Традиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделий
Содержание:
- Традиционный еврейский мужской головной убор
- Что такое КИПиА
- Предназначение и традиции ношения
- Традиционная еврейская шапка
- Как называются кудряшки у евреев и что они символизируют
- Какие еще национальные еврейские головные уборы существуют
- Современное разнообразие ермолок
- Традиционные черты разных религиозных направлений
- Еврейский закон
- Разнообразие кип
- Талит большой и маленький
- Ссылки [ править ]
- Палитра оттенков
- Примеры звезд с еврейскими стрижками
Традиционный еврейский мужской головной убор
В целом евреи в европейских странах не носили какую-либо одежду, отличающуюся от той, которую носили их христианские соседи. Единственным исключением из этого было то, что они носили различные еврейские шляпы. Хасидские мужчины тратят несколько сотен долларов на свои войлочные шляпы старой европейской линии.
Описание происхождения ермолки
Мужской еврейский головной убор называется кипа (на идише ермолка). Этот вид головного убора носится обязательно мужчинами во время молитв и становится факультативным как для женщин, так и для реформаторов и консерваторов. Еврейские традиции не требуют какого-либо определенного типа покрытия головы.
Кипу можно носить под шляпой по улице, однако в практике многих ортодоксальных мужчин носить ее в течение дня, а не только во время молитвы. (Одна традиция считает, что еврейский человек не должен ходить более чем на 4 локтя в любом направлении с непокрытой головой).Для справки! Часто цвет и ткань ермолки могут быть признаком приверженности конкретному религиозному движению. Традиционно ермолка, как полагают, возникла из арамейской фразы «yarei mei-elokah» (в страхе перед Господом), в соответствии с принципом, согласно которому ермолка должна отражать чей-то страх перед небом. На иврите, это слово звучит как «йерей малка».
Носят ли его в наше время?
Еврейские головные уборы могут носить не только мужчины, но и женщины. Однако в этом случае, человек не считается ортодоксальным евреем. Это относится к реформистскому или консервативному направлению. Поскольку евреи все больше интегрировались в современный мир, такая практика, как ношение кипа, регулярно становится табу.
Даже когда желание сохранить еврейскую идентичность остается важной, евреи не хотят делать ничего, что привлекло бы внимание к себе. Для некоторых, носить ермолку может означать совершенно противоположное – создание барьера между человеком и Богом
На этом головные уборы евреев мужчин не заканчиваются. Поверх кипа надевают каскет, или дашек. Чаще с этой целью надевают черную шляпу. Всего насчитывается около 34 основных видов этого головного убора. Хасиды носят черные шляпы в будние дни, как и почти все Хередим сегодня. До первой мировой войны евреи носили кепку.
Мнение эксперта
Элен Голдман
Мужский стилист-имиджмейкер
Если мужчина надевает кипу очень маленькую, которую тяжело заметить в волосах, то это говорит о том, что в его планах насовсем ее снять.
Колпик – это тип головных уборов, которые носят в семьях многих хасидских ребе. Он сделан из коричневого меха, в отличие от сподика, который носят польские хасидские династии, который делают из черного меха.
Также есть штреймель – меховая шапка, которую носят женатые ультраортодоксальные евреи, особенно члены хасидских групп, в субботу и еврейские праздники. Сидик – такая меховая шапка отличается тем, что она высокая, тонкая и цилиндрическая.
Особенности такого головного убора
Все киппоты и ермолки – это тюбетейки, каждая ермолка – это кипа, но не каждая кипа – это ермолка.
Нравится ли Вам головной убор кипа?
ДаНет
Это объясняется тем, что еврейское слово kippah, как оно используется в Израиле и все чаще в диаспоре, обозначает любую тюбетейку, которую носит еврей по религиозным соображениям, тогда как ермолка, которая исходит от идиша, обычно относится только к сшитому сатину или войлоку колпачку, обычно с хлопчатобумажной подкладкой.
Для справки! Она не обязательно должна быть черной, как когда-то, но его нельзя вязать или вышивать, как многие киппоты.
Что такое КИПиА
С автоматизацией производства в КИП стало поступать много нового. Особенно это касается производства автоматического, а не автоматизированного. Два этих слова отличаются друг от другом только тем, что в автоматизированном предполагается участие человека, а в автоматическом все делают автоматы. На заводах по производству автомобилей идут целые конвейерные линии, где все собирают роботы. На разных заводах стали появляться целые автоматические участки, линии, цеха… И нас это уже давно не удивляет. Без такой автоматики уже невозможно производить теперь целые группы товаров. Например, интегральные микросхемы делаются полностью автоматически, просто потому что человек там уже и помочь не может ничем: то, что производится, видно только под микроскопом.
КИПиА
Роль человека сводится к периодичному замеру каких-то параметров. Поэтому и добавили одну букву. Аббревиатура КИП стала выглядеть как КИПиА. Второе «и» — это союз. Расшифровка аббревиатуры: «Контрольно-измерительные приборы и автоматика».
Понятно, что теперь уж стены тех прежних складов ЗИП и КИП давно «раздвинулись», говоря фигурально. Для хранения всех запчастей для роботов и ящичков с приборами, насколько разнообразными, настолько же и причудливыми, уже не хватит стеллажа-другого, и тети Маши-кладовщицы, которая их выдает для проведения недельной или месячной профилактики. Теперь на заводах фирм, производящих высокотехнологичное оборудование, везде существует служба «КИП автоматика», которая и должна обеспечить бесперебойную работу всех приборов и всей автоматики. Собственно, это является основой обеспечения работы самого производства. Потому что стоит прокрасться сбою в работу службы — и все встанет. Нет какой-то малюсенькой детали от небольшого прибора, заказать и купить забыли — и все. Фирме могут грозить огромные убытки.
Предназначение и традиции ношения
Кипа в переводе с иврита означает «полушар», «купол». В народе бытует еще одно название – ермолка. По мнению ученых, слово произошло от выражения «йерей малка», которое означает «боящийся Бога». Согласно второй теории, название головного убора имеет общий корень с тюркским «ямурлук», что переводится как «плащ от дождя, имеющий капюшон». Кипа – не просто часть национального гардероба. Это предмет, имеющий духовный смысл: поклонение перед Богом, оценка его мудрости выше над всем земным миром.
Имеется мнение, что первый раз голова еврея была покрыта накануне появления Храма Соломона, что служило мерой профилактики солнечного удара. Однако здесь же допускается, что таким образом человек пытался опустить свое лицо и скрыть его от гнева Всевышнего. Еще одним вариантом трактовки причин появления еврейской кипы является запрет мусульманского халифа Омара носить людям тюрбаны. Им предписывалось накрывать голову чем-то иным. В течение многовековой истории евреи несколько раз получали запрет ношения ермолки, в том числе, в царской России. Тогда их характерными уборами были описываемые шляпы.
Аналогичный головной убор носят представители католического духовенства после выбривания тонзуры и принятия сана. В таком случае она называется пилеолусом. Надетая на головы академиков шапочка именуется академической. Обращаются к ней также сваны (княжества сванети). Нужно отметить, что ортодоксальные евреи носят такую шапочку всегда, консервативные – только для трапезы в синагоге, а реформистские – во время трауров, на праздники и так далее.
Традиционная еврейская шапка
Ермолка – мужской головной убор, традиционный для еврейского народа, — маленькая лёгкая шапочка, закрывающая макушку, плотно прилегающая к голове, круглой формы без полей и околыша. Может быть выполнена из ткани или связана из ниток.
Символизирует скромность, благочестие, смирение и преданность Богу.
Происхождение
Знатоки лингвистики наверняка отметят созвучия слова «ермолка», как называют головной убор в языках разных народов. Вероятнее всего, оно произошло от тюркского ягмурлук, что означает «дождевик».
Чуть позже оно было заимствовано славянами. В древнерусском есть слово емурлукъ того же значения. В польском jarmułka означает «шляпа».
Евреи приводят два варианта происхождения названия ермолки. Словосочетание йарэ малка – в переводе «трепет перед Царём», под Царём понимается Бог. Или йерэ ме-элока, буквально с иврита – «боящийся Бога».
Справка! «Кипа» переводится как «купол» или «защита». Во французском и итальянском языках тоже есть слова с подобным значением и близким звучанием – calotte (фр.), calotta (итал.).
В магазинах еврейской одежды на полках представлен большой ассортимент ермолок, которые различаются:
- по размерам;
- по цвету не только верха, но и подкладки;
- по материалу – бархатные, шелковые;
- по фасону – четырех-, шести- и восьмиклинные;
- по форме – остроконечные и плоские;
- по отделке – гладкие, расшитые, вязаные, отороченные мехом или с кисточкой, помпончиком на макушке.
Многообразие видов обусловлено традициями общины, к которой принадлежит обладатель кипы. Так что поистине свояк свояка видит — у евреев по головному убору — издалека.
Как носили раньше и носят в наше время
Если христиане мужчины, заходя в храм, снимают шапки, показывая этим благоговение перед Богом, то евреи, наоборот, носят кипу в знак особого почитания Всевышнего.
Её носят в храме, за молитвой и изучением Торы (иудейского религиозного Закона, Пятикнижия Моисея), во время еды, в знак траура по умершим, в честь праздника совершеннолетия (бар-мицва). Ортодоксы кипу почти не снимают.
Ермолку надевают как самостоятельный головной убор, и оставляют под другим национальным головным убором – шляпой или меховой шапкой.
Удерживается столь маленькая шапочка на голове при помощи специальной заколки-прищепки.
Ортодоксальные евреи предпочитают носить шляпы, современные либеральные ортодоксы выбирают маленькие вязаные кипы.
Справка! Маленькую круглую шапочку любят не только евреи. В России ходить в ермолке позволяли себе аристократы. Наравне с халатом и шлафроком (свободным пиджаком из мягкой ткани) она считалась домашней одеждой знатных господ.
Папа Римский на официальных мероприятиях тоже носит белый головной убор, похожий на кипу. Это традиционная шапочка католических священников, которую те надевают сразу после принятия сана. Кардинал Ришелье имел право носить шапочку красного цвета, чёрный цвет означает принадлежность к аббатству.
Ермолка – маленькая круглая шапочка присутствует, как атрибут учёной степени, на портретах известных академиков. Профессора наук старой гвардии носят её по сей день.
А когда в советской киноленте появляется персонаж из солнечной Грузии, то он щеголяет в кепке-аэродроме, если это городской житель. Пастухи в горных селениях появлялись на экране в небольшой войлочной шапочке серого цвета с отделкой из тесьмы, которая очень напоминает ермолку…
Как называются кудряшки у евреев и что они символизируют
Пейсы- обязательный атрибут для любого ортодоксального еврея. В Торе есть заповедь, запрещающая выбривать пеот — волосы на висках.-В Торе есть запрещающая заповедь: “Не закругляйте углов ваших волос головных” (Ваикра, 19:27).
По сути, любая длина волос на висках дозволена, но у многих возникает желание исполнить ее наилучшим способом и как можно явно показать отличие от нееврейского окружения.
Как и у любого вероисповедания в иудаизме есть свои особенности. В давние времена, когда евреи становились жрецами других богов, они полностью выбривали волосы на голове.
Да и в наши дни существует процедура, если верующий нарушил религиозные традиции и законы, он сбривает пейсы. Поэтому можно сказать, что длинные пряди у висков- это отличительная черта иудейского народа, имеющая мистический и сакральный смысл.
Нацистские гонения также не способ проявлениям еврейского происхождения, многим приходилось скрывать свое происхождение, вынужденно не следовать законам Торы,отказываться от символов и знаков принадлежности к вере.
Как делают пейсы
Четких указаний как именно должны выглядеть волосы у висков нет, поэтому способ укладки и ношения допускается разный. Даже в Израиле вы не найдете одинакового уложенные пейсы.
Участники консервативных иудейских общин уже традиционно оставляют длинные, слегка закрученные волосы на висках.
Разные общины определяют свое видение, как именно нужно носить пейсы. Все зависит от традиций, места проживания, толкований Торы и тому подобного. До сих пор некоторым приходится скрывать их под головным убором, кто-то убирает за уши, завязывает на макушке.
Нет единого мнения какой именно способ ношения более правильный и предпочтительней
Евреи приводят несколько вариантов происхождения этого слова: йарэ малка – в переводе «трепет перед Царём», где Царь- это Бог и йерэ ме-элока, буквально с иврита – «боящийся Бога».
В специализированных магазинах единообразный вариант найти невозможно. Ситуация такая же как и с пейсами, разные религиозные группы предлагают свои модификации шапочек. Разняться они по таким критериям:
- Размер.
- Цвет основной и цвет подкладки.
- Материал для изготовления.
- Фасоны.
- Форма.
- Отделка и декор.
Ермолки носят в храме, за молитвой, за чтением Торы, во время приема пищи, надевают во время похорон и в честь праздника совершеннолетия (бар-мицва). Правоверные иудеи ее практически не снимают никогда.
Согласно цниюту – иудейскому закону о женской скромности женщина не должна появляться на людях с непокрытой головой. Верующие иудейки носят платки, полностью покрывающие голову, чтобы ни один волосок не было видно. Однако общество развивается, некотором традициям становится сложно следовать, чтобы избежать неловкостей на работе или учебе.
Относительно недавно был найден выход — вместо платка ортодоксальные иудейки стали надевать парики. Технически это соответствует закону, но парики удовольствие недешевое, и уход за ними нужен кропотливый и аккуратный.
- Рейчел Фрейер — первая судья-хасидка в штате Нью-Йорк на постоянной основе носит шейтель;
- Британская актриса Рэйчел Вайс, была воспитана в католичестве, но приняла иудаизм;
- Актриса Ева Грин не придерживается канонов религии, но считает себя еврейкой;
- Сара Львовна Манахимова, более известная под псевдонимом Жасмин, относится к субэтнической группе евреев Северного и Восточного Кавказа;
- Натали Портман, актриса имеет двойное гражданство Израиля и Америки. Ее свадьба проходила по всем правилам иудаизма.
- Шани Атиас / Shani Atias — израильская актриса и модель;
- Скарлетт Йоханссон, актриса всегда признавала свою принадлежность к еврейскому народу отмечает иудейский праздник Ханука.
- Дредлоки или дреды. Характерны для народов Северной и Западной Африки, семитских народов в Передней Азии и для других индоевропейских групп;
- Традиционные английские прически отличаются особой аккуратностью и сдержанностью. Самая классическая прическа- гладкий ровный пробор и низкий пучок из волос;
- Корейские девушки до сих пор отдают дань наследию предков и украшают свои волосы шиньонами, косами, сложным орнаментом и массивными заколками, собирающими невероятное наслоение локонов на голове;
- Самыми сложными прическами славится Япония. Традиции диктуют носить прически из нескольких элементов: пучки, валики, подушечки, гребешки, косы, цветы, шпильки, а иногда даже парики. Все это может присутствовать сразу в одной прическе.
Мир прекрасен в своем разнообразии.
Различные национальности, языки и культурные традиции создают пестрое полотно, которое не только интересно изучать, но и окунуться в другое восприятие мира крайне полезно. И каждый на этом полотне найдет кого-то свое по убеждениям.
Нравятся ли вам японские прически?
Какие еще национальные еврейские головные уборы существуют
Иудейская шапка является далеко не единственным головным убором среди евреев. Поверх нее может надеваться каскет, дашек или черная еврейская шляпа. Вариаций подобных изделий насчитывается не менее тридцати. Например, хасидские ребе могут использовать колпик, который изготавливается из коричневого меха.
Среди потомственных иудеев Йерушалми классической является еврейская шляпа плуш. Она также известна под названием фликер-теллер, что переводится, как летающая тарелка. Характерными ее особенностями считаются довольно низкие тулья, не превышающие десяти сантиметров, а также широкие поля. Нередко при их пошиве используется велюр, визуально схожий с коротким черным мехом. Подобными характеристиками также обладает самет.
Также отдельного внимания заслуживают киппоты. Это обычная шляпа, которую принято в определенных диаспорах носить в религиозных соображениях. Тюбетейка идиш представляет собой войлочный или сатиновый колпачок, оснащенный подкладкой из хлопка. Среди мужчин популярны не только кипы, но и шляпы, а также меховые шапки.
Замужние дамы покрывают голову платком. Волосы у них считаются продолжением тела и созерцать эту красоту можно исключительно мужу. Также в качестве головного убора может использоваться шейтель. Это парик, изготовленный из волос.
Кипу нельзя назвать обычной шапочкой, благодаря которой ее владелец выделяется из общей массы. Она является своеобразным символом, указывающим на скромность, смирение и преклонение перед Богом. Головной убор также демонстрирует принадлежность к той или иной общине, указывает на происхождение мужчины.
Современное разнообразие ермолок
Сегодняшние евреи носят разнообразные ермолки. Они различаются по форме, материалу, крою, отделке и размеру. Основные модели:
- Бархатная шестиклинка. Основной материал – бархат, подкладка – полиэстер. Часто по краю присутствует сатиновая кайма.
- Бархатная четырехклинка. Аналогична предыдущей, но имеет 4 клина. Бывает выполненной из замши.
- Цветная бархатная. В основном изготавливается для детей.
- Бресловская. Связана из белой толстой пряжи с бресловской мантрой. Имеет синюю или черную вышивку.
- Хабад-Любавич Мешихит. Шьется из черной тирелиновой ткани, украшена мессианским слоганом.
- Териленовая. Похожа на бархатную, но легкая и комфортная. Встречается у приверженцев движений Хабад-Любавич, а также гурских хасидов.
- Бухарская ермолка. Значительно больше по размеру, имеет яркую вышивку.
- Сатиновая. Характерна для консервативных и реформаторских иудеев.
Бархатная шестиклинкаЧетырехклинкаДетскаяБресловскаяТериленоваяБухарская ермолкаСатиновая
Варианты расцветок
Существует деление ермолок на повседневные и праздничные, особенно для ортодоксов и либеральных евреев. Шикарны варианты из белого сатина, украшенные звездой Давида либо выполненные из бежевого атласа. Они могут иметь вышивку золотыми либо серебряными нитками, быть декорированными разноцветными полосами, вывязанными на машинке. Яркие цветные кипы носятся по религиозным праздникам, а также, например, на совершеннолетие.
Особенностью последнего времени являются ермолки камуфляжного цвета. Пересечение с армейской темой неслучайно. В обществе обсуждается вопрос пребывания религиозных евреев на военной службе. Праздничная кипа (синяя или черная бархатная) является основой для штраймла. Ее отделывают по контуру собольими либо лисьими хвостами. Несмотря на разнообразие существующих ермолок, универсальным вариантом остается черная кипа, которую чаще всего используют евреи без религиозных убеждений.
Белая с вышивкойКамуфляжнаяСиняя праздничнаяС мехом
Крой и форма
Кипы могут быть маленькими, средними и большими (в зависимости от того, какую часть головы они покрывают), быть сшитыми либо связанными. Часто изделия изготавливаются из цельного куска ткани с применением специального кроя с помощью выточек. Второй вариант пошива – отстрачивание шапочки из отдельных кусочков, клиньев. Окончание такой кипы – незаметный манжет по периметру.
Различают остроконечные, плоские, шести-, четырех- и восьмиклинные изделия. Например, современные ортодоксы выбрали для себя маленькие кипы из вязаного полотна. Хасиды – более консервативная группа евреев – носят модели, которые покрывают две, а то и три четверти головы. У них существуют и отличия в крое – кипы более плоские, часто имеют кайму.
Кипат-грушМаленькая вязаная
Традиционные черты разных религиозных направлений
Ортодоксальные евреи считают постоянное ношение ермолки обязательным. Консерваторы ограничиваются синагогой и временем приема пищи. У хасидов кипу закрывает меховая шапка. Иудеи-реформисты не считают наличие на голове еврея шляпы необходимым. Нерелигиозные люди надевают ее во время траура, празднования совершеннолетия. При служениях богу в синагоге такой головной убор обязателен.
У ашкеназских евреев кипа имеет четыре или шесть клиньев (отсюда название: четырех-, шестиклинка). При этом все они темных цветов, чаще – черного. У сефардов ермолка не так скромна: она имеет вышивку, орнамент и может быть яркого оформления. Евреи-хасидисты поверх кипы надевают шляпы. Их ермолка чаще белого цвета, что обозначает знакомство с каббалой. Хабадники предпочитают черные шестиклинные модели. Сионисты носят сругу (шапочку из вязаного полотна), а те, кто старательно изучают каббалу – вайсе ярмулку (проще говоря, белую кипу). Для хасида праздничным головным убором является штраймл, выполненный из черного бархата, имеющий украшение из меха соболя либо чернобурки.
Считается, что по религиозным соображениям мальчики начинают носить кипы с 13 лет, однако сегодня часто можно увидеть младших детей с этим атрибутом на голове. Для них приобретается специальная маленькая кипа. Дети литваков носят шестикленные кепки – вариант, чем-то похожий на каскет.
В эллинистическом мире еврею, ведущему утреннюю молитву, разрешалось находиться с непокрытой головой. Было обычным делом, когда значительные раввины накидывали на голову еврейский платок. В средние века для демонстрации своей благочестивости они крепили к голове кипу (это предписывалось Шулхан арухом).
Еврейский закон
Галахические власти спорят о том, нужно ли постоянно носить кипу. Согласно Рамбаму , еврейский закон предписывает мужчине покрывать голову во время молитвы.
В неправославных общинах некоторые женщины также носят кипу, и у людей разные обычаи относительно того, когда носить кипу — во время еды, молитвы, изучения еврейских текстов или входа в священное место, такое как синагога или кладбище. Исторически реформаторское движение было против ношения кипы, но в последние годы стало более распространенным и приемлемым для реформистских мужчин и женщин покрывать голову во время молитвы и изучения иудаизма.
Однако, по мнению некоторых известных авторитетов, эта практика с тех пор приобрела силу закона, поскольку является выражением йир’ат Шамаим (почитание Небес, то есть Бога). Авторитет 17-го века раввин Давид Халеви Сегал («Таз») считает, что причина в том, чтобы обеспечить соблюдение галахического правила, чтобы избежать практик, присущих только неевреям. Поскольку, указывает он, европейцы привыкли ходить с непокрытой головой, а их священники настаивают на проведении богослужений с непокрытой головой, это является уникальной нееврейской практикой, и поэтому евреям будет запрещено вести себя подобным образом. Thefore он правил , что носить кипу требуется Галахе .
Другие галахические авторитеты, такие как сефардский посек , Чида (раввин Хаим Давид Йосеф Азулай), считают, что ношение головного убора — это мидат хасидут , дополнительная мера благочестия. В недавнем ответе бывший сефардский главный раввин Израиля Овадия Йосеф постановил, что его следует носить, чтобы показать принадлежность к религиозно соблюдающей общине.
В Талмуде сказано: «Накройте голову для того , чтобы страх неба может быть на вас.» Рабби Хуна бен Джошуа никогда не проходил 4 локтя (6,6 футов или 2 метра) с непокрытой головой. Он объяснил: «Потому что Божественное Присутствие всегда над моей головой». Рабби Йосеф Каро в « Шулхан Арух» понял это как указание на то, что еврейские мужчины должны покрывать голову и не должны ходить с непокрытой головой более четырех локтей. Покрытие головы, например, ношение кипы, описывается как «почитание Бога». Мишна Berurah изменяет это решение, добавив , что Achronim установлено требование , чтобы носить головной убор , даже при прохождении менее четырех локтей, и даже тогда , когда один стоит на месте, внутри помещения и снаружи. Китцур Шулхан Арух цитирует историю из Талмуда (Шаббат 156б) о раве Нахмане бар Ицхаке , который мог бы стать вором, если бы его мать не спасла его от этой участи, настаивая на том, чтобы он покрыл голову, что внушало ему страх перед Богом. . В православных общинах мальчиков поощряют носить кипу с раннего возраста, чтобы укоренить эту привычку.
Солдат ЦАХАЛа лейтенант Асаэль Любоцки молится кипой и тфилином .
Талмуд подразумевает, что неженатые мужчины не носили кипу:
- Рабби Хисда хвалил рабби Хамнуна перед рабби Хуной как великого человека. Он сказал ему: «Когда он посетит тебя, приведи его ко мне». Когда он прибыл, он увидел, что на нем нет головного убора. «Почему у вас нет головного убора?» — спросил он. «Потому что я не женат», — был ответ. После этого он отвернулся от него и сказал: «Проследи, чтобы ты больше не появлялся передо мной, пока не поженишься».
Танах подразумевает, что покрывать голову — это знак траура:
Аргумент в пользу кипы имеет две стороны. Гаон сказал один может сделать Брах без кипы, так как носить кипу лишь midos Хасидус ( «примерный атрибут»). В 21 веке были предприняты усилия по подавлению более ранних источников, которые практиковали эту снисходительность, включая удаление мягких респонсов из недавно опубликованных книг.
По словам раввина ХХ века Исаака Кляйна , консервативный еврей должен покрывать голову, когда находится в синагоге, во время молитвы или священного учебы, во время ритуального акта и во время еды. В середине XIX века реформаторы во главе с Исааком Уайзом полностью отвергли кипу после ссоры, в ходе которой рабби Уайз сбил кипу с головы.
Разнообразие кип
Сейчас шапочка иудея представлена в разных вариациях. Изделия отличаются друг от друга материалом, формой, размером, а также декором и покроем. Среди основных разновидностей при этом можно выделить следующие:
шесктиклинка. Основа изготавливается из бархата. Для создания подкладки применяется полиэстер. Нередко край обрабатывается с помощью каймы;
четырехклинка. Изготавливается по такому же принципу, что и шестиклинка, но в данном случае клиньев всего четыре. Иногда вместо бархата при пошиве используется замша;
цветная. Шьется из бархата. Как правило, носится детьми;
бресловская. Головной убор евреев вяжется из белоснежных толстых ниток и украшается мантрой. Вышивка может быть черной и синей;
- хабад-любавич мешихит. При пошиве применяется терилиновая материя черного цвета. В качестве украшения выступает мессианский девиз;
- териленовая. Визуально схожа с бархатной, но шапочка на голове более комфортна и обладает меньшим весом;
бухарская. Обладает более внушительным размером, чем все остальные разновидности, украшается с помощью вышивки;
сатиновая. Такие головные уборы выбирают реформаторские и консервативные иудеи.
Талит большой и маленький
Тора обязывает носить две одежды — из шерсти и из легкой ткани. За столетия толкований и интерпретаций это правило превратилось в обязательство ношения так называемого талита катан («малого талита», в противоположность большому талиту — покрывалу, которым евреи закрывают голову во время молитвы; еще талит катан называют талес или арбеканфес). Это четырехугольный кусок белой шерстяной ткани с темными полосами или без них, который можно надевать поверх рубашки или под нее, но в любом случае из-под одежды должны быть видны кисти талита — цицис, или цицит: это предписание Торы.
Ультраортодоксальный еврей-хасид в кафтане и лисьей шапке-штреймле (слева)
Фото: Ilia Yefimovich / Getty Images
Кисти крепятся в отверстиях укрепленных шелком углов талита. Талиты представителей некоторых направлений иудаизма (например, радзинских или ижбицких хасидов) отличаются тем, что в цицит есть нити синего цвета,выкрашенные особой традиционной краской. У сефардов, в отличие от большинства ашкеназов, в углах талита не по одному, а по два отверстия. Некоторые общины предписывают завязывать нити не только на четыре двойных обязательных узла, но и на дополнительные мелкие узелки (до 40 штук). Это внутренний код, позволяющий евреям сразу считывать информацию об общине, к которой принадлежат их единоверцы.
Поверх нательных одежд, включая талит, евреи (и мужчины, и женщины) в старину носили кафтаны, принятые в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Еврейские кафтаны отличались особенностями кроя, но в общем и целом евреи не стремились чрезмерно выделяться среди иноверцев — ни необычными, ни слишком богатыми одеждами. По этой же причине в африканской части Средиземноморья в новое время кафтаны остались в ходу у марокканских евреев (когда русская художница Зинаида Серебрякова путешествовала по Магрибу, она сделала несколько портретов марокканских евреек в национальных костюмах — расшитых кафтанах и цветных юбках). В Средней Азии бухарские евреи носили халаты и меховые шапки поверх кипы, подобно местным жителям, а европейские евреи-ашкеназы носили (и носят по сей день) одежду, похожую на фрак или сюртук.
У фрака нет карманов, а застежка на пуговицы — не слева направо, а наоборот: по еврейскому поверью, добро в теле человека располагается справа (по этой же причине на правой руке евреи носят обручальные кольца). Ткань фрака может быть как матовой (в будни), так и атласной (в праздник), гладкой или с выработкой: это тоже указывает на происхождение и социальный статус. С фраком надевают длинные черные брюки и черные ботинки на шнурках. Исключение опять же составляют хасиды, которые в праздники носят кафтан из светлой ткани, короткие брюки, белые чулки и черные кожаные ботинки без шнурков, так называемые пертил ших. Единственный день в году, когда евреям запрещено носить кожаную обувь, — Йом Киппур, или Судный день, в который верующие не работают, держат безводный пост и молятся о прощении грехов и о том, чтобы следующий год был удачным.
Ссылки [ править ]
- Части этой статьи переведены из Judenhut от 13 июля 2005 г.
- Judenhut в Еврейской энциклопедии
- Липтон, Сара , Образы нетерпимости: представление евреев и иудаизма в моралите Библии , 1999, University of California Press, ISBN , 9780520215511,
- Франсуаза Пипонье и Перрин Мане; Одевайтесь в средневековье , Йельский университет, 1997; ISBN 0-300-06906-5
- Рот, Норман, «Была ли« еврейская шляпа »?»
- Шрекенбург, Хайнц, Евреи в христианском искусстве , 1996, Continuum, Нью-Йорк, ISBN 0-8264-0936-9
- Сильверман, Эрик, Культурная история еврейской одежды , 2013, A&C Black, ISBN , 9781847882868, книги Google
Палитра оттенков
Все ермолки можно разделить на праздничные и те, которые предназначены для ежедневной носки. Особо привлекательно при этом смотрятся изделия, выполненные из белоснежного сатина или бежевой атласной ткани. В качестве украшений на них выступает звезда Давида. Вышивка при этом выполняется с помощью серебряных или золотых нитей. Декором могут выступать полосы различных цветов.
Яркие шапочки принято носить в праздники. Например, в день достижения совершеннолетия.
В последнее время особую популярность обретают камуфляжные головные уборы. Пересечение при этом с армейской тематикой нельзя назвать случайностью. Сейчас начинается активное обсуждение службы в армии религиозных иудеев.
Особо изысканно смотрится штраймала. Такую шапочку отделывают с помощью лисьего или соболиного меха.
Универсальным же вариантом считается черная кипа. Чаще всего ее носят не религиозные евреи.
Примеры звезд с еврейскими стрижками
- Рейчел Фрейер — первая судья-хасидка в штате Нью-Йорк на постоянной основе носит шейтель;
- Британская актриса Рэйчел Вайс, была воспитана в католичестве, но приняла иудаизм;
- Актриса Ева Грин не придерживается канонов религии, но считает себя еврейкой;
- Сара Львовна Манахимова, более известная под псевдонимом Жасмин, относится к субэтнической группе евреев Северного и Восточного Кавказа;
- Натали Портман, актриса имеет двойное гражданство Израиля и Америки. Ее свадьба проходила по всем правилам иудаизма.
- Шани Атиас / Shani Atias — израильская актриса и модель;
- Скарлетт Йоханссон, актриса всегда признавала свою принадлежность к еврейскому народу отмечает иудейский праздник Ханука.