Роспись разделочной доски в технике традиционный «городец». мастер-класс с фото

Содержание:

Виды росписи по дереву

Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!

Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи — хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными

На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др

Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.

Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом — олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.

Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.

Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.

Основные цвета в хохломе:

Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы — сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.

2. Городецкая роспись.

Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.

Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.

Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.

Основной приём росписи — сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» — крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» — дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы — цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.

3. Мезенская роспись.

Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный.

Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.

Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!

Приемы рисования гуашью

Сочетание воды и красок, применение губки позволяют добиться плавного перехода оттенков и создать причудливые формы.

Влажное по влажному

Прием используют для изображения расплывчатых форм — облаков, тумана.

Как выполнять:

  • смочить лист чистой водой с помощью кисти;
  • нанести прозрачный слой краски одного цвета;
  • не дожидаясь высыхания сразу нанести сверху жидкий слой второго цвета.

Краски смешаются на холсте, и получится туманный, размытый фон. Последующие цвета нужно наносить быстро, и хорошо разбавлять краски водой, иначе они не смешаются.

Влажное по сухому

С помощью приема рисуют предметы с четкими очертаниями:

  • на сухую поверхность наносят мазки густой краски;
  • с темными цветами сочетают контрастные светлые.

Написание картин мазками — классический способ работы с гуашью.

Маскировка

Для работы потребуется маскирующая жидкость — специальное средство, защищающее бумагу от краски. Оно продается в магазинах художественных принадлежностей. Маскировку применяют, чтобы получить белые фигуры или надписи с четкими контурами.

Как выполнять прием:

  • бумагу покрывают маскировочной жидкостью;
  • когда поверхность высохнет, сверху наносят гуашь;
  • с высохшей картины снимают маскировку вместе со слоем краски.

Важно дождаться высыхания маскирующей жидкости, иначе она слипнется с краской и отдерется вместе с бумагой. Высохшая маскировка не липнет к рукам и похожа на клей

Ее поддевают иглой или пальцами, чтобы снять.

Мнение эксперта

Захарова Ирина Юрьевна

Профи по клинингу с 15-ти летним стажем. Наш лучший эксперт.

Задать вопрос

Перед тем, как окунать кисть в маскирующую жидкость, ее нужно смочить в средстве для мытья посуды. Иначе ворс слипнется, и кисточка испортится.

Осветление

Прием позволяет не смешивать краски, а делать их на несколько тонов светлее с помощью влажной тряпочки:

  • нарисовать объект обычным слоем гуаши;
  • смочить тряпочку в воде, отжать;
  • промокнуть рисунок.

Осветлением также удаляют полностью цвет, но, в отличие от маскировки, края осветленного объекта будут неровные. С помощью тряпочки и шаблона рисуют листья и цветы поверх фона. В листе бумаги прорезают отверстие по форме объекта и накладывают поверх холста. Ткань окунают в краску и промокают ею холст поверх шаблона.

Губка

Пористый материал оставляет объемные отпечатки. Губку окунают в краску и промокают рисунок. Таким способом изображают грубую или плотную фактуру — землю, густую крону деревьев, траву.

Сграффито

Как выполнить:

  • нанести фоновый тон;
  • покрыть сверху более темными или светлыми мазками;
  • процарапать верхний слой, чтобы проявился нижний.

Краску счищают иглой, заостренной палочкой, ножом. Прием выполняют быстро, пока верхний слой не высох. Картины гуашью, написанные приемом сграффито, напоминают гравюры. Таким способом обычно изображают фактуру на переднем плане, придают эффект потертости.

Выделение

Прием используют для прорисовывания ряби на воде, прожилок на листьях, веток в кроне деревьев. На холст накладывают слой гуаши, проделывают углубления острыми инструментами в нужных местах и заполняют их другим цветом.

Разбрызгивание

С помощью необычного приема изображают мелкие объемные объекты — камешки, листья, капли.

Как выполнить:

  • окунуть кисть в краску;
  • поднять ворсом вверх;
  • оттянуть волоски к себе, направить на холст и резко отпустить.

Краска обрызгает бумагу мелкими капельками, и получится необычная фактура.

Для разбрызгивания используют малярную кисть с жесткой щетиной. Чтобы брызги легли в определенное место, остальную часть картины закрывают листом бумаги.

Жостовская роспись на подносах

Не все виды росписи на Руси дошли до наших времен. Например, традиция расписывать подносы появилась на Урале, на заводах Демидовых, еще в XVIII в., но сама жостовская роспись возникла лишь спустя сто лет. Основоположниками этого вида принято считать бывших крепостных, братьев Вишняковых, которые открыли художественную мастерскую в деревне Жостово.

Свой товар они продавали в Москве. Братья занимались росписью шкатулок, портсигаров, альбомов, чайников, но именно расписные подносы стали визитной карточкой Жостова. Изготавливаются они следующим образом:

  1. Из стали делается заготовка.
  2. Все неровности шлифуются и поверхность грунтуется.
  3. Далее ее покрывают масляным лаком. Кстати, оригинальный рецепт всегда хранился в секрете, сегодня известно только, что делали его на основе африканской пальмовой смолы.
  4. Следующий этап – создание широкой кистью замалевка, общего фона будущей картины. Его наносят краской, разбавленной льняным маслом.
  5. В течение нескольких часов изделие обжигают в печи.
  6. Далее следует нанесение первичного объема. На профессиональном жаргоне – тенежка.
  7. На этапе прокладки орнаменту придают объем, прорисовываются детали.
  8. Следующий шаг называется бликовка, при помощи которого создается иллюзия освещенности.
  9. На этапе чертежки и привязки художник добавляет мелочи, чтобы объединить отдельные детали рисунка в одно целое.
  10. В самом конце художник оформляет бортики подноса и покрывает изделие бесцветным лаком.

Декоративная роспись мебели в разных помещениях

Детская комната.

Декоративная роспись своими руками часто используется для оформления детской мебели. Роспись детской мебели яркими картинками поможет родителям создать неповторимый интерьер комнаты ребёнка. Расписывать стульчики, шкафчики и столики можно по сюжету детских сказок. Комнату девочки легко превратить в комнатку принцессы из средневекового замка, нужно лишь изучить несколько мастер-классов по декоративной росписи мебели. А для мальчиков можно сделать каюту мореплавателя или комнату автолюбителя.

Гостиная и спальня.

Для мебели в этих помещениях подходит декоративная роспись в стиле Прованс. Расписывают обычно шкафы, комоды, тумбы, столы, стулья, маленькие столики, лавки и скамьи, буфеты.

В спальнях и гостиных гармонично смотрится расписная мебель с изображением растений, пейзажей, натюрмортом и даже животных. Сделанные шкафы в стиле Прованс своими руками предают комнате романтичный вид.

Рисуем сосны

Так как сосна относится к хвойным, у нее есть иглы – но прорисовать их сложно, это требует времени и тонкого инструмента.

  1. Намечаем нижнюю часть сосны – внизу ствол шире, вверху очень узкий. Набрасываем зоны скопления игл и округлые соцветия веток.
  2. Прорисуйте «листву». Зелень кроны напоминает тучки, иголок не обозначаем, только общий силуэт ветки.
  3. Доводим ветки к основному стволу, в конце они тонкие.
  4. Придаем пушистость игольчатым участкам, добавляем тени.
  5. Прокрашиваем карандашами — зеленым и желтым, коричневым.

Сосна акварелью

Как и для дуба, рисунок сосны акварелью потребует аналогичного набора материалов, только к нему нужно добавить несколько разных кистей. Все этапы просты, можно быстро справиться с задачей:

  1. Рисунок сразу можно начать красками, без эскиза, особенно если есть опыт. Можно сделать всего несколько линий.
  2. Смешайте зеленый и желтый цвета. Прорисуйте зелень кроны мелкими мазками. Обозначьте несколько соцветий иголок с просветами между ними.
  3. По центру оставьте место для толстого ствола. Разведите коричневый тон, нарисуйте ствол – снизу он расширен, вверху узкий.
  4. Добавьте темные корневища, травяной слой вокруг окрасьте салатовыми тонами.
  5. Нужно добавить объем, в этом поможет смешивание желтого и зеленого тонов. Прорисуйте мелкие тени на ветвях.
  6. Пока слой краски не высох окончательно, можно добавить третий слой зелени, окончательный и чисто зеленый.
  7. Тонкой кисточкой в зеленой кроне обозначьте коричневым тонкие ветки, добавьте тени.

Акварельный пейзаж готов, осталось добавить интересные детали – травы, тонкие иглы местами (наметить ручкой), белку на ветках.

Роспись по дереву: основные виды прикладного искусства

Существует огромное множество видов, подвидов и техник художественной росписи по дереву. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные.

Мезенская и петриковская роспись по дереву

Основные сюжеты мезенской росписи – орнаментальный декор и изображение лесных обитателей и лошадей. Второе название направления – палащельская роспись. Можно выделить характерные особенности техники:

  • орнаменты красно-чёрного цвета;
  • дополняют картину дробные узоры: звёзды, ромбы, диски, чёрточки и крестики;
  • многократный повтор узоров создаёт ощущение движения.

Мезенская роспись наносится по негрунтованному дереву. Сначала используют охру красного цвета, затем узоры обводят чёрной краской.

Дощечка, украшенная мезенской росписью

В мезенской технике раскрашивают предметы домашнего обихода

Петриковская роспись характеризуется, как растительная, в большинстве случаев это цветочные узоры, а также изображение некоторых ягод. На их базе создаются фантастические рисунки.

Роспись наносится без предварительного контура, поэтому для мастеров важен хороший глазомер и ловкость рук. В качестве инструмента используют тоненькую кисточку, а также стебли растений. Ягоды могут быть нарисованы пальцем.

Сюжет с центральным элементом — главная особенность петриковской росписи

В росписи преобладают красные и зелёные оттенки

Гжель и городецкая роспись

Гжель невозможно перепутать ни с одним видом художественной росписи, характерная особенность народной техники – пышные композиции синего цвета на белом фоне. Несмотря на сложные сюжеты, работа выполняется без предварительного эскиза. Изначально росписью украшали только детские игрушки и аптекарские сосуды. Только в начале девятнадцатого века были построены заводы по выпуску фарфора, который впоследствии украшали гжельской росписью.

Характерные особенности гжели – это объёмные розы-агашки, пейзажи с зимними сюжетами, сказочные сценки, например, детки на санках или жители деревни провожают зиму. После нанесения рисунка изделия покрывают глазурью и ставят на обжиг.

Техника нанесения состоит из нескольких этапов:

  • нанесение фона;
  • рисование крупных цветных элементов;
  • прорабатывание мелких деталей тонкой кисточкой;
  • нанесение дополнительных штрихов белой краской для придания контраста.

Основа прикладной городецкой росписи – оживление яркого рисунка белыми штрихами. Ремесленники на дереве изображали статных вороных коней с тонкими ногами, гордых петухов с пышными хвостами, а также различные сценки из жизни купцов. Каждая картина должна была быть украшена букетами и цветочными венками.

Красивыми узорами в былые времена украшали шкатулки и хлебницы, ложки и ларцы, детские игрушки, а также ставни, мебель и прочие предметы домашнего обихода. Особой популярностью пользовался конь-каталка.

Хохлома и жостовкая роспись

Основная черта хохломы – фон чёрного или жёлтого цвета, на котором изображены причудливые цветочные композиции. Идея рисунка золочения, без использования золота, взята из древних иконописных техник, которые основываются на нанесении серебра, масла и последующего запечатывания рисунка высокой температурой. От этого олифа начинала отдавать золотым оттенком.

Основная гамма цветов:

  • золотой;
  • красный;
  • чёрный.

В качестве дополнения используют жёлтый и зелёный оттенки. Рисунок наносится без предварительного эскиза. Традиционные элементы – рябина, земляника, веточки и цветы. Также встречаются изображения представителей фауны.

Изначально жостовская роспись использовалась только для украшения металлических подносов, но, спустя несколько лет, ей стали украшать и дерево. Главная идея техники – изображение цветочных композиций на чёрном фоне. По центру располагались крупные растения, по краям – более мелкие. Также прорисовывали тени, это создавало ощущение объёма. Добавки в краситель в виде сусального золота, металлического порошка и перламутра придавали рисунку особое свечение изнутри.

Прочие виды росписи по дереву

Следует отметить ещё несколько видов росписи по дереву, которые остаются популярными и в наше время.

Вид росписи Описание

Палех

Изображение сцен из русских сказок на тёмном фоне.

Федоскинская

На чёрном фоне рисовали портреты людей. Для создания иллюзии свечения в краску, для основы, добавляли сусальное золото, металлический порошок и перламутр.

Северной Двины

Растения и персонажи из любимых сказок рисуют в красном или оранжевом тонах на жёлтом основании.

Прикамская

На оранжевом фоне нанесены рисунки зверей и растений, выполненных красным цветом.

Владимирская

«Владимирские узоры» — фабрика, образованная в 1971 году. Это самая интересная роспись с той точки зрения, что отдельным направлением она стала полвека назад. Это бренд сувенирной продукции Владимирской области. Очень много здесь работ на светлом, неокрашенном фоне, что прекрасно передает натуральную красоту структуры дерева. И в современном интерьере такие работы «уживутся» проще.

Владимирская роспись

Отличает владимирский промысел уникальная техника тампонирования, которая дает возможность на уже имеющемся рисунке сделать объем, передать полноцветие и глубину использованных красок. Вдохновлялись первые мастера яркими работами Мстерской вышивки. Предпочитаемые цвета – бежевый, зеленый, черный, красный. Богат во владимирском промысле ягодный орнамент, там и рябина, и малинка, и барбарис, и крыжовник.

Какие краски подходят для художественной росписи по дереву

К выбору краски следует подходить осторожно, поскольку от этого зависит окончательный результат работы. Начинающим мастерам необходимо поработать с традиционными материалами, отточить базовые элементы и только после этого приступать к дорогостоящим

Гуашь

В советские времена гуашевые краски использовались для создания плакатов, многие их так и называли – плакатные. Работать с ними довольно просто, однако более сложные орнаменты сделать не получится. Гуашь должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть лёгкой в нанесении;
  • после высыхания узор не должен растрескиваться и пачкаться.

После полного высыхания гуаши, поверхность покрывают несколькими слоями лака.

Гуашью можно выполнить петриковскую роспись по дереву

Акварель

Многие профессиональные мастера считают, что акварельные краски совершенно не подходят для росписи дерева, поскольку обилие воды приводит к набуханию поверхности. Но если выполнять всё правильно, вреда основе влага не принесет.

Порядок работы следующий:

  1. Перенести рисунок на заготовку.
  2. Мокрой кисточкой провести один раз по закрашиваемому участку. Это необходимо для лучшего сцепления краски с основой.
  3. Разрисовать большие участки, затем перейти к прорисовке деталей.

Использование акварели для росписи по дереву имеет несколько особенностей:

  • мазки получаются лёгким и воздушными;
  • можно создавать плавные переходы и тени, однако рельефный рисунок не получится.

Готовую работу желательно покрыть лаком.

Роспись матрёшки акварелью

Акриловые краски

Акрил – это один из наиболее удобных вариантов для новичков. Эти краски легко наносить на поверхность. Структура их достаточно густая, они не растекаются. Кроме того, для достижения требуемого оттенка, можно смешивать палитру между собой.

Роспись подноса акрилом

Масляные краски

Использовать масляные краски рекомендуется тем, кто уже имел навыки росписи по дереву. Предварительно их нужно развести до определённой консистенции олифой или льняным маслом. После этого можно приступать к работе.

Отметим некоторые особенности работы с масляными красками:

  • можно получить только яркую гамму оттенков, они прекрасно подходят для хохломы или золотого орнамента на чёрном фоне;
  • медленно сохнут, особенно те, которые разведены маслом;
  • после высыхания состав практически невозможно удалить.

В магазинах для художников можно купить специальные масляные краски для росписи по дереву

Анилиновые краски

Анилиновые краски для дерева признаны одним из бюджетных вариантов. Их используют для украшения шкатулок, браслетов, кухонной утвари и сувенирной продукции, которую затем продают туристам.

Из основных достоинств выделим следующие:

  • яркая палитра оттенков;
  • работа с ними сложностей не вызовет;
  • их легко смешивать между собой.

Единственное, о чём нужно помнить, анилин выгорает. Поэтому поделки следует оберегать от прямых солнечных лучей, используя для этого лак, устойчивый к ультрафиолету. Кроме того, основа, во избежание растекания красок, требует двойной предварительной грунтовки.

Техника росписи имеет свои особенности:

  • нельзя наносить краску два раза на одно и то же место, придётся научиться делать правильные мазки с первого раза;
  • добиться чистого тона удастся только при нанесении его на тщательно прогрунтованную основу;
  • при сочетании двух оттенков, наложенных друг на друга, получится третий тон.

Темперные краски

Роспись по дереву темперными красками относится к категории «люкс» и считается настоящим искусством. Её используют для украшения предметов, которые затем будут переходить по наследству, а также в качестве подарков на особо памятные даты. Их изготавливают на яичном желтке либо на клеевом растворе. Основные требования, предъявляемые к темпре:

  • она должна легко разводиться водой, но после высыхания узор не должен ею смываться;
  • узор не должен растрескиваться.

В составе темпры всего 2 компонента: эмульсия и красящий пигмент. Они соединяются между собой на поверхности из натурального камня, затем растираются до однородного состояния при помощи куранта.

Фотопримеры художественной росписи по дереву

Роспись по дереву сложна только на первый взгляд. Предлагаем посмотреть фотоподборку готовых изделий. Сделать нечто подобное смогут люди, даже не имеющие навыков. Работа принесёт настоящее удовлетворение, а результат приведёт в восторг близких.

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Подготовка

Прежде чем красить фанеру, следует просушить полотно в теплом помещении

Это особенно важно, если материал хранился на закрытом, непроветриваемом складе. Затем полотно отшлифовывается сначала крупнозернистой наждачкой перпендикулярно текстуре

Операция проводится вручную или специальной машинкой. Далее следует обработка поверхности более мелкой наждачкой вдоль рисунка. Края полотна также шлифуются.

После шлифовки следует грунтовка поверхности. На этом этапе работы заполняются мелкие трещины, обеспечивается качественное сцепление между слоями отделки. Далее идут несколько слоев шпатлевки и повторная грунтовка. Такая обработка выравнивает поверхность полотна, создает защиту от трещин. После высыхания грунтовки следует обработка антисептиками, которые повышают устойчивость материала перед огнем, предупреждают появление грибка, плесени.

Всем знакомая акварель

Акварельная краска представляет собой тонко растертый пигмент, смешанный со связующими веществами, основанными на растительном клее. Также в ее состав входит глицерин и фенол. Акварель характеризуется прозрачностью. В продаже можно встретить три вида этой краски:

  1. Жидкое средство в тюбиках.
  2. Мягкая краска в кюветах.
  3. Твердое вещество в плитках.

Начинающие художники используют именно акварель для разрисовки матрешек. Она отлично подойдет для фона на больших участках, потому что разбавляется водой. Вот преимущества этой краски:

  • создает легкие и воздушные рисунки;
  • оснащает изображения тенью и переходом оттенка;
  • делает мазки незаметными;
  • правдиво передает естественные оттенки;
  • отлично смешивается с другими средствами для окрашивания дерева.

Изделия, разукрашенные акварелью, лучше покрывать прозрачным лаком.

Правила обращения с деревянными заготовками

Работая с материалом, не забывайте, что он — живой. Он дышит, его может от чего-то коробить. Поэтому обращайтесь с заготовками любя, и тогда получится, что предмет сам подскажет вам наилучший вариант его декорирования.

  1. Принесенное с улицы «белье» надо выдержать пару дней при комнатной температуре, чтоб оно естественно просохло (не у батареи). И касается это не только заготовок, приобретенных на вернисажах, но и купленных в магазине.
  2. Если на поверхности есть изъяны в виде сучков и щербинок — их нужно зашпатлевать шпатлевкой по дереву для внутренних работ. Желательно выбрать тонированную под цвет древесины, но можно и белую.
  3. После окончательной просушки изделие надо обработать наждачной бумагой по направлению вдоль волокон.
  4. Поверхность древесины можно подгрунтовать, окрасить или затонировать. И после любой из этих операций опять обработать мягкой наждачной бумагой.

Это интересно: Выбор и особенности работы со смывкой для краски с дерева — разбираемся по пунктам

Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи

Чтобы научиться правильно расписывать заготовку из дерева, необходимо предварительно её подготовить. Весь процесс состоит из нескольких этапов:

В первую очередь, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков, которые после высыхания могут просто вывалиться из поделки.
Если сучки всё же присутствуют, их следует удалить, а отверстия зашпатлевать. Использовать можно только шпатлёвку по дереву.
Несколько дней заготовка должна просто полежать в помещении и подсохнуть. Не стоит размещать её для просушки около обогревательных приборов, от повышенных температур она может деформироваться.
Обработать поверхность сначала среднезернистой наждачкой, затем мелкозернистой.
Прогрунтовать заготовку, для чего развести в равных пропорциях клей ПВА с водой и покрыть поверхность широкой кистью

Важно не допускать подтёков и необработанных мест.
Высушить заготовку в течение нескольких часов.
Отполировать мелкой наждачкой. При необходимости, ещё раз прогрунтовать и отшлифовать.

Совет! Можно собрать мастихином пыль, которая осталась после шлифовки, добавить её в ПВА и вязкой смесью зашпатлевать небольшие изъяны дерева. После полного высыхания отполировать мелкой наждачкой.

Инструменты и материалы для подготовки заготовки под роспись

Состав ПВА с пылью после шлифовки должен иметь вязкую консистенцию

Обработанное место будет просматриваться через прозрачный фон. Лучше всего сделать цветную основу

Подготовка дерева

Покраска дерева предполагает выполнение комплекса работ.

Перед нанесением изображения основания предметов тщательно обрабатываются: выравниваются, шлифуются и зачищаются, покрываются грунтовкой для повышения адгезии. А чтобы продлить срок службы, изделия после покраски дополнительно покрывают лаком.

Пошаговая инструкция подготовки деревянного предмета к покраске:

  1. Поверхность изделия обрабатывается наждачной бумагой (зернистость 140-180). Для обработки изогнутых частей предмета можно использовать шлифовальную абразивную губку. Шлифование нужно выполнять только вдоль расположения древесных волокон.
  2. После проведения шлифовки с поверхности необходимо полностью убрать пыль специальной обтирочной тканью. Приобрести такую ткань вместе с наждачной бумагой можно в любом хозяйственном магазине или в торговых точках по рукоделию. При отсутствии обтирочной ткани можно воспользоваться тканевой тряпкой, смоченной водой и хорошо отжатой. Протирать поверхность изделия рекомендуется даже в том случае, если шлифовальные работы не проводились, т. к. имеющаяся на нем пыль будет мешать закреплению грунтовочного материала и краски.
  3. На подготовленную поверхность деревянной заготовки наносится грунтовочный слой под покраску, который улучшает сцепление раствора с древесиной. Грунтовку можно распылять по поверхности с помощью специального баллончика или наносить кистью. Сначала рекомендуется обрабатывать переднюю часть изделия, затем боковые и в конце – заднюю.
  4. Прежде чем приступать к покраске предмета, грунтовке необходимо дать полностью высохнуть. А чтобы поверхность получилась максимально гладкой, рекомендуется первый грунтовочный слой после высыхания зачистить наждачной бумагой и покрыть следующим. Такую процедуру рекомендуется выполнять до полного исчезновения неровностей на изделии.

Как делают картины на досках?

Изготовление такого деревянного панно – это процесс, состоящий из нескольких стадий:

  1. Подготовка дерева – очень важный этап создания картины. Доска для такого панно проходит ручную обработку брашированием, во время которой из древесины удаляются мягкие слои. После нее на материале появляется рельеф, характерный для древесины, который и придает изделиям уникальность и изысканность.
  2. Печать изображения производится с помощью специальных широкоформатных плоттеров. На них можно печатать полотна длиной в несколько метров, при этом качество изделия будет отличным. Для печати картины на старых досках используются безопасные краски, не имеющие никакого запаха, поэтому их можно повесить и в спальне, и в детской.
  3. Послепечатная обработка – заключается в нанесении слоя лака, который будет служить дополнительной защитой картины на досках от внешних воздействий. Такие изделия не боятся солнечных лучей, а при уходе их можно протирать влажной тряпкой или даже смачивать водой, и изображение ничуть не пострадает.

Заливные картины акрилом на доске

Техника росписи по дереву была известна людям издавна. С помощью такого способа декорирования оформляли панно, расписывали шкатулки, подносы, создавали рисунки на досках. Акриловые краски, обладающие необходимой густотой, могут использоваться как самостоятельно, так и смешиваться друг с другом для достижения более яркого и насыщенного изображения. Сначала подготовленные доски покрывают белой краской для того, чтобы последующие слои ложились ровнее. Перенеся рисунок на дерево при помощи кальки или копирки, его заливают красками и дают хорошо просохнуть.

Картины мелом на доске

Одним из направлений в дизайне интерьера стало рисование картины мелом на доске. Такие атрибуты декора можно разместить на кухне и нарисовать, например, любимые блюда или расписать меню на ужин. Можно повесить картину на доске с нарисованным на ней изображением на стене гостиной или спальни. Установив ее в детской, можно приучать ребенка к творчеству с самого раннего детства. Ведь неудачный опыт по рисованию можно просто стереть влажной тряпкой, и начинать все снова. Креативной идеей будет картина в прихожей с нарисованным меловым изображением.

Картины гвоздями и нитками на доске

Из самых обыкновенных, казалось бы, материалов, например, гвоздей и ниток, можно создавать оригинальные изделия. Подобные картины из дерева становятся украшением любого интерьера. Чтобы создать такое панно, надо иметь примерно 20 шт. маленьких столярных или декоративных гвоздиков. Они вбиваются в деревянную основу, а на них натягивается нитка. Для создания картины лучше всего подойдут нитки для вязания, хотя можно воспользоваться и мулине или же крученой нитью, но только не шелковой. В такой технике можно создавать панно, силуэтные картины и даже писать слова.

Картины выжиганием на деревянной доске

Процесс нанесения изображения на деревянную поверхность с помощью паяльника называют пирографией. Для выжигания лучше использовать мягкую древесину клена, березы, липы или сосны. На дереве светлых оттенков будет лучше виден узор. На приготовленную доску следует перенести нужный рисунок или же использовать трафарет. Для прорисовки контуров используют одну насадку на паяльник, для затенения изображения – другие. Оригинально будут выглядеть цветные картины на состаренных досках.

Картина маслом на деревянных досках

Живопись маслом – это одна из самых долговечных и многогранных техник. Такие краски производят, смешивая растительное (маковое или льняное) масло с различными пигментами. Подготовка деревянной основы для рисования в такой технике очень длительна.

Сначала доски в течение 4-8 ч. вывариваются в воде

После этого оставшуюся влагу выпаривают, осторожно нагревая доски над огнем.
Заготовки должны быть хорошо высушены, причем не в паровых сушилках, а в естественных условиях. В течение 6-12 мес

материал высушивают, поместив его в закрытое помещение.
После полного высыхания доски покрывают 2-3 слоями грунтовки, хорошо просушивая и шлифуя каждый из них.
Можно приступать к рисованию выбранного изображения. Сохнут масляные краски очень долго, в зависимости от толщины их слоя, до 2-3 мес.
Затем рисунки на дереве покрывают специальным лаком, который закрепит краски и защитит их от внешнего воздействия.

Орнамент

Маленькие ракульские птички с крохотной головкой, грузным тельцем, легким хвостиком стали лицом промысла. Над спинкой у этих пташек поднято одно крылышко, изображенное легкой изогнутой линией с небольшими штришками перьев. Но у этой традиционной пташки есть и «родственники», чуть реже встречающиеся на ракульских расписных изделиях.

Другие варианты птичек:

  • Легкий черный контур, изображение без мелкой штриховки по бокам. В рисунке прослеживается графичность. Это сороки, особые птицы в народном искусстве. Впрочем, как хорошее, так и негативное значение закрепилось за этой птицей. Из-за возможности двойственной трактовки, может быть, и использовалась сорока в ракульских узорах не очень часто.
  • Курицы. Они похожи на основную птицу, но все же выделяются более крупным силуэтом. Выполняются в цвете, яркие и выразительные.

Ракульская птичка рисуется в определенной последовательности. Грудка и клюв у нее прорисованы на одной линии. Голова маленькая, плавно переходит в грузное тело. Художник деликатно намечает крылышко, прорисовывает птичью головку. Только после этого туловище заливается цветом. Выполняется хохолок птички, лапки – в виде трех лучиков из одной точки, прорисовывается хвостик.

Ракульская роспись – элементы кустик и растительный:

  1. Форма листьев кустика имеет фантастичную природу, некоторые напоминают крупную каплю или даже цветки тюльпана. Из цветов в основном используется охра, коричневый, оранжевый, красный, синий, изумрудная зелень, синий. Выполняет мастер роспись на золотистом фоне, потому цвета могут быть приглушенными.
  2. Растительный. Часто в ракульской росписи встречается S-образная ветка. На этой ветке сначала прорисовываются листья, они должны быть разведены в разные стороны. Далее следует наращивание капелек и листочков. Так как ракульский промысел относится к графическим разновидностям, листочки и капельки по контуру обводят тонкой черной линией. Сами же листочки окрашиваются в 2-3 цвета. Оживляют картинку белые полукружки, распределенные по листве.

Растительная тема преобладает в ракульских работах. Даже там, где в «центре внимания» птицы, декоративные листочки оформляют главного героя. Фантастичность изображения растений – не эксклюзивна в ракульской росписи. И это относится к символике промыслов русского Севера. Такие растения ассоциировались с радостью в доме, неиссякаемым богатством, хорошим урожаем. Все рисунки – дань уважения к природе-кормилице, у которой народ в лице художника просит плодовитости, милости, щедрости.

Возникновение ракульского промысла до сих пор досконально неизвестно, в справочниках и художественных пособиях информация о росписи дается кратко, сдержанно. Но ничто не мешает любителям народных промыслов почувствовать себя этнографами, попытаться узнать о самобытном и немного загадочном направлении больше. В век интернета это сделать легче.

Рекомендуем также познакомиться с еще одной росписью Севера, которая не относится к известным, но обладает своей харизмой: «Кто «придумал» пижемскую роспись и какие послания оставляли художники на деревянных изделиях».

Ученые мира давно пытаются максимально точно ответить на вопрос – зачем человеку искусство. И пока они сошлись в наиболее убедительной версии: человек рисует, лепит, красит, вырезает и вышивает не только для души, для удовольствия и желания сделать мир красивым. Оказывается, это способствует эволюции человека.

Занимайтесь творчеством, даже ученые уверяют – это очень полезно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector