Русские национальные мужские головные уборы: что носили наши предки

Ход ООД

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Воспитанники : Здравствуйте!

Воспитатель: Я рада видеть вас всех. Сейчас мы по приветствуем друг друга и улыбнемся друг другу.

Воспитатель: Я хочу задать вам вопросы

1. В какой Республике мы Живем?

Воспитанники : В Республике Башкортостан.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан.

2. А какая она наша Республика?

Воспитанники: Очень красивая, зеленая, щедрая…

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, правильно ответили на мои вопросы.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Нарядим куклу»

(с названием деталей одежды).

Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции.

Поиграем в игру «Башкирская юрта».

(Делимся на четыре подгруппы, дети образуют круг по углам группы. В центре у каждого круга стоит стул, на котором повешен башкирский платок. Взявшись за руки,все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы веселые ребята

Соберемся все в кружок

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов, ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к стульям, берут платок, и натягивают его над головой в виде крыши, получается юрта. Побеждает та подгруппа детей, которая быстрее построила юрту.

Воспитатель: Давай те рассмотрим с вами мужской «Национальный костюм башкир».

Башкирский мужской костюм был однотипен во всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха. Поверх рубахи носили безрукавку камзул. При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани елян, бишмет. В холодное время башкиры носили овчинные шубы и суконные халаты чекмень. Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк.

И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн.

Сильными «знаковыми» элементами костюма обладал орнамент, который у всех народов размещался по единым принципам, согласно традициям, восходящим к языческим представлениям о защитных свойствах одежды, оберегающей от злых сил. (воспитанникам для более углубленного познания показывается кукла, одетая в башкирскую национальную одежду).

Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравился мой рассказ о национальном башкирском костюме?

Воспитанники: Да.

Воспитатель: Тогда я сейчас вам раздам раскраски «Национальные башкирские костюмы» и вы их раскрасите. Основными цветами национальных башкирских костюмов являются: красный, белый, синий и желтый.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с мужским национальным костюмом.

Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!

Особенности и значение деталей

Как уже было сказано, детали в национальном русском костюме играли очень важную роль.

Детали мужского костюма

Основой национального мужского костюма была простая сорочка. В нарядах простых крестьян она была основой костюма в то время, как знать носила ее как нижнее белье. Она шилась изо льна или шелка. Изнутри передняя и задняя части рубахи дополнялись подкладкой, которую называли подоплекой. Широкие рукава рубахи сужались к кисти.

Внешний вид ворота различался. Он мог быть закругленным, квадратным или вовсе отсутствовать. Если воротник все же был, то он дополнялся завязками или пуговицами.

Также костюм дополнялся такими деталями, как зипун, опашень и охабень. Все эти вещи – разновидности кафтанов. Поверх рубахи и кафтана надевалась свитка, кожух или сермяга. Для более торжественных случаев использовалась парадный плащ (корзно) или однорядка из шерстяной ткани.

Популярны были и шубы. Крестьяне носили более простые изделия из плотной овчины или заячьего меха. Представители высшего сословия позволяли себе щеголять в нарядах из чернобурки, соболя или куницы.

Для того чтобы сохранять тепло внутри, шубы шились мехом внутрь. Снаружи они покрывались плотным сукном. Наряды для знати расшивались парчой или бархатом. Роскоши шубе придавал широкий меховой ворот.

Традиционные шубы в русском стиле были длиною в пол. Рукава также были очень длинными, а руки провдевались не только в них, но и в специальные прорези, располагающиеся спереди. Их носили не только зимой, но и летом, для создания торжественного образа.

Еще одна важная деталь мужского русского костюма – головной убор в национальном стиле. Существовало несколько разновидностей шапок: тафья, клобук, мурмолка и треуха.

Тафья представляла собой маленькую круглую шапочку, которая плотно прилегала к голове. Поверх нее нередко надевали простую шапку. Простые люди выбирали варианты из войлока, более богатые – из бархата.

Мурмолками называли шапки, высокие и расширяющиеся к верху. По похожему принципу создавались и горлатные шапки. Только их дополнительно украшали мехам, идущим от самого горла. Лисий, соболиный или заячий мех одновременно и украшал шапку и согревал голову.

Детали женского костюма

В основе женского национального костюма также была рубаха. Она украшалась вышивкой или изысканной оторочкой. Знатные русские дамы поверх простой нижней рубахи надевали еще и горничную, пошитую из яркого шелка. Самый нарядный вариант – горничная рубашка алого цвета.

Поверх рубашек женщины надевали летник. Старинный наряд длиной в пол создавался из шелка и дополнялся застежками у самого горла. Знатные женщины носили летник, украшенный золотой вышивкой или жемчугом, а их ворот украшало ожерелье.

Более теплой альтернативой летнику в национальном женском костюме была шубка. Длинная и украшенная мехом шуба с декоративными рукавами была признаком роскоши, поскольку особой практичностью не отличалась. Руки либо продевались в специальные прорези под рукавами, либо в сами рукава, которые подкатывались для удобства. Греть ладони можно было в муфте, которая не только украшалась меховой опушкой, но и прошивалась мехом изнутри.

Важную роль играла и такая деталь костюма, как головной убор. Все замужние женщины на Руси обязательно прикрывали волосы, даже находясь дома. В быту голову покрывали волосником или повойником ,повязывая сверху нарядный цветастый платок.

Более нарядно выглядели венчики (широкие повязки, дополненные длинными цветастыми лентами), которые носили летом. Зимой их сменяли меховые шапки. Но традиционный русский костюм до сих пор часто ассоциируется у нас с кокошником – нарядным головным убором в виде опахала. По возможности он богато украшался и становился главным дополнением наряда.

Особенности русской одежды по регионам

Русский национальный костюм очень отличался в зависимости от региона. Существовало две основные традиции русского костюма:

  1. Северный. Это традиционные русские сарафаны, кокошники, косоворотки, роскошные шубы и телогрейки. Это самая известная «версия» русского национального костюма.
  2. Южный. Это, пожалуй, традиционная казачья культура. Например, женщины здесь носили не сарафаны, а поневы – это особые юбки из сукна, хлопка, льна или шелка, которые девица могла надеть только тогда, когда достигла возраста невесты и проходила специальный обряд «вскакивания в поневу».

Интересно, что мужской костюм на севере и юге России был довольно похож, в то время как женский почти полностью отличался.

Традиционная одежда народов Азии

Национальные костюмы народов Азии являются, наверное, наиболее древними, поэтому собрали в себе огромный опыт и культуру. Внутри азиатских наций этнические особенности одежды также отличаются:

  1. Монголы. Летом носили специальный легкий халат тэрлэек, осенью утепленный, а зимний больше напоминает овчинную шубу. Костюмы отделывались строчной или стежковой вышивкой, орнаментом, символы которого имели определенное значение. Детали одежды могли многое сказать о владельце. Например, остроконечная шапка у монголов являлась признаком благополучия.
  2. Таджики. Для мужчин — рубашка из хлопка, сшитая из цельного куска ткани, широкие шаровары, полосатый халат. Брюки сужались книзу. Для женщин — длинные платья-рубахи, двойные шаровары. Форма воротника указывала на семейное положение дамы. Национальный головной убор — тюбетейка.
  3. Киргизы. Мужчины носили шаровары, распашную рубаху длиной ниже колена и халат. На голову надевали ал-калпак, высота которого свидетельствовала о статусе владельца. Женщины облачались в платье и шаровары.
  4. Вьетнамцы. Для мужчин это скромная коричневая рубашка и белые штаны. В качестве головного убора — кусок ткани, обернутой вокруг головы. На официальных мероприятиях — тюрбан черного или коричневого цвета. Женщины облачались в длинное платье с разрезами по бокам. Для зрительного уменьшения талии на ней закреплялся кусок ткани розового или фиолетового цвета.
  5. Японцы. Их богатые тысячелетние традиции отразились в национальном костюме. Мужчины носили хакама – штаны, которые внешне напоминали юбку. Дополнял наряд кимоно или хаори – верхняя одежда со стоячим воротником. Крестьяне облачались в шаровары и рубаху, которую подвязывали веревкой. Женский гардероб — кимоно с широким поясом и различными украшениями. Внизу — несшитая по бокам юбка (косимаки).
  6. Китайцы. Мужской гардероб — брюки ку, рубашка. Часто одежды было много, поскольку на Севере климат холодный. Сверху носили куртку на ватной подкладке длиной до середины бедер. Преобладающий цвет мужского костюма — красный. Шили наряды исключительно из натуральных материалов. Для женщин — платье с удлиненными рукавами и накидки. Богатые китаянки носили шубы из натурального меха.

ВьетнамцыКитайцыМонголыТаджикиЯпонцы

Русский костюм: от истоков к современности

Хочу поделиться своими мыслями об истоках моды и стиля, надеюсь, что будет интересно и сильно не утомит.

На мой взгляд, наступило время возвращения с нашим истокам, традициям. Хаос в сердцах и душах, постепенно проходит: происходит возвращение к православной вере, нашим традициям. В свете этого мои рассуждения на тему русского национального костюма. Он отражал в своем составе и декоре территорию проживания отдельных народов (Центральный регион, Северный регион, Юг), их семейный и социальный статус, хозяйственную деятельность. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь под новые условия жизни его носителя, являясь одним из проявлений народного прикладного искусства и ремесел.

Причем женский русский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской. Основные элементы народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха с широкими рукавами, декорированной вышивкой на подоле, рукавах и по плечам (особенности вышивки — цвет, количество, расположение все имело свое значение). Рубахи были на любой случай: венчальная, свадебная, молельная, убивальница (девушка носила ее перед свадьбой в знак прощания с девственностью), покосная, праздничная, будничная, смертянка и т.п. Следуюшими элементами русского костюма были сарафан, юбка (панева), душегрея, которые присутствовали в разных регионах (Центральные губернии — рубаха+сарафан, Север — рубаха+сарафан+душегрея, Юг — рубаха+юбка(панева) с широким поясом-передником).

На фото комплекты костюма с душегреей

Следующее фото сарафан с праздничной рубахой длиннорукавкой

На этих фото праздничные костюмы с юбкой и широким поясом. Причем, все имело значение: цвет (черный — почва, черноземье, красный — красота, праздник), элементы рисунка (полоски — пашня, солярные знаки и пр.)

Интересно, что кардинальные изменения в костюме и одежде стали происходить после Реформ Петра I. Европейские одежды, начиная с царя и его окружения, распространялись все шире и к началу 19 века охватили горожан всех сословий. И лишь крестьяне сохраняли верность национальным традициям. Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности, и высокого мастерства.

Хотелось бы еще отметить Наталью Шабельскую — коллекционера русских народных костюмов, основательницу в Москве частного «Музей старины». На Парижской Всемирной выставке 1900 г. Наталья Леонидовна представила русский «Теремок» с многочисленными, самой тонкой и изящной работы, женскими костюмами, образцами старинного русского быта. Этот раздел пользовался огромным успехом. Собрание экспонировалось во многих городах мира.

Для примера несколько фото (дочери Шабельской в народных костюмах) :

Особая заслуга в становлении бытового костюма принадлежит Надежде Петровне Ламановой — подлинному художнику по костюму, российскому и советскому модельеру, ее еще называли русской Коко Шанель. Ламанова, сотрудничая с Мухиной, представляет новые варианты видения одежды современной советской женщины, основанные на национальном костюме. Платья из кустарных тканей, 1925г. участвовали во Всемирной выставке декоративного искусства в Париже. Эта коллекция получила Золотую медаль.

Вячеслава Зайцева

Мне нравится и кажется интересной коллекция Валентино:

Думаю, каждый российский художник в своем творчестве обращается к народным традициям и чарпает из них огромную силу и вдохновение:

Колдовская сила русского костюма так велика, что, как мне кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.

Надеюсь, что моя публикация проявит ваш интерес и желание к просмотру и поиску интересных идей в коллекциях национального русского костюма, не восторгаться ими не возможно.

Одежда славянских женщин и различные украшения

Хотя славянки не носили штанов, самой распространённой частью из гардероба была длинная рубаха. В отличие от мужских повседневных вещей, женские рубахи часто украшались следующими элементами:

  • Различной вышивкой;
  • Тесьмой;
  • Сценами из жизни или мифологическими птицами и животными.

Хотя в некоторых источниках утверждается, что прямые длинные платья или сарафаны, которые шились женщинами самостоятельно, надевались на голое тело, на самом деле, вся одежда надевалась исключительно на нижнюю рубаху. В качестве тёплой верхней одежды женщины обычно надевали понёвы, кожухи или шубы. Чем больше на женщине было мехов, тем выше она считалась по статусу.

Что касается женских украшений, то славянки носили специфические височные кольца. Кроме этого, часто встречались следующие украшения:

  • Бусы различных цветов;
  • Ожерелья;
  • Массивные браслеты;
  • Кольца и перстни.

Хотя в фильмах часто показывают славянок с массивными и сложными перстнями на пальцах, ювелирное дело в Древней Руси было развито слабо, поэтому кольца отличались простотой.

Русский костюм

Начнем с национального костюма самого многочисленного народа России. Исторически основой гардероба русского мужчины или женщины являлась рубаха, на которую сверху надевались, в зависимости от пола, кафтан или сарафан.

Отделка и материал одежды отличался, так, праздничный наряд характеризовало обилие вышивки. Ее основным мотивом являлись народные узоры, однако каких‑либо ограничений не было: благодаря этому вышивка становилась своеобразной «визитной карточкой» владельца, рассказывающей его историю. Также по одежде можно было понять, к какому сословию принадлежит человек (например, среди богатого населения пользовалась популярностью вышивка золотой и серебряной нитью) или каково его семейное положение (так, такой головной убор, как кичка, носили исключительно замужние женщины). Другая особенность национального костюма — многослойность. Это обусловлено переменчивой погодой в большинстве регионов и холодами, поэтому неотъемлемой частью гардероба являлись кафтан и телогрейка.

Тем не менее, имея опыт работы с графическими инструментами, мы понимаем, что это все тот же вид, только подверженный силам, которые его растягивают. Эта часть пространства заполнена соломой, которая дополняется граффити. Магдалена Лара: Можете ли вы сказать, что ваша выставка — коллекция национальных символов? Есть сармат, есть татуировки с лозунгами «Иисус верит вам», «Бог, Честь, Родина» — это терновый венец. Не могли бы вы определить их как признаки польского языка или просто как стереотипы — «плохие образы»?

Думаю, мы долго их не проверяли. Такой вердикт можно было получить, получив эпитет предателя или человека, который не понимает и не уважает символизм. Дело не в том, что свиньи и лозунги недействительны — разве свинья чувствует, что у нее есть некоторые онтологические ссылки? Она всего лишь биомасса, из которой она делает отбивные. Та же масса, что когда-то были крепостные, которые управляли дворянством. В этой категории Польша напоминает мне о вампире — монстре, который, когда его не кормят тяжелой работой и кровью, умирает, его не кормят.

Разновидности

Современный женский национальный костюм является своеобразной компиляцией сразу нескольких характерных черт, ведь на самом деле видов и вариантов исконного русского костюма очень много. Чаще всего мы представляем себе рубаху с объёмными длинными рукавами, цветной или красный сарафан. Впрочем, упрощённый вариант хоть и является самым распространённым, но далеко не единственным, так как многие дизайнеры и просто народные творцы возвращаются к традициям своих регионов, а значит в обиход входят различные фасоны и элементы.

Костюмы для девочек и детей очень сильно похожи на взрослые модели и включают в себя рубахи, косоворотки, штаны, сарафаны, переднички, юбки, головные уборы. Совсем детские модели могут быть сшиты с короткими рукавами, для пущего удобства, да и в принципе иметь общий вид платья, но с определённой национальными элементами. Для девочек-подростков встречается большее разнообразие взрослых моделей, причём не только сарафанов и рубах, но и шубок, понев.

Зимний народный костюм представляет собой уйму тяжёлой одежды. Кроме тёплого шерстяного сарафана частью наряда для холодного времени года являются короткая распашная шубейка, опашень, душегрея, телогреи, шубы, шерстяные чулки, тёплые головные уборы и шали. В более богатых вариантах присутствует натуральный мех.

Как приобрести национальный костюм

Наверное, всем известно, что оригинальные национальные костюмы народов России все время шились вручную. Поэтому такой наряд считается уникальным, так как символика, материал и цвета были похожи, но каждый себе мастерил его в индивидуальном стиле. И из-за того, что прошло уже много лет, такие костюмы считаются антиквариатом. Поэтому приобрести их будет весьма сложно. Придется тщательно поискать, и, возможно, попадется несколько предложений. Но, конечно, они вряд ли будут оригинальными. Скорее всего, это похожий по цветам и стилю наряд, сшитый в наше время. Однако, несмотря на то, что они с оружием в руках, их чаще подвергают пыткам, заключают в тюрьму, избивают. Следовательно, это увлечение женским телом также присутствует в современной культуре. Если бы мы посмотрели на то, что очаровывает молодых людей в русле, мы бы увидели полные выступления солдат проклятых, могучих подружек невесты, повстанцев. Эти изображения чрезвычайно стилизованы, и сексуальность женской активности была действительно хорошо развита. Вопрос в том, кто смотрит, кто моделирует эти образы?

Есть женщины, которые работают в группе «Женщины за нацию» — это феминистская фракция внутри национального движения. Участники движения хотят сказать нам: Сегодня мы уже не беззащитны, эти разворачиваемые, избитые тела — это не мы. Мы активны. Действительно ли они активны? Глядя на нее, вы можете видеть, что она избита, но смела. Плакат на следующий год продвигает марш под лозунгом «Марш независимости». Как традиционные сексуальные роли используются для построения образа нации? У меня сложилось впечатление, что все женщины и мужчины, которые выходят за рамки этих традиционных ролей, не вписываются в эти шоу.

Платок

Неотъемлемый элемент гардероба замужней барышни. Его надевали поверх кики, которую доставали из шкафа лишь по великим праздникам. Изначально носили тканевые изделия, под низ натягивали шапочки из шерсти.

Пуховой аксессуар часто дарили на церемонии бракосочетания. Поскольку после обретения статуса замужней дамы, выйти из дома с непокрытой головой считалось позором.

Убрус порой достигал ширины пятидесяти сантиметров. Чаще всего платок сшили из тонкого полотна прямоугольной формы. Один конец изделия всегда декорировали вышивкой из серебряных или золотых нитей. Он свисал на плечо, девушки никогда не прятали его под верхнюю одежду.

Вторым концом платка обвязывали голову и подкалывали с помощью булавочки под подбородком. В десятом столетии поверх убруса располагали целый комплект ювелирных украшений.

Спустя некоторое время платок стали шить из куска ткани треугольной формы. В этом случае оба конца изделия закалывали под подбородком либо закрепляли на макушке с помощью фигурного узла. Некоторые девушки предпочитали опускать богато расшитые концы аксессуара на плечи или закидывали за спину. Подобная мода пришла в страну лишь в восемнадцатом столетии.

До этого момента дамы просто туго обвязывали шею, а незамысловатый узел располагали на макушке. Подобную методику современники именовали «головкой». Считалось, что с помощью платка девушка могла подчеркнуть свою индивидуальность и красоту.

История костюма

Одежда древних славян является национальным нарядом населения Руси до правления Петра I. Фасон, украшения, образ костюма формировался под влиянием:

  • Основной деятельности населения (землепашество, скотоводство);
  • Природных условий;
  • Географического расположения;
  • Взаимоотношений с Византией и Западной Европой.

Одежда славян шилась из натуральных волокон (хлопка, шерсти, льна), имела простой крой и длину до пят. Наряды у знати были ярких цветов (зеленый, багряный, червленый, лазоревый), да и украшения были самые роскошные:

  • Шелковое шитье;
  • Русская вышивка золотой и серебряной нитью;
  • Отделка каменьями, бусами, жемчугом;
  • Оформление мехом.

Период 15-17 века. Русский национальный костюм сохраняет свою самобытность и приобретает более замысловатый покрой. Под влиянием польской культуры появляется распашная и приталенная одежда у восточных славян. Используются бархатные, шелковые ткани. У знатных княжеских и боярских сословий наряды были дороже, многослойнее.

Конец 17 века. Петр I издает указы, запрещающие носить национальные костюмы знати. Не касались эти указы только священников и крестьян. Указ запрещал шить и продавать русский костюм, на что были предусмотрены штрафы и даже изъятие имущества. Издал их русский монарх, чтобы перенять европейскую культуру и закрепить отношения с Европой. Эта мера прививания чужого вкуса отрицательно отразилась на национальном развитии.

Вторая половина 18 века. Екатерина II попыталась вернуть в костюмы дворянства европейского стиля русскую самобытность. Это проявилось в тканях и пышности оформления нарядов.

Отечественная война 19 века. Поднимается патриотический дух населения, что вернуло интерес к национальной одежде русского народа. Знатные барышни стали надевать сарафаны, кокошники. Наряды шили из парчи, кисеи.

20 век. Из-за натянутых отношений с поставщиками из Европы произошло возвращение к стилю в одежде Древней Руси. Проявилось это в модных тенденциях с элементами русского стиля.

Особенности славянского национального одеяния

Вещи из шкур и меха постепенно исчезли из гардероба жителей Киевской Руси

С появлением княжеств на территории современной России, Украины и Белоруссии, славянский наряд начал делиться по характерным особенностям, свойственным русскому национальному костюму:

  • По непосредственному назначению (будничная, траурная, венчальная);
  • По возрасту (детская, взрослая, для пожилых людей);
  • По цветовой гамме.

Вышивки со славянской символикой чаще всего делались красными нитками. В южных регионах начинают использовать различные растительные красители, способные дать широкую гамму цветов:

  • Красный;
  • Синий;
  • Чёрный;
  • Коричневый;
  • Жёлтый;
  • Зелёный.

Женский головной женский убор – символ плодородия в славянском мире

Покрывать голову женщине полагалось до конца жизни. Чаще всего в качестве покрова использовался простой платок. В праздничные же дни это была рогатая кичка. Такое убранство головы соответствует изображению женской богини Макоши.

Рогами на голове символически обозначены бык и корова, связанные с плодородием, здоровьем и силой. Для женщины кичка означает то, что она замужем, является матерью и может стать ею вновь.

Кички расшивались с особым смыслом: фигурки двух богинь-Рожаниц, младенец с пуповиной, птицы, являющиеся душами предков, которым предстоит вновь появиться на свет, мировое дерево. Всё это готовило женщину к рождению здорового ребёнка и хранило от злых духов.

Защитное очелье нужно не чтобы красоваться на празднике. Надевают его во время общения с Родными Богами, для защиты Чела.

Когда женщина утрачивала способность зачать и выносить ребенка, её головной убор приобретал другой орнамент, по которому окружающие безошибочно определяли ее статус.

Жизнь древних славян на каждом шагу следовала за указаниями богов и предков. Каждый человек знал о смысле тайных знаков, разбросанных в одежде, убранстве дома, повседневных и праздничных ритуалах. Славянский головной убор в том числе являлся вместилищем таких смыслов.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ РУССКОГО СЕВЕРА

Основой северного женского костюма был сарафан. Впервые он упоминается в Никоновской летописи 1376 года. Изначально укороченные наподобие кафтана сарафаны носили знатные мужчины. Лишь к XVII веку сарафан приобрел знакомый нам вид и окончательно перекочевал в женский гардероб.

В документах XVII века впервые встречается слово «кокошник». «Кокошь» по-древнерусски означало «курица». Вероятно, головной убор получил название из-за сходства с куриным гребешком. Он подчеркивал треугольный силуэт сарафана.

По одной из версий, кокошник появился на Руси под влиянием византийского костюма. Носили его в первую очередь знатные женщины.

После реформы Петра I, запретившего ношение традиционного национального костюма среди дворянства, сарафаны и кокошники остались в гардеробе купчих, мещанок, а также крестьянок, но в более скромном варианте. В этот же период кокошник в комплексе с сарафаном проник в южные регионы, где долго оставался нарядом исключительно богатых женщин. Кокошники украшались гораздо богаче, чем сороки и кики: обшивались жемчугом и стеклярусом, парчой и бархатом, галуном и кружевом.

Кожух

Старинный русский костюм был весьма многослоен. Если сорочица надевалась в начале, то кожух завершал композицию. Этот верхний покров был самым теплым слоем, для его отделки использовались козлиные и овечьи шкуры. Кожухи носили как женщины, так и мужчины. Богатые кожухи были сделаны из хорошо выделанной мягкой кожи, расшивались жемчугом и украшались драгоценными нашивками из дорогих тканей.

В духовной грамоте Ивана Калиты (1339 г.) можно встретить такие описания: «кожух черленый женчюжный», «кожух желтая обирь», два «кожуха с аламы с женчюгом». Кожу для этого наряда красили в разные цвета, но чаще всего использовали красный: «кожух чермничный», «кожух черленный». Люд попроще носил кожухи из грубо выделанной кожи.

Якутский костюм

Таким образом, все наши национальные герои были парадоксально созданы против власти. Они постоянно подрывали, что-то оспаривалось. Анализируя ситуацию немцев или итальянцев, которые в то же время объединились, можно сказать, что порка итальянского или немецкого флага имеет удивительные объединяющие свойства. Хорошим примером является американский флаг, вокруг которого люди собираются, на футболках, свисает, очевидно, позитивно. Флаг находится на улицах в ситуациях неопределенности, опасности. Даже когда фанаты выходят на улицы, мы думаем: «Ладно, выходите на улицы, чтобы насладиться победой, но что они будут соревноваться?» По умолчанию флаг в общественном месте служит для протеста.

Якуты исторически проживают на севере российской территории, поэтому их национальный костюм был призван не только украшать, но и защищать от воздействия крайне низких температур. Уникальность якутского национального костюма в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня, среди современного населения региона. Культура якутской одежды сочетает множество разнородных элементов.

Она не оторвана от того, что происходит вокруг персонажей. Когда средневековый рыцарь хотел признаться в любви к своему сердцу, он мог бы спеть ей балладу или принять участие в турнире. Когда современный рыцарь хочет признаться в любви своей леди или от отца рыцаря, тогда доступные нам средства обычно сводятся к покупке сердец, приглашений на ужин, фильмов, отправки смс. Поэтому, когда мы хотим проявить наш естественный патриотизм, мы хотим купить патриотическую одежду или сделать татуировку. Современные национальные персонажи, хотя мы привыкли стоять на пьедестале и не в контакте с реальностью, должны теперь функционировать в одной и той же сфере знаков, брендов и логотипов.

Верхняя одежда такого костюма очень плотная, выполненная из меха, кожи, сукна и других материалов. Традиционно гардероб украшается бисерной вышивкой, орнаментами, металлом, подвесками. Такой декор яркий: даже повседневные комплекты выглядят очень нарядно. Отличие же праздничной одежды в гораздо более сложном фасоне.

Сорочица

Сорочка, или сорочица была основной частью костюма крестьян и горожан, мужчин и женщин, богатых и бедных. В классическом варианте сорочица была нательной рубахой. У мужчин она могла доходить до колен, носили ее навыпуск, подпоясывая узким ремнем или тканным шнурком.

У женщин она могла быть длиной и до ступней, рукава ее собирались в складки у запястья и сдерживались обручами. Ворот такой рубахи, как правило, был низким, чтобы шея оставалась голой. Сначала это был просто вырез, в который проходила при надевании голова.

Разрез с застежками или завязками появится чуть позже. Застегивали ворот на небольшую пуговицу, которая могла быть и костяной, и деревянной, и бронзовой. Особо нарядные сорочицы имели невысокие воротники-стоечки, которые обшивались узорами из золотых нитей.

Взгляд в древнейшую историю славянского костюма

Одежда древних славян ничем не напоминала любой из традиционных костюмов, которые сейчас так популярны. В связи с тем, что большая часть народа проживали в глуши, и торговые караваны туда даже не заходили, одежда делалась из звериных шкур. После того, как Древний Рим начал завоевывать исконные варварские земли, славяне стали знакомиться с одеждой из ткани. Впрочем, доступна она была только для вождей и знатных воинов, так как стоила достаточно дорого.

Если среди западных славян вещи из ткани перестали быть чем-то выдающимся, то одежда восточных славян ещё долго была меховой. С распространением римской культуры и торговли славяне получили возможность приобщиться к цивилизации. Взамен шкур пушных зверей, они получили матерчатую одежду и ткани. Через некоторое время славяне и сами научились прясть вещи из шерсти, льна или конопли.

Украшения и аксессуары

Одежда всех слоёв населения на Руси отличалась одинаковым покровом и стилем. Отличались только украшения. Распространённые украшения в русском костюме:

  • кружева — состояли из плотной ткани с вышивкой;
  • пуговицы разных форм и размеров — украшались драгоценными металлами и камнями, выполнялись в виде голов животных и других природных символов;
  • нашивки — полоски с петлями для пуговиц, украшались кисточками, плетениями, узорами;
  • ожерелья — нарядные воротники, которые пристёгивались или пришивались к одежде;
  • колты — подвески на головной убор, крепятся к вискам;
  • гривна — шейный обруч, был не только украшением, но и знаком отличия.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector