Женщины-атаманы: на что были способны донские казачки
Содержание:
- Отдельный народ
- Только казачки
- Отважный характер
- Головные уборы
- Женщины в казачьих сообществах
- Донские, запорожские, терские…
- Война и личная жизнь
- Обычаи казаков, связанные с волосами
- Общие рекомендации по выполнению
- Звездные примеры
- Казачки I Мировой
- А девушки потом
- Происхождения казаков
- Казачка и семья
- Характерные черты причесок
- Русская
Отдельный народ
Как ни странно, среди казаков редко встречались браки с русскими девушками и украинками. Даже в XVIII веке, когда поселенцы из северных регионов начали заселять донские земли, не примыкая при этом к местной вольнице, свободолюбивые люди желали максимально дистанцироваться от пришлых русских. Казаки хотели сохранить собственный уклад жизни и, вероятно, видели в чужаках угрозу своей самобытности.
Тем более что к тому времени демографическая проблема была решена, и в донских станицах было много красавиц. Жениться не на казачке стало считаться предосудительным. Песни и стихи не случайно воспевают красоту, стать и свободолюбивый нрав жительниц донских станиц.
Так, известный историк Василий Сухоруков (1795-1841 гг.) писал, что на происхождение казаков существенное влияние оказало смешение славянской и турецкой кровей. Поэтому на Дону женщины имеют «пламенные черные глаза». Отметил историк и здоровый румянец на щечках местных жительниц, и их любовь к ярким нарядам. Не удивительно, ведь одежда полонянок сильно повлияла на традиционный костюм казачек.
Постоянные войны, на которые уходили мужчины, заставили женщин из донских станиц быть самостоятельными. Они ловко управлялись с хозяйственными делами, растили детей и не позволяли себе раскисать, опасаясь за ушедших на фронт сыновей, братьев и мужей.
Только казачки
С конца XVIII века в казачьем обществе закрепилась традиция жениться только на станичных красавицах. К этому времени разросшееся казачье сословие в изобилии располагало собственными девицами, а потребность брать невест со стороны полностью изжила себя.
Сложившийся за предыдущие века генофонд позволял казакам выделяться своей наружностью и культурным укладом среди представителей окружавших их этносов. Желая сохранить и преумножить свою самобытность, донцы перестали брать жён из других народов. Свадьбы с «ясырками» стали осуждаться. Особенно редко они связывали себя узами брака с украинцами и русскими, населявшими все примыкавшие к области Войска Донского территории.
Отважный характер
Подобный образ жизни, содействовал физическому развитию казачки и выработки в её характере неукротимости, стойкости, деловитости и мужественности.
Рачительная мать, честная жена и чистоплотная хозяйка в моменты опасности забывала про принадлежность к слабому полу и вместе с казаками отважно участвовала в обороне селения, а значит семейного очага. Знавшая секреты обращения с шашкой и ружьём, казачка, по данным этнографа Г
Губарева, проявляла «бесстрашную решительность. На реке… управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. Умела защитить своих детей и свой курень…»
Знавшая секреты обращения с шашкой и ружьём, казачка, по данным этнографа Г. Губарева, проявляла «бесстрашную решительность. На реке… управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. Умела защитить своих детей и свой курень…».
Головные уборы
Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.
Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.
Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.
По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.
Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.
Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.
Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.
Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.
Женщины в казачьих сообществах
Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.
Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.
Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.
Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».
Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.
Традиционный элементы одежды:
- на праздники надевали кубелек – платье с V-образным вырезом и вышивкой ручной работы;
- замужние женщины носили сукман – сарафан с короткими рукавами;
- верхний праздничный наряд – кохта;
- повседневно женщины носили сарафан поверх рубашки;
- чтобы не запачкаться, использовали белый передник, «запон»;
- шарованы широкие или узкие;
- зимой женщины спасались жупейкой;
- нижнюю юбку, спидницу, украшали символическими узорами;
- в холода надевали юбку-плахту;
- на шапку надевали капюшон «башлык».
Донские, запорожские, терские…
Несмотря на общий для всех казаков образ гордой и своенравной красавицы, стандарты красоты немного отличаются в зависимости от каждого конкретного региона. Так, в состав Запорожской Сечи влились многие украинцы, поэтому типичные представительницы прекрасного пола, произошедшие от них, заметно светлее других казачек.
Донские казаки, часто женившиеся на турчанках вплоть до XIX века, дали своим потомкам преимущественно смешанные гены. Многие люди идеальной красавицей считают героиню романа Михаила Александровича Шолохова (1905-1984 гг.) «Тихий Дон». Знаменитый писатель изобразил Аксинью Астахову красивой, сильной и статной женщиной. Известно, что у нее были черные вьющиеся волосы, жгучие страстные глаза и яркие «манящие» губы.
Практически все путешественники и писатели отмечали особую красоту жительниц Дона. Например, Василий Дмитриевич Сухоруков (1795-1841 гг.) составил «Историческое описание земли Войска Донского», опубликованное после смерти автора. Он так изобразил казачек: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Они, как и все женщины, любили наряды, румянились, когда выходили в гости или в церковь».
Представители Терского казачества, населявшие Северный Кавказ, часто брали в жены чеченских и дагестанских девушек. Поэтому помимо светлой кожи, больших темных глаз и черных ресниц их женщин часто отличает тонкий стан, точеный силуэт, изящество движений. Они стройные, хотя и менее статные.
Известный французский писатель Александр Дюма-отец, побывавший на юге России в 1858-1859 годах, изложил свои впечатления от путешествия в книге «Кавказ». Автор отметил, что у местных казачек «русский овал лица, но стан стройный – стан женщины гористых стран».
Казаки Приуралья и Нижнего Поволжья порой женились на местных татарках, ногайках и калмычках. Поэтому их женщины часто смуглее, но с европейскими чертами лица и фигурой.
Интересно, что отправившиеся на покорение Сибири в XVII-XVIII веках вольные люди опасались затеряться среди местного населения, лишиться своей самобытности через несколько поколений. Поэтому они не вступали в браки с представительницами местного населения, а часто отправляли донским и яицким (уральским) товарищам письма с просьбой прислать им девушек.
Вот так, по-разному, могли выглядеть казачки. Но всех их объединял особый, вольный нрав.
Война и личная жизнь
Если в чем и не было нехватки у казаков, так это в войнах. Южные границы нашей страны необходимо было постоянно защищать от многочисленных врагов. Жители Дона служили русским царям взамен на признание их вольницы – права жить по своему уставу. Официальный статус приграничной армии казакам своим указом присвоил второй представитель династии Романовых – Алексей Михайлович (1629-1676 гг.).
Особенно часто Россия воевала с Турцией. С 1568 по 1878 год в истории имели место семь русско-турецких войн и еще два военных конфликта: на Азове в конце XVII века и Прутский поход 1711 года. Самыми активными участниками всех этих кампаний были донские казаки. Они часто привозили домой пленных девушек. Например, известно, что в 1635 году после военного столкновения с турками, жившими на побережье Таганрогского залива – на мысе Чумбур и Павло-Очаковской косе, казаки захватили в плен 1735 (!) представительниц прекрасного пола. Таких женщин называли ясырками. А детей, рожденных в результате браков с турчанками, черкешенками, персиянками и другими иноверками, на Дону именовали болдырями. Фамилии Болдыревы, Татаркины, Турчанининовы довольно распространены среди казаков, все они свидетельствуют о происхождении своих носителей.
Обычаи казаков, связанные с волосами
Когда воины хоронили друга, который был предательски убит, они вырывали из чуба по клочку волос и кидали в могилу. Это означало, что они обязательно найдут убийцу и отомстят.
У Гоголя также упоминался чуб Тараса Бульбы и проклятие. Старый отец вырвал клок волос из головы и проклял тот день, когда породил на свет божий предателя.
Но казаки знали, что Господь запрещает думать о мести, и поэтому понимали, что обрекают и себя. Если воин решил мстить, то знал, что теперь не попасть ему в рай, и что покоя ему не будет ни на том свете, ни на этом. Поэтому, наверное, и погиб гоголевский Тарас Бульба.
Далее немного расскажем о том, как казаки следили за своим внешним видом.
Общие рекомендации по выполнению
Стрижка требует профессиональных навыков, рекомендуется выбрать опытного мастера. Плавные переходы, актуальный пробор, возможность дополнить оригинальными рисунками — детали позволяют подобрать уникальную модель. Для создания стрижки в домашних условиях понадобятся:
- тонкий гребень;
- машинка для стрижки, триммер для окантовки;
- классические и филировочные ножницы;
- пульверизатор для периодического увлажнения волос;
- фен и продуваемая щетка;
- стайлинговые продукты — мусс, воск, глина.
Стоимость стрижки в салоне зависит от выбранной модели и дополнительных эффектов, создания рисунка, модного окрашивания. Средняя цена варьируется от 1000 до 3000 руб.
Звездные примеры
Леонардо ди Каприо легко узнать по характерному чубчику. За годы карьеры актер часто менял имидж, но постоянно возвращался к любимой прическе.
Том Круз создает разные образы, элегантный и стильный, дерзкий и опасный — амплуа звезды завоевали миллионы поклонников.
Джонни Депп, как и его герои, имеет собственный стиль. Небрежные пряди придают динамичность прическе, эпатажность и свобода выражаются в мельчайших деталях образа.
Зейн Малик знаменит не только свои творчеством, но и оригинальными стрижками. Чего только стоят эксперименты с окрашиванием в розовый цвет.
Майли Сайрус не перестает подогревать интерес публику ярким имидж и эксцентричными поступками, регулярно отражающиеся в светской хронике.
Пинк и ее взбитый чуб стали настоящей классикой креативных стрижек.
Отечественные звезды также используют модные образы. Тимур Родригез тщательно следит за своей внешностью, безупречное чувство вкуса позволяет всегда выглядеть безупречно.
Максим Галкин в течение нескольких лет использует стрижку «Взбитый чуб», оригинально выглядит прическа на вьющихся прядях.
Казачки I Мировой
В I Мировую воевала казачка Елена Чоба из станицы Роговская. Она с детства увлекалась верховой ездой, а когда узнала о гибели на фронте мужа, то решила ехать на фронт.
Станичные старшины поддержали отважную вдову и не прогадали — женщина воевала храбро и была награждена двумя Георгиевскими крестами. О ней писал журнал «Кубанский казачий вестник», который описывал ее как хладнокровного воина, который не боится смотреть в глаза смерти.
В 1916 году после ранения Чобу отправили домой, но в 1918-м она добровольцем вступила в ряды белогвардейцев. Долгое время ее считали погибшей, но казачка выжила и оказалась сначала в Болгарии, а затем — в США, где выступала с номерами джигитовки. Вслед за отцом и братом добровольцем ушла на войну дочь войскового старшины уральская казачка Наталья Комарова, сама купившая себе коня и аммуницию. Она отличалась храбростью, а однажды отбила у немцев полковое знамя и увлекала за собой в атаку пехотный полк, за что была удостоена Георгиевского креста IV степени.
А девушки потом
Первые казаки, появившиеся на берегах Дона в 1550 году, в подавляющем большинстве не имели ни жен, ни детей. Их вольное существование, сопряжённое с опасностями, лишениями и постоянными военными походами, не располагало к обзаведению семьей. Но с течением времени, когда донцы отошли от полукочевого образа жизни и стали строить собственные дома, у них возникла потребность в женитьбе. Уходя на службу, они оставляли хату на жинку, которая должна была управиться не только с хозяйством, но и с воспитанием детей. Именно поэтому выбор невесты был делом непростым, она должна была быть красивой, воспитанной, опрятной и здоровой.
Происхождения казаков
Вопросом происхождения казачества историки занимаются с середины XIX века. Несмотря на это четкой концепции на этот счет у ученых нет. Основными являются следующие теории:
- миграционная – основу донского казачества составили русские люди – старообрядцы, разбойники, первопроходцы, которые бежали на Дон из-за конфликта с властью. Теорию отстаивал историк Сергей Соловьев;
- татарская – тюркское слово «казак» означает свободного человека и разбойника. Историк Вельяминов-Зернов считал казаков татарами, принявшими христианство, Татищев предполагал, что они потомки касимовых татар, которые под давлением ногайцев переселились на Дон. Руслан Скрынников считал, что основой казачества стали татары-мишари, к которым присоединились русские переселенцы;
- смешанная – Лев Гумилев выдвинул версию, по которой казаки сформировались в результате смешения русских переселенцев и кавказских косогов, сбежавших в донские степи с Кубани;
- автохтонная – казаки потомки древнего праславянского населения, которое еще в середине I тысячелетия н.э. жило по берегам казачьих рек.
В последнее время развиваются теории о скифских, сарматских, готских и хазарских корнях. Дать ответ на сложный вопрос происхождения казаков, и степени их родства с русскими, историкам и антропологам помогла генетика. Наличие в казаках нерусского элемента в любом случае должно отобразится в его генетическом материале, который и был изучен учеными.
Казачка и семья
В своих воспоминаниях о казачьем быте И.И. Георги писал: «У казаков мужья обходятся с женами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее». Женщина в казачьей семье всегда играла важную роль в воспитании детей, а также сохранении семейных (родовых) ценностей. С малых лет дети впитывали от матери любовь к родной земле, к своему народу, чувство национальной гордости и душевной, кровной близости к казачьему роду. В воспитание в своих детях чувства собственного достоинства, любви к казачьему братству мать-казачка вкладывала много сил, так как будущий казак должен быть воином, а будущая жена казака – хранительницей семейного очага и защитницей рода. Таким образом, с малолетства казачонок или девочка-казачка с уверенностью и гордостью осознавали, что они относятся к казачьему народу. Казачка не подражала кому-либо, а всегда подчеркивала свою принадлежность к казачьему народу, к его традиции и культуре. Это выражалось не только в ношении одежды, но и в разговоре, поступках и действиях.
Мать-казачка несла ответственность перед Богом за воспитание в своих детях религиозного и нравственного состояния души. Молитвенные правила, регулярные посещения богослужений, воспитание в традициях казачьего народа, семейного уклада и передача родовых знаний становились основной жизненной практикой, которая укрепляла важнейшие черты характера будущей казачки-матери.
Женщина – продолжательница рода, за женщиной-казачкой будущее всего народа, и она должна пользоваться уважением и быть под защитой не только мужа-казака, но и всего хутора или станицы. Хоть казачка и осознавала это, но она знала и то, что слово мужа-казака или отца было непререкаемо. Жена-казачка не вмешивалась в дела мужа, в то же время казак не интересовался женскими делами. Мужчина-казак был защитником и добытчиком, строго поддерживал порядок семейного казачьего быта.
Женщина-казачка понимала, что мужчине принадлежала главенствующая роль, и эталоном взаимоотношений мужа и жены были слова Священного Писания, которые произносятся при венчании в церкви: «Да убоится жена мужа», «Не муж для жены, а жена для мужа». Пререканий по этому поводу не было, так как это традиция казачьего народа и ей надо следовать. Когда женщина воспитана в духе казачьего народа, она всем сердцем и душой любит семью и стремится сохранить семейные родовые традиции, не подражая модным нововведениям.
Характерные черты причесок
Основной прической был казачий чуб. По одной из легенд являлся частью выбритой головы, характерной стрижки каторжников. Подобный вариант состригания волос связывают с происхождением казаков, формировавшихся из бежавших заключенных. Эту версию опровергают старинные фрески, на которых воины запечатлены с характерным взбитым чубом еще в V веке. Волосам приписывалась особое значение, считалось, что в них заключена сила воина.
С персидского «казак» означает «хохолок», по характерной прическе побратимы могли узнать друга в любой стороне.
Подобными легендами овеян и символ запорожских казаков — оселедець. Мужчины оставляли часть волос на макушке, остальные пряди сбривали. Такую прическу носили еще во времена Киевской Руси, стрижки носили мужчины княжьего рода. Встречался характерный длинный чуб также у норманнов. Была наделена сакральным значением, являлась посвящением богу Одину.
В бою развеивающийся чуб казака устрашал противника, имели право носить только опытные воины. По обычаю закладывали за левое ухо, считалось, что на правом плече сидит ангел, на левом черт, таким образом отгоняли нечистую силу. Казаки тщательно следили за внешностью, лицо гладко брили, оставляя лишь длинные усы.
Характерные черты причесок казаков:
- волосы коротко стригли или сбривали;
- оставляли одну прядь, чубчик;
- прическу носили с усами или бородой.
Казачки до замужества плели одну косу, могли ходить с непокрытой головой. После замужества женщины завязывали две косы, покрывали голову головным убором. В каждой местности существовали свои традиции, техники повязывания платка — зануздалка, шлычка, каук. Украинские прически мало чем отличались от донских, девушки также вплетали отрезы ткани, ленты для увеличения длины и объема. Мелко сплетенные косички характерны для центральной Украины, в других регионах была популярна коса вокруг головы, украшенная живыми цветами.
Девичьи головные уборы отличались разнообразием, убранством. Сложные конструкции украшались лентами, окрашенными перьями, сусальным золотом. Как красиво вплести ленту в косу, вы можете прочесть на нашем сайте.
Русская
В статье «Фольклорный образ женщины-казачки как воплощение стереотипов казачьего социума» доктор филологических наук Елена Ивановна Алещенко проанализировала сказки, народные песни и предания. Она отметила, что если в русском народном фольклоре смиренность и покорность женщины часто признаются как безусловные достоинства ее характера, то казаки ценят в представительницах прекрасного пола решительный и смелый нрав, верность и преданность.
Вызывает удивление, как сильно различаются у казаков и русских не только представления о чертах характера, которые должны быть присущи женщинам, но и стандарты красоты.
Поскольку все славянские народы издревле почитали святость материнства, идеалом красоты у русских была девушка, чья стать и фигура свидетельствовали о крепком здоровье и дородности. То есть анализ фольклорных произведений, а также исследования большинства этнографов рисуют такие внешние черты:
- высокая;
- полная;
- длинная русая коса;
- белая кожа;
- румяные пухлые щечки;
- мягкие, легкие движения;
- плавная походка.
Худоба считалась недостатком невесты всех сословий русского общества вплоть до ХХ века, когда стандарты красоты сильно изменились под влиянием европейских представлений. Но и сейчас многие русские мужчины признаются, что им нравятся женщины «приятной полноты», как на картинах известного художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927 гг.).
В старину на девушку надевали как можно больше одежды, чтобы на смотринах она выглядела дороднее, пышнее. Стройная фигура ассоциировалась в народном сознании с голодом, который негативно сказывается на репродуктивном здоровье женщины.