Токены, мордовки, водка и другие заменители денег

Примечания

  1. Всероссийская перепись населения 2010 года

  2. По переписи 1989 г. в РСФСР было 1 072 939 мордвы()

  3. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.

  4. По переписи 1989 г. на Украине было 19 332 мордвы ()

  5. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения .rar)

  6. По переписи 1989 г. в Казахстане было 30 036 мордвы (), по переписи 1999 г. — 16 147 чел. (Агентство Республики Казахстан по статистике)

  7. По переписи 1989 г. в Узбекистане было 11 914 мордвы ()

  8. Демографические тенденции, формирование наций и межэтнические отношения в Киргизии

  9. Перепись населения

  10. Статкомитет Эстонии Национальный состав населения Перепись 2000 г. ()

  11. Tabula: TSK11-03. IEDZĪVOTĀJU NACIONĀLAIS SASTĀVS (латыш.)

  12. Толковый словарь . Сайт Российского этнографического музея. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.

  13. Народы и религии мира. — М
    .: «Большая Российская Эниклопедия», 1998. — С. 353. — 928 с. — ISBN 5-85270-155-6

  14. Народы России. — М
    .: «Большая Российская Эниклопедия», 1994. — С. 232. — 480 с. — ISBN 5-85270-082-7

  15. mordovia.info

  16. Большая советская энциклопедия .

  17. Эрзянские моляны

  18. Уральское пробство Церкви Ингрии

  19. Белых С. К.
    История народов Волго-Уральского региона: учебное пособие. Ижевск, 2006. С. 23.

  20. НДО «Учреждение Фенно-Угриа»

  21. Документы и материалы по истории Мордовской АССР, Саранск, 1939.

  22. Декларация о государственном суверенитете Мокшанской и Эрзянской Советской Республики. Проект // Общественные движения в Мордовии, 1990.

  23. Напольских В. В.
    Булгарская эпоха в истории финно-угорских народов Поволжья и Предуралья // История татар с древнейших времен: в 7 т. Т. 2: Волжская Булгария и Великая Степь. Казань, 2006. С. 100-115.

  24. Фасмер М.

Откуда произошла мордва?

Кроманьонцы Русской равнины эпохи отступления ледника

Мордва, по крайней мере мокшане — коренные аборигены Восточной Европы.
Они прямые потомки кроманьонского населения, сохранившие его тип подвергшийся процессам бореализации.
Изначально это был очень крупный и рослый, светолопигментированный тип, который в условиях холодного климата Восточной Европы изменился в сторону укорачивания конечностей, расширения лица, склонности к быстрому накоплению жира в организме.
Из-за чего мордва имеет более низкий рост, чем русские или украинцы, при этом сложение массивное и крупное у обоих полов.
Ширококостность сочетается со склонностью к набору массы, жир откладывается в верхней части туловища и на лице у обоих полов, что определяет специфику их внешнего облика: круглое и широкое лицо, относительно короткие ноги и длинное туловище, широкие плечи.
Также на облик мокши повлияли контакты с тюркскими народами и даже сибирскими аборигенами, что придает им легкую монголоидность.

Эрзя напротив преимущественно сохранили типы характерные скорее для Польши или Германии: западно-балтийский, атланто-балтийский.
Удлиненные пропорции тела, длинные конечности, легкий скелет, долихоцефалия.
Они выходцы из другого региона, скорее всего это потомки групп населения из германо-славянской общности, которые приняли финно-угорский язык и верования или же изолянты, которые сохранили исходный индоевропейский тип, проживая в труднодоступных районах.

Мордва тесно контактировала с иранским миром, о чем свидетельствуют многочисленные параллели в языке и языческой религии, по всей видимости, скифо-сарматский мир теснейшим образом соприкасался с мордвой, а затем им на смену пришли славяне и балты, которые также очень много «наследили» в культуре эрзя.

В домонгольской Руси записаны случаи военных конфликтов и не всегда успех был на стороне русичей, а уже войско Батыя пополнил вождь эрзя Пуреш, который прошел с ним до Германии, о чем остались многочисленные свидетельства, однако там Пуреш взбунтовался и решил покинуть войско монгол.
Те сделали вид, что отпускают его, как выполнявшего достойно свой долг, но затем они догнали эрзян и истребили их всех.

Обувь

Обувь делилась на повседневную и праздничную. Летом и зимой носились лапти. При изготовлении лаптей использовалось косое плетение. Они выполнялись с низкими бортами, спереди были в форме трапеции

Для тёплого периода в лаптях использовались подкладки, для холодного — онучи. По праздникам эрзяне надевали кемть, мокшаны – кемот. Самыми нарядными были сапоги, украшенные складками на голени и каблуком. Сапоги были с острыми носами. На них шла коровья и телячья кожа.

Женская обувь мало чем отличалась от мужской. Разница заключалась лишь в цвете портянок. Богатые жительницы мордовского народа по праздникам надевали сапоги.

Языки

В Мордовские языки , подгруппа семейства уральской , являются эрзя и мокша , около 500000 носителей каждый. Оба являются официальными языками Мордовии наряду с русским . Средневековый мещерский язык мог быть мордовским или близким к мордовскому.

На эрзянском говорят в северной, восточной и северо-западной частях Мордовии, а также в прилегающих областях: Нижегородской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Оренбургской и Ульяновской, а также в республиках Чувашия, Татарстан и Башкортостан. Мокша — основной язык в западной части Мордовии.

Из-за различий в фонологии , лексике и грамматике эрзянский и мокшанский языки не являются взаимно понятными до такой степени, что русский язык часто используется для межгруппового общения.

Два мордовских языка также имеют отдельные литературные формы. Литературный язык эрзянский был создан в 1922 году, а мокшанский — в 1923 году.

Оба в настоящее время написаны с использованием стандартного русского алфавита .

Значение этнонима мокша

Название народа мордва является довольно молодым

Оно впервые появляется в русских источниках прошлого столетия, поэтому вернее обратить внимание на этнонимы двух субэтносов, составляющих основу мордвинов. Слово “мокша” оказалось весьма сложным для исследователей

По сей день нет единого мнения, что оно могло означать.

Как считает большинство историков, оно может быть связано с индоевропейским старинным словом, означавшим “освобождение”, “освобождённые”. Но от кого или чего освободились мокшане? Эта загадка так и остаётся без ответа. Также существует предположение, что мокша – народ, получивший своё название от местного гидронима.

Однако есть и иные гипотезы. Например, о том, что мокшане могли получить своё именование от санскритского слова “мекша”, что значит “течь”, “утекать”. Впрочем, мне и здесь кажется, что речь идёт о реке на территории земель этих племён.

Хрымов Виктор Дмитриевич «Мокшанка», 1955 годМестонахождение: Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина,Республика Мордовия, Россия

Центр «Стерх»

«Мы только последние 20 лет стали вспоминать, кто эрзя, кто мокша, – говорит Анна Исаева. – А раньше все писались мордвой». Анна Михайловна после переезда в Челябинск работала штамповщицей на ЧТЗ, потом стала табельщицей, заместителем главного бухгалтера цеха. На пенсию ушла с должности заместителя директора муниципального учреждения социальной помощи.

Государственный ансамбль песни и пляски «Уморина» выступал в Челябинске на Днях мордовской культуры, они прошли 8-10 апреля 2010 года и были посвящены 1000-летию единения с народами Российского государства. Примечательно, что праздник состоялся в год всероссийской переписи населения, мордве Южного Урала вовремя напомнили о корнях. После торжеств Анна Исаева и Наталья Дюрягина, заведующая челябинской библиотекой № 11 имени Гашека (в ней находится центр «Стерх»), получили грамоты и подарки от главы Мордовии Николая Меркушкина

Он уделяет большое внимание диаспорам в регионах

В поселке Скалистый Троицкого района проходил областной праздник национальной культуры, на нем выступила народная артистка Мордовии Нина Спиркина. В районах Южного Урала есть вокальные коллективы, в которых поют и русские. В Чесме ансамбль называется «Мокшанят» («Мокшаночка»). В Нагайбакском районе, в поселке Южный, потомки переселенцев создали ансамбль «Келуне» («Березка»).- Я была в первом классе, когда мама стала ткать ткань для мордовской национальной одежды, – рассказывает А. Исаева. – «Анна, давай набивай челнок!» «Мама, кому это сейчас надо?» «Придет время, сама наденешь, и всем показывать будешь», – сказала тогда дочери Екатерина Ефимовна.

Так и вышло. Костюм Анны Михайловны сейчас висит в музее «Стерха». Она надевает его раз в год, когда проходит городской общественно-политический вернисаж. Вслед за ней и другие руководители национально-культурных центров стали облачаться в свои наряды. Примеряя для фотосессии костюм, Анна Михайловна рассказала, что мордовская невеста одевается около двух часов, а помогают ей пять человек. Надо облачиться в пять-семь рубах, надеть венок (ашкотв) на голову, навесить на плечи и на пояс много звенящих украшений (монет, колокольчиков). Анна Исаева достает это богатство из специального мешка. «Говорят, сначала мордовку услышишь по бренчанию украшений, — с улыбкой комментирует Наталья Дюрягина, — и только потом увидишь».

В музее центра «Стерх» много традиционных мордовских свистулек. Анна Исаева каждый год привозит их с родины. Замечательные изделия ей дарит директор Рузаевской художественной школы Владимир Калмыков. Среди экспонатов – забавные лошадки (автор Александр Гаушев), кукла в национальном костюме, матрешки, старичок-лесовичок, половики из 30-х годов XX века, корзины для собирания грибов.

Демография

Мордвы Волго-Уральского региона (Всероссийская перепись 2010 г.)

Латам (1854 г.) назвал общую численность населения 480 000 человек. Мастюгина (1996) цитирует 1,15 миллиона. Всероссийская перепись 2002 года сообщает о 0,84 миллиона человек.

По оценкам Тартуского университета, сделанным в конце 1970-х годов, менее трети мордвинов проживало в автономной республике Мордовия , в бассейне реки Волги .

Остальные разбросаны (2002 г.) по российским областям : Самарская (116 475), Пензенская (86 370), Оренбургская (68 880) и Нижний Новгород (36 705), Ульяновск (61 100), Саратов (23 380), Москва (22 850), Татарстан (28 860). ), Чувашия (18 686), Башкортостан (31 932), Сибирь (65 650), Дальний Восток (29 265).

Население в тех частях бывшего Советского Союза, которые в настоящее время не являются частью России: Кыргызская Республика 5 390, Туркменистан 3 490, Узбекистан 14 175, Казахстан (34 370), Азербайджан (1150), Эстония (985), Армения (920).

История народов Мордовии.

До средних веков

Самые древние упоминания о племенах мордвы присутствуют еще в древних, античных записях. В те времена эти племена были более чем дикие. К примеру, в записях Геродота они именовались не иначе как андрофаги – людоеды. Плохой климат и низкий уровень жизни этих племен, создавали далеко не наилучшие условия для развития нормального общества того временного периода. Такой расклад событий приводил к нарастающему гневу населения. В пятом веке н.э. племена мордвы сталкивались в боях со скифами и сарматами, которые вытесняли их с привычных мест обитания. Столкновения мордвы с Русью начались еще в одиннадцатом веке н.э. После основания Нижнего Новгорода исторически отмечается большое количество удачных походов Русских князей против племен мордвы. Однако спустя несколько лет после этих событий эрзянская земля будет полностью опустошена Батыем. Эрзяне не признают зависимость от Золотой Орды и отступают в северные леса, племена мокши напротив – выступают в составе монгольской армии и совершают множественные походы и набеги, которые в большей степени заканчиваются для них прискорбно. Отступая на север, эрзя попадает под власть Нижегородско-Суздальского великого княжества, что приводит к расколу общины, так как часть эрзян принимает христианство. Этот момент можно считать переломным относительно становления всей культуры Мордовии. Те, кто в те времена отказался принять Христианство, уходят дальше на восток и пытаются там развивают свою культуру и быт. Эрзя участвует в разорении Нижнего Новгорода и предпринимает набеги на окрестности разорённого города, но их разбивают на пути домой.

Присяга московскому князю.

Постепенно русские князья все-таки подчиняют себе эрзян, а после похода Ивана Грозного на Казань мокшанские и эрзянские знатные роды присягнули на верность московскому князю. Каждый мордвин облагается тяжелыми поборами, что со временем приводит к ряду восстаний. Уйти от поборов удается только представителям знатных родов мордвы, и то – только тем, которые приняли христианство. Насильственные массовые крещения вынуждают население показать характер мордвы, и это периодически приводит к точечным бунтам, но в итоге все заканчивается фактически полной ассимиляцией мордвы рядом с русским населением. История мордвы разносторонняя и незаурядная. Изучая ее можно лучше понять характер этой народности и ее ценности. Не удивительно, что история Мордовии интересует такое огромное количество людей, по всему миру. Ведь проникаясь в события того давнего времени, можно понять каким образом зарождалась эта незаурядная культура народов. Отдельного внимания заслуживают национальные костюмы этой народности, которые, внешне хоть и схожи с российскими, но имеют некоторые достаточно яркие отличия. Невзирая на сложную и тяжелую судьбу племен эрзя и мокша, несмотря на историческую вынужденность перебираться с места на место, традиции мордвы не канули в лету. Даже сегодня на фестивалях в Мордовии можно увидеть традиционные украшения и наряды, услышать старое наречие местного населения, и почувствовать дух и характер мордвы — удивительного и незаурядного народа.

Название мокшан

В бассейне реки Оки широко представлено использование гидронимов с заключительной частью -кша. Это Лакша, Сорокша, Шокша и, конечно, Мокша. Как считают учёные, такие названия рекам и притокам давали далёкие предки мокшан, древние индоевропейские племена.

В топонимическом словаре Евгения Поспелова отмечается, что язык прародителей народности имел немало общего с балтийскими наречиями. Более того, название реки Мокша имеет очевидную связь с индоевропейским словом “мекша”, значившего “пролившийся, мокрый”.

Существуют гипотезы о том, что название мокшан могло происходить от ныне вымершего финно-угорского языка. Кроме того, ряд исследователей склоняется, что корни слова “мокша” следует искать в санскрите, где оно имело значение “освобождённый”. Возможно, предки мокшан считали себя освобождённым и свободолюбивым народом.

Имена

Mordva populi (народ мордвы), показанный на карте 1550 года Джакомо Гастальди, как проживающий к югу от Касимова и Нижнего Новгорода.

В то время как Роберт Дж. Латам идентифицировал мордву как самоназвание, идентифицировав его как вариант имени мари , Алексей Шахматов в начале 20 века отмечал, что мордва не использовалась как самоназвание двумя мордовскими племенами эрзя. и мокша. Николай Мокшин снова заявляет, что этот термин использовался людьми как внутренний самоопределяющийся термин, определяющий их общее происхождение. Лингвист Габор Заич подчеркивает, что мордвины не используют имя «мордвины» как самоназвание. Феоктистов писал: «Так называемые тенгушевские мордвы — это эрзянцы, которые говорят эрзянском диалекте с мокшанским субстратом, и на самом деле они группа эрзян, обычно называемых шокшами. были [] эрзянцы, которые исторически ] назывались мордвинами, а мокши обычно упоминались отдельно как «мокши». Нет никаких доказательств того, что мокши и эрзя были этническим единством в доисторические времена ». Изабель Т. Кейндлер пишет:

Ранние ссылки

Этноним мордва , возможно , свидетельствует в Иордане » Getica в виде Mordens , который, как он утверждает, были среди субъектов готического царя Эрманарих . Земля под названием Mordia на расстоянии десяти дней пути от печенегов упоминается в Константина VII «s Об управлении империей . В средневековых европейских источниках встречаются имена Мердас, Мердинис, Мердиум, Мордани, Мордуа, Мордуинос . В «Русской хронике» этнонимы мордва и мордвичи впервые появляются в XI веке. После монгольского нашествия на Русь имя Мордвин редко упоминается в русских летописях и цитируется только после Первой летописи вплоть до XV – XVII веков.

Этимологии

Считается, что название Мордва происходит от иранского ( скифского ) слова « мард» , что означает «человек». Мордвинское слово mirde, обозначающее мужа или супругу, восходит к тому же происхождению. Это слово, вероятно, также связано с последним слогом « Удмурт », а также в коми : mort и, возможно, даже в марийском : marij .

Первое письменное упоминание о эрзя считается в письме от до 968 г. н.э., по Иосифу , в кагана хазар , в виде Arisa , и иногда казалось , появляются в трудах Страбона и Птолемея как Aorsy и Arsiity соответственно. Estakhri , с 10 — го века, записал среди трех групп людей Руси в аль-arsanija , чей король жил в городе Арс . Иногда ученые определяли людей как эрзи, иногда как народ ару , а также как удмуртов . Было высказано предположение историков , что город Арса может относиться либо к современной Рязани или Арске В 14 — м веке, название эрзя считается, были упомянуты в виде ardzhani по Рашид ад-Дин , а также rzjan по Юсуф, ногайский хан В русских источниках этноним эрза впервые появляется в XVIII веке.

Самое раннее письменное упоминание о мокши, в виде Moxel, считается в работах фламандского путешественника 13- го века, Вильгельм Рубрук , и в Персидском летописи Рашид-ад-Дин , который сообщает о Золотой Орде в воевать с мокшанами и арджанами (эрзи). В русских источниках «мокша» встречается с 17 века.

Численность

Общая численность мордвы (мокшан и эрзян) в конце XVI века составляла около 150 тыс. чел. , в 1719 г. — 107 тыс. чел., по данным III ревизии в 1764-221,1 тыс. чел., по данным IV ревизии в 1781-279,9 тыс. чел., по данным V ревизии в 1796-345,5 тыс. чел., по данным VIII ревизии в 1835-480 тыс. чел., по данным X ревизии в 1858-660-680 тыс. чел. . Согласно Переписи населения Российской империи 1897 г. численность говорящих на финских наречиях (мордовском)
составила 1023,8 тыс. чел . К началу XX века они проживали в губерниях Рязанской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Нижегородской, Симбирской, Казанской, Самарской, Саратовской, Уфимской, Оренбургской, Томской, Акмолинской, Енисейской и Тургайской. На 1917 г. общая численность мокшан и эрзян оценивалась в 1200 тыс. чел., согласно переписи 1926 г. на территорииях Пензенской , Нижегородской и Ульяновской губерний, позже вошедших в состав Мордовской автономии, проживало 237 тыс. мокшан и 297 тыс. эрзян, всего в Поволжье и на Урале мокшан 391 тыс., эрзян — 795 тыс., в Барнаульском округе 1,4 тыс. мокшан и 1,4 тыс. эрзян, также 5,2 тыс. обрусевших мокша и эрзя назвались этнонимом «мордва» без указания субэтнонима.

Численность мордовского населения (мокшан и эрзян) по регионам РСФСР в 1926 году.

Регион Общая численность мокшан и эрзян Процент от населения региона
Пензенская губерния
376.983 17,1%
Самарская губерния
251.374 10,4%
Ульяновская губерния
178.988 12,9%
Саратовская губерния
154.874 5,3%
Сибирский край
107.794 1,2%
Северо-Кавказский край
88.535 0,3%
Уральская область
88.484 0,3%
Нижегородская губерния
84.920 3,1%
Башкирская АССР
49.813 1,9%
Татарская АССР
35.084 1,4%
Казакская АССР
27.244 0,4%
Чувашская АССР
23.958 2,7%
Оренбургская губерния
23.602 3,1%

В 1937 г. общая численность мокшан и эрзян — 1249 тыс., в 1939 г. — 1456 тыс., в 1959 г. — 1285 тыс., в 1979 г. — 1191,7 тыс. чел. По переписи 1989 г., численность мокшан и эрзян в СССР составляла 1153,9 тыс. чел., из них в РФ — 1072,9 тыс. чел., в том числе в Мордовской АССР проживало 313,4 тыс. чел., что составляло 32,5 % населения республики. В 1989 г. проводился раздельный учёт эрзян и мокшан, а также учет назвавшихся этнонимом «мордва», что позволило также получить приблизительные данные о численности мокшан и эрзян. По данным Ethnologue за 2000 г. численность мокшан составляла 296,9 тыс. чел. , численность эрзян — 517,5 тыс. чел. По данным Российской переписи населения 2002 общая численность проживающих в России мокшан и эрзян составляла 843,4 тыс. чел., в том числе в Мордовии — 283,9 тыс. чел. (32 % населения республики) .

В значительном количестве мокшане проживают в Пензенской, Тамбовской, Оренбургской областях, Татарстане, а также в Москве и Московской области, эрзяне — в Самарской, Нижегородской, Рязанской, Оренбургской, Ульяновской областях, Татарстане, а также в Москве и Московской области.

Украшение мордвы

Часто такой костюм богато украшали. Использовались цепочки, раковины, бляшки, разноцветный бисер, медные пуговицы. На праздник обязательно надевали пояс с короткими красными кистями, который назывался пулай. Его элементы и орнаменты должны были соответствовать определенным канонам. Со временем разрешался более свободный подход к его украшению.

Именно пулай определял региональную принадлежность мордовской женщины. Интересным самобытным элементом мордовского костюма является верхняя распашная одежда из холста. Традиционный костюм обязательно включает в себя и платье, которое надевается поверх рубахи. В последнее время стали использоваться фабричные ткани.

Издавна особая роль отводилась головным убором. Они должны были строго соответствовать семейному положению и возрасту женщины. А в некоторых районах, где проживала мордва, среди замужних женщин было принято повязывать платок особым образом. В результате казалось, что у них на голове выросли рога. Головные уборы девушек и женщин различались между собой. В отличии от замужних женщин, девушки никогда не прикрывали волосы. Когда женщины приходили в церковь, их головной убор в обязательно порядке состоял из короткого небольшого полотенца с узорчатыми концами.

Из нагрудных украшений для мокшанки и эрзи можно выделить застежку. Ею закалывали ворот рубахи. На мордовском языке она называлась сюлгам. Подобные украшения часто встречались у финно-угорских народностей.

На грудь женщины надевали бусы или ожерелье из серебряных монет. Особое место в декоре уделялось бисерному нагруднику. К нему крепилась сетка из разноцветных бусин, а также шерстяные кисточки и монеты. Крупные экземпляры располагались ближе к шее, а мелкие на ее периферийной части. В уши вдевались серьги в виде подвески в виде бусинки или серебряной монетки. Изредка использовались шарики из гусиного пуха.

Кроме основных деталей, национальный костюм имел и множество второстепенных. Они, в свою очередь, отличались между собой в зависимости от района проживания. Такой примечательной деталью была вышивка. Ее расцветка включала в себя четыре основных цвета. Это был зеленый, темно-красный, желтый и черный с оттенком синевы. Кстати, вышивание было обязательным занятием для всех мордовских девушек. Рукоделие они осваивали с раннего детства. И для многих оно становилось любимым хобби на всю жизнь.

Обучение вышиванию начиналось, когда девочке исполнялось шесть лет. К десяти годам любая девочка осваивала уже несколько техник, умела работать разными способами.

Умение заниматься сложным вышиванием считалось одним из важнейших достоинств незамужней мордовской девушки. Юные модницы всячески стремились не повторяться. Оригинальные работы рукодельниц ценились очень высоко. Девушки сами выдумывали новые орнаменты и техники исполнения, пытаясь удивить подружек и всех окружающих. Именно поэтому мордовские национальные костюмы получались такими яркими и самобытными. Названия узоров, например, «змеиная головка», «крылышки», «солнечные узелки», «козьи копытца» или «куриные лапки» были взяты из жизни.

Между девушками из соседних деревень и сел шли негласные соревнования в искусстве вышивания. По традиции на свадьбе невеста демонстрировала полотенца, рубашки, платки и полотенца, изготовленные собственноручно. Они торжественно вручались жениху и его родственникам как подтверждение особого таланта будущей жены и снохи.

Также широкое распространение получили перстни, браслеты и кольца. Археологи в ходе многочисленных раскопок обнаружили немало древних ценностей, которые подтверждают теорию о самобытности древнего мордовского ювелирного промысла.

Версии происхождения эрзян

Как уже было сказано, эрзя и мокша являются двумя составляющими мордвы, однако их различия до сих пор вызывают массу вопросов у историков. Именно этот аспект и стал причиной споров вокруг происхождения эрзян. Существует несколько гипотез относительно этого, и вот несколько из них:

  • Изначально существовала едина мордовская народность, что была разделена на две ветви, образовавшие мокшанский и эрзянский народы.
  • Эрзя и мокша проживали в непосредственной близости друг к другу, из-за чего заметны культурные и лингвистические заимствования. При этом каждый из народов в период формирования развивался отдельно от другого.
  • Мокшане и эрзяне сначала слились в единый этнос, но затем распались, вернувшись к исконному положению вещей.

Интересные данные были представлены исследователями в ходе изучения генетического набора каждой народности. Несмотря на внешние общие черты, значительная часть генов у эрзя и мокши различается. И если мокшане приходятся родственным народом лишь племенам Средней Волги, то у эрзян более широкий спектр родства. Генетически они близки белорусам, полякам, словакам, русских из южных и центральных регионов страны.

Анвар Камилевич Сайфутдинов «Девушка в мордовском костюме»

Женский национальный костюм

Особенно выделяется женский национальный костюм.

Это один из немногих видов национальной одежды, которую женщина не могла полностью надеть сама, а обязательно прибегала к помощи мастериц. Порой процесс облачения достигал двух часов!

Основная часть женского костюма представляет собой панар (рубашка), сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Рубаха не имела воротника и очень походила на тунику. Эта часть костюма была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши.

Рубаху женщины-мокша подпоясывали специальным поясом – каркасом. Украшали его пушистыми кистями. У мокша рубаха обычно была короче, чем у эрзи, поэтому они поддевали штаны – поксты.

Вместо каркаса эрзя использовали сложное украшение наподобие пояса – пулай. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм.

Существовало два вида украшения пулая. Правая сторона была украшена вышивкой. Затем почти до колен пришивалась бахрома, чаще всего черного цвета, но по праздникам они заменяли ее на синюю или зеленую.

Сверху на панар женщины надевали подобие платья – сарафан или кафтонь-крда.

Верхняя одежда мордвы изготавливалась из холста и украшалась вышивкой, лентами. У эрзя она называлась руця и использовалась только в торжественных случаях. Мокша носили верхнюю одежду (мушкас) повседневно.

Огромное значение в народном костюме уделялось украшениям. Благодаря украшениям, женщина могла выразить свое настроение, подчеркнуть свой статус. В чем же была особенность украшений?

  • большое разнообразие височных подвесок, украшенных камнями, птичьими перышками, бусинками.
  • молодые девушки украшали лоб с помощью тканевой полоски с бахромой. Бахрому чаще всего мастерили из перьев селезня.
  • волосы украшались накосниками, которые плелись из бисера.
  • из картона или бересты вырезались кружки, их обтягивали яркой тканью и либо расшивали, либо украшали бисером. Такие кружочки пришивались к головному убору над ушами.
  • нагрудные украшения восхищают своим разнообразием. Это могли быть и бусы, и ожерелья со стеклярусом. У мокша были очень популярны нагрудники, сшитые из кожаных или тканевых полосок. Нагрудники украшали вышивкой, пуговицами, ракушками, лентами.

Головные уборы мордвы отличались у замужних и незамужних женщин. Девушки пользовались узкой повязкой из обтянутого вышитой тканью и расшитого бисером картона. Замужние женщины имели разные головные уборы. Главное правило в том, что убор должен был полностью прятать волосы женщины.

История

Финно-угорские племена поселились в России в середине первого века до нашей эры. В летописях упоминания о народности встречается в записях Иордана, датируемых шестым веком. Нация мокша впервые появилась в тринадцатом веке. В это же время можно встретить документальное подтверждение существования страны Мордии и народности мердас.

В первом тысячелетии нашей эры произошло разделение племенного союза на национальности мокша и эрзю. В древнерусских летописях упоминание о мордовском народе появляется после десятого века. В 11 в. земли национальности занимали обширную территорию, все жители платили дань русским князьям.

Проникновение славян на места обитания мордовской нации провоцировало многочисленные конфликты. К двенадцатому веку борьба достигала своего пика. Разногласия между народностями прекратили во времена татаро-монгольского ига.

Мордву насильно включили в состав воинственно настроенной орды. Этот факт заставил людей забыть про все противоречия и объединиться с русскими, чтобы совместными усилиями дать отпор врагу.

Окончательно Мордовия вошла в состав Древней Руси в процессе казанского похода Ивана Грозного. Начиная с семнадцатого века, запускается движение по христианизации мокши и эрзян. Территории, где проживало мордовское население, начали активно осваиваться славянами. Всё это заставило представителей многочисленной нации покинуть насиженные земли и отправиться на северо-восток.

В двадцатом веке часть Мордовии стала именоваться округом, затем областью. В 1934 году населенный пункт получил звание республики. При этом основная часть земель, ранее принадлежавших этносу, осталась за пределами новой страны.

Откуда появился термин «мордва»?

Термин «мордва» – это условное обозначение двух кардинально различных народов. На самом деле, традиции мордвы очень сильно разнятся у этих двух народов, они говорят на совершенно разных языках, абсолютно различны между собой внешне, и что самое значительное – они даже не поймут друг друга, если будут разговаривать на своих родных языках. Так что можно сказать, что обычаи мордвы крайне разнообразны. До советского периода жители обоих народностей не идентифицировали себя понятием «мордвин» или «мордва», более того – данный термин носил уничижительный или оскорбительный характер в их понимании. В наше время, естественно, все изменилось. Данное обобщение было привито на государственном уровне во время заседания Совета народных комиссаров в 1928 году. Изначально на заседании обсуждался вопрос создания Эрзяно-Мокшанского округа, но в те времена термин «мордва» был известен всему населению России и применялся равно как к эрзе, так и к мокша. Поэтому, было гораздо проще создание Мордовского округа и обозначение всех его жителей одной национальностью – мордва, что и было сделано. Именно с этого времени началась современная история мордвы.

Самые известные

Среди мордвы много по-настоящему знаменитых людей. По мнению Льва Толстого и академика Дмитрия Лихачева, мордвином был знаменитый протопоп Аввакум (1620 – 1682 годы). В наш список также входит известный историк Василий Ключевский. Очень много знаменитостей среди эрзян: патриарх Никон (в миру – Никита Минов, 1605-1681 годы), скульптор Степан Эрзя (пишут также «Эрьзя», настоящая фамилия – Нефедов), легендарный комдив Василий Чапаев, певица Лидия Русланова, баритональный бас Илларион Яушев, народная артистка России, певица Надежда Кадышева, супермодель Наталья Водянова, актер Николай Чиндяйкин, губернатор Приморского края Сергей Дарькин, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Ольга Каниськина и Валерий Борчин, художник Никас Сафронов, группа «Братья Гримм» (близнецы Борис и Константин Бурдаевы) и другие достойные люди. Не уступают здесь и мокшане: Николай Мордвинов (1754-1845 годы) – русский государственный и общественный деятель, экономист, граф; митрополит Антоний (Вадковский, 1846-1912 годы жизни) – епископ Выборгский и Финляндский, Михаил Девятаев (летчик, угнавший самолет из немецкого плена, Герой Советского Союза), Алексей Маресьев (летал на военном самолете в протезах, прототип главного героя «Повести о настоящем человеке» писателя Бориса Полевого), Андрей Кижеватов – защитник Брестской крепости, Герой Советского Союза (посмертно). Удивительно, но саранские исследователи нашли мокшанские корни и у писателя, режиссера и актера Василия Шукшина. К знаменитым мокшанам также относят: композитора, лауреата премии имени Д.Д. Шостаковича Союза композиторов России Нину Кошелеву, поэта-фронтовика Ивана Чигодайкина, двукратную олимпийскую чемпионку, гимнастку Светлану Хоркину, экс-чемпиона мира по боксу в супертяжелом весе по версии WBC Олега Маскаева и многих других интересных людей. Звезда мирового хоккея Александр Овечкин тоже мордвин! Художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова и «Табакерки», большой русский актер Олег Табаков «признался», что его дед – мордвин.

Язык и письменность

Невероятно, но факт: мордовского языка не существует. Зато имеется мокшанский и эрзянский, на которых разговаривают представители одноименного этноса. Оба наречия подразделяются на пять диалектов. Мокшанский также классифицируется на семь говоров.

В национальных языках жителей Мордвы много заимствований из русского. Например, в обоих наречиях существует слово «вечер». Однако значение они имеют разное. У мордвы оно переводится «проведение торжественного мероприятия».

Еще один занятный пример. Слово «доска» означает исключительно школьную доску, которую используют в образовательных учреждениях. А для обозначения строительного материалы в мордовском языке применяется слово «лаз».

Принято считать, что наречие мокши имеет тюркские корни, а у эрзя славянские.

Современный алфавит народности – это кириллица. Творчество населения в основном представляет собой песни и сказки. Сведений о существовании отдельного типа письменности нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector