Удмуртский национальный костюм

Мировое дерево

Образ мирового дерева характеризует удмуртский национальный орнамент. Поскольку жители населяли в основном лесную местность, неудивительно, что с деревьями связано многое. Так, удмурты верили, что после смерти человек может обратиться в дерево. Каждый ствол с кроной имел свою душу, с ним можно было поговорить или помолиться ему. Больше всего удмурты поклонялись сосне, ели, рябине и березе.

Позднее мировое дерево перевоплотилось в образ богини плодородия, которая изображалась с поднятыми вверх руками. По бокам обязательно изображались ветки с листиками. Мать Солнце называлась у удмуртов Шунды-Мумы и не только являлась покровительницей небесного светила, но и отвечала за плодородие земель.

Видео

удмурт (южный диалект),

удморт (северный диалект)

Удмурты
Современное самоназвание
Численность и ареал
Всего: 570 000
Россия : 552299 (2010 г.) , 636906 (2002 г.)

  • Удмуртия : 410584 (2010 г.) , 460584 (2002 г.)
  • Татарстан : 23454 (2010 г.) , 24207 (2002 г.)
  • Башкортостан : 21477 (2010 г.) , 22625 (2002 г.)
  • Пермский край : 20819 (2010 г.) , 26272 (2002 г.)
  • Свердловская область : 13789 (2010 г.) , 17903 (2002 г.)
  • Кировская область : 13639 (2010 г.) , 17952 (2002 г.)
  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра : 3670 (2002 г.)

Казахстан : 5824 (перепись 2009 г.)

Украина : 4712 (перепись 2001)

Описание
Археологическая культура Чумойтлинская культура
Язык удмуртский, русский
Религия православие, в сельской местности с элементами народной религии
Расовый тип сублапоноидный тип (уральская раса с европеоидным влиянием); прикамский вариант европеоидной расы
Входит в финно-угорские народы
Родственные народы коми, коми-пермяки
Этнические группы бесермяне
Происхождение пермяне
Медиафайлы на Викискладе

Удму́рты

(удм. удмурт, удморт , мн.ч.удмуртъёс ; устаревшее русское название —вотяки́, отяки, отяцкая чудь ) — финно-угорский народ, в основном проживающий в Удмуртской Республике и соседних регионах России.

Говорят на удмуртском и русском языках. 58,7 % удмуртов назвали родным удмуртский язык, который относится к финской группе финно-угорской семьи. Внутри своей языковой группы удмуртский язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу. По переписи 2010 года, в России проживало около 552 тысяч удмуртов, в том числе в самой Удмуртии 410 тысяч. Основная религия — православие, в сельской местности включающее остатки дохристианских верований.

Аксессуары и обувь

Головной убор удмуртской женщины мог рассказать о её семейном положении.

В девичестве молодыми удмуртками надевались круглые или овальные шапочки из холста (такья), которые обшивались кумачовой тканью, бисером и монетками.

Также девушки покрывали голову повязками из кумача или холста, декорированными вышивкой, ленточками, блёстками и платки.

В другом виде наряда присутствовала налобная повязка с объёмным бантом из платка.

Женщины, которые уже были замужем, проживавшие на севере, помимо платков (кышет) и налобных повязок (йыркерттэт), повязывали вышитое полотенце, а южные удмуртки носили налобную повязку, которая по низу украшалась бусами и монетками в комплекте с головным полотенцем (чалма), конусовидным убором (айшон) и покрывалом (сюлык).

Узорные концы полотенца исполняли роль наспинного украшения.

Женские костюмы, предназначенные для праздничных гуляний, декорировались бусами, монетками, раковинами, из которых делались ожерелья и серьги.

Женский костюм

Женская одежда различалась по нескольким признакам:

  • место жительства (северные, южные);
  • возраст обладательницы;
  • семейный статус.

Северные удмуртки переняли одежду пермских народов. Основой костюма северной удмуртки был дэрем – длинная туникоподобная рубаха. Поверх нее одевался кабачи – прямоугольный нагрудник с национальной вышивкой, шортдэрем – халат, и азькышет – передник без верха, крепящийся на поясе, и плетеный пояс или пояс с вышивкой.

Зимой грел кильымо шортдэрем – кафтан поверх рубахи и шубы из овчины красного или черного цвета.

Головной убор сочетал в себе несколько элементов: шапка, покрывало, налобная повязка. Основой была такья – шапочка, украшенная монетками. Для девочек была низкая котрес такья, а вот для девушек старше она была уже выше – кузялэс такья. Также носили повязки, украшенные лентами и вышивкой, а замужние женщины носили йыр котыр или весяк кышет – расшитые платки.

Южные представительницы Республики Удмуртия выделялись пестрыми тканями. Одежда их близка к татарам и башкирам.

Если обыденная одежда была яркой и пестрой, то свадебный наряд имел цвета преимущественно белые.

Головной убор включал шапочки, повязки, полотенца, айшоны – шапочки с высоким лбом, платки. Южанки носили сложные головные уборы. Поверх налобной повязки, украшенной бусинами и лентами, надевали платок. На свадьбу невесте одевали айшон, а сверху – сюлык – широкий расшитый холст, украшенный бахромой. Этот комплект девушка носила до тех пор, пока не становилась матерью, также замужние женщины носили расшитое полотенце, закрепленное сверху платком.

На ногах носили чуглэс – чулки из белого или синего полотна. Поверх наматывали бинялтон –портянки белого цвета до колена. У мужчин они были шире, позже появились вязаные длинные носки с ярким орнаментом. Традиционной обувью у женщин также считались лапти, к праздникам их украшали перьями и бусинами, а позднее их заменили праздничные башмаки. Зимой надевали валенки.

Северный костюмный комплекс[править]

Костюм северной удмуртки

Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов – Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы Удмуртской Республики.

Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов.

Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь).

Рубаха из белой домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора трехчастная, между частями оставлены белые просветы домотканины. Рубаха получает свое название «пестросаес» по оформлению рукавов. Шейный вырез рубахи овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, иногда с включением элементов браного ткачества .

Рубаху обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубаху, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече,через который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. В зависимости от способа украшения, цвета отделочных тканей, количества используемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному: биньыса, сирсо диськут назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались двухсторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм отличался отделкой большим количеством кумача; пичи кумач понэм — небольшим количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; кӧтуло — полосками красных лент до низа живота; у котрак тачкиё — плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосками кумачовых лент, вожен шырем отличался зеленой отделкой по подолу; гордэн шырем — красной отделкой.

Каждая пара женской одежды имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20×30 см, сплошь вышитый шелком. Кабачи составляли принадлежность костюма замужней женщины, надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез. В конце XIX в. на смену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Иногда к ним пришивали монеты, пуговицы.

Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вьшивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэс кышет — букв, боковой платок) .

Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымо шортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинные. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежда, исключается только нагрудник и треугольный платок. С зимней одеждой женщина надевала четырехугольный платок, сшитый из двух полос домотканины .

Зимой носили шубы из дубленой овчины обычно желтого цвета; праздничные шубы, нагольные или крытые тканью, были черного цвета .

Декор костюма

Национальный удмуртский костюм щедро декорировался вышивками, монетами, лентами и разными украшениями. Особенно тщательно украшался съемный нагрудник и налобная повязка. Для отделки использовались русские монетки и серебро. В ход шли бляшки, пуговицы, подвески, жетоны.

Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали в декоре имитацию жестяных и оловянных монеток. Носили металлические браслеты с орнаментами, а также огромное количество серег, колец, декоративных цепей.

В отличие от мордвы и чувашей, удмурты мало использовали для декорирования своих костюмов стекло и бисер. Замужние дамы любили украшать косы накосниками, изготавливающимися из узкой полоски холста, увешенной жетонами и монетками. Накосник прикреплялся к такье сзади при помощи металлической пластины.

Уши часто украшали подвесами (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снизкой из холстяной полоски. Ее обшивали монетами, красной ситцевой тканью, некрупными бусами, раковинами.

Популярное среди удмуртов украшение – йырпинь. Это белые ракушки, которые считались оберегом. Семейную реликвию передавали по наследству.

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Екатерина Сергеевна

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Кукла «Италмас» в национальном удмуртском костюме, созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе «Звездочки».

Немного истории

Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон, очень схожий с современными туниками.Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани. Традиционный южноудмуртский шортдэрем – это рубаха или халат, пошитая из домотканой шерстяной ткани.

Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией. Стоит отметить, что в северных районах Удмуртиииспользовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Примечателен тот факт, что, зачастую, вся улица могла ходить в красных или зелёных одеждах, пошитых из одной ткани.

Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами. Из них шили красивые рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим вкусом, можно было по праву называть модельерами. Создавая костюм,они помечали его особой меткой: связкой ниток (чук)

. Другие мастера могли копироватькостюм, но обязательно должны были указывать, чьё это было изобретение. Стоит отметить, что ребёнок до определённых лет не имел собственной одежды. Первая одежда младенца – это рубаха мамы, если рождалась девочка и отцовская, если рождался мальчик

Практически до трехлетнего возраста дети донашивали одежду старших. Обращается внимание на то, что делалось это вовсе не из соображений экономии, а потому, что ношеная и стираная много раз одежда намного мягче новой

С течением времени национальный удмуртский костюм стал отодвигаться на второй план. Постепенно домотканые ткани стали заменяться на фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность.

Также для регионального уголка еще я сшила наряд для куклы в русском народном стиле. К сожалению возможности снимать пошаговое создание костюмов не было.

Еще некоторые узоры

Орнамент удмуртский очень поэтичен. В нем отображены основные верования, связанные с мифами и легендами. Не менее поэтично звучат и некоторые другие характерные мотивы. Например, радуга, небесная роса. Орнаменты, связанные с животными, – ястреб, след кошки, голова лягушки.

Ромб чаще всего изображался для пожелания порядка в доме. Несколько ромбов в ряд несли информацию о количестве сыновей в семье. Ромбы в мотивах более поздних вышивок обозначали пряник как символ достатка и благополучия.

Еще прямоугольник мог вышиваться с лучами, тогда он уже становился символом солнца. Это был обязательный элемент в оберегах от злых духов, болезней и сглазов.

С 15 века можно проследить еще одну тенденцию. На женских нагрудниках все чаще появляется еще один космический символ – луна. Ее изображали в виде восьмиконечной звезды, вокруг которой находились ромбовидные лучи. Без такого символа нельзя было справлять свадьбу. Считалось, что луна – покровитель ночи, и у молодых не будет детей, если знака не будет на одежде.

Зольная поделка

Самой первой считается зольная обереговая кукла, которую делали из золы.


Смешав золу с водой, делался небольшой шарик, которому придавалась форма человека. По другой версии, зольная кукла так называлась потому, что из золы делалась голова поделки, а остальные части из ткани.

У древних славян такая кукла-оберег считалась хранительницей домашнего очага и создавалась, как правило, без головного убора и без волос. Также самодельные поделки из золы могли передаваться из поколения в поколение, от матери к дочери. Таким образом мать передавала силу родного огня и все свои знания. Делалась зольная обереговая кукла и при переезде из одного дома в другой, чтобы забрать с собой не только домового, но и силу огня из очага.

Довольно часто поделка дарилась представительницей прекрасной половины человечества своему возлюбленному, когда он отправлялся в дальний путь. Значение такого подарка было символичным: сила родного огня должна была оберегать близкого человека в пути.

Когда мать дарила своей дочери зольную куклу в день свадьбы, она давала этим не только благословение, но и на уровне огня соединяла два рода. Невеста же хранила оберег как символ благополучия и скорого рождения детей, а поскольку такой подарок был символом плодородия, то здоровье рожденных деток должно было быть крепким.

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Религия

Урало-Поволжский регион тесно контактировал с народом Волжско-Камской Булгарии. Вероисповедание удмуртов формировалось не в замкнутой религиозной системе.

А вы знали, что южные удмурты оказались под влиянием мусульманства от тюркского мира.

Длительный процесс становления духовной культуры проходил между тремя сильными развитыми в свое время формированиями:

  • Золотой Ордой;
  • Волжской Булгарией;
  • Казанским ханством.

Когда финно-угорский народ вошел в состав Российского государства, то на вероисповедание северных племен стало оказывать влияние христианства и славянского язычества. Несмотря на то, что современные представители булгар или вотяков поддерживают православие, в сельских поселениях, где живут удмурты, еще остаются в обычаях признаки мусульманской веры: древние боги неба, плодородия, охоты названы под влиянием тюркского наречия.

Интересным фактом является то, что в каждой избе есть культовые углы, предназначенные для семейных молений общему покровителю рода.

В праздничные дни проходят ритуальные поклонения богам. В период становление в официальной среде доминировало православие, а в общине поддерживалась «домашняя» религия. Вы не поверите, но соединение духовных идей получалось на фоне проникновения их друг в друга:

  1. Религиозные обряды заканчивались по языческим законам.
  2. Священнослужители внимательнее относились к старинным традициям своей паствы, дружелюбно принимали приглашение на домашние моления.
  3. Постепенно в удмуртских святилищах появились православные иконы.

Работа Библейского комитета в 1818 году поддержала распространение православия среди жителей Волжско-Камской Булгарии. Была развернута масштабная работа, благодаря чему был сделан перевод четырех Евангелий. Местное население не оказывало сильного сопротивления. В домашних условиях они поддерживали языческие обряды и обычаи.

Известен факт о деятельности секты «Вылепыриси», которая выступала против христианства. Интересно, что волхвы и жрецы этой общины запугивали людей и предрекали им большие беды, если они не вступят в ряды ярых противников православия.

Переломным стал 1892 год, когда официально были арестованы несколько мужчин. Невозможно поверить, но они получили обвинение в том, что делали человеческие жертвоприношения в рамках национальных обрядов.

В результате большинство жителей близлежащих районов поняли, что языческие законы неоправданно жестоки. Вследствие этого события приверженцев у православного направления религии стало намного больше. Сегодня это православный народ, пропитанный положительными идеями христианства.

Аксессуары и обувь

Головной убор удмуртской женщины мог рассказать о её семейном положении. В девичестве молодыми удмуртками надевались круглые или овальные шапочки из холста (такья), которые обшивались кумачовой тканью, бисером и монетками. Также девушки покрывали голову повязками из кумача или холста, декорированными вышивкой, ленточками, блёстками и платки. В другом виде наряда присутствовала налобная повязка с объёмным бантом из платка.

Женщины, которые уже были замужем, проживавшие на севере, помимо платков и налобных повязок, повязывали вышитое полотенце, а южные удмуртки носили налобную повязку, которая по низу украшалась бусами и монетками в комплекте с головным полотенцем, конусовидным убором айшон и покрывалом сюлык. Узорные концы полотенца исполняли роль наспинного украшения. Женские костюмы, предназначенные для праздничных гуляний, декорировались бусами, монетками, раковинами, из которых делались ожерелья и серьги.

Повседневной обувью для мужчин и женщин служили лапти. Женщины надевали их на вязаные узорные чулки и носки, а мужчины надевали под лапти онучи. Обувью, которую женщины носили по праздникам, были ботинки, у мужчин это роль исполняли сапоги. В зимний период как мужской, так и женской обувью являлись валенки.

Северный костюмный комплекс

Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов.

Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь).

Рубаха из белой домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора трехчастная, между частями оставлены белые просветы домотканины. Рубаха получает свое название «пестросаес» по оформлению рукавов. Шейный вырез рубахи овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, иногда с включением элементов браного ткачества .

Рубаху обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубаху, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече,через который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. В зависимости от способа украшения, цвета отделочных тканей, количества используемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному: биньыса, сирсо диськут назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались двухсторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм отличался отделкой большим количеством кумача; пичи кумач понэм — небольшим количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; кӧтуло — полосками красных лент до низа живота; у котрак тачкиё — плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосками кумачовых лент, вожен шырем отличался зеленой отделкой по подолу; гордэн шырем — красной отделкой.

Каждая пара женской одежды имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20×30 см, сплошь вышитый шелком. Кабачи составляли принадлежность костюма замужней женщины, надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез. В конце XIX в. на смену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Иногда к ним пришивали монеты, пуговицы.

Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вьшивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэс кышет — букв, боковой платок) .

Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымо шортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинные. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежда, исключается только нагрудник и треугольный платок. С зимней одеждой женщина надевала четырехугольный платок, сшитый из двух полос домотканины .

Зимой носили шубы из дубленой овчины обычно желтого цвета; праздничные шубы, нагольные или крытые тканью, были черного цвета .

Украшения

Женские украшения ярко выделяли своих хозяек. Яркие нагрудники с монетами служили оберегом для хозяйки.

Налобные повязки украшали яркими лентами, монетками и бусинами.

Замужние девушки прятали свои волосы под платки и расшитые полотенца, а вот девушки украшали свои накосниками – тесьма, ленты, узкие полосы с монетками.

Южные удмуртки украшали себя бутьмаром – перевязь через одно плечо с нашитыми монетками. А вот северные добавляли к ней и красные бусины.

Удмуртский национальный костюм со сложными элементами и орнаментом сегодня восстанавливается и переделывается. Осовремененные варианты превращаются в простые платья, юбки и рубашки, но неизменны орнамент и нагрудные украшения. На данный момент костюм удмуртов переживает новый подъем, и получает все большую популярность.

Свадебные поделки

Обреговая кукла была неизменным спутником любого праздника: и церковного, и личного. Кроме того, довольно часто, куклы-обереги дарились в день свадьбы. Девушкам на удачное замужество дарились специальные обереговые поделки, значение которых – достаток, благополучие и гармония.


Совместно молодым мог быть представлен символ крепкого союза – Неразлучники. Этот оберег выполняется особым образом: две куклы, женщина и мужчина, имеют одну общую руку, которая символизирует вечность данного союза. Супруги с этого дня и впредь должны идти рука об руку, всегда вместе, в горе и в радости.

Неразлучники очень часто вешались в самом начале свадебной процессии, а после завершения торжества хранились в доме новобрачных. Кроме счастливого совместного будущего, Неразлучники сулили молодоженам здоровье, скорое потомство и счастливую жизнь.

Также в этот праздник зарождения новой семьи в качестве подарка использовалась и другая поделка. Обереговая кукла, состоящая из парня и девушки, опоясанных одним поясом, была удивительна с точки рения содержания. Значение пояса – нить жизни. И этой нитью связывались возлюбленные.

Создавалась поделка подружками невесты и должна была отвлечь от молодых все неприятности. Кроме того, при создании куколки, девушки со словами вплетали в нее свои пожелания молодым: например, здоровья, счастья, благополучия и так далее. Считалось, что чем искреннее пожелания, тем скорее и сами девушки выйдут замуж.

Как видно, как обереги куколки использовались практически на любой народный и личный праздник и были отличным подарком, который отличался своей оригинальностью и выполнял защитные функции.

Украшения

Женские украшения ярко выделяли своих хозяек. Яркие нагрудники с монетами служили оберегом для хозяйки.

Налобные повязки украшали яркими лентами, монетками и бусинами.

Замужние девушки прятали свои волосы под платки и расшитые полотенца, а вот девушки украшали свои накосниками – тесьма, ленты, узкие полосы с монетками.

Южные удмуртки украшали себя бутьмаром – перевязь через одно плечо с нашитыми монетками. А вот северные добавляли к ней и красные бусины.

Удмуртский национальный костюм со сложными элементами и орнаментом сегодня восстанавливается и переделывается. Осовремененные варианты превращаются в простые платья, юбки и рубашки, но неизменны орнамент и нагрудные украшения. На данный момент костюм удмуртов переживает новый подъем, и получает все большую популярность.

Любая одежда, помимо своего прямого назначения – защиты человека от погодных воздействий, несет дополнительную функциональную нагрузку. Защитная символика, наносимая на ткань, сделала национальный костюм удмуртов своеобразным оберегом от невзгод и злых чар. Благодаря отдельным элементам, можно определить пол, возраст, статус, религию человека, облаченного в народное одеяние.

Традиционные повседневные одежды и обувь

Костюмы народностей, населяющих северную и южную территории Удмуртии, различны. Издревле одежда изготавливалась из простых добротных материалов: овчины, холста или сукна. Женщины с юных лет обучались ткать, шить и вышивать. Молодая мастерица до замужества набивала свой сундук нарядами собственного изготовления, которых насчитывалось около 40 штук. Они предназначались для будущего мужа и новой родни. Все представители народности имели несколько комплектов национального костюма удмуртов:

  • каждодневная одежда;
  • праздничная;
  • облачение для обрядов (погребальные, свадебные).

Удмуртская обувь – это ботинки (ката), лапти (кут), валенки (гын сапег), сапоги из кожи (сапег). Женские, мужские и детские облачения делались особым образом. Отдельные элементы костюмов разнились, наделялись своей символикой, несущей определенную функцию.

Народный удмуртский женский костюм состоит из рубашки-туники (дэрем), кафтана-халата (шортдэрем), передника (айшет), головного убора из бересты (айшон). Североудмуртская женщина носила белую холщовую тунику со съемным, затейливо вышитым нагрудником (кабачи). Сверху она надевала беленый кафтан или халат с поясом и передником, но уже без грудки. Одеяние северянок во многом походило на облачение народов Пермского края.

Удмуртка-южанка поверх рубахи надевала приталенный камзол или же безрукавку и фартук с грудкой, а на низ – штаны. Ткани использовались пестрые, заимствованные от татарских соседей. Кабачи носили замужние дамы. Позднее нагрудники стали делать из кусочков вышитой ткани, которые украшались монетами и пуговицами. Зимой женщина-удмуртка носила более теплый костюм, дополняя его верхней одеждой:

  • шубой из овчины;
  • отрезным по талии кафтаном-туникой с ложными вшивными рукавами. Его накидывали на плечи либо надевали, а рукава затыкали сзади, продевая руки в прорези.

Впервые выгонять корову в доме мужа молодая жена обязана была именно в кафтане с ложными рукавами. При этом удмурты считали, что чем длиннее рукава, тем состоятельнее молодка.

Рукава рубахи для женщин расшивались яркой вышивкой, которая использовалась в качестве оберега, защищающего от черного глаза. Когда вышивальщица заканчивала работать, она ставила на одежду свой чук из нескольких ниток, как клеймо мастера. Другим мастерицам такие облачения запрещалось копировать.

Комплект для сильного пола удмуртской народности напоминает русский костюм. Такая схожесть в облачении естественна для соседей. Мужской ансамбль включает:

  • светлую полосатую рубаху до колена с ремнем на талии или же с узорчатым пояском;
  • свободные по крою холщовые выбеленные (либо синие) брюки;
  • рубашечный воротник – украшался вышивкой;
  • тканый пояс – считался оберегом и нес обрядовую функцию;
  • в холодный период надевали на рубаху приталенный удлиненный кафтан, тулуп из сукна либо овчины в пол с огромным воротом.

Мужчина-ремесленник подпоясывался сыромятным толстенным ремнем, имеющим пряжку из меди и железные скобы для инструментов.

Мужской удмуртский наряд на каждый день изготавливался из грубых простых тканей. Для пошива рубах костюма северных удмуртов чаще использовали лен. Южане предпочитали коноплю.

Детский национальный костюм удмурты-малыши почти всегда донашивали за старшими. Ношенная материнская рубашка становилась первой одеждой маленькой девочки, а отцовская – мальчика. Грубая, многократно постиранная ткань делалась мягкой и идеально подходила для нежной детской кожи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector