Что нужно знать всем покупателям лодок и подвесных лодочных моторов
Содержание:
- Процесс получения прав ГИМС
- Куда нужно обратиться с документами
- Как получить?
- Управление маломерными судами – есть ли изменения в правилах ГИМС 2020
- Правила регистрации МС
- Голубая корочка ГИМС
- Моторы 9.8 л.с.
- Лодки с мотором которые не требуют регистрации и прав
- Вступили в силу новые правила регистрации маломерных судов в ГИМС
Процесс получения прав ГИМС
Процесс в каком-то смысле похож на получение прав на автомобиль, хотя есть и значимые отличия. Рассмотрим его поэтапно.
Этап 1. Обучение
Просто так пойти и сдавать на права не получится — для прохождения экзаменов необходимо предоставить документ о прохождении обучения. Правда, критерии вида документа не очень четко сформулированы — многие школы предлагают просто распечатать результаты внутреннего теста. Подробно этот этап рассматривать не будем.
Этап 2. Подача документов
Для сдачи экзаменов необходимо подать документы в определенный день (см. время работы подразделений ГИМС на сайте МЧС).
- Заявление на бланке личной карточки судоводителя, в котором как раз, на ряду с прочим, необходимо указать, к каким категориям судов и районам плавания вы хотите быть допущенными.
- Медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (транспортным средством);
- Две фотографии размером 3×4 см (цветные и на матовой бумаге);
- Документ, удостоверяющий личность судоводителя (предъявляется в день сдачи экзаменов).
Известно, что в качестве медицинской справки подразделения принимают распространенные медсправки о допуске к управлению автомобилем — это можно уточнить по телефону.
Этап 3. Теоретические экзамены
Теоретические экзамены нужно сдавать по каждому заявленному типу судна и району плавания. Принимаются методом компьютерного тестирования, как в ГИБДД, путем выбора правильных ответов на вопросы экзаменационного билета для каждого типа судна и района плавания.
Каждый экзаменационный билет содержит 10 вопросов, для его успешного прохождения нужно допустить максимум 2 ошибки.
Для сдачи на категорию МПВ дополнительно потребуется сдать маршрутную прокладку на бумажной карте.
В случае несдачи экзамена, повторная попытка разрешается минимум через неделю.
Этап 4. Практические экзамены
Далее необходимо сдать практические экзамены на право управления судном нужного вам типа. Время и место вам сообщит ГИМС.
Экзамен похож на сдачу площадки при получении прав на автомобиль — вас попросят совершить несколько маневров. Продолжительность экзамена — максимум 45 минут (не считая времени на подготовку).
Положительная оценка ставится, если не было сделано ни одной грубой ошибки, и не больше двух иных ошибок, не влияющих на безопасность мореплавания.
Как и с теоретическим экзаменом, пересдача возможна не ранее, чем через неделю.
Грубыми ошибками считаются:
- Нарушение правил маневрирования, в том числе при расхождении с другими судами.
- Ошибки толкования навигационных знаков, нарушения режимов судоходства и правил маневрирования, определяемых этими знаками.
- Неправильное выполнение маневра «человек за бортом».
- Неверный учёт особенностей движителя судна, его маневренных, скоростных и инерционных характеристик, а также дрейфа и течения, создающих угрозу навала судна при подходе к причалу или отходе от него.
Если происходит экзамен на морские категории, то также грубыми считаются:
- Действия при постановке на якорь и снятие с него, создающую угрозу обрыва якорной цепи, или не обеспечивающие удержание судна на якоре.
- Промахи при определении опасных целей визуально или с помощью радара.
- Ошибки при снятии пеленгов на ориентиры большие 5º.
- Ошибки более одной мили при определении места судна с нанесением точки обсвервации на карту.
- Ошибки в расчёте курса, несвоевременное выполнение его корректуры, приведшие к отклонению направления движения мимо назначенного района.
- Неспособность передать или получить информацию, связанную с безопасностью мореплавания, используя имеющиеся на судне средства связи.
Необходимо помнить, что не все подразделения ГИМС обладают судами всех типов — например, парусными яхтами. Поэтому вам нужно будет договориться с кем-нибудь, кто обладает правами и сможет пригнать необходимое судно к оговоренному с сотрудниками ГИМС месту и времени. При этом вас попросят заключить типовой договор о праве безвозмездного использования сотрудниками ГИМС судна для проведения практического экзамена. Эта формальность требуется для исключения коррупционной составляющей. Разумеется, кроме вас, никто на вашем или арендованном судне сдавать экзамен не будет, если вы этого не разрешите. К слову, это удобно, если вы обучались на конкретном парусном судне целой командой — яхтенные школы обычно предоставляют такую услугу за небольшую плату.
Этап 5. Получение прав
Пройдя все круги аттестации, необходимо просто дождаться получения удостоверения. Это может быть сделано не в день прохождения последнего экзамена, а в другие дни, обычно где-то через неделю или две — опять же, необходимо уточнять в конкретном подразделении ГИМС.
Куда нужно обратиться с документами
Где получить права на лодку? Спецкурсы предлагают обучение навыкам управления ТС, а также свидетельства об окончании учебы. Но вместе с пакетом документов нужно будет отправиться совсем в иное место. Куда именно? В ГИМС. Это Государственная инспекция, где инспекторы выдают права на мотолодку. В эту организацию нужно подать заявление и принести другие документы.
Требуется предоставить некоторые бумаги и отправить запрос на выдачу свидетельства. Иногда гражданину может потребоваться пройти экзамен в форме практики на специальном тренажёре. Если ученик только окончил курс обучения, не требуется демонстрировать свои навыки, но подготовиться к этому испытанию нужно.
Как только будут поданы документы на лодку (а вернее, на управление МС), останется только ждать. В общем, на создание удостоверения и выдачу уходит около месяца.
При желании можно написать заявление разными способами. Сейчас для граждан предлагается:
- посетить ГИМС лично;
- воспользоваться помощью портала «Госуслуги»;
- принести пакет документов в МФЦ.
Для информации: первый вариант наиболее быстрый, качественный и удобный. Если понадобится дополнительно сдать экзамен по управлению лодкой, можно воплотить задумку в жизнь и получить само удостоверение. А вот МФЦ немного замедлит процесс. Часто нужно ждать полтора или два месяца для получения прав на лодку. ГИМС является местом, которое может быстро помочь справиться с задачей.
В целом, граждане самостоятельно могут находить место, куда обращаться, подавать заявление. Пакет свидетельства все равно одинаковый в каждом случае.
Документы
Что понадобится принести судоводителю для получения права управления моторным судном или самоходным с определенными характеристиками?
Перечень документов не длинный, нужно предъявить:
- паспорт гражданина России;
- документы на ТС, которое планируется эксплуатировать (с судовым билетом, при его наличии);
- заявление на удостоверение водителя мотолодки;
- диплом об окончании ВУЗа, имеющего связь с судовождением (если есть);
- государственная пошлина (справка об оплате);
- свидетельство об окончании спецкурсов;
- медицинская справка о качестве здоровья установленной формы;
- фотографии (несколько штук, цветные, размер 3 на 4 см).
С собой нужно будет принести ксерокопии всех указанных свидетельств. Исключение – заключение врачей (медицинское). Оно должно быть только в оригинальном виде. Возможно приложить заверенную ксерокопию.
Сколько нужно будет заплатить для госпошлины? Сейчас за права дают 1,3 тыс. рублей. Если не было поставлено судно на учёт в ГИМСе, дополнительно платят за пошлину 1,6 тыс. рублей.
Подав заявление, водитель получит сообщение о том, в какое время можно вернуться за правами. Забрать документ нужно вместе с удостоверением личности, тогда мотолодка не будет находиться под запретом эксплуатации на водных объектах.
Ответственность водителей маломерных судов
Курсы подготовки содержат необходимую информацию по обязанностям судовладельцев: водитель лодки, катера или яхты должен соблюдать правила использования ТС и навигации, обеспечивать безопасность пассажиров, смотреть за состоянием водного транспорта и избегать перегрузов.
Другие обязанности:
- осуществлять безопасность;
- не воспрепятствовать передвижению остальных ТС;
- в краткие сроки оказывать помощь пострадавшим на воде;
- не загрязнять водные пространства;
- не плавать в местах нереста рыбы, относиться к природным ресурсам бережно;
- управлять плавсредством в трезвом виде;
- выходить в рейс на катере с мотором установленной, соответствующей мощности, с предварительным техосмотром, регистрацией и номерами.
При выходе на воду нужно иметь при себе документы на мотолодку: суд. билет или его заверенная копия, или удостоверение.
Как получить?
Оформить разрешение на вождение водных типов ТС совсем непросто. Процесс условно можно поделить на несколько важных этапов:
- проверка потребности в оформлении водительского удостоверения;
- сбор документации при прохождении медкомиссии;
- обучение вождению;
- обязательная сдача испытаний;
- подача заявки на выдачу прав;
- оформление удостоверения водителя судна.
Обращаем внимание на то, что необязательно строго придерживаться указанной последовательности действий — вы всегда можете отложить или перенести этап подачи комплекта документов для оформления разрешения на езду, но, во всяком случае, делать это нужно лишь после того, как весь курс обучение и сдача тестов останется позади. Остановимся чуть подробнее на самых важных этапах оформления разрешения
Остановимся чуть подробнее на самых важных этапах оформления разрешения.
Медосмотр
Прохождение медкомиссии для оформления водительских прав на управление плавредством ничем не отличается от осмотра, который нужен в ситуации с автомобилями и другим наземным транспортом. Имеется группа запретов, при которых судовладелец не сможет получить водительских прав на управление водным ТС. Отсутствие таких противопоказаний непременно должно быть зафиксировано в виде заключения медицинской комиссии, состоящей из:
- окулиста,
- хирурга;
- психиатра;
- специалиста-невролога;
- нарколога;
- терапевта.
Если хотя бы один из указанных медработников не сделает отметку о допуске судовладельца к езде на водном ТС, об оформлении прав можно попросту забыть.
Выводы медкомиссии являются важнейшим документом, в отсутствие которого у вас не получится в дальнейшем оформить заявку на выдачу водительского удостоверения, потому обучение вождению судна до получения результатов медкомиссии о группе здоровья не имеет смысла, в отдельных учебных центрах даже требуют результаты медкомиссии до зачисления на курсы.
Обучение
В России пройти обучение вождению водного ТС можно в специальных высших учебных заведениях, техникумах либо на курсах. Вся программа подготовки делится на 2 этапа: теоретический и практический. Первый вариант представляет собой посещение лекций, более того, многие учебные курсы в наши дни допускают дистанционное прохождение обучения. Вторая часть – практическая. Если при оформлении водительского удостоверения на автотранспорт всё ясно — ученики учатся ездить на реальных авто, то в случае с судами ситуация немного иная. Практические занятия здесь проходят на симуляторах-тренажерах, поскольку без получения прав водителя судна гражданам запрещается выходить в открытое водное пространство.
Обучение завершается испытанием – если слушатель курса не сможет его сдать, то разрешение на вождение лодки он не получит. Впрочем, не надо огорчаться, любой человек имеет шанс на одну или несколько пересдач. Как и сами курсы, экзаменационная часть подразделяется на теоретическую и практическую. Сперва ученикам предлагается ряд вопросов, которые определяют уровень знаний, важных для вождения моторной лодки. Как правило, теория сдаётся в форме теста. Когда первый этап будет успешно завершен, судовладелец переходит к практическому испытанию. Как свидетельствует практика, подавляющее большинство учеников именно на этой стадии сталкиваются со сложностями и попросту «срезаются».
После успешного прохождения экзаменов судовладельцу выдается свидетельство удачного завершения учебы. Такой документ непременно должен присутствовать у любого человека, который намерен управлять собственным судном.
Управление маломерными судами – есть ли изменения в правилах ГИМС 2020
Как отмечалось выше, редакция правил ГИМС 2018, по которой выдвигает государственная инспекция требования к маломерным судам пока действительна и для 2020 года. Касается это и раздела выдачи удостоверения судоводителя. Еще раз пройдемся по основным моментам получения прав на лодку, и отметим, кому они нужны, как их оформить и во сколько это обойдется.
Права на управление маломерными судами
Прежде чем говорить о получении документов, обратимся еще раз к термину «маломерные судна» и порядку регистрации.
Так, маломерное судно – это плавательное средство, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей, перевозимых на борту, составляет не более 12 человек. При этом, маломерные суда подлежат обязательной регистрации в ГИМС, если на них используются моторы мощностью выше 10, 88 л.с. или масса укомплектованного судна превышает 200 кг.
Тем судовладельцам, чьи лодки и катера не подходят под данные требования, обращаться в госинспекцию не требуется. А вот если плавсредство необходимо вносить в государственный реестр маломерных судов, то и судоводитель должен обладать официальными документами, подтверждающими право на управление водным транспортом. Выдают морские права также в ГИМС, только для их получения необходимо пройти через несколько этапов.
Сдача экзаменов и порядок получения прав
Получить права на управление маломерным судном могут все граждане России, достигшие возраста 18 лет и годные по состоянию здоровья. При этом, прежде чем подтвердить свою квалификацию судоводителя на экзамене в ГИМС, претендентам на получение прав необходимо пройти обучение в специальной школе.
Занятия по подготовке водителей маломерных судов проводят автономные организации, получившие аккредитацию и лицензию на данный вид деятельности. Формат обучения поделен на 2 части: наработка теоретических знаний и применение их на практике. Весь курс рассчитан примерно на 1 месяц занятий, после чего ученики обычно сдают выпускной экзамен и получают официальное свидетельство о прохождении курсов судоводителей маломерных судов. Стоимость такого обучения зависит от расценок школы, но в среднем цена варьируется в пределах 10-20 тысяч рублей.
По завершению обучения выпускники судоходных школ отправляются в ГИМС, где подают заявление на оформление судоводительского удостоверения. Для этого при себе необходимо иметь следующий пакет документов:
- Паспорт РФ;
- Фотографии 3х4 в количестве 2 шт. (цветные или ч/б);
- Медицинскую справку, подтверждающую допуск к управлению водным транспортом по состоянию здоровья (обычно оформляется во время обучения в школе);
- Сертификат о прохождении курсов судовождения.
Инспектор регистрирует подачу заявления, проверяет соответствие документов и назначает даты теоретического экзамена и выхода на воду для оценивания практических навыков. При условии успешной сдачи обеих частей, документы претендента направляются в отдел выдачи судоводительских прав государственного образца. Ученикам же останется выполнить последнее требование ГИМС – оплатить госпошлину на выдачу удостоверения судоводителя. На 2020 год ее размер составляет 1300 рублей.
Квитанцию об оплате пошлины следует зарегистрировать у инспектора ГИМС, после чего останется только ждать выписки документов. Обычно процедура оформления, регистрации и выдачи судоводительских прав занимает 7-10 дней. При этом сроки действия удостоверений судоводителя, выданные ГИМС, рассчитаны на 10 лет с момента выдачи.
Если же в 2020 году у вас истекает срок действия судоходных прав, то вам надлежит обратиться в отделение госинспекции маломерных судов по месту жительства для переоформления удостоверения. При этом также потребуется оплатить госпошлину, но ее размер составит уже всего 650 рублей.
Возможно будет интересно: Документы на лодочный мотор
Правила регистрации МС
Как говорят эксперты, последний законодательный акт немного «ослабил гайки», и после его принятия перечень МС, не подлежащих обязательной регистрации, заметно расширился.
Регистрировать не нужно:
- любые безмоторные плавсредства массой до 200 кг (включительно);
- моторные изделия до 200 кг с мощностью двигателя до 8 кВт, т.е. до 10,88 л.с. (включительно).
Материал, из которого изготовлено плавательное средство, значения не имеет. Главное, соблюдать требования по весу. Значит, регистрации не подлежат следующие МС до 200 кг:
- надувные транцевые лодки;
- надувные, типа «Турист»;
- пластиковые;
- металлические;
- деревянные;
- разборные композитные;
- лодки с электромоторами указанной мощности;
- различные байдарки;
- гребные и парусные катамараны.
Все остальные МС, весящие более 200 кг, или оснащенные мотором свыше 8 кВт, необходимо регистрировать в службе ГИМС. Владелец плавательного средства должен регулярно проводить его технический осмотр и платить соответствующие налоги. Нарушение правил приводит к штрафу.
Голубая корочка ГИМС
Начнем с нашей любимой Родины. Если вы стали счастливым обладателем маломерного судна, для управления им в водах РФ необходимо обзавестись голубой корочкой ГИМС МЧС России.
Напомню, что маломерным, подлежащим регистрации, является судно от 200 килограмм, до 20 метров длиной, вмещающее не более 12 пассажиров на борту, мощность двигателя которого более 8 кВт. А значит, гидроцикл также является полноценным маломерным судном, требующим к себе должного внимания в виде регистрации, уплаты налогов и соответствующей категории прав.
Любые другие шкиперские лицензии, даже сильно превосходящие по своему классу, для надзорных служб нашей страны являются недействительными. Но на соответствующую по уровню иностранную корочку, подтверждающую ваши знания, в ГИМС можно получить национальный документ. Для этого необходимо сделать нотариальной перевод иностранной лицензии и досдать при необходимости недостающую теорию, например, по ВВП (внутренним водным путям). Могут еще запросить нотариальный перевод официального письма, где указаны мощность судна (площадь парусов), допустимых в категории имеющихся прав. По факту, будете вы сдавать экзамены или пройдёте процедуру замены удостоверения зависит от инспектора и вашего опыта.
Моторы 9.8 л.с.
2-3 взрослых пассажира — оптимальная нагрузка для лодочного мотора мощностью 9.8 л.с. Именно этот вариант довольно часто покупается для “первых” водно моторных шагов, если планируется эксплуатация лодки в небольшой компании или с детьми.
Средняя скорость с одним пассажиром на таком моторе составит 35-40 км/ч
К слову моторы формата 9.8 л.с довольно удачны по сочетанию вес мотора/скорость, потому что они весят не намного больше 5 сильных, (мотор 5 л.с. — 21кг, вес мотора 9.8 л.с. — 26 кг) а по скорости прибавка существенная. Поэтому мы считаем что для 1-2 взрослых и детей такой двигатель это оптимальный выбор. Статистика продаж подтверждает, что сегмент моторов 9.8 л.с. востребован среди покупателей, потому что при увеличении бюджета по сравнению с предыдущими вариантами вы получите примерно те же габариты и вес в перевозке (транспортировке в багажнике) однако, ходовые и скоростные качества будут на порядок выше.
Видео ролик, как лодка длиной 370 см и тремя пассажирами разгоняется с мотором 9.8 л.с.
Лодки с мотором которые не требуют регистрации и прав
Государственная инспекция не принуждает владельцев лодок и катеров снимать их с учета, если они были зарегистрированы до 2021 года. Теперь можно не проходить каждые 5 лет технический осмотр. Однако до тех пор, пока плавсредство стоит на учете и числится в реестре, владелец обязан ежегодно платить транспортный налог. Второй нюанс — в случае кражи и использования катера в каких-либо целях похитителем, придется доказать, что хозяин не виновен.
Какие маломерные суда можно не регистрировать и не проходить техосмотр
Проходить обучение и получать удостоверение судоводителя необходимо на маломерные суда, которые отвечают определенным характеристикам. В первую очередь это мощность двигателя. До момента вступления закона №36-ФЗ в силу можно было управлять моторкой без документа с подвесным мотором до 5 л.с., но с какой мощностью сейчас лодочный мотор можно использовать без прав? Допустимо эксплуатировать ТС с двигателем более 8 кВт, что равняется десяти лошадям.
В случаях, когда конструкция судна не позволяет соблюсти при нанесении бортового номера вышеуказанные требования, порядок размещения номера регламентируется регистрационным органом. Причем эта особенность отмечается в реестре ГИМС и в судовом билете водного транспорта.
Перечень несложных требований к физическому лицу, ставшему обладателем судна с ПЛМ. А 8 киловатт это 10,88 л. Если у вас судно надувная лодка, каркасная лодка, катер весит в снаряженном состоянии вместе с мотором не более кг.
Рекомендуем прочесть: Срок Сдачи Декларации На Возврат Подоходного Налога В 2021
Неисправности, запрещающие эксплуатацию маломерок
- Безмоторные лодки, длина которых превышает 20 метров.
- Безмоторные суда, вес которых с полным оснащением превышает 200 кг.
- Безмоторные плавучие средства с количеством посадочных мест больше 12.
- Любое плавучее средство, оснащённое мотором, мощность которого превышает восемь киловатт или 10,88 лошадиных сил.
На практике это занимает месяц-полтора. Звоните в понравившуюся обучающую контору, уточняйте, что от вас им нужно(как правило, это паспорт, фото, медсправка, деньги). Далее со всем этим идёте к ним и записываетесь на курсы. Два момента. Медицинскую справку с 1 января 2021г. нужно делать специально для ГИМС. Если раньше можно было прийти с действительной медсправкой для любого транспортного средства, то теперь в заключении должно быть написано — «годен к управлению маломерным судном». Когда будете искать фирму занимающуюся обучением судоводителей, уточняйте предоставляют ли они возможность самому изучать теоретическую часть, а ходить только на вождение. Некоторые фирмы охотно соглашаются на такую форму обучения, к тому же, как правило, это дешевле.
1.Письмо руководителя не является нормативным актом. 2.Указаны два протеворечащих друг другу акта, укажите пожалуйста их полное название, дату и номер, тут стоит обратить на их регистрацию в МинЮсте, если хоть один из них прошел регистрацию то он обладает вышей силой. В общем, если нормативный акт не прошел регистрацию в МинЮсте то он в принцепе не нормативный акт, а бумажка какашка. Но суды будут им все равно руководствоваться. А вот пиьсмом точно нет.
Обновление от 25.02.2021
Тимур, Формула расчёта такая: Масса лодки + масса мотора(ВАЖНО: вес мотора берётся максимальный, то есть вес мотора, максимально разрешённого для установки на ДАННУЮ лодку). Про 20 литров бензина ничего не знаю(но может быть)
И ещё возникает вопрос у меня лично: В расчёт берётся вес 2-ух или 4-ёх тактного мотора. Ведь при одинаковой мощности они значительно различаются…
А по данному стандарту, масса укомплектованного судна рассчитывается совместно с массой наиболее тяжелого мотора (или моторов), которые рекомендованы производителем (причем независимо от того, что судоводитель может не устанавливать мотор совсем, или к примеру, поставить мотор меньшей массы), вместе с массой установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.
Вступили в силу новые правила регистрации маломерных судов в ГИМС
Обладатели надувных ПВХ лодок переживают, нужно ли обращаться в госинспекцию и платить транспортный налог. Ведь небольшая надувная или гребная лодка на воде кажется таким незначительным средством передвижения.
Судна, которые не нужно регистрировать в Госинспекции:
- лодки, купленные с целью передвижения во внутренних водоемах (реках и озерах) РФ;
- плавстредство без силовой установки и грузовой подъемностью до 200 кг включительно;
- плавсредство с мощностью силовой установки до 8 кВт или 9,9 л/с;
- гребные лодки.
Для рыбалки, охотничьего промысла и различных подсобных работ просто необходима надувная резиновая лодка. Закон РФ обязывает регистрировать катамараны, гидроциклы, яхты, катера и различные надувные лодки, попадающие под регламент ГИМС.
Резиновую лодку нужно регистрировать, если:
- вес больше 200 кг.;
- установленный движок имеет мощность больше 8 кВт или 9,9 л/с;
- техпаспорт лодки разрешает установку мотора с параметром, превышающим 10 л/с.
Все резиновые лодки, которые не попадают под эти параметры регистрировать в ГИМС не нужно. Но правила использования резиновых лодок нарушать не стоит. На воде сотрудник МЧС РФ может потребовать у судовладельца документ на право эксплуатации лодкой.
Владельцу резиновых лодок при выходе на воду нужно иметь:
- паспорт РФ или его копию;
- документ права собственности судна;
- удостоверение на управление (для лодок с мощностью мотора выше 5 л.с/3,58 кВт);
- весла;
- спасательный жилет;
- черпак.
Чтобы поставить любую, попадающую под параметры требований, лодку на учет в Государственную Инспекцию Маломерных Судов, а именно получить Судовой Билет маломерного судна необходимо:
- Приобрести лодку.
- Собрать необходимый список документов.
- Приехать в ГИМС, расположенный по месту регистрации.
- Предоставить необходимый список документов.
- Получить Судовой Билет.
ВАЖНО! Зарегистрировать лодку в ГИМС можно не выходя из дома через портал Госуслуги. Документы в порядке, удостоверение в кармане и судовой билет получен
Остался еще один важный шаг, чтобы уверенно и свободно разгонять волны на территории РФ – это нанести номер на лодку по правилам ГОСТ и ГИМС
Документы в порядке, удостоверение в кармане и судовой билет получен. Остался еще один важный шаг, чтобы уверенно и свободно разгонять волны на территории РФ – это нанести номер на лодку по правилам ГОСТ и ГИМС.
Правильно нанесенный номер должен обладать следующими признаками:
- соответствовать рекомендуемым размерам;
- иметь контрастный цвет с лодкой;
- находиться между носовой частью и четвертью длины форштевня судна.