15 правил вежливости, о которых горожане всё время забывают

Как воспитать вежливого ребенка: правила для родителей

Наверное, многие родители согласятся, что дети быстрее и легче учатся плохому, нежели хорошему. Стоит отправить малыша в детский сад или погулять во дворе возле «дурной» компании, как в культуре поведения и общения ребенка уже есть, над чем поработать.

Между тем, правда также и в том, что как мы ни воспитывай своих детей, а они все равно будут похожими на своих родителей. А это значит, что воспитание ребенка, обучение его вежливому общению и поведению не имеет никакого смысла, если мы сами поступаем иначе. Хотим мы того или нет, замечаем мы этого или нет, но дети всегда копируют своих мам и пап, хоть и не всегда в одинаковой степени.

Вы можете тысячу раз повторять малышу о том, что заводить споры и ругаться — некрасиво и недостойно, но стоит один раз поскандалить в магазине с толкнувшим Вас мужчиной, как ребенок возьмет себе за образец именно такое поведение. Научитесь контролировать свои мысли, эмоции и поступки в любой ситуации и сохранять хороший тон поведения, независимо от обстановки. А начинать, между прочим, нужно именно с общения с ребенком: употреблять при обращении к нему слова вежливости, иметь терпение дослушивать до конца и не перебивать, уметь просить прощения и искренне быть благодарными.

Стараясь привить ребенку правила хорошего тона, следуйте рекомендациям, которые помогут достигнуть желаемой цели и не получить обратного результата:

  1. С первых дней Вашего с малышом общения стройте теплые, родственные, доверительные отношения. Тогда Вы будете авторитетом для ребенка, он будет прислушиваться к Вашим наставлениям, будет обращаться к Вам за помощью и советами. 
  2. Начинайте обучение вежливости с раннего возраста: даже не говорящие дети все прекрасно понимают!
  3. Используйте игровую форму обучения: ролевые игры, чтение тематической литературы, обсуждение изображений или жизненных ситуаций.
  4. Не навязывайте детям правил вежливости. Не заставляйте их поступать или говорить определенным образом, не ругайте за «неправильное» поведение и не кричите.
  5. Предоставляйте выбор поступить так или иначе, но при этом объясняйте преимущества одной тактики и недостатки, последствия другой.
  6. Объясняйте, почему следует поступить так, а не иначе.
  7. Не вычитывайте, не браните и не читайте нотаций в присутствии других людей.
  8. Не стыдитесь из-за поведения ребенка и не стыдите его самого. Акцентируйте на том, как следовало поступить, критикуйте поведение, но ни в коем случае не ребенка. 
  9. Всегда учитывайте особенности характера и темперамента малыша, его настроение и самочувствие. Личность Вашего ребенка, его переживания должны быть превыше устоявшихся в обществе правил. 
  10. Хвалите за вежливость и культурность. Отмечайте, как Вам это приятно. 

Обучение детей вежливости должно быть ненавязчивым, гармоничным, приносить взаимное удовольствие. В этом процессе совершенствуется не только ребенок, но и взрослый

Вежливым людям легче находить общий язык, а это ведь так важно!

Специально для nashidetki.net- Екатерина Власенко

Какая бывает вежливость?

Оказывается, вежливость может проявляться в разных видах. В зависимости от ситуации, один вид вежливого общения может подходить для одной обстановки и быть совсем неприемлемым для другой. Так, знатоки этикета, составляющей частью которого является вежливость, разделили это качество на несколько видов.

  1. Официальная. Она подходит для деловых случаев, например, в цепочке – учитель – ученик, директор – подчинённый. Такая вежливость строгая, выдержанная, без эмоций.
  2. Ритуальная. Её используют тогда, когда нужно соблюсти определённые обычаи и ритуалы, например, при религиозных обрядах, торжественных встречах. В таких ситуациях, которые отличаются особой возвышенностью и торжественностью, придерживаются определённых правил и процедур.
  3. Бытовая. Она нужна для обычных каждодневных ситуаций и неформального общения. Бывает дежурной, когда благодарят или вежливо про что-то спрашивают обычных встречных и незнакомых, например: «Скажите, пожалуйста, сколько времени?». Может быть дружеской, применимой среди друзей и родственников, например, в виде «Спасибо за обед» и дружеского «Привет!». В бытовой вежливости много эмоций и разных вежливых слов, у которых есть вариации и даже иногда присутствует юмор. Например, мы запросто можем другу сказать вместо официального «спасибо» сегодня распространённое «спасибки».

Приезжая в другую страну, нужно всегда помнить: вежливость – это одна из сторон культуры, которая у разных национальностей своя. То, что принято считать вежливым в одном государстве, может быть абсолютно странным и даже грубым у других народов.

Школа учит вежливости

Школу называют вторым домом. Здесь воспитательный процесс проводится многогранно, постепенно и беспрерывно. У школы есть свои инструменты для привития культурного поведения ученику. Существует целый ряд мероприятий, способствующих формированию вежливого поведения, к которым относятся:

  • тематические классные часы;
  • тренинги;
  • семинары;
  • игры.

Здесь принято моделировать ситуации. Школьники обыгрывают предложенный сюжет: очередь в магазине, посещение театра, воображаемую поездку в общественном транспорте и так далее. Данные интерактивные методы способствуют развитию в детях общительности, взаимопонимания, обучают нормам вежливого поведения в интересной, творческой форме.

Начало и окончание беседы

Варианты начала беседы могут быть разными. Если вы в незнакомой обстановке, где много людей, лучше начинать беседу с просьбы о помощи.

Например: «Здравствуйте! Меня зовут Виктор. Я здесь в первый раз и никого не знаю. Вы не поможете мне разобраться, кто есть кто?».

Также начать разговор можно с любой банальной фразы вроде: «На улице очень холодно. Вы не слышали прогноз на завтра?»

Поведайте какой-нибудь любопытный случай из собственной жизни, но только помните, что гораздо интереснее общаться с человеком, который способен не только что-нибудь рассказать, но и выслушать других людей.

Не стремитесь подавить собеседника своим багажом знаний — никому не хочется чувствовать себя глупее другого.

Но если вы в чем-нибудь некомпетентны, не стесняйтесь признаться в этом: большинству людей нравится рассказать о том, что другим (в частности, вам) не известно.

Подойдут следующие фразы: «Был очень рад с вами познакомиться», «Надеюсь, это не последняя наша встреча» или «Было очень интересно с вами поговорить».

Что говорят правила вежливости при разговоре?

Существует немало законов вежливости во время общения большого числа людей либо двух человек. Главное, не забывать произносить, правильно и своевременно использовать волшебные слова.

Плюс к знаниям, употреблению добрых фраз, выражений: необходимость проявлять грамотную тактику поведения при разговоре с собеседником:

  1. При обращении незнакомого человека с просьбой, необходимо отложить дела, проявить максимальное уважение, принять активное участие в разговоре.
  2. Перебивать ведущего беседу человека — невоспитанность. Слушать надо внимательно, проявлять терпение, подождать до окончания разговора. Неуместны замечания, подсказки, высказывание мнений во время рассказа собеседника.
  3. Разговор ведется в окружении людей? Проявлять следует культуру, нельзя реагировать на речь, обращенную к сидящему рядом человеку.
  4. Бестактное поведение общающегося человека необходимо мягко остановить, прекратить разговор.
  5. Ведется обсуждение, либо оскорбление людей? Пробуйте перевести тему беседы.
  6. Плохим тоном считается долгий разговор.
  7. Общение предполагает проявление вежливости, внимательности, такта. Собеседнику необходимо срочно уйти? Своевременно нужно завершить беседу. Требуется поменять тему разговора, если присутствующим людям неинтересно слушать.
  8. Нестандартные фразы следует исключить. Значения выражений собеседнику могут быть неизвестны, непонятны.
  9. Общаясь с другом, знакомым, родственником, нельзя критиковать, обсуждать, оговаривать отсутствующих людей. В противном случае создастся неприятная обстановка. Об отсутствующих говорить надо хорошее, либо просто молчать.
  10. Общаться, размахивать руками — признак дурного тона, показывающий невоспитанность индивида. Нужно достаточно ясно, четко выражать собственные мысли.

Что такое женственность

Само понятие исходит от мужчин. Именно их глазами оценивается образ слабой половины человечества и то, насколько он приближен к идеалу.

Такая девушка вызывает в мужчинах непреодолимое желание оберегать и защищать её, всячески помогать и постоянно заботиться. Рядом с такой женщиной мужчина чувствует себя сильным, нужным и способным горы свернуть.

Важно знать, что женственность бывает внутренней и внешней. К внешним её проявлениям относятся:

К внешним её проявлениям относятся:

  1. Фигура
    . Девушка всегда должна следить за своим питанием, заниматься спортом, чтобы иметь подтянутую фигуру. Не нужно стремиться к худобе или ориентироваться на моделей. Более женственной считается фигура, напоминающая по силуэту песочные часы.
  2. Волосы
    . Мужская психология давно определила, что волосы женщины должны быть длинными. При этом ценится их ухоженный вид, здоровый блеск и натуральный цвет. Девушка с короткой стрижкой будет восприниматься мужчинами просто как «свой парень».
  3. Макияж
    . Привлекательной в глазах мужчин выглядит женщина с естественным, аккуратным макияжем. Агрессивная «боевая» раскраска на лице девушки производит отталкивающее впечатление.
  4. Стиль в одежде
    . Для создания женственного имиджа предназначены платья, юбки, струящиеся материалы, обувь на каблуках. В одежде надо придерживаться акварельной расцветки, узоров в виде горошка, цветов и растений.

Внутренняя женственность:

  1. Эмоциональность
    . Душевность и чувствительность – это именно те качества в общении с мужчиной, наличие которых в женщинах, они считают обязательным.
  2. Открытость
    . Ясный взгляд и улыбка на губах показывают, что их обладательница открыта к общению, ей можно поведать свои тайны и чувства.
  3. Способность сопереживать
    . Сочувствие и умение выслушать собеседника делают девушку привлекательной в глазах мужчины.

Речевой этикет

«Извините.
— К сожалению, нам приходится часто прислушиваться к этой форме лечения.
Поэтому я хотел бы объяснить термин «ораторское искусство»…

Языковой
этикет и культура общения — не очень популярные понятия в современном мире. Для
одних они будут слишком старомодны, для других будет трудно ответить на вопрос,
какие формы этикета можно найти в повседневной жизни. При этом этикет речевого
общения играет решающую роль в успешной деятельности человека в обществе,
личностном и профессиональном росте, построении крепкой семьи и дружеских
отношений.

Этикет — это система правил и норм, объясняющих, как установить, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определенной ситуации. Нормы языкового этикета очень разные, у каждой страны своя специфическая культура общения. Может показаться странным, почему мы разрабатываем специальные правила общения, а затем придерживаемся их или нарушаем. И все же языковой этикет тесно связан с практикой общения; его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил этикета поможет Вам грамотно донести свои мысли до собеседника, чтобы быстрее достичь взаимопонимания с ним.

Овладение
этикетом языкового общения требует знания различных гуманитарных дисциплин:
лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для лучшего
овладения навыками культуры общения используется такая концепция, как формула
этикета. Базовые формулы этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители
учат ребенка здороваться, говорить «спасибо» и извиняться за шутки.
По мере того, как вы становитесь старше, вы узнаете все больше и больше
тонкостей в общении, узнаете различные стили речи и поведения. Способность
правильно оценивать ситуацию, начинать и вести разговор с незнакомым человеком,
умно выражать свои мысли, характеризует образованного и интеллигентного
человека высокой культуры.

Формулы этикета языка — это специфические слова, фразы и устойчивые выражения, используемые для трех уровней разговора:

  • Начало работы
  • основная часть
  • последняя часть разговора

Каждый
разговор обычно начинается с приветствия, оно может быть устным или
невербальным. Важен также порядок приветствия: младший приветствует пожилых
людей, мужчина — женщину, юная девушка — взрослого, младший — пожилых. В
следующей таблице я перечислю наиболее важные формы приветствия собеседника.

За
приветствием следует беседа. Речной этикет предусматривает три основных типа
ситуаций, в которых для общения используются различные языковые формулы:
торжественные, траурные и рабочие/служебные ситуации. В конце разговора
используются формулы, чтобы закончить общение и попрощаться. Эти формулы
выражаются в виде пожеланий (до свидания, до свидания), надежд на дальнейшие
встречи (увидимся завтра, надеемся скоро встретиться, позвоним) или сомнений
насчет дальнейших встреч (до свидания, не вспоминайте нагло).

Концепция ситуации играет ключевую роль в культуре деловой коммуникации. На самом деле, наш разговор может существенно меняться в зависимости от ситуации.

В этом случае, например, коммуникационные ситуации могут характеризоваться различными обстоятельствами:

  • Личности собеседников (риторика в первую очередь ориентирована на адресата — человека, к которому они обращаются, но при этом учитывается и личность выступающего. Личность собеседников учитывается по принципу двух форм обращения — вы и вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая — на уважение и большую формальность в разговоре.
  • Местоположение (для связи в определенном месте может потребоваться, чтобы участник установил для этого места определенные правила этикета. Такие места могут быть: деловые встречи, светские ужины, театр, молодежные вечеринки, туалеты и т.д.).

Аналогичным
образом, мы используем различные техники разговора в зависимости от темы
разговора, времени, мотива или цели. Темой разговора могут быть радостные или
печальные события, время разговора может быть коротким или должен быть проведен
подробный разговор. Мотивы и намерения проявляются в необходимости проявлять
уважение, проявлять дружелюбное отношение или благодарность к собеседнику или
просить о просьбе или совете.

Значение слова «вежливость» — Что это такое?

Еще в средние века Владимир Мономах писал в своих «Поучениях»: «Не проходите мимо человека, не обратившись к нему с приветом и добрым словом».

Слово «вежливость» образовалось от русского слова «вежа». Так называли человека, который знал, как себя вести в той или иной ситуации. От него пошли слова «вежливо» и «вежливость».

Вежливые слова приветствия

  • Здравствуйте
  • Доброе утро
  • Привет, салют (при обращении к друзьям)
  • Пламенный привет (фамильярное)
  • Хай, хелло (заимствовано из английского, молодежный жаргон)
  • Добрый день.., вечер
  • Приветствую Вас (тебя)
  • Доброй ночи
  • Приветик (простонародное, полушутливое)
  • Мир вашему дому
  • Доброго здоровья
  • (Очень) рад вас видеть
  • Кого я вижу (просторечное)
  • Приятно снова вас видеть
  • Привет честной компании (прост.)
  • Всем добра
  • Сердечно приветствую вас (официальное)
  • (Очень) рад встрече с вами
  • Разрешите или позвольте вас поприветствовать (официальное)
  • Приветствую
  • Как дела
  • Как поживаете
  • Нижайшее почтение
  • Наше вам с кисточкой (фамильярное)
  • С прибытием
  • Рад (а) приветствовать тебя (вас)
  • Добро пожаловать
  • Моей почтение
  • Здорово живете
  • Всем привет, привет, приветик (употребляются при встрече с друзьями или близкими знакомыми)
  • Очень приятно, рад знакомству (при первой встрече)
  • Доброго времени суток (считается фамильярной фразой, может быть использовано только при встрече с очень близкими людьми)
  • Здравия тебе желаю, желаю здравия (используются в военной среде)
  • Мир вашему дому
  • Легок на помине (фамильярное)
  • Бог в помощь (приветствие работающему человеку)
  • Милости просим к нашему шалашу (дружеское, просторечное)

Слова вежливого обращения к кому-либо

  • Будьте добры
  • Извините, пожалуйста
  • Простите
  • Будьте (так) любезны
  • Добрый день, пожалуйста, подскажите
  • Не могли бы вы помочь, подсказать мне
  • (Не) могу ли я попросить вас
  • Буду признателен, если вы
  • Прошу вас (тебя)
  • Пожалуйста
  • Позвольте (вас побеспокоить)
  • Прошу вас
  • Не могли бы вы
  • Не сочтите за труд
  • Если вам не трудно
  • Сделайте одолжение
  • Окажите услугу
  • Настоятельно, очень или убедительно прошу вас (с оттенком категоричности)
  • Можно Вас спросить
  • Если вас не затруднит
  • Разрешите обратиться
  • Разрешите уточнить
  • Разрешите спросить
  • Не могли бы Вы подсказать
  • Можно ли вас попросить
  • Не сочтите за труд
  • Нельзя ли вас попросить
  • Можно вас на минуточку
  • Не затруднит ли вас
  • Прошу прощения за беспокойство
  • Будь другом (фамильярное обращение)
  • Не в службу, а в дружбу (фамильярное обращение)
  • Окажите любезность
  • Не откажите в любезности
  • Огромная к вам просьба
  • Можно к вам обратиться
  • Вы позволите
  • Не соблаговолите ли вы
  • Нижайше или покорнейше прошу (устаревшее)
  • Имею честь просить вас (официальное)
  • (Я) хочу вас попросить
  • Мне хочется (нужно) вас попросить

Спасибо Большое или огромное спасибо Благодарю От всего сердца благодарю От всей души благодарю Примите мою искреннюю благодарность Вы очень (так) любезны Вы очень добры Я до такой степени благодарен вам, что трудно подобрать слова Очень (вам) признателен Премного благодарен Очень (вам) благодарен Искренне вам благодарен Не выразить словами мою благодарность (высокопарное) Я благодарен вам Я очень доволен Хочу выразить Вам свою признательность Нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность Я перед вами в долгу Моя благодарность не знает границ Я – ваш должник Буду должен Как мило с вашей стороны Я бы не справился без вашей помощи Это много значит для меня Вы оказали мне большую услугу Вы не можете себе представить, как я благодарен вам Я ценю вашу помощь Заранее благодарю Пардон Выражаем вам искреннюю (большую) благодарность (офиц.) Должен выразить вам благодарность Покорнейше вас благодарю (устаревшее) Благодарствую (устаревшее) Тронут вашим вниманием Позвольте, разрешите выразить (большую, огромную) благодарность (официальное выражение)

Ход занятия:

1 часть

Ведущий: Ребята, подумайте и скажите, кого мы можем назвать вежливым человеком? (ответы детей)

Ведущий: Правильно, вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. Вежливый человек всегда здоровается и прощается, приветлив и внимателен. Если его о чём — то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести подать, помочь и т. д., он всегда делает это охотно.

Ребята представьте себе, что вы живёте в мире,где никто никогда не говорит: «извините», «простите», «Пожалуйста». Что по вашему мнению могло бы случится «Почему нам нужны такие слова?» (ответы детей)

А теперь назовите мне, какие вы знаете вежливые слова? (ответы детей).

Ведущий: Если кто-нибудь сделает что-то для вас,то следует сказать: «спасибо». Если кто-то скажет вам «спасибо», то вам следует ответить «пожалуйста». А если вы нечаянно кого-то толкнули, то следует сказать «извините пожалуйста».

2 часть

Ведущий: Чтобы убедиться, что вы действительно все поняли, давайте поиграем в игру. Игра заключается в том, что вы хором будите вставлять вежливые слова в мой рассказ.

«Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы, вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком,Вова встал и сказал женщине: «садитесь» (дети хором «пожалуйста»). Женщина вежливо поблагодарила мальчика Вову (дети хором «спасибо») Неожиданно трамвай остановился, Вова тут же упал и толкнул сильно какого-то мужчину. Мужчина рассердился на мальчика, а Вова сразу же сказал (дети хором «извините пожалуйста»).

Молодцы! Хорошо справились с заданием.

3 часть.

Ведущий: Ребята случалось ли кому-то из вас вмешиваться в разговор других людей? Огорчались ли они? Были ли они довольны? (ответы детей)

Ведущий: Когда вы можете вмешиваться в разговор?

Дети: Только если это важно и срочно. Ведущий: Когда вы не должны прерывать разговор, независимо от того насколько важно для вас решить какой-то вопрос?

Ведущий: Когда вы не должны прерывать разговор, независимо от того насколько важно для вас решить какой-то вопрос?

Дети: Когда люди не хотят, чтобы их перебивали, или когда они очень расстроены.

Ведущий: Кто ребята нам расскажет, как можно вежливо вмешаться в разговор двоих детей или взрослых?

Дети: Встать так, чтобы вас видели, дождаться ответа. Если ответ «нет» примите его и уйдите. Если ответ «да» скажите спасибо и быстро изложите причину, по которой вы вмешиваетесь в разговор.

Ведущий: А сейчас давайте поупражняемся (разыграть случаи, подготовить детей заранее).

4 часть

Ведущий: Закройте глаза и представьте себе мир, где все делятся друг с другом. Нет голодных и бездомных, у всех есть жильё. Представьте себе мир, где никто не толкается, не старается схватить что-то или влезть без очереди. Где все люди добры друг другу и вежливы.

Откройте глаза, как вам понравился мир, в котором вы только, что побывали? Что вы думаете? Хотели бы вы жить в таком мире? (ответы детей)

Ведущий: А это вполне возможно – иметь мир похожий на этот. Когда мы все научимся жить хорошо, в мире, быть добрыми, вежливыми, помогать друг другу, все это окажется возможным.

А сейчас немного развлечёмся и попробуем сделать то, о чём мы говорили.

5 часть.

Ведущий: Давайте поиграем в игру «Музыкальные коленки». (Дети встают в круг, держась за талию стоящего впереди. Когда заиграет музыка, они начинают двигаться по кругу. Когда музыка останавливается, каждый ребёнок должен сесть на колени и не упасть.) 2-3 раза

Ведущий: Молодцы! Никто никого не подвёл, не упал. А теперь поучимся говорить друг другу комплементы. Ведь очень приятно, когда кто-то говорит о тебе приятное, хочется стать ещё лучше добрее, чтобы некому не было обидно. Я ваши имена написала на листочках, чьёимя вы вытяните тому и будем говорить комплементы: «У тебя красивые волосы!», «У тебя красивое платье!», «Оля очень добрая, она угощает меня конфетами» и т. д.

6 часть

Ведущий: И с этим заданием справились. Егор Саша, Маша и Кристина очень много сказали хороших и добрых слов о детях.

Ну а сейчас мы с вами все станем журналистами и будем учится брать интервью у своих товарищей. Интервью это когда задают вопросы, а кто-то на них отвечает (снова вытягивает листочек с именем). Ребёнок выходит, а остальные задают вопросы.Можно спросить у своего товарища: «Что ты любишь кушать? Какая твоя любимая игрушка? В какие игры ты любишь играть? Помогаешь ли маме дома?» При этом не забывайте сказать «скажите пожалуйста» (вопросы детей).

Ведущий: Молодцы дети! На следующем занятии, мы ещё поучимся делать друг другу комплементы и брать интервью.

Итог: О чём сегодня мы говорили с вами? (ответы детей).

Советы родителям

Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры.

Оформите их красочно, повесьте в доме на видном месте

Дошколенок лучше уясняет слово в сочетании с наглядностью.
Важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны своих близких и родственников, только тогда можно рассчитывать на взаимность.
Несмотря на открытость и доброжелательность между детьми и родителями, каждый из них должен знать свое место. Если кроха переходит границы и начинает общаться с вами как со сверстниками, нужно деликатно его поправить.
Всегда проще одернуть кроху и отчитать за неправильное поведение. Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет

Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.

Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет. Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.

Когда прививать правила хорошего тона?

Учить детей правилам поведения можно уже с младшего возраста, хотя осознание придет гораздо позже – после 5 лет. Малышей нужно знакомить с правилами поведения за столом с 2 лет. Ребенок уже вполне может кушать сам, а значит, самое время начать объяснять, как можно и как нельзя себя вести во время еды.

Дошкольников этикету обучают родители дома и педагоги в детском саду. Малыш находится в обществе взрослых и детей, ежедневно вокруг него складываются ситуации, требующие проявления вежливости, уважения к старшим, умения взаимодействовать со сверстниками.

Когда ребенок повзрослеет и пойдет в школу, уровень его свободы повысится, контроля со стороны взрослых станет меньше. Все упущения родителей в воспитании будут видны как на ладони, а исправлять поведение школьников нелегко. Именно поэтому правила этикета и этики (основы нравственности и морали) должны закладываться с малых лет.

Основные понятия

Этикет – это очень широкое понятие, включающее в себя разные аспекты и стороны поведения человека. В основу понятия входят многие составляющие этикета.

Речевой или вербальный этикет

В любом обществе следует следить за своей речью. Не только содержание должно соответствовать общепринятым нормам, но и тембр, интонация, скорость, тон речи играют важную роль.

Излагайте свои мысли четко, не растягивайте, но и не тараторьте. Собеседник должен смочь разобрать все слова, уловить смысл сказанного. Спокойная и уверенная интонация способствует развитию беседы, укреплению взаимоотношений.

Навыкам вербального этикета можно научиться. Для тренировки понадобится секундомер и любой предмет (расческа, ножницы, сахарница). Включите таймер, далее в течение трех минут рассказывайте о выбранном предмете. Следите, чтобы мысли не повторялись, соблюдайте все основные законы речевого этикета.

Как только рассказ будет с легкостью даваться и продолжаться не менее трех минут, увеличивайте продолжительность до пяти минут и так далее. К такой тренировке неплохо добавить диктофон, чтобы прослушивать свой монолог, оценивая его содержание, свой голос (тон и тембр). Выполнение таких нехитрых действий регулярно позволит овладеть культурой речи. Теперь о чем бы ни шла речь, говорить можно достаточно долго, а главное, интересно для окружающих.

Никогда нельзя комментировать кого-то или чьи-то действия с негативным подтекстом. Всегда помните о важнейших функциях этикета – гуманизме и толерантности, а также о тактичности и вежливости. Даже если были задеты личные чувства, следует промолчать и по возможности просто прекратить общение с обидчиком.

Невербальный этикет

Невербальная коммуникация – это общение посредством языка тела, мимики

Всегда очень важно следить за своими жестами и выражением лица

В любом уважаемом обществе не принята разболтанность в движениях. Поза должна быть сдержанной, не вульгарной. Ведя беседу, не следует сильно жестикулировать руками. Особенно бросается в глаза, когда кто-то за столом размахивает приборами во время разговора. Такое поведение расценивается как верх неприличия.

Слишком эмоционально выраженная мимика считается неуместной в обществе. Например, не стоит широко открывать рот от удивления. Взгляд должен быть направлен в сторону собеседника, при разговоре желательно смотреть ему в глаза или на переносицу.

Этикетная проксемика

Проксемика занимается изучением пространственной и временной знаковой системы в обществе. В разных странах с учетом особенностей традиций, религии можно говорить о разном уровне комфорта при посягательстве на личное пространство, но есть и общепринятые нормы.

Всегда помните о дистанции. Оптимальное расстояние между собеседниками – 1 метр. Вторжение в личное пространство может вызвать неприязнь и, как следствие, прекращение общения между людьми. Сюда же относятся и прикосновения.

К этикетной проксемике также относят и правила, регламентирующие, например, место того или иного гостя в доме за столом. Так, хозяева занимают место во главе стола, почетный гость – по правую руку от хозяина, младшие и дети – в дальнем углу.

Этикетная атрибутика

Мир вещей занимает не последнее место в этикете. В этот раздел можно включить такие явления, как сервировка стола, умение владеть столовыми приборами правильно, уместный выбор наряда к тому или иному случаю, знания о том, как правильно подписать открытку или вручить подарок, преподнести цветы.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.


Волшебные слова должны быть первыми в лексиконе маленького человека

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.

В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.


Правила поведения в транспорте – один из видов вежливости

Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей — не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым — по имени и отчеству

Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим — сдержанность

Формы этикета

Этикет может принимать разные формы:

  • этикет в повседневной жизни;
  • этикет в разных ситуациях;
  • этикет во время праздничных мероприятий;
  • этикет типа «церемониал».

В литературных источниках этикет часто называют служебным, хотя на самом деле было бы точнее назвать его частью делового этикета.

Этикет в тех или иных ситуациях называют ситуативным. Он подразумевает четкое выполнение правил, которые касаются той или иной организации.

Например, веками утверждены нормы поведения в библиотеках, в театрах, на банкетах или в ресторанах

Эти правила этикета носят консервативный характер, важно их соблюдать максимально точно

Церемониал – это очень строгое выполнение тех или иных формальностей. Это может касаться различных традиций. Обычно церемониал затрагивает отношения между разными государствами.

Составляются даже специальные документы, которые строго прописывают правила этикета, также есть те, кто наблюдает за его соблюдением.

Как только взаимодействовать друг с другом начинают стороны, которые имеют неравные положения по тому или иному фактору, возникают этикетные ситуации.

Во время праздников люди соблюдают карнавальный этикет. Он позволяет нарушать некоторые повседневные этикетные нормы.

Служебный этикет – это комплекс правил, которые приняты в конкретной сфере услуг, в организации или другом учреждении.

Деловой же этикет –это система деловых отношений, которая содержит в себе определенные требования к деловым людям, субординацию, соблюдение определенных ритуалов, а также их манеру поведения.

Повседневный этикет затрагивает повседневные стороны жизни людей, когда они находятся дома, в общественном месте, на работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector