Филимоновская роспись

Из чего сделаны лошадки?

Легенда останется легендой, однако доля правды в ней присутствует – фигурки действительно изготовлялись из остатков глины от гончарных дел. Синика – местная глина – до обжига имеет характерный черно-синий цвет, почему и получила свое название. Синика отличается особенной пластичностью и жирной фактурой, идеальной для лепки и обжига.

Бытует непростая система ее заготовки – ведь ошибка может испортить вещь!

  • Пласты синики залегали на глубине. Верхние слои почвы непрочные – поэтому колодцы для заготовки копали по морозу. Иначе обвалятся!
  • Синика должна была отлежаться несколько дней в темном влажном месте.
  • Затем ее замачивали в воде. Временами переворачивая.
  • Отмокшую синику клали на пол и разминали. Прямо ногами. Это был своеобразный деревенский праздник с танцами босиком на синике под гармонь. Растоптанный пласт присыпали золой и убирали. Потом повторяли. Чем больше задорных танцев на благо производства, тем лучше фигурки!
  • Подготовленную синику нарезали на пластины – заготовки. Хранили, защищая от высыхания – иначе треснет!

Поэтому роспись настолько неправдоподобно яркая для древней! Красок всего три – желтая (фоновые полосы), «малинка» и «зеленка». Но анилиновые красители полупрозрачны – и в наложении дают настоящее многоцветье!

Техника изготовления

От чего же эта игрушка такая уникальная в своем роде? Отчасти это из-за ее формы, что напрямую зависит от глины: для изготовления филимоновских свистулек использовали особую глину — синику.

Синика очень пластичная (на тесто похожа) и немного жирноватая, поэтому изделия из нее приходится заглаживать, чтобы не было мелких трещинок (от этих заглаживаний они и получаются такие непропорциональные, плавные и выразительные);

После обжига глина приобретает белый цвет, без каких либо дополнительных усилий со стороны мастера.

Технология заготовки синики

Но чтобы игрушку вылепить, глину нужного качества нужно еще заготовить: раньше это делали по морозу. Для чего выкапывались круглые колодцы до двух метров глубиной и оттуда, собственно, эта глина и вынималась. Я подчеркиваю, только на морозе, он не давал стенкам колодца обвалиться.
После того, как глину вынимали, ее прятали в прохладное и сырое место, на несколько дней. Потом небольшую партию синики складывали в корыто и заливали на пару дней водой. Периодически переворачивали и похлопывали лопатой.
Позже вынимали, клали либо на деревянный пол, или вымощенное кирпичом место, в стожок, и начинали топтать. Говорят, что это сопровождалось песнями и плясками. Мужик играл, а женщины босиком на этой глине танцевали.
Топтали до тех пор, пока глина не превращалась в блин. Потом через сито присыпали золой, скатывали и прятали в стог. Спустя какое-то время снова топтали, и снова посыпали золой, и так несколько раз.
Перед лепкой такой блин нарезали на пластины, которые уже использовали для заготовок игрушек

Очень важно, чтобы в процессе хранения синика не пересохла, поэтому глиняные пластины накрывали мокрой тряпкой.

Но такая технология была в прошлом, в наши дни все, конечно, иначе.

Технология росписи

Поначалу филимоновскую свистульку не расписывали. Это стали делать только в 19-ом веке, благодаря появлению анилиновых красок. Сначала их разводили «на полном яйце» и такая роспись, конечно, была яркая, однако очень быстро выцветала. Поэтому позже мастера взяли на вооружение ацетон. Это помогло — цвета стали еще сочнее, можно сказать, даже ядовитее, но самое ценное то, что краска дольше держалась.

Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено — традиционно их три.

  • Вначале игрушку «желтят». То есть, после обжига на ее настоящий белый цвет наносят желтый. Делают основу для дальнейшей росписи.
  • На следующем этапе берут оттенки красного (малинового), мастера это называют «малинка».
  • Последний этап — «зеленка». Цвет берут зеленый или бирюзовый, а роспись ведется между красными линиями.

Для раскрашивания игрушки используют тонкую кисть.

Это отражается в лепке и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, такие же пластичные люди. Мало детализации, например, барыню от кавалера отличает только юбка и головной убор. Зверей тоже можно только по голове различить. Так, у барана рога-завитки, у медведя — уши, и тому подобное.

В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.

Технология росписи

Первое, на что важно обратить внимание, – краски никогда не смешиваются. Новый цвет можно наносить на свистульки только после полного высыхания предыдущего слоя. Чем ещё примечательна филимоновская роспись?

Чем ещё примечательна филимоновская роспись?

Элементы росписи начинают наносить жёлтой краской. За ней следуют элементы малинового оттенка, завершают узоры зелёной краской. За основу берутся полоски, после их дополняют сложными символами. Главный инструмент для росписи – перо. Оно может быть утиным или гусиным. Дело в том, что кисточка оставляет на глине ворсинки, да и краска с её помощью ложится хуже. А вот узоры, выполненные пером, радуют глаз аккуратностью и яркостью. Благодаря своей простоте филимоновская роспись для детей может стать увлекательным и полезным вариантом проведения времени.

Занятия росписью в детском саду

Элементы филимоновской росписи для детей не представляют особой сложности. Поэтому малышам будет интересно заниматься этим творчеством на занятиях в детском саду. Конечно, вылепить фигурку из глины малыши вряд ли смогут, но это не проблема! Можно просто нарисовать силуэт традиционной игрушки на листе бумаги.

Для занятия на тему «Филимоновская роспись» в средней группе подойдёт изображение лошадки, кота, петушка. Главная цель такого урока – знакомство с народным творчеством. Ребята смогут ознакомиться с элементами, характерными для росписи, узнать их значение.

Для занятия понадобятся:

  • плакат с разнообразными элементами филимоновской росписи;
  • настоящие свистульки;
  • шаблоны лошадок с уже нанесёнными элементами жёлтого цвета;
  • ватные палочки или тонкие кисточки;
  • гуашь красного и зелёного цвета;
  • палитра;
  • баночка для воды;
  • салфетки.

Как провести занятие? Можно воспользоваться следующим планом:

Начать можно с разговора о народных промыслах в России.
Затем нужно рассмотреть игрушки, дать малышам посвистеть в свистульки

Важно помочь воспитанникам понять, что же значат элементы, изображённые на фигурках.
Следующий шаг – чтение стихов, загадок об этих игрушках.
После всех этих этапов можно начинать роспись шаблонов.
Завершить занятие можно сказкой «Петух и краски», автор которой – Владимир Сутеев.

Занятие «Филимоновская роспись» в старшей группе немного отличается от того, что проводится с детьми помладше

Очень важно провести предварительную работу: посетить экспозицию, где представлены народные промыслы, попробовать самим слепить филимоновскую свистульку

Цели занятия в старшей группе отличаются от тех, что ставят перед воспитанниками помладше. Ребята должны будут совершенствовать своё умение составления узоров, развивать фантазию

Очень важно научить детей проявлять инициативу и самостоятельно подбирать узоры. Чему ещё учит филимоновская роспись? В детском саду она поможет развить мелкую моторику и сенсорную чувствительность!

Для занятия нужно подготовить аудиозаписи – русскую народную музыку, глиняные силуэты филимоновских свистулек, гуашь жёлтого, красного, зелёного цвета. Кроме того, понадобятся кисти, палитра, салфетки и баночки с водой.

Первое, что нужно сделать, – рассказать детям историю филимоновского промысла. Необходимо познакомить ребят с особенностями, характерными для этих свистулек. Следующий этап – знакомство с основными элементами и узорами

Важно, чтобы дети понимали, что именно они изображают на своих работах. Кстати, лучше всего расписывать фигурки под русскую народную музыку

Филимоновская игрушка: фото-картинки и презентации

Игрушки и статуэтки из глины давно заняли на Руси свое почетное место. Их делали для развлечения, на забаву детям, для праздничных увеселений.

Вот так выглядят филимоновские игрушки.

Одним из таких типов является филимоновская игрушка. Увидеть, как выглядят эти фигурки, вы сможете на нашем сайте благодаря фото.

История возникновения

Главным типом игрушек стали свистульки, которые принимали различные формы: барыни, лошадок, медведей, наездников и т.д. Их изготавливают из специальной глины «синики», из-за особого состава которой филимоновская игрушка имеет вытянутую форму, как видно на фото. После обжига глина становилась белой, и ее окрашивали в яркие, жизнерадостные тона (см.фото).

Еще несколько слов из истории возникновения филимоновских игрушек.

На сегодняшнее время

За последнее время филимоновская игрушка мало изменилась. Однако, в отличие от дымковской игрушки, все фигурки из деревни Филимонова выполнялись в виде свистков, даже барышни и мужички. Отверстие для свистка делалось в хвосте птички или животного, которых держал персонаж.

Игрушки содержали мало деталей. Например, у барыни была юбка-колокол, расширяющаяся книзу. Голова и шея были приблизительно одной толщины, а на голове фигурки женщины красовался головной убор. Фигурки мужчин представляли собой солдат в мундирах, в шляпе и в сапогах.

Расписывают филимоновские игрушки куриным пером, макая его в анилиновые краски, растертые на содержимом яйца. Традиционными были белый, красный (ближе к малиновому) и зеленый цвета. Иногда могли быть использованы фиолетовый и синий цвета. Порой кажется, что роспись несколько небрежная: это из-за структуры пера, которым она производится.

В качестве рисунков могли применяться точки, изображения овальной и круглой формы, полосочки, звездочки, треугольники. У каждого символа было свое значение:

  1. треугольник – земля;
  2. круг – солнце,
  3. елочки и росточки – символы жизни.

Они возвращают нас в языческую древность, говоря о связи природы с человеком. Нанесенные на игрушку символы дарили духовное совершенство и защищали от злых сил. Филимоновская игрушка была не просто развлечением: люди верили, что свисток способен прогнать нечистую силу.

С приходом христианства сакральное значение фигурок было утрачено, и они превратились в элемент украшения и забавы.

Каждая фигурка так же, как и рисунки на ней, имела свое значение. Женский силуэт обозначал Богиню Мать и все образы, которые были с ней связаны: Лада, Берегиня, Весна и т.д. Эти образы несли добро, защищали от болезней и символизировали продолжение рода. Медведь символизировал могущество и оповещал о наступлении весны. Конь в языческие времена почитался как слуга Солнца и обозначал свет и силу богатыря. Птицы символизировали урожай, семейное благополучие, землю. Если фигурка изображала корову, то это тоже был символ плодородия и богатства.

Как видно, игрушки из деревни Филимонова не делались в виде образов, несущих зло. Они пропитаны добром и умиротворением.

Сегодня в городе Одоеве, близ которого расположена деревня, находится мастерская по производству филимоновской игрушки. После того, как игрушка вылеплена, ее обжигают при температуре 950 градусов, а потом приступают к росписи. Ни одна из фигурок полностью не похожа на другую: расписываются они индивидуально.

Материалы для скачивания

Детям всегда было интересно узнать об этом невероятном промысле. Рассказать им о нем помогут презентация и фото, представленные на нашем сайте. Презентация в красочных слайдах и фото рассказывает, какова была история возникновения филимоновской игрушки и ее образов.

Картинки и фото

Какие применяются узоры на филимоновских игрушках?

Карточки.

слепить из пластилина филимоновскую игрушку Вам поможет эта пошаговая картинка.

Раскраски

Поможет почувствовать себя настоящим мастером раскраска, которую также можно найти на сайте. Раскраска даст ребятам понять, как расписываются глиняные фигурки. Примером для раскрашивания может стать фото настоящих игрушек.

Презентации

Скачать и посмотреть презентации по этой теме Вы можете здесь:

  1. Филимоновские свистульки,
  2. №2,
  3. Древние образы в современных народных.

steshka.ru

История промысла

Это удивительное искусство на протяжении нескольких столетий передается из поколения в поколение. Когда же появилась филимоновская роспись? История гласит: есть две даты, которые считаются началом затейливой росписи. Согласно первой версии, промысел сложился в середине XIX века. Эта версия подкрепляется сразу двумя весомыми аргументами. Во-первых, о таком времени говорит традиционный узор, применяемый для головных уборов солдат и барынь. Он был моден в 1850-1860-х годах. К тому же примерно в это время появились недорогие анилиновые краски, которые использовались для росписи.

Но эти факты не совсем доказательны. Невозможно даже представить себе, чтобы городская мода так быстро пришла в далёкую тульскую деревню. Да и вообще, картузы, цилиндры и «амазонки», употреблявшиеся при оформлении филимоновских игрушек, были интерпретированы слишком уж вольно. Да и смоляные краски тоже не могли так быстро «добраться» до деревеньки. А роспись игрушек могла выполняться натуральными красителями – минеральными или органическими.

Если верить другой версии, филимоновская роспись пришла в Филимоново ещё из палеолита! Черепки изделий гончарного промысла, обнаруженные в одоевских местах, можно отнести к IX-XI векам. А ведь на этих обломках присутствуют те рисунки и знаки, которыми и сегодня продолжают расписывать игрушки из Филимоново.

На то, что происхождение ремесла уходит корнями куда глубже, чем в XIX век, указывают сюжеты – женщины, держащие на руках детей, птицы, домашний скот. Подтверждают это и элементы росписи: звёзды, ромбы, полосы. Все эти элементы восходят ещё к дохристианским временам. Роспись филимоновской игрушки имеет множество секретов, которые мастерицы передавали своим детям и внукам.

Игрушки с филимоновской росписью пережили всё: и войны, и голод. Они были с людьми, как говорится, и в радости, и в горе. Лепили и расписывали эти игрушки всегда – менялось лишь их количество. Начинали лепить поздней осенью, сушили фигурки на русской печи. Февраль и март считались идеальным временем для их обжига. А в Великий пост начинался увлекательный процесс росписи. Традиционно жители Филимоново эти игрушки-свистульки продавали на пасхальных ярмарках.

В начале XX века осталось лишь три мастерицы, которые не бросили своего ремесла. Причиной тому стало небольшое количество производимых игрушек. Пик популярности росписи пришёлся на послевоенные годы. В шестидесятые правительство страны как могло поощряло развитие народных промыслов. В подчинение Министерства местной промышленности входили целые производственные артели и цеха. Несмотря на широкое распространение, игрушки стали хуже. Причина в том, что главный акцент был не на качестве фигурок и росписи, а на количестве предметов.

Слайды презентации

Слайд 1

Филимоновская игрушка – свистулька

учитель: Грашина Ю.В.

Слайд 2

Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушки И расписывают до сих пор. Да, из красной обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники и павлины И солдатики – войска цвет.

Слайд 3

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки — свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок.

Слайд 4

Белые фигурки филимоновской игрушки играют основными цветами росписи: желтым, зеленым, красным. Старинная филимоновская игрушка расписывалась только красным и зеленым, а желтоватый цвет имела сама глина после обжига. Интересно, что традиционная пластика фигурок напрямую зависела от породы жирной чёрной глины, которая при лепке и сушке давала большую усадку, вот почему все формы традиционной филимоновской игрушки вытянутые и худоватые.

Слайд 5

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

люди животные

многофигурные композиции

Слайд 6

1 группа — люди Барыни Солдаты и юноши

Слайд 7

2 группа – животные: олени, коровы, петухи, наседки…

Слайд 8

3 группа — многофигурные композиции — любота, чаепитие, тройка.

Слайд 9

Элементы росписи

В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг — солнце, треугольник — земля, елочки — символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Слайд 10

Знаки и символы Символ солнца Древо жизни

Конь — образ солнца

Слайд 11

Всадник – податель травы, росы, воды, урожая, счастья. Всадник на коне – образ света, жизни. Всадник – воин освобождал Весну от зимних оков холода и мрака, отпирал Солнце и весенние воды.

Барыня –берегиня, хранительница домашнего очага. Её плодородие народ издревне олицетворял в образе матери.

Кольцевые линии, идущие по фигуре игрушки – символ заключенного в игрушку добра, символ солнца

Птица – символ света. Благодетельный его смысл связывался в народных представлениях с мечтой о счастье.

Слайд 12

Этапы окраски игрушки

Первый этап Игрушку «желтят».По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет — жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи. Расписывают широкой кисточкой (белка и собака) №3.Основные элементы — линии, кружки, полосы. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению.

Слайд 13

Второй этап Используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый»)Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок) №1.Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.

Слайд 14

Третий этап Накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно — называется зелёнка. Линии тонкие. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок) №1. Роспись ведётся между красными линиями.

Слайд 15

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

Слайд 16

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Слайд 17

Пройдя долгий и сложный путь филимоновская игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров.

Слайд 18

Народная игрушка — явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Слайд 19

Спасибо за внимание!

История промысла

Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Филимоновская игрушка: история

Этому древнему прикладному художественному ремеслу примерно лет 700 по одним данным, и приблизительно 1000 по другим. Как ни крути, и так и эдак – немало. Он зародился в Одоевском районе (в прошлом Белевский уезд Тульской губернии), в деревне Филимоново (отсюда и такое название, в общем-то).

Специалисты считают, что искусство лепки и росписи филимоновской игрушки начало зарождаться еще во времена верхнего палеолита. Этому есть археологические подтверждения: при раскопках в Жемчужниковском и Снедковском курганах и городищах под Одоевом были обнаружены глиняные черепки. По данным археологов эти находки относятся к IX – XI векам. Так вот, на них уже были нанесены знаки и символы, которые сегодня мы видим на филимоновской игрушке.

Лепить такие свистульки — дело несложное, поэтому раньше им занимались, преимущественно, женщины. Девочек начинали обучать этому искусству уже лет с семи, и их называли «свистульки».

В ХХ веке мы чуть было не потеряли этот древнейший промысел навсегда. В 20-х годах он начал умирать, а все из-за того, что торговать филимоновской игрушкой запретили, а без торговли, сами понимаете, какой тут промысел — мастерам тоже надо на что-то жить. Осталось совсем немного мастериц, которые не бросали своего ремесла в ту пору.

Подъем производства начался лишь в 1950-е годы, благодаря вниманию общества к народному искусству. Но настоящее возрождение древнерусских традиций пришлось на середину 80-х годов ХХ века.

Сейчас среди мастеров, создающих эти потешки немало мужчин, а сам промысел широко известен и за пределами Тульского края. А все благодаря стараниям неравнодушных людей.

Этапы росписи

Филимоновская глина после обжига приобретает идеально белый цвет и не нуждается в грунтовке. Роспись всех игрушек производится в следующем порядке:

  1. Мастер желтит свистульку, для чего на ее определенные элементы наносится желтая краска. Ту часть, которую человек касается губами при свисте, не окрашивают.
  2. Малиновая раскраска производится тонкой кисточкой. На фигурку наносятся разнообразные узоры: ёлочки, треугольнички, полоски, окружности.
  3. Аналогичным образом производится озеленение игрушки.

Мастер поэтапно рисует узоры тоненькой кисточкой. Для оформления игрушек используют гусиное или куриное перо. Волосяные кисточки не применяются, так как они оставляют на глине ворсинки и разводы. Краски не смешивают — следующий цвет наносится после полного высыхания предыдущего. Основные элементы росписи — белые и желтые полосы. Они бывают достаточно широкими и задают игрушке основной тон. Поверх них наносятся тонкие полоски остальных цветов. Полосы делают ровными и аккуратными, они не должны сползать или перекрывать друг друга.

Предназначение свистулек

Считается, что в древние времена, во времена язычества, свистом можно было отпугнуть злого демона или духа или, наоборот, привлечь внимание Бога Солнца и попросить его послать на землю дождь или засуху, а также многое другое. Именно поэтому такую свистящую фигурку держали в каждом доме

Филимоновская роспись появилась на игрушках уже в начале 19-го века. Как гласит история, название свое филимоновская игрушка получила от беглого каторжника – Филимона.

Дед был мастером не только гончарного дела, но и мастером по изготовлению глиняных игрушек. Он был первым человеком, который начал расписывать глиняные игрушки, чем и внес свой неоценимый вклад в развитие искусства не только 19-го века, но и будущего времени.

В деревне, где он приютился, было месторождение синий глины, которая и служила ему материалом. Деревня эта находилась около города Одоева и, благодаря своей истории, в будущем получила название Филимоновка, в честь мастера.

Обжиг в печи (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

В течение всего года люди занимались изготовлением глиняных предметов, а затем, в один из весенних дней, в центре большого поля перед началом его обработки проводили большой праздник. Он заключался в том, чтобы обжечь все глиняные изделия, а после праздника отнести их на рынок для продажи.

Для начала выкапывали большую яму в центре поля, которую обкладывали кирпичами, делая кирпичные подставки (полочки) под посуду (такая необыкновенная печь называлась горном), а затем поджигали солому, которую выкладывали на посуду. После того, как солома сгорала, ждали, пока глина остынет, и после забирали каждый свое, теперь уже белое, изделие домой.

Главное место на полочках занимали глиняные кувшины, а между кувшинами женщины ставили свои поделки. Интересно то, что после обжига синяя глина становилась красивого белого цвета. Филимоновская игрушка, фото которой можно увидеть в книгах и журналах, посвященных русскому народному творчеству, а в современном мире и в электронных источниках, имеет именно эту отличительную черту.

Это очень удобно. Для того чтобы расписывать в дальнейшем, ее не нужно покрывать специальной краской для основы. Обожженная глина уже подготовлена для работы.

Дети рисуют филимоновскую игрушку. Лошадка

Еще в конце августа я рассказывала, как дети рисуют филимоновскую игрушку. Это был рисунок петушка. Настало время рассказать о других филимоновских игрушках. Сегодня мы рисуем лошадку. Как и в прошлый раз, рассматриваем фотографии игрушек, вспоминаем их особенности: форму, цвета, узоры. Дети обводят на бумаге картонный шаблон – получают контур лошадки, который раскрашивают.

После раскраски и высыхания работы можно снова обвести контур филимоновской игрушки по шаблону. А можно вырезать раскрашенную лошадку и использовать для аппликации. Некоторым детям при раскрашивании было сложно удержаться внутри контура. Им можно предложить для раскрашивания уже вырезанную лошадку. Но в этом случае необходимо использовать достаточно плотную бумагу, которая не будет изгибаться при намокании.

В конце урока, как всегда, рассматриваем наши работы, повторяем характерные особенности игрушки.

Вот так дети рисуют филимоновскую игрушку-лошадку.

Скоро будем лошадку лепить.

Также на эту тему Вы можете почитать

deti-i-glina.ru

Особенности техники росписи

Грунтовать игрушку не приходилось, ведь при обжиге глина давала ровный цвет.

Мастера использовали анилиновые краски ярких, выразительных цветов. Колористика не самая широкая – красный, желтый да зеленый. Но при этом рисование тройкой цветов (плюс/минус оттенки) в итоге давало пеструю, веселую картинку.

Учиться технике изображения элементов филимоновской росписи можно с малых лет: краски художник наносит последовательно, никогда их не смешивает. Пока не высохнет элемент одного цвета, мастер не перейдет к другому.

Значение цветов:

  • желтый – это солнце, сама жизнь и свет всего мироздания;
  • зеленый цвет означает молодость, возрождение жизни;
  • красный – символизирует землю и огонь, сакральные понятия для человека.

Художницы старались изображать игрушки столь яркими и пестрыми, словно хотели говорить ими о счастье жить, об изначальной установке человека проживать судьбу в радости и благодарности миру.

Образцы, сюжеты, символизм

В основном мастерицы изображали людей, животных, птиц и небольшие композиции.


Типы расписных игрушек:

  • Люди. Барыни и кавалеры всегда с готовой историей: у первых в руках дети или птицы, у мужчин – музыкальные инструменты (часто кавалер представал верхом на лошади). Деталей мало, голова сочленена с шеей, на персонаже – яркий головной убор.
  • Животные. Преимущественно это домашний скот – бараны, коровы, лошади. Все животные с вытянутыми фигурами, тонкошеие, часто отличить зверей друг от друга можно только по форме рогов.
  • Птицы. Также преимущественно домашние – утка, петух, курица, павлин. Шеи у них длинные, конусообразные, головки маленькие.
  • Композиции. Изображались мастерами сюжеты свидания, чаепития, карусели. Чаще это были сцены повседневности, простой жизни. Но встречались и знаковые композиции – например, Георгий со змеей.

Практически все игрушки – свистульки. Музыкальным даром «обделены» только индюки и петухи.

Традиционные узоры и элементы росписи филимоновской игрушки

Элементам росписи филимоновской игрушки присуща символичность, в этом смысле она совпадает с другими народными промыслами России.


Орнаменты просты и незатейливы, но при этом узоры глубоко символичны. Их корни, как несложно догадаться, в язычестве – в искусстве язычество особенно долго сопутствовало христианству.

Изображения:

  • круги с лучами, кольцевые орнаменты с треугольничками – это символы солнца, добра, радости, благоденствия;
  • схематичные веточки и елочки в филимоновой (как еще могут именовать роспись) означают древо жизни, т.е. связь поколений и неустанное развитие.

Птица означала счастье, добрые вести, конь – это богатство, барыня отождествлялась с берегиней и хранительницей очага, всадник – это защитник или землепашец.

Животных традиционно расписывали яркими разноцветными полосочками. Солнышки и растительный орнамент преобладали в росписи, работы часто ассоциировали с детским стилем, но в этой наивности и простоте их прелесть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector