Конспект занятия «традиционные костюмы кубанских казаков»

Казаки Кубанского казачьего войска

Данное войско состояло из определенных групп казаков:

  • Черноморские казаки. В 1792 году Екатерина II посоветовала атаману Головатому переселить черноморцев на новые территории. К 1793 году около 25000 казаков поменяли место жительства. Перед ними ставились определенные задачи: освоение заселенных земель, создание линии обороны.
  • Линейные казаки. Это казачество донской земли, поменявшее место жительства на Кубань.
  • Приписные казаки. В 19 веке на Кубань переезжали солдаты, вышедшие в отставку, государственные крестьяне, рекруты. Все они зачислялись в казаки, селились в имеющиеся станицы, а в некоторых случаях, даже создавали новые поселения.

Кубанское казачье войско можно назвать свободным воинским формированием. Казаки проживали на одном месте, занимались сельским хозяйством. Они воевали только в случае необходимости, отстаивая интересы Государства Российского.

На кубанские земли стекались пришлые и беглые люди из центральных уголков страны. Они смешивались с проживающим здесь населением, их принимали за «своих».

Форма казаков

У любого народа имеются свои обычаи и отличительные особенности, которые находят отражение в одежде. Форма Кубанского казачьего войска отличалась определенным стилем. Ею гордились станичные воины.

Форма много раз подвергалась изменениям. Значительное влияние на данное обстоятельство оказывали традиции народов Кавказа. Полностью она была утверждена в середине 19 века.

Кубанское казачье войско (история свидетельствует об этом) имело форму, в которую входили определенные элементы одежды:

  • Брюки свободного покроя под названием шаровары.
  • Черкеска — кафтан из сукна, расклешенный на талии.
  • Рубаха, стеганый полукафтан — бешмет.
  • Архалук — кафтан, прилегающий к телу и имеющий высокий стоячий воротник.
  • Капюшон — башлык.
  • Зимняя бурка.
  • Головной убор из овчины или каракуля, имеющий название папаха.
  • Сапоги.

Башлык являлся источником информации о носившем его казаке. Если он был связан узлом на груди, это указывало на то, что казак находится на срочной службе. Капюшон, перекрещенный на груди, свидетельствовал, что его хозяин находится в деловой поездке. Концы башлыка, переброшенные на спину, символизировали окончание срочной службы.

Факты из истории

Кубанские казаки являли собой часть казачества, проживающего на Северном Кавказе.

Кубанское казачье войско было сформировано в 1860 году. Оно состояло из Черноморского и части Кавказского линейного войск, которые имели свои устои, особенности организации и прохождения военной службы.

К окончанию восемнадцатого века, вследствие большого количества политических побед, одержанных Россией, необходимость проживания казаков на территории их родины (Малороссии), в целях охраны границ юга страны, потеряла свою актуальность. Екатерина II подвергла Запорожскую Сечь расформированию.

На принятие данного решения императрицу подтолкнули определенные обстоятельства. Казаки постоянно устраивали погромы поселений сербов, в тот же отрезок времени они поддержали восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Несколько тысяч казаков сбежало. Они поселились в устье Дуная, получили покровительство турецкого султана и образовали Задунайскую Сечь.

Через определенное время они снова «повернулись лицом» к России. Войско запорожцев внесло неоценимый вклад в победу над турками и за это получило в вечное пользование земли Кубани и Тамани.

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.

КубанскиеДонские

Традиция казаков

Домостроение относилось к основным культурным традициям казаков, проживающих на Кубани. После завершения возведения дома хозяева всегда отмечали новоселье, приглашая на него всех людей, принимавших участие в строительных работах.

Хата обычно включала в себя две комнаты. Внутреннее убранство комнаты меньших размеров включало в себя печку, лавки и стол, сделанные из дерева. В помещении побольше стояли сундук и комод для хранения белья, посудный шкаф. В каждом доме в «красном углу» располагалась икона, украшенная рушником, висели картины и фотографии, являвшиеся реликвиями семьи.

Казаки и их семьи неукоснительно соблюдали свои обычаи. Их несоблюдение вызывало всеобщее осуждение и порицание. Организация быта, пока казаки проходили военную службу, полностью ложилась на хрупкие женские плечи.

Предметы одежды кубанских казаков, позаимствованные у кавказцев

Черкеска является основой мужского костюма многих горских народов. Так называется распашной кафтан, который притален, и имеет зачастую длину ниже колен. Дополнял черкеску кожаный ремень. К нему обычно цепляли оружие и другие нужные в походе и бою предметы.

Предполагала черкеска и наличие грудных карманов – газырниц. Своё название они получили из-за деревянных коробочек одинакового размера и формы. Предназначались газырницы для хранения определённой порции пороха или круглых пуль, используемых для зарядки оружия.

Некоторые коробочки использовались для хранения запасов еды. Обычно это была смесь из пшена, сушёного мяса и специй. Из неё можно было быстро приготовить сытные блюда.

Под черкеску, поверх нательной рубахи, надевался бешмет. Так называли своего рода кафтан с высоким стоячим воротником и узкими длинными рукавами. Их было две разновидности – зимний и летний. Утепляли бешмет при помощи ваты.

Из обуви у горцев были ноговицы и чувяки. Их изготавливали из мягкой кожи буйвола или быка. Обувь была с мягкой подошвой, без каблука и закрытой пяткой.

Одним из ценных и незаменимых предметов гардероба кавказцев была бурка. Основным материалом для её изготовления служил войлок или шерсть диких животных. Для защиты от пуль и стрел, горцы расшивали бурки когтями и клыками зверей.

Использовали бурку и для защиты от ветра, дождя и солнца. Спасала она и в морозные ночи.

Из головных уборов у кавказцев были:

  • папахи. Их шили из шкур животных;
  • башлык. Он представлял собой остроконечный капюшон с длинными концами, которые обматывали вокруг шеи. Зачастую башлык использовали для защиты от солнца и зноя.

Казаки же придумали в папахи вкладывать металлические пластины. Они защищали голову во время боя от ударов клинков.

Подготовка воинов

Кубанское казачье войско владело навыками специальных знаний, связанных с военной службой. Они имели свою систему подготовки воинов. С детских лет мальчиков в кубанских станицах обучали верховой езде, владению оружием. Будущие воины принимали участие в кулачных боях, скачках, специальных военных маневрах.

Кубанское войско имело собственную систему выживания в экстремальных условиях. Казаки, в особенности пластуны, умели стойко переносить голод, холод, сами не оставляли никаких следов, но могли читать чужие, и многое другое.

Кубанское казачье войско принимало участие во всех войнах конца 19-начала 20 веков. За ратные подвиги казакам вручали награды сами императоры.

Доблесть и отвага были присущи этим людям, их войско славилось традициями, передаваемыми из века в век.

Факты из истории

Кубанские казаки являли собой часть казачества, проживающего на Северном Кавказе.

Кубанское казачье войско было сформировано в 1860 году. Оно состояло из Черноморского и части Кавказского линейного войск, которые имели свои устои, особенности организации и прохождения военной службы.

К окончанию восемнадцатого века, вследствие большого количества политических побед, одержанных Россией, необходимость проживания казаков на территории их родины (Малороссии), в целях охраны границ юга страны, потеряла свою актуальность. Екатерина II подвергла Запорожскую Сечь расформированию.

На принятие данного решения императрицу подтолкнули определенные обстоятельства. Казаки постоянно устраивали погромы поселений сербов, в тот же отрезок времени они поддержали восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Несколько тысяч казаков сбежало. Они поселились в устье Дуная, получили покровительство турецкого султана и образовали Задунайскую Сечь.

Через определенное время они снова «повернулись лицом» к России. Войско запорожцев внесло неоценимый вклад в победу над турками и за это получило в вечное пользование земли Кубани и Тамани.

Организация управления

Полки Кубанского казачьего войска являли собой мощную военную силу

Казаки уделяли особое внимание военной организации и стороне быта

Во главе войска и Кубанской области стоял атаман, назначенный государственной властью. Этот человек приравнивался к командиру дивизии, а также был наделен властью губернатора. Он имел право назначать атаманов, в подчинении у которых находились люди, стоящие у власти в каждом отдельно взятом хуторе или станице.

Основным органом власти в станице был станичный сход. Он выбирал членов правления: атамана и его помощника, судей, писаря и казначея, которые составляли верхушку власти в станице.

Как начиналась история кубанских казаков

О том, как началась история казачества на Кубани, написано довольно много. Вместе с тем, существует определенная путаница, а кое-где и подмена фактов. Сегодня превалирует мнение об основании Кубанского казачьего войска запорожскими казаками. Исходя из этого, некоторые самодеятельные историки пытаются вывести версию об исторической принадлежности самой Кубани запорожским казакам. Но если рассмотреть, что представляет собой история кубанского казачества, то, оказывается, все не так просто.

До конца 18 столетия плодородные территории правого побережья реки Кубань заселялись очень слабо. Возможно, сказывалась близость Османской империи, исходящая постоянная угроза. В то же время эти земли находились неподалеку от месторасположения донских казаков, которые старались некоторым образом продвинуть свое влияние на юг.

Запорожская Сечь во второй половине XVIII века начала утрачивать актуальность. Россия вела успешные войны с Турцией, оттесняя ее от своих земель, приобретая новые территории с выходом к Черному морю. Одновременно разваливалась, Речь Посполитая. Если наличие казацких поселений по южным рубежам империи в начале века было оправданным, то к концу столетия эта необходимость отпала.

Екатерина Вторая решила упразднить Запорожскую Сечь, переселить казаков. Сделано это было, в том числе, потому, что крупные казачьи объединения в то время представляли собой слишком грозную, не всегда управляемую верхами силу. Таким образом, в 1775 году расформированные запорожские казаки оказались не у дел. Однако роль сыграл и фаворит императрицы Григорий Потемкин. Мало кому известно, что он, под псевдонимом Грицко Нечеса, был записан в общину казаков. Именно Потемкин всячески способствовал становлению кубанских казаков, истории их возникновения под этим названием.

Поскольку Османская империя не собиралась сдаваться, в перспективе маячила опасность новой войны, Екатерина согласилась с мнением Потемкина, что казачество может принести пользу. Было создано Войско верных запорожцев, участвовавших в войне Росси с Турцией 1787-1792 годов. Затем участники его были переименованы в Черноморское казачье войско, им позволили расселиться в таманских окрестностях, по правобережью Кубани. На тот момент здесь уже проживали семьи волжских, донских казаков. Все эти люди стали предшественниками кубанских казаков, образовав впоследствии Кубанское войско.

Это интересно: История казачества (доклад) кратко

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Подготовка воинов

Кубанское казачье войско владело навыками специальных знаний, связанных с военной службой. Они имели свою систему подготовки воинов. С детских лет мальчиков в кубанских станицах обучали верховой езде, владению оружием. Будущие воины принимали участие в кулачных боях, скачках, специальных военных маневрах.

Кубанское войско имело собственную систему выживания в экстремальных условиях. Казаки, в особенности пластуны, умели стойко переносить голод, холод, сами не оставляли никаких следов, но могли читать чужие, и многое другое.

Кубанское казачье войско принимало участие во всех войнах конца 19-начала 20 веков. За ратные подвиги казакам вручали награды сами императоры.

Доблесть и отвага были присущи этим людям, их войско славилось традициями, передаваемыми из века в век.

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Традиция казаков

Домостроение относилось к основным культурным традициям казаков, проживающих на Кубани. После завершения возведения дома хозяева всегда отмечали новоселье, приглашая на него всех людей, принимавших участие в строительных работах.

Хата обычно включала в себя две комнаты. Внутреннее убранство комнаты меньших размеров включало в себя печку, лавки и стол, сделанные из дерева. В помещении побольше стояли сундук и комод для хранения белья, посудный шкаф. В каждом доме в «красном углу» располагалась икона, украшенная рушником, висели картины и фотографии, являвшиеся реликвиями семьи.

Казаки и их семьи неукоснительно соблюдали свои обычаи. Их несоблюдение вызывало всеобщее осуждение и порицание. Организация быта, пока казаки проходили военную службу, полностью ложилась на хрупкие женские плечи.

Головные уборы и прически терских казачек

Сорочка

Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка . Платок также завязывали на русский манер под подбородком . Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин .

  • Весь комплект головного убора «Сорочка»: подкосник, сорочка, стягашник, ширинка
  • Часть головного убора «Сорочка»
  • Часть головного убора гребенских казачек — Сорочки — «Подкосник» в исполнении ателье «Меланья»

Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.

  • Гребенская казачка в «сорочке», нач. XX в.
  • Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.

    Гребенская казачка в сорочке (красная деталь под платком — стягашник)

  • «Казачка ст. Червленой» Г.Г.Гагарин. акварель середина XIXв.
    Незамужняя девушка-казачка в стягашнике и ширинке

Шлычка

Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков.

Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край

Куталка

— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.

терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере

«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.»

«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.»

«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.»

Сколько именно пришло казаков – остаётся загадкой

Однако, подготовка к переселению казаков на новые земли, началась ещё до получения Жалованной грамоты.

«Для начала туда направили группы конных разведчиков, чтобы получить достоверные сведения о землях Кубани и Тамани, — говорит исследователь. — Транспортировка столь большого количества людей с припасами и скарбом, а также артиллерии и архива была чрезвычайно сложным делом, поэтому было решено устроить все в несколько этапов.

Намаз в православном храме. Как Кубань соединила культуры русских и адыгов

Большую помощь в этом оказала существовавшая при войске гребная флотилия. Из 54 лодок, находившихся в ее составе, отобрали 26 способных осуществить морской переход, а также построили 24 новых и одну яхту. Кроме того, казакам передами из состава Черноморского флота бригантину «Благовещение», которая стала флагманом назначенного командиром перехода капитана бригадирского ранга Павла Пустошкина, а также 11 транспортных судов для перевозки артиллерии и несколько небольших военных кораблей для эскорта.

В этом морском переходе было перевезено около 3250 человек, а также пушки и войсковой архив. Постепенно до конца 1793 г. переселились и остальные казаки, включая семейных. Но сколько именно казаков-черноморцев пришло на кубанские земли остается загадкой. В различных источниках численность казаков-мужчин оценивается от 5800 до 17 000, а численность казачек до 5000. Окончательно границы владений казаков с их межеванием для разграничения с территориями Екатеринославской, Таврической и Кавказской губерний и Войска Донского были определены в 1795 г. К этому времени на полученных землях казаки уже возвели войсковой город Екатеринодар и сорок куренных поселений».

Свадьбы как в фильмах Кустурицы. В чём отличия русских и сербских традиций? Подробнее

Особенности формы кубанского казачества

Как у любого другого казачьего объединения, имеется своя форма одежды у кубанских казаков. В ней нашли отражение не только сами казачьи традиции, но и влияние кавказских обычаев. Например, это черкеска, которую можно увидеть в знаменитом фильме, на концертной сцене, где выступают казачьи коллективы. Обязательна также папаха – она соединила в себе одновременно головные уборы горцев и традиционных запорожских казаков. Папаха называется «кубанкой», создается из овчины, с обшивкой галунами.

Современная форма кубанских казаков включает в себя:

  • папаху;
  • фуражку;
  • куртку;
  • пальто (для старших чинов);
  • китель;
  • шаровары и брюки;
  • рубашку с погонами,
  • кинжал на поясе.

Кстати, погоны кубанских казаков могут многое сказать о разнице казачьих званий. Так, младшие чины (от казака до старшего вахмистра) предусмотрены погоны синего цвета. У старших чинов погоны серо-серебристые. Различия обозначаются с помощью нашивок, звездочек.

Казаки Кубанского казачьего войска

Данное войско состояло из определенных групп казаков:

  • Черноморские казаки. В 1792 году Екатерина II посоветовала атаману Головатому переселить черноморцев на новые территории. К 1793 году около 25000 казаков поменяли место жительства. Перед ними ставились определенные задачи: освоение заселенных земель, создание линии обороны.
  • Линейные казаки. Это казачество донской земли, поменявшее место жительства на Кубань.
  • Приписные казаки. В 19 веке на Кубань переезжали солдаты, вышедшие в отставку, государственные крестьяне, рекруты. Все они зачислялись в казаки, селились в имеющиеся станицы, а в некоторых случаях, даже создавали новые поселения.

Кубанское казачье войско можно назвать свободным воинским формированием. Казаки проживали на одном месте, занимались сельским хозяйством. Они воевали только в случае необходимости, отстаивая интересы Государства Российского.

На кубанские земли стекались пришлые и беглые люди из центральных уголков страны. Они смешивались с проживающим здесь населением, их принимали за «своих».

Это интересно: История леди Годивы – миф или правда?

Ход НОД:

В групповой комнате смоделирована кубанская хата.

Педагог: «Сегодня мы с вами отправимся в музей. Скажите, пожалуйста, какие правила поведения необходимо выполнять в музее?» (ответы детей).

Педагог: «Молодцы, ребята, и все эти правила необходимо выполнять и знать. Но нам пора в музей. Мы с вами попали в музей казачества. Вспомните, пожалуйста, кто такие казаки? (ответы детей). Давайте рассмотрим казачью хату. Посмотрите на стены, видите узор, которым они расписаны? Кто помнит, как он называется? (Дети: Петриковская роспись).

Педагог: Давайте вспомним, для чего ею украшали стены домов казаки? (ответы детей). Да, ребята, ею украшали стены, не только чтобы отпугнуть нечистую силу, но еще и позвать в дом здоровье и достаток. Смотрите вот стоит хозяйка и кормилица хаты — печь. Как ее еще называют? (Дети: русская печь). Правильно, ребята, и хотя в ней каждый день готовили, и горел открытый огонь, и были угли, она всегда была белоснежная, как у этой хозяйки. Как вы думаете, что говорили о такой хозяйке (ответы детей не комментируются).

Педагог: Но смотрите, здесь есть еще много интересных вещей, давайте попробуем узнать и назвать их. (дети самостоятельно называют прялку, люльку, стол, скамью, половицы, рушники, кухонную утварь). Молодцы, ребята, эти все предметы были очень важны в каждом доме. А вот это ребята пяльца, они нужны были казачке для того, чтобы вышивать красивые узоры не только на рушниках, но и на костюмах. Ведь очень ценилась одежда, шитая матерью или женой.

Посмотрите, вот висят костюмы казака и казачки. Мы с вами уже рассматривали костюм казака, поэтому давайте вспомним, из чего он состоит. (на предыдущих занятиях дети знакомились с костюмом казака (черкеска, папаха, башлык, рубаха, шаровары, а также с особенностями их ношения. Поэтому педагог показывает предмет костюма, дети стараются назвать его, если они затрудняются, педагог им помогает).

Педагог интересуется: «А кто помнит, что такое газыри и что означало, если концы башлыка были заброшены за плечи казака?» (газыри – это кармашки для патронов на черкеске казака, а заброшенные за плечи концы башлыка говорили о том, что казак гуляет, ему не надо собираться в поход).

Правильно, ребята. А теперь посмотрите на наряд казачки. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.

Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Но самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

Изготовление кубанского национального костюмасвязано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм? (Дети: Костюм состоял из юбки и кофты).

Воспитатель: А шили одежду из ситца, шелка, бархата. Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными. Кофты же украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.

Воспитатель: Как вы думаете, как в праздники одевались казачки? (Дети: На праздники казачки надевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата).

Воспитатель: Правильно, ребята. На голову надевали красивые платки, на ноги надевали полусапожки. Украшали шею бусами и монистами, украшениями из янтаря.

А ещё все женщины носили кружевные платки, без них нельзя было появляться на люди. Так же как казаку нельзя было ходить без фуражки или шапки.

Холодной зимой женщины-казачки одевали стеганую «кохту» с глубоким запахом. Это было очень удобно, можно было выносить ребенка на улицу, не заворачивая его в одеяло. На ноги зимой одевали валенки.

Воспитатель: А как же украшались рукава рубах? (Дети: Рукава украшались кубанским орнаментом, вышивкой).

Воспитатель: Здесь на столе разложены картинки с эскизом костюма казачки, я предлагаю вам сейчас попробовать украсить костюм кубанским орнаментом.

(дети украшают эскизы кубанской вышивкой)

Педагог: Молодцы, ребята. Красивые костюмы у вас получились. Но в наше время такие костюмы уже не носят. Кубанские народные костюмы достались нам в наследство от предков. Народные песни и танцы исполняют артисты, одетые в национальные одежды, мы с вами смотрели выступление Казачьего хора. В музеях бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые мастера и они уцелели до наших дней. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. А иногда, по особым праздникам можем и пощеголять в кубанских казачьих костюмах, как настоящие казаки и казачки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector