Стиль рококо в одежде

Как вписать в интерьер

Чтобы правильно расставить мебель, создаются группы, состоящие из стола, дивана, нескольких стульев, для образования центров, где будет собираться общество. Гармоничный вид в интерьере комода, секретаря, картоньерки. В интерьер кабинета, гостиной, спальни прекрасно впишется софа компактных размеров с изогнутой спинкой, стильными изогнутыми ножками.

Для спальни используют широкую, роскошную кровать, у изголовья которой растительные узоры, рокайли. Обязательно должны присутствовать большое зеркало, рама которого оформлена витой позолотой, туалетный столик с мягкого атласа, кресла, небольшие канапе. Для оформления кровати, поднятой на подиум, используют роскошный балдахин. Цветовые оттенки должны составлять один тон, контраст при создании интерьера рококо не предусматривается.

Многие фото дизайна в стиле рококо — необычайное зрелище. Их можно использовать при самостоятельном оформлении интерьера, ведь стиль, олицетворяющий роскошь в пастельных нежных тонах, очень привлекает. Полный исторических ноток при использовании современных материалов он будет служить вдохновением для создания уникального интерьера квартиры или загородного дома.

Одежда в стиле рококо

Конечно же, стиль одежды рококо тоже переживал ряд изменений. Из барокко ему перешли в наследство помпезность и роскошь, но новые модные веяния диктовали новые решения:

  • Платья силуэта перевернутого бокала оставались модными. Сначала платья эпохи резко «уменьшились» по сравнению со своими предшественниками из барокко, а затем, напротив, «выросли». Кринолин из круглого стал прямоугольным, так что в некоторые двери дамам приходилось проходить боком.
  • Лиф платья вытянулся и опустился ниже талии, при этом корсеты все еще оставались обязательным атрибутом образа любой уважающей себя дамы. Декольте опустилось еще ниже, нередко из него кокетливо выглядывало роскошное кружевное белье, едва прикрывая дамскую грудь.
  • Рукава стали уже и короче, как современные три четверти. Их украшали каскадными кружевами ручной работы или атласными лентами с нитками жемчуга.
  • Ленты в принципе занимают лидирующую позицию среди всевозможной отделки. Ими украшают все: от нижнего белья и обуви до зимних шубок и шляпок.
  • Огромную популярность завоевал цветочный мотив. Цветы из тех же лент, шелка и атласа можно увидеть повсеместно. Прически украшаются либо искусственными, либо живыми цветами.
  • В моде сатин и атлас, как самые текучие и романтичные ткани. Они прекрасно гармонируют с матовым кружевом, позволяя создать потрясающие ансамбли придворных костюмов.
  • В период рококо в моду входят чулки. Разумеется, это были очень дорогие вещи ручной работы, украшенные кружевом и искусной вышивкой. Порой чулки могли сравнится по стоимости с платьем!

В отличие от роскошного и кричащего барокко, в моде сдержанные и пастельные тона. Самый популярный оттенок – голубой, реже встречается розовый и светло-желтый.

Современный стиль рококо перенял из прошлого только основные детали: четкие силуэты с тонкими талиями и пышными юбками, декоративную отделку лентами и цветами, многослойность и интересное сочетание фактур различных тканей. При этом классические для рококо оттенки остались в прошлом: сейчас модельеры предлагают интересные модели свадебных и вечерних платьев в самой разной цветовой гамме.

Это интересно: С чем сочетается желтый цвет в одежде: общий взгляд

Цветовая палитра и узоры стиля рококо

Интерьеры в стиле рококо были легкими и воздушными, гораздо более свободными, чем предшественники-барокко. И все-таки, комнаты оставались неизбежно роскошными. Рококо напоминал о богатстве владельцев с элегантностью и деликатностью.

Такая эстетика достигалась благодаря сочетанию светлых пастельных тонов – голубой синевой, зеленым, желтым, розовым – с белой слоновой костью, полированным мрамором, золотом и серебром. Удивительные сочетания рококо – каждый материал или цвет в комнате был визуально легким и одновременно роскошным, словно полет сквозь позолоченное облако.

Узоры также создавали ощущение потока, с большим количеством абстрактных и ассиметричных деталей. В моде были цветочные мотивы, изящные орхидеи, тонкие деревья, аквариумные рыбы, множество заимствований из восточной культуры.

Как и в случае с барокко, в комнатах в стиле рококо к украшению стен относились как к искусству. Все углы в комнатах были скруглены, стены украшены резными панелями, золотыми орнаментами и зеркалами, которые расширяли пространство, придавая ему неопределенность. Для настенных покрытий часто использовались шелковые или дамасковые ткани с растительным или цветочным узором, гобелены.

Поздний рококо (1770–1794)

Примерно в 1770 году английская мода приобретала все большее значение на континенте. Местное дворянство выработало предпочтение к жизни в своих загородных поместьях, верховой езде, поездкам в деревню, прогулкам и охоте. Соответственно, в слишком мешающей одежде избегали всего, например B. большие подкладки юбок или большие манжеты.

Английская пара, 1785 г.

Женская мода

Женское платье в вертикальную полоску, 1780 год, Germanisches Nationalmuseum Nürnberg.

Манто , которая развивалась самостоятельно в Англии, в настоящее время вновь импортирован как это было под названием Robe à l’Anglaise (французский: платье в английском стиле). Для Anglaise не нужна заглушка, потому что она закрывается посередине крючками и ушками и надевается не поверх юбки-кольца, а только на подушку, которая лежит внизу. Примерно в 1772 году на основе этого появилось платье а ля полонез , которое отличается от английского тем, что юбка была собрана с обеих сторон по центру спины.

Халата а — ля française с его — по сравнению с Pokissen — сравнительно неудобная подструктуру в значительной степени вытеснили из повседневной жизни и почти только носить в торжественных случаях и в суде. В течение короткого времени в 1780-х годах был разработан вариант халата à la piemontaise , в котором складки на спине больше не являются неотъемлемой частью спинки платья, а добавляются позже.

Женские прически, которые уже показали тенденцию к увеличению высоты в конце 1760-х годов, достигли своего максимума около 1775/76 года. Большинству женщин сейчас приходится впервые носить накладные волосы или даже парики, потому что их собственных волос недостаточно для высоких причесок. В придворной обстановке эти прически обильно украшены перьями, жемчугом, раскрашенными миниатюрами, а также моделями кораблей ( à la Belle Poule ); В среде среднего класса сверху сидят капюшоны подходящей формы.

Уже в конце 1770-х годов высокие прически снова стали ниже и, наконец, около 1780 года были заменены фигурными прическами с широкополыми шляпами или своего рода мини-цилиндрами. «Английская» мода продолжается и в одежде. Единственным исключением является сорочка à la Reine , платье очень широкого кроя из белого муслина , которое подчеркивает фигуру только горизонтальные завязки: говорят, что оно было изобретено Марией Антуанеттой из Франции как платье для беременных. . К концу 80-х годов появилась «голубиная грудка»: пушистая нагрудная ткань, которая притворяется больше, чем есть на самом деле.

Мода позднего рококо пережила Французскую революцию на несколько лет. Только в 1794/1795 году появилась изящная мода с завышенной талией, типичная для и Империи .

Мужская мода

Мужские прически также выросли в первой половине 1770-х годов, но чуть позже стали более плоскими и простыми. У Justaucorps больше срезан нижний передний край, так что они могут быть закрыты только на верхней части груди, а иногда только с крючками и ушками. Пуговицы и петлицы теперь являются только декоративными элементами, причем пуговицы иногда бывают довольно большими и богато украшенными, например, шелковой вышивкой, золотым шитьем и блестками или миниатюрной росписью эмалью.

Воротники юбок постепенно становятся выше. Сейчас часто можно увидеть широкие лацканы. Жилеты становятся еще короче и все чаще застегиваются в два ряда (вместо ранее однорядных). Типичным украшением этого времени является цветочная вышивка атласным швом ( ) из непряденых шелковых нитей , идущая по передним краям юбки и жилета и обрамляющая клапаны карманов.

Историческая справка

Со смертью Людовика XIV в 1715 году французский двор осиротел, так как будущий король Людовик XV. еще не достиг совершеннолетия. Доброжелательные или уничижительные замечания Людовика XIV оказали большое влияние на моду его времени; строго регламентированные придворные церемонии в основном предписывали придворную одежду для высшей знати . В Régence последовавшого код куртуазного платья был сброшен, как и роль верховного судьи моды в лице царя.

Многие аристократы покинули Версаль и переехали в бесчисленные дворцы , дворцы и апартаменты города Парижа . В результате возникла новая светская жизнь, которая происходила децентрализованно в салонах прекрасных дам. Что было модным, а что нет, теперь определялось в первую очередь в этих салонах, и это не изменилось, когда новый король достиг совершеннолетия и официально вступил на престол. Стало возможным избавиться от скованности в одежде и поведении, которые в то время считались немодными. Поток чувствительности привел к культу чувств, направленному против развития представительной власти. С Жан-Жака Руссо Наивное и сельское также получили высокий приоритет.

Что характерно для рококо в интерьере

Многие специалисты рассматривали стиль рококо как продолжение напыщенного и чопорного барокко. У этого направления были и сторонники, и противники, но уже три десятилетия такое оформление помещений весьма востребовано.

История возникновения

Время появления стиля рококо — период 1700–1780-х годов. Историческая родина — Франция. Этимология слова «рококо» происходит от французского термина «рокайль», что в переводе обозначает «раковина» и символизирует асимметричность узоров и завитков. В виде таких причудливых изображений представляли ветки деревьев, облака, цветы и морские раковины. Именно от этих вычурных элементов и берёт начало стиль рококо.

Современные веяния рококо перекликаются с исторически сложившимися особенностями:

  • предпочтение в оформлении — пастельные цвета;
  • тяга к золотым элементам интерьера;
  • роскошь и богатство.

Так могло выглядеть помещение в стиле рококо в былые времена

Характерные признаки

Стиль рококо, пришедший на смену барокко, можно назвать женским и определить по таким «приметам»:

  1. Комнаты, оформленные в этом стиле, — овальные, с закруглёнными углами.
  2. Отсутствие жёстких, прямых линий во всех элементах дизайна.
  3. Асимметричность форм.
  4. Изящность и витиеватость мебели.
  5. Большое количество зеркал.
  6. В текстиле — пышность, множество драпировок, складок, дорогие ткани.
  7. Самая используемая мебель — комоды, секретеры.
  8. В декоре и оформлении много цветочных мотивов, причудливых узоров.

Некоторые черты стиля рококо в одежде

Утонченному и элегантному стилю рококо характерны следующие черты.

Осиная талия. Тончайшая талия – идеал того времени. Безусловно, далеко ни каждая дама могла похвастаться ей, поэтому для соблазнения мужчин как обычно, использовались некоторые ухищрения. В данном случае – это корсет, о котором мы уже не однократно говорили. Он безукоризненно утягивал талию и беспощадно деформировал скелет. По мнению современных специалистов, дамы той эпохи испытывали не только дискомфорт, но и некоторые медицинские проблемы из-за постоянного ношения корсета.

  • Театрализованность. Это касается и одежды, и прически, и макияжа, и походки. Женщины сильно пудрили и отбеливали лицо, и в принципе создавали себе весьма неестественный образ. Количество грима на лицах красавиц было настолько велико, что по слухам, мужчинам было нелегко их узнать при отсутствии макияжа.
  • Светлые шелковые перчатки и чулки. Были обязательным элементом одежды и наблюдались во всех нарядах.
  • Веер. Являлся дополнением ансамбля, имел разнообразную отделку бахромой, кружевом, рюшами.
  • Живые и шелковые цветы. Украшали платья и прически. Немного поздней перешли и в ювелирную продукцию в виде диадем с цветочными букетами, усыпанными бриллиантами, жемчугом, кораллами, созданными из драгоценных металлов.
  • Пышное платье. К пышным и широким платьям добавлялись подъюбники, на которых также присутствовали ленты, рюши, банты и цветы.
  • Искаженность естественных линий. Это касается не только женской, но и мужской моды, приобретающей женские очертания вместе с предметами гардероба. Круглое лицо, узкая талия и бедра, хрупкие плечи, неестественный резкий переход от талии к бедрам – это не только элементы фигуры куклы Барби, но и некоторые черты стиля рококо.
  • Пышные юбки. Назывались «панье», что можно перевести дословно как «корзина». По сути, женская фигура напоминала перевернутую рюмку. Верхняя часть тела сильно утягивалась за счет корсета, а нижняя получала неестественный объем, как бы предоставляя небольшую компенсацию корпусу.
  • Бледные цвета. Приветствовались пастельные мягкие оттенки, например, серо-голубой, бледно-желтый, светло-розовый, нежно-голубой.
  • Асимметрия. Была уместна в костюмах женщин и мужчин, а также в прическе и аксессуарах.
  • Платья на обручах. Имели куполообразную форму, что сделало юбки несколько шире, чем в период барокко. Во второй половине 18-го века юбка стала сильно расширяться в стороны, ее форма стала не круглой, а овальной.
  • Форма лифа. Кокетливый лиф открыт до глубокого выреза и вытянут вниз к талии в виде треугольника.
  • Рукава. Сужаются к локтям, где они украшаются каскадом лент, позументов, кружев.
  • Материалы. Наряды создавались при помощи ситца и атласа.
  • Роскошное нижнее белье. Поскольку белье могло «выглядывать» из-под платья, то и делали его очень красивым – шили из шелка и украшали серебром, золотом, кружевом, вышивкой.

Моделирование прически и черты лица

Слишком измученный, и даже изможденный вид может иметь достаточно красивое удлиненное лицо, если в образе преобладают вертикальные линии. Например: длинные прямые волосы без объема и асимметрии, открытый лоб, высокие прически и зачесанные по бокам волосы.

Быстро исправить ситуацию помогут самые обыкновенные щипцы для моделирования прически. Они не только помогут выровнять непослушные волосы, но и создать прекрасные струящиеся волны. С таким лицом гармонично смотрятся легкие невесомые локоны, объемная стрижка или прическа, а также прямая челка. Рекомендуемая длина – ниже уровня бровей.

Обладательницам длинного носа рекомендуется воздержаться от причесок, поднятых на затылке и гладко зачесанных волос. Затылок лучше всего уравновесить легким объемом.

Если вы обладательница маленького аккуратного носа, то объемная и длинная челка будет смотреться просто ужасно, а потому от нее лучше отказаться. Уравновесить черты поможет любая стрижка и прическа, которая подчеркнет профиль.

Вопреки предрассудкам, категорически запрещается прятать короткую шею за волосами. Стрижка должна быть короткой, а в самой прическе преобладать горизонтальные линии.

Мелкие и невыразительные черты лица будут более яркими, если стрижка закрывает волосами мочки ушей.

Немного теории: термины и задачи

Моделирование прически – это кропотливый процесс оформления волос. Он производится на основе существующих моделей стрижек и их различных модификаций. Намного реже моделирование представляет собой воссоздание образа на фото или рисунке.

Моделирование прически позволяет разрешить несколько задач парикмахерского искусства. Рассмотрим основные из них:

  • разработка новых причесок, стрижек и укладок;
  • художественное моделирование прически и ее последующее оформление способствуют формированию эстетической составляющей целостного образа;
  • стимулируется развитие модных трендов.

Не менее важным моментом, в повседневной работе мастера-парикмахера, является художественное оформление. Благодаря этому завершающему этапу, посетитель получает возможность комплексно оценить работу, проделанную специалистом.

Техническая часть всегда остается за мастером, а потому клиент может не всегда понимать суть тех или иных операций, проводимых с волосами. Главное – это результат, которым заканчивается любой процесс моделирования прически

Важно, чтобы он полностью устроил клиента

Каждый гость парикмахерской индивидуален, и если мастер не способен внести в свою работу, ту самую, неповторимую изюминку и последний штрих, клиент останется разочарован

Поэтому настоящий специалист всегда работает индивидуально и особое внимание уделяет художественному оформлению

Оформление

Большинство людей понятия не имеют, как сделать ремонт квартиры в стилистике аристократии XVIII века, и все-таки это возможно. Более того, правильно подобранные современные материалы позволяют существенно сэкономить на отделке, которая будет выглядеть все так же интересно и по-богатому, но на самом деле обойдется владельцу жилплощади сравнительно недорого.

Стен

Пожалуй, именно от того, получится ли правильно отделать стены, зависит то, удастся ли интерьер в стиле рококо. Дело в том, что простыми обоями тут не отделаешься, поскольку одними из главных принципов рококо являются рельефность отделки, обилие выступающих завитков и узоров сложной формы.

В наше время очень активно пользуются приемом, который несколько «удешевляет» интерьер, но является чуть ли не единственным доступным решением. Суть заключается в том, чтобы все же оклеить стены обоями, причем довольно простыми – без особых узоров, в пастельных тонах, можно с заметной рельефностью.

В качестве альтернативы можно также рассмотреть стеновые панели как из дерева, так и из пластика, лишь бы они были резными и давали ощущение аристократичности и эксклюзивности.

Потолка

Хотя стиль рококо в некотором смысле должен выглядеть «проще», нежели его «старший брат» барокко, не стоит забывать о том, что все равно это именно аристократический стиль – он был присущ жилищам знати, а потому совсем уж бедно выглядеть не может.

Естественно, ни о каких плоских решениях не может быть и речи – в богатых домах прошлого потолок был своего рода произведением искусства, имевшим закругленные формы. В наше время проще и дешевле не возиться с дорогими штукатурными работами, а выполнить очертания и завитки из хорошего гипсокартона.

Но и на этом потолочный дизайн не заканчивается – надо сымитировать лепнину и роспись, которые часто называют определяющими для рококо в целом. Если ванную в этом смысле еще можно проигнорировать, то в гостиной такие элементы роскоши должны быть обязательно, а в спальнях и прихожей – желательно. Лепнину можно купить в виде багетов, а вот роспись лучше заказать.

Пола

Если стены и потолок в стиле рококо демонстрируют роскошь, умеренную лишь в сравнении с королевским богатством, то полу уделяется заметно меньше внимания в том смысле, что он выполняет скорее практические функции, чем декоративные.

Вариантов материалов, которые соответствуют указанным запросам, не так уж много. В частном доме можно использовать благородный мрамор – этот камень позволит больше никогда не задумываться о ремонте, при этом он выглядит дорого и прекрасно вписывается в общую концепцию.

Лучше, конечно, чтобы это был паркет из драгоценных пород дерева, но в качестве альтернативы сгодится и любой другой паркет, лишь бы он был золотого цвета – так он кажется дороже. Узоры на таком покрытии возможны, но необязательны, и они в любом случае должны быть довольно простыми.

При всей роскоши и эстетичности обыкновенный деревянный пол, не говоря уж о мраморном, отдает холодом, а рококо, как мы помним, – это не только об эстетизме, но и об удобстве. Для гостиной и большинства других комнат это не нужно, но вот в спальне должно быть уютно, и такой эффект достигается благодаря использованию толстых мягких ковров с пышным ворсом – таких, которых не постеснялись бы и вельможи.

Узоры и цветовая гамма

Основной идеей стиля рококо выступает возможность погрузиться в иллюзорный, фантастический мир. Бегство от реальности пропитано молодостью и женственностью, романтизмом и чувственностью. И хотя на убранстве комнат лежит печать утонченности, стиль прежде всего ориентирован на комфорт.

Этого помогают добиться определенные сочетания палитр:

  • белой и золотой;
  • светло-голубой и белой;
  • бледно-розовой и светло-зеленой;
  • светлые оттенки голубой, розовой и зеленой;
  • бежевой и золотой.

Изначально большинство узоров имело элемент рокайля. Завиток морской раковины и неровные жемчужины выступали главными деталями практически во всех орнаментах. Но со временем в рококо пришли гирлянды с переплетением стеблей и листьев. А также великолепие бантов и развивающихся лент.

Стиль рококо чаще всего узнают по таким узорам:

  • раковины или ракушки;
  • картуши;
  • крылатые купидоны;
  • цветочные мотивы.

Копируя манеру барокко, рококо широко использует художественную роспись стен и потолков. Может показаться, что основная сюжетная линия отталкивается только от мифологии. На потолках небесная твердь с ангелами. Фавны и нимфы вместе с детскими фигурками. Но в глубине лежит чисто земное – женщина и мужчина, а также их отношения.

Подбор мебели

Чтобы помещение полноценно соответствовало стилистике рококо, мало выполнить соответствующую отделку – надо позаботиться еще и о том, чтобы меблировка полностью вписывалась в концепцию.

Безусловно, недопустимы и какие-либо современные материалы – только старая добрая классика. Именно поэтому выбор падает на деревянную мебель, украшенную витиеватой резьбой, еще лучше, если ее дополнит позолота. Чтобы предметы обстановки выглядели максимально богато, дерево должно быть беленым.

Для современной квартиры наиболее сложным моментом в оформлении а-ля рококо является обустройство камина. Конечно, в строительных супермаркетах сегодня не проблема найти экологичный камин, в котором нет огня, а потому он допускается для установки в многоэтажном доме. Однако надо отыскать модель, которая адекватно вписывается в атмосферу роскоши, например, украшенную фирменным орнаментом с рельефом.

Помимо прочего, следует также учесть разницу в принципах меблировки

В наше время очень большое внимание уделяется возможности отдохнуть в горизонтальном (или близком к нему) положении – вся мебель из категории диванов и кресел ради этого делается мягкой, со спинками и подлокотниками

Во времена широкого распространения рококо полноценно возлежать днем было не принято, потому были более востребованы различные канапе, полулежачие кушетки с приподнятым изголовьем и повышенной (по нашим меркам) жесткостью.

Фарфоровые фантазии

Германия

Трудно заранее определить будет ли художественный стиль популярен или канет в небытие. Только истинное способно пройти сквозь столетия, оставаясь вечно прекрасным и в настоящем. Рококо удалось не только покорить Европу, но и оставить после себя фарфоровые шедевры.

Стиль рококо господствовал на протяжении столетия. Поэтому он логично проник во многие сферы жизни, не обойдя стороной декоративно-прикладное искусство. Фарфоровые изделия XVIII века – уникальные раритетные вещи, в полной мере отражающие модные тенденции. Выпущенная посуда в стиле рококо невероятно изящна по форме: ручки с завитушками, элегантно изогнутый носик кувшина, витиеватые ножки-основания. Фабрика в г. Мейсене (Германия) в восемнадцатом столетии являлась законодателем фарфорового мастерства. В 30-х годах модельной мастерской задавал тон Иоганн Иоахим Кендлер, а чуть позднее – И.Ф. Эберлейн. В этот период выпускаются знаменитые многопредметные сервизы в стиле рококо, появляются новые виды отделки в плоском рельефе. Кендлер считался энтузиастом своего дела и тщательно подходил к любой работе. Ему были заказаны очень дорогие сервизы – для графа Александра Зулковского (1735-1737) и “Лебединый сервиз” (1737-1741) – для саксонского министра Генриха Брюля.

Сегодня сервизы признаны шедеврами. Супница представляет собой изящный сосуд на гнутых ножках, с необычными ручками в виде обнаженных красавиц и живописными украшениями. Широкий верх венчает фигурная куполообразная крышка с нимфой. Сосуд украшен волнообразным узором и покрыт позолотой. Несмотря на внушительный размер, супница кажется изящной и легкой.

Сервиз с лебедями считается идеальным воплощением мастерства фарфорового искусства. Все предметы объединены единой темой, каждый из них – это эпизод, миг сближения человека с птицей. Белизна фарфора дает возможность увидеть рельефность рисунка, а неброская, даже скромная роспись лишь подчеркивает трогательные сюжеты. Сервиз действительно похож на лебединую песню, материализовавшуюся в фарфоре. Она чиста, скромна, совершенна и благородна.

Завод выпускал большой ассортимент посуды и статуэток в период господства рококо.

Мэйсенский фарфор, период рококо (около1745-1774)

Франция

Во Франции, близ Парижа в 1756 году был открыт Севрский фарфоровый завод. Мануфактуре несказанно повезло. Опекаемая Людовиком XV и влиятельными патронессами, фабрика была обеспечена королевскими заказами и имела монопольное право на выпуск фарфоровых изделий. Сюда стремились лучшие художники и дизайнеры, благодаря их стараниям сегодня мы можем любоваться воздушными статуэтками из неглазурованного (чистого, не расписанного красками) фарфора в стиле рококо.


Статуэтка Enfants jouant а-ля loterie,1757. Севр.


Купание Дианы, Луи Симон Буазо, 1790

Фарфоровые заводы в XVIII веке открывались в Италии и России. Однако, учитывая позднее появление технологии, качество сырья, национальные особенности, стиль рококо не стал лидирующим в вышеназванных странах, хотя собрания раритетной фарфоровой посуды многолики и представлены как в частных, так и государственных коллекциях.

Характерные черты укладок

За презентабельным видом своих волос следили все: и мужчины, и женщины. Часто те и другие носили объемные, высокие, сильно напудренные парики. Голова в них чесалась, поэтому придворные дамы и кавалеры имели на этот случай специальные палочки, которыми можно было устранить зуд в шевелюре. Иногда в пышных париках заводились мошки и даже мелкие грызуны, которые, вероятно, считали модные объемные атрибуты уютными норками и гнездами.

Изначально мужская барочная мода на стрижки была связана … с воротниками. Первое время в фаворе были короткие волосы, которые не мешали носить воротник-фрезу — широкое, плотное, сильно накрахмаленное белое «кольцо», плотно прилегающее к шее. В 20–30 годы 17 века мужчины стали отращивать и завивать волосы. Дополнением причесок служили тонкие косички, челка. В одежде в моду вошел отложной воротник.

Уложенные волосы украшали бантами, драгоценностями. Позднее, в годы правления Людовика XIV, тенденция сохранилась, но именно в этот период на смену натуральным локонам пришли искусственные. История утверждает, что «король-солнце» ввел моду на парики, потому что сам к тому времени облысел. Пышно завитые ненатуральные волосы крепили при помощи шапочки, обтянутой тонкой сеточкой. Кроме того, в эпоху барокко мужчины гладко брили лицо дополняли свой облик усами «шевалье» (узкие полоски с закрученными кончиками), клинообразной бородкой.

Женщины тоже носили накладные волосы, но чаще всего это были отдельные пряди, которые добавляли прическе объема и длины. Подражая мужской моде, дамы завивали пышные локоны, которые струились по спине и плечам. В период барокко существовало несколько основных женских укладок, которые на протяжении всей эпохи сменяли друг друга. Основные из них:

  • «Аль-анфан» (что означает «по-детски») — завитые волосы подвязывали лентой вокруг головы;
  • «Гарсетт» — прическа с локонами на лбу и на висках;
  • «Фейерверк» — гладко уложенные передние пряди переходили в объемный пучок сзади, а по бокам спускались локоны в виде штопора. В моду прическу ввела супруга Людовика XIII — Анна Австрийская, королева Франции и мать Людовика XIV;
  • «Мария Манчини» — так звали одну из фавориток «короля-солнце», вслед за которой женщины начали завивать волосы мелкими кудрями и укладывать их по обе стороны от лица в виде двух полушарий;
  • «Юрлю-берлю» — прическа, похожая на укладку а-ля Мария Манчини: локоны укладывали симметричными рядами вдоль прямого пробора и украшали лентами. Пару завитков оставляли на плечах;
  • «Севинье» — из подкрученных волос формировали пучки вокруг головы.

Дамы часто делали прически, которые возвышались над макушкой на несколько десятков сантиметров (в ход шли проволочные каркасы). Такие нагромождения напоминали своей пышностью и вычурностью мужские парики в стиле барокко. Считается, что начало знаменитым высоким укладкам положила прическа «Фонтанж». У нее интересная история.

Мария-Анжелика де Фонтанж была фавориткой Людовика XIV. Однажды во время королевской охоты ее прическа растрепалась. Женщина проявила смекалку и собрала волосы в высокий пучок, перевязав его чулочной подвязкой с драгоценностями (некоторые источники утверждают, что это было кружево от рукава). Король оценил находчивость возлюбленной, и с тех пор высокие прически стали делать многие придворные дамы.

В завершающие годы правления Людовика XIV женские укладки стали более скромными. Особую популярность получил «Узел смирения». Гладко зачесанные волосы собирали в низкий пучок. Тренд задала маркиза де Ментенон — последняя любовь «короля-солнце». В 18 веке стиль барокко становится все менее популярным. На смену ему приходит иное направление — «рококо», которое считают продолжением или даже высшей стадией развития барочной эстетики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector