Как называется одеяние монашки
Содержание:
- Головные уборы
- Кто такие монахи: общая информация
- Одежды архиерея
- Как называется рубашка священника, зависит от той конфессии, к которой он принадлежит
- Варианты костюмов
- Откуда взялась ряса у священника?
- В древние времена монахи не носили какой-либо особой одежды
- История
- «Оружие» монахов
- Кандидатки в монахини
- Общие правила
- Одежды православных и католических монахов различаются из-за наличия в католицизме монашеских орденов и конгрегаций
- Подрясник и ряса — основные повседневные одеяния православного монашества всех степеней
- Мантия обозначает особую отрешённость монахов от мира
- Панагия и омофор
- Патриаршие клобуки
- Монашеское одеяние в православии для монашеских степеней установлено разное
Головные уборы
Головной убор священника, проводящего богослужение, называется митра. В повседневной жизни священнослужители носят скуфью.
Митра украшается разноцветными камнями и образами. Это символ тернового венца, возложенного на голову Иисуса Христа. Митра считается украшением головы священника. Одновременно она напоминает терновый венец, коим была покрыта голова Спасителя. Надевание митры – это целый ритуал, при котором читается специальная молитва. Ее же читают во время венчания. Поэтому митра является символом золотых венцов, которые надеваются на голову праведникам в Небесном Царствии, присутствующим в момент сочетания Спасителя с Церковью.
До 1987 года Русская православная церковь запрещала носить ее всем, кроме архиепископов, митрополитов и патриархов. Священный синод на заседании в 1987 году разрешил носить митру всем архиереям. В некоторых церквях допустимо носить ее, украшенную крестом, даже иподиаконам.
Митра бывает нескольких разновидностей. К одной из них относится корона. У такой митры над нижним поясом находится венец из 12 лепестков. До VIII века такой тип митры носили все священнослужители.
Камилавка – головной убор в виде цилиндра фиолетового цвета. Для повседневного ношения используется скуфья. Этот головной убор носится независимо от степени и звания. Выглядит он как небольшая круглая шапочка черного цвета, которая легко складывается. Ее складки вокруг головы образуют крестное знамение.
Бархатную скуфью с 1797 года выдают представителям духовенства в качестве награды, так же, как и набедренник.
Головной убор священника еще называли клобуком.
Черные клобуки носили монахи и монахини. Выглядит клобук как цилиндр, расширенный кверху. На нем закреплены три широкие ленты, которые спадают на спину. Клобук символизирует спасение через послушание. Иеромонахи также могут носить черные клобуки во время богослужения.
Кто такие монахи: общая информация
Настало время перейти к самому интересному. Кто такие монахи – вопрос, ответ на который занимает многих людей. Так называют тех, кто добровольно отринул мирские радости и посвятил жизнь богослужению. Монашество – это призвание, а не выбор, неудивительно, что лишь немногие избранные становятся монахами, тогда как все остальные покидают монастырские стены.
Постриг в монахи доступен не только для мужчин, но и для женщин. Последние также могут поселиться в монастыре, дав необходимые обеты. Были времена, когда не существовало женских и мужских монастырей. Эта практика была введена в 1504 году, именно тогда на Руси отменили совместные обители.
Одежды архиерея
Архиерейская мантия – является разновидностью монашеской мантии. В быту архиерей ходит в обычной черной мантии
, а особую – архиерейскую – надевает, отправляясь на богослужение, а также во время крестных ходов. В храме ее торжественно снимают, и владыка облачается в саккос.
Мантия представляет собой длинную и широкую одежду в виде плаща без рукавов. Архиерейская мантия застегивается в 2-х местах: у ворота и внизу, а длина ее такова, что образуется шлейф.
Архиерейская мантия украшена скрижалями – четырехугольными платами. На верхней части мантии располагаются две скрижали с изображениями серафимов или крестов, реже – икон, а на нижней – еще две, с инициалами архиерея. Скрижали напоминают о тех скрижалях с Заповедями
, которые были даны Моисею на горе Синай. Они указывают на то, что источник власти архиерея в Церкви – Бог, и в своей деятельности архиерей обязан руководствоваться Его Законом.
Также на архиерейской мантии, равномерно распределенные по ее длине, нашиты 3 ряда горизонтальных лент белого и красного цвета – «источники» («струи»). Они напоминают об учении Церкви – Ветхом и Новом Заветах, проповедовать которое призван архиерей.
Из истории архиерейской мантии
Длинный широкий плащ – палий был атрибутом первых христиан, не только священнослужителей, но и мирян. Он указывал на смирение, беспопечительность, чистоту деяний и готовность вверить свою жизнь Богу.
С формированием монашества
мантия сразу же стала одеянием его носителей. Мантии отшельников в пустыне были простыми и практичными: они защищали от солнца, в них можно было завернуться во время сна.
С IV века по Р.Х. архиереи носили мантию, сотканную из белой шерсти. Она являлась символом пастыря, несущего на плечах овцу, то есть указывала на обязанность епископа заботиться о спасении своей паствы. С VIII века белая мантия была знаком сана митрополита.
Символика архиерейской мантии
Мантия
– свободная, развевающаяся на ветру – символизирует крылья ангела, говорит о духовной высоте, молитвенном полете. Она знаменует собой полноту Божественной благодати, которую Господь дарует тем, кого поставляет на высоту архиерейского служения.
Вот как писал святитель Симеон Солунский о монашеской мантии: «Мантия …выражает всепокрывающую силу Божию, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни, и что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и не свободны для мирской деятельности
Об архиерейской мантии тот же святитель сообщал: «Скрижали или дщицы нашиваются во образ древней и новой благодати. Потому они и полагаются выше источников: они означают также, что учителю необходимо заимствовать поучения из двух Заветов
». «Мантия его (архиерея) означает промышляющую, содержащую и покрывающуюблагодать Божию , и все тело обхватывает и связует. Источники же показывают, что учение всегда истекает из двух Заветов, Ветхого и Нового, которые и означаютсяскрижалями или дщицами».
Как называется рубашка священника, зависит от той конфессии, к которой он принадлежит
В православии все иереи — монахи, при этом они имеют право совершать богослужение. При этом стоит отметить, что как таковой рубашки священника у них нет. Все священники и монахи носят подрясник.
Монах запрещается его снимать даже во сне. Что же касается рубашки священника, то как самостоятельная одежда она известна у протестантских пасторов. Протестантизм очень упростил униформу священничества, убрал из нее все лишнее, но сохранил ключевой символический элемент.
Это специальный воротничок белого или чёрно-белого цвета, так называемый «ошейник раба», а также рубака пастора — колоратка. Первый говорит о то, что его носитель — раб Божий, воторая же символизирует одежды священника.
Протестантский священник в колоратке. Рубашка священника — это атрибут протестантских священников. В православии монашествующие священники и белое духовенство её не носят.
Варианты костюмов
Каким будет наряд на праздник — каждый решает самостоятельно
Это может быть сдержанная классика, представленная балахоном, скрывающим ноги, или с подкорректированной длиной, разрезом и дополняющим образ необычным вариантом макияжа, который, несомненно, привлечет внимание всех гостей вечеринки
Еще одним вариантом костюма монашки на Хэллоуин своими руками будет бикини, выполненное из черной ткани или нижнее белье с кружевами. Тут все зависит от тематики вечеринки, а также смелости той, что подбирает себе наряд.
Костюм монашки может быть сделан из кожаного боди. Здесь идеальными дополнительными деталями станут высокие ботфорты и сетчатые колготки
Важно не забыть про убор для головы, в противном случае скромную или не очень монахиню могут спутать с другими популярными героинями сериалов, комиксов
Не меньшую популярность имеют костюмы, выполненные из белой ткани. Да, они тоже относятся к монашескими, а прототипом послужил образ из «Американской истории ужасов».
Более изящным вариантом будет создание приталенного длинного платья и юбки с высоким вырезом. Либо пустить на юбку полупрозрачный материал, а подъюбник сделать как можно более коротким. Для дополнения образа стоит позаботиться о белоснежных чулках и паре туфель на высоком каблуке.
Над созданием варианта уже почившей монахини придется немного потрудиться, сделать несколько дыр в костюме, и воспользоваться краской для нанесения грязных пятен на материал. А вот монастырская послушница должна появиться на празднике в белоснежном наряде, для которого понадобятся легкие, струящиеся материалы. Как выглядят различные варианты костюм монашки (фото смотрите в статье).
Откуда взялась ряса у священника?
Поделиться
Фото: СПДА. https://www.flickr.com/
В Православной церкви имеются традиции, которые существуют веками, а потому воспринимаются как что-то само собой разумеющееся. Вот, например, все совершенно привыкли к тому, что священник вне богослужения, а иногда и во время него, носит просторную одежду с широкими рукавами, которая в Православии называется рясой. Ряса — неотъемлемый атрибут священнического облачения и, в целом, внешнего вида священника. Но мало кто знает, когда ряса появилась и, самое главное, для чего?
Русское слово «ряса» происходит от греческого «расон», что означает «вытертая, заношенная одежда». Это сегодня рясы могут шиться из шерсти или даже шелка. А в древности ряса представляла собой верхнюю одежду из самой простой, подчас бракованной ткани, которую за бесценок приобретали православные монахи. Да-да. Первоначально ряса являлась исключительно монашеской одеждой. Надевая на себя рясу, эту просторную, бесформенную одежду темного цвета, монахи тем самым показывали — они отреклись от мира, и им абсолютно нет дела до того, что носить.
По своей форме рясы древних монахов напоминали хитон — ту простую одежду, которую носил Христос и Его ученики-апостолы. Собственно, подобную одежду до сих пор носят мужчины на Ближнем востоке. Она представляет собой длинную рубашку с довольно широкими рукавами. Со временем традиция ношения рясы перешла от монахов к остальным священнослужителям Православной Церкви.
Когда Византия, восточная часть Римской империи, оказалась под властью турок, в жизни православных христиан многое изменилось. Изменилась и ряса. Согласно законодательству Османской империи Константинопольский Патриарх стал главой греческой диаспоры. Православные священники указом султана также приобрели функции чиновников внутри этой диаспоры. С этого времени Патриарх и его подчиненные вынуждены были облачиться в рясы, которые по своему фасону напоминали турецкие халаты — то есть имели застежки у горла, широкие полы и рукава. На своих головах греческие священники согласно закону вынуждены были носить фески — красные высокие шапки, которые в Церкви стали именоваться камилавками.
В 17 веке в ходе реформ Патриарха Никона рясы греческого или турецкого кроя появились на Руси. С этого момента рясы стали обязательными для ношения и монахами, и женатыми священниками. До Никона у нас также имелись рясы. Своим внешним видом они напоминали русский кафтан и носились только монахами. Женатые священники носили одежду, похожую на обыденные костюмы прочих мужчин. Ряса русского кроя сегодня носится нашим духовенством наравне с греческими рясами.
Существует еще один фасон рясы, который в России почти не встречается — так называемый румынский. Румыния в целом имеет самобытные церковные традиции. Это касается и внешнего вида священника. Румынская ряса по своему крою напоминает шинель — она имеет запах, прямые очертания и подплечники. Такой вид рясы считается румынскими священниками наиболее удобными для носки. Таким образом, в Православной Церкви имеется три вида ряс — греческий, русский и румынский. Все они равнозначны между собой и являются отражением культурной традиции того или иного православного народа.
В древние времена монахи не носили какой-либо особой одежды
Одежда монахов не всегда имела такой вид, какой она имеет в наши дни. Примерно до 3 века она практически ничем не отличалась от одежды народов тех стран, где располагался монастырь или же жила монашеская община.
Так Н. Д. Тальберг в «Истории Церкви» пишет о первых монахах Египта, живших под руководством преподобного Пахомия:
Преподобный Пахомий Великий. Египетская икона. В монастыре преподобного Пахомия все монахи носили простую, свободную одежду, куколь и тапочки Одеяние священнослужителей и монахов ведёт своё происхождение от той одежды, которая получила своё распространение в древнем мире. Например, на Западе в обиходе обычно употреблялись длинные платья с узкими рукавами.
На Востоке платья имели широкие рукава и напоминали нашу рясу. До сих пор можно отметить тот факт, что национальные костюмы многих восточных народов походят на одеяние православных священнослужителей. Естественно, что со временем стиль одежды изменился, при этом облачение клириков осталось прежним.
Одеяния православных священников и монахов похожи на национальную одежду восточных народов.
Монашеская одежда и одежда священнослужителей выделяет их среди мирян. Историки Церкви указывают на тот факт, что похожую одежду носил Господь наш Иисус Христос. Именно поэтому подрясник и ряса считаются одеждой Христа.
Внешне она выражает учение о Церкви как о Царстве не от мира сего. В Россию, рясы пришли из Греции в XVII веке. Позже их адаптировали к российским условиям, и они приняли современный вид.
История
Время появления клобука в облачении монахов с точностью определить нельзя, но он появился очень рано. Славянскому названию «клобук» у греков соответствует «наглавие». Современная форма камилавки позднего происхождения и взята русской церковью у греков в эпоху патриарха Никона (XVII век). Покров камилавки в древнее время назывался мафорием (измененное слово омофор: ωμοζ — плечо и φέρω — ношу), в современном обиходе именуется «намёткой» или «кукулем». В древности этот покров делался не из легкой материи, как теперь, а из плотной для защиты головы во время ненастья. Разделение покрова на три конца также заимствовано русским монашеством у греческого и имело чисто практическое назначение: у монахов издавна существовал обычай завязывать концы покрывала под подбородком в холодную и ветреную погоду, а также для того, чтобы клобук, снимаемый в определённые Уставом моменты богослужения, не занимал рук.
Клобук имеет символическое значение «шлема спасения» и «покрывала послушания». В мужском клобуке нижняя часть покрывала (наметки), разделяющаяся на три длинных конца, знаменуя Троическую благодать, которая покрывает помыслы монаха. Сшитые края средней части символизируют корабль, а две крайние части символизируют весла. Наметка женского клобука спускается как сплошное прямоугольное покрывало без разделений. Русские монахини на голове носят чёрные клобуки, а также чёрные скуфьи и камилавки только поверх чёрных апостольников.
Монашествующие в священном сане носят клобук, как во время богослужения, так и вне его. В русской традиции клобук епископа не отличается от обычного монашеского клобука, архиепископы носят чёрный клобук с нашитым на него крестом (как правило, из драгоценных металлов или алмазов), митрополиты — белый клобук с нашитым крестом. Ранее бриллиантовый крест на клобуке архиепископов и митрополитов являлся наградой.
В афонском клобуке наметка съемная. В определённые моменты богослужения, положенные для снятия клобука, с афонского клобука снимается наметка, а голова остается покрытой.
«Оружие» монахов
Для истинно монашеской жизни является необходимым исполнение молитвенного правила.
Со времен первых египетских монахов сохранилась практика постоянно совершать молитву, называемую по-гречески «monologistos» (молитва, заключающаяся в одной фразе). Так среди монашествующих получила распространение Иисусова молитва. Она включает в себя имя Спасителя и обычно ассоциируется с молитвой мытаря:
Святые Отцы говорили, что постоянное призывание имени Иисуса есть вернейшее средство для спасения и единственная помощь и милость молящегося.
Для того, чтобы держать ум сосредоточенным на чтении Иисусовой молитвы, не поддаваться сонливости и не сбиваться в подсчетах молитв, монахи используют четки. Это нанизанные на нить бусины или навязанные на плотной нити узелки («зерна»). Концы нити связаны в кольцо и увенчаны небольшим крестом. Наиболее распространенное число узелков на четках — 50 или 100. Келейные четки монахов иногда содержат их 1000. Для исполнения монашеского правила, предусматривающего сотни кратких молитв и поклонов, они очень удобны.
Четки монахи получают при постриге и потому ношение их на руке является естественным
Святой старец Паисий Святогорец (1924-1994) особое внимание уделял молитве монаха по четкам:
Кандидатки в монахини
Женщина, которая хочет стать монахиней, после поступление в монастырь считается кандидаткой в послушницы. Она проходит подготовку к постригу, знакомится с уставом и принимает окончательное решение о том, подходит ли ей такая жизнь. Длительность периода подготовки определяется для каждого человека индивидуально настоятельницей и старшими сестрами. Если после испытательного срока желание остаться в обители у женщины остается, она становится послушницей. Настоятельница должна подготовить прошение на имя архиерея. Как только будет получено благословение епархиального начальства, на сестру одевают подрясник и полуаполстольник. После этого она официально считается послушницей монастыря.
Редкий кадр: Викторя Исакова показала подросшую дочь от Юрия Мороза (новое фото)
Бразилец проезжает 36 км на велосипеде ежедневно, чтобы отвести любимую домой
Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят
Общие правила
Когда буддист принимает решение отречься от мирской жизни и стать монахом, он также отказывается от всех благ и излишеств, доступных обычным людям. Вместе с новым образом жизни он принимает особую одежду, которую носят все монахи. Она призвана скрыть индивидуальность и показать равенство и принадлежность сангхе.
Одеяние монахов строится приблизительно по одному принципу, но в разных странах называется по-разному:
- кеса – в Японии;
- сэньи – в Китае;
- кашая – на остальных буддистских территориях.
Слово «кашая» переводится как «неброский цвет». В действительности так и есть: яркие цвета и стремление выделиться из толпы противоречит философии монахов, поэтому если они и используются в одежде, то в приглушенных тонах.
Такой цветовой гамме предшествует также история – изначально бхиккху шили себе одежду из тряпок, которые были выброшены как мусор, а их ткань выгорала под солнечными лучами или желтела от долгой носки. Позже материал начали красить природными компонентами: землей, известняком, камнем, минералами и другими естественными красителями.
Этим объясняется то, что в разной местности одеяние монахов разного цвета – чем богата природа, в такой цвет и окрасятся кашаи. Сегодня соблюдение цветовой палитры в одежде – скорее уже дань традиции.
Так, например, городские бхикку носят одежду оранжевого цвета, а «лесные» – бордово-красного. В Монголии и Тибете носят преимущественно желтую, красную и оранжевую кашаю, а в Японии, Китае и Корее – белую, серую, черную и коричневую.
Стиль буддийских монахов в мире современной моды мог бы иметь название «минимализм и комфорт». В каждой традиции внешний вид монашеского одеяния может немного различаться, но традиционно все они включают три основных элемента:
- антарвасака – надевается на голое тело, прикрывает нижнюю часть туловища, аналог нижнего белья;
- уттарасанга – надевается на верхнюю часть тела, прикрывает торс и ложится сверху на антарвасаку;
- самхати – большой кусок ткани, надевается сверху как накидка.
Монашеское облачение – не просто необходимость, это и символ буддизма, который передается поколениями монахов, а восходит к Великому Учителю – Будде Шакьямуни. Одежда монаха – святыня, каждый должен чтить ее, соблюдая определенные правила в ее ношении и хранении. Большинство из них записаны в священном тексте «Виная-питака».
«Виная-питака» больше всего почитается в традиции тхеравады, но ее правила приблизительно на 80 процентов распространяются и на другие школы буддийской мысли. Они предписывают, как бхиккху и бхиккхуни, иными словами, монахи и монахини, должны носить одежду, шить ее, чистить, надевать, менять, выбрасывать, когда она полностью износится.
К главным правилам можно отнести следующие:
- монах не может находиться вдалеке от кашаи ни одного дня;
- бхиккху сами шьют, окрашивают, стирают, чинят ее;
- нельзя делать больше десяти заплаток на антарвасаке – ее нужно сменить;
- избавляться от старого одеяния нужно должным способом в зависимости от традиции;
- дзен-буддисты должны сопровождать каждое одевание и раздевание особыми обрядами.
Современные реалии накладываются и на монашеское облачение. Так, к примеру, сейчас могут использоваться синтетические ткани и искусственные красители, а в школе дзен монахам разрешается носить современное белье.
Одежда монахов в магазине
Интересно, что нынешние технологии декорирования монахи используют не для украшения одежды, а для ее намеренного состаривания: искусственные заплатки, потертости или эффект выцветшей ткани.
Одежды православных и католических монахов различаются из-за наличия в католицизме монашеских орденов и конгрегаций
Основные различия между одеянием католических и православных монахов состоит в том, что католические монахи принадлежат к монашеским орденам и конгрегациям. Именно поэтому такое одеяние не имеет единого установленного образца, и каждый монашеский орден утверждает её отдельно в собственном уставе.
Кроме того, те же иезуиты могут вообще не носить монашескую одежду.
IV Ординарный Капитул Российской Генеральной Кустодии св. Франциска Ассизского в Санкт – Петербурге. Монахи католического ордена францисканцев обязательным элементом
Если же говорить о повседневной одежде монашествующих, то обычно это монашеская ряса. В некоторых католических монашеских орденах, например, у францисканцев, обязательным элементом рясы считается капюшон, а также верёвка, которой ряса подпоясывалась.
Для женских конгрегаций существуют свои требования. Так одежда монахинь обычно имеет такой обязательный элемент, как головной убор в виде платка. Его концы соединяются сзади или же под подбородком.
Католические монахи и монахини носят одежду цвета того ордена, в котором они состоят.
Цвет одежды у католических монахов и монахинь также напрямую зависит от устава того ордена, в котором они состоят.
Обычно это белый или же тёмный цвет, например, черный, коричневый, серый или же синий. При этом ткань используется самая простая и дешёвая.
Монахи святой горы Афон. Все православные монахи выглядят единообразно, потому, что в православии нет монашеских орденов
Что касается Православный Церквей, то одеяние монахов у них однородно, хотя может отличаться в зависимости от традиций той или иной страны. Связанно это обстоятельство с тем, что в православие монашество более однородно.
Кроме того, в нём никогда не существовало деление на ордена. Поэтому его легко отличать, ведь все православные монахи носят одежду черного цвета в честь их скорби по совершенным грехам.
Подрясник и ряса — основные повседневные одеяния православного монашества всех степеней
Монашеское облачение, носимое монашествующими всех степеней в православии, представляет собой подрясник и рясу. Подрясник ― это длинное, до пят, одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами.
Подрясник — нижнее одеяние. Он чёрного цвета. Этим монахи отличаются от клира. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.
Главные предметы из облачения православного монаха. Одеяние монаха может меняться, в зависимости от того, на какой степени монашества он находится
Под рясой понимается верхнее одеяние. Оно имеет длинные, ниже ладоней, широкие рукава. Рясы преимущественно черного цвета, но могут быть темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета.
Материалы для ряс те же, что и для подрясников. И ряса и подрясник символизируют одежды Христа. Похожую одежду Он носил, естественно, что выглядела она немного иначе.
На Руси рясы стали носить после Поместного Собора 1666-1667 годов.
Слово «ряса» происходит от греческого слова «то рáсон». Оно означает оскребанная, вытертая, лишенная ворса, поношенная.
Такая, почти, что нищенствующая одежда носилась в Древней Церкви монашествующими. Именно из монашеской среды ряса вошла в обиход всего православного духовенства.
«Суд над патриархом Никоном». С.Д.Милорадович. 1885 год, холст, масло. Большой Московский Собор не только породил раскол в Русской Церкви, но и ввёл ношение среди священников и монахов ношение рясы, по образцу православного Востока
В Русской Церкви до ХVII века рясы не были обязательны. Большой Московский собор 1666-1667 годов постановил благословить для русских священнослужителей и монахов духовные одеяния, принятые в то время на православном Востоке.
При этом делалась оговорка, что Собор не принуждает, а только благословляет ношение таких одеяний и строго запрещает осуждать тех, кто не решится носить их. С ХVIII века монашествующие стали носить в основном только черные подрясники и рясы первого вида, тогда как в древности они часто носили зеленые однорядки, а белое духовенство сузило цветовую гамму своих одежд.
Мантия обозначает особую отрешённость монахов от мира
Длинное одеяние духовенства является знамением Божией благодати, облекающей служителей Его, покрывающей их человеческие немощи; суконный или шерстяной подрясник монахов, подпоясанный кожаным поясом, — это образ власяницы и кожаного пояса, какие носил в пустыне проповедник покаяния Иоанн Креститель (Мф. 3, 4).
Именно поэтому в христианстве и, особенно в православии носиться только длинное одеяние. При этом особенную отрешенность монахов от мира обозначает мантия.
Книжная миниатюра. Иерусалимское королевство. XII век. Лондон. Британская библиотека. Длинная одежда духовенства и монашествующих — это образ той одежды, которую носил Иоанн Креститель
Ещё она называется палий и представляет собой длинную, без рукавов накидку с застёжкой только на вороте. Она спускается до земли и покрывает собой подрясник и рясу.
В первохристианские времена это была одежда всех христиан и она символизировала, что обратившийся ко Христу отрекается от всех званий, имевшихся у него в языческой среде. Позже она стала принадлежностью только монашествующих.
На Руси же с самого момента появления мантии она всегда считалась принадлежностью монашествующих. За выход в город без мантии монахи наказывались в ХVII веке ссылкой в отдаленные монастыри под крепкий надзор.
Такая строгость связана с тем, что в те времена одеяние монаха ещё не предусматривало наличие рясы. И ранее и в наше время все мантии у монашествующих черного цвета.
Панагия и омофор
Омофором называют длинную ленту ткани, украшенную крестами.
Его надевают на плечи так, чтобы один конец спускался спереди, а другой — сзади. Архиерей не может совершать службы без омофора. Носится он поверх саккоса. Символично омофор представляет овцу, которая заблудилась. Добрый пастырь принес ее в дом на своих руках. В широком смысле это означает спасение Иисусом Христом всего человеческого рода. Архиерей, облаченный в омофор, олицетворяет Спасителя Пастыря, который спасает заблудших овец и на своих руках приносит их в дом Господа.
Поверх саккоса также надевается панагия.
Это круглый значок, обрамленный цветными камнями, на котором изображен Иисус Христос или Божья Матерь.
К облачению епископа можно также отнести орлец. Коврик, на котором изображается орел, подкладывается под ноги епископу во время службы. Символично орлец говорит о том, что епископ должен отречься от земного и возвысится к небесному. Архиерей должен повсюду становиться на орлец, таким образом всегда находясь на орле. Другими словами, орел постоянно носит на себе архиерея.
Также во время богослужения епископы используют жезл (посох), символизирующий высшую пастырскую власть. Жезлом также пользуются архимандриты. В этом случае посох указывает на то, что они являются настоятелями монастырей.
Патриаршие клобуки
В Поместных Православных Церквах существуют различные традиции ношения патриарших клобуков. Так, в Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской церквах патриархи, как и все епископы, носят простой чёрный клобук, такой же, как и все монашествующие. В Русской церкви Предстоятель носит отличный от прочих епископов сферический белый клобук. В Грузинской церкви Католикос-Патриарх также носит сферический клобук (внешне схожий с куколем Патриарха Московского и всея Руси), но чёрный и без креста на маковце. Патриархи Сербской, Румынской и Болгарской церквей, в свою очередь, носят белые клобуки, подобные тем, которые носят митрополиты Русской православной церкви.
Фёдор Солнцев, российский художник, пишет: «Отличием патриарших клобуков от митрополичьих были нашитые на них изображения Деисуса и херувимов, также водруженный на маковице их крест. Хотя митрополит Евгений утверждает, будто до Никона Патриарха клобуки были без св. икон и без воскрилий, с какими носили их Новгородские архиепископы; однако, на клобуке патриарха Филарета видим и св. иконы и воскрилия. Покрывало сие обыкновенно было или чешуйчатое камчатное, или вязеное из шелка; оно украшалось жемчугом и драгоценными каменьями; образа́ на нём были шитые шелком или наведенные чернью на серебряных и золотых дробницах, или плащах. По назначению своему и времени употребления, клобуки были большого наряда, какие надевались в большие праздники, среднего и меньшего наряда, рядовые, или повседневные; потом теплые из лисьих черев, покрытые белым бархатом. Каптырь, или камилавка, была низменная, полусферическая, похожая на скуфью. С Никонова времени заметно более великолепия и знаменательных украшений, какие он любил придавать своему сану; тогда вошли в употребление греческие, так называемые рогатые, клобуки. На Соборе 1675 г. определяется это святительское отличие следующим образом: „Патриарх имеет в ношении на великие праздники клобук белый, на нём водружен крест вверху, в концах же образы чудотворцев обнизанные. В прочие дни на клобуках Серафимы и кресты обнизаны напреди имущие. Патриарший камилав имети, аще и беловиден из яковы либо вещи, по обычаю нашея Всероссийския страны, точию со нашвением Херувима, паче же приискренне имети нашвен образ креста“».
Монашеское одеяние в православии для монашеских степеней установлено разное
Костюм православного монаха отличается в зависимости от той степени монашества, к которой он принадлежит. Под степенями православного монашества понимают те этапы, которые православные монахи и монахини должны пройти в своей жизни в монастыре.
Так как монашеские обеты в православии, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность их исполнения перед Богом. Именно поэтому они не могут быть дать легкомысленно и степени монашества возрастают от простого к сложному.
В некоторых монастырях РПЦ насчитывается до 6 ступеней подготовки к ангельскому образу.
Русская Православная Церковь имеет традицию, согласно которой после того, как поступающий в монастырь прошёл послушнический искус (испытания) может стать монахом и в дальнейшем пройти три степени монашества.
Эти степени различаются количеством даваемых перед Богом обетов, а также различными аскетическими правилами поведения и послушания. Кроме того, они носят разные монашеские одеяния.
Постриг в иноки в Валаамском монастыре. Здесь существует своя традиция, согласно которой первый постриг совершается в инока, который с рясой надевает уже клобук
Во время монашеского пострига постригающийся в монахи приносит обет отречения от мира и ему даётся новое имя. Оно избирается в честь того святого, который становится покровителем постригаемого. Стоит при этом отметить, что в некоторых монастырях уставы предусматривают до шести ступеней подготовки к ангельскому образу. Первые три из них следующие:
- Трудник или трудница. Это человек, проживающий в монастыре и работающий в нём «во славу Божью. Цели принятия монашества они не имеют, поэтому одеяние монашествующих не носят, но должны на территории монастыря находиться в простой, скромной одежде.
- Послушник или послушница. Это трудник, прошедший послушания в монастыре. Он получает благословение на ношение подрясника и скуфейки. Женщины могут носить черный платок, который закрывает лоб. Имя у трудника остаётся мирское, если же трудник — семинарист или приходской пономарь, то он принимается в монастырь в чине послушника.
- Рясофорный послушник или же послушница. Для этой степени монашества даётся благословение носить следующие иноческие одежды: ряса, камилавка или иногда клобук, чётки, для женщин — скуфья и апостольник.