Вторая кожа

Отличия костюма бедных и богатых

Фасоны средневекового периода не отличались каким-либо разнообразием, покрой платьев и костюмов богатых и бедных представителей этой эпохи различался лишь используемыми тканями. Но богатые феодалы и знать всячески старались выделиться, используя при этом расшитые драгоценными камнями пояса, дорогие благородные ткани и иные украшения.

Богатые жители Средневековья носили яркие наряды, тогда как одежда бедных состояла из костюмов в серых, черных или коричневых тонах. Края костюмов богатых обрамлялись декоративной каймой, эта кайма зачастую оформлялась пластинами из драгоценных металлов и камней. Вся одежда богатых людей Средневековья была украшена разнообразными орнаментами, отделана мехом.

Одежда японцев периода раннего средневековья

С переездом императорского двора в новую столицу Хэйан (нынешний Киото) влияние китайской моды стало ослабевать. Придворные наряды тех времен отличались многослойностью. Мужчины носили широкие штаны «хакама», которые практически скрывались под длинным, до пола одеянием «сокутай» с широкими рукавами «осодэ».

В менее торжественных случаях «сокутай» заменяли на укороченную накидку «носи». Во время охоты длинные и широкие рукава подвязывали или надевали более удобную для верховой езды удлиненную куртку «каригину», которая вскоре стала отличительной чертой одеяния японских военачальников.

А вот хэйанские красотки предпочитали надевать на себя одно кимоно за другим, но так, чтобы из-под верхней одежды выглядывали краешки всех нижних слоев. Для этого каждое нижнее кимоно шили чуть большего размера, чем верхнее. Эту одежду именовали «дзюнихитоэ» (т. е. «двенадцать слоев», хотя на практике надевали порой до 20 кимоно).

Главным было так подобрать цветовую гамму многослойных одеяний, чтобы все выглядывающие кромки сочетались или продуманно контрастировали друг с другом.

Крестьянки и представительницы других низших сословий носили, конечно же, более простые одежды — штаны и «тэнаси» (короткие накидки без рукавов). Если приходилось надевать кимоно, то его подтягивали у пояса так, чтобы подол не спускался ниже середины икр, иначе ходить по пыльным дорогам и залитым грязью городским улицам было невозможно.

Одежда знатных японцев в раннее средневековье – сокутай для мужчин и дзюнихитоэ для женщин

Мужской костюм в период готики

Мужчины по-прежнему носили штаны-шоссы, которые за счет узкого силуэта напоминали колготки. Штаны состояли из двух брючин, которые привязывались к поясу. Между половинками в верхней части помещался цельный кусок ткани, фиксирующийся булавками или тесьмой.

Верхняя одежда упелянд надевалась через голову и имела длину до колен или ниже. После того, как мужчина наденет плащ, складки и оборки, которые образовывались на спине, рукавах и груди, стягивались в поясе.

В моду вошел и другой вариант мужской одежды — пурпуэн. Он представлял собой облегающее полотно ткани с выпуклым изгибом на груди с узкими рукавами. Благодаря такой конструкции удавалось получить силуэт с широкими плечами и тонкой талией.

Позднее возник мужской жакет — короткая распашонка, стянутая поясом на линии талии, от которой жакет сильно расширялся. Нижняя часть жакета была пышной и напоминала короткую юбку. Обязательными атрибутами жакета были воротник-стойка и рукава жиго — длинные, пышные, с разрезом для рук.

Одежду шили в основном из шерсти, парчи, бархата, шелка. Нижние туники делали из льна.

Что носили в Европе

Нидерланды превратились в законодателей одежды Средневековой Европы, распространив готическое веяние на территорию Италии, Германии и Франции. Именно во Франции с подачи Бургундского двора берут начало нововведения в одежде для модниц. Швеи укорачивали туники, разделили их на роскошные юбки и утягивающие корсажи, умелыми стежками выделяя тонкую талию и вытягивая силуэт.

