История вышивки крестом
Содержание:
- Когда люди начали вышивать?
- Возникновение и развитие вышивки
- Церковная вышивка
- Всесильный оберег
- Святая Варвара — покровительница вышивальщиц
- История возникновения вышивки
- Святая Варвара — покровительница вышивальщиц
- Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы
- Техники вышивания гладью
- Локация: вышивка крестом и история ее создания
- В наши дни: история вышивки крестиком
- Северные традиции
- История вышивки: виды, история возникновения и ее развитие
- Краткая историческая справка о вышивке крестом
- Северные традиции
- С чего началась история вышивания крестиком в России
- История возникновения и развития вышивки крестом
- Виды крестов
- Красивая вышивка крестом: история создания
- Виды вышивки крестом
- ТЕХНОЛОГИЯ
- § 11. Художественная вышивка
Когда люди начали вышивать?
Официально считается, история вышивки началась в Китае, именно там были обнаружены первые предметы одежды из шелка, украшенные мелкими стежками из золотых и серебряных нитей. Находки датированы V веком до н. э. и сохранились до наших дней, что говорит о высоком качестве материала и вложенного труда. Именно китайская вышивка оказала существенное влияние на становление этого вида рукоделия в Японии, Византии и позже в других европейских странах.
В России, а именно, на Алтае были найдены предметы одежды, расшитые камнями и бусинами, датированные первым веком до нашей эры. Это говорит о том, что становление вышивки в истории проходило параллельно в разных уголках земного шара. Некоторые источники утверждают, что во времена Владимира Мономаха уже была создана первая школа вышивальщиц на базе Андреевского монастыря.
Возникновение и развитие вышивки
Когда именно это было? История возникновения вышивки о том умалчивает
Да и неважно сейчас, когда человеку впервые взбрела в голову идея вдеть в отверстия рыбной кости, или косточки маленького обглоданного животного крепкое травянистое волокно вьющегося растения или скрученную в пальцах шерсть. Главное другое – самобытность вышивки и сегодня будоражит умы, а история её – бесконечна
Свидетельство того – сегодняшние склоненные головы над пяльцами и полотном и древние находки, с элементами вышивки. Вот, например, прекрасно сохранившиеся части великолепного убранства, что найдены на территории Древнего Китая – золотые и волосяные нити на тончайшем шелке. Этот вышитый артефакт, созданный в IV-V веках до нашей эры, и сегодня поражает своим изяществом. А чего стоит одежда богатой сарматки, что была найдена в Соколовской могиле Николаевской области! Пурпурная вышивка на золотом шитье дошла до нас из первого столетья нашей эры. А наряд захороненного мужчины из Мартыновского клада, с вышитым широким геометрическим орнаментом на груди его посмертного убранства — VI столетье…
Семидесятиметровый «Ковер из Байе»Пришли к нам и свидетели искусства вышивальщиц средних веков. Один из самых известных – семидесятиметровый «Ковер из Байе», с изображением множества различных животных, церемониальных строений, воинов при полной амуниции, кораблей. Вышито это монументальное полотно было где-то в конце XI-начале XII веков, а сохранилось и по сей день! Еще один шикарный образец искусного вышивания, известный с XV века – ковер, с потрясающе ярким изображением кремлевских крестных ходов, вышитый руками жены московского самодержца Ивана III – Еленой Волошанкой (Молдаванкой). Была она дочерью Штефана Великого — молдавского господаря и княжны киевской Евдокии Олелькович (и как утверждают этнографы, именно она стала прообразом сказочной Елены Премудрой или Прекрасной – красавицы и искусницы, которую царь Иван привез в свою столицу из тридевятого царства дальнего государства). Истинно царская работа, многие века украшающая стены обители российских самодержцев.
Да что там говорить, даже в книге книг – Библии – упоминается о вышивке! И в 22-м, и в 24-м стихах 38-й главы Исхода можно подробно ознакомиться, как сын Урии — Веселил из колена (рода) Иуды, и потомок колена Данова — Аголиав делали для знати нарядные хитоны, головные повязки и нижние (нательные) платья из тонкого льна и вышивали их голубыми, золотыми, пурпурными нитями. В священном писании сказано, что Аголиав искусно владел мастерством вышивальщика. Вышивание всегда было в чести и приравнивалось к материи тонкого искусства!
Церковная вышивка
Вышивка с изображением голубя, трактуется как прощение Господом наших прегрешенийС легкой руки императора Константина вышивка стала украшать не только одежды священнослужителей, но и убранство кафедры, алтаря. В храме божьем появились особые символы, значение которым чистота и любовь, возрождение и воскрешение. Так, например, символом бесконечной праведной жизни стал для истинно верующих цветок, что пророс из Евиных слез, когда она покидала рай – нарцисс или пасхальная лилия. Значение вышивки с изображением голубя, трактуется как прощение Господом наших прегрешений. Бабочка – воскресение заблудшей души.
Со временем искусные мастерицы стали вышивать образа – именно так с греческого переводится слово «икона». Скорее всего, толчком возникновения этого искусства рукоделия стала потребность в мобильности воинов Христа, каждый из которых обязательно должен был взять в военный поход икону. Вот только деревянные образа затрудняли и отягощали движения, а их точная вышитая копия была практически невесомой.
Церковная вышивка, с сохранением всей строгих канонов и четко выстроенных традиций, была благостной, но отнюдь не легкой работой. Послушницы и монахини (а прежде иконы дозволялось вышивать только при монастырях), окропленные святой водой, использовали только лицевое шитье. При этом, каждый раз, протыкая иглой полотно, они обязательно шептали: «Господи!», а возвращая её с изнанки: «Помилуй!». Кроме того, все вышивание сопровождалось еще и чтением книги Ветхого Завета и житием святых. Только при таких условиях значение вышивки и приобретало именно ту благостность, что должна даровать икона для истинно верующих и молящихся.
Потом к лицевому шитью добавился мельчайший бисер, которым вышивали облачение святых и оклад иконы.
До возникновения «светских» послаблений вышивание образом было делом избранных. Сегодня вышивать иконы могут, в принципе, все, кто мастерски владеет иглой и не обязательно делать это только лицевым шитьем, разрешается и не канонический, но такой символический, обладающий силой магической защиты крест. Но все же лучше делать это после проведения определенных обрядов: причастие, благословение батюшки, прочтения молитвы. Тогда значение вышивки будет нести тот же обережный и благостный характер для всех, кто обращает к ней глаза.
Всесильный оберег
Мокошь (Макошь) — древнеславянская богиня судьбы, плодородия и семейного очага,в ее ведении находится такое ремесло, как прядениеЕсли в том же Китае, где найдены самые древние свидетели искусного владения иглой, вышивание было дозволено лишь избранным, а дорогие вышитые одежды носили только самые богатые и знатные, на Руси каждая девочка делала свой первый стежок в три года. Вышивание не было для неё игрой, как и не было работой, оно было возможностью заявить о своих чаяньях и надеждах тому, кому поклонялись наши предки. С возрастанием мастерства девушки увеличивалась и сила послания, которые славяне адресовали своим покровителям и защитникам – Высшим силам. Каждый штрих на полотне имел сакральное значение, ведь в их основу были заложены важные обряды, верования и обычаи. Вышитые узоры для наших предков были своеобразной пентаграммой, где в каждом символе – целая история. Так, например, изображая ромб с точкой посредине, вышивальщица обращалась к Мокоши, женскому божеству, Богине Судьбы, которая символизировала единство с предками, достаток, землю, домашний уют и благополучие. Вышивая восьмиконечную звезду, обращались к Оку Рода
Значение и важность оберега были сильнейшими, ведь в нем заключалась воля и милость всевышнего, которую он властен подарить, как живому, так и не живому. И чем искуснее вышивальщица изображала желаемое, тем милостивее должны были быть к ней, и носителю её вышивки высшие силы.
Древняя славянская обережная вышивка на одеждеНо, пожалуй, самым сильным оберегом была вышивка крестом
Крест – символизировал силу четырех стихий, раскинутые в защитном жесте руки, противостояние темным силам, женскую любовь и мужское начало. Умелая мастерица знала, как правильно нужно вышивать крестом, чтобы судьба была благосклонной. Каждое движение вышивальщицы имела определенное значение. Первый стежок обязательно накладывался влево, открывая женское начало, материнскую защитную энергетику, второй – вправо, призывая мужскую силу. А если вышивальщица, хотела создать не просто сильный, а мощный оберег, она старалась выполнить всю работу за один раз – в промежутке от восхода до заката солнца. Считалось, что даже самая черная магия не сможет пробиться через такую чистую защиту. Наши предки придавали очень большое значение малейшим нюансам. Вышивание было для них не простым ремеслом ради удовольствия и отдыха.
Святая Варвара — покровительница вышивальщиц
Святая Великомученица Варвара — покровительница вышивальщицКак у древних славян Мокошь была женским божеством, так и у православных христиан есть покровительница, открывающая двери судьбы для мастериц иглы и нити – святая Варвара. Её именины отмечаются 17 декабря. Этот день – день вышивальщицы. Существует легенда, что святая великомученица, став Христовой Невестой, была столь искусна, что вышивать ризы Иисуса, было поручено именно ей. В её день нельзя было ни стирать, ни шить, ни по хозяйству управляться. Зато в день вышивальщицы можно и нужно было программировать свою судьбу, призывая святую в помощь – вышивать. Особенно это необходимо было девушкам, которые хотели удачно выйти замуж. Считали, что если в этот день приняться за вышивание свадебника (свадебного рушника) или сорочки в подарок суженому, замужество будет не только скорым, но и желанным, благополучным. (Кстати, история возникновения этой приметы имеет глубокие язычески корни, ростки которых и гармонично вписались в православие.)
Благоговела Варвара особенно тем, кто делает правильные свадебные рушники, а не просто «рисует» на них узоры. Каноническое исполнение: аккуратная вышивка на сплошном (не сшитом!) трех-пятиметровом полотне, где в первую очередь вышивается «плюс» — правый мужской конец. В последнюю «минус» — женская левая сторона. Причем вышивать нужно одной иглой, не меняя её от начала до конца работы, шелковыми или шерстяными нитями. Иначе значение вышивки теряется, как и её сила.
История возникновения вышивки
Давайте поговорим об очень популярном виде рукоделия — о вышивке. Оно появилась ещё во времена первобытных людей.
Первобытные женщины использовали всё что было под рукой и что могло заменить иголку с ниткой. Иголки делали из дерева или же из рыбьих костей, а ниткой служили волокна растений, жилы животных, шерсть и даже волосы. Сначала они сшивали шкуры диких животных, которые использовали как одежду, а постепенно начали украшать их разными вышитыми узорами. Так и начало развиваться это рукоделие.
Археологи нашли подтверждение тому, что вышивка была развита во всем мире. Находили одежду украшенную вышивкой в Древнем Китае, Египте, Индии, Греции. В Древней Руси все женщины хорошо вышивали. Уже с семилетнего возраста девушки готовили себе приданое, вышивая полотенца, скатерти и красивую одежду, по качеству которой перед свадьбой судили о трудолюбии невесты. Вышивкой также украшали иконы, скатерти, полотенца, головные уборы, обувь, конскую сбрую.
Видео «История вышивки»
Раньше, по одежде можно было определить статус человека. Богатые люди носили одежду вышитую золотыми и серебряными нитями, в то время как крестьяне довольствовались самыми обычными нитками. Сохранилось много старинных вышитых украшений, которые сейчас находятся в музеях и радуют посетителей. У каждого вышитого узора было своё значение. Например, ромб в вышивке это символ плодородия, мак вышивали чтобы защититься от любого зла, рыбу к финансовому благополучию. А если девушка хотела выйти замуж, то вышивала пионы.
Святая Варвара — покровительница вышивальщиц
Святая Великомученица Варвара — покровительница вышивальщиц
Как у древних славян Мокошь была женским божеством, так и у православных христиан есть покровительница, открывающая двери судьбы для мастериц иглы и нити – святая Варвара. Её именины отмечаются 17 декабря. Этот день – день вышивальщицы. Существует легенда, что святая великомученица, став Христовой Невестой, была столь искусна, что вышивать ризы Иисуса, было поручено именно ей. В её день нельзя было ни стирать, ни шить, ни по хозяйству управляться. Зато в день вышивальщицы можно и нужно было программировать свою судьбу, призывая святую в помощь – вышивать. Особенно это необходимо было девушкам, которые хотели удачно выйти замуж. Считали, что если в этот день приняться за вышивание свадебника (свадебного рушника) или сорочки в подарок суженому, замужество будет не только скорым, но и желанным, благополучным. (Кстати, история возникновения этой приметы имеет глубокие язычески корни, ростки которых и гармонично вписались в православие.)
Благоговела Варвара особенно тем, кто делает правильные свадебные рушники, а не просто «рисует» на них узоры. Каноническое исполнение: аккуратная вышивка на сплошном (не сшитом!) трех-пятиметровом полотне, где в первую очередь вышивается «плюс» — правый мужской конец. В последнюю «минус» — женская левая сторона. Причем вышивать нужно одной иглой, не меняя её от начала до конца работы, шелковыми или шерстяными нитями. Иначе значение вышивки теряется, как и её сила.
Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы
Историческая справка старинной вышивки крестом не сохранила точных сведений относительно возникновения этого вида искусства и мастерице, которая первой начала вышивать крестиком. Известно только то, что вышивкой женщины занимались еще с древности.
Вышивка – это прекрасная возможность познакомиться с историей и культурой различных народов
Вышивка, как и совершенно любое другое искусство, характеризуется тем, что она:
- Отображает культуру определенной страны;
- Национальные традиции;
- Особенности региона.
Историческая справка вышивки крестом кратко рассказывает о национальных особенностях каждого народа. Отличалась вышивка крестиком цветами и узорами, которые широко применяли мастерицы в своих работах. В те времена вышивкой украшались постельное белье, занавески, одежду, полотенца и многие другие вещи. Очень часто использовалась вышивка и для украшения подвенечного наряда невесты.
Ручная вышивка крестиком в настоящее время очень высоко ценится и приравнивается к стоимости драгоценных камней и золота.
Техники вышивания гладью
Осваивать техники вышивки гладью следует постепенно. Большинство элементов в этой технике выполняется как шов «вперёд иголку», хорошо знакомый по намётке изделий, штопке и т.д. Вначале стоит выполнять простые рисунки, потом приступать к светотеням и градиентам. Также стоит изучить точечные стежки, шов Гольбейна, «ёлочки» и расщепляющие стежки.
Прямые стежки
Прямые стежки могут идти лучами, быть уложенными рядом друг с другом, в цепочку. Когда требуется получить непрерывную линию, придётся выполнить момент, недопустимый в вышивке крестиком, а именно: проколоть нитку предыдущего стежка посередине и вывести через неё начало нового стежка. В отличие от шва «стебелёк», такие стежки образуют более тонкую линию без раздела «на секции».
Выполняя прямые стежки, важно следить, чтобы они не выходили за контуры рисунка. Аккуратность превратит обычную вышивку в истинный шедевр
Гладь
Собственно гладь вышивается плотно прилегающими друг к другу стежками. Маленький объект заполняется стежками, имеющими длину от края до края. Большой объект заполняется стежками постепенно. Для вышивки ягоды земляники можно выбрать такую тактику: более светлым тоном вышиваем носик равномерно расходящимися стежками одинаковой длины. Далее заполняем второй ряд большим количеством стежков, чередуя длинные и короткие. Третий ряд вышиваем более тёмным тоном, сохраняя чередование длинных и коротких элементов. К верхушке ягодки число стежков должно уменьшиться, а цвет – стать наиболее густым. Если верх земляники не прикрыт чашелистиками, его нужно вышить сходящимися стежками.
Ирис
Вышить цветок ириса можно в разных техниках, однако есть картинка с этим цветком как доступная вышивка гладью для начинающих. Цветок выполняется нитками только двух оттенков: белого и фиолетового, если не считать стебелька, который можно вышить третьим цветом – зелёным, и серединки, для которой выбирается оранжевый или жёлтый оттенок.
Контуры цветка – фиолетовые, объёмные. Их надо вышивать гладью в первую очередь. Затем намечается и вышивается серединка, после чего остальная поверхность лепестков заполняется белыми стежками художественной глади, то есть чередующимися длинными и короткими. Когда цветок готов, стоит приступить к стеблю. По желанию можно выбрать два оттенка зелени, чтобы создать светотень.
Белая с настилом или белая вышивка гладью
Белая вышивка гладью часто выполняется с настилом, чтобы получить больший объём элементов. Это двухсторонняя вышивка, применяемая для салфеток, платков, накидок и т.д. Крупные детали сначала зашиваются стежками настила, идущими перпендикулярно направлению, в котором будут прокладываться стежки лицевого слоя.
Так как вышивка должна смотреться хорошо с обеих сторон, особе внимание нужно уделить началу и концу каждой нити. Они обязаны быть спрятаны под работой
Недопустимы протяжки между элементами. Зато можно вышить веточку, линию, завиток для перехода, допустим, к другому крупному элементу с настилом.
Часто, если цветная гладь делается с настилом, сам он вышивается белыми нитками, так как не виден через густую сеть верхнего слоя. При машинной вышивке гладью нередко можно видеть белую изнанку, но тут дело не в настиле, а в челночной нитке белого цвета.
Локация: вышивка крестом и история ее создания
Историческая справка дает весьма расплывчатое представление о том, где именно зародилась первая вышивка. Достоверно известно лишь, что самые первые работы были обнаружены в Китае и датировались пятым веком до нашей эры.
Сначала все базировалось исключительно на тканевых картинах, а уже потом перешел на элементы интерьера, одежду и т.д. Объясняется это тем, что искусство постоянно развивается, ища новые пути выражения.
Сегодня мастера из Китая все также продолжают радовать потребителей своими шедеврами, транспонируя вышивку на:
- Роскошные панно;
- Небольшие модульные картины;
- Одежду;
- Предметы интерьера;
- Обувь.
Путей использования вышивки находится отнюдь немало. Конечно, роскошные примеры ручной работы стоят довольно дорого, поэтому использовать их нужно лишь для особых вещей и случаев. Так называемые машинные варианты же делаются буквально за несколько минут! Поэтому и располагаются они абсолютно на всем, чем можно, ведь себестоимость работы минимальна.
В наши дни: история вышивки крестиком
История создания вышивки давно канула в лету, однако истинные мастерицы относятся к ней крайне бережно, стремясь не только повторить работы своих предшественниц, но и приумножить их наследие. Без такого стремления процесс вышивания очень быстро надоел бы, и желающих продолжать его жизнь с каждым годом находилось бы все меньше и меньше.
Рукодельницы современности внесли в процесс следующие изменения:
- Объемная вышивка;
- Плавный переход цветов;
- Реалистичность создаваемых картин.
Конечно, технический прогресс не стоит на месте, открывая для вышивания на порядок больше возможностей.
Между тем, не все зависит от машин. Истинные шедевры получаются только благодаря стараниям рукодельниц, их усердию и внимательности. В противном случае работу уже не спасет абсолютно ничего!
Северные традиции
Народные традиции севера, к которому относятся Карельская АССР, Вологда, Архангельск и Ленинград, были едины. Наиболее популярными техниками были гладь, косые стежки, роспись.
Вышивка полным крестом была распространена только при создании некоторых оберегов.
Наиболее популярной была роспись, которая по своей сути являлась полукрестом. Она представляла собой мелкие стежки, преимущественно яркого красного цвета, которые создавали определенные узоры. После того, как окантовка была готова, внутреннее пространство заполнялось другими декоративными швами. В некоторых случаях также использовался декор краев. Для этого делались дополнительные штрихи, узоры из звездочек либо снежинок.
Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам
Красиво смотрелась и белая строчка.
В качестве основы для вышивки использовалась немного разреженная ткань, которая слегка просвечивалась.
Таким образом, плотный белоснежный сюжет на легком и прозрачном фоне смотрелся восхитительно.
История вышивки: виды, история возникновения и ее развитие
Вышивка как вид искусства существует не одно поколение веков, радуя глаз и давая возможность модницам больше возможности для самовыражения через одежду. Ведь каждая вышитая вручную вещь поистине уникальна. История возникновения вышивки уходит корнями глубоко в древность. Наши предки, сшивая кожу, заметили, что можно это делать не просто прямыми линиями-стежками или волнообразными, но и другими видами. Например, можно использовать вышивку крестом. История утверждает, что в девятом веке нашей эры вышивание было настолько совершенно, что вещи, созданные мастерицами, могли соперничать с современными видами вышивок, изготовленными с помощью машин и тщательных просчетов.
Краткая историческая справка о вышивке крестом
По некоторым данным, история вышивки крестом берет свое начало еще во времена первобытных племен. Тогда, проживая в пещерах, люди еще не имели понятия о красоте и моде. Их основной задачей было скрепить шкуры, чтобы обеспечивать себе надежное тепло и защиту от внешних факторов. Однако, как известно, у человеческой фантазии просто нет границ. На уровне легенд существует мнение, что одна из первобытных модниц и изобрела методику украшения грубых шкур необычными по тем временам открытыми швами. Пусть не в том виде, в каком ремесло существует сейчас, однако начало пути уже наметилось.
Время шло и совершенствовалось абсолютно все:
- Материалы;
- Инструменты;
- Навыки мастериц.
Вышивка крестиком по праву признается наиболее востребованным способом украсить одежду и подчеркнуть индивидуальность. Причем, от модницы не потребуется никаких специфических навыков! Достаточно лишь приобрести канву со схемой, а после просто выполнять все предписания. Работа эта не быстрая, но и результат стоит усилий!
Северные традиции
Народные традиции севера, к которому относятся Карельская АССР, Вологда, Архангельск и Ленинград, были едины. Наиболее популярными техниками были гладь, косые стежки, роспись.
Вышивка полным крестом была распространена только при создании некоторых оберегов.
Наиболее популярной была роспись, которая по своей сути являлась полукрестом. Она представляла собой мелкие стежки, преимущественно яркого красного цвета, которые создавали определенные узоры. После того, как окантовка была готова, внутреннее пространство заполнялось другими декоративными швами. В некоторых случаях также использовался декор краев. Для этого делались дополнительные штрихи, узоры из звездочек либо снежинок.
Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам
Красиво смотрелась и белая строчка.
В качестве основы для вышивки использовалась немного разреженная ткань, которая слегка просвечивалась.
Таким образом, плотный белоснежный сюжет на легком и прозрачном фоне смотрелся восхитительно.
С чего началась история вышивания крестиком в России
Изначально вышивка на Руси было занятием исключительно для избранных, в состав которых входили только представители знати и монахи.
Если раньше вышивка была привилегией знати, то сейчас различные инструменты, нити и орнаменты для вышивания доступны всем желающим рукодельницам
Материалом для работы служили дорогостоящие ткани, а именно шелк или бархат, а также:
- Серебряные и золотые нитки;
- Жемчуг;
- Драгоценные камни.
Начиная с 18 века, вышивка крестом перестает быть привилегией знатных особ и становится доступной для простых крестьянских девушек. С этого момента история русской вышивки переходит совершенно на новый уровень, и появляются совершенно новые оригинальные узоры.
Русская вышивка была очень сильно подвержена влиянию Византии, поэтому переплетение различных стилей просматривается в работах мастериц. Сейчас вышивка крестом переходит на совершенно новый уровень и пользуется большой востребованностью.
История возникновения и развития вышивки крестом
вышиватьистория возникновения вышивания
Со временем искусство украшения материалов с помощью нитей и иглы совершенствовалось и развивалось. На сегодняшний день под вышивкой понимают искусство украшения тканей и готовых изделий орнаментом или сюжетным рисунком. К тому же вышивка может выполняться не только ручным, но и машинным способами.
Русская вышивка имеет свою многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, которые относятся к IX-XII векам. Люди издавна передавали красоту природы, свои ощущения условными знаками и узорами: крестами, линиями, ромбами и многими другими способами. Также и наши предки выражали свое восприятие к непонятным явлениям природы, к окружающему миру с помощью условных знаков – символов. По народным поверьям, вышивка крестом должна была не только украшать одежду, предметы быта, но и оберегать от любого зла. Особенно ценными в этом плане считались обыденные полотенца. Над созданием такого полотенца работали одновременно несколько мастериц. Если же они начинали делать работу на рассвете и заканчивали ее до того, как сядет солнце, то изделие считалось способным оберегать от различных болезней, от злых сил или стихийных бедствий.
Первоначально вышивка на Руси была занятием для избранных, в их число входили монахи и представители знати. Материалом для работы служили дорогие ткани – шелк или бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебряные или золотые нити. Подобной вышивкой украшали не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей, убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была Ксения — дочь известного русского царя Бориса Годунова. До наших дней сохранилась ее работа, выполненная в 1601 году. Это было покрывало, которое она сделала специально для царского престола. Начиная с XVIII века, вышивка перестает быть привилегией знати. Она переходит в разряд обязательных занятий простых крестьянских девушек. Безусловно, их работы выполнялись не из дорогих материалов. Но художественная ценность их была ничуть не меньше. Крестьянские рукодельницы умело подбирали узоры, сочетали цвета и мастерски выполняли различные стежки, все это помогало им создавать невероятной красоты шедевры.
вышивать
Русская вышивка была очень подвержена влиянию рукоделия со стороны Византии. Поэтому переплетение стилей часто присутствует в работах мастериц. Но сочетание исконно русских мотивов с наследием иностранных школ вышивания нисколько не портит, а даже наоборот, привносит в этот вид рукоделия особые прелесть и неповторимость.
Вышивка крестом современного мира немного видоизменилась, но все же начало она берет именно из древних времен. Сейчас мода на изделия ручной работы, а особенно на вышивку крестом, то проходит, то появляется вновь, заставляя брать в руки иголку и нитки не только женщин, но и мужчин. Многие представители сильного пола увлекаются именно вышиванием крестиком и создают великолепные полотна.
Умение вышивать крестом позволяет внести в интерьер нотку самобытности и романтики, реализовать свои творческие способности и фантазию, сделать подарки родным и близким, и, наконец, скоротать вечер за приятным занятием. Вышивать крестом довольно легко и просто, достаточно всего лишь научиться прокладывать наклонные стежки, а со временем придут умение и опыт, которые позволят вам быстро и аккуратно выполнять работы любой сложности.
Надеемся, что данная история возникновения и развития вышивки крестом поможет вам глубже изучить истоки вашего любимого вида рукоделия. Давайте и мы постараемся сохранить этот великолепный вид искусства, и будем радовать не только себя, но и людей, которые смогут полюбоваться вашей работой, вышитой крестом.
Виды крестов
· Простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении.
· Полукрест — первый стежок шитья обыкновенного крестика.
· Удлинённый крест — техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.
· Удлинённый крест со строчкой — удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре.
· Славянский крест — перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики.
· Прямой крест — состоит из вертикальной и горизонтальной линий.
· Чередующиеся крестики — эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз.
· Двойной крест — чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.
· Крест «Звёздочка» — еще один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.
· Крест Левиафан (Болгарский) — шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися линиями (вертикальной и горизонтальной).
· Рисовый шов — сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам.Это стежки, проходящие через концы четырех разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых — более тонкую нитку другого цвета.
Красивая вышивка крестом: история создания
Среди многих мастериц пользуется большой востребованностью вышивка крестиком, однако, далеко не каждый знает какая история создания вышивки. Во все времена вышивка крестиком пользуется большой востребованностью, так как это позволяет интересно выразить свою индивидуальность. Мотивы вышивки изменялись со временем и все больше совершенствовались.
Прежде чем украшать различные изделия вышивкой, необходимо изучить историю создания орнамента, ведь зачастую узоры имеют свой особый сакральный смысл
Изначально вышивка применялась для изделий, которые служили в качестве оберегов, мотивом для которых служили:
- Природные узоры;
- Мотивы, взятые из повседневной жизни;
- Оригинальные орнаменты.
По мере развития вышивки появлялись более оригинальные и современные мотивы, каждый из которых имеет свое собственное обозначение. Сохранившиеся мотивы работ позволяют оценить всю красоту и необычной старинной вышивки для которой использовались дорогостоящие материалы, а также иметь полное представление о жизни предков.
Виды вышивки крестом
Эта вышивка требует внимательности и усидчивости. Крестики всегда выполняются в одном направлении.
В стандартных наборах для вышивки крестом есть инструкция с описанием тех видов стежков, что используются в работе. Мы собрали все возможные виды крестиков:
- Полный крест. Такой крест вышивают справа налево, делая крестик между четырьмя дырочками в канве.
- Полукрест. Его еще называют гобеленовым швом и используют для —вышивки ковров—, подушек, гобеленов. Вышивают одну полосочку для крестика и не перекрывают ее второй.
- Четверть креста. Используется для лучшей передачи цвета и тона. Вышивается, как обычный полукрест, но игла входит посередине квадратика.
- Три четверти креста. Используется, когда рисунок нужно закруглить. Выполняется, как четверть креста с полукрестом.
- Бэкститч. Этот шов придает деталям вышивки контур. Шьется, как простой шов «иголка назад».
В сложных схемах вышивки крестом для опытных мастериц встречаются все виды крестиков, такие картины получаются произведениями искусства.
ТЕХНОЛОГИЯ
§ 11. Художественная вышивка
В б классе вы познакомились со счётной вышивкой (наборы, русская гладь, роспись, счётная гладь), научились выполнять работы, которые делаются по счёт)’ нитей в ткани: вышивка гобеленовым швом и крестом.
Кроме счётной существует ещё и свободная вышивка. Нарисует мастерица на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, тамбурным и стебельчатым швом. На ткань ложатся изображения цветов, листьев, веток растений, зверей, птиц. Всё выглядит, как в жизни, только вместо красок вышивальщица использует иглу и разноцветные нитки. Такую вышивку принято называть художественной. Выполняется она разными техниками вышивания, преобладающей среди которых является гладь.
Художественная вышивка — это многонациональное искусство, известное с глубокой древности. Каждый народ привнёс в него свои неповторимые особенности. В эпоху, когда текстильные технологии находились ещё в зачаточном состоянии, художественная вышивка как украшение костюма и интерьера была одним из самых востребованных ремёсел. Глубокие традиции она имела в Китае, где мастерство вышивальной росписи достигло настоящих художественных высот. С помощью техники глади китайские мастера передавали тончайшие оттенки и переливы красок. Их вышивку отличают плавные цветовые переходы и реалистичность изображения (рис. 4).
Рис. 4. Китайская гладь
В России самые интересные виды вышивки гладью родились в городах Владимир и Торжок. Издавна в самом Владимире, в деревнях и сёлах вокруг него девушки и женщины вышивали особой гладью владимирским швом, которая в отличие от китайской глади даёт плоскостное изображение, без световых и светотеневых переходов.
Владимирское шитьё отличается ярким красным цветом в сочетании с синим, зелёным и жёлтым. Пылающими узорами из полевых и садовых цветов расшивают декоративные панно, диванные подушки, скатерти, портьеры. Иногда растительный орнамент уступает место изображению животных и птиц (рис. 5).
Рис. 5. Владимирское шитьё
Ещё одним видом владимирской глади является вышивка белым по белому (посёлок Мстёра). Эта изысканная белоснежная вышивка чаще выполняется на тончайшем белом батисте, но иногда и на плотной ткани (рис. 6). Необыкновенной красоты орнаменты из белых цветов, венков, букетов разбросаны по полю скатерти, украшают панно, женскую и детскую одежду. Изредка вышивальщицы используют цветную ткань самых светлых тонов: розового, голубого, кремового и серого цвета. Изделия мстёрских мастериц всегда кажутся лёгкими и воздушными. Тщательно прорабатывается каждая деталь узора.
Рис. 6. Вышивка белой гладью на носовом платке
Вышивка из города Торжок совсем другого характера: она дорогая, выполняется серебряной и позолоченной нитью, называется этот вид вышивки золотное шитьё. Раньше этой богатой вышивкой украшали царские и боярские одежды, часто дополняя её жемчугом и драгоценными камнями. Работа вышивальщиц в прошлом была трудоёмкой, требовала особого мастерства и терпения. Ткани были плотные, тяжёлые. Золотые и серебряные нити нуждались в особой обработке.
Со временем вкусы людей изменились. Одежда стала проще и дешевле. Однако золотошвеи из Торжка и сейчас украшают великолепной вышивкой знамена, театральные костюмы, панно, сувениры и т. д. (рис. 7).
Мода на вышивку менялась, но никогда не исчезала. Современная вышивка гладью впитала в себя традиции китайской вышивки по шёлку (см. рис. 4). Одежда, которую создают современные кутюрье, также бывает отделана богатейшей вышивкой. Такие модели обладают особой изысканностью и стоят очень дорого. Вышивать можно любые изделия: одежду, покрывала, столовое и постельное бельё, панно, сувениры. Вещи, украшенные искусно вышитой гладью, перестают быть просто украшением, они становятся произведениями искусства.
Рис. 7. Золотное шитьё
В 8 классе вы научитесь основным приёмам вышивки художественной гладью, узнаете, что можно создавать вышивку с помощью компьютера и современных вышивальных машин.