Традиции чукчей
Содержание:
Камлейка
Есть у народов Крайнего Севера и свои дождевики — камлейки. С виду эта куртка похожая на зажёванную модель SI или Isaora и с определённой точки зрения действительно может претендовать на статус технологичной одежды. Камлейка — это глухая рубаха с капюшоном, которую обычно надевали в качестве внешнего слоя на меховые малицы или кухлянки, а морские зверобои — на охоту. Такая рубаха делалась из кишок и горловой ткани морских млекопитающих: моржа, нерпы, сивуча. Особая текстура таких тканей фактически не пропускала воду и снег, защищая мех основной куртки и комфорт носящего.
Слово «унты» произошло от эвенкийского «унта», то есть «обувь». Подобные сапоги изготавливали из оленьих или заячьих камусов, то есть шкуры с ног животного. Подошву у обуви делали из стриженой шкуры оленя, а изнутри унты обшивали мехом. В большинстве случаев особой высотой они не отличались, однако если сапог был высоким, то под коленом его стягивали вздержкой. Классическим элементом является инкрустация бисером или вышивкой. Внутреннюю стельку унтов делали по возможности из войлока, что обеспечивало дополнительный комфорт носящему. Кстати, вариация унтов из овчины стала излюбленным предметом гардероба лётчиков времен Первой мировой, так как позволяла сохранять ноги в тепле даже в условиях экстремальных высот и открытой кабины.
Чум
В чумах традиционно проживают ненцы, ханты, коми и энцы. А вот чукчи в чуме не живут — несмотря на популярную песенку с припевом: «А чукча в чуме ждет рассвета…» Чукчи живут в жилищах, которые называются ярангами (об этом поговорим ниже). А припев к песенке — это, наверно, для красоты слога.
Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.
Летом чум обычно покрывают корой или грубой тканью. Вход также завешивают тканью.
Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.
Вход также завешивают шкурой. Никаких дверей не предусмотрено.
Ставится чум просто. На специальные шесты (их обычно от 20 до 40) натягиваются шкуры. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.
Внутренний интерьер чума прост и бесхитростен. В центре обязательна печь. Она дает тепло, и на ней готовят еду. Снег, попадающий в чум, тает от тепла печи. Влажность внутри чума сравнительно высокая, но зато — тепло, не меньше 15-20 градусов.
После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).
Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.
Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.
Языковая группа
Чукотский язык принадлежит к палеоазитским языкам чукотско-камчатской группы. К языкам, которые имеют большего всего сходства, относят:
- алюторский;
- корякский;
- ительменский;
- алеутский;
- керекский (этот язык уже мертвый, исчезнув совсем недавно, в конце XX века).
Для чукотского языка свойственно, когда одно слово в разных предложениях имеет разное значение.
В письменности используют кириллицу. Попытки создать свою, уникальную письменность не закрепилась в народности. Литература, в основном, на русском языке издается. Так же и весь народ поддерживает двуязычие (чукотский и русский языки).
Культура и традиции чукчей
Чукчи очень независимый, свободолюбивый народ. Они чтут свою культуру, готовы отстаивать до конца традиции предков. У чукчей очень много праздников. Самые известные:
- День рогов.
- День убоя оленей.
- Жертвоприношение звезде Альтаир.
- Праздник кита.
- Праздник байдарки.
Северный народ большое внимание уделяет танцам. Движениями тела они передают всю гамму чувств
Среди чукчей очень популярны подражательные танцы, копирующие движения зверей и птиц. Но также есть игровые, обрядово-ритуальные танцы.
Народ имеет богатый фольклор, мифологию. В основном это устное народное творчество. Чукчи любят рассказывать сказки, предания, которые передают их жизнь, борьбу с соседними племенами. Есть у них и музыкальные инструменты – варган и бубен. Напевы они передают из поколения в поколение.
У чукчей очень специфическое отношение к смерти. Люди верили, что у них 5 жизней, поэтому не боялись уйти в мир иной. Чтобы попасть в Мир предков, нужно было умереть от руки врага или друга. Поэтому чукчи с радостью откликались на просьбу товарища убить его. Это воспринималось как оказание помощи.
Чукчи отличаются неустойчивой психикой, чрезмерной эмоциональностью. Малейшие проблемы способны довести их до исступления. Поэтому самоубийства там частое явление. Средняя продолжительность жизни – 45 лет. В основном чукчи погибали из-за сложных условий жизни, физической немощности.
Стоит отменить дружелюбность и гостеприимность северного народа. Несмотря на экстремальные условия жизни, частый голод, они всегда протянут руку помощи. Известно, что чукчи помогали русским, разделяя с ними пищу. Но в то же время они жестко защищают свои границы, отстаивают независимость с оружием в руках.
Чукотская одежда
При дожде они носят поверх одежды дождевики, имеющие капюшоны. Шьются дождевики из продолговатых четырехугольных небольших кусков тон¬ких китовых кишок, соединенных зубчатым поперечным швом. Рукава и ворот завязываются вшитыми жильными тесемками, а внизу затягиваются прошитым по подолу кругом китовым усом. Дождевики эти носят название parutgn. При длительных дождях эти дождевики начинают промокать, а потому под ними на¬девается второй дождевик, как правило, женский, называемый okontshin.
Рукавицы (lili) делаются из оленьих лап. Они просторны, длинны, заходят глубоко в рукава парки, изнутри ничем не подбиваются, носятся мехом наружу. При всей их кажущейся легкости, они достаточно греют и не портятся от поте¬ния рук. Кроме того, чукчи носят нагрудник из сшитых, немного подстриженных оленьих лап, который они надевают вокруг шеи при помощи двух пришитых к верхнему краю меховых ремней. Один из них застегивается концом на пуговицу. Этот нагрудник защищает шапку или парку от образующихся при дыхании в стужу заледенелых влажных испарений. Зимой необходимо ежедневно перед заходом в полог выколачивать одежду от набивающегося в нее снега колотушкой из оленьего рога (tewltschgin), которую приходится возить с собой при переездах с места на место» (Архив МАЭ. Кол. 3. Оп. 1. П. 2. С. 17-23).
Женская одежда состояла из мехового комбинезона (керкер) до колен, с ши¬рокими рукавами и воротом. Зимой комбинезон был двойным, летом одинарным, мехом внутрь. Женская обувь имела тот же покрой, что и мужская, но до колен. Мужчины и женщины оседлых чукчей носили также короткие нижние штаны, у женщины были и другие штаны из тюленьих шкур, мехом наружу с оторочкой из собачьего по бокам меха, доходящие до колен.
Во время празднеств, при поездках в гости и в зимнее время поверх одежды чукчи носили просторную рубашку мехом внутрь с капюшоном, доходящую до колен. Зажиточные чукчи поверх нее носили еще одну, мехом наружу с отороч¬кой из волчьего меха вокруг капюшона и по подолу. На плечах и по спине с обеих сторон нашивались небольшие куски волчьего меха и замшевые ремешки с нашитыми бусами.
В XIX в. вышла из употребления одежда из бараньего меха (штаны, женские комбинезоны), штаны из волчьих шкур, четырехугольные широкие козырьки, усаженные рядом птичьих перьев, которые носили на голове, и некоторые другие. Начинает проникать и одежда из тканей. Однако широкого распространения она не получила. По мнению очевидцев XVIII-XIX вв., одежда и обувь чукчей была весьма практичной, хорошо приспособленной к суровым условиям климата, производству и бытовой обстановке.
И.С. Вдовин, Е.П. Батьянова(из книги Народы Северо-Востока Сибири)
Сумки
В быту им всегда находится применение. Используются в основном как:
- хранилище для мяса;
- переноска утвари;
- емкость, куда собирают коренья;
- вместилище для материалов и инструментов для рукоделия.
Чукотские сумки различаются по формам и размерам. Так, для хранения рыбы и мяса они большие, делаются из жесткой лахтачьей шкуры. Носятся через плечо. А вот небольшие экземпляры цепляют к поясу (в них с древности хранили порох).
Сумки у народа принято украшать. Маленькие покрывают орнаментами из кожи – светлой на темном фоне. Мастерицы любят вырезать различные геометрические фигуры (треугольники, круги, квадраты, полосы и др.), которые нашивают в специальном ритме, с определенным смыслом. Помимо этого, активно используют бисер и ленты.
Кстати, на различных ярмарках малочисленных народов Севера часто мастерицы предлагают не только купить одну из своих украшенных сумок, но и показывают, как можно декорировать изделие самостоятельно, объясняя смысл узора.
Раньше их делали из дерева, из кожи с прорезями для глаз, из кости моржа. Сейчас чукчи чаще покупают современный вариант аксессуара. Носят их зимой, чтобы защищать глаза от ожога. Дело в том, что от снежной поверхности отражается ультрафиолетовая радиация, которая может вызвать травму роговицы глаз (встречается у горнолыжников, полярников и т. д.).
Изготовление народного северного костюма из подручных материалов
Ирина Ващенко Изготовление народного северного костюма из подручных материалов
Композиция народного северного костюма
*Помочь в организации занятий по приобщению учащихся к богатству древнерусской художественной культуры, ее истокам, национальному своеобразию, самобытности;
*Формирование культурно-исторической памяти, понимания роли русской культуры в мировом художественном процессе;
*Развитие эмоциональной отзывчивости на красоту национального костюма;
*Воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю.
*Воспитание у учащихся эмоциональной и нравственно-эстетической отзывчивости на явления прекрасного в жизни и искусстве;
*Формирование устойчивого интереса к произведениям русского народного искусства, представления о целостной картине мира человека эпохи Древней Руси через художественный образ произведений народного и декоративного искусства;
*Развитие творческой активности, образного и конструктивного мышления учащихся;
*Формирование умения выявлять в произведениях народного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов;
*Совершенствование навыков работы с графическими и живописными материалами, конструирования из бумаги предметов и украшения их декоративными деталями;
*Введение в активный словарь учащихся «старинных» слов и понятий;
*Развитие навыков самостоятельной практической творческой деятельности.
Девичий костюм. Архангельская губерния.
Девичий костюм Архангельской губернии состоял из сарафана, рубахи «рукава невесты» и головного убора – венца.
Одним из важнейших элементов праздничной одежды девушки был нарядный сарафан. По синему полю сарафана набиванника рассыпаны ярко-оранжевые кружочки на тонких серебристых веточках.
Рубахи шили из домотканого холста – льняного или конопляного. Рубахи могли быть цельными (сшитыми по всей длине из цельных полотнищ) и составными, как в костюме архангельской девушки.
Девичий венец архангельской девушки украшен золотошвейным узором, жемчугом и жемчужной сеткой. Такие драгоценные венцы, повязки заказывали специальным мастерам, умевшим шить золотом и низать бисером и жемчугом.
Женский костюм. Олонецкая губерния.
Белый плат, головной убор, шугай с сарафаном, перлы составляют женский костюм.
Сарафан с шугаем теплого серебристо-бежевого цвета. Шугай мог быть верхней или горничной, домашней одеждой с длинными рукавами.
Каргопольский кокошник расшит перламутром, серебряными и золотым нитями и жемчугом, жемчужная сетка-поднизь опускается на лоб, почти до бровей. Белый миткалевый плат украшен крупным золотошвейным узором, особенно богато расшит угол, опускающийся на спину. На шее перлы – много рядов мелкого речного жемчуга.
Костюм просватанной девушки. Вологодская губерния.
Сарафан с «букетом», узорчатая душегрея с золотой отделкой, белая тонкая рубаха, шитый золотой и серебряными нитями кокошник-борушка с алым верхом, шейное украшение и плат расшитый золотыми и серебряными цветами – вот праздничный наряд молодой жены из Вологодской губернии.
Платок, заправленный за лямки сарафана, — белый с алой сборчатой полоской ткани по краю. Такая же сборчатая полоса украшает рубаху на запястьях, а более широкая – из передника, завязанного под грудью. Под передником надет сарафан-набиванник из темно-синей ткани с отделкой по подолу из желтой ленты и из полосы красной сборчатой ткани.
На голове повязка с колпачком, которую могли носить только просватанные девушки-сговоренки. В колпачок, прикрепленный к повязке, убирали косу. На повязке золотыми нитями вышиты стилизованные деревья – тонкие стебельки с листочками.
Женский костюм. Ярославская губерния.
Женский костюм Ярославской губернии состоит из рубашки, сарафана, душегреи, кокошника и фаты.
Силуэт кокошника напоминает островерхое обрамление окна одного из самых красивых храмов города. Травы на кокошнике вышиты золотыми нитями, его украшает мелкий речной жемчуг. Кокошники делали жесткими из проклеенного или простеганного холста (иногда для основы использовали картон) и обтягивали шелком, парчой, атласом, бархатом.
Вот таким способом, из подручных материалов, можно изготовить наглядное пособие для изучения с детьми народных костюмов не только севера, но и всей России.
Конспект занятия «Красота народного костюма. Головные уборы» Тема: «Красота народного костюма. Головные уборы» Цель: познакомить детей с особенностями русского, армянского, турецкого национального.
Источник
Жизнь
Чукчи первоначально охотились на северного оленя, постепенно они одомашнили этих животных и начали заниматься оленеводством. Олени дают чукчам мясо для пищи, шкуру для жилища и одежды, являются для них транспортом. Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Весной и зимой они ловят тюленей и нерпу, осенью и летом — китов и моржей. Ранее для охоты чукчи использовали гарпуны с поплавком, ременные сети и копье, но уже в 20 веке научились пользоваться огнестрельным оружием. На сегодняшний день сохранилась лишь охота на птицу с помощью «бола». Рыболовство развито не у всех чукчей. Женщины с детьми собирают съедобные растения, мох и ягоды.
Чукчи в 19 веке проживали стойбищами, в которые входило 2 или 3 дома. Когда еда для оленей заканчивалась, они кочевали в другое место. В летний период некоторые жили ближе к морю.
Орудия труда были сделаны из дерева и камня, постепенно их заменили на железные. В обиходе чукчей широко используются топоры, копья, ножи. Утварь, металлические котлы и чайники, оружие сегодня используются в основном европейские. Но и по сей день в быту этого народа есть много элементов первобытной культуры: это костяные лопаты, сверла, мотыги, каменные и костяные стрелы, наконечники для копий, панцири из железных пластин и кожи, сложный лук, сделанные из костяшек пращи, каменные молотки, кожи, стебла, снаряды для добычи огня путем трения, лампы в виде плоского судна круглой формы, сделанные из мягкого камня, которые заполняли жиром тюленей.
Легкие сани чукчей тоже сохранились в первобытном виде, они оснащены подпорками дугообразной формы. Запрягают в них оленей или собак. Чукчи, жившие у моря, для охоты и передвижения по воде издавна использовали байдарки.
Приход советской власти затронул и жизнь поселений. Со временем в них появились школы, культурные учреждения и больницы. Сегодня уровень грамотности чукчей в стране находится на среднем уровне.
Шапки и рукавицы
Удивительно, но чукчи раньше практически не носили головные уборы и варежки, несмотря на холод. Причина этого до конца не ясна. Но в 21 веке можно увидеть представителя древнего народа в современной шапке или теплом платке.
Капорообразная шапка
Шляпы раньше могли позволить себе шаманы или жители, обладающие довольно высоким статусом. Но к распространенным головным уборам все же относилась капорообразная шапка из меха. Она чем-то схожа с женским чепцом и напоминает уменьшенный капюшон.
Шьют изделие из бобра, соболя и других мелких зверей. Изнутри шапку подбивают меховушками из горностая, белки, зайца и лисы. Женщины сейчас покрывают голову красивыми разноцветными платками.
Рукавицы кокколо
Для пошива берут камус молодого оленя, но используют и замшу животного или лосиную шкуру. Запястье украшают бисером или разноцветными лентами. Изделие просторное и длинное. Внутри ничем не обрабатывается, носится мехом наружу. С виду рукавицы выглядят легкими, но они прекрасно греют и не портятся при потении.
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по шитью национального чукотского костюма и подставки для куклы
Описание презентации по отдельным слайдам:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Черская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида» МР «Нижнеколымский район» Проект – кукла «Чукчаночка»
Цель: формирование у учащихся интереса к истории и культуре чукотского народа, через изготовление национальной чукотской одежды. Задачи: — образовательная: научить детей шить национальный чукотский костюм
Обогащать знания обучающихся об истории чукотского народа; — развивающая: развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами меха, кожи; — воспитательная: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы
Цель и задачи
1. Яровая Лада, ученица 9 класса 2. Бугер Александр, ученик 9 класса учитель Яковлева А.В. Участники:
карандаш, ножницы, линейка, игла, канцелярский нож, сантиметровая лента, нитки, бисер, тесьма, кожа, пыжика (шкурка олененка); для изготовления подставки: деревянная основа размером 10*10, проволока, ткань, тесьма, клей. Инструменты и материалы:
Наш национальный костюм состоит из комбинезона – керкер и головного убора – малахай. 1. беседа о технике безопасности. 2. изучение литературы о народах Нижнеколымского района. 3. изготовление выкройки. 4. соединение всех деталей швом через край. 5. оформление малахая тесьмой и бисером. Изготовление подставки для куклы: 1. просверлить в центре заготовки дырку, подходящую по толщине проволоки, чтобы хорошо держалась в основании. 2. приклеить проволоку к основанию. 3. приклеить к основе ткань и тесьму. Ход работы:
Чукотский комбинезон керкер
Детская меховая одежда
Изготовление чукотского головного убора малахай
Процесс шитья керкера
Процесс изготовления подставки для куклы
А вот и готовая работа
Чукчи (самоназвание — лыгъо равэтлъан) — искаженное чукотское слово «чавчу» (богатый оленями), которым русские, якуты и ламуты называют народность, проживающую на крайнем севере-востоке России. Чукчи привыкли жить стойбищами, которые снимаются и обновляются, как только закончился олений корм. Летом они спускаются поближе к морю. Национальная чукотская одежда – это удобное и теплое одеяние. Мужчины носят двойную меховую рубаху, двойные меховые штаны, также меховые чулки и сапоги из идентичного материала. Женская одежда также состоит из двух слоев, только штаны и верхняя часть сшиты между собой. А летом чукчи одеваются в более легкие одежды – балахоны из оленей замши и других ярких тканей. На этих нарядах зачастую встречается красивая обрядовая вышивка. Маленьких деток, одевают в керкер, сшитый из оленей шкуры.
Наша красивая тундра
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
Технология творческого мышления
350 руб. 709.00 руб.
Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 222.00 руб.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.
350 руб. 963.00 руб.
Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
Русско-английский словарик в картинках для начальной школы
350 руб. 163.00 руб.
ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
350 руб. 205.00 руб.
ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 171.00 руб.
Рисуем по клеточкам и точкам
350 руб. 248.00 руб.
ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 163.00 руб.
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-127106
38 000 репетиторов из РФ и СНГ
Занятия онлайн и оффлайн
Более 90 дисциплин
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Одежда
Вся одежда чукотского народа шьется из кожи и шкуры оленей, а также морских млекопитающих (например, тюленей). Благодаря материалу она получается теплой и прочной. Кроме того, обувь и некоторая верхняя одежда делается из шкуры морского животного – нерпы
Для чукчей важно одеваться тепло и удобно. Ведь основными занятиями выступают оленеводство, охота
Преследуя зверя, мужчины часами идут за добычей и нередко вынуждены ночевать на открытом воздухе.
Кухлянка
Национальный костюм чукчи обязательно составляет куртка из оленьей шкуры. Зимой одежду носят в два слоя: мехом внутрь и наружу, а летом только в один. Воротник широкий, через него продевается веревка из сухожилий, благодаря которой он затягивается. Запястья кухлянки специально делают уже, чтобы рука беспрепятственно проходила под полу одежды. Для большего комфорта, низ и воротник отделывают мехом собаки, росомахи или песца.
Еще у куртки специальный пояс – он прекрасно закрепляет ножи и другую амуницию.
Удивительным фактом является то, что кухлянку можно носить и в сорокаградусный мороз на голое тело! Охотники в тундре остаются ночевать в куртке на свежем воздухе. Она заменяет теплый спальный мешок.
Камлейка
Причиной появления этого одеяния послужило то, что меховая одежда в сырую и снежную погоду намокает и теряет свои согревающие качества. Поэтому стали шить камлейку – своеобразный дождевик. Внешне похожа на рубаху с капюшоном.
Эту традиционную накидку надевают на верхнюю одежду. Куртку издревле делали из горловой ткани и кишок таких морских обитателей, как сивуч, морж, нерпа.
Штаны меховые
Летом и пока позволяет температура, чукотские мужчины носят штаны из шкуры тюленя, иногда – из оленьей кожи. Под них зачастую надевают другие, например, из бараньего меха.
Зимой же одежда гораздо теплее. До августа охотники убивают годовалого оленя. Его шкуру используют в пошиве самых теплых чукотских штанов.
Еще один элемент зимнего гардероба – чулки. Их надевают под низ. Делаются также из кусков оленьего меха (берут с бедер животного).
Женщины носят теплый комбинезон с широким воротом и рукавами, продолжающийся до колен. В зимнее время он двойной, летом – одинарный.
Вышивка
В украшении одежды аборигены Крайнего Севера активно используют вышивку. Если в старые времена одежду расшивали подшейным волосом оленя, то теперь в распоряжении современных мастериц все чаще появляются обычные нитки и ленты. Вышивать нитками, например, мулине, теперь принято у якутов, эвенков, чукчей, эскимосов, коряков. Также этнические мастерицы продолжают, как во времена бабушек, использовать жилы. Элементы орнамента часто обшивают ровными стежками с небольшими промежутками. Сам же орнамент может быть в виде аппликации или рисунка, выполненного декоративным швом.
При изготовлении одежды, обуви, сумок, поясов, головных уборов и даже накидок на нарты северяне используют в качестве декора лоскутки и полоски ровдуги, кожи, меха.
Кстати, меховая мозаика в виде сочетания полосок и квадратов разного цвета у многих северных народов играет не только декоративную, но и информативную роль. Круглые орнаменты, например, символизируют солнце, а их светло-темное наполнение – соседство света и тьмы. А шахматный узор символизирует оленьи тропы. У некоторых народов узоры аппликаций и вышивки имели социальные, возрастные, половые различия, а некоторые декоративные элементы даже служили чем-то вроде календарей.
Гигиена чукчи
Ребенок чукчи моется
Чукчи мылись редко. И дело не только в отсутствии дров, горячей воды и бани. Они верили, что моясь, человек смывает здоровье и силу.
Периодически, накопив сухие веточки растений, чукчи разводили костер, раздевались, смазывали тела салом нерпы и вставали вокруг костра. Сало топилось от жара и перемешивалось с грязью не коже. Спустя время чукчи брали скребки и счищали ими «грязное сало».
В промежутках между такими «помойками» чукчи счищали грязь так: они одевали одежду из шкур ворсом вниз. Волоски терлись о кожу и постепенно очищали ее.
Сейчас, конечно же, чукчи имеют возможность мыться, благо технический прогресс дал им такую возможность. И все же делают это гораздо реже, нежели мы. Почему? По их словам, жир, которым они натирают свои тела, защищает их от мороза. А если вымыться, то будет утрачена защита кожи и человек быстро замерзнет. Короче говоря, если мыться каждый день, то каждый день нужно и смазываться салом. «Зачем тогда часто мыться?» — вопрошают чукчи.
Из-за редкого мытья в волосах чукчей нередко заводятся вши. Чтобы избежать этого, после мытья они споласкивают волосы мочой (эдакий бальзам-ополаскиватель). Получается, даже чистый чукча весьма «ароматен».