Презентация на тему национальная одежда народа коми

Содержание:

Обувь

Лапти — нинкӧммэз. 1972 г.

Наиболее распространенными видами обуви были лапти — нинкöм и коты. Лапти носили женщины и мужчины, а коты — преимущественно женщины. Оба вида обуви древние. Костяные кочедыки (сьöктан) — инструменты для плетения лаптей — находят на поселениях коми-пермяков IX-XII вв. Плетение лаптей и шитье кожаных котов было исключительно мужской работой, как прядение и ткачество было занятием женщин. У коми-пермяков были распространены лапти с косым носком, в этом случае различались лапти правые и левые. По-видимому, это отличие восходит к древним коми-пермяцким племенам.

Коты шили из двух кусков кожи. Верх закрывал всю стопу до щиколотки. Пришивная подошва была мягкой. Коты и лапти прикреплялись к голени длинными тесемками, вставленными в опушни -матерчатую обшивку краев. Тесемки лаптей, чаще лыковые, назывались оборами (воннез). Их перекрещивали по нескольку раз на голени поверх онучей.

Сапоги берестяные — кэланнэз

Распространенной обувью были кожаные бахилы и сапоги. Сапоги отличались коротким голенищем и подошвой на деревянных, позднее железных шпильках. Бахилы имели высокое голенище и мягкую подошву. Их шили без различий между правой и левой ногой. Но впоследствии их разнашивали на определенной ноге.

Охотники изготавливали уледи. Они имели невысокое кожаное голенище с разрезом. Когда их надевали на чулок, одно голенище накладывали на другое и сверху обматывали ремнями. Уледи — это архаичная обувь.

В зависимости от достатка с конца XIX в. обувь стали покупать на рынке. В письменных источниках у коми-пермяков отмечена городская обувь — башмаки, ботинки, туфли, черевички, сапоги.

МАСТЕР-КЛАССШЕГ (ЛОДЫЖКИ, КОСТИ)

«Шег” — эта любимая игра коми детей, которая раньше была распространена по всей Вычегде, Выми, на Вашке и Мезени.
«Шег» схож с северорусскими вариантами игры в «бабки», но одновременно отличается от них терминологией, правилами и ходом действия.
Игра очень азартная, проходит очень весело, будет интересна людям разных возрастов.
Откуда такое название? Что оно обозначает? Как в нее играть? И почему она пользовалась такой популярностью в коми деревнях? — об это мы вам расскажем на нашем мастер-классе. А еще вы сами сможете освоить правила этой замечательной игры и даже стать ее победителем!
Приглашаем группы от 8 до 16 человек на наш мастер-класс.
Категория участников: дети от 8 лет, молодежь, взрослые.
Продолжительность мастер-класса — 40 -60 минут

Оргвзнос — 60 рублей
Внимание! Возможна организация выездного мероприятия. Условия обговариваются индивидуально

Звоните! Записывайтесь! Телефон 21 68 20

Верхняя одежда

Сарафан 19в.

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами, так как использовался холст, окрашенный способом дубления — погружения в раствор красителя, полученного из древесной коры.

Допускалось большое разнообразие сарафанов. Многим видам сарафанов была присуща определенная территория и социальная среда бытования.

Глухой сарафан генетически восходит к туникообразной одежде. Он отличался широкими проймами, а не узкими лямками. На раннем этапе его носили повсюду, а на позднем — преимущественно в старообрядческой среде. Глухой сарафан непременно являлся частью погребального комплекта.

Косоклинный сарафан шился из трех полотнищ. Различались они формой и расположением полотнищ и вставных клиньев, отделкой выреза ворота, размерами лямок и способом их закрепления на обшивке, а также формой и расположением по талии складок-пластиков и борков.

На позднем этапе распространился сарафан прямой по покрою. Он состоял из полотнищ, собранных на обшивке. Поэтому его еще называли круглым. Праздничные сарафаны шили из красивых материй и обязательно из набойки. На них пришивали ленты, кружева, драгоценные пуговицы. Некоторые женщины надевали поверх сарафана душегрейку — короткую распашную кофту, собранную сзади в борки.

Юбка 1940-е гг.

В дальнейшем на смену сарафана приходит парочка — юбка и кофта. В 1920-е гг. она стала основным видом женского костюма. Наибольшее распространение получила юбка из пестряди. По подолу праздничных юбок пришивали оборки и ленты. Некоторые женщины в зимнее время носили полосатые шерстяные юбт-сукманки. Для нарядного костюма юбки шили длинными и расширенными книзу.

Женский костюм дополнялся ношением передника (запона,, фартука). При этом применялись два вида передника — только до талии и с нагрудником. Праздничные передники украшались вышивкой и кружевами, пришитыми к подолу.

Мужской и женской верхней одеждой были шабур, пониток, зипун. Надевали их поверх рубахи и сарафана. В них ходили дома и на улице. Шабур первоначально шили из белого холста, затем из темного, обязательно в талию и длиной до колен. У мужчин левая пола заходила на правую, а у женщин наоборот — правая на левую. Застегивался на петли. Отличительными чертами покроя являются боковые клинья, перехват в талии со сборами, ворот без воротника. Пониток и зипун шили из сукна, в талию, с застежками-петлями. Зипун имел более прямой и свободный покрой, чем пониток. Его надевали в дорогу поверх шабура, а иногда и понитка. Пониток утепляли: пришивали холщовый подклад, воротник, а иногда покрывали холстом или покупной материей. В этом случае пониток называли гуней. Но иногда гуней называли утепленный шабур.

Верхней одеждой были шубы и полушубки. Они изготовлялись из тщательно обработанных овчин. В зависимости от назначения и моды их шили с покрытием или без покрытия материей — нагольными, длиннее и короче, свободными или в талию, с узким или широким отложным воротником. У большей части простонародья на покрытие шуб использовался серый и крашеный холст, а у богатых — роскошные материи.

Национальный костюм народа коми. Национальный костюм

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др. Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплексов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя из этих различий, выделяют несколько локальных комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготавляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).

Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) — из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой — овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины — мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда состояла из холщевой рубахи-косоворотки навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в сапоги или узорные чулки (сера чувки). Верхней одеждой служили кафтан, зипуны (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой служили холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой — овчинные шубы (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась). Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды. Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз). Головные уборы мужчин — шапки, шляпы и картузы.

Мужская и женская обувь мало отличались: почти повсеместно носили коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Коты (кoтi, уледи) надевали на холщовые портянки или шерстяные чулки. Зимой носили валенки или обувь в виде валяных головок с суконными голенищами (тюни, упаки). На севере получили распространение меховые пимы (пiмi) и тобоки (тoбoк), заимствованные у ненцев. Специальная обувь была у охотников и рыбаков.

Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом.

Современная одежда коми общеевропейского образца. Народный костюм вышел из употребления почти у всех групп, только у коми-ижемцев сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур.

Новости музея

  • Уникальная выставка в Пермском крае
    В Кудымкаре открылась эксклюзивная выставка финской литографии

    03.04.2012 28 марта 2012 года в Коми-Пермяцком краеведческом музее им. П.И. Субботина-Пермяка (Кудымкар) … подробнее В Кудымкаре открылась эксклюзивная выставка финской литографии

  • 05.04.2011 Со 2 по 7 марта 2011 года Коми-Пермяцким краеведческим музеем им. П.И. Субботина-Пермяка в … подробнее Выставка «Традиции и современность»

  • Образование и музей
    Открылась выставка-конкурс «Образовательные учреждения г. Кудымкара»

    10.11.2010 2 ноября 2010 года в музее открылась выставка-конкурс «Образовательные учреждения г. Кудымкара: … подробнее Открылась выставка-конкурс «Образовательные учреждения г. Кудымкара»

Материал

Холст — сьӧлӧмӧс дӧра 1940-е гг.

Одежду шили в основном из тканей собственного производства. Льняную однотонную ткань называли холстом, а узорную клетчатую — пестрядью. Среди северных коми-пермяков наиболее употребительной была яркая расцветка, чем у южных. Сохранившиеся образцы пестряди позволяют предположить, что размеры и цвета клеток были свои у разных групп коми-пермяков. Но этот важный вопрос еще не исследован в литературе.

Ткань с продольно-полосатым рисунком называлась кёжью, кёжевой, а крашеный холст — крашениной. Окрашивали холст настоем трав, коры и железа, позднее — анилиновыми красителями. Холст с набивным узором, полученный при помощи специальных резных досок, называли набойкой, набивным. Узор выполнялся масляной краской по одноцветному холсту. В ряде сел и деревень действовали кустарные заведения, которые назывались синильными, а мастера синильщиками, так как окрашивание холста производилось синей краской.

Бранью называли материал, геометрические узоры которого получали на ткацком станке с применением специальных дощечек — бральнщ, образующих дополнительный зев для выполнения узора. Но браное ткачество имело ограниченное распространение, особенно у северных коми-пермяков.

Шерстяная крашеная ткань домашнего производства называлась сукном, пониточиной, а некрашеная — сермягой. Конопляную ткань, которая была грубее льняной, простой народ использовал для рабочих запонов.

Готовые ткани коми-пермяки стали приобретать поздно. Дорогие ткани были доступны только состоятельным людям, особенно тем, кто был связан с ярмарочной торговлей и отхожими промыслами. Приобретали в основном хлопчатобумажные материи — сатин, ситец, кумач; шелковые — атлас, китайку, камку, тафту; а также некоторые виды сукна.

Народный костюм. Русский национальный костюм (фото)

Сегодня в Швеции и Германии есть обычай надевать национальную одежду даже на праздники, которые никак не связаны с обычаями предков. В нашем скоростном ритме жизни такие дни, наполненные радостью и уважением, дают человеку ощущение защищённости и сопричастности к вековым традициям.

У России  очень богатая история русского национального костюма , есть семьи, в которых ещё хранятся бабушкины вышивки. На старых прабабушкиных фотографиях одежда ещё хранит отпечаток традиции предков.

Русский национальный костюм

Национальный костюм любой страны отражает природные условия местности, отношение к семейным ценностям и основные виды занятости людей. Рассмотрим из чего состояла женская и мужская одежда, и их названия с подробным описанием и фото.

Важно! Русский национальный костюм различался по местности проживания, семейному положению, были комплекты для повседневного ношения и праздничная одежда. Различают два типа национального комплекта Руси :

Различают два типа национального комплекта Руси :

  • северных областей;
  • южных.

В Центральной части России надевали одежду сходную с северным костюмом. В то время одежде присутствует многослойность, много типов верхней одежды.

История русского национального костюма

В известном нам виде национальный костюм сформировался в Древней Руси примерно в седьмом веке . На протяжении последующих веков он мало менялся.

У русских основным видом деятельности было земледелие, много праздников и обычаев связано со сбором урожая пшеницы. Одежда тоже отражала основное занятие крестьян. Покрой, обычай подвязываться был направлен на то, чтобы костюм был удобным в работе на поле.

Интересно! До правления Петра I национальный костюм в России носили все сословия, только для знати использовались дорогие материалы и больше украшений. В 1699 году указом Петра I было запрещено ношение национального костюма, исключение было сделано для крестьянского сословия, жителям деревень разрешалось продолжать носить свою привычную одежду. Была введена пошлина на бороду и русский костюм со всех въезжающих в город.

Элементы русского народного костюма

По назначению одежда разделялась на повседневную, рабочую и праздничную. Праздничная одежда богато декорировалась, на повседневной тоже была вышивка, рабочая самая простая, изготавливалась из прочных материалов.

Справка! Рубаха для жатвы украшалась вышивкой так же как праздничная, в этом было выражено отношение крестьян к сбору урожая.

Вся верхняя одежда русского национального костюма была двух типов:

  • распашная одежда, застёгивалась впереди на пуговицы или крючки;
  • накидная, одевалась через голову.

Из чего состоит женский костюм?

Женский национальный костюм гораздо красивее и интереснее мужского.

Основные части комплектов пришли из Древней Руси. В женском национальном костюме заложены представления того времени о женской красоте и семейных ценностях.

Силуэт прямой или расширенный вниз, подчеркивать фигуру было не принято, для национального комплекта характерна многослойность.

Женский костюм различают по назначению:

  • повседневная одежда изготавливалась из хлопка, льна и шерстяной ткани, включала в себя до семи предметов;
  • в пошиве нарядной одежды использовались бархат, парча, хорошего качества шерсть. Праздничный женский комплект одежды мог состоять из двадцати предметов. Такие вещи стояли дорого, тщательно украшались, одевали по особым праздникам и в церковь. Нарядные комплекты хранили в сундуках, лучшее передавали по наследству.

Сарафанный комплект

Основой северорусского костюма служила рубаха, её шили из льняной и хлопковой ткани. Низ рубахи, рукава и горловина украшались вышивкой. Вышивка была скромнее для повседневной рубахи, а праздничная рубаха обильно украшалась вышитыми мотивами.

На рубаху надевали сарафан. Сарафан – одна из характерных деталей русского национального комплекта . В переводе с иранского означает «одетый полностью». Поверх сарафана подпоясывались красивым поясом и передником. Носили на Руси распашной сарафан с вышивкой по краю полы и застёжкой на пуговицы.

«Круглый» сарафан не имел застёжки, иначе его называли «прямой» и появился он гораздо позже распашного.

Поверх сарафана в праздничном костюме крестьянки, одевалась нарядная душегрея. В верхней части она была собрана в мелкие складочки, к низу была широкой. Длина едва прикрывала талию. Шилась такая душегрея из дорогих тканей, парчи и бархата.

Зимний сарафан был из сукна, поверх одевалась . Тёплая душегрея простёгивалась ватой и украшалась меховой оторочкой. Дополняли наряд тёплые шерстяные чулки, шаль и тёплый головной убор.

Национальные костюмы народов мира. 12 самых красивых национальных костюмов женщин в разных странах мира

Люди всех наций чтут свои обычаи и традиции. Их создавали веками, меняли под давлением обстоятельств, забывали и снова возрождали. Одна из главных традиций любого народа — это ношение национальной одежды. У некоторых народов она настолько оригинальная и красивая, что ее вид вызывает желание узнать подробнее о культуре этих людей. Особенно поражают своим великолепием женские костюмы, ведь женщины были модницами во все времена и во всех странах. В этой подборке фотографий можно увидеть самые интересные варианты женской одежды из разных уголков мира. ИндияТрадиционная одежда индийских женщин называется сари. Это невероятно женственная, очень красивая одежда, которая изящно повторяет все изгибы женского тела. В зависимости от региона страны, она может различаться по виду, материалам и узору вышивки. КитайНациональная одежда китаянок носит название ципао. Это длинное платье чаще всего красного и золотисто-желтого цвета. Именно эти цвета считаются в Китае символами благополучия и богатства.МонголияМонгольская национальная одежда сформировалась под влиянием кочевого образа жизни. В ней соединены элементы нескольких культур, а именно: русской, китайской и тибетского буддизма.КазахстанВ национальной одежде Казахстана тоже можно найти элементы культуры соседних народов. Вышивка на их костюмах соединяет в себе черты русской, татарской, киргизской и туркменской культур. В настоящее время культура Казахстана возрождается после длительного уничтожения ее национальных традиций в ХХ веке.ЯпонияНациональным костюмом Страны восходящего солнца называют кимоно. Оно выделяет плечи и талию, скрывая недостатки фигуры. В представлении японцев идеальная конституция тела — та, в которой меньше всего выпуклостей и неровностей.Саудовская АравияТрадиционная одежда женщин Аравийского полуострова называется абая. Это верхняя одежда из мягкой ткани. Абая представляет собой нечто среднее между плащом и свободным платьем. Цвет абаи почти всегда черный. АзербайджанВ основе традиционной азербайджанской одежды лежит простота кроя и богатство отделки. КореяТрадиционная одежда кореянок называется ханбок. Ее шьют из ярких одноцветных тканей. Состоит ханбок обычно из чогори (блузки или рубашки), жакета и длинной юбки.РоссияНациональный костюм россиянок традиционно состоит из рубахи, паневы (набедренной одежды), сарафана, пояса, обуви, головного убора и украшений. Знаменитый русский головной убор — кокошник — был заимствован у финно-угорских народов в ХІІІ веке. УкраинаУкраинский женский костюм — это вышитая сорочка и один из вариантов поясной одежды — дерга, запаска или плахта. В холодное время наряд дополняли безрукавками, которые назывались корсетками или киптарями. На голову женщины надевали разные чепцы, покрывая их длинным платком. БолгарияЖенский национальный костюм в Болгарии — это темный шерстяной сарафан, который называется сукман, белая рубаха в виде туники, цветной пояс, скрепленный тяжелой пряжкой, и яркий цветной фартук. Обувь сделана из сыромятной кожи, носят ее обычно с шерстяными чулками, украшенными разными узорами. ВьетнамВьетнамский женский национальный костюм называется аозай. Он представляет собой платье с двумя разрезами, которое обычно надевается поверх штанов.Если информация о национальных костюмах женщин из разных уголков мира показалась тебе интересной и познавательной, не забудь поделиться ею со своими друзьями. Возможно, это вдохновит их приобрести национальный костюм своей страны.

Немного истории

Коми — это группа фино-угорских народов, с древности проживавших на Северо-востоке европейской части России. Их история прослеживается с 1 тысячелетия до нашей эры.. Пермь Великая, княжество коми, впервые упоминается уже в «Повести временных лет» и с тех пор постоянно присутствует в русских источниках. 800 воинов коми пришли на помощь Дмитрию Донскому на Куликовом поле, позже этот регион занимался активной торговлей пушниной с другими княжествами. В XVI веке, в ходе завоевания княжества Иваном Грозным, была найдена нефть, а еще спустя 300 лет, в 1930 годах, здесь были разведаны богатые запасы каменного угля. В 1993 году была образована Республика Коми. В наши дни большая часть населения этих земель является этническими коми-зырянами. Этот народ хранит свое культурное наследие: язык, обычаи, фольклор и, конечно же, костюм.

Украшения

Серьги — пелькытш. 15 век

Костюм коми-пермяков дополнялся небольшим числом украшений.

Женщины носили серебряные серьги — пелькытш. Название их коми-пермяцкого происхождения: пель — ухо, кытш — кольцо, круг. Эти украшения заимствовали у коми-пермяков русские. Они неоднократно упоминаются в актах XVII в. русских крестьян Чердынского уезда.

Использовали коми-пермяцкие женщины серьги под названием лапи. Они представляли собой изогнутый стержень с нанизанным стеклом, к которому снизу прикреплялись мелкие привески в виде птичьих лапок. Они были такой формы, которая известна по археологическим материалам IX-XIV вв.

Также прослеживается древний обычай носить серьги с рясками. Рясами назывались пряди жемчужных зерен. Помимо этого, костюм украшали привески, пришитые к головному убору.

На шею надевали металлические, каменные и стеклянные бусы, цепочки, на кисти рук — браслеты, на пальцы — перстни и кольца.

Украшения мужского костюма ограничивались пряжками, пуговицами, цепочками.

Как уже отмечали, одежда украшалась вышивкой, пришивными лентами и кружевами, обшивкой галунами.

Описание наряда

Традиционные костюмы этого народа разнообразны и очень красочны. Праздничная одежда шилась из тонкого полотна, сукна самого лучшего качества, а в более поздние времена из фабричных тканей. Самые зажиточные люди могли носить даже шелка, парчу, атлас и кашемир.

Мужской костюм коми

Мужчины народа коми были неприхотливы в одежде. Повседневный костюм крестьянина состоял из белья, штанов и рубахи, которые шили из самых грубых и дешевых материалов.

Охотники, рыбаки и лесорубы, кроме штанов и рубахи на промысел надевали специальную обувь с загнутыми носами и сплошной подошвой (кым), а сверху накидывали безрукавку (лузан) или кафтан, если дело происходило зимой. Верхняя одежда шилась из домотканого сукна белого или серого цвета, затем обшивалась кожей, ремень пришивался прямо к поясу, а плечи укрепляли кусками ткани треугольной формы. Иногда у такой безрукавки был капюшон.

Праздничная одежда отличалась от повседневной цветастостью и дорогими тканями. Мужчины надевали рубашку-косоворотку, сшитую из яркого шелка или сатина, подпоясывались кожаным или тканым ремнем, сшитые из хорошего мягкого сукна штаны заправлялись в высокие сапоги. А сверху набрасывался пиджак или кафтан, в зависимости от времени года.

Женский костюм коми

Повседневный костюм женщины состоял из длинной рубахи и сарафана.

Рубаха обычно доходила практически до пола и была сшита из двух видов ткани. Верхняя, видимая всем часть, шилась из качественной тонкой ткани, а на низ шла более грубая, но износостойкая. Поверх такой рубашки надевался сарафан. В древности он кроился с клиньями, позже сарафаны стали прямыми, к ним добавился лиф или корсаж, а удерживался он с помощью лямок. В противовес белой и серой ткани рубах, этот предмет гардероба старались шить из яркой ткани. Даже повседневный наряд женщины коми должен был подчеркивать её красоту и умения хозяйки.

Верхняя одежда была достаточно разнообразной. Зимой женщины надевали шубы из овчин. В самые лютые морозы сверху мог добавиться еще и зипун. У самых зажиточных встречались бархатные шубы на лисьем или беличьем меху.

Праздничная одежда по крою совпадала с повседневной, но была гораздо богаче украшена вышивкой и шилась из более качественных и дорогих тканей. Богатые коми надевали поверх сарафана парчовые безрукавки.

Юбки, платья и рубашки появились в гардеробе коми только к середине 20 века. Но и в них женщины придерживались привычных цветов и фасонов.

Особой частью наряда являлись головные уборы. Именно они указывали на социальное положение женщины. Молодые девушки носили обручи, парчовые ленты или жесткие околыши. Волосы не закрывали вплоть до замужества. Если так и оставались одиноки, то ходили так до самой старости. Вместе с замужеством менялся головной убор. На свадьбе девушка надевала баба-юр, похожий на русский кокошник, и до самой старости не имела права его снять. Показать волосы, лишившись баба-юра, считалось огромным позором. В старости начинали покрывать головы простыми платками.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Национальная одежданарода коми

Слайд 2

Текст слайда:

Главной заботой каждой коми семьи была добыча пищи, изготовление одежды. Этому учили с малых лет. Одежду шили из льна и конопли, которые выращивали сами, зимнюю одежду — из межа. Обувь делали из кожи. Женщины и девочки много вязали из овечьей шерсти. Из неё же катали валенки.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Текст слайда:

Рубаха

Слайд 6

Слайд 7

Текст слайда:

Сарафан

Штаны

Слайд 8

Текст слайда:

Передник

Слайд 9

Текст слайда:

Пояс

Коми-зырянские пояса. Конец XIX века.
Национальный музей Республики Коми
(из альбома Народное искусство Коми, 1996)

Слайд 10

Текст слайда:

Чулки

Слайд 11

Текст слайда:

Варежки Перчатки

Слайд 12

Текст слайда:

Обувь

коты

Слайд 13

Текст слайда:

Зимняя обувь

пимыунты

Слайд 14

Текст слайда:

Верхняяодежда

Слайд 15

Текст слайда:

верхняя одежда северных коми-зырян

Традиционная меховая одежда ижемских оленеводов. Интинский район

Слайд 16

Слайд 17

Текст слайда:

Головныеуборы

Слайд 18

Текст слайда:

Сорока — женский головной убор летских коми. С. Гурьевка, Прилузский район, Республики Коми, 1990 г. 

Солярные узоры на головной повязке коми-зырянской невесты. Национальный музей Республики Коми

Слайд 19

Текст слайда:

Солярный бисерный орнамент на головном уборе невесты у печорских коми-зырян. Село Соколово, Троицко-печорский район Республики Коми, 1993 г.

Слайд 20

Текст слайда:

Костюм крестьян Прилузья

Костюм крестьян Прилузья

Костюм крестьян Усть-Цильмы

Слайд 21

Текст слайда:

Костюм
Вычегодских крестьян

Костюм Усть-Сысольского уезда

Слайд 22

Текст слайда:

Костюм крестьян Ижмы

Костюм крестьян Удоры

Слайд 23

Текст слайда:

Музейс.Усть-Вымь.

Слайд 24

Текст слайда:

А.И. Хозяинова, г.р. 1920, известная сочинительница
колыбельных и исполнительница коми народных песен.
Село Кельчиюр, Ижемский район Республики Коми, 1993 г.

Слайд 25

Текст слайда:

Традиционная женская одежда удорских коми. Село Коптюга,Удорский район, Республики Коми, 1992 г.  

Традиционная женская одежда удорских коми. Село Коптюга,Удорский район, Республики Коми, 1992 г.  

Слайд 26

Текст слайда:

Традиционная женская одежда удорских коми. Село Коптюга,Удорский район, Республики Коми, 1992 г.  

Повседневные женские наряды летских коми. Село

Слайд 27

Текст слайда:

Традиционная одежда промысловиков у ижемских коми. Село Ижма, Республика Коми, 1993 г. 

Традиционная мужская одежда лузских коми. Село Объячево, Прилузский район, Республики Коми, 1990 г. 

Что такое национальный костюм. Костюм

Костю́м (от фр. costume) — может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде , отражающий социальную , национальную , региональную принадлежность человека. Костюм может также означать художественное сочетание аксессуаров на картине, статуе, в поэме или пьесе, соответствующее времени, месту или другим обстоятельствам. Ещё одно возможное значение обозначает определённый стиль одежды , в которой человек мог бы изобразить несвойственную ему роль, например, маскарадный костюм или актёрские костюмы.

В более узком и общеупотребительном смысле костюм — элемент классической или деловой одежды: брючный костюм , костюм-тройка .

Производственная одежда

Охотничья одежда коми-пермяков

Важным отличием одежды коми-пермяков было четкое выявление в ней одежды, предназначенной для ведения охоты, рыболовства, лесных и домашних работ.

Одежду охотников и рыбаков составляли запоны и лузаны. Лузаны изготовляли из специально сотканного сукна, чаще поперечно-полосатого. Полотнище перегибали пополам, в середине вырезали отверстие для надевания лузана. Одна часть полотнища прикрывала спину, другая — грудь. Под полотнищами за счет пришитого холста образовывались мешки-карманы для хранения добычи и необходимых охотнику и рыбаку принадлежностей. На спине была металлическая петля для подвешивания топора.

Запоны были глухого и свободного покроя. Для них использовали широкое холщовое полотнище, перегнутое на плечах. К основной части по прямым линиям пришивались боковые вставки, рукава и ластовицы под мышками. Надевали запон через голову и подпоясывали поясом.

Верхней зимней дорожной одеждой были тулупы из овчин и суконные бешмети. Тулупы шили длинными, с высоким воротником, материалом покрывали редко, а бешмети — широкими и с башлыком-капюшоном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector