Почему этику еще называют практической философией?

Этические принципы общения — правила, обязательные к соблюдению

Итак, что необходимо показывать при разговоре:

  • альтруизм — желание пожертвовать чем-либо во имя другого человека;
  • добродетельность — установление добрых отношений с людьми;
  • справедливость;
  • соблюдение равенства между людьми;
  • требовательность к себе и выполнению морального долга у окружающих.

Таким образом в общении создается доверие между людьми, что позволяет наладить равный и полезный диалог. Однако согласно этическим принципам общения предъявляются требования даже к манере речи — необходимо, чтобы она была краткой и максимально содержательной, понятной всем. При этом она должна быть вежливой. И хотя некоторым людям не особенно нравится такая манера разговора, но это лишь из-за особенностей характера самого человека.

Специалист, вовремя выполняющий свои обязанности, становится тем человеком, которому можно доверять, в отличие от работника, постоянно срывающего сроки.

Также стоит выделить 5 основных принципов этического общения:

  1. Чтить конфиденциальность. Не стоит болтать слишком много и раскрывать чужие секреты. Нужно уважать личную жизнь других людей и не распространять различные сплетни.
  2. Проявлять любезность и доброжелательность. Нельзя думать только о себе. Надо общаться приветливо и терпеливо со всеми своим коллегами и начальниками. Но это не значит, что с ними действительно необходимо поддерживать дружбу.
  3. Иметь правильный внешний вид. Следует подбирать аксессуары и одежду таким образом, чтобы вписываться в рабочее окружение.
  4. Уметь писать и говорить правильно. Необходимо исключить речевые ошибки в письме и речи, также нежелательно употреблять бранные слова — даже если они будут обычной цитатой, окружающие могут неправильно подумать и оценить говорящего.
  5. Иметь мотивы общения. Они могут быть эмоционально положительными (порадовать, заинтересовать, помочь понять), нейтральными (объяснить что-то), отрицательными (выражение возмущения плохим поступком, гнев, вызванный несправедливостью). Все это можно отнести к этическому общению.

Различия двух понятий

Несмотря на тесную взаимосвязь, выделяются черты, которые позволяют различать понятия этических норм и правил этикета.

  • Правила этикета обычно представлены документально в виде должностной инструкции или кодекса, договора. Кроме того, они могут являться итогом составленных устно договоренностей, сложившимися вековыми традициями или стереотипами. В любом случае этикет предполагает наличие правил, которым люди вынуждены следовать, чтобы казаться вежливыми. В то же время этические принципы в отличие от норм этикета являются основной чертой нравственности человека. У каждого человека существует свой приемлемый набор этических норм, которые составляют систему морали конкретной личности и называются совестью.
  • В большинстве своем поступки, побужденные этическими соображениями, важны для оценки самого себя и остаются чем-то интимным. Нормы этикета нередко связаны с намеренно демонстрируемым, порою даже напускным поведением.
  • Нарушителя норм поведения максимум сочтут невоспитанным человеком. Того же, кто переступил границу нравственности, могут даже привлечь к ответственности.
  • Этика затрагивает внутреннюю, морально-мотивационную сторону человека, а этикет касается внешней, социально-экономической составляющей личности.
  • Этикет отличается от этики тем, что он имеет частный характер. Так, существует большое количество разновидностей правил поведения по типу социума, для которого действенными являются те или иные нормы. Кроме этого, этикет может классифицироваться по сфере применения. Для разных народов также приемлемыми считаются правила поведения в обществе, которые нередко противоречат друг другу. Нормы морали, которым учит этика, для всех людей одинаковы.
  • Этикет в отличие от этики предполагает соблюдение определенных ритуалов. Такая церемониальность обязательна для выполнения, имеет постоянную форму и является общепринятой.
  • Еще одной отличительной чертой можно назвать то, что этикет прагматичен. От того, какой уровень серьезности имеет мероприятие, и насколько разнятся социальные статусы участников, будет зависеть соблюдение тех или иных норм.
  • В некоторых ситуациях нормы этики и этикета могут не совпадать. Например, заступившийся за женщину мужчина, который обозвал обидчиков некультурными словами, нарушил правила поведения в общественном месте. Но в этот момент он поступил в соответствии со своей совестью, которая не позволила бросить девушку в беде.

В следующем видео специалист по этикету Лариса Ревазова рассказывает об основных правилах светского и делового этикета и объясняет для чего они нужны в обычной жизни.

Правила этики

Расположить окружающих к себе можно с помощью хороших манер и ответственного поведения. Соблюдение норм и правил этики поможет не только создать нужное впечатление при знакомстве, но и заслужить репутацию воспитанного и культурного человека. Далее разберем основные правила этики.

Такт или чувство меры. Вы должны знать, что следует сказать или сделать в определенной ситуации, а что запрещают нормы поведения. В этом случае будет играть важную роль ваша скромность
Не секрет, что эгоцентричные люди желают всегда привлекать внимание, участвовать во всех разговорах. Стоит отметить, что такту не учатся, однако можно развивать это чувство
Главное – желание и тренировка.

Стоит отметить и такт в одежде. Не обязательно следовать последним модным тенденциям

Важно просто одеваться со вкусом и быть опрятным. Это будет означать ваше внимание к собеседнику

Люди обычно ограничивают общение с неряшливым человеком.

Оценивайте свою манеру разговора. Стоит быть внимательным и чутким к собеседнику, чтобы не вызвать в разговоре тяжелые воспоминания, не задеть его неуместными шутками. Также не следует оскорблять человека. Будет считаться неприличным и шепот на ухо соседу. Во время активной дискуссии нельзя чересчур жестикулировать, разбрызгивать слюной.

Важно быть в любых моментах точным, избегать небрежности. Не следует заискивать и быть чересчур любопытным

Помните, что плохим тоном будет, если вы заглядываете в чужие документы или подслушиваете разговоры других людей. Не стоит человеку указывать на его недостатки в одежде или поведении. Если вас что-то волнует, то нужно высказать ему это наедине. Если вам помогли или оказали услугу, то стоит поблагодарить человека.

Важно уметь владеть собой. Подобающее поведение предполагает сохранять спокойствие в любой ситуации. Не стоит явно проявлять свой восторг или недовольство в определенный момент. Не надо демонстративно уходить, если подошел несимпатичный для вас человек. Также проявляйте заботу о других людях и помните, что преимущество имеют женщины перед мужчинами, пожилые люди перед молодыми, больные перед здоровыми людьми.

Обществом поощряются те типы хороших манер, которые устанавливают варианты конструктивного общения в отличие от негативного поведения. Это относится к манере общаться, сидеть, двигаться и т. д.

Подобные правила, регулирующие поведение, являются довольно эффективными. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек им следовал. Именно благодаря правилам поведения создается эффективное управление на производстве, оптимальное взаимодействие в коллективе служащих, учащихся, обеспечивается качественное выполнение всех задач.

Таким образом, этические нормы регламентируют то поведение, которое позволяет каждому человеку принимать другого человека, эффективно существовать в обществе, добиваться целей.

Краткая история этики


Особенно четко прослеживается эволюция этой науки в юриспруденции Мы уже выяснили, что изучает этика как наука и учебная дисциплина, каков ее объект, предметы, задачи и цели. Но когда и зачем возникла эта наука? Зачем нужно было выделять ее? В какой момент возникла необходимость в этике как учебной дисциплине?

В далеком 5 в. до н.э. софисты обнаружили, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры. Природная необходимость всюду одинакова, а вот нравы, обычаи и законы людские везде отличаются.

В связи с этим остро встала проблема сравнения разных нравов и законов, чтобы выяснить, какие из них лучшие.

Интересен тот факт, что как только люди взялись за процесс сопоставления, сразу обнаружилось: многочисленные нравы и законы, меняющиеся не только от народа к народу, но и из поколения в поколение, по-разному трактуются еще и в зависимости от обоснования. Разум – единственный источник их оправдания.

Эту мысль быстренько подхватили Сократ и Платон и стали развивать далее.

Еще на этапе возникновения сразу стало ясно, что этику невозможно рассматривать в разрыве от философии.

Аристотель обозначил этику как особую отрасль практической философии, так как она пытается дать ответ на вопрос: что нам делать? Сам мыслитель считал главной целью нравственного поведения счастье. Тогда под этим словом понимали деятельность души в полноте добродетели или самореализацию – разумные деяния, далекие от крайностей и придерживающиеся золотой середины. И основными добродетелями учения Аристотеля были благоразумие и умеренность.

Ученик Платона был уверен и в том, что предмет и основные задачи этики заключались не в самих знаниях, а в поступках людей. И здесь прозрачной нитью наблюдалась неразрывная связь между тем, в чем заключалось благо, и тем, как его достичь.

Начальным пунктом этой науки являются не принципы, а опыт общественной жизни. Вот почему здесь не может быть та же точность, которая присуща математике, к примеру. Истину здесь можно установить лишь в общих чертах, приблизительно.

Аристотель учил, что цели бывают разные, образуя иерархию. Должна быть высшая, конечная цель, которую следует желать саму по себе, а не рассматривать как средство для достижения какой-либо иной цели. Именно она является высшим благом и может определять меру совершенства личности и социальных институтов. Высшее благо – есть счастье, для которого необходимы внешние блага, а также мадам удача. Но в основной степени оно будет зависеть от работы духовной – от деятельности, соотносимой с добродетелью. И предмет изучения и назначение этики как науки по Аристотелю – свойство души действовать по образу добродетелей.

В широком же смысле этика является наукой, которая задает основу для экономики и политики.

Именно из этики пришло к нам золотое правило: не делай другим того, чего сам себе не желаешь! Многие думают, что оно библейское, но существует на самом деле в разных культурах с древнейших времен, встречается в Мишне и у Конфуция.

Этические теории все развивались, и философы начали испытывать некоторые сложности в использовании унифицированных терминов. Дело в том, что в разных учениях базовыми объявлялись совершенно разные понятия.

Предметом религиозной этики в культурах с персонифицированным Богом сам Бог – это предмет морали. Тогда в основе лежат нормы, которые религия в приказном порядке объявила божественными. И этика общественных отношений как система моральных обязательств перед обществом подменяется божественной этикой – системой моральных обязательств перед Богом. И иногда этот факт может быть причиной конфликта (социального или даже массового) с моралью общества.

Корпоративная этика

В настоящее время сотрудники большинства предприятий и компаний, как зарубежных, так и российских, знают, что такое корпоративная этика – система нравственных и моральных принципов, опираясь на которые сотрудники взаимодействуют между собой или со сторонними организациями. В данном случае этические нормы позволяют устанавливать и регулировать отношения между сотрудниками и их подход к решению поставленных задач или выполнению плана. Корпоративная этика может включать в себя следующие принципы:

  • ответственность на рабочем месте;
  • соблюдение чувства долга для выполнения работы;
  • сплоченность коллектива и нацеленность на общий результат.

Не осуждать, но научить ориентироваться

Из статьи, как будто бы, напрашивается вывод, что решением всех проблем будет осуждение таких-сяких-не-мазанных, печатающих двумя пальцами. В самом деле, осудить иногда полезно, чтобы мотивировать человека через отрицательные эмоции, если другое не помогает, или чтобы лишить дурней авторитета, чтобы свои правила игры не могли навязывать.

Однако, чаще всего осуждение не помогает тому, кого осудили. Почему? Потому что жизнь постоянно ставит людей перед этическим выбором, и люди всегда стараются выбрать оптимальное решение, но не всегда могут.

К примеру, ты решил заняться развитием способностей, но при этом потерял раппорт с природой и внутренней свободой. Ты отказался от сомнительного заработка типа спамерского, но ты снизил уровень жизни своей семьи. Ты не хочешь продавать свои обучающие программы втридорога, потому что тогда их покупают не чтобы учить язык, а чтобы избавиться от денег, но у тебя нет денег на рекламу, тебя никто не знает, и твоими программами не пользуются те, кто мог бы. Ты выбрал разрабатывать методики преподавания иностранных языков, и тратишь время на написание компьютерных программ, но у тебя меньше времени заниматься самим языком, и ты учишь языку, не зная его в совершенстве. Ты идешь на конфликт, потому что знаешь, что вопрос должен быть решен, но при этом ты позволяешь ввести себя в роль того, кто навязывает разборки. Ты хочешь заработать деньги, но платишь за это свободой и здоровьем, то есть, продаешь свою жизнь…

И такого типа этические вопросы (вопросы системы ценностей) встают каждый день, если не каждую минуту. Задача не в том, чтобы осуждать и манипулировать осуждением, а в том, чтобы научиться видеть и различать, что стратегически выгодней и почему. Этика — это не свод правил — это способность чувствовать суть вещей и делать стратегически правильный выбор.

Похожие термины:

  • занимается обсуждением метафизических и метаэтических вопросов морали, к примеру, вопросом природы этических ценностей.

  • часть этики, касающаяся только индивида, в отличие от социальной этики. Индивидуальная этика рассматривает группу, сообщество как нечто привходящее, побочное по отношению к природе человека, кото

  • занимается анализом и осмыслением нравственных норм. Нормативная этика вырабатывает нравственные предписания относительно человеческого поведения и задает рамки для ситуативного выбора.

  • относительно самостоятельная область этического знания.

  • раздел этики, отражающий специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного социально-педагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности социаль

  • занимается описанием человеческого поведения в связи с определенными нравственными воззрениями в определенную историческую эпоху. Позитивная этика дает представление о том, каким образом вели

  • ставит своей задачей улучшение поведения людей. В основе практической этики лежат те нравственные наставления, которые человек получает в семье, в школе, в обществе. Умение соблюдать нормы нравст

  • этика общественной жизни, учение об этических отношениях и обязанностях, обусловливаемых самой жизнью человека в обществе.

  • приписываемое человеческому труду как таковому, вне зависимости от поставленной цели, моральное значение. Это понятие играет роль преимущественно в тех случаях, когда труд как общественная функц

  • учебный предмет, введенный в школах СССР для преподавания в 9–10 классах в 1985 г. Преподавание его осуществлялось по меньшей мере до нач. 1990-х гг. Ист.: Очерки, 1987, 195. Семья и школа, 1989, №№ 1, 5. «…Мнение…

  • (этика бизнеса) – совокупность «неписанных» (не узаконенных государственными институтами), но тем не менее имеющих определенную силу этических принципов, норм, правил, призванных регулировать (на

  • . В традиционном научном смысле под этикой всегда понималась и понимается наука о нравственности или, иначе, морали. В ней были заложены и раскрыты те нравственные нормы и принципы, которые неизмен

  • (Ethics of Social Work) вид профессиональной этики, которая основывается на реализации социальным работником моральных норм, принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной д

  • совокупность нравственных норм, регулирующих профессиональную деятельность.

  • 1. Один из базовых компонентов культуры речи, обеспечивающий гармонизацию общения коммуникантов в духе взаимной уважительности и соблюдения интересов общающихся. 2. Раздел речеведения, рассматри

  • составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного социальнопедагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности

Чем этика отличается от этикета?

Все мы с детства помним, что нас учили соблюдать правила этикета, это касалось поведения не только в общественных местах, но и дома. Этикет – это группа норм или правил поведения в общественных местах. Вот некоторые из них:

  • уступать места в транспорте пожилым людям;
  • придерживать двери;
  • культурно вести себя в общественных местах, не шуметь;
  • соблюдать правила этикета за обеденным столом.

Современная этика, в продолжение традиций древних философов и мыслителей, занимается изучением более глубоких нравственных проблем человечества

Поэтому созвучные понятия этика и этикет имеют различные определения, но определенно важное, и в некотором смысле схожее значение для общества. К таковым могут относиться:

  • соблюдение традиций и норм поведения;
  • оценка критериев для зла и добра;
  • возможность свободы слова и выбора;
  • поиск целей и смысла жизни человека, его благополучие.

Что изучает этика?

С древнейших времен этика как наука представляет собой одно из направлений философии, которое занимается исследованием нравственных и моральных ценностей различных социальных групп. Подобная связь с философской наукой объясняется тем, что для понимания основополагающих моментов этики требуется знание основ философии.

Что такое этика? Рассматриваемое понятие часто называют областью знаний, включающую в себя изучение столь важных для развития общества норм – поведения, правил, традиций, оценку целей и поступков человека в той или иной ситуации. Основные вехи этой науки применяются в изучении социальных, политических, семейных вопросов.

Рабочий лист по этике сотрудников

Этика помогает нам решать, что правильно, а что неправильно, и какую цену нам придется заплатить, если мы будем следовать неправильной практике. Ниже приводится ситуация с этической дилеммой, с которой сотрудник может столкнуться в прибыльной, но потенциально опасной ситуации. Читателю предлагается внимательно прочитать ситуацию, а затем ответить на последующие вопросы.

сценарий

Ришабх Даш работал в течение года бухгалтером в Agri Chemicals Pvt. ООО, завод по производству удобрений. После этого он подал заявку на работу в QWERTY Solutions, известную компанию в Бангалоре. Требование о желаемом профиле кандидата упоминается как «опыт работы в бухгалтерском учете 2-5 лет».

Ришабх не хотел терять возможность работать с известной компанией, и поэтому он ошибочно упомянул «3 года опыта работы» в своем резюме. Он был выбран и быстро создал репутацию хорошего исполнителя. Он даже дважды был «Многообещающим сотрудником месяца» за первые шесть месяцев.

Однажды один из коллег Ришабха решил собрать некоторую справочную информацию о нем из чистой ревности. Он пошел в Agri Chemicals и открыл правду. Излишне говорить, что он вернулся и пролил бобы.

Наблюдатель Ришабха был очень обеспокоен, услышав это, поскольку у него было очень хорошее впечатление о Ришабхе, и он на самом деле решил продвинуть его, чтобы он мог разделить некоторые из управленческих обязанностей.

Вопросов

  • Когда Ришаб преувеличил свой опыт в своем резюме, вы думаете, он боялся, что его в конечном итоге поймают? Что бы вы сделали, если бы оказались в аналогичной ситуации?

  • Что бы вы сделали, если бы знали правду о Ришабхе вместо его коллеги? Объясните свое мнение.

  • Если бы вы подали заявку на работу и столкнулись с похожим сценарием, у вас возник бы соблазн сделать то же самое, что сделал Ришабх? Объясните свое мнение.

Профессиональная этика для работодателей

Компании также начали поощрять развитие и соблюдение этических норм на своих рабочих местах, предоставляя своим сотрудникам справедливые оценки и разделяя с ними власть и ответственность. Существует прозрачность в том, как распределяется ответственность за работу и как делегируется работа. Большое значение уделяется четкому общению с точными инструкциями.

Компании периодически проводят тренинги, чтобы повысить знания сотрудников и их склонность к работе. Обмен конструктивной обратной связью с сотрудниками и предложение их обратной связи являются важными шагами, которые побуждают сотрудника думать об организации как о коллективном подразделении, в котором командам назначены конкретные обязанности.

В ходе недавнего опроса выяснилось, что сотрудники, которых поощряли соблюдение этических норм в деловой практике, были гораздо более лояльными и продуктивными. Мало того, они стали образцами для подражания для сотрудников начального уровня, и это помогло им получить положительное признание со всех сторон. Это привело к их профессиональному росту и расширению полномочий по принятию решений.

Деловая этика

Всем предпринимателям, менеджерам и высокопоставленным должностным лицам известна этика делового общения – комплекс норм служебного поведения, которая направлена на достижение поставленных целей. Зачастую она включает в себя следующие составляющие:

  • уверенное и тактичное взаимодействие с подчиненными, начальством, конкурентами и партнерами;
  • умение руководить, принимать решения и избегать конфликтных ситуаций;
  • навыки ведения переговоров;
  • сплоченность и желание работать в одной команде.

В большинстве случаев некоторые правила делового общения идут вразрез с особенностями характера и менталитета сотрудника. В данной ситуации стоит выбирать между требованиями рабочего процесса и привычкой или собственными принципами. В некоторых случаях соблюдение этики делового общения может стать залогом успешного развития бизнеса и продвижения по карьерной лестнице.

Классификация этических ценностей

По Гартману все нравственные ценности можно разделить на:

  • основные – находятся в основе всех других ценностей, включают в себя благо и соседствующие с ним ценности благородства, чистоты и полноты;
  • частные – ценности-добродетели.

Частные ценности делятся в свою очередь на три крупные группы:

  1. Ценности античной морали: мудрость справедливость, самообладание, храбрость. Здесь же находятся аристотелевы ценности, базирующиеся на принципе середины.
  2. Ценности «культурного круга христианства»: искренность и правдивость, любовь к ближнему, верность, надежда вера и доверие, смирение, скромность, дистанция, ценность внешнего обхождения.
  3. Другие ценности: дарящая добродетель, любовь к дальнему, личная любовь.

Этические категории

Понятия, категории этики – это основные постулаты морали, которые определяют степень правильности и неправильности человеческих поступков.

  • добро – добродетель, олицетворяющая все положительное, что существует в этом мире;
  • зло – противоположность добру и общее понятие безнравственности и подлости;

  • благо – касается качества жизни;
  • справедливость – категория, указывающая на одинаковые права и равенство людей;
  • долг – умение подчинить собственные интересы ради блага других;
  • совесть – индивидуальная способность человека оценивать свои поступки с позиции добра и зла;
  • достоинство – оценка качеств человека обществом.

Это далеко не все категории, которые изучает эта наука.

Этика в древности

Мудрецы античности не выделяли ее в отдельную научную дисциплину, а причисляли к разделам философии и права.

Больше всего в те времена она напоминала нравоучительные афоризмы, способствующие пробуждать в людях их лучшие и благородные черты характера. Именно Аристотель выделил ее в отдельную дисциплину, поместив ее между психологией и политикой.

В работе под названием «Эвдемова этика» Аристотель затрагивает вопросы, касающиеся человеческого счастья и причин его возникновения. Глубокие размышления этого ученого были направлены на то, что, по сути, человеку для благоденствия требуется иметь цель и энергию для ее осуществления. Как он считал, неподчинение жизни ее достижению – это большое безрассудство.

Для самого Аристотеля понятие и содержание этики стало фундаментом для формирования в сознании его современников таких норм, как человеческие добродетели. Античные философы относили к ним справедливость, нравственность, мораль и другие.

Еще до появления греческого слова ethika, которое стало обозначать науку, изучающую мораль и правомерность поступков людей, в разные времена человечество интересовали вопросы добра, зла и смысла жизни. Именно они являются основополагающими и сегодня.

Происхождение слова «этика»

Слова «мораль» и «этика» происходят от двух разных слов — греческого «ethos» и латинского «mos» или «mores», которые означали примерно одно и то же — нравы, характер, манеру жить и действовать. Древние греки и древние римляне считали каждое из них прямым переводом второго. И никаких различий между тем и другим и не делали. Если сегодня мы спросили бы их, что такое этика и мораль, они ответили бы, что это два способа по-разному (на греческом и на латыни) назвать одно и то же. Но если нам все же желательно воспользоваться и тем и другим, чтобы проанализировать стоящую за ними реальность, к чему нас подталкивает новейшее употребление этих слов, разумнее всего обратиться к истории философии, точнее, к тем ее разделам, в которых этот вопрос проработан с наибольшей ясностью. Из числа мыслителей нового времени величайшими фигурами выступают в этом плане Кант, разработавший философию морали, и Спиноза, автор «Этики».

Мораль и этика противостоят так же, как абсолютное (или претендующее на абсолют) и относительное, как всеобщее (или претендующее на всеобщность) и частное, как безусловное (нравственный императив Канта) и обусловленное чем-либо (признающее лишь гипотетический императив). В двух словах: мораль приказывает, этика рекомендует. Из этого противопоставления вытекает необходимость двух различных определений.

Мораль и этика

Мораль это нормативный и категорический дискурс, вытекающий из противостояния Добра и Зла, рассматриваемых в качестве абсолютных, или трансцендентных, ценностей. Мораль состоит из приказов и запретов; это совокупность наших обязательств. Мораль отвечает на вопрос: «Что я должен делать?» Мораль претендует на единство и универсальность. Она стремится к добродетели и достигает кульминации в святости (в кантовском смысле, для которого святая воля есть воля, полностью соответствующая нравственному закону).

Этика это нормативный, но не категорический дискурс (или признающий лишь гипотетические императивы), вытекающий из противопоставления хорошего и дурного, рассматриваемых лишь в качестве относительных ценностей. Этика состоит из знания и выбора; это осмысленная и подчиненная строгой иерархии совокупность наших желаний. Этика отвечает на вопрос: «Как жить?» Она всегда является принадлежностью индивидуума или группы индивидуумов. Этика есть искусство жизни; чаще всего она стремится к счастью и достигает кульминации в мудрости.

Ошибкой было бы пытаться делать выбор между моралью и этикой. Никто из нас не в состоянии обойтись без этики, ибо на вопрос о том, как жить, мораль дает лишь очень неполный ответ, не объясняя, как достичь счастья и мудрости. И лишь мудрец способен обойтись без морали — ему хватает знания и любви. Но нам до него далеко, и потому мораль нам необходима. Вместе с тем этика — более широкое понятие. Она включает в себя мораль, тогда как обратное тождество ложно; дать ответ на вопрос о том, как жить, означает помимо прочего определить место, занимаемое обязанностями; в то время как ответ на вопрос о том, что делать, еще не отвечает на вопрос о том, как жить.

Этика — более фундаментальное понятие, ибо вскрывает истинную сущность морали (как желания, принимающего себя за абсолют), а также собственную сущность (как морали, лишенной иллюзий и потому свободной). Если бы Бог существовал, этика была бы моралью Бога. Но мы не в силах ни полностью достичь ее, ни совсем от нее отказаться. Таким образом, этика являет собой труд, процесс, продвижение. Это, как говорили древние греки, осмысленный жизненный путь, ведущий к доброй жизни и наименее дурной из всех возможных. Это единственная истинная мудрость.

Этика в интернете

В Интернете этика сетевого общения представляет собой манеру общения человека при отсутствии личного контакта с оппонентом. Независимо от подобной особенности, она не является разрешением к оскорблению и нецензурным шуткам в чужой адрес. Помимо столь распространенной проблемы при общении во всемирной паутине, этика сетевого общения может включать в себя следующие принципы:

  • соблюдение темы разговора;
  • обращение к собеседникам на Вы или ты;
  • отсутствие плагиата и возможность цитирования;
  • обсуждение условий рекламы;
  • особенности написания сообщений – шрифт, размер, цвет текста, наличие картинок или смайлов.

Предмет этики

Определение

Этика или, как еще ее можно назвать, философия морали, исследует проблемы добра и зла, а также нравственные взаимодействия между людьми. Она является одним из основных философских разделов.

Данный термин был образован от греческого слова ethos Аристотелем, что в переводе на русский язык означает характер или обычай.

Основные различия в разнообразных философских трактовках морали прежде всего определяются по расхождениям в понимании самого морального источника, некоего морального идеала, к которому человек обязан стремиться.

В зависимости от понимания источника морали определяют четыре типа теорий этики:

  • Натуралистические концепции, которые говорят о том, что источник морали идет из природы, а сама мораль является моментом развития биологических (природных) закономерностей;
  • Социологические концепции, в соответствии с которыми источник морали идет из общества, а сама она является элементом общественной организации, разновидностью социальной дисциплины;
  • Антропологические концепции, по которым мораль происходит из человеческой природы, является его неотъемлемым качеством;
  • Сверхнатуралистические концепции, в которых говорится о том, что мораль происходит из некоего трансцендентного источника, который находится вне пределов существования человека.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector