Осетины — происхождение, культура и обычаи
Содержание:
Свадебный костюм
Осетинские свадебные наряды поистине прекрасны.
Женское свадебное платье изготовлено с соблюдением всех возможных традиций, подчеркивая честь и целомудренность женской натуры, свойственных этому народу.
Платье имеет тот же крой, что и обычное, и состоит из тех же элементов. Особенностью является лишь цветовая гамма – свадебный женский наряд изготовлен из белоснежного плотного материала, декорированного золотистой вышивкой.
Пояс свадебного женского осетинского костюма изготавливается из металла с позолотой, декорируется различными орнаментами и тиснениями, а в некоторых случаях и небольшими камнями рубинового оттенка.
Мужской свадебный костюм мало отличается от обычного, за исключением более обильного декора верхней одежды, изготовленной, как правило, из плотного материала рубинового оттенка. В некоторых случаях наряд жениха может быть изготовлен в той же цветовой гамме, что и платье невесты.
Головной убор и ноговицы также являются неотъемлемой частью свадебного мужского одеяния. Эти элементы могут быть декорированы крупными камнями или золотистой вышивкой.
Источник
Национальная одежда осетинок
На сегодняшний день женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда, как элемент церемоний, в особенности свадебных. Составляющими женского костюма были: сорочка, светлая туника-черкеска с удлинённым рукавом-лопастью, нагрудник, пояс, шапочка конусообразной усечённой формы и фата-вуаль. На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек.
По заключениям многих древнейших историков, одеяние осетинок с самого начала мало отличалось по крою от мужского. Но в конце XIX — начала XX веков костюм осетинок претерпел многочисленные перемены. Теперь праздничное платье имело прямую спину без каких-либо сборок, но по-прежнему впереди присутствовал сплошной разрез. На бёдра подвязывался передник с большим количеством орнаментов, который виднелся из-под платья. Если модель платья предполагала тесные рукава, то к кисти привязывали подвесные нарукавники, выполненные из тяжёлого бархата тёмно-красного цвета, расшитые золотыми нитками.
Неотъемлемым элементом костюма молодой женщины или девушки являлась низкая бархатистая тюбетейка на картонном каркасе круглой формы, расшитая галуном золотистого или серебристого цвета.
Подробности
Детали наряда
В состав свадебного наряда осетинской невесты входит множество деталей, вот некоторые из них:
— корсет – выполнен из нескольких слоев шелка;
— рубаха (ситцевая либо шелковая), имеющая красный либо желтый цвет;
— металлический пояс, защищающий невесту от злых духов. Как правило декорирован дорогими красными камнями;
— кафтан — как правило, изготовлен из дорогих тканей (атлас, шелк либо бархат). Его вороти подол расшит вышивкой из золота;
— нагрудник (символ ветви Древа Жизни);
— шапочка, расшитая нитями (золотыми и серебряными) и украшенная красивыми камнями, чаще рубинового тона;
— фата, она может быть заменена воздушным платком, надетым поверх шапочки и закрывающим лицо красавицы.
Рукава распашного платья, расклешенные книзу, расшиты вышивкой ручной работы и богатыми камнями. Это очень утяжеляет платье, но делает его необыкновенно красивым и солидным. В некоторых платьях рукава прямые, суженные у кисти рук. На такой рукав следует надевать широкие нарукавники. Осетинские свадебные наряды всегда роскошные и дорогие. Наряд закрывает чужих глаз все части тела невесты, включая шею и руки.
О головном уборе
Прекрасен головной убор девушки (шапочка), расшитый золотыми нитями и обрамленный воздушной фатой из нескольких слоев. Фата закрывает голову новобрачной от постороннего взора. Надо отметить, что фата со свадебной шапочкой, выполненной в форме усеченного конуса, является предметом выкупа на свадьбе в Осетии. Головной убор тщательно охраняют родные новобрачной, а гости пытаются его «украсть». В старину считалось дурной приметой, если головной убор невесты попадал в посторонние руки. Пояс невесты может быть из материи либо серебра. Считается, что чем богаче украшен пояс, тем зажиточнее семья невесты. Матерчатый пояс оригинально расшит, а металлический представляет собой своеобразный шедевр.
На ноги девушка обувает мягкую обувь, изготовленную из сафьяна (чувяки) с вышитыми золотыми и серебряными нитями узорами.
Невеста является олицетворением чистоты и целомудрия. Её свадебный наряд поражает своей роскошью и богатством.
Считается, что девушка в подвенечном наряде очень ранима и подвержена проискам злых сил, этим объясняется наличие многих оберегов и защитных узоров.
Когда невеста в свадебном наряде идет к свадебному кортежу ее сопровождает шафер. При этом, дорогу девушки посыпают сахаром в знак того, чтобы супружеская жизнь была сладкой. По традиции, эта роль отведена матери невесты. По пути в ЗАГС кортеж, согласно обычаю, останавливается в святых местах для молитвы.
По окончании официальной части, празднование перемещается в дом жениха
При этом, соблюдают еще один ритуал: чтобы семья была многодетной и первенцем был сын — невеста берет на руки мальчика.
На осетинской свадьбе невесте отведена особая роль: пока гости угощаются разными блюдами, она должна молча стоять в углу свадебного стола, потупив взор. Ей не положено прикасаться к праздничным угощениям, иногда, украдкой, ее могут чем-то угостить родные.
Поднять фату с лица новобрачной доверяют самому старшему члену семьи новобрачного — этот момент можно считать следующим этапом свадьбы. Как правило, происходит это действо в конце вечера, а перед этим родственники жениха произносят невесте комплименты, поочередно приподнимая фату. Она благосклонно, но молча принимает комплименты.
Когда лицо невесты уже открыто, она одаривает подарками отца и мать молодого супруга, а также угощает их медом. Родители мужа, в знак того, что приняли ее в свою семью, дарят ей украшения из золота с пожеланиями счастья и достатка.
С течением времени, многие традиции осетинской свадьбы поменялись, однако, молодое поколение их все равно уважает и чтит. Это делает свадьбу красивым торжеством, наполненным различными ритуалами и обрядами, приводящими в восторг своей самобытностью.
Источник
Сватовство
Сначала свадебному торжеству предшествует сватовство у осетин. Созревший к женитьбе юноша засылает сватов к приглянувшейся ему девушке. Должно быть три человека, каждый из которых выполняет свое значение. Старший — это уважаемый человек, чаще всего сосед, а остальные два гостя представляют стороны жениха и невесты.
В доме молодой приход сватов не является секретом, и то, какой будет встреча, будет влиять на исход всего обряда. Тем не менее, старший обязан сообщить после второго тоста причину визита гостей. По этикету родители девушки не должны сразу соглашаться на предложение сватов, отстрочив решение до следующего визита.
Традиции сватовства в Осетии состоят из нескольких этапов и один из них — «фидыд». Так называется брачное соглашение, когда стороны жениха и невесты дают разрешение для семейного союза. Этот обряд может проходить в доме молодого или молодой при участии специального человека, который выполняет функцию посредника между сторонами. Он оставляет в доме будущей невесты определенную денежную сумму, которую дают родители жениха на свадьбу.
Для этого дня готовят специальное угощение, чаще всего режут барана для жертвоприношения. В этот день назначают дату бракосочетания и все нюансы торжества. Когда все хлопоты будут распределены и оговорены, гости переходят к трапезе. Особенности осетинских традиций на банкете таковы, что обязательно на столе должны стоять ритуальные блюда. К ним относятся три пирога, а также шея и голова жертвенного барана. За столом произносят три тоста, первый из которых за Большого Бога, второй — за божеств, а третий должен прославлять породнившиеся фамилии. После этого на жертвенном животном делают три надреза, отрезая уши, и передают мясо вместе с вином молодым.
Проект «Осетинский национальный мужской костюм»
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Глава 1.
Осетины – одна из народностей Северного Кавказа ………
Глава 2.
Национальный осетинский мужской костюм …………….
Национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он несет в себе особенности традиций, обычаев и духовной культуры народа.
В своей работе мы показали самобытность национального мужского костюма.
Предмет исследования –
национальный осетинский мужской костюм.
Анализ литературы и материалов сайтов в Интернете.
Наблюдения и беседы.
Цель работы – исследовать историю и особенности национального осетинского мужского костюма.
Основные задачи исследования:
— изучить литературу по истории народностей и их костюмов;
— дать характеристику отдельным частям осетинского мужского
— исследовать уровень знаний учащихся 2-х классов на предмет знания
осетинского мужского костюма;
— подготовить презентацию работы.
Глава 1. Осетины – одна из народностей Северного Кавказа.
На Северном Кавказе живет ираноязычный народ – осетины. Они являются потомками древних сарматов, алан и скифов. В наши дни осетины живут на южном и северном склонах центральной части главного Кавказского хребта. Численность осетин – более 600 тыс. человек в мире (в Республике Северной Осетии — Алании 335 тыс. человек). Особенностью истории этого народа является то, что он в течение многих веков разделен на две части: северную и южную. Северная часть осетин составляет основное население Республики Северная Осетия — Алания, с центром в городе Владикавказе и входит в состав Российской Федерации.
Народные традиции
Осетинская нация всегда славилась и славится гостеприимством и семейными ценностями. С особым уважением относятся здесь к старшим по возрасту. Существуют незыблемые правила, которые никто в семье не нарушает:
- При входе в дом старшего по возрасту каждый осетин должен встать и поприветствовать его.
- При разговоре с отцом даже взрослые сыновья стоят.
- Хозяин не садится за стол раньше гостя.
- В обществе гостей большое значение придается щедрому угощению.
Если кто-то из стариков затягивал за столом песню, все должны были поддержать. Сидели долго, но ели мало, так как для осетина много есть — стыдно, и уговорить его даже голодного сесть за стол почти невозможно. Что касается народных развлечений, то петь могли раньше только мужчины, в танцах, наоборот, больше участвовали женщины. Шедевром танца до сих пор считается древний хороводный танец под названием симд, уважаемы также парные танцы, где очень много различных движений:
- хонга-кафт с приседаниями;
- шуточный гогыз-кафт и другие.
В старину любимым проведением свободного времени девушек были посиделки, которые проводились осенью после уборки урожая. Их было несколько видов, парни не приглашались. Собирались обычно в одном доме и в течение всей ночи веселились, пряли конопляную пряжу, пели песни, делились секретами.
В течение многих веков горцы соблюдали неписаные законы — адаты, бывшие для них своеобразным кодексом чести. Каждое горное общество имело своего старейшину, спорные вопросы решал народный суд. При грозящей какому-то роду опасности все мужчины других селений вставали на защиту. По мнению осетин, человек должен не сносить любые оскорбления, а проявлять мужской характер. В ответ на удар плетью или палкой могло последовать убийство. Оскорблением считалось и дотронуться до головного убора осетина. Шапка для горца является вещью священной и неприкосновенной.
При любом материальном положении шапка должна была соответствовать настоящему мужчине-горцу. Если последний проявлял трусость, то ему говорили, что он должен носить не шапку, а платок. Мстительность веками воспитывалась в осетинской среде, лозунг «кровь за кровь» ярко отражал идеологию строгого уклада. Сегодня кровная месть почти искоренена, но новые правовые институты приживаются с трудом.
Во время Великой Отечественной войны многие осетины показали себя настоящими героями на поле боя. Более 70 человек получили звание Героя Советского Союза. Из осетин вышли такие известные личности, как писатель Коста Хетагуров, режиссер Евгений Вахтангов, актеры Вадим и Егор Бероевы, много призеров Олимпийских игр (знаменитые борцы Андиев и Рамонов, Артур Таймазов и другие).
Одежда и национальная кухня
Осетины в большинстве темноволосы и темноглазы, цвет кожи слегка смугловатый. Встречаются среди них и голубоглазые, с каштановыми и светлыми волосами. Осетинки очень красивы. И мужчины, и женщины отличаются стройным телосложением и физической силой. Национальный костюм осетин сейчас используется редко, только по праздникам. У женщин он состоит из рубахи, корсета, светлого платья, шапочки и фаты-вуали, на груди много застежек с птицами. В мужском костюме считается обязательным наличие следующих элементов:
- шаровар;
- черкески;
- бешмета;
- ноговиц;
- башлыка;
- папахи;
- узкого пояса;
- кинжала.
У женщин самым популярным был бордовый цвет, сверху наносилась вышивка золотыми нитями. Зимой верхней одеждой мужчин была бурка — плащ без рукавов, обычно темного цвета, сшитая из войлока. Повседневная одежда состояла из бешмета, рубахи, шаровар и черкески, сшитой из бурки или холста. На голову в зимнее время надевали папаху — высокую барашковую шапку, а летом носили войлочную шляпу.
Важное место, как и везде на Кавказе, уделяется шашлыку. В давние времена рацион был скудным: хлеб чурек и молоко, но чаще вода или пиво; блюда из овсянки
Самыми излюбленными напитками национальной кухни Осетии являются квас, пиво, брага и арака. Осетинское пиво любят на северном Кавказе и в России, качество его отметили и многие иностранные туристы.
Обязательное блюдо на праздничном столе — пироги: с сыром и картошкой, с мясом, черемшой с сыром, тыквой, фасолью. Готовятся они всегда из дрожжевого теста. В традиционном мясном пироге главным считается правильно соблюсти пропорции: теста — 300 граммов, мяса — 700. Стоит отметить, что Осетия — это родина всеми любимого кефира. Готовится он здесь по-особому: в деревянной кадке или в специальном кожаном мешке.
Женский костюм
Женский костюм всех северокавказских народов имел одинаковый комплекс. Повседневную рубаху-платье туникообразного покроя шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничную — из шелка. У адыгских народов она была ярко-красных оттенков (малиновой, оранжевой), но всегда светлее, чем верх нее платье. Гъуэншедж (кабард.) — широкие и длинные шаровары преимущественно красного цвета заправляли в обувь или собирали у щиколоток.
Кафтанчик кэщ (кабард.), повторяющий по покрою мужской бешмет, шили из черного или темно-красного бархата (у карачаевок и балкарок он мог быть темно-синим, голубым, зеленым). Эту неотъемлемую часть праздничного костюма девушек спереди украшала тюйме (карач.) — застежка из многочисленных золотых или серебряных пряжек. Позже ее заменили нагрудником, и пряжки уже лишь имитировали застежку, став декоративной отделкой. Эта нарядная деталь костюма была видна из-под верхнего платья. Осетинские девушки, подобно вайнахским, могли ходить без кафтанчика, но носили праздничный бархатный передник, выглядывавший из-под верхней распашной одежды. Кожаный, с вшитыми спереди и сзади деревянными пластинами корсет (кабард. куэншыбэ; осет. калынкарц) юные девушки носили до самой свадьбы, не снимая даже во время сна. Он сдерживал рост груди и помогал вырабатывать гордую «кавказскую» осанку.
Женщина в розовом шелковом платье; мужчина в нарядном костюме с белым башлыком и в барашковой шапке
Верхнюю распашную одежду — босцей кабардинские девушки надевали по праздникам поверх кафтанчика. Это было длинное, в пол, платье с узкими, часто короткими рукавами и глубоким вырезом, в котором был виден нагрудник с пряжками. Покрой верхнего платья карачаевок — капталы совпадал с покроем мужской черкески. Но главным декоративным центром всего костюма были огромные нарукавные подвески-лопасти, украшенные трудоемкой вышивкой вприкреп (т. е. выполненной отдельно, а потом нашитой на готовое изделие). Эти подвески были съемной деталью, и шили их всегда из черного или темно-красного бархата независимо от цвета остального костюма. Так как на изготовление золотой вышивки уходило много времени и денег, подвесные рукава часто «переживали» сами платья, и их передавали из поколения в поколение. Только женщины знатного происхождения могли позволить себе ходить в платьях с подвесками, как в повседневной одежде. Форма и орнаменты подвесных рукавов, а также цветовая гамма костюма различались у каждого из северокавказских народов.
У кабардинок, главных модниц Северного Кавказа, пестрые цвета и контрастные сочетания считались безвкусицей. Их любимым цветом был красный, особенно темных оттенков, а самыми изысканными признавались сочетания близких оттенков: бордового с вишневым, синего с голубым и т. п. Карачаевки по праздникам щеголяли в платьях синих, темно-голубых, зеленых, табачных оттенков, а девушки — в ярко-красных и ярко-голубых. Платья балкарок испытывали влияние осетинских костюмов, в которых преобладали светлые расцветки: белые, нежно-розовые, салатовые, светло-голубые, желтые. Красный цвет использовался редко. В Осетии только повседневные платья были темными, но к ним полагалось надевать светлую рубаху (а к светлому — темную). Полностью темные сочетания носили лишь пожилые женщины.
Головные уборы и украшения. Женщины обычно заплетали волосы в одну или две косы. Шапочку на твердой основе из кожи обтягивали бархатом и украшали золотой или серебряной вышивкой, галуном, кистями, бахромой, подвесками и металлическими накладками. Шапочки были различной формы: высокие — с округлым конусовидным верхом или в форме усеченного конуса, низкие цилиндрические — с плоским верхом. После рождения первого ребенка их заменяли платки, которые не снимали даже дома. Основными украшениями костюмов были пряжки, пуговицы нагрудников и угловые вышивки в форме треугольников на кафтанчиках и верхних платьях. Кольца и бусы носили только балкарки, а узкие серебряные составные, с фигурными пряжками пояса — женщины всего Северного Кавказа.
Мужчина в бурке и каракулевой папахе; женщина в платье с нарукавниками-подвесками
Осетинский национальный костюм
Одним из самых ярких и самобытных национальных нарядов оправдано считается осетинский костюм.
В настоящее время осетины надевают национальную одежду только в особых случаях, по большим торжествам и празднествам. В деревнях этот обычай более распространенный и чтимый. Однако, городские жители также чтят память предков, не забывая традиции и культуру своего народа, одним из элементов которых и выступает национальный, традиционный осетинский костюм.
Немного истории
С самых давних времен повелось так, что традиционный осетинский костюм должен изготавливался ключительно женскими руками, причем, в домашних условиях. Домотканое полотно женщины изначально окрашивали в нужные цвета и оттенки. Делалось это при помощи красок исключительно растительного происхождения. Только после подготовки ткани можно было приступать к пошиву национального убранства.
Уже в древние времена национальные осетинские костюмы очень богато украшались всеми подручными средствами: вышивкой, орнаментами, нашивками. И на данное время одежда осетин смотрится очень богато и празднично.
Особенности
Среди главных особенностей осетинской одежды можно выделить следующие:
- большое количество вышивки и традиционных осетинских орнаментов, каждый из которых имеет свое значение;
- ткань, из которой выполняется национальная одежда, используется предпочтительно местного происхождения;
- особенное значение в осетинской культуре имеет свадебный наряд. Он украшается особенным образом;
- между мужской и женской верхней одеждой осетинцев много общего по крою и по способу ношения.
Цвета и узоры
Следует отметить, что в осетинской культуре одежды чаще всего используются такие классические цвета, как белый, черный и красный. Реже встречаются синий, зеленый цвета и все их оттенки. Праздничное одеяние обильно украшается золотыми или серебряными нитями, которые могут служить свидетельством принадлежности к тому или иному статусу.
Каждый узор что-то символизирует. Так, на свадебном одеянии вручную вышивается символика, которая олицетворяет плодородие. На обычном костюме женщины изображаются орнаменты, которые обозначают покорность, повиновение, но в то же время самодостаточность. На мужских костюмах могут быть изображены символы силы, власти, мужества.
Ткани и крой
Для пошива этнической осетинской одежды предпочтительно используются ткани натурального происхождения. Современное текстильное производство дало возможность также использовать смесовые ткани лучшего качества, которые обладают отличными характеристиками.
Крой национальной одежды имеет отличительную черту – женские одеяния длинные, в пол, а мужские представляют собой удлиненные жакеты, с развевающимися в разные стороны полами.
В настоящее время в городах и селениях национальный костюм сохраняет свой прежний вид, как праздничный вариант: он является неотъемлемым атрибутом на свадьбе, праздничных торжествах и т.д.
Разновидности
- Традиционный мужской костюм включает в себя натуральное нательное белье, черкеску, папаху, бурку, шубу и башлык. Внешний вид осетинского мужчины очень впечатляет, и вызывает бурю эмоций. Горячий темперамент отлично ассоциируется с внешним видом представителя сильной половины человечества этого народа.
- Женский национальный образ осетинки создают рубаха, специальный корсет, платье-черкеска с длинным рукавом и своеобразного головного убора. Также осетинские девушки и женщины очень любят украшать себя многочисленными застежками, изображающих птиц. Это олицетворяет волю, свободу и независимость.
- Детский осетинский национальный костюм практически ничем не отличается от взрослого, не считая того, что все детали в нем – миниатюрные и более красочные.
Аксессуары и обувь
Обувь осетины используют легкую и удобную, по типу спортивной. Чаще всего она шьется из натуральной кожи и имеет мягкую подошву.
Среди основных аксессуаров можно выделить головные уборы, как мужчин, так и женщин, пояса, расшитые особым способом и кинжалы для мужчин.
Отлично смотрится вариант женской осетинской одежды, выполненной в красно-белом цвете. Длинное платье, в сочетании с вышивкой красного цвета выглядит очень женственно, пышно и величественно.
Для мужчин классическим вариантом может стать удлиненная черкеска бежевого цвета, неотъемлемым атрибутом которой выступает пояс и кинжал, а также папаха.
Осетинский национальный костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru
Источник
«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ
Приход за суженой
Еще несколько лет назад свадьба в Осетии праздновалась в доме жениха. На мероприятие приглашали много гостей. Праздничный стол ставился во дворе. В современное время молодые люди предпочитают отмечать свадьбу в ресторане.
Осетинскую свадьбу условно разделяют на два вида: торжество жениха и невесты. Утром родные будущего супруга, соседи и друзья приходят в его дом. Старший из шаферов решает, кто поедет в кортеже за невестой, а также дает несколько инструкций. В обязательном порядке за девушкой едут родители, старший и младший шаферы. Свита дарит избраннице жениха пироги, торты, сладости и алкогольные напитки.
Их встречают возле порога с бокалами вина. Гости желают жениху и невесте добра, счастья и долгой любви. Потом все заходят в дом. Невеста занимает видное и почетное место. Но через несколько минут ее уводят в соседнее помещение, где она сможет переодеться в свадебное платье.
Подробности
Детали наряда
В состав свадебного наряда осетинской невесты входит множество деталей, вот некоторые из них:
— корсет – выполнен из нескольких слоев шелка;
— рубаха (ситцевая либо шелковая), имеющая красный либо желтый цвет;
— металлический пояс, защищающий невесту от злых духов. Как правило декорирован дорогими красными камнями;
— кафтан — как правило, изготовлен из дорогих тканей (атлас, шелк либо бархат). Его вороти подол расшит вышивкой из золота;
— передник;
— нагрудник (символ ветви Древа Жизни);
— шапочка, расшитая нитями (золотыми и серебряными) и украшенная красивыми камнями, чаще рубинового тона;
— фата, она может быть заменена воздушным платком, надетым поверх шапочки и закрывающим лицо красавицы.
Весь костюм изготовлен в распашном крое. Сверху рубахи одевается кафтан, который фиксирует фигуру девушки и препятствует расстегиванию застежек на груди. Он почти не виден из-под платья и считается скорее декоративным элементом свадебной композиции. Под кафтаном на девушку надет корсет, который затянут с помощью шнура с множественными узелками. Согласно обычая, корсет развязывают, при этом не допускается использование острых предметов. Разрывать шнур тоже запрещается.
Рукава распашного платья, расклешенные книзу, расшиты вышивкой ручной работы и богатыми камнями. Это очень утяжеляет платье, но делает его необыкновенно красивым и солидным. В некоторых платьях рукава прямые, суженные у кисти рук. На такой рукав следует надевать широкие нарукавники. Осетинские свадебные наряды всегда роскошные и дорогие. Наряд закрывает чужих глаз все части тела невесты, включая шею и руки.
О головном уборе
Прекрасен головной убор девушки (шапочка), расшитый золотыми нитями и обрамленный воздушной фатой из нескольких слоев. Фата закрывает голову новобрачной от постороннего взора. Надо отметить, что фата со свадебной шапочкой, выполненной в форме усеченного конуса, является предметом выкупа на свадьбе в Осетии. Головной убор тщательно охраняют родные новобрачной, а гости пытаются его «украсть». В старину считалось дурной приметой, если головной убор невесты попадал в посторонние руки. Пояс невесты может быть из материи либо серебра. Считается, что чем богаче украшен пояс, тем зажиточнее семья невесты. Матерчатый пояс оригинально расшит, а металлический представляет собой своеобразный шедевр.
На ноги девушка обувает мягкую обувь, изготовленную из сафьяна (чувяки) с вышитыми золотыми и серебряными нитями узорами.
Невеста является олицетворением чистоты и целомудрия. Её свадебный наряд поражает своей роскошью и богатством.
Считается, что девушка в подвенечном наряде очень ранима и подвержена проискам злых сил, этим объясняется наличие многих оберегов и защитных узоров.
Когда невеста в свадебном наряде идет к свадебному кортежу ее сопровождает шафер. При этом, дорогу девушки посыпают сахаром в знак того, чтобы супружеская жизнь была сладкой. По традиции, эта роль отведена матери невесты. По пути в ЗАГС кортеж, согласно обычаю, останавливается в святых местах для молитвы.
По окончании официальной части, празднование перемещается в дом жениха
При этом, соблюдают еще один ритуал: чтобы семья была многодетной и первенцем был сын — невеста берет на руки мальчика.
На осетинской свадьбе невесте отведена особая роль: пока гости угощаются разными блюдами, она должна молча стоять в углу свадебного стола, потупив взор. Ей не положено прикасаться к праздничным угощениям, иногда, украдкой, ее могут чем-то угостить родные.
Поднять фату с лица новобрачной доверяют самому старшему члену семьи новобрачного — этот момент можно считать следующим этапом свадьбы. Как правило, происходит это действо в конце вечера, а перед этим родственники жениха произносят невесте комплименты, поочередно приподнимая фату. Она благосклонно, но молча принимает комплименты.
Когда лицо невесты уже открыто, она одаривает подарками отца и мать молодого супруга, а также угощает их медом. Родители мужа, в знак того, что приняли ее в свою семью, дарят ей украшения из золота с пожеланиями счастья и достатка.
С течением времени, многие традиции осетинской свадьбы поменялись, однако, молодое поколение их все равно уважает и чтит. Это делает свадьбу красивым торжеством, наполненным различными ритуалами и обрядами, приводящими в восторг своей самобытностью.