Всеми любимые свистульки известны как филимоновская игрушка

Этапы создания филимоновской игрушки

По такому принципу можно сделать любую филимоновскую свистульку из глины. Первым делом сначала мастер игрушку желтит, для этого широкой кисточкой наносят краску на фигуру, закрашивая ее определенные части тела. Можно чередовать линии, а потом круги или наоборот. Элемент свистульки, где человек касается губами остается незакрашенным.

Вторым этапом является использование малиновой раскраски. Тонкой кисточкой нужно мастеру нанести разные узоры (елочки, треугольники, кружочки, полосы).

И последним штрихом станет озеленение игрушки. Тоже берется тоненькая кисточка и таким же образом окрашивается.

Главным инструментом этой росписи служит гусиное или же куриное перышко. Для данных изделий с филимоновской росписью необходимо применять специальную глину — синика, которую нашли в Филимоново.

Слайды презентации

Слайд 1

Филимоновская игрушка – свистулька

учитель: Грашина Ю.В.

Слайд 2

Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушки И расписывают до сих пор. Да, из красной обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники и павлины И солдатики – войска цвет.

Слайд 3

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки — свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок.

Слайд 4

Белые фигурки филимоновской игрушки играют основными цветами росписи: желтым, зеленым, красным. Старинная филимоновская игрушка расписывалась только красным и зеленым, а желтоватый цвет имела сама глина после обжига. Интересно, что традиционная пластика фигурок напрямую зависела от породы жирной чёрной глины, которая при лепке и сушке давала большую усадку, вот почему все формы традиционной филимоновской игрушки вытянутые и худоватые.

Слайд 5

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

люди животные

многофигурные композиции

Слайд 6

1 группа — люди Барыни Солдаты и юноши

Слайд 7

2 группа – животные: олени, коровы, петухи, наседки…

Слайд 8

3 группа — многофигурные композиции — любота, чаепитие, тройка.

Слайд 9

Элементы росписи

В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг — солнце, треугольник — земля, елочки — символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Слайд 10

Знаки и символы Символ солнца Древо жизни

Конь — образ солнца

Слайд 11

Всадник – податель травы, росы, воды, урожая, счастья. Всадник на коне – образ света, жизни. Всадник – воин освобождал Весну от зимних оков холода и мрака, отпирал Солнце и весенние воды.

Барыня –берегиня, хранительница домашнего очага. Её плодородие народ издревне олицетворял в образе матери.

Кольцевые линии, идущие по фигуре игрушки – символ заключенного в игрушку добра, символ солнца

Птица – символ света. Благодетельный его смысл связывался в народных представлениях с мечтой о счастье.

Слайд 12

Этапы окраски игрушки

Первый этап Игрушку «желтят».По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет — жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи. Расписывают широкой кисточкой (белка и собака) №3.Основные элементы — линии, кружки, полосы. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению.

Слайд 13

Второй этап Используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый»)Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок) №1.Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.

Слайд 14

Третий этап Накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно — называется зелёнка. Линии тонкие. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок) №1. Роспись ведётся между красными линиями.

Слайд 15

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

Слайд 16

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Слайд 17

Пройдя долгий и сложный путь филимоновская игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров.

Слайд 18

Народная игрушка — явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Какие цвета нужны для создания филимоновской игрушки

Цвета — это основная деталь в филимоновской росписи. Основными являются желтый, красный, зеленый, потому что любой из них означает определенный смысл, а именно:

  1. Красный — символ земли, волшебной красоты, сила огня либо духа.
  2. Зеленый — возобновление самой жизни.
  3. Желтый — цвет величественного солнца, а также огня.

Характерная особенность филимоновской росписи — это то, что при обработке методом обжига она после приобретает идеальный белый цвет, поэтому нет необходимости ее поверх грунтовать, так как нам как раз нужна такая идеальна и белая поверхность для того, чтобы ее разукрашивать узорами.

Особенности

В большинстве своем филимоновские игрушки – это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни). Простые формы напоминают древние глиняные игрушки. Кавалеры верхней частью туловища похожи на барынь, только первые одеты в расписные штаны и сапоги, а вторые – в неширокую юбку-колокол. Голова у фигурок маленькая, лицо плоское, часто есть головной убор, напоминающий колпак.

Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок. Корова символизирует благополучие, птица – весну и посредника между людьми и небесами.

Отличие от других промысловых игрушек

Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других видов промыслов буквально все:

  • орнамент с языческими мотивами;
  • простые, даже несколько условные формы (похожа на петушка, лошадку);
  • вытянутость и худоватость фигурок;
  • отсутствие шеи у барынь и мужчин – туловище плавно переходит в голову;
  • использование только 3 основных цветов: красного, зеленого, желтого.

Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. Внутри формируется полость, а сзади – уплотнение (свисток). Также продавливается в правильном месте отверстие, чтобы при прохождении воздуха получался свист. Если образуются трещинки, они легко заглаживаются влажной рукой. Готовые фигурки сохнут и приобретают светло-серый цвет. Обжиг производится в муфельной печи при температуре около 1000 градусов. После игрушки становятся белыми и без грунтовки отправляются на роспись.

Филимоновские узоры в картинках

Разноцветные полосы и круги имеют не случайное расположение, как может показаться на первый взгляд. Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии.

Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.

Имеет значение и цвет. Красный символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый – воздух и солнце, зеленый – листву и жизнь.

Музей «Филимоновская игрушка»

Музей в Одоеве был открыт в 2009 г. при поддержке Администрации Тульской области, Администрации муниципального образования Одоевский район, Тульской Торгово-промышленной палаты.

Экскурсия в музее «Филимоновская игрушка»Основной целью музея является сохранение для будущих поколений материалов по истории создания и развития промысла. Посетителей знакомят с уникальным народным творчеством и его создателями.Для общего представления об искусстве русской игрушки показаны в музее и другие народные игрушки: романовская, суджанская, хлудневская, воронежская, кожлянская, скопинская и даже копии греческой игрушки 1400-1100 гг. до н. э.В музее можно увидеть процесс создания игрушки, а при желании и самому попробовать свои силы. Взяв в руки комок мягкой синей глины, вы ощутите ее энергию.

  • < Назад
  • Вперёд >

Учимся технике

Этот мастер-класс будет интересен не только детям, но и взрослым, интересующимся историей и народным искусством. Освоить элементы росписи не составит труда. Для начала нужно разобраться, какие отличительные особенности имеет именно эта роспись.

Эти цвета выбраны неспроста. Желтый цвет символизирует солнце, зеленый – возрождение жизни и молодость, а красный – символ земли и огня. Можно предположить, что мастера из Филимоново очень любили жизнь и радовались каждому дню. Именно поэтому игрушки получались такими яркими.

Дополнительными цветами являются фуксия и бирюзовый. Нередко можно увидеть барынь в малиновых кофтах или петушков с малиновыми гребнями, а всадников в бирюзовых шапках. Для росписи также понадобятся кисточки разной толщины, так как широкие полоски, как правило, чередуются с более тонкими.

Статья по теме: Брелок-сердечко своими руками

Когда все будет подготовлено, можно приступать к работе. Для того чтобы понять принцип росписи, следует поэтапно выполнять следующие действия:

  1. Взять толстую кисть, окунуть в желтую краску и провести на бумаге несколько широких полос друг под другом через равное расстояние;
  1. С помощью тонкой кисточки малиновой, красной или зеленой краской сделать тонкие полосы по краям желтой (краски можно чередовать);
  1. Провести полосы посередине желтых и белых полос;
  1. Попробовать сделать и другие узоры, характерные для барских юбок: «веточки», штриховку, косые линии, «солнышко».

Главная особенность этой росписи – полосы желтого и белого цветов являются основными, они задают фон будущему рисунку, поэтому они должны быть достаточно широкие. Все остальные полоски разных цветов делаются тонкими и чередуются.

Также из бумаги можно вырезать шаблон игрушки, чтобы было интереснее и понятнее наносить роспись, особенно детям. Контурный рисунок традиционной игрушки из деревни Филимонова можно скачать и распечатать, перерисовать с монитора или использовать уже готовые раскраски.

Когда роспись на бумаге будет хорошо получаться и напоминать традиционную, можно приступать к росписи глиняной игрушки, например, лошадки. Опираясь на инструкцию и картинки ниже, раскрасить игрушку не составит труда.

Пожалуй, самое сложное – наносить ровные полоски по всему объему. Для этого нужно крепко придерживать игрушку и следить за ровными движениями кисти.

Для росписи понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • игрушка-свистулька в виде лошадки;
  • акриловая или гуашевая краска желтого, малинового и сине-зеленого цветов;
  • кисти разного размера;
  • вода в баночке;
  • тряпка для рук и кистей.

Как раскрашиваем:

  1. Широкой кистью делаем поперек туловища две-три желтые полосы через равные расстояния (должны остаться белые полосы примерно такой же ширины);

Статья по теме: Вязание из лоскутов и полосок ткани — сумка крючком

  1. На ножках делаем подобные полосы, а затем на шее;
  1. От поперечной полосы на туловище проводит полоски вдоль к хвосту;
  1. Меняем кисть на более тонкую и начинаем рисовать малиновые полоски рядом с желтыми по двум сторонам;
  1. Раскрашиваем мордочку и ушки;
  1. Зеленой краской делаем тонкие полоски в середине желтых и белых;
  1. Оставляем готовую поделку на просушку.

Для детей мастер-класс будет не только развивающим мелкую моторику и восприятие цветов, но и обучающим и познавательным, так как дети узнают много нового о народных промыслах своих предков.

Метод формирования

Спецификой филимоновских игрушек является продолговатая форма и удлиненные симметрии. Эта форма была определена материалом, который был использован для моделирования. Однако маслянистая глина, хорошо поддающаяся для создания формы, после высыхания оседает и сильно разрушается.

Умелицам пришлось исправлять фигуру несколько раз и тянуть ее, чтобы убрать неровности с трещинами. Благодаря особенностям вещества появился фирменный образ филимоновских игрушек.

Этапы создания игрушки:

  1. Сначала формировался предварительный силуэт фигуры. Мастерицы планировали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек — тогда он стоял, животные — сидели на четырех ногах или стояли, затем форма выравнивалась, избыток материала удалялся.
  2. Следующим шагом являлась работа по исправлению, сглаживанию и добавлению деталей. Обожженная глина темного цвета приобретала бело-розовый цвет, что позволило впоследствии наносить различные цвета без грунтования.
  3. На заключительном этапе начинали расписывать заготовку. Популярные умелицы работали гусиными и куриными перьями, что позволяло создавать тонкие и однородные полоски. Краска под перьями идеально наносилась на глиняную заготовку.

Техника изготовления

От чего же эта игрушка такая уникальная в своем роде? Отчасти это из-за ее формы, что напрямую зависит от глины: для изготовления филимоновских свистулек использовали особую глину — синику.

Синика очень пластичная (на тесто похожа) и немного жирноватая, поэтому изделия из нее приходится заглаживать, чтобы не было мелких трещинок (от этих заглаживаний они и получаются такие непропорциональные, плавные и выразительные);

После обжига глина приобретает белый цвет, без каких либо дополнительных усилий со стороны мастера.

Технология заготовки синики

Но чтобы игрушку вылепить, глину нужного качества нужно еще заготовить: раньше это делали по морозу. Для чего выкапывались круглые колодцы до двух метров глубиной и оттуда, собственно, эта глина и вынималась. Я подчеркиваю, только на морозе, он не давал стенкам колодца обвалиться.
После того, как глину вынимали, ее прятали в прохладное и сырое место, на несколько дней. Потом небольшую партию синики складывали в корыто и заливали на пару дней водой. Периодически переворачивали и похлопывали лопатой.
Позже вынимали, клали либо на деревянный пол, или вымощенное кирпичом место, в стожок, и начинали топтать. Говорят, что это сопровождалось песнями и плясками. Мужик играл, а женщины босиком на этой глине танцевали.
Топтали до тех пор, пока глина не превращалась в блин. Потом через сито присыпали золой, скатывали и прятали в стог. Спустя какое-то время снова топтали, и снова посыпали золой, и так несколько раз.
Перед лепкой такой блин нарезали на пластины, которые уже использовали для заготовок игрушек

Очень важно, чтобы в процессе хранения синика не пересохла, поэтому глиняные пластины накрывали мокрой тряпкой.

Но такая технология была в прошлом, в наши дни все, конечно, иначе.

Технология росписи

Поначалу филимоновскую свистульку не расписывали. Это стали делать только в 19-ом веке, благодаря появлению анилиновых красок. Сначала их разводили «на полном яйце» и такая роспись, конечно, была яркая, однако очень быстро выцветала. Поэтому позже мастера взяли на вооружение ацетон. Это помогло — цвета стали еще сочнее, можно сказать, даже ядовитее, но самое ценное то, что краска дольше держалась.

Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено — традиционно их три.

  • Вначале игрушку «желтят». То есть, после обжига на ее настоящий белый цвет наносят желтый. Делают основу для дальнейшей росписи.
  • На следующем этапе берут оттенки красного (малинового), мастера это называют «малинка».
  • Последний этап — «зеленка». Цвет берут зеленый или бирюзовый, а роспись ведется между красными линиями.

Для раскрашивания игрушки используют тонкую кисть.

Это отражается в лепке и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, такие же пластичные люди. Мало детализации, например, барыню от кавалера отличает только юбка и головной убор. Зверей тоже можно только по голове различить. Так, у барана рога-завитки, у медведя — уши, и тому подобное.

В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.

Ход мероприятия:

Воспитатель: -Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости! Ребята, а вы любите сказки? Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие, на котором мы будем лепить интересные игрушки. Вы ведь любите лепить? Но для начала я расскажу вам сказку о чудо-птицах, чудо-животных, о филимоновских игрушках, которые начали лепить в селе Филимоново, Тульской области. Занимайте свои места, сказка начинается.

(презентация слайдов).

-Понравилась сказка? Как называются эти игрушки? Что особенного в этих игрушках? У нас в группе тоже есть филимоновские игрушки, давайте их рассмотрим, подходите все к столу. (Рассмотрение игрушек-свистулек выставленных на подносе). Посмотрите, какие они яркие, веслые, нарядные, и все игрушки—это свистульки. Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик получила посылку, давайте е вместе откроем. Посмотрите здесь письмо. «Дорогие дети, мы филимоновские мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек. Высылаем вам волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая филимоновская игрушка-свистулька и рисунки как нужно е лепить. Удачи вам ребята!» А вот и глина. Ну что ребята попробуем? А чтобы у нас вс получилось, давайте произнесм волшебные слова и сделаем волшебные движения, набермся силы.

Встаньте ровно по линии. (Физкультминутка)

Раз, два, раз, два (руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях) Стали дети мастера. Сели, встали, сели, встали (выполняют движения по тексту) Мы работать не устали. Ручки хлоп, хлоп, хлоп, Ножки топ, топ, топ. Раз, два, раз, два Наши дети мастера. -Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку-петушка. Посмотрите, какой он. Я—красавец петух! Создан для парада!

Перья—пух! Перя—пух!

Гребешок? Что надо!

Глазки—щлки! Очи зорки! Голосок соловушки!

Полюбуйтесь! Полюбуйтесь На цветные прышки!

Вот какой Петя- петушок. Давайте, мы тоже слепим такого красавца! Лепить мы будем по схеме-рисунку.

Посмотрите все на рисунок.

Начинаем. 1. Скатаем шар из комка глины величиной с кулачок.

2. Вытягиваем вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.

3. Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмм, оттянем и расплющим чтобы получилась подставка

(обратить внимание чтобы он стоял)

4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть глины для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).

5. Крылышки процарапаем стекой. (работают под русскую народную музыку). Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки. А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали

Спасибо всем за внимание! Надеемся, что наши гости тоже смогут слепить прекрасную филимоновскую игрушку. До свидания!

Как появилась филимоновская игрушка

(презентация).

Филимоновская деревушка

Синий лес, холмы, косогор Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор. Да, из самой обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники, павлины И солдатиков войско цвет. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из не горшки.

Мастер-класс по филимоновской росписи

Первое, что делают мастерицы, — желтят игрушку. С помощью широкой кисточки (лучше всего взять № 3) нужно нанести жёлтую краску на фигурку. Закрашивать нужно отдельные части тела – человека или животного. Кроме того, можно наносить широкие линии и круги. Та часть свистульки, к которой впоследствии человек будет прикасаться губами, должна остаться неокрашенной.

Следующий этап – нанесение малиновой краски. Её мастерицы называют «малинкой». С помощью кисточки № 1 необходимо нанести узоры – ёлочки и треугольники, круги и прямые линии.

Заключительный шаг – зеленение. Для этого также понадобится кисть № 1. Краска должна быть зелёной или бирюзовой.

Ход НОД:

Есть под Тулой, деревенька Филимоново зовут

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут,

А добро там не простое,

И не злато, серебро,

Филимоновской игрушкой называется оно.

Беседа по картинкам:

— Что изображено на картинках? (игрушки- козлик, лошадка, барыня)

— Как эти игрушки называются? (филимоновские)

— А где делают такие игрушки? (в деревне Филимоново)

— Вот она деревня Филимоново (показ макета деревни с домами, деревьями, заборами, украшенные жёлтыми, красными, зелёными полосками)

— А почему игрушки называют филимоновскими, а деревню Филимоново? (раньше жил в деревне дед Филимон, лепил игрушки из глины, вот и получили они такое название)

— А в наше время, кто делает филимоновские игрушки? (мастера)

— Мастера — народ трудолюбивый, они придумали много пословиц и поговорок о труде. А какие вы знаете? Как их понимаете?

(дети называют пословицу или поговорку и объясняют, как её понимают)

«Глаза боятся, а руки делают»

«Труд кормит, а лень портит»

«Маленькое дело лучше большого безделья»

«Терпение и труд всё перетрут»

«Красна птица пением, а человек умением»

«Без труда не вынешь, рыбку из пруда»

6.Рассматривание элементов росписи:

— Ребята, посмотрите на дома в деревне Филимоново. Какие элементы использованы для их украшения? (полоски, кружочки, травинки)

— Краски, какого цвета использованы для росписи? (красная, жёлтая, зелёная)

Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому – то и родился такой промысел – глиняные свистульки.

Ребята, а как вы думаете, где берут такое количество нужной глины? (ответы детей) .

Чтобы глину достать, надо вырыть колодец. Вниз спускаются два человека, зажигают свечу и набирают в ведра глину. Наверх ведра поднимают тоже двое? Достают глину только зимой. А почему, кто знает? (ответы детей). Летом в колодце нет воздуха и людям нечем дышать.

Ребята, а вы знаете, что глина бывает красная и белая?

Есть такая легенда: вечером, когда никого по близости нет, купается в речке красавица русалка.В волосах у нее 2 заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи, и словно иглы прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут – красная глина, куда лунные – белая глина.

Глина в этих краях очень эластичная и жирная. При просушки Филимоновская глина быстро покрывается трещинами, поэтому ее приходится все время заглаживать мокрыми руками, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки.

Потом фигурки несли к земляным печам, которые были на окраине деревне в овраге (объяснить как утроены такие печи). Игрушки раскаляются в печи, сначала до красна, а потом до бела.

Физминутка:

Дети имитирую слова воспитателя.

Мастерам нужна глина, вот они и пошли копать колодец. Копают, копают, устали. Сели, отдохнули и опять копают. Выкопали. Смотрят мастера в колодец и дна не видно. Давайте попробуем бросить камушек в колодец (имитирование звука полета камня в колодце). Вот, 2 мастеров спускаются в колодец за глиной, а остальные ждут их наверху. Спустились мастера и зажгли свечку. Набрали целые ведра глины и стали поднимать эти ведра наверх. А наверху (другие мастера) помогают им. Крутят колесо и поднимаются ведра. (идут направо а когда поднимают мастеров- налево) Вот и глина есть. Устали мастера, стряхнули пот с лица и пошли домой игрушки делать для детей на праздник.

А теперь и мы с вами будем расписывать филимоновскую игрушку- барашка.

Итог:

-ребята, что нового вы сегодня узнали?

-как называются игрушки, которые вы расписывали?

-что особенного в филимоновских игрушках?

-какого цвета краски вы использовали для росписи?

Молодцы.

Филимоновская игрушка: фото-картинки и презентации

Игрушки и статуэтки из глины давно заняли на Руси свое почетное место. Их делали для развлечения, на забаву детям, для праздничных увеселений.

Вот так выглядят филимоновские игрушки.

Одним из таких типов является филимоновская игрушка. Увидеть, как выглядят эти фигурки, вы сможете на нашем сайте благодаря фото.

История возникновения

Главным типом игрушек стали свистульки, которые принимали различные формы: барыни, лошадок, медведей, наездников и т.д. Их изготавливают из специальной глины «синики», из-за особого состава которой филимоновская игрушка имеет вытянутую форму, как видно на фото. После обжига глина становилась белой, и ее окрашивали в яркие, жизнерадостные тона (см.фото).

Еще несколько слов из истории возникновения филимоновских игрушек.

На сегодняшнее время

За последнее время филимоновская игрушка мало изменилась. Однако, в отличие от дымковской игрушки, все фигурки из деревни Филимонова выполнялись в виде свистков, даже барышни и мужички. Отверстие для свистка делалось в хвосте птички или животного, которых держал персонаж.

Игрушки содержали мало деталей. Например, у барыни была юбка-колокол, расширяющаяся книзу. Голова и шея были приблизительно одной толщины, а на голове фигурки женщины красовался головной убор. Фигурки мужчин представляли собой солдат в мундирах, в шляпе и в сапогах.

Расписывают филимоновские игрушки куриным пером, макая его в анилиновые краски, растертые на содержимом яйца. Традиционными были белый, красный (ближе к малиновому) и зеленый цвета. Иногда могли быть использованы фиолетовый и синий цвета. Порой кажется, что роспись несколько небрежная: это из-за структуры пера, которым она производится.

В качестве рисунков могли применяться точки, изображения овальной и круглой формы, полосочки, звездочки, треугольники. У каждого символа было свое значение:

  1. треугольник – земля;
  2. круг – солнце,
  3. елочки и росточки – символы жизни.

Они возвращают нас в языческую древность, говоря о связи природы с человеком. Нанесенные на игрушку символы дарили духовное совершенство и защищали от злых сил. Филимоновская игрушка была не просто развлечением: люди верили, что свисток способен прогнать нечистую силу.

С приходом христианства сакральное значение фигурок было утрачено, и они превратились в элемент украшения и забавы.

Каждая фигурка так же, как и рисунки на ней, имела свое значение. Женский силуэт обозначал Богиню Мать и все образы, которые были с ней связаны: Лада, Берегиня, Весна и т.д. Эти образы несли добро, защищали от болезней и символизировали продолжение рода. Медведь символизировал могущество и оповещал о наступлении весны. Конь в языческие времена почитался как слуга Солнца и обозначал свет и силу богатыря. Птицы символизировали урожай, семейное благополучие, землю. Если фигурка изображала корову, то это тоже был символ плодородия и богатства.

Как видно, игрушки из деревни Филимонова не делались в виде образов, несущих зло. Они пропитаны добром и умиротворением.

Сегодня в городе Одоеве, близ которого расположена деревня, находится мастерская по производству филимоновской игрушки. После того, как игрушка вылеплена, ее обжигают при температуре 950 градусов, а потом приступают к росписи. Ни одна из фигурок полностью не похожа на другую: расписываются они индивидуально.

Материалы для скачивания

Детям всегда было интересно узнать об этом невероятном промысле. Рассказать им о нем помогут презентация и фото, представленные на нашем сайте. Презентация в красочных слайдах и фото рассказывает, какова была история возникновения филимоновской игрушки и ее образов.

Картинки и фото

Какие применяются узоры на филимоновских игрушках?

Карточки.

слепить из пластилина филимоновскую игрушку Вам поможет эта пошаговая картинка.

Раскраски

Поможет почувствовать себя настоящим мастером раскраска, которую также можно найти на сайте. Раскраска даст ребятам понять, как расписываются глиняные фигурки. Примером для раскрашивания может стать фото настоящих игрушек.

Презентации

Скачать и посмотреть презентации по этой теме Вы можете здесь:

  1. Филимоновские свистульки,
  2. №2,
  3. Древние образы в современных народных.

steshka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector