Тайны чувашского костюма
Содержание:
- Разновидности
- Традиционный костюм – традиционные материалы
- Женские украшения с бисером
- Чувашский национальный костюм
- Чувашская одежда в современной культуре[править | править код]
- Ход НОД:
- Презентация на тему: » Чувашский костюм.. Чувашская народная одежда и украшения — богатейшее наследие материальной и духовной культуры прошлого. В их тысячелетних традициях.» — Транскрипт:
- Верхняя одежда и обувь
- Ход работы.
Разновидности
Женский
Женские рубахи вышивали по левой и правой стороне прорези на груди, на рукавах, по швам и подолу. Фундаментальным цветом вышивки был красный, а очертания оформлялись черными нитками. В вышивке попадались желтый, зеленый, и, реже — темно-синий цвет. Вышивка на груди выполнялась в форме розеток и ромбов.
Сложный асимметричный мотив вышивки присутствовал на рубахах женщин, состоящих в браке. Подол был вышит скромно и ритмично – на нем перемежались полосы разного размера, геометрические узоры и нашивки.
Набедренники носили в будни и праздники. При их изготовлении использовали нити из шелка и шерсти, вышивали фигуры, напоминающие деревья, листья, цветы, использовали нашивки. Набедренники украшались бахромой коричневого (или синего) цвета, которая придавала живость костюму во время движения.
Костюм девушки смотрелся скромно, в нем было немного вышивки, на рубахе отсутствовали нагрудные узоры (кеске), нарукавные узоры и наплечники. Считалось, что невзрачное, но опрятное одеяние сильнее оттеняет красоту и обаяние молодой женщины.
Головные уборы — сурпан, масмак, хушпу, пус тутри, надевали женщины в браке. Головной убор молодой женщины, назывался тухья.
Детский
В детском костюме отсутствовали статусное убранство и роскошная вышивка. Рубахи были простыми, из хлопковой или льняной ткани, штаны для маленьких детей шили с вырезом, штаны для детей постарше — без выреза. Также шили платья и тулупы.
Нарядная одежда девочек была простой, она декорировалась готовой тесьмой, пришиваемой на подол, либо незатейливым узором. На голову надевали простые украшения из бус и тесьмы. Девочки старшего возраста могли носить расшитое украшение с бисером (сара), крепившееся к поясу сзади.
Ворот рубашки мальчика украшали однотонным орнаментом.
Мужской
Мужской костюм включал в себя рубаху кепе, штаны (йем), сапоги, валенки, шляпу и шапку. Он был гораздо скромнее украшен вышивкой, нежели женский, но декор был тяжеловеснее. Знаки неба на плечах, огня на груди подчеркивали мужественность и значимость.
Халат из домотканой ткани белого цвета назывался шупар. На нем вышивали знаки огня и использовали шелковые нашивки. Вышивка располагалась на груди, плечах, спине, рукавах, подоле, но орнамент практически не копировал орнамент женского костюма. Фигуры вышивки изображали лошадей, растения, человеческие руки
Особое внимание уделялось наспинным колоритным узорам, а на рукаве вышивали знак границы миров
Мужской костюм дополнялся суконными шляпами с полями, меховыми шапками селек. Вышивка на них в основном изображала солнце и звезды.
Молодые парни носили платок на плечах, как символ того, что невеста выбрана и скоро состоится свадьба. Девушка прикладывала все свои умения к изготовлению платка и передавала его парню, принимая предложение о замужестве. Платок жених надевал во время свадьбы.
Традиционный костюм – традиционные материалы
По вековым традициям одежду чуваши делали сами. Полотно из конопли и льна, овечью шерсть ткали женщины в каждой семье. Девочек прясть, ткать и вышивать учили с детства. Для шитья верхней одежды использовали домашнее сукно, кожу, войлок.
Основным цветом в одежде был белый – естественный цвет полотна. Для придания большей белизны ткани выкладывали на снег ранней весной под яркие лучи солнца.
Цветные нити для вышивки получали окрашиванием пряжи отварами из коры дуба, корней и листьев марены и других растений.
Рубахи кепе из конопляного полотна носили и мужчины и женщины. Отличались они длиной, разрезом по вороту и обережной вышивкой.
Особенности женских нарядов
Летняя одежда
На женских рубахах вырез ворота был посредине, в орнаменте – обереги в виде Солнца. Считалось, что особые узоры защищают от злых духов. Вышивка и тесьма, которой закрывались швы, были чаще всего красного цвета. Он символизировал жизнь. Женщины поверх рубах носили фартуки или передники, тоже обильно вышитые. Не зря Чувашию называют краем ста тысяч узоров! На ноги надевали штаны, так как длина рубахи была примерно до середины икры. Комплект дополняли пояс сара и украшение на бёдрах яркая с вышивкой шёлком и шерстью, с бахромой. Орнамент символизировал устройство Вселенной.
Тёплая одежда
Верхней «демисезонной» одеждой у женщин были кафтан-халаты или суконные кафтаны. Зимней одеждой – овчинные шубы в талию.
ВАЖНО. Чем больше сборок было на шубе, тем богаче её хозяйка: больше шкур использовано при пошиве!. Одежда для девочек
Одежда для девочек
По одежде девочек можно было узнать и их семейное состояние: в верхней части рубашки у сирот вышивали одну косую полоску вместо двух. Другим украшением были простые узоры по подолу. С 12-14 лет девочки сами готовили приданое.
Головные уборы
Тухъя – шапочка незамужних девушек — похожа по форме на русский воинский шлем. Вышивка, бисер и прикреплённые в особом порядке монеты закрывали всю поверхность шапочки. Тухъи носили до замужества, а потом передавали младшей сестре.
Замужние женщины в будни носили сурпан – покрывало в виде полосы белой ткани с вышивкой. По праздникам – хушпу: шапку, полностью покрытую бисерной вышивкой и серебряными монетами. От затылка до пояса (иногда и ниже) к хушпу прикреплялась хури – широкая полоса также с рядами монет и бисерной вышивки. Чем длиннее хури, тем богаче её обладательница.
Женские украшения с бисером
Комплексы украшений с серебряными монетами, деталями из бисера и дорогих камней составляют:
- женские головные уборы (хушпу);
- наряды на шею и грудь (у чувашей они называются ама, алка, мая);
- браслеты и кольца (они же сула и сере);
- маленькое зеркальце, которое крепится на пояс (тёкер);
- кошелёк для пояса (енчёк)
- подвески на пояс (йёс хуре).
Свадебный костюм
Чувашский наряд для свадьбы имел следующие интересные детали:
- платье невесты украшалось бисером, раковинами и монетами, создавая крупный и сложный узор, дополненный специальным головным убором;
- рубаха, передник и верхняя одежда невесты украшалась шикарной вышивкой, кроме того, девушка надевала кольца, браслеты, подвески и кошелёк с маленьким зеркальцем на пояс (стоит отметить, что данный наряд весил около 16 кг.);
- свадебный чувашский костюм имел одну немаловажную деталь, такую как – перкенчек (большой белый материал или покрывало) с богатыми вышивками по краям, под которым находилась невеста в течение определённого времени, после чего покрывало убирали и девушку переодевали в костюм замужней женщины;
- жених наряжался в рубашку и кафтан с широким цветным поясом, а также надевал перчатки, сапоги и шапку из меха с монетой в области лба.
Детские костюмы
Детские чувашские народные костюмы отличались богатством и роскошью вышивки. Одежды для девочек были довольно простыми и украшались тесьмой или несложными узорами, которые пришивали на подол. Голову покрывали обычными украшениями с бусами и тесьмой. Старшие девочки носили украшение с бисером, которое крепилось на пояс со стороны спины.
Костюмы для маленьких мужчин были достаточно простыми и отличались лишь ярким орнаментом на вороте.
Женские шапки и покрывала
В стародавние времена женские чувашские головные уборы были представлены шапками и покрывалами.
К покрывалам относились сурпаны (повязки на голову) различной длины, чалмы, платки и покрывала невесты, которые предназначались исключительно для замужних женщин.
Украшения-обереги
В богатом национальном костюме чувашки имеется очень много мелких, но достаточно важных деталей и украшений, указывающих на принадлежность, возраст и социальное положение женщины.
Многочисленные украшения женских нарядов (монеты, раковины, бисер) в первую очередь являются защитой от злых духов, неприятелей и различных опасностей. На праздники или свадьбы чувашки надевали полный набор украшений-оберегов, который весил больше 10 кг.
Чувашский национальный костюм
В народных одеждах – сочетании цветов и применении орнаментов, декоративных деталях и функциональности кроя – мы находим информацию о менталитете народа, о его условиях жизни и деятельности, ценностях и культурных традициях. Чувашский национальный костюм богат разнообразными головными уборами, славится нарядностью одежд, обильно украшенных вышивкой, бисером, монетами и ракушками.
Чуваши – тюркоязычный этнос с древней историей. Принято выделять три этнографические группы: верховые, средненизовые и низовые (обитающие на юге и за пределами Чувашии) – по течению реки Волги. Раньше по деталям одежды можно было определить, откуда человек родом. Имелись свои региональные особенности узоров, принятый для той или иной области цвет платья. Безусловно, всегда и для всех народная одежда и украшения имели обереговые функции. Костюм согревает в холод, лёгкие ткани защищают от жары. А орнамент – это красочная демонстрация неразрывных связей человека и природы, родных мест, корней.
Основа чувашского костюма – белая рубаха. Для женщин – длинная, до щиколоток. Поверх надевали фартук или передник, кафтан или халат. Зимой – суконные штаны и шубу из овчины. Мужская рубаха была до колен и подвязывалась поверх брюк пояском. Вышивкой украшали только праздничную мужскую одежду, чем богаче узор – тем праздничнее.
Отдельные элементы чувашского национального костюма были в ходу до начала прошлого века. Сейчас бережно сохранённые традиции и мастерство рукодельниц позволяют нам любоваться красочными нарядами в музейных коллекциях, этнографических музеях, на концертах фольклорных коллективов, во время национальных праздников. Не зря Чувашию называют «краем ста тысяч песен и вышивок». Традиции здесь чтут, а рукоделием занимаются с самого раннего детства.
Самая ценная вышивка была двусторонней – без швов и узелков. Чёрным выполнялись основные элементы узора, красный использовался для заполнения. Сочетание белого (полотно) с красным (цветом благополучия и счастливой полнокровной жизни) – сакральная гамма. Но вообще вышивальщицы использовали все цвета: зелёный – цвет природы, жёлтый – солнца, синий – неба.
Головные уборы и украшения
Эти шапочки – настоящие шедевры народного искусства. По головному убору можно было определить, замужем девушка или нет. До свадьбы носили тухья, после – только хушпу. Повседневная облегчённая, но всё так же нарядная ленточка для головы называется масмак.
Круглая тухья как правило имела бисерное навершие-шишечку, а по бокам и на ушах украшения делались из монеток. Женщины в повседневности повязывали белый шарф сурпан с вышивкой на концах. Богатую хушпу надевали только по праздникам, верх у такой шапочки открыт, а сзади до пояса идёт широкая полоска ткани, обильно украшенная монетами и бисером.
В комплекс украшений женского чувашского национального костюма входят также нагрудные и шейные наряды (шуклеме и ама), браслеты и кольца, поясные подвески с кошелёчками и зеркальцем. Перевязь через левое плечо (тевет) девушки носили во время больших праздников и надевали на свадебное торжество (полное обмундирование невесты могло весить около 20 кг!), эта широкая полоска холста была вышита бисером, рядами монет и ракушек.
Чувашская одежда в современной культуре[править | править код]
С 1930-х годов традиционная одежда повсеместно стала замещаться одеждой городского типа. Однако в сельской среде национальные комплексы сохраняются до настоящего времени почти повсеместно, особенно в отдаленных районах. Главным образом, они используются в качестве праздничной и обрядовой одежды, а также в фольклорно-сценической деятельности. Традиции народного костюма развиваются в творчестве многих народных мастеров и художников, в работе предприятий народных художественных промыслов.
Современные художники-модельеры не реконструируют традиционный наряд, а создают костюмы-образы на основе ассоциативных представлений и изучения музейных подлинников. Они стремятся понять происхождение и значение узоров, сохранить ценность ручной работы и натуральных материалов. Наиболее активные и талантливые участвуют в престижных конкурсах современной моды на региональном и российском уровнях.
Сельские мастера изготавливают праздничные костюмы для проведения национальных свадеб в селах и городах. В таких «обновленных» нарядах подчас используются подлинные головные уборы хушпу и украшения. Они по-прежнему сохраняют своё значение в качестве важнейшего смыслового, эстетического и сакрального центра чувашского костюма.
Ход НОД:
Воспитатель вместе с детьми под чувашскую мелодию заходит в группу и встает в круг.
1. Художественное слово.
Здравствуйте, дорогие друзья. У нас сегодня необычный день,но для начала я вам предлагаю пожелать друг-другу хорошего настроения:
(Пожелания по кругу, сопровождаемые самомассажем).
Я желаю, чтобы уши слушали внимательно.
Я желаю, чтобы глаза все видели.
Я желаю, чтобы голова думала правильно и не ошибалась.
Я желаю, чтобы рот говорил красиво.
Я желаю,чтобы руки рисовали аккуратно.
Я желаю,чтобы тело было здоровым.
Желаю всем счастья!
2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма
-Ребята посмотрите,пожалуйста,как необычно я сегодня одета! Как вы думаете,как называется мой наряд (чувашский национальный костюм).
Я вам хочу рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне (Фартук, платье, шапочка). Моя шапочка называется по-чувашски- тухъя, платье- кепе, а фартук-саппун.
Все,что вы видите,это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета,ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка-это достояние и гордость чувашского народа. Ею занимались буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов применялись бисер, монеты.
Красивый узор на одежде называется орнамент. Самое примечательное в чувашских орнаментах, что они созданы из геометрических узоров, близких по виду треугольников, квадратов, ромбов, полос, кружочков. По цветовой гамме наиболее распространенными являются красный, желтый, зеленый, черный и синий цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Ребята, а как вы думаете что означает желтый цвет?
Подскажу я вам загадкой.
Золотое блюдечко по небу катается,
Людям улыбается. Что это? (солнышко)
Правильно,желтый цвет-это символ солнца,дающего тепло. Чуваши считают,что пока солнце восходит,мир живет,а вместе с ним живет все,что есть на земле : цветущие луга, пшеничные поля и человек.
Ребята, а что означает зеленый цвет? (растительный мир)
Синий цвет-свод неба
Черный-земля (предки в большей части занимались земледелием)
3. Ребята, сейчас я предлагаю поиграть в игру «Выполни задание»
Я буду говорить слова на чувашском языке и выполнять действия по значению этого слова, а вы повторяйте за мной движения.
Ала супар-хлопают в ладоши;
Ала секлер-поднимают руки вверх;
Весер-движения определяющие полет птиц;
Ишер-плавательные движения;
Ларар-приседают;
Тарар-встают;
Сикер-прыжки на двух ногах;
Чупар-бег на месте.
Молодцы! На чувашском языке значит маттур.
А сейчас, ребята, я вас приглашаю в свою творческую мастерскую, где мы с вами станем чувашскими художниками и будем разукрашивать чувашское платье. Скажите, а какие же цвета вы будете использовать в своей работе?
4. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь
(В качестве помощника используется кукла в чувашском наряде, которая гладит детей по головке и говорит «Маттур»)
5. Совместный анализ детских работ.
-Заканчиваем рисовать,наводим порядок на столе. Какие вы молодцы, маттур! Поработали на славу. Какие цвета вы использовали в своей работе и что они означают? (индивидуальное обращение к детям)
-Ребята, вы настоящие художники, мастера и умельцы! Ваши узоры получились яркие и очень красивые. Возьмите,пожалуйста, свои работы отнесем их на выставку.
Посмотрите,ребята, какая красивая выставка чувашских платьев получилась.
Презентация на тему: » Чувашский костюм.. Чувашская народная одежда и украшения — богатейшее наследие материальной и духовной культуры прошлого. В их тысячелетних традициях.» — Транскрипт:
1
Чувашский костюм.
2
Чувашская народная одежда и украшения — богатейшее наследие материальной и духовной культуры прошлого. В их тысячелетних традициях сосредоточены связи времен, племен, народов, различных географических регионов Азии и Европы. По своей форме, характеру, содержанию, стилю орнаментации костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни.
3
Для изготовления одежды у чувашей употреблялся произведенный в домашнем хозяйстве материал — холст, сукно, кожа и т.п., для пошива праздничной и выходной одежды приобретали фабричные ткани. Из домотканого (изо льна или конопли) холста различных расцветок чуваши шили нательную одежду — рубахи кепе, штаны йем, детали головных уборов. Верхнюю одежду — кафтаны сахман, халаты шупар/пустав, чапаны асам шили из сукна, а шубы керек и тулупы талап — из овчины домашней выделки. Шубы, пошитые с отрезной наспинной частью и множеством складок были предметом особой гордости их владельцев и воспевались в песнях.
4
Мужской чувашский костюм Мужской чувашский костюм состоял из длинной, почти до пят, белохолщовой рубахи туникообразного покроя, штанов, скреплявшихся на талии шнурками, халата, носившегося поверх рубахи, шляпы. В повседневности чуваши обувались в лапти с онучами, а состоятельные крестьяне и постоянно имели кожаную обувь. В зимнее время гардероб дополнялся теплой одеждой — шубой, тулупом, меховой шапкой, варежками и валенками.
5
В XX в. мужской костюм чувашей вытесняется общеевропейским. Поэтому судить о нем можно лишь по сохранившимся в музеях отдельным образцам. Обычный чувашский мужской костюм состоял из холстяной рубахи туникообразной формы с косой застежкой воротника, длиной несколько ниже колен, нешироких штанов и однотонной безрукавки с прямой спиной. Особо богато расшивалась рубаха у старших мужчин излюбленными красно- бордовыми узорами с черным контуром. В отличие от многих народов Урала одежда чувашей более лаконична, с резким отличием между более патриархальными формами костюма верховых и низовых групп.
6
Женский чувашский костюм Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского чувашского костюма входили полотенцеобразный холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат-енчи надевали хушпу, а вирьялы закрепляли сурпан вышитой повязкой масмак.
7
Размеры и формы сурпана и хушпу различались у низовых и анат-енчи: так у анат-енчи хушпу имел форму усеченного конуса, а у низовых — полусферическую форму с отверстием в центре. Девушки носили шапочку тухья, аналогичную по форме хушпу у низовых, но с закрытым остроконечным верхом или же без острия, расшитую бисером и бусинками, украшенную плотно нашитыми серебряными монетами. Девичья застенчивость, скромность и мягкий характер, вместе с этим богатство души, чистота внутреннего мира отражены в этом уборе.
8
Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.
9
Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти, а также множество украшений: шитые из монет сюха, май сиххи, нагрудные — ама, шюлкеме, перевязь — тевет, наспинное — пусь хысе, подвески к поясам — сара, к сурпанам — сурпан сякки. Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача.
10
Чувашская вышивка В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат- енчи и анатри — крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины каури.
11
Работу выполнил: Смирнов Максим.
Верхняя одежда и обувь
В качестве демисезонной одежды использовались халаты пустав, кафтаны сăхман, зимней — приталенные шубы кĕрĕк, для дальних поездок надевали длинные объемные тулупы из овчины или прямоспинные суконные чапан. Мужские головные уборы не отличались многообразием: бытовали суконные шляпы с полями, меховые шапки çĕлĕк.
Повседневной обувью были сплетенные из липового лыка лапти (çăпата), которые верховые чуваши носили с черными суконными онучами, а низовые — с белыми шерстяными или суконными чулками (тăла чăлха). Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или башмаки, в верховой группе — высокие сапоги в гармошку. С конца 19 века стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке. Зимней обувью служили белые, серые и черные валенки.
Как у большинства народов Поволжья, детская одежда была подобна взрослой, но не имела богатой орнаментации и знаковых украшений.
Ход работы.
Учитывая, что первое прикосновение к произведению народного искусства должно быть впечатляющим и что работу по формированию опыта художественного восприятия нужно начинать с того, что может непосредственно радовать, доставлять наслаждение, первое занятие в образовательном цикле представляло собой «Узоры земли Чувашской»он включал следующие мероприятия: заочное путешествие (презентация воспитателя, беседы, экскурсия в краеведческий музей. Дети на этом этапе имели возможность убедиться в том, что у каждого народа свои удивительно красивые игры и своеобразный костюм, расшитый особенными узорами.
Продолжая знакомство, дети приходят к пониманию того, что цвета в народном орнаменте раскрывают определенное содержание. С этой целью выделялись отдельные элементы и знакомство со смысловым назначением чувашского узора: ломаная (горизонтальная или вертикальная) вода-шыв, прямая горизонтальная линия-земля-сер и другие. Провели дидактические игры «Подбери узор», «Прочти знак».
Расширяя знания об орнаменте на одежде, рассматривали головные уборы- масмак. сурпан, хушпу, знакомились с «узором письма» на них, пробовали их читать, примеряли головные уборы, изготовляли закладки, выполнялась аппликация головного убора.
После того как ребенок научится «читать» чувашские узоры, он по своему желанию может придумать картину из его элементов. Дети с удовольствием составляли наряд чувашской национальной одежды.
На заключительном этапе выполняется работа по изготовлению чувашского народного костюма для куклы.
Материалы и инструменты:
-белая х\б ткань;
-нити красного и белого цвета;
-разноцветный бисер, монеты.
-ножницы.
Изготовление костюма.
Раскрой платья и фартука.
Обработка рукавов и воротника красными нитями.
Пришивание тесьмы к фартуку.
Прикрепление украшения к ленте — повязке на голову.
Для закрепления изученного материала было проведено открытое мероприятие под названием «Волшебный мир чувашского костюма», где одна из родителей была одета в чувашский национальный костюм. На празднике дети водили хоровод, рассказывали стихи на чувашском языке.
Глядя на народные костюмы, представляю, будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение
праздника в душе!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Чувашское узорное ткачество: Книга- альбом/ В. А. Минеева.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008.-182 с.
2. Николаев, В. В. Чувашский костюм от древности до современности/ В. В. Николаев. — М. ; Оренбург, 2002,- 400 с.:ил.
3. Делаем куклы. Пер. с ит. Т. Н. Григорьевой, издательство «Ниола-Пресс», 2006г.
4. Низов,Л. Н. Изучение мифов по чувашским орнаментам/Л. Н. Низов// Начальная школа. — 2008.-№6-с. 65-67; рис. —(Воспитание и обучение).
5. Сергеева,Е. И. Учитесь вышивать по- чувашски. / Сергеева Е. И. — Чебоксары; Новое время, 2007.-