Изыски моды Европы:

  1. «Дьявольские окошки» – дамы Средневековья снизу надевали утягивающее фигуру платье, а сверху носили еще одно – с декольте и без рукавов. Духовенство воспротивилось такой моде, призывая переодеться в более сдержанную, закрытую одежду;
  2. Длина шлейфа становилась все больше, приходилось даже устанавливать его оптимальную длину. В Италии на одной из площадей установили камень, возле которого стоял воин с мечом, чтобы контролировать длину шлейфа;
  3. Одежда Средневековья стала изобиловать глубокими вырезами в области груди. Декольте опускалось все ниже, а последовательницы моды попадали в немилость церкви;
  4. Рукава стали теперь неотъемлемой частью платья, если немного ранее они отстегивались или крепились завязками. Длина их тоже была значительной, иногда они шились наподобие муфты;
  5. Высокие шляпы – во времена Средневековья церковь считала такие уборы прибежищем бесовских сил, но удалось добиться оптимальной высоты шляпы для аристократок до 1 метра, а для простых горожанок – 50 см;
  6. Остроконечная обувь тоже считалась «когтями дьявола». Ходить было слишком неудобно, но ради красоты дамы были готовы терпеть мучения.

В Средневековой Европе наладилось производство качественных тканей. Из Италии купцы вывозили на продажу лучшие парчовые, бархатные или шелковые ткани для пошива одежды. Мастерицы Фландрии ткали тончайшее сукно, которое декорировали пурпуром. Фламандские умельцы дали миру знаменитые кружева, поражающие воздушной структурой.

Изменения в женском костюме в романский период

В основе женского костюма все также оставались туники. Самое существенное изменение в одежде, произошедшее в романский период, заключалось в том, что одежду стали кроить, а не собирать из цельных кусков тканей.

В результате этого открытия удавалось подгонять наряд точно по фигуре. Появились вытачки и клинья, которые позволяли делать переход от узкого лифа к широкой юбке. Нижняя часть туники зачастую расширялась именно при помощи клиньев.

Верхняя туника в XII веке неожиданно стала короче — выше колен, но еще через столетие она вернулась к прежней длине. Она шилась из дорогих тканей, чаще парчи. Ее расшивали серебряными или золотыми нитями.

Появилась еще одна накидка с заниженной отрезной линией талии — блио, — которая надевалась через голову. Ее шили из шелка или шерсти.

Плащи, которые по-прежнему были верхней одеждой, лишились рукавов. Их часто обшивали мехом.

Одежда в романский период стала более яркой. В нарядах появились красный, розовый, зеленый, синий. Плащи очень часто были двусторонними, тыльная и внешняя сторона имели контрастные оттенки.

Обязательным для женщин стало ношение головных уборов. Это было предписанием церкви, поэтому ослушаться было нельзя. Макияж тоже был под запретом.

Основные характеристики средневекового костюма

Костюм эпохи Средневековья отражал социальный статус человека, принадлежность его к определенной прослойке общества, сословию.

Во время раннего Средневековья ткани производились в поместьях феодалов из льна, шерсти, иногда в них добавляли пеньку. Богатые феодалы могли себе позволить шелковые наряды, приобретенные у заморских купцов.

Цвет средневековой одежды являлся некой символикой. Так, к примеру, красные одеяния надевали палачи. Желтых оттенков в одежде старались избегать, поскольку они считались цветами ненависти и измены. Черный олицетворял не только скорбь и потерю близкого человека, но и вечность. Белый цвет был связан с чистотой тела и души, невинностью, а также добродетелью. Голубой являлся цветом нежности, а золотой считался символом энергии Бога и Святого Духа.

Большую популярность у знати приобрел зеленый цвет, который связывали с воплощением райских садов, а также считали символом надежды.

С чем сочетаются

Свадебные платья в средневековом стиле — с чем сочетать? Образ будет неполным, если в него не добавить модные и стильные аксессуары. Гармонично подобрав все детали воедино, может получиться средневековая невеста.

Головные уборы

Свадебные платья в стиле средневековья.

Красавица в средневековое время носила на своей голове небольшую корону. Она была сделана из жестокого и грубого металла. Как правило, её цвет не соответствовал оттенку самого платья. Это или черный, или серебряный материал.

Красиво и эффектно смотрятся цепочки с драгоценными камнями. Такой вид украшения подойдет к обтягивающим стилизованным нарядам.

В сам головной убор можно добавить натуральные камни, которые будут цениться. Как правило, в то время девушки старались максимально красиво украсить себя. Особенно поражало обилие дорогих и драгоценных камней, которые использовались не только на головных уборах, но и даже на платьях.

Обувь

В том случае, если невеста выбрала стилизованный наряд, то можно обойтись и классическими туфлями-лодочками. Лучше всего, чтобы их цвет гармонировал с основным оттенком платья. Совершенно недопустимо, чтобы обувь была ярче самого одеяния. Она не должна его оттенять.

Если же девушка предпочла воплотить образ классической средневековой невесты, то лучшим вариантом будет сделать стилизованную обувь на заказ

Отличным решением станут и плоские балетки классической формы и цвета, которые не привлекают к себе внимание

В то время, как правило, барышни не носили обувь на каблуке, поэтому от неё стоит отказаться. К тому же, из-за длины и громоздкости платья, обувь практически не было видно. Поэтому ей не уделялось столь много внимания.

Украшения

Тот период был богат на изысканные украшения. Их обилие порой поражало. Действительно лишь богатые и обеспеченные сословия могли себе позволить надеть кольца, серьги, и колье.  Крупные яркие камни считались не просто признаком роскоши, но и источником силы, амулетом от злых духов.

Природные материалы действительно были оберегами. Поэтому каждая барышня надевала на себя тот вид украшений, который ей максимально шел и помогал.

Женский наряд раннего Средневековья

В ранний период Средневековья женщины носили одежду, скрывающую фигуру. Она состояла из двух слоев — нижнего («котт») и верхнего («сюкко»). Длина обоих слоев достигала щиколотки.

Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.

У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.

Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.

В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.

В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.

Пояс потерял функционал и использовался исключительно с декоративной целью. Его стали завязывать значительно ниже, на бедрах.

Плащи стали подшивать мехом.

Какой был идеал красоты

По церковным представлениям судят относительно изображений святых Средневековья. Под куполами церквей парят почти невесомые фигуры мучеников, исполненные скорби. Идеалом красоты считалась девушка, повторяющая лик девы Марии:

  • удлиненное лицо;
  • аккуратные пухлые губы;
  • слишком высокий лоб;
  • большие глаза.

Художники рисуют на полотнах субтильных девушек с выступающими животами, линия груди и бедер обозначена слабо. Любая округлость тела считалась вульгарностью, свидетельствовала о низком происхождении девушки. В Средневековье лиф одежды туго шнуровали, а в Испании сдерживали рост груди свинцовыми накладками. В моде были глаза без ресниц и выбритые лбы, поэтому женщины пользовались народными рецептами по удалению волос на теле.

Любые веснушки или родинки считались дьявольскими метками, их надлежало регулярно натирать аметистом для удаления. Дама Средневековья олицетворяла кротость, создавала вид неземного создания. У девы непременно должны быть зеленые или голубые глаза, а также идеальную картинку Средневековья дополняли струящиеся до пола золотистые волосы. Одежда средневекового рыцаря, наоборот, подчеркивала мужественность. Идеалом считался мужчина с крепким телосложением и четко выраженными чертами лица.

Японская одежда в древности

В чем щеголяли жители Страны восходящего солнца в период Дзёмон (10000–300 гг. до н. э.), определить невозможно. С тех пор сохранились лишь фрагменты украшений, обнаруженные археологами в раскопах. Вероятно, люди укрывали себя от непогоды шкурами убитых животных, накидками из древесного луба или плетеной соломы. Однако с наступлением периода Яёй (300 г. до н. э.–300 г. н. э.) в стране стали распространяться навыки шелководства и ткачества.

Китайская хроника «Вэй чжи» описывает японцев в нарядах из конопли и шелка, а о покрое этой одежды можно судить по ритуальным фигуркам ханива, сохранившимся до нашего времени.

Если верить этим изображениям, мужчины носили «кину» — длинную, перехваченную поясом рубашку с рукавами, подвязанными у локтей и запястий, а внизу хакама — свободные штаны, подвязываемые под коленями. Женщины наряжались в такие же «кину» и распашные юбки «мо». Чаще всего ткань была изготовлена из конопли, хотя родовая аристократия позволяла себе наряды из шелка.

С установлением более тесных торговых связей с Китаем и проникновением в Японию буддизма стала популярной одежда китайского образца. Ношение ее было законодательно предписано чиновному люду кодексами Тайхо (701) и Ёро (718).

Были введены три категории одежды — церемониальная, придворная и рабочая. О том, как это выглядело, можно судить по древнему портрету государственного деятеля VI–VII вв. Сётоку Тайси. Его изобразили в широком, чуть мешковатом одеянии с высокими разрезами с двух сторон и стоячим воротником — типичном наряде китайского придворного.

Женщины в те времена носили юбку с длинным, стелющимся по полу подолом и короткую накидку.

Какую одежду надевали в средневековой Руси?

Зажиточные горожане носили плащи и брюки (мужчины) и роскошные богатые платья (женщины). Для бедняков и простых крестьян был один вариант одеяния — льняная рубаха и грубые полотняные штаны — портки.

Женщины надевали простые длинные платья прямого кроя сверху на белую льняную рубаху. Ткани были довольно скромные и однообразные, без ярких оттенков и многообразного декора.

Замужним женщинам полагалось носить поверх рубахи некое подобие юбки — одежду, которая крепилась на поясе, и называлась понева.

Мода Средневековья формировалась под большим влиянием церкви, поэтому большого разнообразия костюмов и цветных тканей не было. Одежда имела свободный крой и большую длину, прикрывала большую часть тела и значительно отличалась у бедных и богатых слоев населения. Постепенно костюм менялся, приходили к более узким и менее закрытым нарядам, но общая картина одеяния оставалась прежней.

Японский традиционный костюм после революции Мэйдзи

После буржуазной революции Мэйдзи (1868) был снят запрет на контакты с зарубежными странами. В моду вошли европейские фасоны. Правда, первое время предметы зарубежного туалета причудливо сочетались с традиционными нарядами. На улицах можно было встретить мужчин в европейском костюме, но в японских сандалиях гэта, девушек в юбках, из-под которых выглядывали «хакама».

Императорским декретом государственные служащие — солдаты, полицейские, почтальоны — обязывались носить форму европейского образца. Вскоре такая форма появилась у школьников и студентов.

Женщины гораздо медленнее осваивали европейские новинки, предпочитая традиционное кимоно. Но правительство проявило настойчивость и в этой сфере. В столичном зале приемов Рокумэйкан с 1883-го по 1889 г. проводились балы, на которые приглашенные женщины обязаны были являться в европейских платьях. Как бы то ни было, к середине XX в. западная одежда уже превалировала в стране, став нормой для всех классов.

В пух и прах

Богачи могли позволить себе те же самые наряды, что и
аристократы. Но как в таком случае можно было на взгляд отличить выскочку-купца
от благородного сеньора? Во избежание неудобных ситуаций с классовой
идентификацией, а также под давлением церковников и ради сбережения наследства
модных наследников-транжир (быть знатным еще не означает быть богатым) во
многих европейских странах издавались законы, регламентирующие повседневный «дресс-код».

Некоторые материалы, фасоны, цвета и даже украшения
позволялось носить лишь при наличии хорошей родословной. Правила были
разные — например, в зависимости от родовитости дамы определялась длина ее шляпки-хеннина, а ботинки с острыми носами
дозволялось носить лицам из сословия ремесленников и выше.

Простой и усеченный хеннин.

Средневековая одежда выполняла множество других
«распознавательных» функций. По цветам и гербам ливрей слуг можно было
определить знатность их хозяев. Члены ремесленных гильдий также имели
собственную цветовую гамму. Монахов-францисканцев прозвали «кордильерами»
из-за их поясов, сплетенных из веревок (кордов). Прокаженные, проститутки,
евреи, сарацины и иногда даже христиане были обязаны носить особую одежду или
знаки на ней.

Розовый цвет считается
женским именно с тех времен, поскольку он представляет собой более бледную
версию «мужского» красного цвета — символа богатства, силы, ярости и
крови. Синий цвет одежды означал доброту, зеленый —
весну и молодость, желтый — какие-либо пороки (цвет трусов и проституток),
черный — благородство, а белый — чистоту. Вместе с тем обычая
надевать на свадьбу белое платье тогда еще не было — люди просто шли под
венец в своей лучшей одежде.

Это интересно
  • Тонкая шерстяная ткань, обработанная кермесом, называлась Scarlet cloth (от латинского scarlata и от персидского saquirlat). Из нее изготавливались в основном чулки и трико. Помимо
    кермеса, эту материю красили и в другие оттенки, однако слово scarlet стало синонимом именно ярко-пурпурного цвета. Одного из
    персонажей легенд о Робин Гуде звали Уилл Скарлет (в
    те времена было принято давать «профессиональные» фамилии — Уивер — Ткач, Купер — Бондарь и т.п.).
  • В европейском костюме, сшитом до 13 века, пуговиц не было. Они стали появляться в
    13—14 веке и сперва употреблялись преимущественно в
    мужской одежде. Ранее использовались заколки, завязки и шнурки.
  • Корсажей
    (лифов) в средневековье не было. Единственное исключение составляли фламандские
    работницы 15 века — они использовали поддержку для груди, чтобы та не
    обнажилась от слишком резких движений руками.

Мужчины, наряду с женщинами и детьми, носили трогательные чепчики.

Верхняя одежда

Для мужчин, которые работали на улице, в холодную или дождливую погоду обычно носили дополнительную защитную одежду. Это может быть простая накидка без рукавов или пальто с рукавами. В раннем средневековье мужчины носили меховые накидки и плащи, но среди средневековых людей было общее мнение, что мех носили только дикари, и его использование в течение некоторого времени выходило из моды для всех, кроме подкладок для одежды.

Хотя им не хватало сегодняшнего пластика, резины и скотч-гвардии, средневековые люди все еще могли производить ткани, которые противостояли воде, по крайней мере, до некоторой степени. Это может быть сделано разминание шерсть во время производственного процесса или вощение одежды после ее завершения. Как было известно, вощение производилось в Англии, но редко в других местах из-за дефицита и стоимости воска. Если шерсть была произведена без строгой очистки профессионального производства, она бы сохранила часть овечьего ланолина и, следовательно, была бы, естественно, несколько водостойкой.

Большинство женщин работали в закрытом помещении и часто не нуждались в защитной верхней одежде. Когда они выходили в холодную погоду, они могли носить простую шаль, накидку или ротонда. Это было пальто или куртка на меховой подкладке; скромные средства крестьян и бедных рабочих ограничили мех более дешевыми сортами, такими как коза или кошка.

Разновидности

Средневековое платье обладало прямым кроем. Уместны были распашные варианты нарядов. До одиннадцатого века при этом даже не отмечалось особых отличий в мужской и женской одежде. В зависимости же от периода, мода обладала рядом характерных особенностей:

  • с 12 по 14 век. Красивые средневековые платья обладали максимальной длиной и облегали силуэт. Лиф при этом был плотным. Расширение отмечалось с линии талии. С этой целью использовались клинья. Пояс в данном случае никаких функций не выполнял и выступал исключительно элементом декора;
  • вторая половина 14 – начало 15 века. Отмечается активное развитие искусства шитья и кроя. Появляется готическая одежда, которая по сей день обладает популярностью в кругу представителей субкультуры готов. Средневековое платье начинает украшаться с помощью различного декора. Кроме того, наблюдаются две характерные тенденции. В связи с христианскими канонами тело полностью закрывается. С целью же демонстрации его достоинств, фигура максимально утягивается;
  • со второй четверти 15 столетия. Акцент делается на величии и могущественности аристократии, которая навеивается франко-бургундской модой. Одежда шьется тесная, на ней присутствуют тянущиеся вниз фалды. В качестве дополнения при этом выступали объемные головные уборы.

Женские наряды средневековья призваны были подчеркнуть хрупкость модницы. С их помощью указывалось на благочестие девушки, смирение пред тяготами жизни.

В ранний период средневековья одеяние женщин состояло из пары туник. Нижняя при этом была в пол и оснащалась длинными рукавами. Верхняя туника использовалась более короткая. Рукава на ней были широкими. Декором выступала отделка по рукавам, горловине и подолу.

Популярностью среди девушек средневековья обладало блио. Это длинное платье, оснащенное шнуровкой в области боков и зауженными рукавами. Поверх такого наряда накидывался плащ. Подкладка на нем могла изготавливаться из меха и ткани. В более поздний период одежда становится еще более многослойной. До линии талии при этом силуэт продолжает облегать, но в нижней части расширяется. Помимо туник, женщины начинают использовать сюрко, плащ, котт и камиза.

В качестве нижней одежды в период средневековья выступали камиза и туника. Верхним платьем выступал котт. При выборе сюрко, создавался акцент под грудью. На юбке сзади создавался шлейф. Его длина могла достигать нескольких метров. Под одеждой в области живота фиксировалась подушечка, с помощью которой создавалась имитация беременности. Зона декольте прикрывалась вставками. Для их изготовления применялась прозрачная ткань или кружево.

Основные характеристики средневекового костюма

Одежда Средневековья не была слишком пышной и вычурной, поскольку должна была соответствовать церковным канонам. Тем не менее, по наряду можно было легко отличить крестьянина от фермера или состоятельного аристократа.

Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.

Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков

В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия

Основные характеристики средневекового костюма сводятся к следующим:

  • Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
  • Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
  • Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
  • Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
  • Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
  • Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
  • В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
  • В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.

Мода тех времен постоянно менялась: от прямых и распашных нарядов к облегающим фасонам, от клиновидных юбок к готическим платьям, от максимально свободных к сдавливающим узким моделям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector