Навигация

Содержание:

Как пройти на свое место в зале?

Первым в зрительный зал входит мужчина. Он указывает даме дорогу к месту (если этим не занимается театральный служащий). Вдоль ряда следует продвигаться лицом к сидящим людям, в случае необходимости извиниться тихим голосом, не привлекая излишнего внимания, и идти дальше.

В том случае, если проход между рядами является очень узким, тот, кто сидит, должен встать, чтобы пропустить проходящего. Первым идет мужчина, который, дойдя до места, должен остановиться и дождаться, пока сядет его дама, а затем сесть сам. Места необходимо занять до того, как прозвенит третий звонок. Если места расположены в середине ряда, то лучше проследовать на них заранее, чтобы лишний раз не беспокоить сидящих по бокам.

Если же места находятся по бокам, то стоит, наоборот, не спешить, чтобы не пришлось все время пропускать зрителей в середину ряда. Если вдруг оказалось, что ваши места кто-то занял, нужно предъявить сидящим на них людям свои билеты. А затем очень вежливо выразить просьбу об их освобождении. В случае когда куплены «двойные» билеты, нужно обратиться к служащим театра, в обязанности которых входит разрешение данной проблемы.

Вместо заключения

Дети – самостоятельные личности, но вместе с тем они — продолжение нас, взрослых, наше отражение. Глядя на то, как ведет себя ребенок с окружающими его людьми, можно сделать далеко не поверхностные выводы о нормах приличия, принятых в его семье. Не зря говорят, что воспитывать нужно не детей, а себя, потому что дети берут пример с тех, кого они видят каждый день, кого они любят и кому хотят подражать.

Подавайте хорошие примеры, и тогда поведение ваших детей не разочарует вас. Даже на расстоянии вы будете уверены, что вам не придется краснеть, приносить извинения и проводить неприятные беседы с ребенком в надежде исправить то, в чем промахнулись.

С какого возраста следует начинать обучение этикету?

Многие родители могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения.

Еще совсем маленького кроху легко можно начать приучать к хорошим манерам взглядом, интонацией, определенными фразами. К примеру, следует желать крохе приятного аппетита, благодарить его, если он протянул вам погремушку и т.д.

  • С четырех до шести лет ребёнок должен осознать необходимость обучения хорошим манерам — это поможет ему в общении со сверстниками и со взрослыми. Важная роль в обучении отводится не только родителям, но и воспитателям детских дошкольных учреждений
  • Обучение этикету проводится также и в школах, однако к этому возрасту ребенок уже должен иметь определенные знания в этом деле

Театр начинается с вешалки

1. Войдя в театр, проводите свою даму в гардероб

После того, как вы открыли солидную дверь солидного театра и пропустили вперед даму, не нервничайте. Гардероб долго искать не придется. Как правило, он располагается сразу после вестибюля.

2. Помогите своей даме с верхней одеждой

Девушке всегда приятно, когда мужчина помогает ей с пальто. К этому дамы, как правило, не привыкают. Особенно приятно, когда мужчина быстро проявляет инициативу в помощи с верхней одеждой, избегая неловкой паузы, когда девушка еще этого ждет, а он напрочь забыл. Ведь девушке так приятно каждый раз (!) сделать удивленное лицо и чуть слышно прошептать: «Ой, спасибо!»

 

3. Сдайте вещи дамы гардеробщице

Не заставляйте девушку держать свое пальто, пока вы раздеваетесь!

4. Разденьтесь сами и сдайте свои вещи

Здесь ничего объяснять не надо. А если надо, то эту статью вам читать пока рано.

После окончания

Выразить благодарность деятелям искусств можно, подарив цветы после окончания спектакля. К букету дозволяется добавить поздравительную открытку с пожеланиями. Букет цветов передается сотруднику театра, который вручает его артисту на сцене либо относит в гримерную комнату. Преподносить букеты от анонимных дарителей является не совсем приличным жестом и нарушением этики.

Если вы знаете, что из-за определенных обстоятельств вам нужно будет покинуть театр раньше окончания постановки, то последнее театральное действие смотрят с балкона. Таким образом, вы уйдете, никому не помешав.

Нередко после завершения спектакля у гардероба образуется большая очередь. Чтобы время в ожидании своей одежды прошло с пользой, можно отправиться в фойе и там дождаться свою очередь, беседуя о прошедшем мероприятии. Получив одежду, мужчина изначально надевает пальто, следом подает даме плащ или шубу. После спектакля галантный кавалер должен сопроводить спутницу домой.

Правила посещения детского театра

Не пугайтесь! Больно, страшно, сложно – не будет! Правила посещения легко выполнять:

  • Когда брать билеты на представление? На сайте театра есть афиша всех спектаклей с расписанием и временем. Количество зрителей ограничено, поэтому билет лучше приобретать заранее.

  • Не приходите на спектакль с больными детьми! Согласитесь, что вам не понравится, если рядом будет постоянно кто-то чихать. В случае заболевания напишите нам письмо с указанием номера билета и причины. Администратор после вашего выздоровления предложит альтернативный вариант – билет не пропадет.

  • Что одеть в театр ребенку? Этикет Беби-театра не запрещает одевать ребенка комфортно и удобно, если только вы не решились привести малыша в пижаме. Одежда должна быть по сезону, но учитывайте, что на интерактивных площадках театра всегда тепло, а дети не только сидят, но и двигаются. На спектаклях театра всегда присутствует фотограф, который не оставит без внимания ни одного маленького зрителя. Чтобы снимки получились красивыми и выразительными, одевайте ребенка нарядно.

  • Не забывайте для детей сменную обувь! В нашем спектакле дети всегда участвуют в представлении, и, согласитесь, видеть грязные разводы от обуви там, где малыши ползают, танцуют и лежат не слишком приятно и гигиенично. А еще откроем тайну – мы очень трепетно относимся к сохранности декорации и прочего реквизита. Родителям также предлагается взять сменную обувь или, сняв уличную, оставаться в чистых носочках.

  • Когда приходить на представление? В новой незнакомой обстановке ребенку понадобится время для освоения: приходите за 20-30 минут до начала спектакля. За это время вы успеете, при необходимости, переодеть, поправить, причесать детей. А малыши за это время освоятся, рассмотрят обстановку, почувствуют себя комфортней.

  • Следите на спектакле за своим ребенком! Малыш не должен мешать другим детям: кричать, плакать, кусаться, бросаться игрушками, дергать других за одежду… Если ваше тихое замечание проигнорировано, лучше выведите малыша из помещения на 3-10 минут, чтобы тот успокоился. Но, честно говоря, на наших представлениях так интересно, что до таких крайних мер обычно не доходит. Детям постарше объясните дома, почему нельзя мешать зрителям в театре, попробуйте для наглядности даже проиграть ситуацию с игрушками.

  • Не отвлекайте актеров! Несмотря на то, что представления в Беби-театре – это игровые постановки, следите чтобы ваш ребенок не лез без спросу к декорациям, сказочным персонажам и артистам. Актеры сами позовут детей, когда надо будет активно участвовать, танцевать или играть. После представления у малышей будет возможность обнять полюбившихся героев и сфотографироваться с ними на фоне декораций.

В Беби-этикете нет ничего сложного: соблюдайте правила памятки, будьте вежливы, никому не мешайте!

Театральный этикет для детей

Чтобы театр остался в памяти ребенка сказкой, необходимо подготовить малыша к посещению спектакля:

  1. Дать краткий экскурс о театре: что это такое и для чего существует.
  2. Совместно выбрать тему из репертуара детских спектаклей.
  3. Объяснить, как надо себя вести в театре и почему.

Спектакль должен подходить по возрасту: тогда юному зрителю не будет скучно.

Ребенок должен почувствовать праздничную атмосферу еще дома во время сборов — по нарядной одежде, прическе, сумке.

Родители должны объяснить малышу, что театр — это культурное заведение, в котором нужно соблюдать правила приличия.

Детям в театре запрещено:

  1. Бегать перед спектаклем и в антракте.
  2. Кричать, шептаться, шаркать ногами. Лишние звуки мешают во время просмотра. Если ребенок капризничает, лучше выйти с ним из зала.
  3. Есть что-либо, шелестеть фантиками, греметь бутылками в зале. Для маленького зрителя нужно предусмотреть бесшумный перекус.
  4. Спать по время представления. Если ребенок засыпает, лучше увести его домой.
  5. Пользоваться мобильным телефоном или другими гаджетами.

Перед спектаклем и во время антракта следует отвести ребенка в туалетную комнату.

По окончании спектакля нужно объяснить юному зрителю необходимость поблагодарить артистов аплодисментами.

Если посещение театра проходит в рамках школьной учебной программы, школьники должны следовать указаниям сопровождающего. Учитель в данном случае отвечает за безопасность и поведение учащихся.

Безопасность

Помимо того, что деревянные конструкции и элементы декораций сцены должны быть обработаны специальными огнезащитными растворами во избежание пожаров и задымлений, на сцене и за кулисами запрещено курить и использовать открытый огонь. Постановка и применение любых спецэффектов с использованием пиротехники осуществляются только профессионалами при строгом соблюдении правил техники безопасности для театров и концертных залов.

Следующие правила нацелены на безопасность самих артистов, занятых в спектакле.

  • Запрещено приносить и оставлять на сцене предметы, не относящиеся к выступлению. На репетициях артисты десятки раз отрабатывали каждую сцену и хорошо знают, где что лежит. Это позволяет им бегать, отыгрывать сценические поединки, выполнять акробатические номера и не бояться споткнуться или удариться о неожиданный предмет.
  • Запрещено самовольно менять реквизит перед спектаклем. Особенно это касается муляжа холодного оружия для сценических боев и других предметов, представляющих потенциальную опасность для партнера.
  • Запрещено приносить на сцену или иметь при себе любые потенциально опасные предметы, например, ножницы, ножи, стеклянную тару и прочее подобное, если это не утвержденный реквизит.
  • Категорически запрещено выходить на сцену в нетрезвом виде.

Дресс-код в театр

Лет 200 назад почтеннейшая театральная публика, занимающая места в партере и ложах, была разряжена во всё самое лучшее, самое новое, самое яркое. В бинокли рассматривались не только актёры. На сцене шло действо, а в зале – демонстрация богатства, нарядов и украшений.

Со временем в театр был допущен разночинный народ, привилегии стёрлись, и, с учётом удобства для артистов и зрителей, театральный дресс код перестал быть официальным.

Дресс-код – форма одежды, предписанные нормы в гардеробе для того или иного мероприятия. Дресс-код бывает служебным и событийным. К первому типу относятся школьная и студенческая форма, а также деловой стиль в одежде. Дресс-код второго типа зависит от времени и торжественности мероприятия и всегда указывается в официальном приглашении.

Одежда

В театре применение дресс-кода возможно на закрытых театральных премьерах или вручении театральной премии. Приглашённые мужчины должны надеть чёрные смокинги, белые рубашки и чёрные галстук или бабочку. А женщины надевают длинные вечерние платья и туфли на каблуке. Вот и все обязательные случаи «правильной одежды» (так переводится сочетание «дресс-код»). Современные требования к туалетам, в которых можно прийти на спектакль, довольно демократичны. Допустимы и торжественные наряды для классической оперы или балета, и джинсы с кроссовками для экстравагантного модного спектакля.

Главное качество театрального платья – не привлекать к себе внимания. Поэтому:

на нём нет больших декольте и разрезов;

оно не прозрачно, не блестит, не сверкает;

цвет ткани спокойный и сдержанный;

длиной от колена до щиколотки;

элегантно, удобно, красиво.

Не бросается в глаза и мужской костюм. Классический вариант с галстуком или джинсы с пиджаком не должны быть яркими, мятыми, рваными.

О требованиях к одежде можно узнать на официальных сайтах театральных площадок. Большой театр в Москве, например, не пропустит в зал зрителя в шортах. Мариинский театр и другие театры Санкт-Петербурга – в пачкающей (грязной) одежде.

Причёски

Театральный этикет гласит – всем должно быть удобно. Это относится и к причёскам зрителей. Считается дурным вкусом приходить в театр с длинными распущенными волосами, цепляющимися не только за спинки кресел, но и за одежду зрителей. Пышная причёска, как и высокие начёсы у женщин мешают смотреть спектакль тем, кто сидит позади.

С короткими волосами проблем нет. Оптимальный вариант для длинноволосых – аккуратная невысокая укладка с использованием заколок.

Обувь

Голос артиста нужно беречь не только от холода, но и от пыли, поднимающейся с пола. По этой причине в театрах лежат ковровые дорожки, а перед входом установлены автоматы, очищающие обувь зрителей от грязи, снега, песка. Нет автоматов? Есть обувная губка. Нет губки? Есть сменная обувь. А уличная – складывается в пакет и сдаётся в гардероб вместе с пальто.

Обувь должна быть удобной, комфортной для ног в течение всего времени просмотра спектакля, который может идти от 2 до 6 часов. Так же, как и одежда, она не должна быть яркой и сверкающей.

Неприемлемы для театра:

  • шлёпанцы,
  • пляжные тапочки,
  • вьетнамки,
  • футбольные шиповки.

Аксессуары

Украшения из драгоценных камней и меховые палантины редко встретишь в современных театрах. А вот скромные золотые колечки, серёжки, браслеты, качественная бижутерия часто подчёркивают индивидуальность своих хозяев.

С помощью шейных платков и шарфов костюм вышедшего из офиса менеджера можно в считанные секунды превратить в элегантную и праздничную одежду.

У опытных театралок в руках всегда маленькая сумочка-клатч.

Дисциплина

В уважающих себя театрах не бывает недисциплинированных актеров. Они либо не попадают в основной состав труппы, либо не задерживаются в нем. Нередки случаи, когда артист выходит на сцену несмотря на страшные жизненные обстоятельства, например, потерю близкого человека или тяжелую болезнь. Многие актеры, например, Андрей Миронов, умерли прямо на сцене.

  • Запрещены любые контакты со зрителем во время спектакля, если только они не являются частью постановки.
  • За 15 минут до начала спектакля артист должен находиться за кулисами одетый и загримированный, его реквизит должен быть собран и подготовлен.
  • Запрещено каким бы то ни было образом отклоняться от принятых на репетициях последовательности действий, текста, мизансцен и прочего. Все правки вносятся в спектакль только на репетициях.
  • Запрещено выяснять личные отношения с другими актерами труппы в ходе репетиций и спектакля. На время театральной игры даже заклятые враги становятся надежными партнерами, доверяют друг другу и несут ответственность один за другого.

Чего не нужно делать?

В таких местах, как музыкальный, драматический и оперный театр нельзя совершать определенные действия, которые противоречат правилам этикета.

Не берите еду в зрительный зал. Ведь в антракте можно посетить буфет, чтобы утолить голод.

Не берите в зал объемные вещи, они должны оставаться в гардеробной. При себе дозволительно иметь театральную программку и бинокль, дополнительно для женщин – маленькую сумочку в руках.

Не используйте театральный бинокль, чтобы рассматривать присутствующих в зале людей. Не нужно класть на край балкона посторонние предметы. Ведь при одном неловком движении они упадут на зрителей, сидящих в партере.

Никогда не бросайте цветы на сцену.

О том, как правильно вести себя в театре, смотрите в следующем видео.

Этикет поведения детей в театре

Так хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно

Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д

Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам. К примеру, в театре:

  • Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде
  • Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб
  • Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей
  • Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности
  • Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта
  • Во время спектакля запрещается есть и пить
  • Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим

Правила этикета в театре

3) Прочитайте советы Попугая. Последуете ли вы этим советам? Как на самом деле нужно вести себя в театре? Составьте памятку в рабочей тетради. Сравните её с тем, что предложили другие ребята.

Попугай дал неправильные советы, следовать которым нельзя.

Составим памятку о том, как на самом деле надо вести себя в театре:

Памятка о поведении в театре для 2 класса:

  1. В театр нельзя приносить животных, еду и напитки.
  2. Проходить на своё место нужно лицом к сидящим, и спрашивать разрешения.
  3. На своём месте сидеть нужно аккуратно, не мешая другим людям.
  4. Нельзя кричать, шуметь, разговаривать с соседом.
  5. Нельзя вскакивать и звать кого-то.
  6. Нельзя загораживать другим зрителям сцену
  7. Игру актёров нужно приветствовать аплодисментами.
  8. Если нужно выйти из зала во время спектакля, сделать это следует тихо и вежливо.
  9. После окончания спектакля не следует вскакивать и бежать к выходу расталкивая других.
  10. Вставать со своего места можно после того, как освободились соседние, более близкие к выходу.

«Как в великосветской гостиной»

Театральный этикет XIX века содержал довольно строгие требования к внешнему виду. Он определял даже необходимую глубину декольте: чем ниже был ярус, в котором сидела дама, тем более глубоким был вырез на ее платье. Наряд следовало выбирать вечерний, но не бальный. Он мог быть яркого цвета, с пышной отделкой из цветов, лент и кружев. Дамы постарше могли прикрыть декольте легкой накидкой. Любое платье обязательно дополняли перчатками, веером и шляпкой подходящего цвета. Из украшений в театр надевали бриллианты. Высокие прически и головные уборы были дурным тоном: они заслоняли сцену тем, кто сидел сзади. «В театре должно держаться точно так же прилично и воспитанно, как в великосветской гостиной», — говорилось в своде правил этикета, который хранится сейчас в музее Минусинского театра.

Мужчины приезжали в театр в черных, синих или темно-красных парадных фраках, белых рубашках с накрахмаленными воротничками и манжетами, вышитых жилетах из цветной ткани. Обязательным элементом их костюма также были галстук или шейный платок, белые перчатки и шляпа. В XIX веке вмоду вошли цилиндры, которые считались наиболее подходящими головными уборами для выхода в свет.

Когда уместны аплодисменты

Аплодисменты являются органичными составляющими спектакля, однако они неуместны при открытии занавеса и в течение представления. Хлопки могут сбить артистов, из-за чего потеряется эффект сцены. По окончании действия или спектакля можно отблагодарить участников и выразить признательность. Аплодировать можно сидя и стоя, продолжительность оваций показывает уровень впечатления зрителей.

Чтобы преподнести цветы исполнителю, не нужно подниматься на сцену: можно протянуть ему букет, когда он выйдет для поклона. Во многих театрах принято до начала спектакля передавать цветы служащему для вручения исполнителю.

Если представление не нравится, покинуть зал можно во время антракта, не дожидаясь окончания спектакля. Выходить из зала во время представления неэтично.

Нормы поведения в разных местах

Присутственный этикет — это свод официально утвержденных и общепринятых правил поведения в общественных местах. Ознакомиться с утвержденными правилами можно непосредственно в месте, которое вы планируете посетить.

Общепринятые правила обычно нигде не пишут, но о них можно узнать из открытых источников:

  • читать книги по этикету;
  • найти информацию в сети о том, как себя вести во время посещения определенного места;
  • пройти курс обучения присутственному этикету;
  • спросить у того, кто уже неоднократно посещал эти места.

Давайте рассмотрим базовые правила поведения в обществе для детей в разрезе самых популярных мест посещения.

В школе:

  • Приходить на уроки нужно за 10-15 минут до начала.
  • Внешний вид ученика регламентирует устав школы.
  • На перемене нельзя бегать в коридорах, все активности — на свежем воздухе.
  • Ученики должны беречь школьное имущество.
  • При встрече с учителями, администрацией школы и персоналом нужно здороваться.
  • Обращение к сотрудникам школы — на «вы», по имени и отчеству.
  • Во время урока нельзя выкрикивать с места, надо поднять руку и подождать, пока учитель даст возможность ответить.
  • Нельзя без разрешения учителя вставать со своего места, гулять по классу, выходить из него.

Как правильно уйти?

Завершая обзор правил поведения в театре для взрослых, целесообразным будет сказать о том, как правильно его покинуть. Если человек покидает зал во время действия, он тем самым демонстрирует плохое воспитание. Даже если спектакль совсем не нравится, нужно дождаться антракта, чтобы уйти.

Но даже когда спектакль уже окончен, не следует стремглав нестись в гардероб за одеждой. Ведь нередко артисты выходят на поклон неоднократно, поэтому нужно дождаться, когда занавес будет опущен, и не спеша направиться к выходу. Если есть уважительные причины, по которым зрителю нужно уйти из театра пораньше, то на этот счет также существует негласное правило. Для этого последний акт смотрят с балкона, после чего тихо уходят, никого не беспокоя.

Теперь перейдем к правилам поведения в театре для детей.

По окончанию спектакля

В момент последних аплодисментов артистам вручаются цветы. В каждом театре свои правила их вручения. В больших театрах корзины и букеты передаются капельдинеру, который относит их за кулисы и вручает артисту на последних поклонах. В небольших театрах зритель дарит букеты сам, подойдя к сцене. Вручение букета сопровождается словами благодарности за прекрасную игру.

Пока артисты получают букеты и аплодисменты, покидать зал невежливо. В случае необходимости уйти раньше, стоит в антракте поменять место на то, что ближе к выходу. Если спешить некуда, из зрительного зала выходят спокойно. Самая длинная очередь в театральный гардероб рассасывается в течение 5-7 минут. Можно это время посвятить обсуждению спектакля на одном из диванчиков театрального фойе или постоять в очереди, подключив к обмену мнениями других зрителей.

Основные нормы и правила этикета

Есть общие нормы и правила этикета, которые рекомендовалось бы знать каждому вне зависимости от возраста, половой принадлежности, национальности и социального статуса. Итак, какие правила хорошего тона наиболее важные?

В беседе недопустимо повышать голос, грубить, говорить параллельно с собеседником.
В офисе или в гостях мокрый после дождя зонт сушить не принято.
Ковырять в ушах или в носу на публике – это вопиющее бескультурье.
В помещении не принято сидеть в верхней одежде. Если вы слишком замёрзли, можете прикрыть ею плечи.
К сожалению, не все современные леди и джентльмены знают, что всего в ансамбле одновременно может присутствовать не более 13 декоративных элементов. Это касается украшений, запонок, пуговиц, дополнений для создания красивой причёски и т. д.
Громко сморкаться на публике – это моветон. Чтобы очистить нос во время насморка, стоит отойти туда, где никого нет, и тихонько провести процедуру, не привлекая к себя пристального внимания.
В беседе и в личном общении допустима только умеренная жестикуляция. Но нельзя прикасаться к собеседнику без его желания. Качать и дрыгать ногами, размахивать руками, хлопать кого-то по плечу или другой части тела, толкаться, хватать за локти – грубейшие нарушения правил хорошего тона

Умение сдерживать свои эмоции считается одним из признаков вежливого и культурного человека.
Не менее важно научиться всегда благодарить за предложенную помощь
При этом не имеет принципиального значения приняли вы её или нет.
Называя основы правил этикета, нельзя обойти вниманием допустимость размещения дамской сумочки на столе или стуле. Можно размещать таким образом только аксессуары маленького размера.
Когда вы пришли в гости, нужно сперва поприветствовать хозяйку и только потом – хозяина
Затем следует поздороваться со всеми присутствующими, начиная от самых старших и заканчивая самыми младшими.
Если вы стали посетителем какого-то культурного мероприятия, к примеру, пришли на постановку в театр, перед тем, как разместиться на своём месте, нужно слегка кивнуть соседям.

Выше представлены далеко не все общие нормы этикета. Также стоит отметить, что вежливый и культурный человек всегда следит за своей походкой и осанкой.

Рекомендуем прочитать: Правила речевого этикета

Поход в театр всем классом – памятка для учеников

Все мы знаем, что один ребенок ведет себя всегда лучше, чем в большой компании таких же, как он веселых, озорных и готовых к приключениям ребят. Когда рядом родители, дети стараются вести себя лучше. Намного сложнее сопровождать на премьеру целый класс. Велика ответственность, велико их желание баловаться – это знает каждый педагог. Поэтому так важна организация, дисциплина.

Организовывая классный поход в театр, педагогу очень важно провести с учащимися воспитательную беседу, объяснив подробно и строго, как нужно вести себя в театре. Лучше всего для этого подходит памятка, которая можно распечатать и раздать каждому из учеников заранее

Понятие об этикете. Зачем нужен этикет

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

• придворный этикет— строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

• дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

• воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

• общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста уровня образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, определяется тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один — на людях, другой — дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности — в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности — в области культуры материальной.

Этикет за столом для детей и школьников: правила

Учить ребенка тому, как следует вести себя за столом стоит начинать с самого раннего возраста. Будучи еще совсем крохой, ребенок должен понимать, что принимать пищу следует в строго отведенном месте — в столовой, на кухне.

К правилам этикета за столом, которым следует обучить еще совсем малышей, также можно отнести следующие:

  • Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой

В дальнейшем, по мере взросления, ребенок должен запомнить следующие правила этикета за столом:

  • Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • Кушать следует с закрытым ртом
  • За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
  • Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
  • Запрещается класть локти на стол
  • Если желаемое блюдо расположено поодаль от ребенка, то ему следует попросить, чтобы блюдо ему передали — запрещается тянуться через весь стол
  • В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»

Коврик со схемой поможет детям быстрее разобраться с сервировкой стола и не запутаться в столовых приборах

Как правильно уйти?

Завершая обзор правил поведения в театре для взрослых, целесообразным будет сказать о том, как правильно его покинуть. Если человек покидает зал во время действия, он тем самым демонстрирует плохое воспитание. Даже если спектакль совсем не нравится, нужно дождаться антракта, чтобы уйти.

Но даже когда спектакль уже окончен, не следует стремглав нестись в гардероб за одеждой. Ведь нередко артисты выходят на поклон неоднократно, поэтому нужно дождаться, когда занавес будет опущен, и не спеша направиться к выходу. Если есть уважительные причины, по которым зрителю нужно уйти из театра пораньше, то на этот счет также существует негласное правило. Для этого последний акт смотрят с балкона, после чего тихо уходят, никого не беспокоя.

Теперь перейдем к правилам поведения в театре для детей.

Внешний вид при посещении театра

Театр подобен празднику, потому зрители предпочитают нарядную одежду повседневной. Посещение представлений как выход в высший свет: издавна женщины считали его поводом блеснуть шикарными нарядами, а мужчины — показать хорошие манеры.

Выбор одежды

Платья в пол для женщин и строгие смокинги для мужчин не являются обязательными при посещении театра, однако одежда должна быть уместной.
Для женщин подойдут однотонное платье, юбка до колен или классические брюки с блузой. Мужчина может прийти в театр в офисной одежде (в брюках, рубашке, пиджаке) или в свободном стиле (в брюках, свитере). Парам уместно договориться о едином стиле в одежде.

В театральном гардеробе недопустимы:

  1. Спортивная одежда.
  2. Джинсы.
  3. Мини-юбки.
  4. Платья с глубоким декольте и широкими вырезами.
  5. Одежда из блестящих, сверкающих или прозрачных тканей.

Не стоит бояться, что одежда выглядит слишком строго и скучно, поскольку целью посещения театра является получение впечатлений, а не демонстрация стиля.

При использовании ароматов надо соблюдать меру. Пользоваться туалетной водой непосредственно перед спектаклем считается дурным тоном.

Выбор прически

Театральная прическа не должна быть объемной и высокой. Лучше исключить и будничные косы и хвосты.

Длинные и средней длины волосы можно поднять наверх, оставив пару прядей свободно струиться, или собрать в аккуратный пучок. Приемлемы распущенные волнистые или прямые волосы.

Короткую стрижку желательно оформить воздушной укладкой. Приветствуются сверкающие невидимки, но нужно избегать заколок в виде бабочек и бантиков: они упрощают прическу.

Выбор обуви

Обувь должна сочетаться с одеждой. В зависимости от погоды и времени года это могут быть туфли, босоножки или ботильоны

Обувь на каблуке подчеркивает элегантность наряда, однако каблук не должен громко цокать: это будет привлекать лишнее внимание окружающих

Главное требование для мужской обуви — чистота и ухоженность. При входе в театр уместно протереть туфли влажной салфеткой или специальной губкой.

Выбор аксессуаров

Финальный штрих театрального образа — маленький клатч, подобранный в тон. Его удобно носить под мышкой или в руках. Объемные сумки в театре смотрятся нелепо.

Украшений не должно быть слишком много.

Подходящая комбинация аксессуаров:

  1. Массивный браслет, если у платья короткий рукав.
  2. Цепочка с кулоном или бусы для декольте.
  3. Серьги с камнями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector