Хохломская роспись

Какие предметы украшают росписью

В старину – хохломской росписью в основном украшали кухонную утварь, шкатулки, пасхальные яйца. Сейчас хохломой, кроме привычной посуды и сувениров,  часто покрываются самые неожиданные поверхности: постельное белье, мебели, фарфоровые сервизы, автомобили, велосипеды и другие виды автотранспорта, даже самолеты,  ногти, татуировки на теле, настенный герб, панели компьютера или смартфона, пакеты. Выпускаются коллекции мужской и женской одежды, где все – от шапок до сапог горит ярчайшими ковровыми узорами. Стеклянная  и фарфоровая посуда, расписанная пламенными узорами, приобретается в частные коллекции, выставляется в знаменитых музеях и выставках.

Любые вещи с хохломой будут замечательным приобретением, ярким и нестандартным. К ним не останется равнодушным ни один человек. Потрясающая роспись, гладкая текстура, теплая на ощупь поверхность – отличают подлинную хохломскую роскошь. Любое изделие внесет яркую ноту в любой интерьер, станет запоминающимся подарком и будет доставлять удовольствие долгие годы. Вся выпускаемая продукция сертифицирована.

Изучаем разновидности хохломской росписи с узорами для начинающих

Травяной узор.

Своим внешним видом «травка» лишь в общих чертах похожа на луговую осоку, а для ее нанесения используются лишь красные или черные цвета, но это не мешает зрителю воспринимать ее как травяной узор.

Узор «рыжик».

Один из разновидностей травяного узора, который представляет собой рисунок из отдельных травинок, которым чаще всего обрамляют кухонную посуду – чашки, кружки, ковши и проч.

Кудрина.

Характеризуется различными завитками, колечками, которые затейливо огибают цветы, ягоды и птиц. Такой узор очень красиво смотрится на округлых предметах, но расписывают им и плоские поверхности – столы или стулья.

Пряничный узор.

Представляет собой геометрическую фигуру, вписанную в квадрат или ромб с солнцем в середине. Причем солнце изображается с завитыми лучиками и если к ним приглядеться, то кажется, что солнце постоянно двигается.

Техника хохломской окраски очень сложна и трудоемка и начинается с подготовки деревянной посуды с последующими многочисленными грунтовками-пропитками-сушками. В домашних условиях это сделать невозможно, так как на каждом этапе необходимо выдерживать деревянные заготовки в течение определенного времени при постоянной высокой температуре. Поэтому если вы просто хотите освоить лишь технику росписи, то рекомендуем купить уже подготовленную под роспись деревянную посуду.

В хохломской росписи используются красный, черный и желтые цвета, иногда могут применяться также зеленый и коричневый. Картинки наносят масляными красками в технике верхового письма или «под фон»

Поэтапное рисование хохломы с детьми

Сделать хохломское изделие, пусть и в очень упрощенном виде, можно и с ребенком. Детский опыт будет очень интересным. Прекрасно, если на предварительном занятии вы сделаете изделие из папье-маше, которое предстоит расписать под хохлому. Это может быть посуда, уточка, ваза и т.д.

Хохломская роспись – поэтапное рисование с детьми:

  1. Материалы и инструменты – заготовка (из папье-маше), гуашь (в том числе и белая), кисти, палитра, непроливайка, карандаш, ластик.
  2. Первый этап – роспись фона. Сначала уточку (допустим, это будет она) нужно полностью прогрунтовать черной гуашью. Это можно сделать заранее, чтобы сэкономить время занятия.
  3. На высохшем фоне нужно карандашом отметить узор. Если ребенок будет делать это сам, можно воспользоваться трафаретными заготовками.
  4. Далее элементы следует расписать. Сначала ребенок тренируется на палитре. Нарисованную с помощью трафарета ягодку, листочек, расписывает нужным цветом. После первой пробы на бумаге, он уже приступает к росписи изделия.
  5. Мелкие детали (травинки, тычинки, ягодки) можно сделать с помощью ватных палочек и зубочисток. Другие узоры можно выполнить штампами.
  6. Во время рисования дети должны наносить на папье-маше узоры, которые ранее уже пробовали прорисовывать на тренажерах, в прописях, на бумаге.

На видео представлен пример несложного рисунка, который можно повторить с детьми.

Хохломские узоры для детей – как рисовать:

  • с использованием базовых цветов (красный, зеленый, желтый, белый);
  • напомните детям, что краски на вкус не пробуют, кисточкой не размахивают, соседу не мешают;
  • постоянно напоминайте ребятам, что смешивать краски нужно только на палитре.

В завершении занятия взрослый говорит, что дети сегодня находятся в настоящей мастерской художника. Что сегодня в этой мастерской появились красивые расписные уточки, которые теперь отправляются на выставку. В конце занятия следует обсудить с ребятами, чем им понравилась хохлома, что больше всего запомнилось, кому бы они хотели подарить свою уточку.

Дома со своим собственным ребенком можно тоже сделать мини-хохлому. Можно расписать вместе с мамой маленькую деревянную досочку или скалку. Это прекрасное начало приобщения ребенка к изучению истории искусств, народных промыслов и изобразительного творчества в целом.

Вдохновения вам, и пусть все получается с первого раза!

Мастерство старообрядцев

Роспись хохлома имеет свою историю возникновения, свои мифы и легенды. Этот промысел тесно связывают со старообрядцами. По некоторым версиям, «утеклецы» — люди, бежавшие от реформ Никона и последовавшего за нововведениями террора, обосновались в диких, безлюдных лесных местах в окрестностях Нижнего Новгорода. По одной из легенд загадочный старец пришел в керженские леса и основал в них первый скит. С собой беглецы принесли не только старую веру, но и свои умения и навыки. Мастерство оформления книг и написания икон, приемы, присущие только старообрядцам (например «мастерство тонкой кисти») переплелись с традициями местных заволжских мастеров. Многие считают, что секрет изготовления золотой посуды в эти края завезли именно «утеклецы» в XVII веке. Однако есть мнение, что роспись хохлома была известна и в более ранний период, и что заслуга в ее появлении принадлежит исключительно местным посудных дел мастерам.

Материалы

  • Наиболее естественно выглядит посуда с хохломской росписью, выполненная из дерева. Само дерево очень легкое, но после обработки становится тяжелее и приобретает хохломские золотисто-медовые оттенки. Деревянная расписная тарелка или чайная пара с таким рисунком вполне практична.
  • Более привычными для посуды в нашем веке являются фарфор и керамика. По фарфору удобно рисовать, поскольку поверхность материала гладкая. Рисунок получается красивым и аккуратным. Из фарфора можно сделать даже совсем небольшие по размеру предметы.
  • Керамическая посуда хороша тем, что держит тепло как термос. При этом украшенная хохломой, она на любом столе смотрится празднично.
  • Хохломской росписью украшают также и стеклянную посуду — банки, стаканы, кувшины и прочие сосуды.

Краски хохломы — это преимущественно осенние оттенки. Ценители соответствующей палитры найдут в посуде с характерными мотивами свежесть российского осеннего дня. Неслучайно многие стремятся обогатить дом предметами с такой росписью. Стол, уставленный посудой с хохломским рисунком, выглядит по-царски.

О росписе в стиле хохлома смотрите далее.

Хохломские орнаменты

В хохломе выделяют роспись верховую и «под фон». Верховая роспись характеризуется черными и красными цветами на золотистом фоне. В росписи «под фон», как правило, преобладают золотистые рисунки на цветном фоне. Основное отличие этих двух видов росписи заключается в технике их нанесения. При верховой росписи рисунок наносится непосредственно на металлизированную поверхность, в росписи же «под фон» наносится фон, а рисунок остается не закрашенным, при этом такой рисунок может быть дополнен так называемой припиской – мелким узором поверх фона.

Следует отметить, что роспись «под фон» более сложная, такой росписью в старину украшали эксклюзивные подарочные изделия, например, шкатулки для дворянок, и дорогую мебель.

Из хохломских узоров и орнаментов можно выделить следующие виды.

Травка — имеет вид узора из мелких и крупных травинок или веточек.

Пряник — чаще всего встречается внутри чаш или блюд, и представляет собой геометрическую фигуру в виде ромба или квадрата, украшенную ягодами, цветами, травой.

Кудрина – узор из цветов и листьев, имеющих вид золотых завитков на черном или красном фоне.

Листок – изображения овальных ягодок и листочков, расположенных, как правило, вокруг стебля.

Перечисленные выше виды орнаментов являются сложными, однако в некоторых случаях мастера используют упрощенные орнаменты. Одним из таких орнаментов является крап, наносящийся штампиком, который изготовлен из особым образом свёрнутых кусочков ткани или пластинок гриба-дождевика. Все хохломские изделия расписываются вручную, роспись при этом нигде не повторяется.

История возникновения промысла

Есть много легенд о том, как зародился знаменитый хохломской промысел. Первые письменные исторические упоминания о сельце Хохлома датированы шестнадцатым веком.

Зарождение — начало XVII века

Еще при царе Иоанне Васильевиче знали о местечке «Хохломская Ухожея» (ухожея – очищенная от леса земля, приготовленная под пашню (устар.)). Земля была неплодородная. Крестьяне издавна зарабатывали промыслом, вырезая простую деревянную посуду – ложки, горшки, миски, квасники и кувшины в виде птиц, лодий (кораблей)  и зверей. Изделия были без росписи, промазывались для крепости олифой.

Часть крестьян уходила на заработки. Многие в Троице-Сергиеву Лавру, к которой были «приписаны» заволжские земли и села. Там мастера расписывали золотом и киноварью деревянные кружки и ковши, золоченые кубки, подаваемые в престольные праздники.

В начале семнадцатого века в заволжские леса бежали староверы, которых стали называть «кержаки». Они не приняли указ патриарха, и расселились по всей необъятной Сибири, в лесах Зауралья. Многие осели в непроходимых чащобах Заволжья. С собой раскольники везли иконы, старинные письма, книги, предметы утвари. Среди них были и иконописцы, владеющие многими секретами росписи. Чтобы выжить в суровых землях, стали разукрашивать деревянную утварь.

И простенькая кухонная посуда из Хохломы расцвела прекрасными узорами, не оставляющими ни одного человека равнодушным.

Хохлома в СССР

Хохломское производство пережило крушение царской России, много раз приходило в упадок и возрождалось заново. После распада СССР перестали работать многие мастерские. В современной России есть два главных центра производства – это город Семенов – столица золотой хохломы, с фабрикой «Семеновская роспись», предприятием «Хохломская роспись». А также село Семинос и производством «Хохломской художник».

В семидесятые годы мастеров пригласили для обучения в Курск. Так зародилась знаменитая курская ручная роспись. Вначале мастера писали по образцам, а потом проявились свои неповторимые особенности – зеленый фон, золотая кайма. Сочные орнаменты суджанских ковров воплотились в росписях маками и полевыми цветами. Возникли интересные идеи выполнения ваз и сахарниц в форме уточек, петушков.

Роспись синим и голубым по серебряному фону  — творческая находка мастеров из Вологды, стала называться «Северной хохломой». В ее рисунках с традиционной травкой появляются северные ягоды – голубика, клюква.

Этапы создания

Материал

Основной материал, из которого создаются все хохломские изделия — липа. Прежде, чем она попадёт к мастеру, древесина проходит длительную подготовку. На специально оборудованных складах, дерево липу сушат не менее трёх лет. Только после этого она считается пригодной для изготовления качественных изделий.

Бельё и грунтовка

Первый этап – битье баклуш, то есть создание грубых деревянных заготовок. Будущие ложки, кружки, братины — всё проходит сушку в печах и шлифование.

Татьяна Шпакова , CC BY-SA 3.0

Затем в заготовку втирается льняное масло. После просушки, на неё наносится вапа — грунт. Наносят вапу тампоном, который можно сделать из капронового чулка, но по старинной технологии, это был кусок мягкой овчины с подстриженной шерстью.

, CC BY-SA 3.0

После этого изделия сушат в течение семи-восьми часов и вручную обрабатывают олифой так же, с помощью тампона из кожи. Олифа должна полностью покрыть изделие, равномерно по нему распределившись.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Это очень ответственная процедура, от которой зависит прочность росписи и качество изделия. Олифа наносится на деревянную поверхность три-четыре раза, последний слой высушивают, чтобы олифа немного прилипала к пальцу, но уже не пачкала его.

Лужение

Последний слой сохраняют липким не просто так. К этой плёнке легко пристает полуда.

Татьяна Шпакова , CC BY-SA 3.0

Втирание полуды называется лужением. Лужёная кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрывает дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла — она сияет матовым серебристым блеском.

Роспись

Итак, теперь заготовка выглядит серебряной. По этому фону можно начинать роспись.

В хохломской росписи используются в основном красная, черная, зеленая,желтая и коричневая краски. К ним предъявляются особые требования — они должны выдерживать термическую обработку и не выгорать.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Существует два основных вида росписи: верховое письмо и фоновое. При верховой росписи рисунок наносится орнаментом на поверхность. Фоновое считается более сложным. Художник закрашивает фон, оставляя те части, которые станут «золотыми» после обжига.

Лакирование

После росписи изделие покрывают лаком и сушат. Именно после этого хохломские узоры становятся по-истине «золотыми».

Существует специальный пищевой лак МЧ-52, который запекается в печи. Он производится на лакокрасочных заводах.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Сначала посуду покрывают четырьмя-пятью слоями лака, тщательно просушивая каждый из них.

Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака — олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре.

И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 — 180 градусов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.

После неоднократной закалки лаковая пленка приобретает высокую прочность. Поэтому изделия не боятся горячего и не портятся от воды.

Как производят хохлому

Виды росписи

Точки расцвета народный русский промысел достиг в XVIII веке. Этот период был действительно благодатным для творческого развития народа. Хохлома в это время уже оформилась, появилась классификация видов хохломского промысла.

Старинные изделия с хохломой можно найти в многочисленных музеях

Основными типами хохломского письма являются верховой и фоновый. Каждый имеет свою технологию и особенности. Верховой тип письма выполнялся на пролуженной поверхности, мазки при нанесении красок мягкие, пластичные, в итоге творческой работы создается ажурная хохлома. Верховой тип росписи делиться на несколько видов орнамента:

  • Травный рисунок. Такой узор является классикой и вызывает знакомые с детства ассоциации с луговыми травами в поле. Основа рисунка — это витиеватые травинки, в ажурном переплетении которых, художник выписывает мелкие ягодки, колоски, горошек.

  • Рисунок «под листок», многие называют его «под ягодку». В отличие от тонкой «травки», такой орнамент выполняется более широкими мазками, которые образуют плавные формы листочков, тычком кисти мастер наносит ягоды. Такой орнамент считается стилизованным, так как художник в особой манере переносит на поверхность народные мотивы. Так популярными «участниками» такого хохломского орнамента является крыжовник, земляника, гроздья смородины, ромашки, колокольчики. Они располагаются группами, раскидываясь вдоль витиеватого стебля, округлость орнаменту придают вплетения листочков. Именно такой стиль допускает использование более разнообразной палитры с добавлением желтого, зеленого, коричневого, белого.

Красивая хохлома под ягодку

Кроме верхового письма, хохломская роспись может быть фоновой. Из названия становится понятно, что перед нанесением рисунка обязательно наноситься фон. Как правило, это красный или черный цвет, а вот рисунок на нем остается золотым. Такой вид письма делится на два вила: роспись Кудрина или «под фон».

Фоновая хохлома прекрасно смотрится на посуде

Техника «под фон» сложна в исполнении и требует определенного уровня мастерства, но такие изделия имеют наивысшую ценность. Особенностью фоновой росписи Кудрина является стилизованное изображение цветов, завитков или плодов. Главную роль в орнаменте играет контурная линия.

Роскошная роспись фоновой хохломой

Все виды хохломского письма необычайно художественны, орнамент напоминает невероятной красоты ковер или полотно. На самом деле, выполнить такую роспись своими руками можно самостоятельно, не обладая художественными сверхвозможностями. Специалисты утверждают, что главная задача — это «набить руку», то есть, тренировать выполнение всевозможных мазков, уловить нажим кисти и нюансы техники.

Мастер класс «Роспись под хохлому»

Термины

Бельё
— белая, неокрашенная деревянная заготовка

Баклу́ша
— обрубок древесины (в основном липовой, осиновой или берёзовой), обработанный для выделки различных долблёных деревянных изделий (ложек и другой утвари).

Грунто́вка
— состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске или отделке поверхность.

Вапа
или вап (от греч. βαφα — окраска) — красящее вещество. Глагол вапить означает красить что-либо. Традиционно используется в хохломе, иконописи и набойках. Представляет собой купорос или отмученную мелкозернистую глину.

Полуда
— измельчённый в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас — алюминий, тоже серебристый, лёгкий и дешёвый материал.

«Хохлома, хохлома, наше чудо дивное!»

Известное в наше время всему миру историческое село Хохлома, получившее название от небольшой протекающей здесь речки, с XVII века славилось своей самой большой в Заволжье торговой площадью, каменными лабазами и лакированной особым способом утварью и посудой, центром продаж которых и являлось. Свезенный сюда из окрестных сел товар, известный своим уникальным производством, рассредоточивался далеко за пределами этой местности. Специфический, присущий только этому месту узор, нанесенный на изделия особым способом, стал называться хохломской росписью, или просто хохломой. Название вошло в поговорки и пословицы. Исконно русский промысел дополняет перечень ремесел, делающих культуру России богатой, неповторимой и уникальной, становится в один ряд с палехом, гжелью, жостовской и городецкой росписями, коклюшечными кружевами.

Как появилась хохломская роспись

История возникновения хохломской росписи до сих пор остается загадкой. Существует множество теорий и версий возникновения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что первыми начали окрашивать деревянную посуду «под золото» старообрядцы, жившие в лесном Заволжье, и хохломская роспись, как промысел зародилась именно у них.

В давние времена в небольших деревушках, скрытых в глухомани лесов, проживало немало утеклецов – людей, которые спасались от гонения за «старую веру». Многие из этих старообрядцев были иконописцами или мастерами книжной миниатюры, которые привезли с собой рукописные книги с яркими картинками, древние иконы, каллиграфию кистевого письма, тонкое живописное мастерство и богатейшие образцы растительного орнамента.

Местные мастера в свою очередь непревзойденно владели токарным мастерством, передавая из поколения в поколение искусство объемной резьбы и навыки производства посудных форм. Так, в начале XVIII века лесное Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу. Хохломское искусство унаследовало от местных заволжских мастеров уникальные формы токарной посуды и гибкую пластику резных форм ложек и ковшей, а от иконописцев – мастерство живописной культуры, а также секрет создания «золотой» посуды без использования золота.

Однако существуют и другие документы, которые свидетельствуют о том, что имитация «позолоченного» дерева, очень близкая по духу хохломскому искусству, зародилась еще до появления старообрядчества в 1640-х годах. Еще в те времена ремесленники, проживающие в больших нижегородских селах Мурашкино и Лысково, а также в маленьком селишке Семеновское (ныне г. Семенов, являющийся одним из центров хохломы), изготавливали деревянную утварь – блюда, ковши, братины, окрашенные при помощи оловянного порошка. Считается, что этот способ окраски деревянной посуды сложился из местных поволжских традиций посудного ремесла и был прародителем хохломской росписи.

Китайская матрешка

В Семенове о хохломе вспоминаешь на каждом шагу — под нее расписано все или почти все — от уличных урн до городского автобуса. Население города — около 25 тысяч, из них тысяча работают на ЗАО «Хохломская роспись», фабрике, выросшей из основанной в 1916 году Школы художественной обработки дерева.

Раньше в Семеновском районе и соседнем, Ковернинском, — исторических центрах хохломы — было три крупных предприятия, специализирующихся на народном промысле. Выжила только семеновская фабрика — крупнейшая из трех. Буквально в прошлом году скончался знаменитый «Хохломской художник» в деревне Сёмино. Так что весь промысел оказался на плечах семеновского предприятия и крошечного производства в поселке Ковернино. Ну и, конечно, на совести «пиратов».

— Мы не против того, чтобы кто-то занимался и популяризировал хохлому. Но только официально — платя налоги, соблюдая технологии. И продукт не должен быть вредным, — говорит директор «Хохломской росписи» Елена Краюшкина. — У нас используют только пищевые лаки, льняное масло, натуральные красители, которые размалываем сами. А они экономят, покупают обычный половой лак и покрывают изделие! 

«Вот купит иностранец такое — на коленке сделанное и на батарее высушенное, а оно облезет через неделю. Что подумает о русских промыслах?» — негодует Краюшкина. И я вместе с ней. Сотворить на коленке «правильную» хохлому и вправду трудно — процесс изготовления занимает 56 дней, а закаливать изделие в печи надо при температуре 120 градусов.

В итоге контрабандная хохлома на каком-нибудь измайловском вернисаже в Москве стоит на треть, а то и вполовину дешевле оригинала. Не в последнюю очередь из-за налогов. Несмотря на постоянное камлание государства над народными промыслами, выживать им все труднее — иногда и «благодаря» законам. Например, в 2008 году были отменены льготы на налогообложение и пенсионные взносы. Если учесть, что хохлома — ручной труд, то есть 60–70 процентов стоимости изделия составляет зарплата сотрудников, можно представить масштаб бедствия. Повысить уровень зарплат (сегодня здесь в среднем получают 15 тысяч рублей в месяц) невозможно — это сразу отразится на ценах. После 2008 года производство на «Хохломской росписи» сократилось вдвое, и возвратиться к прежнему уровню фабрике пока не светит.

— Народные промыслы приравнены к промышленным предприятиям. От этого все наши беды, — сетует директор. — Хотя промыслы — культурное наследие, ручной труд. Нас нельзя ни автоматизировать, ни модернизировать, производительность труда у нас останется такой же, как 300 лет назад. Поэтому и нуждаемся в поддержке государства. И не только финансовой. Бесконечно обращаемся к Министерству промышленности и торговли, Минкульту, Министерству экономики и развития… Результат пока нулевой.

Тем временем интерес к отрасли начал проявлять Китай — в этом году таможенники четыре раза сообщали о ввозе в Россию «хохломы» и «матрешек». Максимум, что грозит гражданам Поднебесной, — штраф в 30 тысяч рублей…

Кстати, разговор о деревянных куколках-болвашках не случаен. Потому что Семенов — еще и родина матрешки. Семеновской. Ее прообраз — японская кукла — попала сюда с Сергиевопосадской ярмарки. И стала в доску своей. Семеновцы придумали матрешке новую форму, вложили в правую руку непременный букет и начали расписывать своим знаменитым травным орнаментом. Дама с букетом в былые времена рождалась на «Семеновском сувенире» — предприятии, почившем в 90-е. Теперь ее родина — все та же «Хохломская роспись». И Поднебесная… 

Интерьер под хохлому

Почему-то в последнее время очень часто, рассуждая об интерьерах в народных (этнических) стилях, люди начинают представлять себе какие-то невообразимые экзотические вещи: маски африканских аборигенов, заморские циновки под ногами, красочные японские ширмы и даже бонсай, произрастающий в плошке. Конечно, все это хорошо, и культурные традиции других народов могут быть не менее привлекательны, чем русские. Но временами становится обидно за то, что мы, к сожалению, очень редко вспоминаем о дизайне интерьера, выполненном в исконно русском стиле, который, надо признать, не менее, а порой и более оригинален и этничен, чем чужеземные веяния интерьерной моды.

Дизайнеры утверждают, что оформить интерьер в русском стиле – задача не из легких, где порой так непросто избежать крайностей и «не перегнуть палку»

Ведь по неосторожности можно запросто превратить свой дом в краеведческий музей или сувенирную лавку. Главное здесь подобрать ключик к своему интерьеру, и тогда русские мотивы заиграют в нем яркими красками

Что касается хохломской росписи, то ее можно смело назвать беспроигрышным вариантом для создания красочного и колоритного дизайна интерьера. Однако здесь нужно отметить, что хохлома в интерьере достаточно требовательна к окружению, она не всегда, не везде и не ко всему подходит

Конечно, находятся и такие любители русского народного стиля, которые заказывают себе полностью «хохломские» комнаты, однако, повторимся, делать это нужно с осторожностью

В некоторых помещениях хохломская роспись будет уместна во всяком виде и практически без ограничений, например, детская комната и кухня. Здесь в хохломском стиле можно украсить не только стол и стулья, но и стиральную машинку, и холодильник и даже компьютер, что сегодня случается нередко. Понятно, что для нанесения подобных рисунков на бытовую технику использовать «натуральный» способ изготовления хохломской росписи не предоставляется возможным, поэтому здесь можно воспользоваться более современными методами, например, аэрографией.

Всегда к месту в русском интерьере придутся сундуки, буфеты и шкафы-поставцы, украшенные хохломской росписью. Восхитительным образом будут выглядеть на полках чашки, блюда и ковши-лебеди. Замечательным является и тот факт, что посуда, украшенная хохломской росписью, может быть не только элементом декора, но и выполнять свое прямое предназначение. Детская комната, отмечает Ремонт позитивный, является наилучшим местом для традиционных хохломских матрешек. А хохломское настенное панно украсит любую столовую или гостиную, взбодрив собой весь интерьер, независимо от того, в каком стиле он выполнен.

Элементы и мотивы хохломской росписи

Различают «верховое» и  «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки»,  любовь  к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.

(Ветки и кустики)

Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;

(Ягодки и листочки)

«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;

(Строчки и узоры)

«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.

(Растительные орнаменты)

Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.

При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

Хохлома изначально была промыслом, а потом уже стала искусством

Известный русский писатель Мельников-Печерский рассказывает в своем романе «В лесах и на горах», что изготовление посуды из дерева было одним из главных промыслов в Заволжье и всей Нижегородчине. С чем это связано?

Во-первых, если говорить о промыслах по Нижегородской области в целом, то в каждом районе имеются какие-то свои центры. Например, в Городце это городецкая роспись, городецкое золотное шитье, глиняная жбанниковская игрушка; в Чкаловске — чкаловский гипюр и многие другие.

Если говорить о хохломской росписи, то ей занимаются два района, граничащих друг с другом, — Ковернинский и Семеновский, где длительное время занимались изготовлением посуды из дерева и расписывали по хохломской технике с золочением и применением растительного орнамента. На сегодняшний день эти два центра так и остались, претерпев некоторые изменения в структуре. В Ковернинском районе раньше находилась огромная фабрика «Хохломский художник», насчитывающая более 1000 человек, сегодня она не работает. В Семенове тоже есть большое производство, где находится фабрика хохломской росписи. «Хохломская» преобладает в названии и того, и другого предприятия, потому что это название промысла.

Теперь немного поясню, почему в наших местах занимались этим производством. Год длинный, сельскохозяйственное производство занимает только период «весна-лето-осень», зима бездействует, поэтому надо чем-то заниматься. Также людям нужен был дополнительный доход в семью: пропитаться было нечем. Поэтому изначально это был промысел, к искусству он отошел уже позднее.

До 1961 года у нас были артели и промартели, которые зимой занимались изготовлением посуды, а летом все художники были задействованы уже на государственном предприятии, где художники и мастера работали на производстве круглый год. На сельскохозяйственные работы отвлекались только изредка по приглашению — ходили помочь собрать картошку или заготовить сено.

По сути, в глухом районе Нижегородской области были задействованы в промысле тысячи человек: одни точили, другие резали, третьи проводили заготовку, четвертые расписывали, кто-то сбывал эту продукцию. Все этапы были очень отлажены. И еще был сбыт, поскольку Советский Союз был огромен.  

Почему традиция создавать особую расписную посуду появилась именно в Хохломе, и как она сложилась?

Почему в Хохломе? У нас более 40 деревень только на территории Ковернинского района занимались изготовлением хохломской росписи. Пользовались дешевым подручным материалом. Ковернинский и Семеновский районы — это лесные края, поэтому в качестве материала для промысла выбирали дерево. Например, липа — мягкий материал, поддающийся обработке и в резьбе, и в токарном деле. В целом, я охватываю весь промысел, но мне ближе Ковернинский район, потому что я его лучше всех знаю: я там жил и вырос, знаю всю специфику. Изготовлением изделий занимался почти весь район: кто-то резал ложки, кто-то их расписывал, кто-то их скупал и ехал продавать — так получалось выгоднее всего. Напомним, что сезон заработка — весна-лето-осень, на зиму надо было где-то найти доход, чтобы купить продукты и одеться.

Заниматься подработкой могли всей округой, а продавать изделия все равно ехали в одно место. Хохлома была торговым селом. У кого была лошадь, тот возил изделия на продажу в Кострому, а в основном возили на саночках в Хохлому.

Многие искусствоведы утверждают (и даже подтверждают документально), что техника изготовления хохломской посуды с золочением дерева пошла от росписи икон. Возможно, это так, потому что золочение дерева в нашей местности преобладает именно в росписи икон. Скорее всего, какой-то этап в технологии хохломской росписи взят из заготовок досок под роспись икон.  

На ваш взгляд, в каком году возник промысел хохломской росписи?

В XVI–XVII века. Это подтверждается искусствоведческими поисковыми работами и документами. Год конкретно сказать трудно. В 1991 году отмечали 300-летие Хохломы, хотя, конечно же, нет конкретной даты, что именно в этот день начали рисовать хохлому.  

А можно ли назвать место, где возник промысел?

Было село Хохлома, которое до сих пор существует на территории Ковернинского района. Вообще название любому промыслу дает то место, откуда он выходит: Дымка — дымковская игрушка, Жостово — жостовские подносы. Но нельзя сказать, что мастера были только из этого села; скорее — из округа деревень вокруг Хохломы. А Хохлома была торговым селом, где устраивались четверговые базары. Когда не имели названия технологии росписи, говорили: «Откуда везем?» — из Хохломы, из Жостова, из Гжели. В итоге за видом промысла определилось название места, откуда оно расходилось.

Легенды хохломы

Кем точно изобретено умение производить «золотую посуду» без применения драгоценного металла, не установлено. По одной из легенд, это был беглый иконописец Андрей Лоскут. Чтобы не попасть в руки посланных за ним лично Никоном солдат, умелец сжег себя, передав предварительно свои умения местным жителям. Яркие краски, которыми славится роспись хохлома — память о подвижнике, в них проглядывает душа народного умельца. По другой легенде, сам царь пожелал иметь у себя на службе мастера из заволжских лесов, который мог изготавливать сказочную посуду, и тоже послал солдат. Но этот миф подобрее – кудесник исчез, но, как и Андрей Лоскут, передал свои умения жителям окрестных сел. А какие это села, вошедшие в историю народных промыслов России? Самые известные из них — Большие и Малые Безделки, Хрящи и Глибино, Мокушино и Шабаши. В каждом из них производились изделия, общее название которым – хохлома. Роспись в каждом селе имела свои отличительные черты, свои «штучки». Сейчас село Ковернино считается родиной хохломы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector