Казахский национальный костюм

Национальный костюм казахов для мальчиков. Особенности мужской казахской национальной одежды

Мужская казахская национальная одежда отражает множество исторических нюансов — от климата до социального уровня. Расскажем о деталях традиционных мужских нарядов и том, как называется каждая из них.

Фото: Национальный акцент

Вот из чего состоял казахский национальный костюм:

Нательная рубаха (көйлек).

Национальная одежда казахов не обходилась без этой немаловажной детали. Элемент гардероба, также именуемый көйлек, шили из легких хлопчатобумажных тканей

Элемент гардероба, также именуемый көйлек, шили из легких хлопчатобумажных тканей.

Фото: История Казахстана

Штаны.

Нижние назывались дамбал, а верхние — шалбар. И те, и другие шились по одному крою и отличались широкими недлинными штанинами.

Шалбар традиционно изготавливали из плотных материалов: замши, кожи и домотканых материй. Но в ХІХ веке их заменили темные легкие ткани и бархат ярких оттенков на манер русских верхних штанов.

Штаны заправлялись в обувь.

Камзол.

Камзол (другие названия — бешмет, бешпент) — предмет верхней одежды, который считался домашним. Покидая пределы аула, поверх надевали что-нибудь еще.

Камзол отличался распашным покроем и достигал длины середины бедра или колен. Его носили навыпуск. Бешмет запахивали слева направо.

Материал камзола зависел от времени года и случая. Его изготовляли из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, плиса, бархата и даже шелка.

В зимнее время шили бешметы на меховой подкладке.

Фото: Hameleons.com

Халат.

Самый популярный вариант верхней одежды, известный как шапан.

Халаты шили во всевозможных вариациях: из разных тканей, отличающихся национальным орнаментом, разнообразных оттенков.

В холодное время носили утепленные шапаны на шерсти и вате. В период сильных морозов казахские мужчины надевали несколько халатов один поверх другого.

Также несколько шапанов символизировали солидный статус мужчины. Поверх традиционно надевался самый дорогой и лучший халат.

Фото: richton.kz

Верхняя одежда.

Одним из вариантов верхней одежды с древних времен считался күпі. Это одеяние шили из шерсти, которая свалялась естественным путем. В качестве дополнительных материалов использовалась верблюжья шерсть.

Также в традиционный зимний казахский костюм входит тулуп (тон). Для их пошива использовали овчину.

Состоятельные мужчины носили тоны из меха (ішік), которые обшивались дорогими тканями — бархатом и сатином.

Пояса (кісе).

Они всегда были частью национальных казахских костюмов. Пояса шили из кожи, к ним же цепляли небольшие сумочки оқшантай, украшенные металлическими рельефными бляхами, стилизованными под фигуры птиц и зверей.

Иногда бляхи покрывали серебряным напылением или украшали черненым узором.

Кушаки шили из верблюжьей шерсти, шелка, козьего пуха и бархата.

Фото: Domgoconix

Головные уборы.

Казахская национальная одежда обязательно включала в себя головной убор. Его носили даже в домашней обстановке.

Среди обязательных и повседневных разновидностей была круглая тканевая шапочка, называемая кепеш или тақия.

Также существовали остроконечные тюбетейки, которые сменились уборами с плоским верхом.

Традиционно такие уборы кроились из четырех тканевых треугольников ткани или круглого отреза материи.

Летние уборы (қалпақ) шили из войлока, а для теплых дополнительно использовали мех.

Популярным вариантом зимнего головного убора на выход был тымақ (или малақай). Для его пошива использовали войлок, а также ткань и мех для обшивки.

Наиболее престижным среди казахов считался малақай с лисьим мехом.

Покрой этого предмета гардероба отличался в разных регионах. Благодаря особому виду тымақа можно было определить род казаха.

В ХIХ веке серди казахов Среднего и Младшего жузов популярным головным убором был башлық (другие известные названии — далбай, жалбағай, далбағай или күлепара). Его шили из плотных тканей и верблюжьего сукна.

Фото: Сыр медиа

Обувь.

Самой популярной обувью для мужчин всегда были кожаные сапоги. Они имели закругленный носок и плоский каблук.

Как правило, сапоги шили универсальные — без различий для правой и левой ноги.

Хотя сапоги носили во все поры года, их вид отличался в зависимости от сезона.

Зимняя обувь была выше и шире, так как в нее заправлялась плотная ткань штанов. Также многие мужчины носили в морозы войлочные чулки, называемые киіз байпақ.

Национальная мужская одежда казахов отличалась простотой и удобством. При этом эстетичный вид одежды для предков тоже имел значение.

Обувь

Казахская национальная обувь отражает кочевую жизнь этой народности. Из-за необходимости в постояннй перемене мест в ней преобладают высокие сапоги. В широкие голенища удобно заправлять штаны для большей сохранности тепла.

  • Сапоги для летнего периода могли быть на каблуке. В старину носки шились загнутыми. Молодые девушки носили обувь с украшениями в виде аппликации и вышивок.
  • У юношей был популярен каблук около 8 см. Пожилые для удобства носили мягкие сапожки без каблука. Сверху на них надевались галоши или туфли из кожи.
  • Бедные люди, пастухи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. Малоимущие слои населения были вынуждены носить обувью на подобии сандалий, которая представляла собой кожаную подошву, которая крепилась к ноге ремешками.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Вязание крючком (382)
  • Жакеты / болеро (84)
  • Платья / туники (81)
  • Мотивы, узоры, канты (62)
  • Вязание крючком — Аксессуары (42)
  • Салфетки, скатерти (34)
  • Шапки, шали, шарфы (30)
  • Сумки (25)
  • Юбки (11)
  • Вязаные цветы (7)
  • Новые техники (3)
  • Детская одежда (2)
  • Ирландское кружево (1)
  • Вязание спицами (105)
  • Пуловеры, кофты, жакеты, туники (23)
  • Сумки, аксессуары (21)
  • Платье / туники (5)
  • Вышивка (102)
  • Вышивка крестиком (56)
  • Блэкворк (18)
  • Монохром (12)
  • Барджелло (11)
  • Вышивка лентами (3)
  • Орнаменты (53)
  • Казахский орнамент (36)
  • Русский орнамент (13)
  • Разное (38)
  • Искусство (6)
  • Праздники (31)
  • Новогодние украшения (28)
  • Пасха (3)
  • Бумажное чудо (27)
  • Вырезалки (7)
  • Квиллинг (6)
  • Оригами (1)
  • ЗДОРОВЬЕ и ПУТЬ к НЕМУ (26)
  • Рецепты (22)
  • Торты, десерты (7)
  • Кружева (20)
  • Модели для «Роскошных» (17)
  • Журналы (17)
  • Журналы-Крючок-Журнал мод (13)
  • Журналы-Крючок-Дуплет (1)
  • Royals (16)
  • Россия (8)
  • Великобритания (3)
  • Дания (1)
  • Фен шуй (16)
  • Имена. Значение имени (16)
  • Моё любимое имя «Елена» (7)
  • Оформление (12)
  • Шитьё (11)
  • Гороскопы (11)
  • Змея (1)
  • Знак Зодиака (1)
  • Гадания и тесты (10)
  • Дивы, ретро-дивы (9)
  • Традиции, обычаи, обряды (8)
  • Казахские обычаи (3)
  • Портрет (7)
  • Мода (6)
  • Религия (5)
  • Джунгли «ЛиРу» (5)
  • Модные детали (4)
  • Юсуповы (3)
  • Колористика (3)
  • Фавориты (2)
  • Личное (1)
  • Инфографика (1)
  • Великолепный век (0)
  • Бухгалтерский учёт (0)

Мужская казахская национальная одежда

Национальная казахская одежда для мужчин состояла из таких предметов, как:

Нательная рубаха

Первоначально рубахи были распашными, однако после на смену им пришли нераспашные, по крою напоминающие туники. Рубахи выполнялись из легких тканей, например шелка.

Штаны

Брюки были свободными, со вставками из кожи на внутренней поверхности бедра, что позволяло с комфортом ездить на лошади. Штаны шили из плотных хлопчатобумажных материалов или сукна.

Халат

Этот предмет гардероба — самый важный в мужском костюме. Он указывал на статус обладателя. Принято было шить шапан из однотонных и плотных материалов.

Как красиво накрыть стол по-казахски

Преимущественно халаты делали темными, например бордовыми или синими. Праздничные халаты украшали золотой или серебряной контрастной вышивкой.

Верхняя одежда кочевников

Мужчины облачались в шубы или тулупы, созданные с использованием овчины и верблюжьей шерсти. Верхняя одежда часто была яркой.

Казахская шапка

Летом представители сильного пола носили конусообразный колпак, который шили из войлока преимущественно белого цвета. Зажиточные мужчины предпочитали колпаки с яркой или золотой вышивкой.

Носили казахи круглые шапки, по краям украшенные опушкой из меха. Они имели название «борик». Головной убор подходил как для лета, так и для зимы. Шапка создавалась из плотных материалов, например плюша и атласа. Для меховой опушки брали лису, волка, куницу.

Локоны на короткие волосы в домашних условиях

Когда наступала суровая зима, мужчины надевали теплую шапку — тымак. Он состоял из четырех частей, две из которых прикрывали уши, одна — шею и затылок, а последняя напоминала козырек. Чтобы защита от холода и ветра была максимальной, края шапки обшивали мехом.

Обувь

Обувь у мужчин почти не отличалась от женской. Они также ходили в высоких сапогах. Иногда поверх них надевали калоши из кожи, не забывая снимать при входе в жилище.

Менее богатые мужчины довольствовались сапогами, выполненными из войлока, которые имели кожаную подошву. Совсем же малоимущие ходили в обуви, которая напоминала сандалии. У нее была подошва из кожи, крепящаяся с помощью ремешков.

Как связать снуд спицами и крючком своими руками

Казахская одежда славилась удобством, при этом внешний вид практически каждого костюма впечатлял. Ныне же национальная одежда уже не пользуется таким спросом, встретить ее можно на торжествах или в закромах у старшего поколения.

Источник

Камзол — это что такое? Происхождение

“Камзол” — это термин, пришедший из французского языка, где он звучит как camisole и переводился как “кофта”. Появился он в первой половине 18-го века при дворе Людовика XIV и уже к середине столетия стал незаменимым элементом мужского дворянского костюма. В то время он представлял собой приталенный пиджак или жилет длиной до колен.

Есть и другая версия, говорящая о том, что камзол — это предмет одежды, который появился в 15-м веке во Франции благодаря королю Карлу VIII, чьи ноги были кривыми и короткими. Он и решил скрыть сей недостаток удлиненными полами камзола. К сожалению, до наших дней не дошло ни одного портрета этого правителя в полный рост и подлинность этой истории изобретения камзола до конца не подтверждена.

В период Столетней войны Франция великодушно дарит Англии свой камзол как элемент верхней одежды. И вот уже английские аристократы становятся в очередь к портным, чтобы расширить свой гардероб

Для развития моды это действительно важно, так как он становится первой вещью, которая должна быть скроена и посажена точно по фигуре. Именно камзол придал особую ценность профессии портного и сыграл роль в развитии индустрии индивидуального пошива одежды

Носили мужской камзол поверх рубашки или кафтана, шили из сукна, шелка или бархата. Также его часто богато украшали вышивкой, золотыми галунами, длинным рядом пуговиц. Причем, несмотря на обилие пуговиц, застегивались только верхние. Длинные рукава заворачивали манжетом так, чтобы были видны расшитые рукава рубашки. Также под камзолом часто носили длинный жилет, прикрывающий ноги. К концу 18-го столетия этот элемент одежды утратил рукава и баску, окончательно превратившись в самодостаточный жилет.

Из гигиенических соображений и для большего удобства спинку камзола шили из холщовой ткани, а всю подкладку делали из шелка. Также на спинке делали шнуровку. Все это помогало меньше потеть и легче двигаться.

Украшения, пояса, головные уборы и обувь

Орнамент — главное украшение казахского костюма. Вышивка может быть абсолютно разной: анималистические узоры природы и фауны, геометрические линии, цельные сюжеты. Вышивали орнаменты нитями из люрекса золотого цвета, использовали бисер, жемчужные бусины, цветное стекло.

Декоративных или драгоценных элементов в костюме великое множество
. Это могут быть серьги, перстни, браслеты и ожерелья, пояса с бляхами или пряжками разной формы. Их изготавливали из различного материала в зависимости от материального положения владельца: меди, серебра или золота, обычного металла.

Головной убор — неповторимый элемент казахского костюма. Они были самыми различными:

Обувь представляет собой высокие широкие сапоги, в которые удобно заправлять шаровары. Они практически не различались для представителей мужского и женского пола
. Единственное, сапоги для девушек были расшиты гораздо более богато. Также они могли быть украшены аппликациями из кожи. Летняя обувь отличалась красивым загнутым носом и наличие каблучка.

Казахстан

Казашки никогда не закрывали лицо и не были затворницами. Это объясняется кочевым образом жизни, который требовал от женщин активного участия.

Незамужние девушки могли ходить c непокрытой головой или же носить тюбетейку (легкая шапочка) либо борик (шапка из меха и кожи).

Замужние же женщины носили головной убор, по которому можно было определить их статус.

Саукеле, церемониальный головной убор. Из «Туркестанского альбома» (составители Александр Кун, Николай Богаевский). Фото: Библиотека Конгресса США

Сразу после замужества женщины надевали сэукеле (саукеле) – шапку в форме конуса, высотой около 70 сантиметров. Головной убор расшивали золотыми монетами, вверху цепляли пучок из перьев филина, а края отделывали мехом.

«Сэукеле состояло из двух основных частей: непосредственно на голову надевали коническую шапочку из ткани, простеганную с подкладкой, до 25 см высотой, иногда к ней пришивали налобник и назатыльник. Поверх надевалось собственно сэукеле из тонкого фетра, обшитого яркой, чаще красной тканью, в форме высокого конуса с косо срезанной верхушкой, так что задняя часть была выше передней в пределах 10 см», – отмечают этнографы Ирина Захарова и Рукия Ходжаева в своем исследовании «Головные уборы казахов».

Чолак-казачки (казашки). Ай-Кара. Из «Туркестанского альбома» 1870-х годов (составители Александр Кун, Николай Богаевский). Фото: Библиотека Конгресса США

В дополнение к сэукеле шла большая накидка, которой можно было закутать всю фигуру.

Женщина носила сэукеле лишь первый год после замужества, а потом еще пару лет надевала на праздники.

После рождения первого ребенка женщины начинали носить другой головной убор – кимешек. Это платок с вырезом для лица, закрывающий голову и верхнюю часть тела. Кимешек молодых женщин украшали серебром, женщин постарше – узенькой вышивкой или строчкой из цветных ниток.

Сверху на кимешек наматывали белый высокий тюрбан из большого куска белой ткани.

На севере Казахстана кимешек перестал быть обязательным предметом женской одежды к 30-м годам XX века, его продолжали носить лишь пожилые женщины. На юге эта традиция просуществовала дольше.

Раскрой шапки из трикотажа

В этом мастер-классе я расскажу вам, как сшить двухслойную шапку из трикотажной ткани.

Схема построения шапки

Как сшить шапку из трикотажа выкройка:

Размерные признаки шапки:52,0 см. — 4 смэта величина может меняться, в зависимости от плотности ткани=48,0 см.

48,0/2=24,0 см (ширина шапки по схеме). Величина 24,0 см. может меняется индивидуально для каждого.

Припуски на швы:

  • верхний срез=1,0 см.
  • нижний срез =1,0 см.
  • средний срез =1,0 см.
  • по клиньям =0,7 см.

Вам понадобятся: портновские ножницы, английские булавки, одна катушка ниток в цвет ткани, машинная игла для трикотажа № 70-75, ручная игла, линейка, сантиметровая лента, острозаточенный мел или мыло.

Подготовка ткани к раскрою

Ткань проверить на наличие дефектов и текстильного брака, при наличии обвести вокруг меловой линией и учесть при раскрое.

Определяем лицевую, изнаночную сторону

Декатировка: проверить ткань на усадку, для этого поутюжить ткань с изнаночной стороны утюгом с добавлением пара.

Как правильно раскроить шапку

Раскрой основной детали

Так как трикотаж вяжут, а не ткут, то у него есть свое направление нитей. Как это определить? На срезах ткани найдите поперечную нитку и потяните за ее. Если петли начнут распускаться, как на вещах вязанных на спицах, значит это и будет верх вашей будущей шапки, назовем его — верхний срез, а где петли не распускаются — нижний срез.

Располагаем ткань на ровной поверхности изнаночной стороной вниз, нижним срезом к себе и загибаем ткань с левой стороны на (24,0 см. + 1, 0 см.) = 25,0 см. лицевыми сторонами внутрь, это будет основная деталь шапки.

Откладываем от верхнего среза припуск 1,0 см.

Затем делим верхний срез шапки на 4 равных части: 24,0/4 = 6,0 см.

После чего на каждом отрезке 6,0 см. находим середины отрезков 6,0/2 = 3,0 см.

Соединяем середины отрезков с нижними точками, которые находятся на 6,0 см. ниже от верхнего среза шапки. Оформляем дугообразными линиями, как показано на рисунке и отмечаем припуски 0,7 см.

После того, как конструкция шапки на ткани построена, еще раз проверяем все размеры. Затем вырезаем основную деталь шапки, портновскими ножницами. Если ткань съезжает или скользит, то для этого нужно сколоть деталь английскими булавками, так чтобы булавки не попали под лезвие ножниц.

Раскрой подклада шапки: располагаем ткань также, как при раскрое основной детали.

С правой стороны, загибаем ткань на (24,0 см. + 1, 0 см.) = 25, 0 см. лицевыми сторонами внутрь

Откладываем от верхнего среза припуск 1,0 см.

Затем делим верхний срез подклада шапки делим на 2 равных части: 24,0/2 = 12, 0 см.

На этих отрезках находим середины (12,0/2) = 6,0 см.

Соединяем середины отрезков с нижними точками, которые находятся на 8,0 см. ниже от верхнего среза подклада шапки. Оформляем дугообразными линиями, намечаем припуски 0,7 см., как показано на рисунке:

Проверяем все размеры и вырезаем подклад шапки, учитывая все припуски.

Шапан

(вариант) — кафтан, который мужчины и женщины носят поверх одежды, как правило, в течение холодных зимних месяцев. Он популярен в, включая,,,,и другие соседние страны. Шьют чапан на вате или на верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. До середины XX века носили в Башкортостане, в Чувашии. В старину подкладку делали из маты — дешёвой белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху его покрывали,, вельветом. В настоящее время чапаны носят как пожилые люди, так и молодежь.

Виды чапана

  • Найгут чапан  — широкий туникообразный халат, имеющий рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом.
  • Каптама чапан  — прямой узкий халат, с боковыми разрезами, имеющий вшивные рукава с округлой проймой.

Туркменистан

До начала XX столетия туркменки носили одежду, которая скрывала не только фигуру и волосы, но и часть лица.

Молодые девушки надевали мягкие шапочки типа тюбетейки. Однако после замужества большинство женщин меняли их на головные уборы с закрывающими нижнюю часть лица занавесками.

О. Челекен: туркменка. Начало XX в. МАЭ РАН 2021

«Эта традиция связана со старинным обычаем избегания женщиной родни мужа по мужской линии», – отмечает кандидат исторических наук Анна Морозова в своей работе «Традиционная народная одежда туркмен».

Яшмаком (вуалью) для части туркменок служили концы платков или полотнищ, из которых наматывался тюрбан. Концы платков пускали под подбородком, выкладывая на грудь складками. При встрече с мужчиной женщина закрывала ими нижнюю часть лица.

Также были и специальные занавески, входившие в состав головного убора: эсги, дастар и лечек.

Туркменки. Фото: Макс Пенсон

«Они делались из отрезов ткани или специально вытканных шарфов длиною от 1,5 до 3 м, в ширину самой ткани. Концы ткани сшивались, образуя большую петлю или муфту. Молодые женщины делали эсги и дастар из красных шелковых и полушелковых тканей, женщины среднего возраста – из желтой ткани, старые – из белой», – отмечает Анна Морозова.

При выходе из дома поверх головных уборов женщины набрасывали на голову халат-накидку. Это могла быть обычная верхняя одежда или же специальный наголовный халат с деформированными, очень узкими и длинными рукавами, сшитыми сзади.

К специальным халатам-накидкам туркменок относятся пуренджек и чырпы.

Открытка. О. Челекен: женщина-туркменка. Начало XX в. МАЭ РАН 2021

Пуренджек шили из тонкого зеленого или красного шелка. В отличие от других халатов-накидок он не имел подкладки. Его не вышивали, а украшали серебряными пластинками.

Чырпы обычно шили из желтого, зеленого или белого шелка. Он был на подкладке и украшен вышивкой.

Наголовные халаты туркменок чем-то напоминают паранджу, которую носили узбечки и часть таджичек. Однако в отличие от паранджи к ним не надевали чачван – сетку из конского волоса, которая полностью закрывала лицо и грудь женщины.

Туркменки также носили борик – высокую массивную шапку, которая могла быть разных форм. «Основу борика составлял твердый каркас, который изготовлялся из разнообразных материалов (крашеного холста, бумаги, сшивался из тонкого соломенного жгута, толстых бумажных шнуров)», – пишет Морозова.

Туркменка в борике. Фото: Макс Пенсон

Каркас борика драпировали платками. «Один конец платка свисал на спину, другой, называемый яшмак, проходил свободно под подбородком и прикреплялся с левой стороны головного убора. При встрече с мужчиной женщина, придерживая яшмак зубами, прикрывала им нижнюю часть лица», – продолжает Анна Морозова.

В Туркменистане после прихода советской власти борьба велась как раз против ношения борика. Кампания называлась «Долой борик» и была массовой: карикатуры в журналах, медицинские статьи о том, что головной убор тяжелый и поэтому вредит осанке/спине, здоровью в целом, сатирические песни по радио. Проводили эту кампанию в 60-е годы. Существовали и административные наказания. У того, кто состоял в Коммунистической партии или занимал хотя бы и малозначительный пост, не могло быть жены в борике.

Туркменки во время занятии по ликвидации неграмотности. 1928 год

Финальный аккорд случился в 70-х годах, когда колхозники начали получать паспорта. Для фото на паспорт надо было фотографироваться без головного убора. Желание получить паспорт было сильнее, чем стремление покрывать голову. Процесс отказа от борика пошел быстрее и легче. В те времена в Туркменистане ходила шутка, что для правила фотографироваться на паспорт с непокрытой головой были сделаны два исключения: для папы римского для посещения СССР и Махмуда Эсамбаева (чеченского актера балета, который всегда носил папаху).

В отличие от головных уборов яшмак остался. Но и здесь правила смягчились. Молодые женщины прикрывали рот платком только перед мужской родней мужа. Эта традиция соблюдается и теперь. Но яшмак не распространен везде. Например, на востоке страны в районах реки Амударья или на юго-западе он встречается редко.

Материал сайта «Настоящее Время». Оригинал можно посмотреть здесь.

Свадебный женский костюм

Обязательной частью приданого был свадебный халат, который заготавливали заранее. Такие наряды делали из дорогих видов ткани (плис, бархат, сукно, шелк, атлас). Обычно выбирали материал красного цвета. Иногда брали черный или полосатый шелк из Средней Азии. Халат шился по туникообразному покрою. Он имел длинные рукава и открытый ворот, без воротника. В южной и восточной частях страны халат набрасывали на голову, а на остальных территориях – на плечи. В начале двадцатого века в Семиречье отменили обычай одевать невесту в свадебный халат. В этих краях ходить в таком халате выпадала честь женщине, которая приглашала гостей на свадьбу. В нем она ездила по аулу и звала гостей. Такую женщину называли той.

Шапка-бини своими руками

Выкройка шапки-бини

Стройте выкройку по следующей схеме

  1. Нарисуйте на листе бумаги, сложенном вчетверо, заготовку, по форме напоминающую листок. Прямоугольный низ с закруглённым верхом. Шириной 12 см и высотой 30 см.
  2. Вырежьте из бумаги по контуру макет для создания шапки.
  3. Разверните бумажную основу и перенесите её на трикотажном.
  4. Полученная форма соответствует корпусу желаемой вещи.
  5. Останется только раскроить по меркам ткань, оставляя запас на подгибы в области сшивания.

Как сшить шапку-бини: пошаговое руководство

Из полученной детали можно сделать окончательный вариант и сшить изделие.

  1. Сложите выкройку пополам и сшейте места расхождения по бокам.
  2. Остаётся стачать верхнее основание. Для этого согните шапку пополам, чтобы предыдущий шов оказался сверху.
  3. Стачайте открытые пространства.
  4. Хорошенько отгладьте все швы.
  5. Выверните бини на лицевую сторону и наслаждайтесь результатом.

Головные украшения

Казахские женщины славились длинными, густыми и шелковистыми косами. Их с детства украшали головные уборы, декорированные изделиями из серебра и драгоценных камней, возлагали на головы специальные подвески. Вот какие украшения для волос стали деталями национального костюма казахских женщин:

Шашбау — специальные накосные ленты-подвески, которые носила каждая девушка. Как предмет женского туалета оно известно с давних времен.

Внешне это украшение представляет собой ряд пластин-медальонов, которые ювелиры соединяли между собой кольцами. Шашбау крепили у основания кос так, чтобы украшение спадало по всей длине кос.

Благодаря этой детали туалета волосы девушки привлекали внимание собеседника. По этой детали облика молодой казашки судили о ее здоровье и целомудрии

Кроме того, у шашбау было и культовое предназначение. У древних казахов считалось, что в волосах женщины живет часть ее души, поэтому лента, декорированная колокольчиками и медальонами, отгоняла от нее демонов.

Шашбау делали из драгоценных металлов и украшали цветочными орнаментами. Это свидетельствовало о репродуктивности девушки, о ее готовности стать женой и матерью.

Шолпы.

Это украшение надевали юной девочке. Она могла носить его до совершеннолетия. Оно представляет собой подвеску, которая состоит из нанизанных друг на друга небольших монет или металлических пластин.

При ходьбе шолпы издавал мелодичный красивый звук, который сопровождал каждый шаг девушки и одновременно отгонял злых духов. Украшение имело утилитарное и воспитательное значение. Его использовали для формирования у девушки правильной осанки: тяжелое украшение оттягивало волосы, поэтому постоянно нужно было контролировать прямую спину и легкость походки. К тому же под тяжестью шолпы волосы росли длинными и крепкими.

Воспитательный момент проявлялся в том, что девушка должна была ступать очень легко, чтобы не привлекать к себе пристального внимания, а также ей было сложно появиться незамеченной там, куда запрещали ходить старшие. Если девушка ходила поздно вечером или делала слишком резкие движения, то это считалось у казахов признаком невоспитанности.

Изготавливали шолпы из серебра или золота, а украшали кораллами, жемчугом, агатами.

Укі аяқ.

Это разновидность подвесок, основа которых когти филина, вправленные в серебро и соединенные между собой цепочками. Иногда детали этого украшения изготавливали по форме когтей филина. Предназначение этого украшения — быть оберегом. Его крепили на головной убор.

Одна из самых древних подвесок укі аяқ, найденных на территории Казахстана, хранится в Денисовском историко-краеведческом музее. В ХIХ веке оно принадлежало жительнице Актюбинской области Улмекен Ниязовой.

Характерные черты казахского костюма

Мужской и женский костюмы имеют как сходства, так и отличия. Что касается общего, то:

  • одежда имеет приталенный крой;

  • верхняя одежда, наоборот, довольно широкая и распашная, причём запахивается она всегда только на левую сторону;
  • высокие шапки носят и мужчины, и женщины. Для всех они по возможности украшаются драгоценностями, узорной вышивкой и даже перьями;
  • вышивка на костюме — это национальный элемент, выполненный в технике тканого вышивания.

О мужском костюме

Если обратиться к комплекту традиционной мужской одежды, то обычно он состоит из лёгкой рубахи, штанов-шароваров, халата на поясе, сапог и обязательно головного убора. Халат — это обычно одежда более бедных слоёв населения. Зажиточные люди предпочитали камзолы из богатых тканей.

О женском костюме

Женский традиционный костюм поначалу отличался только низом — распашной широкой юбкой. Дело в том, что раньше женщины так же, как и мужчины, ездили верхом. Со временем костюм видоизменился, и его основой стало приталенное платье с расклешённой юбкой. В холодное время года в образ добавлялся халат с тёплой шерстяной подкладкой или шубка. От тюрков казахским женщинам передался головной убор с меховой опушкой или без неё.

Свадебный национальный костюм

Свадебный образ казахской девушки — это образец использования лучших тканей и материалов, самых богатых украшений и аксессуаров. Платье имеет приталенный силуэт, но особо пышную юбку и шьётся из атласа, органзы или шёлка. Что касается цвета платья, то он выбирался не просто так:

  • красное платье выбирали девушки, которые верили в свадьбу как символ молодости и расцвет жизни;

  • синий наряд являются символом непорочности, чистоты и бесконечного семейного тепла.

Поверх халата надевался расшитый великолепными узорами камзол или халат в тон основного платья. Позже эта традиция себя исчерпала, но некоторые девушки до сих пор на свадьбу надевают его.

Сердцем всего свадебного костюмы невесты являет её головной убор — саукеле. Он представляет собой конусообразную шапочку, которая декорирована драгоценными камнями, мехом, узорами, возможно фатой.

Это великолепие начинали изготавливать задолго до свадебной церемонии, потому что оно являлось часть приданного и показателем богатства и состоятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector