Туристические узлы. вязание узлов, их применение
Содержание:
Шкотовый узел
Считается, что данный узел известен людям еще с незапамятных времен: узел шкотовый был найдет археологами при раскопках человеческих поселений, датированных 7 000 годами до нашей эры.
Чтобы связать узел, нужно: свободный конец первой веревки продеть в петлю второй веревки, обвязать первой веревкой основу петли второй и, вернувшись назад, протянуть свободный конец первой веревки в петлю, ниже ее основы. Затем узел затягивается и фиксируется.
Узел шкотовый применяется исключительно на веревках растительного происхождения. Он держит только тогда, когда к нему приложена нагрузка. Имеется множество его вариаций и применений, а потому всем, кто интересуется, как завязывать узлы, рекомендуется к обязательному изучению.
Гордиев узел и морской: различия
Гордиев узел развязать невозможно. Легенда рассказывает, что однажды фригийский царь Гордий соорудил очень сложный замысловатое крепление, соединяющий ярмо скота и телегу. Предсказатель упомянул, что умелец, который сможет его распутать, будет править миром.
В 334 году н.э. Александр Македонский принял вызов развязать конструкцию и разрубил ее мечом. Это предсказание во многом сбылось. Полководцу удалось завоевать многие страны и создать самую крупную монархию того времени. С тех пор считается, что «разрубить гордиев узел» — это принять быстрое решение в сложном вопросе. Морской аналог обладает крепостью, но его можно развязать без усилий. Достаточно потянуть за свободный конец.
Сейчас морской якорный узел используется на парусниках, подводных и наводных кораблях. Канаты и тросы используются на всех суднах. Без них экипаж современного флота не выйдет в рейс. Чаще всего веревочные снасти применяют для крепления груза и швартовки. Моряк завяжет сложное крепление в считанные секунды.
Правильно связанная конструкция должна выдержать четырнадцатикратную нагрузку. Причудливые названия соединений иногда режут слух, но в узле таится мудрость моряков всех стран мира, принадлежащих к предыдущим поколениям. Веревочное крепление сочетает надежность, простоту и здравый смысл. Старые моряки о дружбе говорят, как о связанной морским узлом.
Дополнительные узлы
Узел “пустышка”
Этот узел можно использовать при завязывании узлов «булинь» и «двойной проводник», а также как самостоятельный узел (например, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за кон-цы в разные стороны.
Способ вязки. Веревка берется за середину и завязывается простой узел (а), но вместо того, чтобы затянуть концы, делается затягивающаяся петля (6).
Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована.
“Узел Бахмана”
Узел является разновидностью «схватывающего» и может применяться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.
Репшнур вщелкивается в карабин (а), при открытом карабине делается 3-4 оборота (б), затем муфта карабина закручивается, узел распрям-ляется и затягивается (в).
“Карабинная удавка”
Узел применяется для привязывания веревки к опоре. Применяется, когда веревку необходимо сдернуть после спуска, например.
На конце веревки завязывается «восьмерка», в нее вщелкивается карабин (а), затем веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабочий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивается, и узел затягивается (б).
Еще немного о назначении узлов.
1) Прямой — для скрепления двух веревок одинакового диаметра и жесткости. Контрольные узлы обязательны.
2) Восьмерка встречная — для скрепления двух веревок одинакового диаметра и жесткости контрольных узлов не требует
3) Восьмерка петлей — для создания грузовой петли на конце веревки контрольного узла не требует
4) Восьмерка петлей одним концом — для аналогичных целей при условии, что петлю невозможно встегнуть.
5) Грепвайн — для скрепления двух веревок одинакового диаметра и жесткости, контрольных узлов не требует. МИНУС — практически не развязывается после нагрузки.
6) Стремя — для жесткого закрепления веревки вокруг чего — нибудь. ( вокруг дерева — перила, вокруг ноги — стремя при самовылазе итд). контрольный узел необходим
7) Стремя одним концом для аналогичных целей
8)Австрийский проводник — для создания петли в середине веревки. (третий в связке, трамвайчик, точка, дефект веревки). на концах веревки использовать нельзя.
9) Булинь — для создания грузовой петли. Контрольный узел обязателен.
10) Булинь одной рукой — обвязать себя.
11) Двойной булинь — для жесткого закрепления двойной веревки.
12) Заячьи уши — для жесткого закрепления двойной веревки. МИНУС — плохо развязывается после нагрузки.
13) Схватывающий узел (прус) для крепления за вертикальные перила. Веревка не менее 6 мм. Основная веревка больше диаметром (10 мм).
14) Схватывающий узел одним концом.
15) Брамшкотовый узел — для соединения двух веревок разного диаметра. Контрольный узел обязателен. ( Толстая веревка вкладывается, тонкая наматывается)
Можно даже диск купить с этими инструкциями, за 15$
История узла Бахмана
Применялся такой узел в основном при многодневных восхождениях, так как хорошо зарекомендовал себя при работе даже на обледеневших (мокрых) тросах. Пользоваться им можно было как на одиночных, так и на сдвоенных веревках.
В 1951 году, инструкции по применению такого узла, стали появляться в известных европейских журналах (альпинистских изданиях Австрии, Италии, Швейцарии, Германии).
Узел Бахмана, с его описанием, до сих пор, можно ознакомится на многих сайтах интернета, oднако он был убран (90-е года прошлого века) из методичек (учебников) Германии и Австрии. Причиной послужило проскальзывание узла при нагрузке карабина, а не самой петли репшнура. По этому, для остановки падения, карабин отпускается. Такие свойства характерны всем узлам этого типа («схватывающие» карабинные или без использования карабинов), их нельзя удержать рукой, они проскальзывают и не имеют полной затяжки. Так, например классический узел Прусика, не был исключен из пособий. Хотя ему тек же свойственно такое поведение.
Рыболовные узлы для шок-лидера
Узел для шок-лидера должен быть надежным, но в тоже время аккуратным и небольшим, поскольку если такой рыболовный узел будет крупным или с усиками, то это негативно скажется на дальности заброса, а в худшем варианте, узел может зацепиться за пропускное кольцо и оборвать снасть. Итак, как правильно вязать рыболовные узлы для соединения шок лидера с основной леской.
Узел Олбрайт
Узел предназначен для связывания монолески, плетенки или флюрокарбона
- Складываем леску шок лидера вдвое, делая петлю, после берем основную леску и пропускаем ее в образовавшуюся петлю, обычно достаточно пропустить 15-20 см лески.
- Затем из просунутой основной лески вяжем петлю и свободным концом основной лески обматываем полученные три лески, делая 8-10 витков. Производя обмотку необходимо следить за тем, чтоб на витках не было перехлестов.
- Затем свободный конец продеваем в большую петлю.
- Теперь начинаем затягивать рыболовный узел, делаем это не спеша, сначала тянем за край шок-лидера, немного затянув узел, начинаем тянуть за край основной лески. Слегка затянув узел, смачиваем его ртом и не спеша тянем обе лески, затягивая узел.
Затяжку рыболовных узлов, в случаи работы с монофильной леской, никогда нельзя делать быстро, иначе при трении леска может подгореть. Затем обрезаем усики, причем усик шок лидера обрезаем, прям под край витков основной лески.
Как вязать рыболовный узел морковка
Чаще всего используется для связывания монолески (флюрокарбона) с плетенкой. Узел Морковка немного похож на Олбрайт и также рассчитан на сильные перегрузки. Правда в отличие от Олбрайта, у морковки все хвостики торчат в противоположную от заброса сторону, благодаря чему узел при проходе пропускных колец фидера, практически за них не цепляется. Еще один плюс Морковки состоит в том, что диаметр узла, плавно увеличивается по направлению заброса, что также благоприятствует лучшему проходу через кольца.
- На леске вяжем небольшой узелок и оставляем его незатянутым.
- Теперь берем плетенку и продеваем ее в образовавшийся узел.
- Затем просунутым в узел концом плетенки делаем 10 витков, вокруг монолески.
- Останавливаемся, и поверх уже сделанных витков, накладываем новые, двигаясь в обратную сторону. После просовываем конец нашей плетенки обратно в петлю.
- Теперь начинаем затяжку рыболовного узла, смачиваем его, после в одну руку берем плетеную леску, во вторую шок-лидер, а один из хвостиков зажимаем зубами и начинаем медленно затягивать. Осуществляя, таким образом, затяжку, мы получим максимально крепкий узел. В конце коротко обрезаем хвостики.
Итак, продолжаем дальше разбираться, как вязать рыболовные узлы.
Морские узлы с названиями
Перед рассмотрением разновидностей и схем узлов, немного о принятой терминологии.
Края веревки, каната или другого гибкого тела, используемого при завязывании, подразделяют на:
- Коренные – закрепляемые стационарно.
- Ходовые – незакрепленные, которыми выполняются движения при формировании соединения.
Названия морских узлов позаимствованы из иностранных языков, поскольку с Запада в Россию пришло большинство терминов, связанных с мореходством.
В английской классификации различают следующие разновидности узлов:
- Кноты – коренной край переплетается или связывается с ходовым.
- Бенды – два ходовых переплетаются с целью объединения.
- Хитчи – ходовой прикрепляется к стационарной опоре.
Перечень основных способов соединения, применяемых в морском деле, указан в таблице:
Наименование | Характеристика |
Булинь (беседочный) | Универсальный, применяемый при швартовке, страховке, чтобы закрепить трос к крюку. Отличается наибольшей надежностью, если связывать два каната |
Прямой | Известен со времен Древней Греции. Предназначается для связывания пары канатов с одинаковым диаметром. Не самый надежный по причине возможности сползания |
Восьмерка | Название объясняется характерной формой. Один из наиболее часто используемых, включая формирование более сложных методов. Легко завязывается и развязывается |
Простой полуштык | Очень популярный способ, не склонный к затягиванию. Формируется путем охвата ходовым краем упора с пропусканием через выполненную петлю. Затем крепится к коренному. Способен выдержать большое тяговое усилие |
Простой штык | Усложненный вариант предыдущего метода. Позволяет надежно закрепить швартовные концы к причалу и при буксировке. Надежность вошла в известную английскую поговорку |
Вышеуказанный способ со шлагом | Выполняется аналогично, но делается еще один дополнительный шлаг за закрепляемый предмет. Применяется в тех же целях, если требуется увеличить надежность |
Калмыцкий | Использовался в русском флоте для закрепления швартовных концов. Упор охватывается тросом, выполняется петля, в которую заводится еще одна из ходового края, затягивается за коренной. Один из самых надежных способов для указанных целей |
Выше указаны основные способы соединения, применяемые в морском деле, имеются более сложные, предусматривающие комбинацию из приведенных методов завязывания троса.
Восьмерка
_
_
Преимущества:
данный узел легко вяжется и на конце веревки, и в ее середине, может вязаться одним концом, под нагрузкой сильно не затягивается, «не ползёт».Область применения:
- удобен для образования надежной петли;
- применяется в альпинизме для организации связок и др.
Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора десятков других более сложных узлов различного назначения. Даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать.
В повседневной жизни восьмерка находит широкое применение — очень удобна для закрепления троса, когда он проходит сквозь отверстие в каком-нибудь предмете, используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметров.
Верёвки разной толщины
Шкотовый
Узел своё название получил от шкота – снасти, с помощью которой управляют парусом. Другие названия связки – узел Вебера, ткацкий булинь, сеточный, ведерный. Таким способом привязывают натянутый канат к карабину или металлическому кольцу. Узел применяют, если верёвка находится под постоянным натяжением. При слабой или переменной нагрузке шкотовый узел сползает.
Техника выполнения:
- На конце более толстой верёвки завязывают закрытую петлю, у которой короткий конец проходит сверху длинной части.
- Заводят в петлю вторую верёвку и выводят её, обхватывая петлю по кругу у основания.
- Короткий конец перекрещивают с длинным концом верёвки и протягивают его в петлю. Получается, что тонкая бечёвка огибает основание петли восьмёркой.
- Узел стягивают и обязательно вяжут страховку.
Традиционно шкотовым узлом связывают канаты разной толщины, но он прочно держит и верёвки одинакового диаметра. Под нагрузкой он не стягивается и не ослабляет верёвку, легко развязывается. Такой узел не применяют для синтетических тросов из-за возможного скольжения.
Брам-шкотовый
Усиленный вариант узла Вебера, другое название – двойной шкотовый. Его применяют при такелажных работах, буксире, когда нужно соединиться с жёстким тросом. Используют брам-шкотовый узел при постоянной нагрузке, он выдерживает рывки и резкую смену направления движения.
Техника выполнения:
- Из толстого каната делают закрытую петлю.
- В неё протягивают конец второго каната, обводят им основание петли и продевают тонкий канат под себя поверх петли.
- Ещё раз обходят основание петли свободным концом и протягивают его в проход между петлёй и тонким канатом.
- Узел стягивают, придерживая толстую петлю, и расправляют. С 2-х сторон завязывают контрольные узлы.
Брам-шкотовый узел надёжно удерживает как верёвки разного диаметра, так и жёсткие искусственные тросы одинаковой толщины.
Академический
Узлы туристический и морской, разные по назначению и вязанию, получили одно название – академический. Схемы и описания помогут их различать и правильно применять.
Морской академический узел эффективен, когда нужно связать натянутые жёсткие тросы, соединить эластичный канат с верёвкой. Его используют для обвязывания объёмных и упругих грузов. Узел простой, не скользит, легко развязывается.
Техника выполнения:
- Концы 2-х верёвок накладывают один на другой и переплетают по одному разу, протягивают вверх.
- Повторяют переплетение, только верёвку закручивают в другую сторону, навстречу виткам первого полуузла.
- Затягивают концы верёвок. Получился узел в виде косички.
Академическим морским узлом соединяют простые и синтетические тросы. Рыбаки с его помощью связывают лески.
Усложнённый вариант прямого узла – академический туристический узел. При нагрузке он меньше затягивается и проще распускается, чем прямой. Узел эффективен при постоянном и переменном воздействии.
Техника выполнения:
- Из шнура большей толщины формируют полупетлю.
- Свободный конец меньшего шнура продевают в петлю, обкручивают её основание, перекрещивают короткий и длинный конец шнура.
- Протягивают короткий хвост шнура в петлю, затягивают, закрепляют страховочными узлами.
Таким узлом привязывают верёвку к столбу или дереву. Во время навесных переправ академический туристический узел использовать запрещено.
Какими бывают узлы
Любые туристские узлы должны:
- вязаться без лишних усилий;
- выдерживать разный вес и нагрузку;
- не сползать или уплотняться без дополнительного затягивания.
Существует множество туристических узлов, поэтому нужно уметь не только их завязывать, но и различать по видам, способам применения:
- одинаковые веревки связывайте «встречным, ткацким, прямым, грепвайном»;
- разные веревки соединяйте вариантами, названия которых звучат как «академический» и «брамшкотовый»;
- для привязывания веревок к чему-либо воспользуйтесь «удавкой, стременем» или «булинь»;
- для создания незатягивающихся узлов применяйте «восьмерки», «двойные проводники», «срединные австрийские проводники», «простые проводники»;
- не забывайте дополнительные узлы, называемые вспомогательными.
Ниже приведены схемы и описания того, как вязать основные узлы.
Прямой узел
Прямой узел вяжем одним из двух способов:
- Сложить петлю на веревке, взять вторую и обернуть ей первую, оставляя пятнадцати или двадцатисантиметровые края. Концы должны смотреть в одну сторону, в противном случае узел связан неверно.
- Наложить одну веревку поверх второй, связать два простых узелка по разным сторонам от места соединения.
Ткацкий узел
Связать пару узлов на двух сложенных вместе веревках, стянуть, закрепить. Этот вариант узла иногда деформируется, становится более плотным, но может ослабиться зависимо от нагрузки, которую ему приходится выдерживать.
Встречный узел
Завязать простые узлы на обеих веревках так, чтобы они располагались во встречном направлении. Хвосты двойного узла должны торчать в разные стороны.
Встречный узел не ослабляется, но может сильнее затягиваться. Подходит для связывания одинаковых веревок.
Грепвайн
Сложить две веревки, связать два узла и стянуть их. Принцип действия показан на схеме.
Грепвайны – туристические узлы, используемые для соединения различных по толщине веревок. Под действием веса они затягиваются сильнее, но не требуют дополнительной фиксации.
Брамшкотовый
Толстая веревка используется для петли, которую оборачивают веревкой потоньше. Готовый узел стягивают, расправляют.
Академический
Схема схожа с брамшкотовым. Из веревки потолще складывают петлю, которую обворачивают тонкой. Результат затягивают и фиксируют.
Восьмерка
Чтобы связать восьмерку, на конце сложенной пополам веревки формируют одноименную цифру и затягивают так, как показывает схема.
Узел восьмерка позволит получить петли, не деформирующиеся под воздействием тяжестей.
Булинь
Вяжется с опорой. Петля формируется против хода часовой стрелки с оборотом на 180 градусов. Начала ее оборачивают свободным концом, который затем продевают в петлю. Как правильно формируется узел булинь, представлено на рисунке.
Вариант, не подходящий для переменных нагрузок, но остающийся стабильным под действием большого веса.
Простой проводник
«Простой проводник» может завязываться на любом участке. Не подходит для жестких веревок, на которых сильно уплотняется или, наоборот, «ползет».
Из сложенной веревки на любом участке сложить цифру «восемь», развернув ее на 360 градусов.
Двойной проводник
Второе название – «заячьи уши». Сложить вдвое веревку, образовать «пустышку». В нижнюю петельку продеть верхние «ушки».
Двойной проводник должен получиться без скрещиваний. Ему не нужна дополнительная фиксация.
Удавка
Вязать туристические «удавки» нужно на рабочей части, несколько раз обернутой ходовым концом, привязанным к опоре.
Вариации узла «Бахмана»
Узел Бахмана хорошо работает с петлями из плоских строп (что не скажешь о «Прусике»).
Этот способ вязания широко применяется в США (на Европейском континенте используется значительно реже).
Сделанный из таких строп узел без применения карабина, так же используется и на стальных тросах.
Что бы узел хорошо держался на веревках имеющих достаточно тонкий диаметр – необходимо сделать несколько дополнительных оборотов репшнура вокруг основы. Или завязать репшнур после пристегивания полуштыком, под нижней частью карабина.
В этих случаях возможно применение жестких (толстых) репшнуров, которые плохо работают в обычном «Прусике» при подъеме.
Для уменьшения трения при нагрузке и более надежному удержанию, облегчению движения после удаления нагрузки – Бахман придумал использовать в узле, металлические гладкие кольца (1660 г).
Кольца подбирались диаметром (внутренний) около 30 мм, с сечением порядка 5 мм. Их использование позволяло применять узел даже на тросах из стали (толщиной 6 мм). При необходимости кольцо легко можно заменить карабином.
Вариант с полуштыком (под кольцом), создавал надежное стопорение узла (тяга вниз) и легко буксировался по основе (тяга вверх). Использовался при самостраховке на крутых маршрутах восхождения, для среднего участника в связке-тройке.
В то же время (60-е года), Бахман упрощает свой узел с кольцом, заменяя его маленькие петельки, сделанные с помощью узлов:
Обычного «Проводника» |
«Восьмерки» |
Используя одинарный репшнур, сила удерживания узла увеличивается.
В 2003 году появляется схватывающий «Бахман» с применением «слингов» (сшитых петель из стропов).
Схема вязки:
- Вяжется петелька, как можно ближе к сшитой части «слинга».
- Затем она обводится вокруг основы (чем тоньше основа, тем витков больше).
- Конец «слинга» заводится сквозь петельку.
Булинь
_
_
Очевидные преимущества:
простой, надежный, под нагрузкой сильно не затягивается.К недостаткам можно отнести то, что он «ползет» при переменных нагрузках.Область применения:
- обвязывание веревки вокруг опоры,
- крепление веревки к кольцам, проушинам и т. д.
- в альпинизме — для организации связок при отсутствии специальных страховочных поясов или систем (пояс + беседка). Однако, имейте ввиду, что зависание в такой грудной обвязке при падении или при срыве на скалах на время более 10 минут, даже при наличии беседки, крайне опасно для жизни из-за нарушения кровоснабжения;
- для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах)
- связывание двух тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным.
- можно без опасения применить для временного укорачивания троса или в случае, когда требуется исключить износившийся кусок троса из работы, связав узел так, чтобы этот кусок приходился на петлю.
- обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту или опускании.
При завязывании необходим контрольный узел.
Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Далеко не каждый узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которыми он обладает. Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка и прямого узлов. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается «намертво», не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно.
Удавка полуштыками
Удавка полуштыками
Это довольно интересный и удобный узел, который можно использовать во многих жизненных ситуациях. Например, подтащить бревно или закрепить верёвку на дереве (для нужд альпинизма применять данный узел не стоит). Именно таким узлом крепят тетиву на луке и гитарные струны. Как вы уже могли догадаться, держит удавка только когда верёвка под натяжением
Когда-же нагрузка снимается, то узел почти полностью развязывается.При завязывании и затягивании удавки важно, чтобы верёвка не переламывалась через петлю, иначе сильно упадет ее прочность (мы ведь помним, что чем больше у верёвки перегиб и сдавливание, тем меньше ее прочность в месте этого перегиба)
Как я говорил, для альпинизма и туризма этот узел использовать не желательно. Но, если требуется навести неответственную переправу, где верёвка не будет испытывать значительных нагрузок и в случае срыва человека, он не получит травм, то можно применить удавку. Примером может служить наведение переправы через небольшую и не глубокую речку или ручей, где в случае срыва можно только намокнуть. В случае такого применения, нужно дополнительно завязать контрольный узел, а можно даже штыкэ. Тогда и крепление будет безопасным и жестким, и снимать переправу будет легко.
Какими бывают узлы
Любые туристские узлы должны:
- вязаться без лишних усилий;
- выдерживать разный вес и нагрузку;
- не сползать или уплотняться без дополнительного затягивания.
Существует множество туристических узлов, поэтому нужно уметь не только их завязывать, но и различать по видам, способам применения:
- одинаковые веревки связывайте «встречным, ткацким, прямым, грепвайном»;
- разные веревки соединяйте вариантами, названия которых звучат как «академический» и «брамшкотовый»;
- для привязывания веревок к чему-либо воспользуйтесь «удавкой, стременем» или «булинь»;
- для создания незатягивающихся узлов применяйте «восьмерки», «двойные проводники», «срединные австрийские проводники», «простые проводники»;
- не забывайте дополнительные узлы, называемые вспомогательными.
Ниже приведены схемы и описания того, как вязать основные узлы.
Контрольный узел (контроль)
Известный всем узел, применяющийся повсеместно. Из одиночной веревки делается петля, в которую вставляется ходовой конец, после чего узел затягивается. На картинке представлены два варианта вязания с использованием дополнительной веревки.
Прямой узел
Прямой узел вяжем одним из двух способов:
- Сложить петлю на веревке, взять вторую и обернуть ей первую, оставляя пятнадцати или двадцатисантиметровые края. Концы должны смотреть в одну сторону, в противном случае узел связан неверно.
- Наложить одну веревку поверх второй, связать два простых узелка по разным сторонам от места соединения.
Ткацкий узел
Связать пару узлов на двух сложенных вместе веревках, стянуть, закрепить. Этот вариант узла иногда деформируется, становится более плотным, но может ослабиться зависимо от нагрузки, которую ему приходится выдерживать.
Встречный узел
Завязать простые узлы на обеих веревках так, чтобы они располагались во встречном направлении. Хвосты двойного узла должны торчать в разные стороны.
Встречный узел не ослабляется, но может сильнее затягиваться. Подходит для связывания одинаковых веревок.
Грепвайн
Сложить две веревки, связать два узла и стянуть их. Принцип действия показан на схеме.
Грепвайны – туристические узлы, используемые для соединения различных по толщине веревок. Под действием веса они затягиваются сильнее, но не требуют дополнительной фиксации.
Брамшкотовый
Толстая веревка используется для петли, которую оборачивают веревкой потоньше. Готовый узел стягивают, расправляют.
Академический
Схема схожа с брамшкотовым. Из веревки потолще складывают петлю, которую обворачивают тонкой. Результат затягивают и фиксируют.
Восьмерка
Чтобы связать восьмерку, на конце сложенной пополам веревки формируют одноименную цифру и затягивают так, как показывает схема.
Узел восьмерка позволит получить петли, не деформирующиеся под воздействием тяжестей.
Виды туристической вязки
Конечно, многообразие туристских узлов таково, что все их запомнить может только специалист, однако, есть наиболее часто применяемые и популярные, у каждого из которых есть своё название.
Среди них:
-
Прямой – развязывается самопроизвольно, в связи с чем его используют только вкупе с контрольными узлами. Чтобы завязать его нужны ходовые концы верёвки более пятнадцати сантиметров длиной, его правильность можно определить по тому, что ходовые концы выходят только с одной стороны.
- Ткацкий – шнуры одинаковой толщины накладывают друг на друга, потом вяжутся контрольные узлы с обеих сторон и стягиваются, на концах завязываются контрольные узлы. При нагрузках он ползёт и сильно затягивается. Прочность верёвки он ослабляет на 35 процентов.
- Встречный – затягивается под нагрузками, он подходит для связывания верёвок любого диаметра или сочетаний верёвки из разных материалов и ленты.
- Грейпвайн – очень надёжный, крайне сильно затягивается от нагрузок, им связывают верёвки разных и одинаковых диаметров. Чтобы его завязать, нужно наложить друг на друга две одинаковые по толщине верёвки, с каждой стороны сделать по двойному, похожему на контрольные, узлу, после чего стянуть их.
- Проводник – легко завязывается и на конце, и в середине шнура, он затягивается и ползёт под нагрузками, а применяют его в том случае, если нужно к чему-то закрепить верёвочную петлю.
-
Восьмёрка-проводник – так же, как и предыдущий вяжется в любом месте, делает надёжные петли, при этом особо не затягивается и не расползается под нагрузкой. Ослабляет прочность верёвки на 25 процентов. Метод завязывания: верёвка складывается пополам, на конце делается узел, который похож на цифру восемь, после чего нужно затянуть его и расправить.
- Заячьи уши – не ползёт, но стягивается под нагрузками, он образует двойную петлю, которая увеличивает прочность на разрыв. Применяют его в тех местах, где требуется прочная петля.
- Булинь – им крепят верёвки к кольцам и другим подобным предметам либо обвязывают вокруг опоры. При переменных нагрузках он расползается, но в целом очень надёжен и не сильно затягивается в случае нагрузки. Концы у него должны быть свободными, петля создаётся поворотом верёвки по часовой стрелке на 180 градусов. После этого опора обносится ходовым концом, конец верёвки продевается в петлю, рабочая верёвка тоже обносится ходовым концом и продевается в петлю с противоположной стороны. Потом затягивается и завязывается контрольная петля.
- Схватывающий Пруссика – у него есть два варианта, перемещается он свободно, затягивается при нагрузках. Его особенность в том, что после того как нагрузка будет снята, он легко восстанавливается. Его широко применяют в альпинизме для самостраховки. Но он плохо держится на жёстких верёвках, а на обледенелых не держится вообще.
- Схватывающий австрийский – применяется на переправах при натяжении верёвки.
- Саморазвязывающийся – также используется на переправах, вяжут его применяя отрезок из основной верёвки. Особенность такой петли в её надёжности и том, что развязывается она без труда даже под большими нагрузками. Чтобы она не развязывалась сама, нужно контролировать петлю с помощью карабина или использовать вместе с ней рифовый узел.
- Девятка – у этого узла самая большая прочность из типов «проводник». Она достигает 70-74 процентов.
- Академический узел – предназначен, чтобы соединять несколько верёвок разного диаметра. Чтобы завязать академический узел нужно взять верёвки разных диаметров, толстой сделать петлю, а тонкой обкрутить её, после чего затянуть и расправить, а потом завязать с обоих концов контрольные.
- Шкотовый – применяется когда верёвка требуется длинная, а в наличии есть только куски, причём разные по толщине. Как вязать шкотовый узел: из толстой верёвки делается петля, тонкая верёвка продевается через неё и обкручивает с обеих сторон. Шкотовый вариант хорошо подходит для постоянных нагрузок, но в случае их отпускания может развязаться.