Описание и виды кружев: красивые разновидности кружевоплетения

Выбор ажурных занавесок

Создание ажурных красивых штор осуществляется разными способами. В первом случае на основание всего изделия пришивают отдельные самостоятельные плетеные фрагменты.

Такой способ придает готовому полотну уникальный внешний облик. Во втором варианте создается полностью кружевное изделие.

Чтобы сделать ламбрекены, используется платная тканевая основа или, как альтернатива, поролоновая – бандо. Интерьеры с фото ажурных штор, где плетеный узорчатый орнамент сочетается с практически прозрачной легкой тканью, выглядят по-настоящему очаровательно.

Главная особенность подобных оконных штор заключается в из способности делать атмосферу в любом помещение легкой, более уютной и по-домашнему теплой. Благодаря многочисленным мастер-классам сегодня можно легко создать ажурные шторы своими руками и украсить ими свой дом.

Вопросы и ответы

Какие нити выбрать для игольного кружева?

Лучше всего подойдет тонкий шнур «гусеничка». Он достаточно объемный, и в то же время изделие получится легким, почти невесомым. Можно связать шнурок для кружева крючком из хлопковой, шелковой или смесовой нити, а также купить готовый (продается в мотках).

Как спрятать обрезанные концы шнура на лицевой части?

При обрезке шнура по ходу рисунка следует оставлять несколько сантиметров запаса. Эти кончики по завершении работы распустить. С помощью иглы вышивальными стежками соединить с другими элементами кружева.

Можно ли обойтись без тканевой подложки?

Опытные мастерицы используют только картонную основу или тонкий пенопласт. К такой подложке шнур не пришивают, а прикалывают швейными булавками.

Нитки для плетения кружев

Нитки для кружевоплетения могут быть выполнены из вискозы, хлопка, шелка, льна, шерсти и других материалов. Для изготовления кружева не всякие нитки подойдут, например, капрон и вискоза часто запутываются и легко рвутся. Шелковые нити рекомендуется приобретать только опытным кружевницам, поскольку с ними довольно сложно работать. Льняная нить самая грубая и неровная из всех. Хлопчатобумажные нити подойдут и для начинающих в этом непростом деле. Хотя белые нитки нужно плести очень аккуратно, так как они легко пачкаются. И, кстати, на фоне белых нитей в готовом изделии лучше всего видны ошибки плетения. Шерсть в кружевоплетении используется редко.

Очень часто для изготовления кружева мастерицы применяют мулине. Яркие оттенки, широкий спектр цветов, прочность и плотность плетения – вот основные достоинства мулине. Считается, что немецкое и датское мулине самое качественное.

Кружево фриволите

Технология плетения этого кружева — это плетение двойных узлов при помощи нити и иголки. Чтобы научиться плести кружева, нужна крученая пряжа и волокно из хлопка или шелка. Кроме этого потребуется игла с тонким ушком и крючок. При помощи узелков, дужек и кружочков получается причудливый узор.

Основа кружева – это двойной узелочек, а орнамент состоит из кольца, арки и пико. Например, на фото ниже на иголке: 4 двойных узелка, одно пике, 5 двойных узелков, одно пике и 5 двойных узелков. Чтобы получить колечко, через них протягивается нитка, идущая от иголки.

Техникой фриволите получаются неповторимые изящные изделия. Из кружевных деталей, используемых как отдельные фрагменты, делаются серьги, кулоны, а также декорируется женская одежда. Это кружевное полотно украшает самые простые вещи, делая их восхитительно красивыми.

Для начинающих в этой технике будет полезным видео, в котором мастерица дает пошаговую инструкцию выполнения работы. Просмотрев его, станет понятно, как сделать кружева своими руками.

Имитация вологодского кружева крючком: легкая схема

Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая. Это и является главной причиной того, что многие вязальщицы боятся прибегать к плетению. Если же овладеть искусством вязания тесьмы крючком, то удастся создать не менее красивые изделия.

Ход работы:

  1. Сначала набирается девять воздушных петель.
  2. Во втором ряду провязывается четыре столбца с накидом.
  3. Делается для фестона пять воздушных петелек.
  4. После этого работа переворачивается и провязываются столбики над столбиками, набирается пять воздушных стежков для фестона.


Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая

Традиционные для определенных регионов

Как мы уже отмечали ранее, кружева классифицируются также по географическому принципу, т.е. в зависимости от места, где техника плетения того ил иного узора зародилась и была наиболее распространена во все времена.

Французское

Первой разновидностью французского ажура считается алансонское. Это подвид традиционного игольного кружева, появившийся в городе Алансон в середине XVII в. При помощи иглы на сетке с шестигранными ячейками или тюле вышивается мелкий растительный узор. Рисунок предварительно чертят на плотной бумаге, после чего линии обводят плотной нитью, получается выпуклый орнамент. Затем мастер разрезает мелкие стежки для освобождения готового изделия.

Время придало алансонскому кружеву особую легкость. Основной узор сдвинулся к краю, а фон заполнили крохотные мушки, цветы, бабочки.

Не менее известно кружево Шантильи, зародившееся в одноименно французском городке. Его плетут черными шелковыми нитями на специальной сетчатой основе, ячейки которой имеют форму сот. Способ исполнения узора тоже не совсем обычный – частота переплетения нитей периодически меняется, что в результате позволяет создать объемный узор. Края орнамента обшиваются плотной нитью, что придает рисунку еще большую выразительность.

Итальянское

Италию справедливо считают родиной кружева, ведь именно ее мастера впервые познакомили мир с орнаментом ретичелла, сплетенного и сшитого иглой. Первое время рисунок выполнялся на ткани, позднее его начали повторять прямо на нитях. Чаще всего на таком ажуре можно было увидеть простейшие геометрические фигуры, которые со временем преобразовались в орнамент, получивший название «стежки в воздухе».

Особую популярность обрел венецианский гипюр, который считается классическим во всем мире. Сегодня его рельеф практически незаметен, а сам узор можно назвать довольно лаконичным. На заре своего становления венецианское кружево, напротив, поражало воображение сложными узорами в виде растительных побегов с бутонами, соединенными между собой.

Брюггское

Вязаное кружево родом из бельгийского города Брюгг очень схоже с плетением на коклюшках и создается на основе ажурных лент, соединяемых между собой при помощи крючка. По сути, это тесьма, выложенная узором с плавными, округлыми очертаниями. В настоящее время мастера дополняют ленту петлями по бокам, с помощью которых она вплетается в общий рисунок прямо в процессе вязания.

Венецианское

Венецианский ажур – это невероятное сочетание нежности, изящества и роскоши, которое сопровождается контрастом между объемными линиями и мелкими элементами на сетчатых участках.

Румынское

В наши дни рукодельниц, плетущих румынское кружево, встретишь нечасто – им на смену давно пришли механизированные станки. Несмотря на это румынский ажур не утратил своей красоты и продолжает быть востребованным среди ценителей высокого искусства.

Узор складывается из вязаных шнуров, которые закрепляют на тканой основе и обвязывают по схеме. При этом исполнено румынское кружево может быть в разных техниках – оно может быть сплетено челноком, сшито, связано (на спицах или крючком) или создано в узелковой технике.

Елецкое

Представленный вид ажура по праву считается одним из самых сложных – для его создания могут быть задействованы до полутора тысяч коклюшек, благодаря чему кружево получается многопарным. Преимущественно на таком кружеве встречаются растительные орнаменты.

французское кружево

вологодское кружево

брюггское кружево

венецианское кружево

В качестве основы берутся лен и шелк в светлых и темных оттенках. Для плетения используется специальная хлопковая нить, она бывает разной толщины и цветов. Конечное полотно отличается тонкостью, нежностью миниатюрного рисунка, разнообразием композитных решений, плавностью переходов от плотного орнамента к ажурному фону.

Ирландское

Речь пойдет о стариной технике кружевоплетения, которая зародилась в Ирландии и по праву считается королевской. Ее характерной особенностью является поочередное выполнение отдельных элементов и последующее их соединение в одно полотно.

Вологодское

Ажур, пришедший из Вологодской области, испокон веков плетут на коклюшках. Это сцепной вид кружева, для создания которого используется непрерывная тесьма из плотного льняного полотна, одинаковая по всей длине и создающая узор за счет плавных изгибов. В получившихся орнаментах можно разглядеть образы природы Крайнего Севера, узоры с морозных окон, а также мотивы северного деревянного зодчества. Универсальность таких изделий поражает – ими декорируют одежду, постельное белье, столовой текстиль, даже сумочки с валенками.

Коклюшка

Коклюшка Коклюшка – это необходимый атрибут для плетения кружева, благодаря которому еще с XV века кружевоплетение получило название коклюшечное.

Общее определение: коклюшка – это палочка, на которую наматывают нитки для плетения кружева.

Коклюшку изготавливают из различных материалов: дерево, пластмасса, слоновая кость. В основном для её изготовления используют дерево различных пород: береза, клен, ель и дуб.

Здесь всё зависимости от предпочтений кружевницы и будущего кружевного изделия. Из дуба делают тяжелые и укрупненные коклюшки для толстых ниток, а из остальных более легкие, пригодные для плетения менее толстыми нитками.

Заказать такие коклюшки, как правило, можно почти в любом столярном цехе или купить в специализированном магазине. Главное при заказе мастеру указать определенные размеры будущего изделия.

Стандартные размеры коклюшки таковы:

— длина 14 — 16 см — диаметр коклюшки 1,5 см — головка или шапочка 1,6 см — длина шейки 4 см — диаметр шейки 0,6 – 0,8 см

Для наглядности и большей понятности мастеру можно сделать примерный чертеж коклюшки. Также для удобства плетения, лучше попросить мастера заострить нижнюю часть коклюшки.

После изготовления или покупки в магазине коклюшки, первым делом стоит проверить гладкость изделия. Коклюшка должна быть гладкой. Если же коклюшка чуть шероховата, то не стоит расстраиваться. Ведь в таком случае по ней можно пройтись наждачной бумагой мелкого зерна и все подправить.

Если же шероховатость совсем не значительна, то она исчезнет сама собой при плетении, в виду постоянного контакта с руками.

Особенно важным при использовании коклюшек из дерева является то, что не стоит их покрывать дополнительным материалом. К примеру, лаком. Ведь лак лишь способствует усиленному загрязнению коклюшек при плетении и быстрой смене в виду невозможности их очищения от загрязнений. В то время как нелакированные коклюшки легко моются в мыльной воде жесткой губкой, после чего тщательно высушиваются и снова входят в эксплуатацию.

Обычное количество коклюшек, которое необходимо для начальных занятий кружевоплетения — примерно 50 штук, хотя кружево и плетется от 6 до 12 парами. Здесь дело в том, что остальные являются залогом на будущее от различных поломок и возможных потерь.

Коклюшка – это неотъемлемая часть плетения коклюшечного кружева, которая к тому же еще и создает необычайную музыку при плетении кружевных изделий.

P.S. Приобрести для себя удобные и практичные коклюшки для кружевоплетения Вы можете здесь: www.koklushka.ru.

Как правильно ухаживать за изделиями из кружевных полотен

За такими изделиями необходимо правильно ухаживать. В противном случае их можно легко повредить.

Кружевной веер

При этом рекомендуется соблюдение следующих правил:

  • Нужно стирать руками с аккуратностью. Если требуется воспользоваться стиральной машиной, то надо установить режим деликатной стирки.
  • Желательно не использовать стиральный порошок, а предпочесть жидкое моющее средство.
  • Дорогое и редкое кружевное изделие стоит отдать в химчистку.
  • Если кружевная ткань была повреждена, лучше всего это сможет исправить профессионал.
  • Даже при кратком выкручивании нужно быть аккуратным. Рекомендуется перед этим завернуть изделие в простыню.
  • Сушить его нужно без использования прищепок. Желательно аккуратно разложить его на ровной поверхности.

Салфетка

При соблюдении указанных правил это изделие прослужит еще много лет.

Кольцо

Попробуем сплести с помощью иголки и нитки оригинальные колечки. Набираем восемь ДУ, одно П и ещё четыре полных У.

Все набранные узелки спускаются вниз по инструменту, их мы придерживаем пучками пальцев. Дальше протягиваем по пряже, но не доходим до конца.

Потихоньку протягиваем волокно, на краю образуется большая петличка.

Через неё запускаем иглу.

Теперь хорошо затягиваем, придерживая нитку и связанный фрагмент перстами.

Удерживая, завязываем узел.

Положив сверху на руку готовый кружочек, аккуратно нажимаем на него, заглаживая иголочкой.

Вот и готов очередной элемент столь неординарного вязания. Далее мы с вами будем учиться соединять между собой мотивы. Для этого нужно сплести четыре ДУ.

Уложив на кисть левой руки так, чтобы П было развернуто от мастера, берем вязальный крючок.

Инструмент запускаем в П и протянув ведущую нитку, помещаем её на иголке.

Тщательно подтягиваем.

Смотрите на фото, иллюстрирующее пошаговый процесс соединения. По иллюстрациям все понятно и отлично видно, как и что делать.

Таким приемом, мы с вами сумели соединить два фрагмента:

  • настоящий
  • будущий

Далее три раза по 4ДУ между ними ввязываем П. Всего на иголочке образовалось шестнадцать петель.

Тихонько опускаем готовые образования с иголочки, протягивая нить и замыкая мотив в колечко.

Далее плетем второе по такому же принципу.

Стягиваем и фиксируем, завязав узелочек.

Из простых деталей получился трилистник с одинаковыми боковыми частями и немного большей центральной.

Гипюр – родом из Венеции

Хотя «гипюр» слово французское, в дословном переводе означающее «плести», «оплетать», родиной этой красивейшей ткани является Венеция. В давние времена гипюр производился только вручную мастерицами высокого класса.

В наше время для изготовления гипюровых тканей используют специальные машины, которые, действуя по заданной программе, плетут ткань из натуральных или синтетических нитей.

В первом случае гипюровое полотно получается плотным, с выраженным выпуклым рисунком. Во втором выходит тонкая бельевая ткань.

Виды гипюра и его применение

Гипюровая ткань подразделяется на несколько видов:

  1. Классический гипюр. Эта универсальный материал, подходящий как для нарядной одежды, так и для гардин. Чаще всего используются натуральные волокна с небольшим добавлением синтетики.
  2. Гипюр с полиэфирными волокнами. Благодаря добавлению люрексовой нити ткань блестит, что позволяет шить одежду для особо торжественных случаев.
  3. Гипюр на сетке. Легкое и воздушное кружево идеально для блузок, легких платьев, пеньюаров.
  4. Стрейч-гипюр. Вплетение нитей лайкры делает кружевную ткань эластичной. Одежда из этой ткани прекрасно облегает фигуру, повторяя все изгибы.
  5. Гипюр-кожа. Эта ткань получила свое название за повышенную плотность и прочность.
  6. Трикотажный гипюр. Для изготовления используются шерстяные или искусственные волокна. Из него делают свитера, блузоны, кофты и т п.

Гипюр – положительные стороны и недостатки

Достоинства гипюра, как и всех других кружевных полотен, неоспоримы:

  1. Даже небольшая гипюровая вставка сделает из повседневной одежды нарядную.
  2. Учитывая разнообразие видов, узоров и оттенков, гипюр можно подобрать для любого типа фигуры.
  3. Ткань хорошо пропускает воздух и не парит.
  4. Гипюр универсален – он подходит и для изысканных свадебных платьев, и для пошива гардин и занавесей.

Ну и, как обычно, не обойтись без минусов:

Гипюр чересчур прозрачен, поэтому требует подкладки из более плотного материала.
Ткань не слишком проста в пошиве

Для того, чтобы изделие выглядело эстетично, нужно тщательно подбирать рисунок при раскрое.
Если материя слишком тонкая, то неосторожное обращение может вызвать затяжки или разрывы.. Если на ярлычке нет другого описания, то ухаживать за изделиями из гипюра следует так же, как и за ажурным кружевом

Если на ярлычке нет другого описания, то ухаживать за изделиями из гипюра следует так же, как и за ажурным кружевом.

Инструменты и материалы

В древние времена в качестве исходных материалов для кружева применялись нитки, сделанные из золота и серебра. Из них изготавливали воротники и манжеты для отделки нарядов королевской знати и придворных красавиц.

В настоящее время основой для фриволите может служить хлопковая и льняная пряжа. Для того чтобы кружево получилось изящным, необходимо правильно её выбирать. Есть несколько важных моментов, заслуживающих внимания:

  • Прочность. Кружевоплетение подразумевает выполнение колец, дуг, полудуг и других элементов. Если использовать недостаточно прочный материал, он будет рваться в процессе затягивания узлов.
  • Гладкость. Следует выбирать максимально гладкие нитки без ворса. Даже самые маленькие ворсинки будут препятствовать свободному движению узлов.
  • Равномерное окрашивание. Только при использовании нитей с ровной окраской можно получить красивое изделие. Пробелы придадут готовому кружеву неаккуратный вид.

Помимо материала, потребуется специальный набор игл и крючков. Его можно приобрести в любом магазине для рукоделия. Использовать обычные швейные иголки не рекомендуется, поскольку они очень короткие и острые. Сегодня в продаже имеются иглы из бамбука. Однако в сравнении с металлическими, их срок службы недостаточно долгий.

Простота и изысканность техники jacarelado

Мотивы и символы

Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды. Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб

— это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.


Узор в виде дуба. Русское кружево. Фото: festima.ruУзор в виде колоска

— тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.


Узор колос. Фото: ru.russianarts.online Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.

Лебедь

— это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.

Узор лебедь. Фото: wanderings.online

Феникс или Жар-птица

— это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.

Узор жар-птица. Фото: abbigli.ru

Как пришить кружево к подолу платья

Павлин

— нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.

Узор павлин. Фото: tr.pinterest.com

Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.

Оборудование для кружевоплетения

Чтобы начать обучение плетению кружев на коклюшках, для начинающих важным шагом является тщательная подготовка. Несмотря на то что оборудование для этих работ очень простое, его необходимо подготовить заранее. Вот что понадобится для таких работ:

  1. Коклюшки. Главный инструмент для кружевоплетения — это деревянные палочки цилиндрической формы с небольшим утолщением на конце. Под утолщением находится шейка для натягивания и намотки ниток. Этот инструмент всегда парный, поэтому в наборе должно быть чётное число коклюшек. Современные инструменты делают не только из дерева, но и из других материалов.

  2. Нитки. Для кружев используют разные нитки. Первое время обычно учатся на дешёвых хлопчатобумажных, а потом переходят на более прочные и более ценные. Очень популярны шёлковые и шерстяные кружева. Цвет, толщина и качество определяют по тому, что решают сплести.
  3. Валик. Или подушка для подложки на рабочем столе. Без этого оборудования невозможно нормально работать. Изготовляют такую подушку из плотного материала, в середину обычно зашивают твёрдую сердцевину, которую обматывают достаточным слоем поролона, чтобы булавки не доставали до сердцевины.
  4. Подставка. Приспособление в виде козлов для удержания валика в неподвижном состоянии. Роль такой подставки может выполнять простой фанерный ящик или другое приспособление, обеспечивающее надёжную устойчивость подушки.
  5. Булавки. Для плетения чаще всего используют декоративные булавки с цветными шариками на конце. Кто-то пользуется канцелярскими булавками. Однако их предварительно готовят для работ, заливая эпоксидной смолой или другим клеем верхние колечки, чтобы не цеплять нитку во время плетения.
  6. Крючок. Обыкновенный вязальный крючок нулевого номера используют при работах с коклюшками.
  7. Сколок. По сути, это рисунок будущего узора. Он выполняется на плотной бумаге в виде основных точек, где вставляют булавки для плетения кружева. Под него обычно подкладывают плотный картон. Чтобы сколок служил дольше, его некоторые запаивают в целлофан. Однако в век цифровых технологий легче всего распечатать новый сколок на принтере, чем думать о том, как сохранить старый рисунок для нового кружева.

Особенности техники

Игольное кружево, которое часто называют румынское кружево, плетут только нитью и иглой. Первые упоминания о технике плетения появились в Италии. Ажурная сеточка «ретичелла» выполнялась из льняной ткани, из которой частично выдергивали нити канвы и обшивали их в замысловатые рисунки. Украшением узора служили дополнительные стежки (бриды).

В Румынии плетение прижилось среди местных мастериц. Со временем оно усложнялось, вместе с нитями стали использовать тонкие шнурки для фактурного рисунка. Работа выполнялась с помощью игл, челнока, крючка, были разработаны различные стили. Но суть румынского кружева осталась неизменной. На жестком фоне (толстый картон или пластиковая основа) направляющая нить или тонкий шнурок закрепляют с помощью стежков. Позже наметку и фон удаляют, остается тонкое кружевное полотно.

Ткань с ажурной красотой

Во французском языке слово «ажур» означает «видимый насквозь». И действительно, ажурное кружево настолько прозрачно, что во многих случаях требует наличия подкладки. Ажурная ткань изготавливается из различных натуральных волокон – льна, хлопка, шелка и даже шерсти. Для придания ей прочности и эластичности добавляют искусственные или синтетические нити – эластан, лайкру, полиэстер, вискозу.

Современная ажурная кружевная ткань может быть как однотонной, так и многоцветной. Существует также «псевдоажур» – ткань для обивки мебели, имитирующая кружевной узор.

Основные характеристики ажурного кружева

Ажурная ткань никогда не потеряет популярность, поскольку обладает целым рядом несомненных достоинств:

Благородный вид, привлекающий внимание своей изысканностью и красотой.
Тонкость и изящество, позволяющие изготавливать неповторимые наряды.
Ажур отлично сочетается и с легкими, и с плотными тканями.
Кружевное полотно воздухопроницаемо, вызывает приятные ощущения при соприкосновении с телом.
Несмотря на легкость и воздушность, ткань хорошо держит форму, прекрасно драпируется.

В отличие от кружев ручной работы, ажурное полотно не столь требовательно в уходе и дольше сохраняет свой первоначальный вид.

Но, к сожалению, на фоне сплошных положительных качеств ажур имеет и негативные стороны:

Эффект просвечивания предполагает сочетание ажурного кружева с другими тканями, что не всегда нравится покупателям.
Перегородки между основными «мотивами» ткани иногда столь тонки, что при неосторожном обращении могут рваться, нанося изделию урон.

Для чего применяется ажурная ткань

Ажурное полотно традиционно применяется для создания женской и детской одежды:

  • свадебные наряды и платья для торжественных случаев;
  • бальные платья, карнавальные и театральные костюмы;
  • нижнее белье, чулки, колготки, перчатки;
  • шарфы и палантины;
  • блузки для нарядных костюмов;
  • воротнички, манжеты и другие элементы повседневных нарядов.

Ажурная ткань широко используется для украшения домашнего интерьера. Из нее шьют гардины, скатерти, салфетки, украшают полотенца и постельные принадлежности.

Уход за изделиями из ажурной ткани

Для того, чтобы кружевные ажурные изделия как можно дольше сохраняли свой первоначальный вид, нужно обеспечить им правильный уход.

  • Стирать кружево лучше руками, а при использовании машинки установить самый щадящий режим.
  • Ажурные ткани несовместимы со стиральными порошками, для них подходят только жидкие средства.
  • Дорогие изделия лучше всего отдавать в специальную чистку или стирать в полотняном чехле.
  • Ткань не выкручивают, а слегка отжимают в махровом полотенце.
  • Сушат изделие в расправленном виде.
  • Гладят ажурное кружево с изнанки через влажную марлю, установив утюг на режим «шелк».

Инструмент и техника плетения

Существует множество техник ручного исполнения ажура. Ниже приведены различные виды кружева, их названия, фото и описание.

Плетение коклюшками

Коклюшки – это специальные деревянные палочки, на которые наматывают нити, а затем в определенном порядке перебрасывают их с одной коклюшки на другую. За счет такой техники  получается длинная мерная полоска, от которой при необходимости можно отрезать кусок нужной длины. Участки рисунка плетутся сцепным способом, а затем соединяются между собой при помощи крючка.

Игольное

Этот старинный способ напоминает вышивку. Ткань крепится к бумаге с предварительно нанесенным рисунком. После этого сначала вышивается толстой иголкой контур, а затем заполняется стежками внутреннее пространство рисунка. Чаще всего для плетения используются льняные нити, а в качестве основы подходит любой тонкий материал, например, органза.

Хардангер

Кружево в технике хардангер выполняется на белом льне светлыми нитями (белого или бежевого цвета). Очертания узора вышиваются гладью, после чего необходимые участки материала удаляются маленькими ножницами. Рисунок заполняют стежками разной длины. Такой винтажный декор отлично подходит для украшения одежды, домашнего текстиля.

Узелковое

Существует два основных вида узелкового кружева – фриволите и макраме. Первая техника предполагает плетение нитями, закрученными особым способом, при помощи специальных челноков и иглы. Узелковый ажур – это идеальная основа для будущих салфеток, полотенец, покрывал, постельного белья, бижутерии, одежды и многих других изделий.

Для исполнения макраме требуются толстые плетеные нити, тесьма, бечевка. В данной технике вяжут модные шарфы и шали, предметы бижутерии и особенно популярные в наше время элементы декора интерьера.

Вязаное

Вязаный ажур изготавливают с помощью крючка или спиц. По сути, это то вязание, которым так любят заниматься тысячи российских женщин, даже не догадываясь, что создают настоящее кружево.

Кордовое

Техника корд предполагает использование сутажной (кордовой) нити, жесткость которой зависит от состава: полиэфирная нить с метанитом в составе придает волокну жесткость, в то время как вискозный и полиамидный сутаж более мягкий. Также кордовая нить может содержать шелк, полиэстер или люрекс. Главным отличием представленного вида кружева является выразительный блеск и объемность рисунка, из-за чего его часто применяют для украшения свадебных и вечерних нарядов.

Вилочное

При вилочном вязании мастера используют вспомогательный инструмент – вязальную вилку, в комплекте с крючком и нитками. Такой способ хорош для выполнения шарфов, палантинов, иных предметов гардероба. При этом результаты мастеров, выполняющих одни и те же изделия на одинаковом материале, могут кардинально разниться – многое зависит от соотношения ширины связанных на вилке лент и толщины пряжи.

Ришелье

Кружево ришелье отличается особой нарядностью. Оно вышивается преимущественно на льняной ткани или льняном батисте. Ришелье – это прорезная техника – сначала создается узор, затем он обшивается нитками, после чего промежутки между очертаниями рисунка вырезаются.

Еще одна важная особенность такой вышивки – бриды, своего рода «мостики» между крупными частями узора. Принцип их создания прост – необходимо обметать основную соединительную нить путем обвивки или обработки петельным или штопальным швом.

Ленточное

Ленточная техника предполагает вплетение в узор ленты и дополнение игольным кружевом или ажуром на коклюшках. Из такого материала получаются красивые воротнички, манжеты, другие вставки для одежды. Плести его можно как вручную, так и машинным способом. Второй способ быстрее, но при нем ленточные изгибы получаются не такими изящными, а само полотно – недостаточно высокого качества.

Филейное

За основу в филейном кружеве берется сетка с отверстиями в виде ромбов или квадратов. Необходимыми инструментами для его изготовления являются челнок, на который наматывают нити (предпочтительно натуральные), и палочки, которыми непосредственно плетут.

Кроше

Кроше — одна из самых старинных техник кружевоплетения, которая по сей день не теряет актуальности. Конечные изделия получаются с большим количеством сквозных отверстий, максимально прозрачными и ажурными. Наибольшую популярность получил узор «бабушкин квадрат».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector