Как шьется современная татарская тюбетейка. рассказывает мастерица таисия усманова

Греческий узор для вязания тюбетеек

Мастерицы все время ищут новые приемы для вязания оригинальных мужских шапочек. В ход идут старые античные мотивы, и с помощью крючка и ноток сложные переплетения ложатся на ободки красивых тюбетеек.

Сначала с помощью двухцветной пряжи выполняется полукруглое донышко. Здесь рукодельница может проявить фантазию и выбрать рисунок по своему вкусу. Но для выполнения греческого ободка пригодится заготовленный рисунок, по которому видно каким цветом вязать каждую петельку.

Нарисованная схема поможет быстро и легко вывязать боковую часть тюбетейки и успешно закончить работу.

Для закрепления материала рукодельницам короткое видео с подробным объяснением, как вязать греческий узор для мужских шапочек.

Что такое тюбетейка? фото, материалы, детали, виды тюбетеек. особенности узоров на головных уборх. интересные факты.

В древние времена тюбетейка могла многое рассказать о своем хозяине. Читая узор, которым была расшита тюбетейка, можно было легко определить, чем занимался ее владелец и откуда он родом. В наши дни, к великому сожалению, люди разучились понимать язык узоров на восточных головных уборах. Название «тюбетейка» происходит от тюркского слова «тюбе», что означает «вершина».

В Средней Азии тюбетейки появились задолго до проникновения туда мусульманской религии. К примеру, на бадахшанских тюбетейках вышивалась символика древних ариев. В отличие от наших современников, древние люди носили тюбетейки не на самых макушках, а полностью закрывали ими лоб, аж до самых бровей. По древним поверьям, таким образом они прикрывали от воздействия негативной энергии свой «третий глаз». А конусообразные головные уборы в те дни якобы служили для связи человека с космосом.

С приходом в Среднюю Азию ислама роль тюбетейки изменилась. Согласно Священному писанию, правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Тогда тюбетейка превратилась в элемент мужского религиозного костюма, а также стала его главным украшением.

Однако есть у тюбетеек и более практичная функция. Как мы знаем, климат Средней Азии весьма жаркий и большую часть времени года солнце палит нещадно. В таком климате тюбетейки из хлопчатобумажной ткани отлично защищают голову от солнца. А во время сна служат даже ночным колпаком.

К середине XIX века в Средней Азии существовало большое многообразие фасонов тюбетеек. Были там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские.

Орнамент на тюбетейках также отличался своим многообразием и служил выражением местного колорита и фантазии восточных мастериц. Иногда орнамент мог рассказать историю своего времени. Так, в одной частной коллекции сохранилась тюбетейка с вышитым на ней автомобилем марки «Победа».

В прошлые времена головной убор указывал на статус того, кто его носил, и его принадлежность к разным слоям общества. Так, золотошвейные тюбетейки на Востоке носили исключительно представители аристократического сословия, а также люди, которые были удостоены такого ценного подарка.

Татарская шапочка каляпуш

Для вязания татарской национальной шапочки понадобится крючок №1,5 и 50 г хлопковой пряжи, работа уложится в 24 ряда и займет всего 1,5-2 часа. Вниманию рукодельниц легкий урок по вязанию татарский тюбетейки. Набираем 5 воздушных петель, замыкаем цепочку в круг и провязываем 8 столбиков с/н.

Далее в каждую дужку провязываем по 3 столбика с/н, а в следующем ряду из 3 столбиков вывязываем 4 и получаем расширения для будущих лепестков.

В каждом следующем ряду прибавляем количество столбиков и доходим до 9, далее начинаем убавление. Сужаем листики за счет уменьшения столбиков, а между мотивами провязываем красивую филейную сеточку.

Макушка готова и можно переходит на вязание боковушки. Тут можно применить простую сетку или вывязать сложный греческий орнамент.

Готовую шапочку необходимо обвязать по периметру рачьим шагом, чтобы закрепить край и уберечь изделие от растягивания. Тюбетейку желательно намочить, и высушит на банке, тогда она приобретет законченный выглаженный вид.

Видео — подборка

Что такое тюбетейка? Как утверждает Википедия , тюбетейка — это легкая шапка круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская, надеваемая прямо на голову. Название тюбетейка получила от тюркского слова тобе/тюбе, означающего верх, вершину.

Как связать тюбетейку крючком

? Самый простой способ — вязать от макушки по кругу, как салфетку, прибавляя столбики, а потом, когда окружность станет желаемого диаметра, вязать прямо без прибавлений на нужную высоту. Как видите, ничего сложного в вязании тюбетейки крючком нет.

Но зачем вязать привычными столбиками скучную однотонную тюбетейку крючком, если можно сделать работу интереснее, в вещь на выходе — красивее и привлекательнее? Давайте свяжем тюбетейку с орнаментом?

Мы уже не раз рассказывали о технике жаккарда крючком, который также называют гобеленом. Этот приём идеально подходит для вязания тюбетеек

, шапочка получается плотная, хорошо держит форму, а узоры при этом могут вывязаны какие угодно вашей душе!

Интересные факты

Существует множество исторических фактов, которые, перекочёвывая из архивов и библиотек в современное информационное пространство, снова и снова привлекают внимание к этому старинному предмету одежды. Например, известно, что древние тюрки носили особый фасон тюбетейки, которая надевалась глубоко лоб

Считалось, что узоры на головном уборе помогали защитить «третий глаз» от тёмной энергии

Например, известно, что древние тюрки носили особый фасон тюбетейки, которая надевалась глубоко лоб. Считалось, что узоры на головном уборе помогали защитить «третий глаз» от тёмной энергии.

Форма головного убора для детей определилась исходя из традиции прятать под неё косичку на макушке мальчика, которая символизировала принадлежность ребёнка к избранным детям. Тесёмка с кисточкой на верхушке шапочки – аналог этой косички.

В XIX веке тюбетейка ещё не являлась предметом женского гардероба, однако, как и везде, встречались исключения:

  • атанг – щеголиха, которая носила эту шапочку, подражая мужчинам, тем самым выражая протест против строгих патриархальных традиций;
  • женщины лёгкого поведения; по этой причине, когда позже традиция носить тюбетейки распространилась и на азиатских представительниц прекрасного пола, женщины отнеслись к этому новшеству крайне враждебно.

И в заключение забавная старинная легенда. Давным-давно одна царица, проезжая по каракалпакским землям, увидела удивительно тонкую и красивую работу местных вышивальщиц. Подивившись, она, чтобы не сглазить, плюнула в сторону. Теперь в каракалпакской тюбетейке есть элемент в виде колеса с названием «плевок царицы». И назначение у него осталось тем же – чтобы не сглазили.

Немного истории

Тюбетейка – это легкая, обычно хлопковая шапочка с заостренным или округлым верхом. Ее принято украшать национальными узорами, украшениями, даже драгоценными камнями. Сакральный смысл головного убора – небесный свод. Если приглядеться, то шапочка своей формой напоминает чашу неба в перевернутом виде.

Кроме этого неизменным символом тюбетейки являются циклы жизни, взросления. Головной убор не явно разделен на 4 части. Они символизируют детство, юность, молодость и старость. Исследователи культурного наследия народов Средней Азии также отмечают, что тюбетейка по форме напоминает древнее жилище кочевников – юрту. Таким образом, человек находится в ней, как дома.

Почти все народы Азии являются мусульманами, приверженцами религии Ислам. Мужская тюбетейка – обязательный атрибут для верующего человека. Причем они могут быть абсолютно разными для свадебных обрядов (никаха), народных гуляний, периода траура, а также во время молитвы.

В нашей многонациональной стране, где культуры разных народов так тесно переплетены, тюбетейка перестала быть атрибутом лишь татар, мусульман. Эта красивая, ажурная легкая шапочка одевается как мужчинами, так и женщинами по любому поводу. Она надежно прикрывает голову во время солнцепека, при этом не требует дополнительных аксессуаров. Именно поэтому вязанные легкие тюбетейки стали популярны.

Как чеченцы носят папаху

Каракулевая шапка по сей день символизирует мужскую честь и достоинство. Чеченские мужчины надевают папаху, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус, поскольку визуально она увеличивает рост человека. После смерти чеченца папаха передавалась его сыну или брату, а если наследников не было, то её принимали из рук вдовы самые уважаемые члены тейпа.

Большое значение для чеченцев имело качество покроя, на папаху не жалели денег. Изготовление головных уборов всегда было у вайнахского народа важным кустарным промыслом. Но с папахой и обращаются бережно. На ночь принято насаживать её на стеклянную банку и обертывать тканью для сохранности.

«Перед тем как надеть папаху, её непременно нужно было осмотреть, стряхнуть видимые и невидимые соринки, расправить мех и буквально двумя пальцами надеть на голову», — пишут исследователи чеченских обычаев.

Источник

Происхождение

Никто точно не знает, когда папахи впервые появились на Кавказе. В статье, опубликованной исследователями Академии наук Чеченской Республики, приводится интересная легенда о происхождении этого головного убора, которую рассказывали вайнахские старожилы. Согласно сюжету, ещё в VII веке чеченцы, услышавшие о проповеди Мухаммеда, отправились на Аравийский полуостров, чтобы принять ислам. Путь был неблизок, и когда горцы добрались до Медины, их ноги оказались сбиты до крови. Увидев паломников в таком плачевном состоянии, посланник Аллаха дал им каракулевые шкурки, чтобы обертывать ими ноги. Но чеченцы решили, что шкурки слишком красивы, да и уважение к Мухаммеду не позволило им воспользоваться его советом. Вместо этого кавказцы решили использовать каракуль для пошива высоких шапок, чтобы носить их с гордостью.

Особенности узоров тюбетеек

У каждой мастерицы-вышивальщицы есть свои секреты ремесла, но в её работе всегда отражаются местные традиции. Расскажем подробнее об узорах на тюбетейках:

Самая популярная — чустская тюбетейка, где по чёрному полю идёт орнамент, выполненный белым шёлком, символизирующим цвет солнца. Традиционно на тульи шапочки наносили изображения стручка жгучего перца, который обозначал семейное счастье и отпугивал злых духов, а по околышу вышивались стилизованные бараньи рога, означавшие силу и мужество. На жияк наносились волнообразные узоры, символизировавшие состоятельность и жизненную силу.

Шахрисабзской

Шахрисабзская тюбетейка («ирок») отличается богатой цветовой палитрой, так как расшивалась она растительным орнаментом, где каждый представитель флоры и цвет, в котором он представлен, призваны были отразить всё разнообразие и богатство жизни.

По узорам, вышитым на головном уборе золотом и серебром, можно свободно определить её происхождение – это Бухара. Такие тюбетейки называют золотошвейными бухарскими. Золото и серебро на шапочке означали высокий статус владельца или особое значение события, на которое её надевали. Легко узнать эту тюбетейку можно и по традиционным орнаментам:

  • «глаз соловья»;
  • «язычок воробья»;
  • круг, обозначающий цель.

Ташкентской

Также особой популярностью у азиатских красавиц пользовалась ташкентская тюбетейка – элемент праздничного наряда. Отличает её многоцветная вышивка нитками и бисером на бордовом, тёмно-синем или тёмно-зелёном фоне. Стилизованные изображения фазаньих, петушиных и павлиньих перьев должны были защитить свою обладательницу от порчи и сглаза. В дополнение к ним на шапочке вышивались фигуры животных и растений.

Байсунской

Жёлтый цвет символизировал цветок хлопка, а ромбовидный элемент белого цвета – сам хлопок

Околыш достаточно высокий, а жияк сплетался вручную. Охватывая голову владельца наподобие обруча, он перекрывал тёмным силам доступ к самому уязвимому месту (макушке), защищая голову со всех сторон.

Каракалпакской

Ещё один популярный на Востоке вид тюбетейки – каракалпакская. Круглая шапочка, украшенная по околышу орнаментальной вышивкой красными, жёлтыми и зелёными нитями. Есть мужской и женский варианты этих головных уборов: женщины носят на нём сбоку пышный помпон, а вышивка отличается более округлыми линиями в отличие от мужской, где на узоре все линии ломаные. Функция орнамента традиционна – защита от злых сил и дурного глаза.

Выбор пряжи и крючка

Вещь приближается к аксессуару, и поэтому не должна выполняться из теплого материала. Она и уши то не прикрывает. Именно по этой причине мастера привыкли создавать ее из легких, но прочных материалов тех, что не испортятся после стирки, и не помнутся от времени. В качестве пряжи редко используется тонкая нить. Хлопок, точнее тонкий ирис применим только для летней модели. И ее в любом случае придется накрахмалить.

Другие модели можно просто выполнить из пряжи с многочисленными добавками, которые не приносят тепла. Это может быть обычная пехорка с высоким содержанием акрила и прочих полезных добавок.

Крючок следует выбирать по толщине основной нити для изделия. Но и крючок всегда должен нравится в деле мастеру. С ним легко должно работаться и не натирать нигде. Чтобы руки мастера делали любимое дело и не останавливались от усталости или неудобства.

Особенности чеченской папахи

По-чеченски папаха называется «холхазан» или «сурам куй», что переводится как «каракулевая шапка». Если о происхождении слов «сурам куй» лингвисты ведут споры, то «холхазан» — чисто вайнахская лексема, в основе которой корень «холхоз» («каракуль»). Каракуль в горы привозили издалека, поэтому головные уборы богатых людей, сделанные из этого материала, назывались «бухарскими». Менее состоятельные чеченцы довольствовались папахами из обычной овчины.

В Чечне папахи делали весьма высокими и расширенными сверху. Над бархатным или суконным донышком выступал околыш высотой 19 сантиметров и выше. Такой покрой отличал чеченские папахи от головных уборов соседних народов. Даже у близких к чеченцам ингушей папахи ниже – учёные связывают это с осетинским влиянием. К слову, у казаков тоже распространена именно укороченная папаха, так называемая «кубанка». Высокую папаху носить было сложнее, что вырабатывало у горцев ровную, гордую осанку.

Зимняя тюбетейка с оригинальным узором

Для вязания теплых шапочек подойдет шерсть или акрил с примесью шерсти и тонкий крючок, тогда готовое полотно получилось плотным и без мелких дырочек.

Работа начинается с макушки, провязываются круговые ряды столбиками б/н и в каждом ряду равномерно увеличивается количество петель.

Для добавления жаккардовых вкраплений понадобится контрастная ниточка, которая вводится по ходу вязания.

Донышко вывязывается до нужного диаметра, а потом переходит на прямую, боковую часть без прибавок.

По ободку проходит красивый жаккардовый узор, который делает шапочку стильной и очень плотной.

Для вдохновения рукодельницам подробный видео урок с описанием процесса вязания теплой зимней тюбетейки.

Что такое тюбетейка?

представляющий собой круглую или квадратную шапочку, плоскую или с куполообразным верхом

Тюбетейки носят не только узбеки, где они уже давно стали предметом национальной гордости, но и афганцы, иранцы, турки, поволжские татары и башкиры. Этот традиционный головной убор в Азии носят все, кроме пожилых женщин.

Историческая справка

На Востоке считается, что макушка головы – точка соприкосновения со Вселенной, и этот предмет одежды выполняет роль оберега, защищая самое уязвимое место человека от злых духов и притягивая здоровье и благополучие

Символически тюбетейка, как и купола мечети, – небесный свод, под которым рождается, живёт и умирает человек. Собственно, форма и символика этого головного убора пронизывает всю жизнь восточных людей:

  • юрта – тюбетейка, увеличенная в сотни раз;
  • пиала, из которой принято пить чай, имеет форму купола;
  • каса – традиционна посуда для еды.

Характерные черты головного убора

Выше уже говорилось о том, что тюбетейка может быть круглой и квадратной, с плоским или остроконечным верхом. Ткани для её изготовления могут быть разными: шёлк, сатин бархат, сукно. Изготовить эти головные уборы могут только девушки и женщины с острым зрением и особой усидчивостью.

Детали тюбетейки – описание

Этот головной убор состоит из трёх частей.

  1. Тёпа – «холм», или «бугор». Это верхняя часть шапочки, тот самый купол, который оберегает хозяина он дурного глаза. Интересно, что тёпа четырёхугольной формы позволяет тюбетейке складываться, а, следовательно, её удобно хранить.

  2. Кизак – это околыш. Он также расшивался шёлком, а в орнаменте были зашифрованы различные символы: рождение и смерть, здоровье и богатство.
  3. Жияк – тесьма, которой обшивался кизак тюбетейки снизу. Также был призван оберегать владельца от злых духов. Он может быть чисто чёрным или украшаться одним-двумя повторяющимися мотивами.

Тафья, скуфья и ермолка.

Действительно: царь есть, тюбетейка есть (похоже), ответа нет. Что же у него на голове? Тюбетейка или что? И почему «оно» там? На Руси шапки перевелись или короны кончились? Оказалось ни так, ни эдак!

Откуда первоначально появилась шапочка неизвестно. Скорее всего, головной убор был заимствован у тюркских народов, которые носили шапочки типа тюбетейки. Название (тафья) на тюркское похоже. Её первые упоминания относятся к XVI веку, эпохе Ивана Грозного.

Он пытался в этой шапочке в церковь ходить, да на службе стоть. Ну, что позволено царю, не позволено простым смертным. «Моду» пытались перенять в ближайшем окружении. Хорошего из этого ничего не вышло: пришлось церковным иерархам запретить ношение тафьи в церкви.

Существовали тафьи двух видов: домашние из простых тканей и для выходов в свет, из дорогих материалов, украшенные драгоценными камнями, жемчугом и золотой вышивкой. На тафью одевали шапки, а то и две (например: тафья-колпак-горлатная шапка).

После смутного времени тафья постепенно теряла популярность и была забыта.

Похожие на тафью головные уборы носила творческая и ученая элита советского государства в 30-40 гг. ХХ века. Мастер (в романе Булгакова «Мастер и Маргарита») получил от возлюбленной вариант тафьи или скуфьи.

Лев Николаевич Тостой запечатлен на фото в варианте тафьи:

Сегодня тафью можно увидеть в музее. Этот вариант шапочки принадлежал царевичу Дмитрию – сыну царя Ивана Грозного, последнему из Рюриковичей.

Вариантом тафьи, сохранившемся в обиходе до наших дней, является скуфья. Это повседневный головной убор православного духовенства и монахов. В древнерусской церкви скуфью носили по древнему обычаю греческой церкви не только священники, но и дьяконы, и чтецы.

Сегодня это небольшая круглая чёрная, складывающаяся шапочка. Складки надетой скуфьи образуют вокруг головы знамение креста. Женская скуфья может иметь некоторые варианты внешнего вида. Скуфьи могут быть расшиты, нести на себе кресты, быть утепленными, но это все частные случаи. У старообрядцев камилавкой называется именно скуфья.

В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова еврея должна быть покрыта кипой. Формально, способ покрытия головы не имеет значения. Это может быть шляпа, кепка, берет и т.д., но последние лет двести предпочтение отдается именно кипе.

Обычная матерчатая кипа довольно тяжёлая, и поэтому она держится на голове сама по себе, но они бывают не только матерчатые и поэтому действительно могут слететь с головы. Чтобы не случилось такого казуса, её закрепляют металлическими заколками. Интересно, что форма, цвет и размер кипы позволяют сразу определить конфессиональную принадлежность (ох, поверьте, их немало) ортодоксального еврея мужского пола.

Подписывайтесь на мой канал, читайте новые материалы!

Источник

Наглядный разбор

Для наглядности предоставляем схему вязания крючком.

Связать практичный, красивый головной убор совсем несложно. На первый взгляд, кажется, что количество узоров и округлая форма дадутся не с первого раза. Но схема вязания напоминает привычную всем салфетку, то есть вязка будет круговая. На видео, представленном в конце статьи, подготовлен наглядный материал. Количество петель можно увеличить путем добавления столбиков. Как только размер заготовки достигнет необходимого уровня, продолжаем рукодельничать уже без добавочной высоты. Тулья шапочки также вяжется без прибавок.

Универсальный предмет гардероба можно вязать по одной и той же схеме, как для мужчин, так и для женщин или детей.

Пора переходить от описаний к действиям. Для работы понадобятся хлопчатобумажные нитки, которые прекрасно справятся с защитой головы в жаркий летний день. Вязка будет плотной, а от толщины нитки зависит размер готового изделия.

  1. Вяжем цепочку в 5 воздушных петелек, соединяем ее в окружность. Далее кольцо из 10 столбиков распределяем по имеющейся заготовке.
  2. Головной убор можно вязать как по кругу, так и по спирали. В первом случае полустолбики будут замыкаться по кругу. Необходимо добавить одну воздушную петельку на подъеме. При спиральном варианте потребуется ровный, незаметный переход от ряда к ряду. Для этого рукодельницам необходимо равномерно прибавлять петельки. Начало нового ряда лучше заранее отметить, чтобы не пришлось распускать изделие.
  3. Последующие ряды вяжутся с равномерным добавлением петелек. В первый столбик предшествующего ряда провязываются 2 петли. После вяжутся 5 столбиков и вновь прибавляется один.
  4. Важный момент: удаляясь от верхушки (начала вязания), нужно увеличивать не только количество столбиков, но и расстояние между петлями. Края заготовки должны быть на одной линии. Если вы заметили, кто контур края волнистый, значит, вы прибавили в новом ряду большее, чем необходимо количество петель. Лучше распустить один ряд и попробовать заново.
  5. Когда размер «блина» достигнет 11-12 см, переходим к новой части. Теперь ряды вяжутся с равномерным убавлением количества петелек на 4 штуки. Уменьшенных по размеру рядов не должно быть более 5. В итоге у вас получится заготовка похожая на чашу с невысокими бортами.
  6. Тулья вяжется очень легко. Выбирайте понравившийся орнамент и вяжите полотно по кругу без дополнительных манипуляций (уменьшение или прибавление петель).
  7. Край можно украсить зубчиками или любым другим понравившимся вам узором.

Вот так просто и быстро можно связать тюбетейку для мальчика или девочки, пользуясь понятными схемами.

Как связать мужскую летнюю шапочку (тюбетейку) крючком своими руками

Материалы и инструменты:

  • Пряжа «Лилия» белого цвета, хлопок 100%, 75 грамм. Но использовала не весь клубок.
  • Крючок 2 мм: пересчитывала именно на такую толщину крючка, если брать более тонкий крючок, то размер шапочки будет меньше.

Сокращения, принятые в тексте:

  • ВП – воздушная петля;
  • ВПП – воздушная петля подъема;
  • УС – удвоенный столбик;
  • СБН – столбик без накида;
  • ССН – столбик с одним накидом.

Начинаем работу с воздушных петель.

1 ряд. Набираем 4 ВП и замыкаем их в кольцо соединительной петлей.

2 ряд. 3 ВПП, + 2ВП, далее в кольцо вяжем 5 ССН, между столбиками провязываем по две воздушные петли. Замыкаем ряд соединительной петлей в третью петлю подъёма. На кольце получилось 6 ССН и 6 арок из 2-х воздушных петель.

3 ряд. 3 ВПП, 4 ССН в арку из 2-х воздушных петель, * 1 ВП, 5 ССН в следующую арку. От звездочки повторяем до конца ряда. Замыкаем ряд соединительной петлей в третью петлю подъёма. Этим рядом мы начали вывязывать шесть удлиненных ромбов в верхней части шапочки.

4 ряд. 3 ВПП, 1 ССН в эту же петлю, 3 ССН, 2 ССН в одну петлю (далее обозначаем УС – удвоенный столбик ), 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 3 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей.

5 ряд. 3 ВПП, 1 ССН (читается как УС), 5 ССН, УС, 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 5 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей.

6 ряд. 3 ВПП, 1 ССН (читается как УС), 7 ССН, УС, 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 7 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей.

7 ряд. 3 ВПП, 1 ССН (читается как УС), 9 ССН, УС, 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 9 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей.

8 ряд. 3 ВПП, 1 ССН (читается как УС), 11 ССН, УС, 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 11 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей.

9 ряд. 3 ВПП, 1 ССН (читается как УС), 13 ССН, УС, 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 13 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей.

10 ряд. 3 ВПП, 1 ССН (читается как УС), 15 ССН, УС, 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 15 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей.

11 ряд. 3 ВПП, 1 ССН (читается как УС), 17 ССН, УС, 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 17 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей.

Для данного размера в каждом ромбе я провязала по 21 ССН, между ромбами по 2 ВП. Теперь можно начинать убавление количества столбиков в ромбах, а между ромбами можно вязать филейную сетку.

12 ряд. Полустолбиком перейдем во вторую петлю основания, провяжем 3 ВПП, 18 ССН, 2 ВП, 1 ССН в арку из двух воздушных петель,2 ВП. В следующем ромбе вяжем 19 ССН, начиная со второй петли предыдущего ряда, 2 ВП, 1 ССН в арку из двух ВП предыдущего ряда, 2 ВП (две клеточки филейной сетки). Повторяем в каждом ромбе.

13 ряд. В каждом ромбе этого ряда вяжем по 17 ССН, между ромбами вяжем 3 клеточки филейной сетки. Замыкаем ряд соединительной петлей.

14 ряд. В каждом ромбе этого ряда вяжем по 15 ССН, между ромбами вяжем 4 клеточки филейной сетки. Замыкаем ряд соединительной петлей.

15 ряд. В каждом ромбе этого ряда вяжем по 13 ССН, между ромбами вяжем 5 клеточек филейной сетки. Замыкаем ряд соединительной петлей.

16 ряд. В каждом ромбе этого ряда вяжем по 11 ССН, между ромбами вяжем 6 клеточек филейной сетки. Замыкаем ряд соединительной петлей.

17 ряд. В каждом ромбе этого ряда вяжем по 9 ССН, между ромбами вяжем 7 клеточек филейной сетки. Замыкаем ряд соединительной петлей.

18 ряд. В каждом ромбе этого ряда вяжем по 7 ССН, между ромбами вяжем 8 клеточек филейной сетки. Замыкаем ряд соединительной петлей.

19 ряд. В каждом ромбе этого ряда вяжем по 5 ССН, между ромбами вяжем 9 клеточек филейной сетки. Замыкаем ряд соединительной петлей.

Эссе о тюбетейке.

Нетрудно представить — вот рука взяла иглу с белой нитью и зафиксировала ее на черной ткани. Но за последним стежком происходит чудо — выпуклые завитки, линии, точки в совершенно фантастическом ритме начинают кружиться: вечный танец. И это уже не рукотворная вещь, а вытолкнутая самой природой магическая субстанция. Тюбетейка, развернутая, как залитый солнцем и насыщенный плотной светотенью простор; и здесь любая подробность, найденная пристальным взором, отчетливой меткой стремительно врывается в сознание и замирает. И ты не столько замечаешь, сколько чувствуешь композиционную логичность каждого фрагмента. На одном только завитке можно изучать все законы визуальной композиции: динамику, статику, контраст, нюанс — они сплетены в крепкий узел (который словно бы стягивает горло), и рассечь его удается лишь в том случае, если ты переведешь взгляд куда-то в сторону — другой предмет, человеческое лицо, заоконный пейзаж, и все обрывается.

Я должен уточнить: хотя существует довольно устойчивая модель (наиболее распространенная — куполообразная с «барочными» компонентами мужская черно-белая тюбетейка), тем не менее следует говорить о замкнутости и некоторой отдаленности «языка» применительно к определенной местности (допустим, Фергана, Коканд), где головной убор имеет несколько иную структурную типологию, иную эстетику. Во-первых, тут общая форма уплощенная; исчезает купольность, и, таким образом, прочитываешь моментально жесткую прямоугольную конструкцию. Ткань теряет бархатистую поверхность за счет лощения и активного блеска, что придает ей подчеркнутую самостоятельность. Но в первую очередь бросаются в глаза основные элементы, наполняющие декор. Это, конечно же, теперь не плавно завязанные в узел композиции, которые настигают нас распахнутой изощренностью, а «кометы», резкой чертой бороздящие грань безукоризненно плоской пирамиды и выжигающие образ неистовой и мощной космической пляски. Собственно, именно здесь и возникает сомнение, что это мотив миндаля; скорее перед нами стручок перца или крыло фазана. Сам элемент по контуру и внутренней разработке лаконичен и строг. Стежок нити едва проступает, а линия изящна и тонка.

Значительное место в развернутой пластической системе занимает орнамент околыша, который, петлей охватывая низ тюбетейки, завершает ее. Он состоит из шестнадцати «арок» (они спаяны — одна с другой — по четыре на каждой стороне квадрата), подпирающих купол тюбетейки — модель бытия. Причем форма и орнаментальное развитие «арок» абсолютно точно выдерживает стилистику центрального элемента. Всякий раз этот ясный признак профессиональной свободы в, казалось бы, «спонтанном» творчестве завораживает меня и пробуждает к реальности.

В последние годы зачастую приходится видеть, как веками отработанные до крайности орнаментальные стили мало-помалу распадаются, обрастают вялостью и эклектикой, увлекая нас в клишированный мир (пример: металл, керамика). В то время как тюбетейка сохраняет гипнотическую природу — потаенную силу традиций, — хотя и появилась в том виде, как она представлена сейчас, в начале XX века.

Под ладонью пульсирует пространство черно-белой тюбетейки. Неужели оно когда-нибудь растает и затеряется в унылой и пустой вещественности? Едва ли.

Целостность, напряжение: знак, чреватый бесконечностью и тишиной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector