состояло из двух элементов – туники и верхнего платья. Обязательно из – шелка, органзы, атласа и т.д. Особенно богато украшают нагрудник наряда.

Верхнее платье шили из дорогого шелка или тяжелого атласа. У него были длинные рукава. Его украшали тесьмой из бисера, стразами и жемчугом. Фата заменялась платком из шелка.

Главный элемент украшения девушки – серебряный пояс, который дарил жених перед церемонией.

Элементом костюма обязательно был пояс. Молодые девушки носили косынки из легкой ткани, а женщины старшего возраста – платок из ткани поплотней. Чеченские женщины носили ожерелья, кольца, браслеты, броши из серебра или бронзы.

Мужская обувь – это сапоги ниже колен из кожи.

Обязательный аксессуар в мужском костюме – папаха из овчины конусообразной формы.

Чеченцы чтут традиции, соблюдают их и сейчас. Молодежь наряжается в национальный костюм в основном на праздники. Мужчины же носят папахи даже с деловым костюмом.

И сегодня пожилые чеченцы носят черкеску и бешмет. Женщины также носят длинные платья и покрывают голову.

Свадебные костюмы делают адаптированными национальными нарядами.

Заключение

Культура Кавказа универсальна. Обычаи, принципы и характер народа отражается в национальной одежде чеченцев. Традиционный наряд яркий, как и сам свободолюбивый народ.

Источник

Имена

Чеченские имена включают в себя три составляющих:

  1. Заимствованные из других языков имена, преимущественно через русский язык.
  2. Исконно чеченские имена.
  3. Имена, заимствованные из арабского и персидского языков.

Большое количество старых имен образовано от названий птиц и животных. Например, Борз — волк, Леча — сокол. Есть имена, содержащие структуру глагольной формы, имена в форме независимых причастий, образованные от прилагательных и качественных прилагательных. Например, Дика переводится «хороший». Есть в чеченском языке и составные имена, которые составлены из двух слов: солтан и бек. Из русского языка заимствованы в большей части женские имена: Раиса, Лариса, Луиза, Роза.

Важно при произношении и написании имен помнить о диалекте и его различиях, так как произнесенное по-разному имя, может иметь разный смысл, например, Абуязид и Абуязит, Юсуп и Юсап. В чеченских именах ударение всегда падает на первый слог

Презентация на тему «Чеченский национальный костюм».

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ Чеченский народный костюм.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Чеченский народный костюм

Одним из важнейших элементов культуры каждого народа является его национальный костюм. Традиционная одежда чеченцев является отражением исторического, этнического и даже экономического характера. В различных деталях наряда можно найти взаимодействие разных культур, хотя весь костюм изготавливался из местного сырья. Шапки и шубы делались из овчины, здесь же шилась кожаная обувь, а саму одежду делали из сукна и войлока, которые также получали из шерсти домашних животных.

4. Пояс. На талию повязывался тонкий кожаный пояс, куда вставлялся кинжал (шашка). 5. Кинжал — важный элемент в национальном костюме чеченцев. 6. Черкеска напоминала накидку, которая застегивалась на талии и расширялась книзу. Длина черкески обычно была ниже колен, однако взрослые мужчины могли носить и длиннее. 7. Кожаные сапоги — традиционная обувь к национальному костюму. Легкая обувь, которая поднималась до самого колена. Туда же заправлялись штаны, которые так же были сшиты из лёгкого материала и сужались книзу, чтобы их удобнее было заправлять в сапоги.

Чеченская женщина – это красавица, которой не нужно подчеркивать свою привлекательность нескромными вырезами и откровенными платьями. Одного взгляда её тёмных глаз, одного взмаха головы достаточно, чтобы покорить любого мужчину. Именно это подчеркивают национальные чеченские свадебные платья. Они не открывают ничего лишнего, но делают девушку неотразимой. Но кавказские национальные свадебные платья, это не только дань моде, а и вековые традиции. Так истинно чеченское платье должно обязательно состоять из нижней рубахи, со стоячим воротом. Символизирующей скромность девушки. Украшает рубаху верхнее платье, не слишком пышное, но богато расшитое и изукрашенное. Неотъемлемой деталью его является разрез спереди, делящий платье, словно на два лепестка. Серебряный пояс и роскошная шаль на голове придают платью особую нарядность, а девушке королевский вид. Пояс выполняет, как правило, из чистого серебра, а шаль богато украшается кружевом, ведь восточная женщина – настоящая драгоценность, требующая соответствующей оправы.

1. Платок — кортали, женский головной убор, дополнял наряд. Молодые девушки и женщины повязывали на голову длинные платки и шарфы из лёгкого материала. Пожилые женщины носили большие платки с бахромой и мешочек, куда закидывались волосы (чухта). В чухту женщины закидывали заплетенные косы и надевали на голову, как шапочку, чтобы волос не было видно, а поверх накидывался большой платок. Чеченские женщины носили платок, как символ целомудрия. Он считался символом общественного могущества, сохранения чистоты женщины. 2. Нагрудники. На нижнее платье пришивались так называемые нагрудники. Это украшение на платье делалось по заказу, исходя из фантазии и финансовых возможностей заказчика. Нагрудники делались из серебра, с камушками, порой даже покрывались золотом. Со временем эти пластины стали делать в виде застежек нижнего платья. 3. Пояс придавал одеянию особую красоту. Он делался индивидуально на заказ, чаще всего из серебра. Эта деталь национального костюма считается самой ценной. Иногда серебро покрывалось золотом, украшалось камнями, различной гравировкой. Самые красивые пояса считались фамильной драгоценностью и передавались из поколения в поколение. Девушки получали его в подарок от матери накануне свадьбы.

Современные модели

Вернемся в настоящее. Стоит отметить, что в отличие от многих других народностей, чеченцы чтут традиции и активно соблюдают их по сей день. Молодежь зачастую наряжается в национальный костюм только на праздники, в остальное время предпочитают современную моду. Но мужчины не отказываются носить папахи даже с деловым костюмом.

И сейчас пожилые чеченцы носят черкеску и бешмет. Женщины не отказываются от длинных платьев, покрывают голову.

Чеченские дизайнеры, желая соединить прошлое и настоящее в культуре, создают одежду, ориентируясь на особенности национальных костюмов. Например, модные коллекции включают кавказские рубашки с воротником типа “стойка” на одной пуговице.

Аксессуары и украшения также в тренде. Это подвески, обувь, пояса, головные уборы. Часто свадебные костюмы выступают адаптированными вариантами национальных торжественных нарядов прошлых веков.

Женский национальный костюм

Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.

Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме.

Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.

Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.

Нижнее платье

Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.

Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.

Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.

Верхнее платье

Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.

У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.

Речь пойдёт о папахе.

Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:

  • долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
  • в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
  • с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
  • с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
  • перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
  • во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.

Грузинская шапка из овчины

Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.

Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы.

Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.

Трухменки подразделяются на следующие виды:

Предназначение

Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:

Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.

  • Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
  • Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
  • Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
  • Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
  • Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector