Топ-10 интересных фактов о символизме вышивки на руси
Содержание:
- Истории вышивания крестом: с чего все началось
- Творческий проект по технологии «Русская народная вышивка»
- Китайская вышивка
- С чего всё начиналось
- Какие бывают знаки
- Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы
- Смысл и значение
- Другие элементы русской вышивки
- Как создавались вышивки
- Отличия русского, украинского, белорусского рушников
- Четыре школы
- История вышивки
- С чего началась история вышивания крестиком в России
- Свадебные традиции
- Советы мастерицам
- Народный костюм
- Вышивка в русском стиле
- Особенности техники такой вышивки
- Славянская вышивка
Истории вышивания крестом: с чего все началось
Для многих вышивка крестиком не только очень интересное и увлекательное занятие, но и возможность украсить свой дом красивыми изделиями. С момента появления этого искусства прошло много времени, однако, оно не утрачивает своей актуальности и сейчас.
Вышивка крестом издавна служила не только украшением дома, но и являлась мощным оберегом семьи
Картинки для вышивки в разные времена сильно различались, потому как в разные времена пользовались популярностью:
- Библейские мотивы и узоры;
- Растительные орнаменты;
- Оригинальные изображения различных животных и птиц.
Каждый узор имеет свое определенное символическое значение и вышивается строго определенным цветом. Существует множество вариантов вышивки крестиком, однако, наибольшей популярностью и востребованностью пользуется простой односторонний полный крестик. При такой вышивке и лицевая и изнаночная сторона получается очень аккуратной. Соблюдая несложные правила вышивки можно сделать готовое изделие очень красивым и аккуратным.
Творческий проект по технологии «Русская народная вышивка»
Описание презентации по отдельным слайдам:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9» города Смоленска (МБОУ СШ №9) Творческий проект Тема: «Русская народная вышивка» Руководитель проекта: учитель технологии Богачёва А.А. Участники проекта: Федотова Д.Ю.-5«б» Фёдорова Д.С.- 5«б»
Всё новое — это хорошо забытое старое. (Из мемуаров (1824) Розы Бертэн, личной портнихи французской королевы Марии-Антуанетты. )
Цель проекта: развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию Проблема проекта: сохранение традиций русской народной вышивки
История традиционной русской вышивки
Символы русской народной вышивки
Первый сюжет русской народной вышивки – дерево.
Самым мощным оберегом в вышивке, считался символ женщины.
Птица – один из самых распространенных образов русского народного искусства. Частым сюжетом русской вышивки является конь.
технология выполнения вышивки
Номер материала: ДБ-1585352
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Китайская вышивка
Родиной этого вида рукоделия считается Древний Китай, поэтому самой первой стала известна китайская вышивка, ее относят примерно к 4 -5 веку до н. э. Это было шитье на шелковых тканях, так как именно в районах Китая впервые стали производится ткани из шелка. Основными вышиваемыми узорами были элементы природы, животные, птицы (сучжоуская вышивка), восточные иероглифы и узоры, орнамент, традиционные китайская флора и фауна. В современном мире интерес к традициям Китая не уменьшается, поэтому очень популярными являются различные изделия в китайском стиле: одежда, посуда, предметы интерьера. Китайская вышивка по праву считается одной из изысканных и утонченных. Самая известная и старинная – сучжоуская вышивка. В ней использовались только натуральные материалы – шелковые ткани и нити, сюжеты вышивались многосложные, с большим количеством цветов и оттенков, причем изнаночная сторона была без единого узелка, как и лицевая. Очень близок к этой технике аккуратный московский шов. Китайские экзотические мотивы так же использовала якобинская вышивка (гладь, выполняемая шерстяными нитками).
С чего всё начиналось
Никто точно не знает, в какой стране зародилась традиция вышивания на одежде. Но судя по древним записям, первенство всё же отдаётся Азии. Именно здесь Александр Македонский в первый раз увидел шикарные расшитые золотом шатры. После этого завоеватель издал приказ, чтобы его мастера изготовили аналогичные изделия. Далее традиция вышивки перешла и на одежду.
В древности подобный вид украшения изделий свидетельствовал о высоком социальном статусе. Если человек занимал достаточно весомое положение в обществе, то узор был ярким и насыщенным, с драгоценными нитями и камнями. В качестве элементов прослеживались животные или растительные мотивы, а также религиозная тематика. Не обходили стороной и абстракцию, которая несла в себе тайный смысл и служила оберегом.
Какие бывают знаки
Со значениями узоров немного разобрались, теперь предлагаем отдельно поговорить о знаках.
- Волнистая линия. Так на вышивке обозначают воду. Вертикальные линии – это дождь. Горизонтальные – реки и подземные воды.
- Громовник – это шестиконечный крест, который изображают либо в круге, либо в шестиграннике. Итак, знак грома (или Перуна) было принято использовать в качестве оберега от молнии. Еще громовник – оберег для воинов.
- Квадрат, разделенный на четыре части (вместо квадрата может быть ромб). Так показывается вспаханное поле. Если внутри имеются точки внутри – значит поле засеяно. В целом, это знаки земли и плодородия.
- Крест в круге или колокрест – это знак солнца. Оберег призван защищать от сил зла. Кроме того, колокрест – это знак закрытости.
- Крада (или «решетка») является знаком огня. К слову, крадой называется погребальный или жертвенный костер.
- Крес. Так называют прямой/косой равносторонний крест. И это тоже знак огня, Агуни.
- Месяц – это знак луны. Подвески в виде месяца называют лунницами.
- Гребень петуха с семью выступами – это огненный знак.
- Рог изобилия – богатство.
- Ярга/коловорот/свастика. Это знак солнца и его богов – Хорса, Даждьбога и других. Вообще, ярга – очень интересный знак. Например, в зависимости от посолони или противосолони (это направленность движения) могут различать знак светлого солнца и темного. Яви (светлый) ассоциируется с созидательной и благотворной силами солнца. Нави (знак темного солнца), напротив, несет разрушения.
- Дерево (как правило, ель) является символом долгой жизни и системы, взаимосвязи живого мира.
- Спираль – это символ мудрости. Причем, если выбирают для вышивания синий и фиолетовые цвета – то речь идет о самых сокровенных знаниях. Наиболее мощным знаком, который способен победить силы зла, вышивают красными, белыми или черными нитками.
- Треугольник. Это символ человека. Обычно треугольник показывают с маленькими точками или кружками у вершины – так показывают общение.
Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы
Историческая справка старинной вышивки крестом не сохранила точных сведений относительно возникновения этого вида искусства и мастерице, которая первой начала вышивать крестиком. Известно только то, что вышивкой женщины занимались еще с древности.
Вышивка – это прекрасная возможность познакомиться с историей и культурой различных народов
Вышивка, как и совершенно любое другое искусство, характеризуется тем, что она:
- Отображает культуру определенной страны;
- Национальные традиции;
- Особенности региона.
Историческая справка вышивки крестом кратко рассказывает о национальных особенностях каждого народа. Отличалась вышивка крестиком цветами и узорами, которые широко применяли мастерицы в своих работах. В те времена вышивкой украшались постельное белье, занавески, одежду, полотенца и многие другие вещи. Очень часто использовалась вышивка и для украшения подвенечного наряда невесты.
Ручная вышивка крестиком в настоящее время очень высоко ценится и приравнивается к стоимости драгоценных камней и золота.
Смысл и значение
Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.
Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.
Каждый символ имеет определенное значение:
Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.
Священный Алатырь
Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.
Один из вариантов изображения Дерева Царствования
Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.
Варианты изображения символа солнца у славян
Символ Орепей
Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.
Славянская символика очень разнообразна
Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.
Другие элементы русской вышивки
Конечно, символика русской вышивки не ограничивается орнаментами. Многие реалии жизни нашли своё отражение в искусстве вышивальщиц.
Особой популярностью всегда пользовались мотивы флоры и фауны. Различные цветы и растения прочно ассоциируются с народной вышивкой: вспомните павлоградские платки, палех. А ведь вышивка в стиле гжели или хохломы распространена ив наши дни, её узнают во всём мире! Кстати, гжель заметно отличается от традиционных цветов русской вышивки: красного, чёрного и золотого.
Животные тоже появляются на полотне довольно часто. Они символизируют то же, что и звери из русских народных сказок. Однако вы вряд ли найдёте в вышивках медведя. Почему? Дело в том, что в тотемном языческом сознании медведь был прародителем всех славян, а потому на него наложено табу. Медведя нельзя изображать, и даже имя его под запретом – слово «медведь» является ничем иным, как заменой. Поэтому в узорах вышивания прародитель не появляется.
Часто возникает в орнаменте женская фигура: символ плодородия и женского начала. Если женская фигура простирает руки к небу – это символ единства двух начал.
Символы русской вышивки. Вышивка крестом, Россия
Вышивка русских узоров, XIX век |
Вышивка русских узоров, XIX век |
Вышивка русских узоров, XIX век |
Элементы русской вышивки, XIX век |
Элементы русской вышивки, XIX век |
Как создавались вышивки
Создание вышивки происходило в два этапа:
- формирование прориси;
- собственно вышивание.
Прорись для золотного шитья
Вышивка в процессе выполнения
На первом этапе трудились мужчины – знаменщики, травщики, словописцы. Эти мастера были иконописцами особого рода, знающими законы вышивки, и занимались, как правило, исключительно иконой на ткани: знаменщики выписывали фигуры, травщики изображали пейзажи, словописцы-каллиграфы делали на каймах произведения необходимые надписи.
Для рисования употребляли сурик и чернила, белила и сажу, использовались и другие краски. Образец, как правило, рисовали на бумаге, а затем переносили на ткань.
После завершения прориси к работе приступали женщины-вышивальщицы. Прежде чем вшить рисунок, его намечали белыми нитками.
Отличия русского, украинского, белорусского рушников
Говорить о базовом различии вышивки свадебных рушников в России, Белоруссии и на Украине с учетом современного осмысления и переделки старинных узоров странно. Теряется значение орнаментов, смысл сочетания мотивов – остается внешняя эстетика и соответствие моде.
Однако базовые отличия существуют:
- в российской и белорусской традиции (особенно северных областей) преобладают знаки земли и воды, солнца, из растительных орнаментов – дуб, васильки, колосья, из животных – лошади и олени, птицы – петухи;
- украинская вышивка радует большим разнообразием растительных мотивов, многоцветными узорами;
- в северных областях предпочитали вышивать счетными швами (настил, плетеный, гладь), в южных – крестиком и художественной гладью.
На фото ниже, представлены традиционные для разных стран рушники:
Белоруссия
РоссияРоссияУкраина
Еще примеры орнаментов на рушниках:
Больше публикаций по теме свадебных традиций смотрите в этом разделе.
Планируя вышивку свадебного рушника, необходимо учесть традиции местности, происхождение жениха и невесты, особенности их семей. При этом соблюдение традиций не стоит доводить до абсурда – современный рушник на свадьбу должен радовать не только смыслом, но и красотой.
Четыре школы
В каждой мастерской были свои особенности и секреты, поэтому работы несли на себе отпечаток и эпохи, и истории семьи, и истории государства, тем не менее, со временем сформировались несколько школ: новгородская, суздальско-владимирская, московская и строгановская.
Новгородские вышивальщицы работали преимущественно шёлком, добавляя минимум золота; для этого направления характерны работы мастерской Ефросиньи Старицкой, тётки Иоанна Грозного.
Суздальско-владимирские мастерицы контуры изображений делали красными (в отличие от общепринятых тёмно-коричневых), из-за чего вышивки приобретали характерный рыжеватый оттенок.
Работы мастериц московской школы до конца XVI века отличались строгостью цветов и аскетизмом; с приходом к власти Бориса Годунова появляются насыщенные цвета, жемчуг и др..
Строгановская школа совмещала как церковное, так и декоративно-прикладное направление, заметно влиявшее на стиль выполняемых работ, поэтому она была, в своем роде, уникальной.
Работа мастерской Ефросинии Старицкой
Работа Строгановской школы
Работа мастерской Анастасии Романовны, жены Иоанна Грозного
Работа Соломонии Собуровой
В XVIII – XIX веках начался упадок златошвейного церковного искусства. Внешняя украшенность храмовой утвари стала не всегда соответствовать ее символическому и богослужебному смыслу. В предметах этого периода практически отсутствуют композиции с шитыми ликами, само шитье серебром и золотом стало вырождаться и подражать ювелирным техникам. Октябрьская революция тоже не способствовала развитию этого вида искусства, хотя абсолютного забвения церковного рукоделия не произошло, вероятно, из-за утилитарности этого ремесла.
,
Современные образцы золотного шитья
В конце ХХ века началось постепенное возрождение церковного золотошвейного мастерства. Были созданы и восстановлены мастерские в Троице-Сергиевой Лавре и многих других городах, сёлах и монастырях России: в Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Санкт-Петербурге, Торжке, Гордце, Дивееве и др. Мастера расшивают хоругви, подвесные пелены, индитии, воздухи, покровцы, антиминсы, илитоны, орлецы, пелены, иконы, катапетасмы, плащаницы, схимы и элементы облачения священнослужителей (стихари, орари, саккосы и др.)
История вышивки
Когда-то наши далекие предки жили в пещерах, грелись у костров, ходили на охоту и понятия не имели о том, что такое высокая мода или простой вышитый узор. Они просто скрепляли обрезки шкур, дабы получить изделия, способные прикрыть тело и подарить тепло. И вот тут-то, возможно, совершенно случайно, одна из первобытных модниц придумала украсить невзрачную одежду совершенно особым способом, используя для этого непривычные, открытые взору швы.
Время шло, появлялись новые способы создания узора на материи, менялись и совершенствовались инструменты мастериц: каменное и костяное шило заменила тонкая игла, шкуры животных — изящные и легкие ткани, а простая строчка из ниток превратилась во множество разнообразных вариантов наложения стежка. Одним из самых популярных стал и до сих пор является шов крестиком, наверное, именно поэтому история вышивки крестом является одной из самых интересных и познавательных.
В наше время, украшение готовых изделий вышивкой пользуется особой популярностью. Вышитые изделия смотрятся не только красиво и необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою индивидуальность.
Конечно же, работа выполненная руками мастерицы, ценится гораздо больше, но в наш век развития технологий, альтернативой ручному вышиванию стало машинное.
Машинная вышивка
Ручная вышивка гладью
Мотивы, создаваемые умелыми руками вышивальщиц, также менялись со временем. Когда-то на одежде красовались обереги, мотивы для которых были взятые из повседневной жизни и окружающей природы.
При этом в работе использовались все подручные материалы: волосы, красивые камешки, бисер, ленты, ракушки, травы и сухие цветы. Сохранившиеся мотивы работ рукодельниц из прошлого, являются настоящим историческим наследием, дающим нам более полное представление о жизни наших далеких предков.
Современным умелицам приходится гораздо проще, в магазинах и интернете представлен огромный выбор инструментов для вышивки и различных ниток всевозможных цветов и оттенков.
Вышивка — это не только красота, созданная для души, но и прекрасная возможность понять обычаи того или иного народа, познакомиться с его культурой и ценностями, узнать о событиях, которые когда-то происходили с ним. Можно сказать, что древние работы являются способом общения между национальностями и даже целыми поколениями, попыткой предков донести до потомков самые важные жизненные мудрости.
Откуда же пришло это волшебное искусство? Ученые считают, что родиной вышивки является Китай. Именно там были обнаружены самые древние работы, датируемые пятым веком до нашей эры.
Прошло время, а вышивка до сих пор просматривается в интерьере и одежде современных людей. Осмотрите свой дом, и вы обязательно найдете вышитые элементы в самых необычных местах. Именно поэтому, данный вид искусства стоит наряду с живописью и скульптурой.
С чего началась история вышивания крестиком в России
Изначально вышивка на Руси было занятием исключительно для избранных, в состав которых входили только представители знати и монахи.
Если раньше вышивка была привилегией знати, то сейчас различные инструменты, нити и орнаменты для вышивания доступны всем желающим рукодельницам
Материалом для работы служили дорогостоящие ткани, а именно шелк или бархат, а также:
- Серебряные и золотые нитки;
- Жемчуг;
- Драгоценные камни.
Начиная с 18 века, вышивка крестом перестает быть привилегией знатных особ и становится доступной для простых крестьянских девушек. С этого момента история русской вышивки переходит совершенно на новый уровень, и появляются совершенно новые оригинальные узоры.
Русская вышивка была очень сильно подвержена влиянию Византии, поэтому переплетение различных стилей просматривается в работах мастериц. Сейчас вышивка крестом переходит на совершенно новый уровень и пользуется большой востребованностью.
Свадебные традиции
Девочка семи — восьми летнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати — шестнадцати годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты. Женская одежда и орнаментация постельных принадлежностей (подзоры), в основном связанных со свадебными обрядами, насквозь пронизаны магическими заклятиями, формулами и символическими «письменами» узоров. Таковы подвенечные кокошники невест, рубахи, накидки на свадебные повозки и многое другое.
Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.
Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного наряда было прежде всего в отделке.
Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой — орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси — поскольку птица считалась символом добра.
Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой.
Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочныхвенков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Однако позже в свадебных нарядах появились кокошники.
В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.
Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.
В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом.
Весить такой наряд мог до 15 килограмм!
Советы мастерицам
Существует множество различных техник в вышивке. Красивые самобытные узоры на полотне можно создавать из бисера, лентами. Наиболее старинный способ, который использовался на Руси мастерицами — вышивка крестом. Новичками и опытными рукодельницами для точного воспроизведения на ткани аккуратного красивого нитяного рисунка используется наглядная схема, на которой показано расположение того или иного элемента узора. В нитяном узоре столько красоты, грации, изящества, с этим сложно не согласиться. Чтобы обережный орнамент имел не только аккуратный вид, но и был наделен определенной силой, рукодельницам стоит в работе придерживаться следующих советов:
- Вышивка должна быть без узелков. Они негативно влияют на оберег, поэтому нить нужно закрепить особым образом. Такой принцип используется в вышивке крестиком.
Чтобы обережный орнамент имел аккуратный вид, вышивка должна быть без узелков
Чтобы закрепить нить в конце, ее нужно протянуть под готовыми крестиками на «лице» вышивки, а затем аккуратно отрезать кончик нитки.
Важно использовать в работе лунный календарь. Наши предки верили, что состояние луны тем или иным образом влияет на разные аспекты жизненного цикла
Например, обереги для деток вышиваются на растущую луну, в первой четверти цикла, для взрослых — во второй и третьей фазе. Приступайте к работе по принципу: на растущую луну мы вышиваем для увеличения и пребывания чего-либо, а на убывающую — наоборот.
Используйте значение цветового сочетания в орнаменте. Для привлечения финансового благополучия и удачи используется зеленый цвет, для защиты любви и гармонии — цветы красного цвета. Чтобы уберечь от предательства и измены подойдет сочетание оранжевого и красного оттенков. Для привлечения финансового благополучия и удачи используется зеленый цвет, для защиты любви и гармонии — цветы красного цвета
Перед тем, как приступить к творческой кропотливой работе, необходимо обязательно вымыть руки. Считается, что вода смоет нехорошие мысли, поможет настроиться так, чтобы создавался оберег для конкретного человека, его здоровья, благополучия, и ничьего другого больше.
Нельзя делать несколько оберегов одновременно. Если нужно изготовить несколько поделок, лучше выполнять их одну за другой. Также женщина не может вышивать оберег во время женских дней, на этот период работу лучше отложить. Чтобы служить оберегом, вышитый узор совсем не обязательно должен украшать одежду или предметы быта. Это может быть красивый миниатюрный аксессуар, который всегда под рукой: брелок, картинка, подушечка, подвеска на телефон или сумочку. Главное — делать это своими руками, с любовью и заботой о родном и близком человеке.
Красивый миниатюрный аксессуар, который всегда под рукой, может стать оберегом
Народный костюм
Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.
Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.
Русский народный костюм отличается разнообразием
Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:
- Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
- Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.
Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.
Вышивка в русском стиле
В настоящее время вышивка в русском стиле не забыта. Талантливые модельеры, знаменитые кутюрье создают коллекции, украшенные нашей народной модной вышивкой. Например, осенне-зимняя коллекция Валентино 2013-2014 радует нас мотивами гжели!
Замечательный образ с платьем под гжель создаёт Джулия Робертс. А Дольче и Габбана порадовали нас весной-летом 2013 традиционными красными узорами на белом фоне в русском стиле.
Это далеко не единственные примеры. Сложно представить себе Валентина Юдашкина без его визитной карточки: одежды с русской народной вышивкой. Да и другие модельеры время от времени возвращаются к этой теме, радуя нас новым свежим взглядом на нашу культуру и традиции.
Мы так же приложили руку к некоторым модным коллекциям в русском стиле. Например, коллекция Alena Akhmadullina осень-зима 2015/16 сделана на основе иллюстраций к русским сказкам Татьяны Мавриной. Специально для этой коллекции мы вышили зайцев для сумочек и множество нашивок для украшения платьев. Так же мы участвовали в декоре изделий для бренда славянской одежды Белояр.
Особенности техники такой вышивки
В русском народном искусстве используются разнообразные техники вышивания – строчкой с цветной обводкой, белой строчкой, тамбуром, вышивка гладью, крестом, полукрестом. Чаще всего вышивка выполняется белыми и красными нитями, а также золотыми и чёрными (синими).
Перед тем как приступить к вышиванию, следует придерживаться определённых правил.
- Перед работой нужно обрезать кромку ткани, т.к. после стирки она деформируется.
- Края ткани следует обработать швом или обклеить скотчем, чтобы ткань не сыпалась.
- При размещении рисунка необходимо найти середину ткани, сложив её вчетверо, и отметить линии середины сметочным стежком. Пересечение этих нитей является серединой счётной схемы.
- При нанесении рисунка следует учитывать припуск на подгибку.
- Основой для русской народной вышивки крестом является счётная схема, по клеточкам которой создаётся узор. Каждая клеточка содержит стежок определённого цвета. Если участок вышивается нитями другого цвета, он очерчивается линией, внутри которой ставится значок нужного цвета. Участки, которые не отмечены значком, не вышиваются. Они составляют фон вышивки.
- Иглы и булавки следует хранить в игольнице и при работе вкалывать в мягкую подушечку.
- Концы нитей следует закреплять, делая несколько стежков.
- Для того чтобы поверхность вышивки имела аккуратный вид, нить должна быть очень длинной.
Славянская вышивка
Рукоделие языческого периода на Руси почти все представляет собой магические обереги, защищающие человека от враждебных сил. Русская одежда вся была расшита этими сакральными символами, основными изделиями для такой шитья были метрики, рушники, украинские вышиванки. Основными элементами вышивки русского народного орнамента были геометрические фигуры – ромб и крест. Ромб был символом плодородия, солнца, крест обладал магической силой отгонять злых духов и снимать порчу. Постепенно вышивка крестом перестала нести сакральное значение и служить магическим оберегом. Современная вышивка крестом это просто красивый и увлекательный вид рукоделия, несущий скорее эстетическую нагрузку. Хотя, даже сейчас в некоторых поселениях русская народная вышивка несет характер оберегов. На ярмарках народных промыслов можно нередко увидеть такую одежду в древнерусском стиле, очень часто на ней используется вышивка болгарским крестиком. В современных модных коллекциях русский стиль и сейчас остается очень популярным. С принятием христианства в вышиваемые работы вносятся христианские мотивы, крестом вышиваются иконы и ризы, религиозные предметы, элементы быта. Вышивание становится более дорогим видом рукоделия, с применением дорогих нитей и драгоценных камней.