Хохлома рисунок
Содержание:
- Хохлома. Хохломская роспись для детей.
- Шкатулка под хохлому: мастер-класс
- Хохлома — что это такое с точки зрения мировой общественности?
- История возникновения промысла
- Выполняем технику верхового письма своими руками
- Как и когда возникла хохлома
- Роспись под хохлому — технология
- Главные отличия
- Виды народных промыслов и росписи
- Элементы и мотивы хохломской росписи
- Хохлома: технология изготовления
- Виды народных промыслов и росписи
- Разновидности хохломы
- Хохломская роспись «Тарелка» гуашью
- Материалы и инструменты
- Цвета хохломской росписи
- Выбор узора
- Варианты росписи
- Истоки промысла
- Мастер-класс по росписи деревянной ложки
- Процесс изготовления
Хохлома. Хохломская роспись для детей.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.
Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят — втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком — золотистой. Расписывают посуду «под хохлому» масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Красный, черный, золотой и зеленый — цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.
Роспись бывает «верховая» — на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» — сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота
Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там — берите в руки кисть и краски и вперёд!
Травка — узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.
Травный орнамент.
Узор листочки — стебельки и листики.
Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.
Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.
В росписи «под фон» чаще используется элемент «кудрИна». Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Шкатулка под хохлому: мастер-класс
Само название этого изделия указывает на его благородство и изящество. Шкатулка получается сказочной, традиционно красочной, но весьма необычной.
Что понадобится:
- краски;
- фоновая краска (бронза или медь);
- малярный скотч;
- беличьи кисти;
- кисточка для лака;
- карандаш;
- калька;
- наждачная бумага;
- шкатулка из дерева.
Шкатулка получается сказочной, традиционно красочной, но весьма необычной
Ход работы:
- Все неровности на шкатулке заштукатурить. Только после того, как поверхность станет гладкой, можно приступать к работе.
- Покрыть поверхность изделия фоновой краской и подождать, пока она высохнет.
- На бумаге нарисовать рисунок, который в дальнейшем будет нанесен на шкатулку.
- После того, как шкатулка высохнет, карандашом перенести на нее подготовленный эскиз. Для этого прикрепить бумагу к самой шкатулке с помощью скотча.
- Обвести контур рисунка черной краской, используя самую тонкую кисть.
- Закрасить и более крупные элементы черным цветом.
- Подождать, пока черная краска просохнет.
- После этого разукрасить все остальные элементы и дать краске еще время просохнуть.
- Дополнительно украсить изделие усиками, капельками.
Хохлома — что это такое с точки зрения мировой общественности?
В середине девятнадцатого столетия слава о хохломской росписи дошла до заграничных государств. В 1889 году была проведена выставка в столице Франции. Именно она открыла дорогу «золотому искусству» на все мировые континенты. Изделия российского промысла можно было встретить на рынках Индии, Китая, Западной Европы и т.д.
Невероятная популярность продукции заволжских мастеров стала отличным стимулом для дальнейшего развития отрасли. Существенно расширился ассортимент, помимо ложек и чашек в продажу поступили бокалы, кружки, бочонки и т.п. Наибольшим спросом на Западе пользовались братины – посудины огромного размера в виде ладьи с дюжиной ковшиков. Изделие предназначалось для массового пиршества.
История возникновения промысла
Есть много легенд о том, как зародился знаменитый хохломской промысел. Первые письменные исторические упоминания о сельце Хохлома датированы шестнадцатым веком.
Зарождение — начало XVII века
Еще при царе Иоанне Васильевиче знали о местечке «Хохломская Ухожея» (ухожея – очищенная от леса земля, приготовленная под пашню (устар.)). Земля была неплодородная. Крестьяне издавна зарабатывали промыслом, вырезая простую деревянную посуду – ложки, горшки, миски, квасники и кувшины в виде птиц, лодий (кораблей) и зверей. Изделия были без росписи, промазывались для крепости олифой.
Часть крестьян уходила на заработки. Многие в Троице-Сергиеву Лавру, к которой были «приписаны» заволжские земли и села. Там мастера расписывали золотом и киноварью деревянные кружки и ковши, золоченые кубки, подаваемые в престольные праздники.
В начале семнадцатого века в заволжские леса бежали староверы, которых стали называть «кержаки». Они не приняли указ патриарха, и расселились по всей необъятной Сибири, в лесах Зауралья. Многие осели в непроходимых чащобах Заволжья. С собой раскольники везли иконы, старинные письма, книги, предметы утвари. Среди них были и иконописцы, владеющие многими секретами росписи. Чтобы выжить в суровых землях, стали разукрашивать деревянную утварь.
И простенькая кухонная посуда из Хохломы расцвела прекрасными узорами, не оставляющими ни одного человека равнодушным.
Хохлома в СССР
Хохломское производство пережило крушение царской России, много раз приходило в упадок и возрождалось заново. После распада СССР перестали работать многие мастерские. В современной России есть два главных центра производства – это город Семенов – столица золотой хохломы, с фабрикой «Семеновская роспись», предприятием «Хохломская роспись». А также село Семинос и производством «Хохломской художник».
В семидесятые годы мастеров пригласили для обучения в Курск. Так зародилась знаменитая курская ручная роспись. Вначале мастера писали по образцам, а потом проявились свои неповторимые особенности – зеленый фон, золотая кайма. Сочные орнаменты суджанских ковров воплотились в росписях маками и полевыми цветами. Возникли интересные идеи выполнения ваз и сахарниц в форме уточек, петушков.
Роспись синим и голубым по серебряному фону — творческая находка мастеров из Вологды, стала называться «Северной хохломой». В ее рисунках с традиционной травкой появляются северные ягоды – голубика, клюква.
Выполняем технику верхового письма своими руками
Эта техника довольно проста и заключается в нанесении рисунков красного, желтого или черного цветов на обработанную заготовку. Как правило, в этой технике рисуют узор пряник, когда вокруг крупного центрального узора наносят более мелкие элементы орнамента.
Для получения рисунков в этой технике изначально наносят большие цветные узоры, затем на свободное пространство наносят черный фон и, после того как краска высыхает, сверху наносится узор «Травка». Готовое изделие несколько раз покрывают специальным лаком-закрепителем, просушивая каждый слой, и отправляют в раскаленную до 150 градусов печь на 4 – 5 часов, пока не образуется золотисто-бронзовая пленка.
Несмотря на то, что мотивы рисунков хохломской росписи довольно четко определены, настоящие мастера творчески подходят к этому процессу и постоянно придумывают новые замысловатые изображения сказочных животных, птиц и растений. Новичкам же из-за отсутствия опыта позволительно использовать трафарет для нанесения узора или простые схемы для тренировки.
Но прежде чем начать тренировки по хохломской росписи надо подготовить все необходимые материалы и инструменты. И тут возникает соответствующий вопрос – чем рисуют такие замысловатые изгибы и завитки мастера этого искусства? В основном хохломские мастера пользуются кисточками из беличьих хвостов – с ее помощью можно нарисовать как тонкие, так и толстые линии, только лишь изменив силу нажима.
Изготовить полноценную кухонную посуду, из которой можно было принимать пищу, в домашних условия невозможно, но сделать сувенир для украшения кухни вполне доступно любому желающему.
Как и когда возникла хохлома
Архивы показывают, что впервые о красивой расписной посуде упоминают в 1659 году. Именно тогда некий боярин по фамилии Морозов потребовал собрать с Заволжских земель посуду разнообразных размеров и мастеров по оловянному делу. В те времена олово применяли для золочения. Морозов в те времена владел селом Семеновское. В нем, а также в соседнем селе под названием Хохлома был сформирован промысел по росписи деревянных изделий.
Развитию подобного промысла на Руси способствовала близость крупного торгового пути (волжского) и соседство с ярмаркой – Макарьевской. Качество посуды было настолько высоким, что ее производство сделали главным для жителей промыслом, а село Хохлома – торговым пунктом, где продавалась уникальная посуда с необычным рисунком. После 1916 года было принято решение об открытии Школы художественной обработки деревянных изделий. Так хохлома получила новый виток развития.
Роспись под хохлому — технология
Основная технология создания изделий, к которым применяется роспись хохлома, состоит из нескольких этапов. Изначально мастер бьет баклуши — подготавливает грубые деревянные бруски примерно такого же размера, какого должно быть изделие.
Следующий этап — выстругивание на специальном станке самого предмета: тарелки, ложки, миски, ковша и т. д. Так мастер получает белье — деревянную заготовку под роспись, которую нужно загрунтовать с помощью жидкой очищенной глины и оставить сушиться примерно на 7-8 часов.
Ключевой момент в рабочем процессе — покрытие вещи олифой или специальным льняным маслом. От качества покрытия зависит прочность посуды и долговечность росписи на ней. С помощью специального тампона из овечьей шерсти, вывернутого наизнанку, мастер черпает олифу из миски и начинает быстрыми движениями втирать ее в деревянную поверхность — всего процедура выполняется около трех-четырех раз в течение суток.
Последний слой олифы сушат до такого состояния, когда палец мастера чуть-чуть липнет к покрытию, но уже не пачкается. Эта технология подготавливает предмет к следующему этапу — лужению, который заключается во втирании в изделие алюминиевого порошка. Процесс также выполняется с помощью вывернутого тампона из овечьей шерсти.
Только после этих подготовительных этапов выполняется хохлома — роспись картинки в цветочном или животном орнаменте. Основные используемые цвета — красный, черный, желтый, но иногда мастера применяют также зеленый и коричневый. Рисунки делают масляными красками в технике верхового письма или «под фон».
Верховое письмо
Принцип верхового письма очень прост — на обработанную заготовку наносится рисунок красного, желтого или черного цвета.
Как правило, роспись хохлома в этой технике использует узор «пряник» — крупный рисунок в центре, который опоясывают круги из более мелких орнаментов.
Рисунки под фон
Мастера рисования «под фон» пользуются узором «кудрина» — золотыми и красными рисунками на черном фоне.
Получают их следующим образом: изначально рисуют большие цветные орнаменты, после чего свободное пространство заполняется черным фоном. Когда темная краска высыхает, сверху наносится рисунок «травка» – узоры из длинных и коротких травинок.
Готовые работы примерно 5 раз покрывают полупрозрачным лаком-закрепителем с желтоватым оттенком, предварительно просушивая каждый слой. Сухие изделия отправляют в раскаленную до 150 градусов печь и держат там около 3-4 часов, пока не образуется главный элемент хохломы – золотисто-бронзовая пленка.
Главные отличия
Все виды росписей хохломы бытовой кухонной утвари имеют свои особенности. Именно по ним специалисты или просто знающие люди могут рассказать о технике создания. Название «хохлома» является одним из самых популярных среди росписей. Научиться рисовать поэтапно могут не только опытные художники, но и дошкольники. К узорам хохломской росписи для начинающих относятся:
Травяные узоры — линия, выгнутая в сторону. Чтобы её получить, необходимо сначала прижать в центре кисточку, а затем, отводя в сторону, плавно сбавлять давление и постепенно толщину.
Лист — это один из самых простых узоров. Рисуются зеркально травинки, выгнутые наружу. Все пустые места заполняются аналогичного цвета краской.
Скрученный, словно улитка, завиток встречается реже, так как его рисовать сложнее
Важно поддерживать одинаковое давление на кисть.
Капелька — кисточка ставится на основание ворсинок и медленно разворачивается на 180 градусов, слегка выводясь вперёд и отрываясь от поверхности. Рисование капелек помогает натренировать руку для правильного нажима.
Кустик — это несколько капелек, выстроенных в виде веера
В его основание ставится небольшая точка.
Виды народных промыслов и росписи
Русские края богаты и разнообразны как своими пейзажами, так и обычаями и традициями. Во многих местах даже есть свой диалект. Все это формировало культуру и художественное творчество каждого уголка нашей страны. С давних пор сложились отличающиеся между собой традиции народных промыслов. К наиболее известным относятся следующие:
- дымковская, филимоновская, богородская игрушка;
- гжельская керамика;
- вологодское и вятское кружево;
- тульские самовары;
- ростовская финифть;
- мстерская, федоскинская, палехская миниатюра;
- жостовские подносы;
- городецкая, хохломская роспись.
Каждая из них весьма самобытна и уникальна, но все они отражают культуру и духовность русского народа.
Элементы и мотивы хохломской росписи
Различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки», любовь к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.
(Ветки и кустики)
Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;
(Ягодки и листочки)
«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;
(Строчки и узоры)
«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.
(Растительные орнаменты)
Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.
При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.
Хохлома: технология изготовления
Процесс прекрасных деревянных изделий происходит в несколько этапов:
- Получение «белья» — белых неокрашенных изделий. Мастер из заготовленных деревянных брусков формирует будущие ложки, чайные чашки, шкатулки и сувениры, снимая токарным станком стружки с древесины. Затем готовое изделие сушат при температуре 22-28° С, в течение 3-20 дней.
- Шпаклевка «вапой» — неокрашенные вещи обмазывают несколько раз после обсушки специальной очищенной глиной, и оставляют на 7-8 часов.
- Грунтовка – 3-4 раза олифят (покрывают слоями вываренного льняного масла). Олифой вручную пропитывают изделия, втирая ее специальными кожаными тампонами. После очередной пропитки сушат в специальном шкафу при температуре 40-50° С. Затем, после охлаждения, слегка шлифуют.
- «Лужение» — придание изделию серебристого или золотистого фона. Для серебряного цвета – в поверхность кожаными овчинными тампонами вручную втирают алюминиевый порошок. Для золотого – наносится перетертое олово. Затем покрывают специальными смесями и несколько раз обжигают в печи до получения солнечно-золотого цвета. После чего изделие попадает в руки мастеров-художников декоративно-прикладного искусства.
Виды народных промыслов и росписи
Русские края богаты и разнообразны как своими пейзажами, так и обычаями и традициями. Во многих местах даже есть свой диалект. Все это формировало культуру и художественное творчество каждого уголка нашей страны. С давних пор сложились отличающиеся между собой традиции народных промыслов. К наиболее известным относятся следующие:
- дымковская, филимоновская, богородская игрушка;
- гжельская керамика;
- вологодское и вятское кружево;
- тульские самовары;
- ростовская финифть;
- мстерская, федоскинская, палехская миниатюра;
- жостовские подносы;
- городецкая, хохломская роспись.
Каждая из них весьма самобытна и уникальна, но все они отражают культуру и духовность русского народа.
Разновидности хохломы
Известно несколько видов росписи в стиле хохломы. Они отличаются способом нанесения и изображением на деревянных предметах. По типу нанесения хохлому делят на следующие виды:
- фоновый – рисунок выполнен на однотонном основном фоне, а орнамент выполняется золотой краской;
- верховий – нанесение рисунка на уже готовое поле.
Техника имеет различные способы росписи. Наиболее сложная методика – нанесение росписи под фон. Изначально на заготовку из дерева наносят контуры узора, а затем начинают закрашивать некоторые части черным или красным фоновым цветом. После нанесения фонового слоя приступают к выполнению узоров и других сложных деталей.
«Пряник»
Самый простой способ называется «Пряник». В центре изделия представлено изображение геометрической фигуры, например, ромба или квадрата. Внутри ее дополняют солнцем, вьющимися растениями, разнотравьем.
«Травка»
«Травка», или травяная роспись, наносится отрывистыми мазками. Крупными мазками выполняют листья, более мелкими – травинки или капельки росы. Такой элемент верховой росписи позволяет заполнять всю поверхность изделия ажурным рисунком. Это один из наиболее сложных видов, который требует от мастера терпения и особого внимания.
«Ягодка»
Очень напоминает «Травку» еще одна техника под названием «Ягодка». Однако стиль выглядит богаче и более декоративнее предыдущего. В его основе переплетение из крупных ягод и разнотравья. Как правило, мастера изображают землянику, крыжовник, виноград, а из цветов — ромашку и колокольчик.
«Кудрины»
Для «Кудрины» характерна некая витиеватость растительных узоров. При этом орнамент выполняют золотой краской. Особенность нанесения — в работе очень тонкой кисточкой.
Хохломская роспись «Тарелка» гуашью
Пошаговое выполнение для детей рисунка «Хохломская роспись «Тарелка» с традиционной росписью хохлома. Разместим в центре две ветви красной рябины, вокруг которой будут листья и различная растительность.
Материалы, которые пригодятся в рисовании:
— гуашь нескольких цветов;— кисточка;— стакан с водой;— палитра;— карандаш;— лист бумаги.
Пошаговое рисование тарелки с росписью хохломы:
1. Размещаем горизонтально лист бумаги. Рисуем большой круг. Отступаем от края 1 см и добавляем еще один контур круга, чтобы получить бортик для декоративной тарелки.
2. Начинаем рисовать в середине элементы для дальнейшей росписи. Это будут ветви и листья разной величины и формы.
3. Добавляем к двум ветвям грозди рябины. Каждая из них будет иметь много ягодок, которые изобразим на листе в виде маленьких кружков.
4. Добавляем небольшие детали каплевидной формы, чтобы украсить нашу тарелочку в стиле хохломской росписи.
5. Закрашиваем круг черной гуашью, чтобы создать традиционный фон для хохломы.
6. Закрашиваем бортик тарелки желтой гуашью, чтобы придать деревянный вид.
7. Спелые ягодки рябины закрашиваем красной гуашью. Можно дополнительно придать объем за счет бордового или коричневого цвета.
8. Все листочки и ветви создаем зеленым цветом.
9. Придаем контур декоративной тарелки красной гуашью. Придаем блики на ягодках и листочках белым цветом.
10. Вот такая получилась «Хохломская роспись «Тарелка» при помощи гуашевых красок. По центру украшают ее две красивые грозди рябины.
Материалы и инструменты
Если вы не собираетесь становиться художником, популяризирующим народные промыслы, не нужно сразу же бежать в магазин товаров для творчества, покупать специальную бумагу, профессиональные краски и кисти. Для первого опыта вполне достаточно бюджетных материалов и инструментов.
Хохломская роспись поэтапно – для нее вам нужны:
- акварельная бумага (любая плотность, на какой вам удобнее рисовать, ту и берите);
- беличьи кисти (купите стандартный набор из 4-5 кистей разных номеров);
- гуашь (12-16 цветов будут оптимальным набором);
- акриловые краски (не обязательно, но работать с ними приятно);
- карандаш, ластик;
- трафареты (если рисовать вы не умеете совсем).
Сначала вы попробуете рисовать на бумаге, без переноса изображения на изделия, которого оно должно украшать. Например, вы решили нарисовать яркую хохломскую роспись на деревянной ложке. Отработайте навыки на бумаге, впоследствии перенести их на изделие будет просто.
Узнаваемый хохломской орнамент новички часто переносят на разделочные доски, которые становятся декором на кухне. С них тоже можно начинать свое приобщение к народным ремеслам. Ребенок тоже может расписать дощечку, но предварительно он должен потренироваться на бумаге.
Пример детской росписи хохломой ложек из бумаги
Хохломская роспись – поэтапное рисование, которое повторяет классическую процедуру изображения узоров. И даже малыши проходят ее пошагово. Сначала они изучают картинки-образцы красивых хохломских произведений, обсуждают их, описывают. Далее можно обратиться к тренажерам-прописям, где ребята могут потренировать себя в прорисовке основных элементов. Взрослым такие тренажеры тоже помогут «набить руку».
О том, как расписать матрешку, вы узнаете из нашей статьи: «Хохломская игрушка: история появления, достоинства расписных игрушек, мастер-класс по росписи матрешки».
Цвета хохломской росписи
Классические творения промысла уникальны и вызывают неподдельное восхищение. Каким образом мастера, имевшие скудный запас красящих веществ, умудрялись создавать настоящие шедевры. С помощью минимальной палитры они наносили на поверхность волшебные орнаменты и причудливые композиции.
Обязательное использование золотистой основы придавало изделиям богатства и наполняла их удивительной фактурой. Позолоту применяли в качестве фона либо для оформления центральных элементов композиции. Также мастера чаще всего брали черный и красный оттенки. Добавить изображению глубины и многогранности помогало внедрение в рисунок белоснежного цвета или охры.
Крайне редко роспись хохлома наносилась на бирюзовый, изумрудный, оранжевый или красный фон. Главная задача мастера состояла в том, чтобы выразить свою идею с помощью гармонично сочетающихся оттенков, создавая технологичную и невероятно сложную игру мазков.
Выбор узора
Подберите подходящий мотив орнамента
Неважно будет простой или сложной ваша хохломская роспись. Поэтапное рисование каждого элемента поможет изобразить любой объект от комбинации веточек, листьев и ягод до эксклюзивной райской птицы
Нужно только выполнять все по частям от простого к сложному. Учитывая доступность компьютерных технологий, каждый может найти необходимое изображение в интернете, распечатать его, например, на пленке, и перевести контуры на деревянную основу. Сложнее намечать линии на округлой поверхности. Однако и в этом случае можно упростить себе задачу, сделав несколько трафаретов повторяющихся элементов.
Варианты росписи
Приметой стиля хохломы в украшении различных кухонных предметов является использование золотых, красных и черных цветов. Также активно применяются оранжевый и желтый. Куда реже встречается цвет лазури¸ дающий ощущение умиротворения. Иногда можно встретить посуду с преимущественно зеленым цветом. Для росписи используются масляные краски, способные выдержать температуру обжига.
Роспись наносится благодаря верховому или фоновому письму. Верховое означает нанесение узора черным или красным цветом по золотому фону.
Хохломские орнаменты весьма характерны и узнаваемы как по мотивам, так и по манере рисования.
- Трава. Травинки наносят витиеватыми линиями, причудливо сплетающимися между собой. Дополнениями служат изображения маленьких ягод и колосков.
- Цветочный узор. Прорисовывается более широкими мазками, чем в предыдущем случае. Благодаря этому получаются лепестки. Они дополняются изображениями ягод, расположенных вокруг стеблей.
- Узор типа «пряник». Орнамент вписывается в геометрическую фигуру — квадрат, ромб, круг.
- Кудрина — орнамент из золотых завитков, во многом и определяющий стиль хохломы. Часто золотом изображают крупные ветки с листьями, выступающими, например, в роли каймы по краю изделия.
Роспись неотделима от других этапов создания посуды, поскольку важна основа для нанесения картинки, а также дальнейшая обработка предмета, позволяющая сохранить рисунок в процессе эксплуатации и придать ему художественную завершенность. Неслучайно перед нанесением изображения посуду покрывают водонепроницаемым раствором. Затем — маслом, например, льняным, благодаря чему достигаются гладкость и глянцевый блеск. После этого идет этап лужения, когда на поверхность наносится порошок алюминия, позволяющий добиться зеркального блеска.
В конце обработки предметы ставят в печь при температуре 150 градусов и выдерживают там 4 часа, чтобы на поверхности образовалась золотисто-бронзовая пленка — характерный признак хохломской росписи.
Истоки промысла
Знаменитая роспись хохлома не только выглядит сказочно, но и рождение такого искусства окружено легендами и оплетено волшебством.
Хохлома — это красочная и весьма детальная роспись
Известно, что хохлома — русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в округе славного и величавого Великого Новгорода. В связи с появлением знаменитой росписи есть легенда. Давно, на берегу живописной реки, в нижегородской округе, жил умелец с «золотыми руками». Он искусно вырезал из дерева ложки-плошки, а потом раскрашивал их волшебным образом, да так, что всем казалось, будто они сделаны из чистого золота! Слава о народном умельце быстро разнеслась по округе, а потом докатилась и до самого царя. Правитель был рассержен, почему такой талантливый мастер, и вдруг не у него в услужении при дворе. Послал тогда царь служивых в глухие леса, чтоб доставить искусника ко двору. Искали прислужники мастера, а он словно сквозь землю провалился. А случилось следующее: умелец волшебным образом узнал, что идут за ним слуги царя, и скрылся из виду, да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом обучил он своему мастерству добрых людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки сверкали золотом.
Русский народ украшал хохломой посуду, столовые приборы и многое другое
На самом деле же есть научный факт, что роспись по дереву и особую технологию принесли на Заволжье раскольники, которые бежали, спасаясь от жестокого царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных умельцев, иконописцев, художников. Они и научили местное население такой необыкновенной росписи. Красиво раскрашенную посуду продавали в большом торговом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали, откуда он привез такое диво, он охотно отвечал: «Из Хохломы!». С тех пор так и повелось именовать необычайно красивую, в русском народном стиле, роспись хохломой.
Резьба по дереву и роспись под хохлому по сей день являются достаточно популярным русским ремеслом в некоторых районах
Мастер-класс по росписи деревянной ложки
Для росписи ложки нужно купить саму заготовку. Деревянные ложки обычно легко найти в хозяйственном магазине, а также в маркете товаров для творчества. Не спешите сразу ее расписывать, пару дней дайте ей полежать: неизвестно, в каком помещении она хранилась. Пусть материал привыкнет к температуре и влажности вашего жилища.
Помимо красок, кистей, ластика и карандаша для работы вам понадобятся:
- акриловый грунт;
- темперные краски – черная, желтая, зеленая;
- акриловый лак;
- шкурка 000;
- зубочистки;
- чистая безворсовая тряпочка;
- палитра;
- банка с водой.
Выбирая между гуашью и акриловыми красками, возьмите последние. Делают роспись под хохлому узнаваемой красная, золотая и белая акриловые краски.
Хохлома – как рисовать узоры на ложке поэтапно:
- Ложечку сначала нужно зашкурить, но несильно. Потом от древесной пыли протрите ложку влажноватой тряпочкой.
- Но кончик ложки кистью № 18 нанесите грунт. Просушиваться он будет 25-30 минут. При сушке загрунтованный кончик должен свисать.
- Когда кончик подсохнет, возьмите ложку за него и покройте всю ложечку грунтом. И снова сушка – 40 минут.
- После сушки ворсинки ложки снова поднимутся и их нужно «причесать» шкуркой.
- Настало время нанесения узоров – простым карандашом на деревянную поверхность нанесите листочки и ягодки. Золотой краской и кистью № 5 прорисуйте листочки. Так как краска прозрачная, наносить нужно несколько слоев.
- Ягоды расписывают кистью № 4. Для красной краски достаточно двух слоев покрытия.
- Когда листики и ягодки подсохнут, можно приступать к фону. Для этого вам нужна черная темперная краска и кисть № 4.
Далее уже по просохшему черному фону рисуются цветки клубники – белые, с желтой сердцевинкой. Лепестки можно проставить ватными палочками, а сердцевинку – зубочистками.
- Смешав желтую и зеленую темперные краски, вы получите нужный оттенок для прорисовки травки. Тонкой кистью рисуйте стебельки, завитушки.
- Черенок ложки должен быть золотым – в несколько слоев покрывайте его золотой краской, всякий раз – с просушкой.
- Двое суток дайте ложечке на отдых, это подготовительный период перед лакировкой. Как и в случае с грунтом, сначала лакируется кончик, потом – вся ложка. Лак наносится в несколько слоев, каждый просыхает не менее 3 часов.
Процесс изготовления
Саму технологию получения «позолоты» по преданию позаимствовали у иконописцев. Говорят, что один из них ушел в деревни Заволжья, где в те времена промышляли изготовлением деревянной посуды и зарождались различные виды орнаментов и узоров. Так вот сама позолота не являлась золотом. Процесс получения такого эффекта — это результат не однодневной работы с изделием. Когда деревянные доски, ложки и другая утварь изготовлялась, использовали глину, олифу, оловянную пыль, а затем и алюминиевую, и изделие изначально было посеребренным. Для детей есть материалы и попроще.
Технология производства посуды дошла до нашего века почти неизменной в своих этапах. Для начала делают заготовки для посуды из деревянных брусков, чаще используют липу и осину. Она должна быть достаточно просушенной ни один день. Затем изделие грунтовали, обмазывали глиняной «вапой» — это специальный раствор глины с олифой, затем пропитывали несколько раз олифой в интервалах, прогревали в печах при температуре 80-90 градусов. Делается за сутки.
Следующий этап называется лужение, при котором изделие с масляной пленкой обтирали оловянным порошком, а затем снова вытирали олифой, тогда то уже и получался «золотой» цвет.