Как называется азербайджанская национальная одежда
Содержание:
- Аксессуары и обувь
- Национальный костюм в современном мире
- Украшения (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Традиционные угощения
- Верхняя рубаха
- История костюма азербайджанцев
- Мужская одежда[править | править код]
- Женский национальный костюм (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Праздничные традиции азербайджанцев
- Папаха (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Национальный азербайджанский костюм
- Гостеприимство в Азербайджане
- Особенности
- Мужская одежда [ править ]
- Отличия в костюмах в зависимости от региона
- Галерея [ править ]
Аксессуары и обувь
Обувью у женщин были туфли без задней части, с острым носом и небольшим каблуком. Они носились в теплое время. А зимой на ноги одевалась сыромятная обувь – чарыг.
Мужчины носили чарыг в сельской местности, а в городе башмаки, туфли без задников или сапоги.
Аксессуарами служили различные украшения. Их начинали носить еще девочками в 3-4 года, скорее, как оберег от сглаза. А к замужеству у девушки набиралась уже целая коллекция украшений. Носить их разрешалось не всегда. Запрещено было надевать украшения в дни религиозного обряда, в течение 40 дней после смерти или родов. Пожилым женщинам можно было надевать только скромные серьги и пару колец. Разница между украшениями богатыми и бедными была не слишком заметна, по типу они были похожи. У богатых в украшениях были драгоценные камни, они могли быть более сложно выполнены.
До замужества девушки не носили пояса совсем. На свадьбе родители невесты дарили ей первый пояс – кемер. После этого женщина начинала носить пояса, они уже показывали ее замужний статус в обществе. Пояс украшался монетами и застегивался большой пряжкой на крючках.
Национальный костюм в современном мире
На сегодняшний день на улицах городов Азербайджана навряд ли можно встретить жителя в национальном костюме. Все это кануло в прошлые лета. Однако, как и во многих странах, танцы народа исполняются в национальных костюмах. Также в постановках спектаклей по мотивам народного творчества героев одевают в исторические костюмы.
В сельских местностях иногда можно встретить на праздновании по случаю обручения жениха и невесту в национальном костюме. А в свадебных традициях до сих пор сохранился обряд, когда родственники невесты повязывают вокруг ее талии красный пояс (ленту), показывая таким образом об изменении ее семейного статуса.
В последнее время, как и во многих странах, дизайнеры Азербайджана в своих коллекциях возвращаются к истории национального костюма. Так, например, на платьях вышивают узоры и орнаменты старых времен, а в качестве головных уборов предлагают яркие и пестрые платки.
По сегодняшний день каждый турист и гость (гыз галасы) может примерить на себе национальный костюм и на некоторое время почувствовать себя восточной красавицей или горным джигитом.
Азербайджанский национальный костюм
(азерб. Azərbaycan Milli geyimləri
) создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа , он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.
В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определенных его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании.
Головные уборы
Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:
Обувь
В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки — «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги — «чарых ».
Украшения (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Украшения азербайджанки очень любили всегда и использовали их по максимуму. Носить их нельзя было в дни траура и в строгие религиозные праздники. Пожилые и старые женщины почти не надевали их, ограничиваясь парой колец. Зато у молодых девушек набирались большие коллекции всевозможных цепочек, подвесок, колец, серег, так как украшать малышек начинали с трех лет. Комплект украшений назывался имарет. Ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов и камней.
Сочетание ярких тканей одежды, всевозможных элементов отделки и блестящих украшений создавали яркий, насыщенный, запоминающийся образ.
По некоторым критериям в одежде можно было определить статус азербайджанской женщины, ее возраст. Например, наличие пояса сверху чепкена или архалука говорило о том, что женщина замужем. Молодые незамужние девушки пояса не носили.
Традиционные угощения
На пороге дома азербайджанской семьи следует оставить обувь и следовать всем указаниям хозяина. Первыми на стол подаются стаканы, из которых принято пить чай. Своеобразным символом азербайджанского стола стали стаканы “Армуду”, которые по своей форме напоминают фигуру восточной женщины.
Правда, в переводе с местного языка их название значит “груша”, что, хочу заметить, соответствует внешнему виду посуды. Из-за оригинальной формы чай в стаканах достаточно быстро охлаждается, однако долгое время остаётся свежим.
“Армуду” – неотъемлемая часть азербайджанского чаепития, у которого есть свои принципы и особенности. Кстати, чай азербайджанцы предлагают всем, подчёркивая своё уважительное отношение к человеку. Исключением станет только враг, которого не желают видеть в своём доме.
За чаем следуют вторые блюда, которые также следует есть по-особенному. Например, брать что-либо левой рукой не позволяется (эта рука у мусульман считается “нечистой”). А вот рис и ряд других схожих блюд вполне можно есть, набирая в щепотку (без столового прибора) или с помощью кусочка хлеба.
Чай в Азербайджанских чашках армуду
Верхняя рубаха
Верхняя рубаха («уст кейнейи») имела свою особенность. Она была свободного покроя и имела рукава, которые у основания плеча были заужены, а к низу рук становились все шире. Обычно к подмышкам пришивался кусочек ткани другого цвета. Рубашка одевалась через голову и застегивалась одной пуговицей под шеей. Рубашка обшивалась тесьмой, а к низу пришивались денежные монеты. Выбор ткани и цвет наряда зависел от материального благополучия семьи, а также возраста женщины
Молодые девушки выбирали более красочные цвета, чтобы привлечь внимание
Поверх верхней рубашки надевали кафтан. Выделяли несколько видов кафтанов, основное различие которых заключалось в длине, форме покроя, а также в рукавах.
История костюма азербайджанцев
История азербайджанской национальной одежды уходит корнями в далекое прошлое. При археологических раскопках были обнаружены швейные принадлежности из третьего тысячелетия до н.э. Найденные печати, глиняная посуда, золотые украшения, относящиеся к V веку до н.э., уже могут дать некоторое представление о материальном развитии азербайджанцев. В VI веке нашей эры шелководство прочно обосновалось в Азербайджане. Этот вид ремесла развивался на протяжении многих веков, а производимые там ткани из шелка были самыми лучшими в мире. Помимо шелка мастера использовали и привозные ткани: парчу, ситец, бархат, сукно. Культурой Азербайджана было предусмотрено, что на тканях почти всегда присутствовали всевозможные орнаменты. Все они навеяны красотой природы этого края. Чаще всего изображались:
- цветы граната, айвы, розы, лилии, ириса и гвоздики;
- птицы одиночные или в паре – павлин, голубь, куропатка, соловей;
- животные – лошадь, газель, черепаха.
Также на ткани вышивали:
- различные геометрические узоры – квадраты, ромбы, круги;
- изображения предметов быта (например, кувшина);
- элементы доисламской символики – схематичные изображения небесных светил.
Вышивали даже целые сюжетные композиции. Чаще всего они изображали либо сцены из дворцовой жизни, либо иллюстрации к стихам.
Ткань использовали преимущественно красного цвета. Этот цвет был символом счастливой жизни, поэтому невесты на свадьбу надевали именно красное платье. Да и слово азер (от названия нации) переводится с арабского как пламя.
Изменения в костюмы вносились по мере развития культуры Азербайджана, его народа и освоения новых видов ремесел. Также большую роль играли важные исторические события, например, войны. Если рассмотреть мужской костюм в военное время и в современности, то можно проследить, что детали, необходимые для ношения оружия, в наше время утратили свои функции и стали декоративными.
Мужская одежда[править | править код]
Танцы в национальных костюмах
Мужской национальный костюм, в основном был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.
Верхняя одеждаправить | править код
Верхняя национальная одежда мужчины состояла из «уст кейнейи» (рубахи) или чепкена, архалыга, габы, чухи (плечевой одежды).
- Архалыг был однобортный или двухбортный. Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.
- Габа — верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы.
- Чуха — верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили её из сукна, тирьмы и домотканой ткани.
- Кюрк — шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником
Один из русских этнографов пишет об азербайджанском мужском костюме:
Головные уборыправить | править код
У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху. По папахе и её форме можно было определить социальное положение её носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения (дестемаза) перед намазом. Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора.
Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской, хранятся 4 типа азербайджанских папах:
Яппа папаг (или «гара папаг» — «чёрная папаха») — была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Различались они и по цвету — «гызыл папах» (золотая) и «гюмюш папаг» (серебристая).
Мотал папах (или «чобан папахы» — «пастушья папаха») — изготовлялась из длинноворсового овечьего меха, имела форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения.
Шиш папахы (или «бей папахы» — «папаха бека») — изготовлялась конусообразным или остроконечным. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название — бухара папах, мех для которых привозили из Бухары. Носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати.
Дагга (тагга) папах — была распространена в Нухинском уезде. Верх её шился из бархата.
Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:
- Башлык — состоял из капюшона и длинных закруглённых концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти. В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, так как когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы.
- Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространёнными ещё в средние века.
- Эммаме — (вид чалмы) бытовал среди духовных лиц (мулла, сеид, шейх и др.).
Обувьправить | править код
В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки — «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги — «чарых».
Женский национальный костюм (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Традиционный женский азербайджанский национальный костюм представлен несколькими элементами. В основном он состоял из рубашки, кафтана длиной до пояса и длинной многослойной юбки. Самыми распространенными видами верхней женской одежды были:
- Уст кейнейи — рубашка с длинными рукавами из шелка разновидностей гановуз и фай. Рукава могли быть прямого кроя либо с небольшой оборкой. На шее она застегивалась на одну пуговицу. Рубашку украшали красивой золотой тесьмой, впереди по нижнему краю могли повесить нитку с настоящими монетками.
- Чепкен – своего рода кафтан, который надевался поверх рубашки и плотно облегал тело. Особенности чепкена: наличие подклада, ложные длинные рукава, заканчивающиеся манжетами. Благодаря наличию уникальной детали – чапыг – чепкен выгодно подчеркивал красоту женской фигуры.
- Архалук – почти то же, что и чепкен, только с подолом внизу. Подол был гофрированным или плиссированным. Архалуки могли быть как облегающими фигуру, так и прямого, свободного кроя с разрезами по бокам. Накладные рукава заканчивались рукавицами. Архалуки делились на праздничные и будничные. Отличались они выбором ткани и количеством орнаментов.
- Леббаде – стеганый халат с открытым воротом, подвязывающийся на поясе тесьмой. Рукава у леббаде были короткими, а у подола от пояса по бокам имелись разрезы.
- Эшмек – стеганый кафтан с открытыми грудью и подмышками, внутри обшитый мехом хорька.
- Кьюрду – стеганая безрукавка из велюра с разрезами по бокам. Особо популярным считался хорасанский кьюрду, который шили из желтой кожи с вышивкой, выполненной золотыми нитками.
- Бахари – велюровая стеганая одежда с прямыми рукавами до колен.
- Кьюлече — верхняя одежда с гофрированным подолом до колен и рукавами по локоть.
- Туманы – шелковые или шерстяные юбки длиной до пола, состоящие из двенадцати кусков ткани. Туманы могли быть гофрированными или плиссированными. В качестве украшения использовались помпоны из золотых или шелковых ниток. Часто носили по 5-6 юбок одновременно.
- На улицу женщина не могла выйти без чадры, закрывающей ее с головы до ног, и рубенда — ткани, скрывающей лицо.
Праздничные традиции азербайджанцев
В азербайджанском календаре масса интересных народных праздников. В сельской местности во время таких торжеств допускаются некоторые вольности поведения за столом, разговоры становятся более свободными и весёлыми. Многие праздничные дни связаны с мусульманской верой, являясь священными датами с давних времён и сочетая в себе языческие обряды с исламскими ритуалами.
Одним и самых значимых среди них стал Новруз-байрам, что символизирует наступление весны и возрождение природы. Традиционно его отмечают 21 марта, в день весеннего равноденствия. Но подготовка к Новруз-байраму начинается задолго до мартовских дней. Ещё с конца зимы азербайджанцы начинают делать ремонт в квартирах, наводить порядок, избавляться от старых ненужных вещей.
Новруз в Азербайджане / aa.com.tr
Новруз-байрам символизирует обновление, а потому в праздник следует войти без старых обуз. Важным этапом подготовки к празднику является выращивание пшеницы. Зёрна проращивают в тарелках, чтобы потом приготовить из него особенное праздничное угощение.
Вечером в Новруз устраиваются народные гуляния. Ребятня разжигает во дворах костры, через которые прыгает под присмотром взрослых. Считается, что этот нехитрый ритуал подарит ребёнку здоровье и счастье. Праздничный стол в Новруз переполнен угощениями и различными яствами. Новруз считается промежуточным временем – между уходом старого и приходом нового года.
Коса и Кечал – персонажи народных преданий Азербайджанцев
В Новруз можно увидеть театрализованные представлениями, главными героями которых выступают Коса и Кечал. Это забавные персонажи народных преданий, имена которых переводятся очень красноречиво: Коса – “редкобородый”, Кечал – “лысый”. Оба героя стараются развеселить публику и дарят зрителям по-настоящему праздничное настроение.
Традиции азербайджанцев берут своё начало в далёкой древности. Несмотря на то, что сегодня большинство представителей этого народа исповедует ислам, многие обычаи сохранились ещё с языческих времён. Без сомнения, азербайджанская культура успешно пройдёт немало столетий и в будущем, ведь её обладатели считают свои традиции – ценнейшим даром, полученным от предков.
На обложке: «Исполнение азербайджанской народной музыки» / Vugarİbadov / commons.wikimedia.org
Папаха (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Изготовлением мужской папахи занимались специальные умельцы. Существовала целая технология изготовления этого головного убора: сначала шили форму из шкуры, потом выворачивали на другую сторону и закрывали ее ватой для мягкости. Сверху укладывали лист сахарной бумаги для поддержания формы и зашивали все подкладной тканью. Вывернув папаху шерстью наружу, ее брызгали водой и били палкой около 4-5 минут. Затем изделие надевали на форму на 5-6 часов.
Самым распространенным головным убором были папахи из овечьей шерсти. Они изготавливались разными по форме: конусообразными или круглыми. По папахе можно было судить о финансовом состоянии мужчины. У состоятельных азербайджанцев имелись остроконечные папахи щищ или бей папах из меха, привезенного из Бухары. На праздник было принято одевать шапку из каракуля. Мужчины из простого народа носили конусообразные папахи чобан папах с мехом из длинного ворса.
Национальный азербайджанский костюм
Из истории азербайджанского костюма
Сначала поговорим о тканях, которыми испокон веков славился Прикаспийский регион, сегодня представляющий собой Азербайджан!
Завозить роскошные ткани в этот регион нужды не было, ведь его население самостоятельно производило шелк, хлопок и шерсть, из которых шили повседневную одежду.
Однако в 19 веке сюда стали завозить кумач, ситец и плюш из России, а в 1901 г. здесь появилась Тагиевская мануфактура. Ситец и тонкий местный шелк шли на пошив нижних рубашек для женщин, а состоятельные семьи могли себе позволить шить нижнюю одежду из баснословно дорогой английской белой ткани — мадаполама, производимой из египетского хлопка. Однако независимо от того, из какой ткани шили нижнее платье, фасон егг оставался одним и тем же: короткая рубаха с длинным рукавом на манжете, застегивающаяся на пуговицу на шее.
Помимо рубахи обязательным элементом женского костюма были шаровары (шальвары), которые подпоясывались цветным поясом с кистями на завязках. На щиколотках шаровары собирались на манжет, к которому пришивались носочки из той же ткани.
На следующей фотографии видны шаровары, выглядывающие из-под юбки:
Далее начинались юбки, ведь их было несколько
Поверх шароваров женщины надевали нижнюю юбку, поверх нее — среднюю (ара туманы), сверху одну или несколько верхних.
Благодаря такому подходу и тому, что каждая из юбок шилась из ткани разных видов (сатина, парчи, шерсти, шелка) юбки были очень пышными, и верхняя из них была самой длинной, закрывающей все остальные юбки и шаровары. Так из-под богато украшенной вышивкой, монетами и кружевом юбки выглядывали только носки туфель.
Туфли зачастую были остроносыми и вычурными, но бывали и другие виды обуви, более простой и сдержанной. На первом фото представлена марка, на которой можно разглядеть туфли с задранными носиками, а на второй, скорее всего, представлен костюм более небогатой женщины:
Поверх же нижней рубахи женщины надевали туникообразную верхнюю рубаху простого кроя, по низу, как и юбка, богато украшенная монетами, рукава ее украшались плетеными шнурками и шелковой тесьмой. Молодые женщины, как правило, при пошиве верхней рубахи отдавали предпочтение светлым цветам — розовому, желтому, красному, фиолетовому, а женщины старшего возраста тяготели к выбору более темных оттенков.
Вот один из примеров верхней рубахи:
Приведу цитату посетившего в 19 веке Баку путешественника: «Женщины носят широкие шаровары, большею частью из шелковой материи, красного или синего цвета, шелковую весьма короткую рубаху такого же цвета, а сверху надевают коротенький архалыг, также шелковый, с золотым и серебряным шитьем, стягивая его на талии широкою пряжкою. На этот архалыг надевается другой: у богатых — из парчовой материи, такого же покроя, но с разрезными длинными рукавами. Наконец, шаль красного или темно-синего цвета, в виде чалмы, обертывает голову».
И здесь оставлю две исторические фотографии:
Гостеприимство в Азербайджане
Культура азербайджанцев строго подчиняется многовековым обычаям, что составляют часть богатого наследия, полученного от предков. Даже старинные традиции, ритуалы, что ушли в прошлое, сегодня демонстрируются в Азербайджане как театрализованные действа, что проводятся во время народных гуляний и празднеств.
Традиционным является уважительное отношение к священным местам, соблюдение общественных норм. Не только местные жители, но и туристы, прибывшие в Азербайджан, должны придерживаться строгих правил относительно своего внешнего вида. Лучше отдать предпочтение скромной закрытой одежде. Компенсировать такой сдержанный образ женщинам позволяется с помощью ярких аксессуаров или украшений.
Национальный костюм азербайджанцев / Лейла Джафарова / 1news.az
О гостеприимстве азербайджанцев можно сложить целую поэму. Эта национальная черта ярко выразилась в традициях народа. Гость для его представителей – желанный и важный человек, а принимать его следует с размахом и радушием. Если вас попросили зайти в гости, нельзя отказываться – подобное поведение считается в Азербайджане оскорбительным. Впрочем, время визита можно успешно перенести – для азербайджанцев законом является желание гостя.
Посетив многие азербайджанские семьи (особенно в сельской местности), можно заметить, что женщины (жена, дочери хозяина дома) практически не участвуют в беседе с гостями. Это также соответствует принципам поведениям, традициям азербайджанцев, согласно которым женщине в доме отводится вторая роль, а главенство принимает мужчина
В таком случае не следует навязывать своё видение ситуации и, тем более, проявлять повышенное внимание к хозяйке дома – это может показаться неприличным для членов её семьи
Азим Аслан оглы Азимзаде «Свадьба на женской половине» , 1930 годМестонахождение: Национальный музей искусств Азербайджана, Баку, Азербайджан
Особенности
Как и в любом национальном костюме, в костюме азербайджанцев есть ряд особенностей, присущих только ему.
Цвета и оттенки
В цветах преобладают яркие красные сочные оттенки. Причем даже свадебное платье невеста шьет именно из красного цвета. Для азербайджанцев красный цвет является символом благополучия и счастья. Само слово «азер» переводится с арабского как огонь.
Молодые девушки предпочитали надевать наряды из ярких и пестрых тканей, украшенных различными золотистыми узорами. Этим они так отличались от грузинок и горянок, которые предпочитали носить одежду темных цветов. Поэтому яркая цветовая гамма является отличительной особенностью национального костюма азербайджанок.
Ткани и крой
Материал для изготовления костюмов был разнообразным, как своего производства, так и привозной. К местному принадлежал шелк, который научились делать очень давно. Для одежды на каждый день использовали лен, шерсть или ситец. Зажиточные люди могли носить одежду из более дорогой ткани — бархата, шелка, тонкого сукна и «тирмэ».
Отделка одежды могла сделать из самого простого наряда дорогой и богатый на вид костюм. Мастерицы с помощью вышивки бисером, золотыми и серебряными нитками, тесьмы, тонких кружев создавали настоящее произведение искусства. Обычно украшались края одежды, рукавов, полочек кафтанов. Повседневную одежду украшали яркими выделяющимися строчками.
Использовали монеты из драгоценных металлов в качестве украшений, которые могли собирать целыми поколениями.
Мужская одежда [ править ]
Азербайджанский дворянин из Шуши
Мужская народная одежда была очень похожа от региона к региону, но всегда отражала социальный класс. [ необходима цитата ]
Верхняя одежда
Национальная верхняя одежда для мужчин состояла из усть koyney (рубашки) или чепкен , архалука , Габа , Чуха и Kurk .
- Архалиг — длинный, обтягивающий жакет из тканей, в том числе из шелка, атласа, сукна, кашемира и бархата, в зависимости от социального статуса его владельца.
- Габа — мужская верхняя одежда плечевой кости, которую шили из тирмы, дорогой платочной ткани с тканым узором из шерсти или шелка.
- Чуха — мужская верхняя плечевая одежда со сборками и сборками, отстегивающаяся на талии. Его шили из сукна, тирмы и домотканых тканей.
- Курк — шуба из овчины с воротником без застежки, украшенная вышивкой.
Азербайджанский мужчина в типичной одежде. Фото Д. А. Никитина. Вторая половина 19 века.
Русский этнограф пишет об азербайджанском мужском костюме: [ требуется дальнейшее объяснение ]
{{blockquote | Нижнее белье состоит из прямых и коротких рубашек из бязи, белого и преимущественно темно-синего цветов с трусами из этого же материала, которые застегиваются тесьмой на талии; зимой их надевают поверх шерстяных больших штанов, которые также застегиваются тесьмой. Поверх рубашки надевается архалиг из хлопка. Архалиг — это русское мужское длинное облегающее пальто с короткой талией и короткой юбкой со сборками на поясе; он всегда застегивается плотно либо посередине, либо сбоку от груди. Чуха надевается поверх архалига с короткой талией и юбкой длиной ниже колен, но на голову круглый год накрывается небольшая шляпка конической формы из меха ягненка. На ноги надевают короткие шерстяные носки.
Головные уборы
Papaq считался символом силы духа, чести и достоинства людей Азербайджана и проигравшей считался позором. Кража папака считалась враждебным действием против его владельца, а сбивание папака с ног считалось серьезным оскорблением. Социальное достоинство владельца Папака определялось его формой. Мужчины никогда не снимали папак, даже во время обеда), кроме как перед намазом . Появление на публике без головного убора считалось неуместным.
- Папаки из меха ягненка или каракуля были основным головным убором мужчин. У них были разные формы и местные названия. Согласно E.Torchinskaya, существует четыре типа papaqs Азербайджана в Государственном Эрмитаже в Санкт — Петербурге :
- Яппа папак (или кара папак — черный папак) был широко распространен в Карабахе и был покрыт тканью . Они различались по цвету; гызыл папак (золотой) и гумуш папак (серебро).
- Мотал папак (или чобан папаги — пастуший папак), который был сделан из длинноволосого меха ягненка и имел коническую форму, обычно носили низшие слои общества.
- Шиш папак (или бей папаги — бей папак) был коническим или остроконечным. По названию материала, из которого он был изготовлен, они имели общее название — бухарский папак, мех, который был привезен из Бухары . Его носили только представители бейского сословия и состоятельные люди. Такие папаки были обычным делом для избранных.
- Дагга (тагга) папак носили в Нухинском уезде . Верх был из бархата.
- Башлык , который носили на шее, состоял из капюшона и длинных круглых концов. Зимой мужчины носили башлык из ткани и шерсти. Bashlyks из верблюжьей шерсти были ценны в Ширване . Подкладка башлыка была сделана из разноцветного шелка, потому что подкладка была видна при повороте головы. Обычно башлык сопровождался япинджи .
- Арахчин носили под другими головными уборами (папак; халма у женщин). В Азербайджане это был традиционный головной убор, который был широко распространен еще в средние века.
- Эммаме , разновидность халмы, носили религиозные лидеры, такие как муллы , сайиды , шейхи и другие.
Обувь
- Джорабы были популярными в Азербайджане шерстяными носками. Жители города носили кожаную обувь со слипонами. Сапоги были широко распространены среди аристократов.
- Чариги были повседневной обувью из кожи или сыромятной кожи, которую носили сельские жители.
Отличия в костюмах в зависимости от региона
На протяжении всего срока существования, у национального азербайджанского костюма присутствовали отличия в нарядах по региональному показателю. Женщины, которые проживали на территории Газахи, носили длинные рубахи с боковыми разрезами. У жительниц Карабаха в гардеробе присутствовали чепкены с длинными рукавами, которые плотно облегали талию.
Юбки не ниже колен и широкие шаровары надевали женщины с Нахчывана. А вот жительницы Шуше и Шамахы носили длинные юбки. На зажиточных женщинах из Нахчывана и Гянджи часто можно было увидеть длинные кюледже с богатой вышивкой и разными узорами.
Галерея [ править ]
-
Азербайджанская девушка из Шуши. Фотограф Константин Занис. 1898 г.
-
Молодой азербайджанец из Шамахи. 1883 г.
-
Азербайджанец из Баку. 1883 г.
-
Бакинские азербайджанцы в опрятных костюмах. Фотограф Луарсабов. 1881 г.
-
Азербайджанец из Баку. Фотограф Ф.Орден. 1897 г.
-
Хуршидбану Натаван с сыном Мехдигулу Хан Вафа и дочерью Ханбике.
-
Сын и дочь Мусы Нагиева (сын чуха, дочь Чепкена).
-
Сара Ашурбейли с сестрами.
-
Юсиф Вазир Чаманзаминли с семьей.
В филателии
-
Марка СССР, 1963 г.
-
Азербайджанская марка, 1996 г.
-
Азербайджанская марка, 1997 г.
-
Азербайджанская марка, 1997 г.
Марки Азербайджана 2004 года с изображением одежды XIX века. Региональная одежда слева направо: Баку, Шуша, Нахчыван, Шемаха.