Мезенская роспись

Знаки веков и тысячелетий: история происхождения мезенской росписи

Мезенская роспись XIX в.

Добросовестные искусствоведы утверждают, что мезенский промысел, традиция изготовления всяких полезных вещей и украшения их росписью по особой технологии, сам по себе не слишком древний. В музеях и частных коллекциях вы не найдете ни прялок, ни деревянной утвари старше начала девятнадцатого века. Именно в этот период традиция полностью сложилась и стала широко развитым народным промыслом в Архангельской области, в некоторых поселениях, расположенных на реке Мезень. Красная мезенская глина, из которой сначала изготавливалась основная краска, охра, дала название промыслу. К концу века мезенская роспись получила самую широкую известность, стала продаваться не только на праздничных ярмарках, но и в лавках, вошла в повседневный быт разных социальных групп населения России.

Совсем недавно. Так почему же так сладко, с таким необъяснимым ожиданием и надеждой замирает сердце, когда смотришь на рисунки традиционной мезенской росписи, эти будто бы давно знакомые знаки, деревья и птиц, коней и оленей? И возникает ощущение какого-то пропущенного урока, не выучив который, невозможно понять мудрость предков, их философию и нравственность, невозможно стать счастливым?

Символы мезенской росписи невероятно древние, дохристианские. Новая для славян христианская религия частично впитала их, частично предала забвению, пытаясь бороться с язычеством огнем и мечом.

Каждый раз, когда славянский мир оказывается на перепутье, знаки возникают из ниоткуда для всех, кто готов их увидеть. Не удивительно, что сегодня так сильно вырос интерес к мезенской росписи, её мудрой простоте и природной мощи.

Инструменты для мезенской росписи

Основной инструмент художника – кисть. И для мезенской росписи исключения нет. Обычно в ход идут круглые колонковые или беличьи кисти, размеры которых варьируются.

Для начала вам понадобятся:

  • Круглая колонковая кисточка No1 и No2, имеющая ворс средней длины. Такая кисть нужна для обводки черной краской, а также для контурной работы.
  • Круглая беличья No2 и No3 – с ее помощью вы будете наносить красную краску.
  • Плоская синтетическая кисть или щетинная кисть No 4,5,6. Они подойдут для нанесения грунта, а также для лакировки поверхности.

Если вы ищите идеальную кисточку, которая поможет быстро и естественно научиться основам мезенской росписи, нужно обращать внимание на каплевидные кисти, кисти, напоминающие семечко или пламя свечки. При покупке обязательно оценивайте качество кисти – волоски ее должны быть ровные, аккуратные, густые

Можно даже макнуть в воду кисточку и стряхнуть ее: так будет видно качество кисти, а точнее, ее кончика.

Хорошую, любимую кисть найти бывает непросто. А если художник находит ее, то бережет инструмент и дорожит им. Кисти тоже имеют свой почерк. И деревянный кончик кисти, к слову, тоже становится инструментом мезенской росписи. Его используют в качестве своеобразного тычка для нанесения таких мелких элементов как «семечка» и «росинка». И даже если кисть уже отслужила свое, можно ровно срезать ее ворс и в дальнейшем использовать любимый инструмент как тот же тычок.

Понадобится мастеру в работе и палитра. Она нужна для смешивания красок, для съема с кисти лишней краски. В качестве палитры можно использовать обычное белое блюдце (тарелка), кафельную плитку или даже кусок оргстекла.

Основным материалом в мезенской росписи считают краски. Расписывают древесину теми же красками, что применимы и в живописи – масляными, темперными, гуашью, анилином. Но лучше гуаши и темперы найти сложно, на них обычно и останавливают выбор.

Расписное деревянное изделие нужно обработать лаком. Лак защищает рисунок на дереве от различных негативных внешних воздействий: воды, активных веществ и температурных перепадов. Да и дополнительный декоративный эффект лака совсем не лишний для готовой работы.

Мезенское трехцветье, или красота Севера

А вы знали, что у мезенской росписи есть ещё второе название «палащельская»? И оба названия правильные. Первое, более распространенное, происходит от названия речки Мезень, второе – от названия селения на её берегу. Жители Палащелья начали изготавливать и расписывать прялки и домашнюю утварь особым образом. Этой росписью не занимались ни в Мезени, ни в одной другой деревне. Чтобы почувствовать её характер, нужно познакомиться с географией и природой местности, откуда она родом.

Рис. 4. Летний день на Мезени-реке. Художник Тярин Александр

Зелёные леса, красные щельи и синие небо с рекой – знаменитое Мезенское трёхцветье. Всё вокруг будто расписано кистью художника. Как не влюбиться в этот северный край!

Он похож на сказочное царство, на сотни верст уходящее за горизонт непроходимой болотистой тайги (здесь её называют «тайбола»). А вокруг звенящая тишина. Красота вокруг, дикие места, глухомань страшная. «Тайбола» разделяет две могучие реки Печору и Мезень. А дальше в тундре пасутся олени. Давным-давно здесь жили мезенозавры, потом загадочные племена – чудь. Этот таинственный край с непривычными именами окутан древними легендами, в которых переплетаются вымысел и быль. Кстати, на финско-угорском не особо благозвучное название Мезень означает «удачливое место для рыбалки и охоты».

Рис. 5. Река Мезень. Фотография Верховцевой Ольги

Именно здесь в деревушке Палащелье, на высоком берегу реки Мезень, зародился знаменитый орнамент. Это река потрясающей красоты. Один берег пологий, другой высокий, обрывистый, красно-кирпичного цвета, местами до 30 м в высоту. Красная слоистая глина хорошо очищает воду. Местные кладут её прямо на дно сосудов, лучше любого фильтра работает.

Все, кто бывал на Мезени, восхищался её необычно красивыми видами. Крутые обрывы здесь называют щельем. Такие вот щельи дали название не одному селу – Ущелье, Белощелье, Тимощелье, Конещелье, Каращелье, Палащелье.

Мезенская роспись очень хорошо передаёт природные мотивы этого региона – и цветом, и стилем, и размахом. Тонконогие, гибкие кони, изящные гуси, лебеди и простые, но насыщенные узоры – словно сказка, которая увлекает в другой мир, полный гармонии, добра, тепла и любви. Мезенская роспись мне стала очень близка. Вот откуда такое чувство возникло? Ведь я не родом из этих мест, но, видно, есть какая-то память именно этой красоты и гармонии. Может быть, те, кто соприкасается с мезенской росписью, испытывают что-то подобное. Моя мама родом из вологодской деревни, что стоит в живописном месте на чистой, прозрачной реке Кубена. В детстве, помню, мы туда летом ездили. Красота там неописуемая, а воздух! Лесная местность болотистая, мягкие кочки, мхи, валуны, но вокруг много ягод, цветов на заливных лугах, в лесах почти сплошной ельник да можжевельник. Помню поля золотой ржи в ярких синих васильках, как на картинах Ван Гога, просторы полей цветущего голубого льна и такие нежные жёлтые «купавки» по всему берегу чистой реки. И вспомнилось это, потому что Мезенский край и север Вологодской области во многом для меня схожи.

Рис. 6. Мастер Иван Фатьянов с женой, с. Селище Архангельской области. Что за кони в Лешуконье

А фото это мою бабушку напомнило, она тоже часто так пряла. Они с мамой выбирали в выходной день на рынке стриженую овечью шерсть, приносили эти пушистые серые копны домой, чистили, теребили, чесали их, сворачивали невесомую кудель и привязывали к прялке. И вот также садилась бабушка за потертую от времени прялочку и тихонечко вытягивала из большого облака кудели небольшой кусочек шерсти, ловко скручивала его между пальцами, превращая словно по волшебству в длинную серебристую тоненькую нить, а потом ловко наматывала её на остроконечное веретено. А еще она при этом так красиво пела. Мы с братом потом носили согретые теплом и её любовью носочки и варежки. Изучаю Мезенский край, а все время с теплом вспоминаю маму и бабушку.

Кратко о мезенской росписи… не получится

Символы мезенской росписи – это морфология древних северных народов. Сам рисунок ее имеет много ярусов, что говорит о шаманизме. В мезенской росписи животные обычно нарисованы внизу и посредине орнамента, верх мезенской росписи – птицы. Кони черного и красного цвета могут означать мир живых и мир мертвых. Солярные знаки намекают на божественное присхождение.  Лошади в мезенской росписи могут являться и оберегами. Как голова коня на коньке крыши избы, которую и сейчас часто можно увидеть в деревнях и селах.

Каждый ряд друг от друга отделяют полосы, на которых рисунок повторяется. Прямая линия, возможно, обозначает Землю и Небо. Если она наверху – то значит твердь небесная, внизу – земная

Если вы хотите знать, как нарисовать мезенскую роспись, то на эти нюансы обязательно надо обращать внимание и знать, что значит тот или иной символ

Древние мифы, не все, но очень многие, гласят: первого человека боги сотворили праха, земли и глины. Потому земля для наших предков – это праматерь. Ее в мезенской росписи изображают в виде квадрата.

Важный символ мезенской росписи – вода.
Ее воспринимали не только как реки и озера, но и как дождь. Ведь не будет дождя – не будет и урожая. Косая полоса и орнамент на ней как раз и отвечают за ливни и грозы.

Волнистая линия характерна для любых рисунков мезенской росписи. Скорее всего она означает реки, озера, моря, так как постоянно сопровождает водоплавающих птиц.

Короткие штришки, разбросанные по всему рисунку мезенской росписи – это ветер или воздух. Он является важным, первоосновным элементом всей природы. Часто ветер представляли в виде духа, которого можно почувствовать, но не увидеть. У славян был для него даже отдельный бог – Похвист, который управлял ветрами и бурями.

В орнаменте мезенской росписи можно увидеть и обуздание стихий: штрихи как будто нанизаны на прямые линии, которые нарисованы крест-накрест. Больше всего этот знак будет похож на лопасти ветряной мельницы – ветер был пойман и поставлен в услужение человеку.

Огонь
Очень сильная часть всего орнамента. Огонь и страшная сила, неуправляемая стихия, и то, что не дает погибнуть человеку в холода, позволяет готовить пищу и так далее. К тому же огонь – это еще и божественная энергия.

Предки наши думали, что огонь живой. Он стареет, умирает, его надо раз в год приносить из святилища и зажигать заново, чтобы новорождённый огонь был сильный, яркий, горячий. Возможно он был воплощением солнца, как бы сейчас сказали – аватаром.

По мнению этнографов, знак огня – это круг или спираль. Так как это схематично изображает движение солнце по кругу. В мезенской росписи спирали есть везде, они раскиданы щедро, и как солнце согревают весь узор.

Спираль в принципе имеет довольно много самых разных значений. В славянской символике это может также означать коловорот – то есть годовой цикл. Если спираль рисуется как нисходящая, то это знак женского начала, а восходящая – мужского. Двойная спираль была оберегом и символизировала собой плодовитость и рождение здоровых детей, большую семью.

Мезенские рисунки несут в себе тему плодородия. На них можно найти поля, семена, растительные и цветочные узоры, плоды. Если узор располагается в два ряда, то символика изобилия будет нанесена в шахматном порядке.

В орнаментах мезенской росписи можно найти большое количество разных птиц. Обычно они значат добрую весть. Больше всего таких узоров можно найти на берестяных туесах.

Любили старые матера рисовать деревья – на прялках с мезенской росписью было обнаружено изображение ёлок. Любопытны композиции из трех деревьев: два стоят на одинаковом расстоянии от центрального, которое заметно больше их. Такие же рисунки были найдены и на мебели в старинных домах.

Есть оригинальный вариант рисования коней в мезенской росписи, украшенных перьями. У них очень длинные и тонкие ноги по отношению к телу, окраска таких лошадок ярко-красная. А вот туловище коня украшалось узором в виде решетки. Они были совсем непохожи на описанных выше животных. Есть рисунки где, на лошадях сидят всадники, вступившие в бой друг с другом. Часто у ног лошадей таких были изображены солярные знаки.

Олени в мезенский росписи изображаются точно так же, единственное отличие – на голове у них есть черные рога, закинутые на спину.

↑ Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода.

Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Символика узора: вспомним то, что знали наши предки

Символы земли, воды, огня и ветра в мезенской росписи.

Земля

Невелико количество художественных приемов, которые использует мезенская роспись, элементы росписи предельно просты. Это не ограниченность и тем более не убожество. Это принцип. Жить нужно просто, тогда ты будешь счастливым. Нужно уметь выделять в жизни главное, и не позволить никаким злым силам тебя от этого главного отвлечь.

Один из главных символов мезенского искусства – земля. Представления древних земледельцев из первобытных племен финно-угров состояли в том, что земля – это основа, мать и кормилица.

Символом земли в росписи изначально был квадрат. Внутри квадрата – разные благоприятные ситуации и пожелания: земля, в изобилии напитанная влагой, согретое солнцем весеннее поле, семена, прорастающие на распаханной пашне, здоровые и мощные растения.

От этих символов зависела жизнь, её продолжение. Они обладают взрывной мощью от той энергии, которой наполнили их многие поколения землепашцев. Они до сих пор читаются сознанием и подсознанием, вызывают в качестве отклика подъем здоровой созидательной энергии у каждого человека.

Отдельно следует обратить внимание на целые ряды полос на росписи – они показывают процесс обработки земли, появление на ней борозды, созданной плугом, а также знаки влажной земли, когда внутри квадрата появляются желанные символы капель, косого дождя, а также сильного ветра. Символом земли в мезенской росписи позже стала широкая прямая линия – средняя линия, находящаяся под линией неба

Символом земли в мезенской росписи позже стала широкая прямая линия – средняя линия, находящаяся под линией неба.

Вода

Вода в символике мезенских художников – не только посланные сверху капли, линии косого или прямого дождя. Волнистые линии часто окружали один из основных орнаментов, означавший союз стихий, рождение новой жизни. Счастье и благополучие – это соединение земли, воды, порождающее прекрасное дитя, новую жизнь, возникающую из зерна. Волнистые линии в рисунках росписи постоянно сопровождают прямые – это залог благополучия и продолжения жизни.

Огонь

В мезенской росписи всего два цвета. Один из них черный – символ земли, воды, тела живых существ, второй красный – символ огня, жизни, одухотворяющей энергии и отчасти самого духа. Если земля – квадрат, вода – линия, прямая или волнистая, то все элементы орнамента, стремящиеся к форме круга, — символ огня, солнца, энергии, созидания и разрушения.

Самые мощные символы огня – спирали, двойные спирали, а также канонические солярные знаки. Позднее символом солнца стал крест или крест в круге.

Ветер (воздух)

Мезенская роспись кажется очень мощной и динамичной. Она просто пронизана воздухом и движением. Воздух – самая древняя и самая непостижимая из стихий, символ духа.

Только ветер носился над бездной до сотворения мира. Ветер (наряду с водой), скорее всего, символизируют многочисленные короткие штрихи, обильно рассыпанные в композиции росписей.

Мелкие штрихи, символизирующие ветер и воздух.

Воздух непосредственно связан с огнем, именно он его раздувает и заставляет расти. Символику спиралей тоже можно считать относящейся к воздуху, символом его мощи, сгустком энергии.

Мезенская роспись – история возникновения

Мезенская народная роспись или как её ещё называют палащельская, начинается с конца XIX века.

В Архангельской области вблизи реки Мезень было расположено село Палащелье, окружённое живописными лесами. Мезенская роспись, взявшая истоки у прохладной речки, так тесно связана с природой.

Суровый климат в этих северных краях приспособил людей выживать в тяжелейших условиях. Мужчины занимались охотой, рыболовством, вырубкой леса и обработкой дерева.

Ремесло плотника особенно ценилось за умение построить дом, а также изготовление и роспись деревянных изделий. Мальчиков с самого детства обучали этому ремеслу.

В старину контуры рисунков наносили самодельной кистью (тиской), сделанной из пряди волос или палочкой из древесины, заострённой с одного конца и густо размочаленной. Роспись выполняли перьями птиц, водившихся в диких лесах, глухаря или перепелки.

Убранство и кухонная утварь скудных жилищ народов этого края постепенно приобретали чёрно-красные оттенки.

В основном расписывали прялки, хлебницы и коробейки для хлеба не только для личного домашнего быта, но и для продажи на ярмарках в деревнях, расположенных неподалеку.

Роспись фасадов и убранство изб привносило в жизнь деревенских поселений радость и красоту. А кажущийся, на первый взгляд, простой символичный орнамент, оберегал людей от злых духов. И они верили в это.

Мезенская роспись доски: мастер-класс от профессионалов

Попробуйте сделать такую доску, как предлагает этот мастер-класс, и ваш интерьер украсится настоящим шедевром, который не купишь в магазине. Удовольствие гарантировано, как и восхищенные оценки гостей и домочадцев. Если сомневаетесь, что сможете сами детально продумать рисунок — в интернете можно скачать картинки или раскраску и сделать из нее трафарет.

Попробуйте сделать такую доску, как предлагает этот мастер-класс

Для мезенской росписи по посуде потребуются следующие материалы:

  • обычная разделочная кухонная доска — болванка (некрашеное дерево);
  • гуашь;
  • кисточки 1, 3 и 5;
  • карандаш простой;
  • линейка;
  • ластик;
  • коей ПВА;
  • кисточки для клея и лака;
  • лак для дерева.

Процесс:

  1. По поверхности доски нужно нанести клей. Отложить в сторону, чтобы клей полностью высох. Ограничьте доступ к изделию домашних животных — их, как магнитом, тянет к таким вещам.
  2. После того, как доска просохла, на переднюю сторону необходимо нанести цвет фона (охру). Работу вести самой крупной кистью, не меньше пятерки.
  3. Простым карандашиком набросать базовые линии выбранного узора.
  4. Далее покрыть коричнево — красным цветом верхнюю часть рукоятки доски, основную ее часть и боковины.
  5. Далее обвести контуры основного узора коричнево — красным цветом. Эта работа выполняется кисть номер три. Верхнюю полоску поделить на треугольники. Низ разделить на автономные клетки.
  6. Сделать набросок базовых частей сюжетной линии в середине доски: прорисовываем контуры лошади, солнце, орнаментные дуги по верхнему краешку полосы клеток.
  7. Закрасить фигуру коня. Нарисовать птиц (одна птичка — на ручке, другая — в основной композиции).
  8. Добавить в клеточный узор диагональные линии.
  9. Теперь в действие входит черный цвет. Узор разбавляется деталями (треугольники, капельки, завитушки, кружки, волнистые линии). Работу необходимо выполнять тонкой кистью первого номера.
  10. Рисуется верхняя полоса орнамента деталями черного цвета.
  11. Затем прорисовывается грива, ноги. Хвост коня. Сделать набросок крыльев птички в полете. Нарисовать солнечные лучи.
  12. Довести до конца птицу вверху доски.
  13. Нарисовать елку и еще одну птичку в полете. Под конем нарисовать полоску завитушек.
  14. Композиция дополняется мелкими деталями (завитушки, ветер, мошки).
  15. Расписанную поверхность доски покрыть бесцветным лаком. Обратную сторону красить не надо — она может потребоваться для разделки продуктов.

Приглашаем приобрести изделия мастеров мезенской росписи в магазине «Русские ремёсла»!

Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Мезенская роспись — самобытный узнаваемый орнамент. Она украшает деревянные предметы крестьянского быта: прялку, санки, короба, ложки. Стиль завораживает красотой, изяществом несмотря на скупость форм, цветов. Мезенская роспись, элементы которой флора, фауна, геометрические фигуры, зародилась в начале XIX века, в Архангельской области, на берегу реки Мезень.

Штрихи, завитки, волны придают узорам динамичность, дикость, вдыхают жизнь. Роспись перекликается с наскальными рисунками, древнегреческими мотивами. Исследователям не известно происхождение мезенского почерка. Ремесло относится к графическим стилям письма, однако содержит и кистевые элементы, как городецкая роспись. Обводки, спирали создают движение: бег коней, полет птиц, дуновение ветра.

Знаете ли вы, что в старину промысел был мужским делом? Это объясняет распространенную тематику – охота, рыбалка. Она выполнялась охрой, сажей по дереву, с использованием пера глухаря.

Поэтапный процесс создания изображения включает нанесение красного цвета, затем черного. Сегодня рисовать мезенские мотивы – удел женщин. Это отражается на стиле: появились завитки, волны, мягкие формы. Мастера не пользуют трафарет, наносят линии без подготовки. Узнаем, какие послания зашифрованы в исунках.

Диковинка третья. Мезенские кресты

Церквей на мезенских землях немного, потому как сохранилась здесь старинная народная христианская традиция возводить деревянные кресты в знаковых местах. Никто их не считал, но поговаривают, что таких крестов многие десятки можно обнаружить.


А чтобы понимание было, рассказываем.

Те кресты, что по берегам стоят, то ещё поморские рыбаки возводить начали. Кто-то с моря живым вернулся, избегши большой опасности, кто-то не вернулся — так на память ставили. А вот ещё такие есть, что помогали не заблудиться у береговой линии, что-то типа маяков да указательных знаков.

Те кресты, что вдоль дорог стоят, у перекрёстков и переправ, так то — охранительные: для защиты путников от лиха всякого и нечисти. Где на поскотине найдёте, то есть на огороженных выгонах для домашних животных, те — спасение скотине от мора и хищного зверя. Говорят, что крестами даже землю делили, границы владений, так сказать, обозначали.


Поклонные кресты можно часто прямо посерёдке села встретить, они тут часовенки замещают. Стоят кресты даже в огородах, ведь раньше можно было хоронить усопших в пределах собственных земель. Считалось, что родственники будут собственность охранять прямо с того света.

И наконец, обетные кресты, особые, в которых переплелись христианство с язычеством. Ставились такие кресты с просьбами о помощи в тяжёлой жизненной ситуации, в случае болезни или, наоборот, в благодарность за чудесное избавление от напасти. А чтобы усилить прошение, обетные кресты оборачивали полотенцами или отрезами ткани. Чем важнее просьба, тем длиннее отрез. Да вот ещё, бывало, вырубали их прямо из дерева на корню, потому и найти их проще в лесу.


Все поморские кресты мезенского края статны и красивы. Перекрыты крышею от непогоды и покрыты рельефной резьбою. Намолены они тысячами голосов и шёпотов, тут главное знать точно, у какого креста о чём просить.

Где можно увидеть мезенские кресты: деревни Кимжа, Дорогорское

Больше всего мезенских крестов находится в деревне Кимжа. Особенно ценится Кимженский Обетный Крест около переправы через Мезень. Самый известный Поклонный Крест стоит в центре села Дорогорское.

Мезенская роспись – история

Первые найденные упоминания промысла в документах историки датируют XVII в. Хранящиеся в музеях, экспонаты были изготовлены несколько позже, а самая старинная прялка была расписана в 1815-1820 г. Техника зародилась в Архангельской области на побережье реки Мезень в селе Палащелье, поэтому второе название промысла – палащельская роспись. Расположение деревни в северном регионе между двумя крупными реками (Северной Двиной и Печорой) на границе тайги с тундрой наложило отпечаток на используемые образы и их символическое значение.

Изначально мезенская или палащельская роспись была уделом мужчин, передававших свои секреты по наследству только сыновьям. Точное происхождение росписи ученым до сих пор неизвестно. Есть предположения, что рисунки были заимствованы из древних языческих верований народов Севера, Средней Азии и территории Индокитая. Другие же отождествляют их с найденными карельскими петроглифами – одними из самых древних наскальных рисунков, найденных на планете Земля.

Между мирами

Композиции часто разделены узорчатыми полосами на три части. Верхняя олицетворяет небо, средняя — землю, а в самом низу — подземный либо подводный мир. Такое деление мироздания исследователи связывают с шаманскими традициями северных народов. Есть и другие, более таинственные поверья. Например, разные ярусы могут символизировать связь между мирами живых и мёртвых.

Конь — традиционный солнечный символ. Он олицетворяет утреннюю зарю. Очень часто на композициях мчатся целые вереницы коней. А рядом нередко можно увидеть утку. Это — не просто птица: она вечером уносит солнце под воду, откуда ему предстоит подняться на рассвете. Фото: Источник

Олень — также один из ключевых образов мезенской росписи. Как и конь, он связан с Солнцем. Рога оленя ассоциировались с Древом Жизни, а сам он был посредником между мирами. Олень — символ благородства, возрождения. В славянских поверьях он провожал души умерших в потусторонний мир. Это — приобщение к новой реальности, обретение мудрости и чистоты помыслов.

Лошади и олени

Какими представляет фигуры животных мезенская роспись? Элементы рисунка предельно просты: прямоугольники-торсы с мощными выпуклыми шеями и волнообразно изогнутыми ногами. В изображении коней щедрыми штрихами набросаны гривы и хвосты. Крупные ветви рогов отличают оленей. Вокруг разбросаны крошечные спиральки, черточки, кружочки, звездочки, благодаря которым создается ощущение стремительного движения: в вихре снега или пыли скачут животные.

Конь — главная фигура в творчестве мезенских авторов. Он имеет значение оберега, символизирует семейные ценности, благополучие и счастье. Условность изображения, а также подрисованные к ногам в нижней части перышки, намекали на неземное происхождение этих героев, которым отдавала особое предпочтение мезенская роспись. Лошадь раскрашивали в красный цвет или штриховали мелкой решеточкой, реже контуры заполняли черной краской.

Олени или лоси олицетворяли счастье и появление чего-то нового. Задевая рогами тучи и облака, они могут вызвать дождь или бурю. Обычно художник схематично рисовал один выразительный рог, касающийся спины животного.

Мезенская роспись картинки

Для нанесения рисунка на деревянной досочке художнику понадобятся кисти, краски чёрного и красного цветов, чертежная линейка, карандаш и ластик, лак для покрытия готовой работы.

Процесс росписи достаточно кропотлив из-за прорисовки мелких деталей:

  • толстой кистью на переднюю поверхность предмета мастер сначала наносит фон (охру);
  • деревянная заготовка разлиновывается карандашом на части, таким образом, чтобы в середине осталось достаточно места для нанесения центрального орнамента;
  • вверху и внизу по краям делаются эскизы многоуровневых рядов для будущих символов;
  • следующий этап – детальный набросок главных мотивов рисунка, а затем и второстепенных;
  • далее следует работа с красками. С помощью палитры и кисточки красным цветом закрашивают все элементы и символы, а также линии;
  • фигуры основной композиции заливают равномерно одним тоном;
  • после этого этапа изделию дают высохнуть в естественных условиях на воздухе;
  • затем художник начинает работать с гуашью чёрного цвета, прорисовывая уже детали основного орнамента, например, гриву или хвост коня, солнечные лучи или крылья птицы в полёте;
  • в верхней и нижней частях прорисовывается композиция, дополняясь символичными элементами;
  • после высыхания краски остатки карандаша удаляются ластиком;
  • в завершение расписанную поверхность покрывают лаком и отправляют сушиться в печь.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector