Чоха и символы

Головные уборы

Головной убор является обязательной составляющей грузинского костюма. Самая известная мужская шапка – это папаха. Она делалась из овчины или каракуля. Часто в ней прятали драгоценности. Папаха была тяжелой, что не позволяло мужчине наклонять голову. Ее нельзя было снимать, а особенно позорным было потерять.

В зависимости от сословия и местности, существовали и другие головные уборы:

  1. Наиболее распространенными были куди – небольшие шапочки-тюбетейки, которые украшали национальным орнаментом.
  2. Хеврусимская шапка вяжется из шерсти, а украшается традиционными узорами.
  3. Сванский головной убор изготавливается из войлока. Он защищает не только от холода, но и от солнца. Его украшали тесьмой.
  4. Кахетинская грузинская шапка называется кахури. Она черного или белого цвета, а делается из шерсти.
  5. Папанаки – это круглая или прямоугольная шапочка из войлока, украшенная вышивкой и тесьмой.

Кроме того, в холодное время года мужчины носили кабалахи. Это головной убор в виде конуса. Его делают из шерсти, на конце украшают кистью. У калабахи длинные свисающие концы, закрывающие шею. Разновидностью ее является башлык – капюшон.

У женщин тоже были разные головные уборы. До начала XX века было принято также закрывать лицо. Самая легкая шапочка для девушек – чихтикопи. Это небольшой ободок, украшенный бисером и вышивкой. На него надевалась вуаль – лечаки. Такой многослойный головной убор назывался тавхурва. Иногда вуаль крепили простым ободком, а сверху повязывали косынку багдади. Она почти полностью закрывала лицо. Кроме того, при выходе на улицу женщина должна была накинуть большое покрывало, которое закрывало все ее тело.

Рынки

Тбилиси

Дезертирский рынок — самый крупный и популярный продуктовый рынок в городе, расположен рядом со станцией метро «Вокзальная». Сюда стоит идти за сыром, специями, аджикой, свежими фруктами и дешевым домашним вином.

Рынок Лило — вещевой рынок, где можно купить дешевую одежду турецкого и китайского производства. Именно тут закупаются многие магазины и потом продают здешний товар с наценкой.

  • Рынок на Сухом мосту — самая известная грузинская барахолка. Здесь продается раритетная посуда, старинные книги, украшения, а также вполне современные серебряные украшения минанкари и сувениры. Будьте внимательны, иногда за раритетное серебро могут выдать что-нибудь железное и копеечное. Рынок удобно расположен в исторической части Тбилиси, в пешей доступности от проспекта Руставели.

Батуми

Рынок Хопа — здесь продается все: одежда, украшения, бижутерия, фрукты, сыр и чурчхела. Именно сюда рекомендуется ходить за сувенирами — здесь самые низкие цены и большой выбор.

Рыбный рынок — здесь можно купить самую свежую рыбу в городе, на территории есть кафе, где ее тут же и готовят.

Центральный рынок Парехи — популярный продуктовый рынок в городе. Лучше всего приходить сюда после обеда, когда продавцы отдают нераспроданный товар практически за бесценок.

Кутаиси

Рынки в Кутаиси — это самые популярные места для шоппинга. В городе два примечательных: рынок у Колхидского фонтана и рынок Чавчавадзе (расположен далековато от центра). Ассортимент примерно одинаковый: продукты, одежда, товары для дома, сувениры и пр. Особенно выгодно здесь покупать сувениры — выбор очень большой, а цены невысокие.

Мужская

Первая ассоциация, приходящая в голову любому при упоминании грузинской народной одежды, — черкеска. Ее еще называют чохой. Засела в массовом сознании она еще потому, что ее обычно надевают на выступления грузинские народные коллективы. В танце особенно подчеркивается статность и элегантность костюма.

Чоха — один из самых сложных предметов национальной костюмной атрибутики в мире. Его особенность заключается в количестве деталей, которых насчитывается не менее тринадцати. Соперников по этому параметру скорее всего не найдется ни в одной другой культуре земного шара. И уж точно это можно сказать о повседневных предметах гардероба, в качестве которого и носили чоху. Эта сложносоставность и обилие деталей придает ей ту самую неповторимость и красоту.

А теперь поговорим о мужском традиционном облике в разных регионах Грузии.

В Кахетии и Картли дворянский кафтан расшивался золотыми нитями. Под него надевалась белая рубашка с высоким воротом. К серебряному ремню крепился кинжал. В качестве обуви носили сапоги из кожи военного типа.

Общегрузинский дворянский костюм состоял из красного бархатного верха, черной шелковой сорочки с кантом, пояса и кожаных сапог. Верхняя одежда украшалась тесьмой золотистого цвета и черной окантовкой.

В Самегрело и Абхазети чоха была приталенной и удлиненной. На груди пришивались гнезда для патронов. Под нею была шелковая рубашка с воротником-стойкой. На плече крепилась папанаки — традиционная шапка. Сапоги были стандартные — мхедрули из кожи.

В зимнее время в Тушети мужчины носили шерстяное пальто с высоким воротом, отделанным каракулем. Чоху украшала двойная витая тесьма, пуговицы были на петлях. Сорочка с закрытым воротником шилась из шелка. Важные атрибуты — кушак с серебряной фурнитурой и военные сапоги.

Гурийские и аджарские мужчины носили “чакуру” — предмет верхнего гардероба из бархата, декорированный золотыми нитями и лентами по краям. Папанки также украшались позолотой. За расписанный узорами пояс крепились кинжалы и другое оружие, а также пороховница и кошелек из кожи. Штаны заправлялись в обувь.

На свадьбу было принято наряжаться в белую сорочку из шелковой ткани с высоким воротом. Женихи надевали чоху из белой шерсти с подкладкой из атласа. Оружие за ремень не помещали. Сапоги выбирали из черной кожи.

Традиционным для всех мужчин являлся такой набор: чоха из шерсти с закрытым воротом и карманами на груди, сверху кабалахи — шерстяной украшенный орнаментом платок. Как правило, им покрывали плечи. Также накидка могла использоваться в качестве головного убора.

Другая вариация гурийско-аджарского костюма — чакура, отличающаяся от предыдущей цветом и длинной мхедрули.

Магазины Грузии

В грузинских городах есть торговые улицы, где сосредоточены магазины и бутики, они расположены по большей части в центральных районах. За одеждой и обувью лучше идти в торговые центры — там представлены все популярные европейские и местные грузинские бренды. Большинство бутиков эксклюзивной дизайнерской одежды находится в Тбилиси, но есть представительства и в Батуми — как правило, на улицах торговых кварталов.

За грузинскими деликатесами и свежими овощами и фруктами стоит идти на рынки — цены там ниже, чем в магазинах, а выбор больше. Одежда и обувь на грузинских рынках тоже продается, но ее качество оставляет желать лучшего. Практически в каждом городе есть своя барахолка, где торгуют разным старинным хламом — книгами, брошками, музыкальными пластинками, посудой и предметами интерьера. Самый большой и известный блошиный рынок в стране расположен в столице, у Сухого моста.

Кредитные карты принимают далеко не все магазины в Грузии, особенно если речь идет о маленьких городах. С картой стоит идти только в торговый центр, во все остальные места — с наличными.

Свадебный наряд

Грузинская национальная одежда для торжества в мужском варианте представляет собой белую льняную рубашку, брюки и черкеску. На рубаху надевался расшитый золотом плащ. Штаны отшивались из кашемира или дубль-сатина. Черкеска делалась из приборного сукна или шерсти. Пояс украшался серебром и обязательным кольцом для кинжала. А рукоятка оружия была отделана под слоновую кость. Данный акцент подчеркивает особую мужественность грузина.

На талию грузинки шился роскошный пояс с рисунком, орнаментом, но обязательно однотонный с платьем. Нижние рукава и грудь вышивались шелком, бисером и золотом. Открытые рукава и концы пояса отделывали серебром.

По крою свадебные платья были многим похожи на повседневные. Богатое убранство и отделка, вот то, что отличало праздничный наряд. Фата у кавказских девушек необычная. На голову невесты надевали бархатную шапочку, а под низ легкий ажурный платок, который прикрывал лицо. Он обрамлялся изящным кружевом. Ободок расшивали мелким жемчугом, шелком, золотом.

Свадебный танец искусно подчеркивал тонкость линий фигуры невесты, оправдывая самую дорогую покупку. Ведь даже не богатые семьи старались выдавать замуж дочерей в сказочно красивых платьях.

Особенности и характерные черты

В грузинском национальном костюме отражается характер, сословная принадлежность и этнические нормы представителей этого народа. Одежда была разной в зависимости от климата, социального статуса, особенностей быта. Различались также повседневные и праздничные наряды, детские, женские и мужские.

Основные черты национального костюма грузин появились еще в IX веке. Тогда его отличала скромность и строгость. Он подчеркивал особенности характера представителей народа, их гордость, силу и стойкость духа. Изначально такие особенности в одежде проявились на Южном Кавказе. Там стали носить особый наряд, который назвали «чоха». Это универсальный предмет гардероба мужчин и женщин, который надевали везде. Сначала традиционная одежда была изысканной, но постепенно становилась более строгой, закрытой. Удлинялись рукава, использовалось меньше украшений. Строгость и простота кроя делали костюмы удобными. Только на свадьбу старались надевать более нарядную одежду.

Для богатых костюмы шили из дорогих материалов – шелка, атласа, бархата, меха. В качестве отделки использовали золотую нить и жемчуг. Украшениями на одежде служили вышивка, галуны, пуговицы, перевитые шнуры, нашивки, накладные карманы. Обязательным для мужчин и женщин был пояс. Одежда простых людей была из более дешевых материалов – сукна, сатина, льна или холста.

Черный и белый – это традиционные цвета грузинских костюмов. Они использовались в любом сословии, для праздников, в обычной жизни. Для отделки применялся бордовый или серый. Для богатых людей делали одежду синего, зеленого или красного цвета. Женщины в праздничные дни могли использовать более яркие расцветки.

Мужской

Мужской грузинский костюм был многослойным. Особенно делался акцент на широких плечах мужчины. Состояла одежда из нескольких элементов:

  1. Нижняя рубаха перанга обычно была белого цвета.
  2. Надевались двое штанов. Нижние – шендиши, а верхние – шарвали. Они были свободными.
  3. Обязательным элементом костюма была чоха (черкеска). Традиционно она была черного, серого или бурого цвета. Праздничные чохи могли быть белыми или синими. Подпоясывались они кожаным ремнем, на котором крепился кинжал. Длина чохи – ниже колен.
  4. Дворяне на праздники носили куладжу. Это подобие короткого платья из бархата, которое надевают поверх одежды.
  5. К традиционной одежде относились короткие архалуки – это сорочка со стоячим воротником.
  6. Особенностью кабы был разрезной рукав. Он открывал руку от плеча до локтя, а у запястья сужался, закрывая пальцы.
  7. Зимой теплая одежда делалась из меха. Мужчины носили шубу, куртку или плащ без рукавов из сукна падиби.

Женский

Женский национальный костюм отличается нежностью и красочностью. Он призван подчеркивать красоту фигуры, поэтому создавался с облегающим лифом и четко выраженной талией. Обязательным элементом был длинный широкий пояс, украшенный традиционным орнаментом. Женская одежда была многослойной, что не лишало ее элегантности.

Традиционный грузинский костюм для женщин имел несколько обязательных элементов:

  1. Верхняя одежда называлась катиби. Она шилась из бархата или шерсти, имела меховую подкладку или простегивалась ватой. Рукава были разрезными, а на талии была элегантная застежка.
  2. Длинные платья назывались картули, их носили все женщины. С помощью шнуровки их делали сильно облегающими. Спереди был глубокий вырез, который закрывался вставкой контрастного цвета. Лиф платья украшали тесьмой, жемчугом, расшивали бисером или золотой нитью.
  3. Под платье обязательно надевалась нательная одежда: сорочка перанги и штаны.
  4. Голову и лицо женщины прикрывали косынкой багдади или тюлевой вуалью лечаки.

Отличался немного от традиционного аджарский костюм. Женщины этой народности носили шаровары и длинную рубаху красного или синего цвета. Поверх надевали яркое платье простого кроя и шерстяной передник. Лицо обязательно прикрывала чадра.

Детский

Традиционно народные костюмы для детей были похожи на взрослые, но делали их более простыми, без обилия украшений и декоративных элементов. Дети более подвижные, активные, поэтому одежда у них была короче и не такой многослойной. Кроме того, допускались более яркие расцветки.

Девочки ходили в традиционных платьях, но без роскоши. Вышивка и украшения делались своими руками, уже с 5 лет они занимались рукоделием. До 13 лет юбки могли быть короткими, до середины голени, а рукава открывали запястья. У мальчиков одежда повторяла мужской костюм, но тоже без обилия украшений. Чоху для удобства делали выше колен.

Мужская кавказская шапка из овчины

Речь пойдёт о папахе.

Из публикации в Большой Советской энциклопедии можно получить сведения об истории этого самобытного головного убора:

  • очень долго шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, мех;
  • в восемнадцатом веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеропе;
  • с начала Девятнадцатого века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав собственного обмундирования;
  • с середины Девятнадцатого века высокая шапка из меха официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
  • перед Великой Отечественной войной прерогатива носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начав с генерала и выше;
  • во время войны к данному списку были добавлены полковники всех родов войск.

Грузинская шапка из овчины

Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Очень часто им являлась папаха. Мужчина в ней всегда смотрелся с гордостью и благородно.

Сырьём для производства служит шерсть барана, овцы или козы. Особенные экземпляры шились из шкуры ягнят.

Трухменки делятся на такие варианты:

  • Каракулевые – самые качественные и дорогие. Шьются из каракульчи, мех не родившихся ягнят, и каракуля, мех новорождённых барашков. Это самый долгожданный презент для любого кавказца. Он означает статусность и почтение находящихся вокруг.
  • Чабанские – популярный кавказский головной убор, называимый порой «народной шапкой». Он пошит из косматой овчины, завитки её могут опускаться на лоб и прятать глаза. Удобен на выпасе (не прохладно и не жарко) и при необходимости управится с ролью подушки.
  • Казачьи – донышко имеет основу ткани, красную или синюю, с белым крестом, символизирующим православие. Готовясь к бою, воины вкладывали в карман донца стальную пластину — тумак, который защищал от сабельного удара. Востребованы среди кубанских и терских казаков.

Боди спицами боди для мальчика спицами

Назначение

Головной убор для мужчины всегда являлся особенной гордостью. В гардеропе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Как правило для каждого мероприятия была собственная:

  • для каждого дня — тёмная или бурая;
  • для свадебного празднования и праздничных дней — белая;
  • для похоронного обряда — чёрная.

Несколько хороших фактов о традициях кавказских народов, которые связаны с папахой.

  • Выйти из дома без головного убора считали недопустимым, а возникновение на свадьбе с ненакрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
  • Молодые люди часто необычным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
  • Головной убор не должен был оставлять голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
  • Трухменка не снималась даже просителем, не считая случаев просьбы прекращения родной мести или войны.
  • Кинутая в пылу спора, она значила последний довод – хозяин был уверен в собственной правоте.

Головные уборы

Самый известный головной убор Кавказа – это папаха – объемная шапка из шерсти каракуля или овчины. Придает образу мужчины гордость и честь, никогда не позволит опустить головы. Ее положено было снимать лишь в отдельных случаях. Ни в коем случае не позволялось терять ее. Говорили, что если потерять папаху, значит вместе с головой. В них часто носили драгоценности и золото.

В Грузии костюмы и аксессуары в разных краях носят отличные от других. Головной убор имеет разное предназначение, орнамент, форму, цвет. Самые распространенные из них:

  • Хевсурская шапка. Вяжется из полушерстяной пряжи. Украшается вышивкой с крестами.
  • Сванская шапка. Делается из войлока и обшивается тесьмой. Зимой греет, а летом защищает от палящего солнца.
  • Кабалахи. Особый мегрельский головной убор. Он выполняется в форме конуса из тонкой шерсти с длинными концами, которые прикрывают шею. Отличается кистью на капюшоне.
  • Папанаки. Носят имеретинцы. Войлочная шапка может быть круглой или четырехугольной формы. Декорируется тесьмой или вышивкой.
  • Кахури. Кахетинская шапка из шерсти белого либо черного цвета.
  • Чихтикопи. Женская шапочка-ободок расшивалась бисером и украшалась фатой или вуалью. Из-под легкой материи обязательно должны быть видны косы.

Вуаль называется лечаки. Специальным ободком копи она крепилась на голове, а поверх одеваются темные косынки багдади либо чадри, которые прикрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза.

Узкий низ брюк и широкий верх способствовал спокойному и уверенному ходу. На рубаху надевали однотонную с штанами жилетку, а потом чоху. В финале подпоясывались кушаком. Надевали шапочку из овчины или другого материала, соответствующую народному стилю.

Женщины наряжались в длинную, почти в пол красную или синюю рубаху и шаровары. Сверху надевалось оранжевое ситцевое платье. Которое при грациозных движениях распахивалось. А спереди завязывался передник из шерсти. Голова украшалась ситцевым платком, угол которого прикрывал шею. Начиная с двенадцати лет девочка надевала белую чадру, что прикрывала лицо.

Разновидности

Женский

Традиционная женская одежда в Грузии отличалась особой оригинальностью. Девушки в этой стране носили приталенное платье в пол, которое называлось картули. Такой наряд подчеркивал фигуру.

Лиф, максимально плотно прилегающий к телу, украшался тесьмой, камнями и бисером. Важным атрибутом был и пояс. Чаще всего его шили из шелка или бархата. А края пояса дополнительно украшали жемчугом или изящной вышивкой. Пояс повязывался так, чтобы декоративные элементы были видны посторонним.

Детский

Для девочек в Грузии создавали те же наряды, но в более простом виде. Детские костюмы были более простыми и удобными. Длина нарядов могла быть короче, чем у женщин. Кроме того, детские костюмы зачастую были более яркими, чем изделия для взрослых.

Мужской

Традиционный грузинский костюм для мужчины должен был максимально точно передавать приверженность грузин к физической работе и их мужество. Именно поэтому основной акцент делался на удобство и способность защищать тело мужчины от любых сюрпризов погоды.

Мужской костюм состоял из верха и низа. В качестве верха выступали различные рубахи, кафтаны и даже шубы. Дополняли наряд удобные штаны или шаровары. Различались между собой и виды верхней одежды. Выделить стоит такие из них, как коба, черкеска и чоха.

Черкеску носили поверх кафтана. Без этого предмета гардероба неприличным считалось появляться на улице даже в жаркую погоду. Черкеска шилась из материалов насыщенных цветов, например, черного или серого. Черкеска носилась не просто так, а дополняясь поясом, украшенным серебряной или металлической пряжкой. К такому поясу, как правило, крепился кинжал, который до двадцатого века считался наиболее распространенным оружием.

В качестве накидки в холодное время года также использовали набади или тулуп. Такой вид верхней одежды защищал и от холода и от снега. Более удобными считались архалуки. Подобные короткие куртки хорошо сочетались, как со штанами, так и со свободными шароварами. Такие куртки подпоясывались широкими кушаками, что позволяло подчеркнуть подтянутую мужскую фигуру.

Чоха и символы — значение грузинской традиционной мужской одежды

В особом представлении национальный грузинский костюм чоха не нуждается — его не только знают во всем мире, но и восхищаются им

Но мало кто понимает те символы, которые скрыты в чохе. Именно благодаря этим символам чоха приобрела некую магическую силу, притягивающую все больше и больше людей в мире.

Владелец одного из старейших салонов по шитью чохи в Тбилиси Нугзар Кванталиани рассказал Sputnik Грузия о символическом значении чохи и о том, как появились в наряде те или иные элементы.

— Расскажите, из каких деталей состоит чоха? И что они значат?

— В целом, чоха – это один из сложнейших костюмов. Он отличается от всех других тем, что состоит из множества деталей, точнее, из 13. Ни у одного другого костюма в мире нет стольких элементов. Я имею в виду повседневные наряды, а чоху раньше носили каждый день. Именно эта многочисленность деталей придает чохе красоту и изящность.

Вот, например, раньше на чохе не было такой детали, как газыри. Они появились позже, когда появилось ружье. Возникла необходимость пришить к костюму такую деталь, которая помогла бы воинам легко хранить патроны. Самым хорошим местом оказалось именно вот это место — на груди, рядом с сердцем, они быстро могли достать патроны. То есть им было комфортно, во время боя им не приходилось их искать и долго возиться. Газыри — очень важная деталь, которая сделала чоху еще более красивым и неповторимым костюмом.

— Чоха была разной, так ведь?

— Совершенно верно. Чоха разная. Вот этот костюм, который вы видите на модели — это чоха князей, в то же время — это праздничный наряд. Кстати, на праздники надевали также чоху светлого цвета – свадебная чоха бывает белой, бежевой, а чоха черного цвета считается более повседневной, этот костюм простой, шьется без вышивок.

Была и чоха с разрезанными рукавами – почему их так называли? Потому что их легко можно было завязать на запястье. Одновременно получался комфортный и изящный наряд.

Чоха стала символом мужества, отваги. Каждый настоящий мужчина должен был носить чоху, однако в прошлом и по сей день чоха остается довольно дорогим удовольствием. Не все могли позволить себе надеть чоху, особенно крестьяне, они надевали только архалуки. Однако все мужчины старались иметь свою чоху. Далее так и случилось, практически в каждой семье, каждый мужчина имел чоху, для нуждающихся это было лишь выходным нарядом.

Что касается папанаки, который был прикреплен к груди мужчины, то в основном он был распространен в Имерети и Самегрело. На папанаки семьи наносили семейные гербы, вышивали их. Когда какой-нибудь князь приходил в собор, на свадьбу или в гости, он обязательно надевал семейный герб. С помощью папанаки люди могли определить, к какой фамилии он принадлежал.

Кстати, папанаки надевали и на голову. Остались старые фотографии, на которых видно, как мужчины носили папанаки на голове. Позднее и женщины начали надевать его на голову, но у женщин папанаки был более маленьким, мужской более широкий.

В основном вышивками оформляли чоху князей. На вышивку чохи уходило много времени, месяц, может, и больше. Вышивали золотыми и шелковыми нитками. Сейчас все проще, есть устройства, специальные станки, с помощью которых мы вышиваем чоху.

Простая или же крестьянская чоха была черной и его рукава складывались до локтей, чтобы костюм был более практичным.

— У чохи очень красивый пояс, какое значение у него?

— Что касается пояса, то его, безусловно, делали из кожи. Он имеет красивые детали, я имею в виду три эти подвязки с одной стороны и еще три с другой, по бокам.

Эти подвязки делают чоху более богатой. Такие же детали можно увидеть на сапогах, которые носили раньше грузинские мужчины. У них было два значения. Первое – это красота, а второе – практичность, чтобы сапоги не спадали вниз. Они держали сапоги.

Что касается пояса, то есть такая версия, что во время охоты грузины вешали дичь прямо на поясе, который был оформлен специальными креплениями.

— Почему вы решили заниматься именно чохами?

— В моем случае профессия выбрала меня сама, досталась по наследству. Моя мама шила чохи. Помню, к нам приходили многие ансамбли, шили чохи, но так массово, как сейчас, люди не надевали национальный костюм. Клиентами моей мамы чаще были ансамбли. Сейчас, помимо ансамблей, приходят рядовые граждане и заказывают национальную грузинскую одежду. Мужчины начали надевать чоху. Правда, больше на свадьбы и религиозные праздники, но спрос большой.

Описание характерных черт

Цветовая гамма

Для национальной одежды грузин характерными являются 6 цветов чохи.

Черный цвет в одежде являлся прерогативой знатных людей. Состоятельные люди носили одежду черного цвета не только в повседневной жизни, но также предпочитали ее и для торжественных мероприятий.

Особенности кроя и декора

Вне зависимости от пола и социальной принадлежности грузинский костюм выглядит довольно строго, но в то же время шикарно. Ткани выбирались довольно прочные и долговечные. Состоятельные люди могли позволить себе шелковые и бархатные костюмы. Украшением для таких роскошных нарядов для теплого времени года могло стать кружево, в холодные месяцы – благородные меха.

Особой роскошью отличался во все времена свадебный наряд невесты. Хотя внешне он был схож с повседневным женским костюмом, свадебный наряд всегда шился только из белой ткани. Важным компонентом был драгоценный декор одежды для невесты.

Свадебные наряды расшивали золотой или серебряной нитью, а также украшали различными аппликациями. Вне зависимости от финансового положения семьи, наряд невесты должен был выглядеть богато.

На голову невесты надевали национальный бархатный головной убор с легким платком, которым невеста прикрывала лицо.

Женская

Костюм для девушек подчеркивает женственность, и добавляет грациозности

Неотъемлемый атрибут — внимание к деталям. Платья обычно украшаются вышивкой, золотой окантовкой, жемчужными бусинами, бисером

Акцент силуэта — на талии, а длина юбки достигает пола. Женственный крой подчеркивается с помощью бархатного или шелкового пояса, который также украшают золотой вышивкой или лентами. Какие особенности существуют в разных регионах?

В Аджарии женские традиционные вещи декорировали ручной вышивкой на нагрудной вставке и широким длинным поясом с узорами и кисточками.

В Мохеви украшениями служили золотая тесьма и вышивка, а также серебряный кушак. На голове женщины носили белую кружевную вуаль — мандили.

Для мегрельского наряда характерны рукава из бархата с разрезами и серебряные застежки.

Осетинские платья имели бархатную черную окантовку. Характерные детали: длинная белая сорочка, отложной ворот и золотой пояс.

Тушинские девушки носили чоху — приталенную удлиненную верхнюю одежду без ворота. Ее украшали серебряные застежки и расшитая нагрудная вставка. К рукавам была пришита яркая тесьма. Наряд дополнялся черной вуалью на голове и вязаными сапогами на плоской подошве.

Дворянское одеяние состояло из шелкового или атласного платья с расширяющимися книзу рукавами, накидки из бархата, белого длинного пояса — кушака. Голову городских дворянок украшали головные уборы с ручной золотой вышивкой.

Городские женщины одевались в сорочку из гипюра, отделанную бархатом и синюю вышитую вручную накидку. Образ дополнял кушак, бисерный чихти и поясная бархатная сумка — киса.

Общегрузинский костюм для женщин состоял из сорочки с пуговицами, укороченной накидки с разрезными рукавами и кушака с вышитыми традиционными узорами. Обязательным дополнением служили серебряные украшения и головной убор — полупрозрачная мандили, а сверху чихти-копи из бархата.

Свадебный наряд шился из атласной ткани. Вставка на груди украшалась узорами, рукава были разрезными. Кушак изготавливался из розового бархата. На голове невесты была прозрачная газовая накидка белого цвета. В качестве украшений использовали жемчуг: он был на кушаке, в виде нитей на лбу и на шее.

Сванские красавицы носили платье из атласа с высоким воротом. Талию подчеркивал поясок с национальным орнаментом. Сверху надевалась шерстяная чоха со вставками бархата. На голове — традиционная вуаль.

Абхазский костюм был со шлейфом и серебряной фурнитурой. Вниз надевалась ахалухи из шифона с лацканами. Обязательной составляющей образа были белоснежный мандили и серебряный венец.

Рачинский наряд отличался красной блузкой, из под которой была видна узорчатая сорочка. Рукава были короткие и объемные, юбка декорирована традиционными узорами и окантовкой. В качестве верхней одежды служила накидка без рукавов со сборками. Мандили украшалась красным кантом и орнаментом. На ноги надевали кожаные или замшевые полусапоги, напоминающие современные угги.

Зимнее мохевское одеяние включало в себя вышитую верхнюю одежду, шерстяные перчатки и платок. Ахалухи (рубашка) подпоясывалась черным бархатным кушаком.

Еще один вариант женского сванского туалета: яркое платье со сборками. Красный шерстяной верх дополняла серебряная фурнитура и вставка на груди с узорами. На голове небольшая черная шапочка и традиционная легкая накидка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector