Традиционная одежда узбечек, и почему узбечки носят штаны под платьем

Цветовая гамма платья

Все знают, что цвет может, как подчеркнуть плюса, так и недостатки фигуры, может выделить из толпы, а может создать неприметный образ. Специалисты подбирают цвет платья под тип человека.

  1. Девушка-лето. Обладает зелёнными, серыми или карими глазами, русыми волосами и белоснежной кожей. Им идеально подойдут цвета одежды: розовый, голубой, серый и зелёный. Не рекомендуется надевать красное платье.
  2. Девушка-осень. Обладательница тёмно-серых, тёмно-зелёных глаз с тёмными локонами и смуглой кожей. Оптимально подходят оранжевые, коричневые и оливковые оттенки. Не рекомендуется приобретать платье светлого цвета.
  3. Девушка-зима. Обладает розовой кожей, тёмными волосами и глазами. Лучшие цвета: синий, голубой, фиолетовый.
  4. Девушка-весна. Обладательница светлой кожи, с голубыми или зелёнными глазами и белыми волосами. Рекомендуемые оттенки: тёплые, светлые, постельные. Не идут холодные цвета.

В процессе выбора платья, сначала нужно определится с целью его ношения. Далее подобрать под свою фигуру фасон и крой, соответственно. Ткани и цвета выбираем в последнюю очередь.

Цветовая гамма и материалы

Известно, что в каждом регионе Узбекистана свои цветовые предпочтения относительно одежды. Но общее для всех граждан одно – узбеки «не уважают» темные оттенки в одеянии, поскольку есть такое поверье, что темный костюм способен принести в дом беду. По цветовым решениям наряда женщины люди могли судить о положении в обществе ее мужа. Состоятельные мужчины приобретали для своих жен одежды фиолетового или голубого цвета, а жены ремесленников одевались в узбекские платья зеленых тонов.

Национальные костюмы отличаются тем, что их шьют из дорогих тканей: вельвета, бархата, шелка, атласа и пр. Эти материалы всегда считались благородными, и они были особо любимы богатыми представителями страны. В основе одежды заложены прямые вырезки ткани, которые в наиболее «глухих» поселках даже не вырезали ножницами, а отрывали по прямой нити.

Мужская одежда[править | править код]

Мужская одежда состояла из халата, рубах различного фасона, камзола, пояса, кожаных сапог, штанов и обязательного головного убора — чалмы или тюбетейки.

Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха — куйлак, которая первоначально имела длину ниже колен, а позднее её укоротили до середины бедер. Ворот рубахи был двух фасонов. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник. У рубах другого фасона разрез был горизонтальный, от плеча к плечу. У жителей Ташкентской и Ферганской областей была распространена мужская распашная рубаха — яхтак. Её шили из хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой — джияк. Духовные лица и узбекская аристократия носили рубаху только с горизонтальным воротом. Реликтовым явлением в начале XX в. были узбекские стеганые на вате рубахи — гуппича, которые носили только дети и старики. Гуппи на староузбекском языке означает «доспех», что породило у исследователей версию о генетической связи стеганых рубах с защитным вооружением.

Штаны — иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток.

Верхняя одеждаправить | править код

Халат — мужской халат, отличается одинаковым покроем для любого возраста, что свидетельствует об его архаичности. Халаты, в зависимости от времени года шились без подкладки, с тонкой подкладкой и теплые на вате. На полах с обеих сторон делали вертикальные разрезы для увеличения шага. Воротник, полы, подол и края рукавов обшивали узкой плетеной тесьмой или полоской материи, на груди пришивали две завязки. Высшую форму городского ремесла составляло золотое шитье, украшавшее одежду эмира и знати.

Головные уборыправить | править код

  • Чалма — в целом воспринимаемая как атрибут мусульманской культуры, разнилась по размеру, цвету, манере повязывания. Большую белую чалму носили духовные лица, ремесленники — небольшую чалму серого или синеватого цветов, крестьяне — повязку из цветных платков. Чалма была главным головным убором узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки-папахи из овчины разных цветов.
  • Папаха — головной убор хорезмийских, бухарских узбеков. Хорезмийские и бухарские узбеки предпочитают в качестве головного убора шапки — папахи из овчины разных цветов.
  • Тюбетейка — традиционный узбекский головной убор. В различных регионах имеют множество вариаций. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок». Особенно к XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай. Самая распространенная мужская чустская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для неё характерна вышивка белыми нитями орнамента в виде стручков перца «калампир» на чёрном фоне, а по кромке в ряд расположены шестнадцать узорных арочек. Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали чёрный сатин или бархат. Всего насчитывается, включая ферганские чустские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов — ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. В каждом районе сложился свой стиль, передаваемый из поколения в поколение

Обувьправить | править код

Население равнинных оазисов носило мягкие сапоги вместе с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать во время конных выездов надевала парадные сапоги из зеленой шагрени, изящный каблук которых был скошен к середине подошвы, позволяя всаднику особенно ловко держаться в стременах.

Галереяправить | править код

Мирза Абдулхак и Рустам–бег, узбеки рода катаган. На переговорах в г, Афганистан. Узбеки Хивы, Хорезмский оазис, Северо-Северо-Западный Узбекистан, г. Узбек на фестивале шелка и специй в Бухаре.

Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки

Женский национальный костюм в Узбекистане состоит из платья, шароваров, халата, как и у мужчин, и головного убора. Помимо этого узбекские девушки и женщины украшают себя золотыми и серебряными изделиями. Традиционные серьги кашгар-болдак и серьги-куполки, кольца и браслеты выполнены в изысканном восточном стиле. На шею женщины надевают коралловые бусы или ожерелье из монет.

Одежда

Платья из национального костюма в Узбекистане под названием куйлак похожи на тунику с прямыми длинными рукавами и длиной практически до пят. Только к началу прошлого столетия появилось небольшое разнообразие в фасонах платьев: на рукавах могли быть манжеты или воротник может быть выполнен стоечкой. Для пошива этой части костюма традиционно используют благородные шелк и атлас.

Женские шаровары были обязательной частью гардероба для девочки чуть ли не с самого рождения. Как и в мужском варианте, штаны широкие сверху и сужаются к низу. Нижнюю часть штанины украшает тесьма с кисточками.

В некоторых районах Узбекистана были распространены длинные и приталенные халаты под названием румча. Также узбекские женщины носят мурсаки – что-то среднее между туникой и халатом. Обычно мурсак сшит на теплой подкладке для холодных времен, длиной до пят и имеет покрой с запахом.

Менее двухсот лет назад в обиход вошли приталенные халаты с укороченными и зауженными рукавами под названием камзур. Тогда же популярной одеждой среди узбекских женщин стали безрукавки нимча.

Головной убор

В качестве головного убора женщины в Узбекистане используют платок. Обычным явлением в традиционной культуре является надетые на голову сразу два платка. Один из них завязывается на лоб, а другим покрывают. голову

В XIX веке женский головной убор был сложным и многослойным – сначала надевался платок, у которого было отверстие для лица, затем повязывался платок на лоб, а сверху сооружалась чалма. Женщины из знатных семей носили платки, украшенные золотом или серебром. В начале же прошлого века широкий резонанс получили традиционные узбекские тюбетейки с вышивкой из шелка или золота.

Когда женщина выходила на улицу, ей обязательно нужно было надевать на голову халат, чтобы скрыть красоту своего тела от чужих глаз. Позже халат видоизменился и превратился в паранджу. Рукава у этого халата сначала просто убирали назад, а позже и вовсе стали сшивать между собой.

Обязательным атрибутом к парандже являлся чавчан – сетка, сплетенная из конского волоса, которая призвана закрывать лицо женщины. Паранджа и чавчан были обязательными элементами женской одежды в мусульманских странах для всех женщин и девочек, начиная уже с девяти лет. Однако в Узбекистане этот предмет гардероба был распространен только в городах, и то не повсеместно. А с приходом Советской власти паранджа и вовсе начала постепенно выходить из обихода узбекских красавиц.

Узбекский национальный костюм

Яркие и самобытные обычаи народа Узбекистана складывались веками. Этнические особенности сформировались ещё до нашей эры – бывшие кочевники бдительно охраняли культуру своих предков от посягательств иноземцев. Позже со старыми обычаями плотно переплелись исламские верования и укрепились в сознании узбеков. Это оказало влияние и на узбекский национальный костюм – одежда по-восточному красочная и, как предписывает Коран, очень целомудренная.

Первая отличительная черта узбекского национального костюма – это искусная золотая вышивка. Археологи во время раскопок в Ташкентской области обнаружили следы золотого шитья: есть версия, что подобное украшение одежды было известно ещё до появления шёлка. Благородные материалы декорировали растительными, реже геометрическими орнаментами. Разумеется, такие наряды были характерны в первую очередь для состоятельных людей. Например, правитель охотно дарил расшитые золотом халаты своим приближённым и не менее охотно принимал подобные подарки.

Современные узбеки могут надевать национальные костюмы по большим праздникам и в дни особенно знаковых событий. Могут использовать какую-то деталь, мотив. Например, мужской свадебный костюм обязательно украшается парчой с золотом. Разумеется, фоном для такой роскоши служат богатые ткани – шёлк, бархат или вельвет.

В чём узбекский национальный костюм не испытывает недостатка, так это в цвете. Пёстрые наряды напоминают оперение райских птиц. А тёмные оттенки узбеки не жалуют: считают, что своим мрачным видом они способны привлечь несчастье. Раньше цвет костюма жены говорил о статусе её супруга лучше всякой визитной карточки. Зажиточные мужчины наряжали своих женщин в голубые и фиолетовые наряды, а супруги ремесленников довольствовались зелёными одеждами.

Отличительные черты мужского костюма

Мужчины в Узбекистане носят рубахи куйлак. Изначально рубашка такая была довольно неудобной – длина ниже колен сковывала движения. Со временем фасон верхней части костюма сменился до стандартной длины. Горловина выглядит по-разному: либо к вертикальному разрезу пришивается ворот, либо горизонтальный разрез опускается к плечам. Мужские штаны иштон напоминают шаровары и доходят до щиколоток. Они начисто лишены каких-либо декоративных элементов и украшений. Мужской халат чапан – настоящее произведение искусства! Вот где мастерицы соревнуются в умении вышивать удивительные узоры.

У каждого настоящего узбека должно было быть минимум три халата – тонкий летний, утеплённый межсезонный и на ватной подкладке в случае холодов. По бокам для удобства ходьбы – высокие разрезы. Края и рукава декорируются тесьмой, а в качестве пояса используют кушак из хлопка или шёлка, но обязательно контрастного цвета. На голове мужчины носят тюбетейку, отдавая предпочтение белой вышивке на чёрном фоне.

Отличительные черты женского костюма

Женщины также носят расшитые халаты. Под ними скрываются длинные платья куйлак. Они чем-то напоминают тунику с широкими рукавами. На рукавах могут быть манжеты, а воротник иногда оформляется стоечкой. Внизу надевают украшенные кисточками шаровары, платье – поверх. В некоторых районах женщины носят румчу – приталенные халаты – или тёплые мурсаки – туники на подкладке с запахом. Блеска и шика наряду добавляют украшения – серебряные серьги, браслеты, кольца, коралловые бусы и ожерелья из монет. Мимо такой невесты не пройдёшь! Ислам предписывает женщинам покрывать голову. По традиции для этого используются два платка – один обвязывается вокруг лба, под вторым прячут волосы. Раньше сверху ещё водружали чалму. До прихода советской власти женщины Узбекистана скрывали свою красоту под паранджой. Наглухо закрытое покрывало имело лишь одно отверстие для глаз, и то дополнительно снабжалось чавчаном – сеткой из конского волоса. Начиная с девяти лет девочки могли передвигаться по городу только в таком виде.

В наше время жители солнечной страны мастерски смешивают европейский стиль со своими традициями: добавляют к повседневному образу национальные украшения, уважают орнаментальные платки, струящиеся ткани. У многих в гардеробе найдётся халат и пара шаровар, ведь на больших праздниках национальная одежда является желанным атрибутом. А кроме того, национальный узбекский костюм и всяческие детали, его образующие, это действительно очень красиво!

Отличия платьев

Узбечки замужние носили платья с разрезом ворота вертикальным, расположенным на середине груди и длиной около 25 см. Эти разрезы также завязывались тесемками, застегивались на пуговицу или же закалывались брошью.

Как называется узбекское платье? Куйлак. Этот наряд при всей своей однотипности в крое имел самые разнообразные виды.

Узбекские национальные платья в каждой области имели определенные различия. Например, платья узбечек, проживающих в Самаркандской и Бухарской областях, по краю ворота с вертикальным вырезом обшивались пешкуртой. Это тесьма из золотого шитья. Также вороты могли украшаться и красивой национальной вышивкой.

Дома женщины носили летом одно платье, а в холодное время года одновременно надевали два (одно на другое). Узбекские национальные платья для праздничных мероприятий тоже надевались по несколько штук одновременно. Обычно так наряжались женщины наиболее знатных слоев или молодые девушки после свадьбы.

Например, три платья надевали одновременно таким образом, чтобы рукава, украшенные богатой вышивкой, были видны все (один из-под другого). Таким образом показывалось богатство и великолепие гардероба. Многие женщины, идя в гости, брали с собой и другие платья, переодеваясь в которые, они демонстрировали свои прекрасные туалеты.

Халат

Испокон веков в качестве верхней одежды использовался халат. Халаты для мужчин шили в основном в тёмных тонах, они отличались несложным фасоном. Застёжками этого вида одежды служили завязки или пояса. Мужчины постоянно ходили в халате: дома, на улице, на различные мероприятия. Праздничные изделия вышивались золотыми нитями, украшались тесьмой, атласными вставками. Рукава и края обрабатывались атласом или парчой. Вертикальные разрезы на рукавах не создавали помехи при движении. Узбекские халаты сшивались из кусков ткани, без выкройки. Для тёплого времени года изнутри делали шёлковую подкладку, а для холодного времени года – толстую подстёжку.

Узбекские женщины носили приталенные халаты, которые называются румча. Любимой одеждой является гибрид туники и халата – мурсак. Они подчёркивают красоту и стройность женской фигуры.

Особенности узбекского национального костюма

Хотя стиль национальной одежды жителей Узбекистана формировался под воздействием общих исламских тенденций, узбекский костюм имеет ряд отличительных особенностей, отражающих специфику региона и культуру страны. Сейчас традиционную одежду надевают по праздникам, но в кишлаках люди старшего возраста носят ее постоянно. Узбекская одежда для мужской половины жителей государства состоит из чапана – халата с поясом, рубашки – куйлака, шароваров и тюбетейки. Женский комплект включает в себя платье-тунику и шаровары. Голову женщины покрывают платком, чапаном или надевают тюбетейку.

Цвета и оттенки

В изготовлении одежды используется ткань разных цветов, кроме темных оттенков синего и черного. Считается, что эти цвета притягивают неудачу. По цвету костюма можно определить не только область проживания человека, но и его социальный статус. Богатые люди предпочитали голубые и фиолетовые оттенки. Одежда простолюдинов была в основном зеленого цвета. Как и в других мусульманских странах, обязательно носили паранджу – длинный халат с сеткой, закрывающей лицо. Лишь с приходом советской власти представительницы женского пола сняли паранджу, заменив ее на тюбетейки или платки.

Ткани и крой

Отличительная особенность узбекского костюма – яркие красочные узоры на ткани. Узбекские ткани для пошива одежды – это хлопок, атлас, бархат и вельвет. Для теплого времени года изделия изготавливались с шелковым подкладом, а для зимы делали толстую подстежку. Крой узбекской одежды очень простой, причем он одинаков для мужских, женских и детских изделий. Вещи сшивали из кусков ткани без выкроек. Халаты, туники и тюбетейки обязательно украшали вышивкой. Повседневные вещи вышивали хлопчатобумажными или шелковыми нитями. Состоятельные люди использовали вышивку золотом на всех видах одежды. Искусная вышивка золотыми нитями – отличительная особенность узбекской одежды. Вышивали также тюбетейки и даже обувь. Для создания рисунка использовались растительные или геометрические мотивы.

Женские платья и шаровары шьют из натуральных тканей. Узбекский атлас прекрасно держит форму изделия, не вызывает раздражения на коже и очень красив. Все ткани имеют неповторимый . Особую популярность у модниц во всем мире получили платья, изготовленные из адраса. Это ткань, состоящая из хлопка и атласа в равных пропорциях и выполненная по технологии «ИКАТ». Эта сложная технология выполняется вручную и представляет собой обвязывание пучков нитей для окрашивания их в разные цвета.

Узбекские халаты очень популярны в мире. Их изготавливает из хлопка или атласа, и поставляют во многие государства мира. Красивый орнамент и прекрасное качество ткани обеспечивают узбекским изделиям большую популярность.

Современные тенденции

На протяжении многих веков национальная узбекская одежда оставалась консервативной. Лишь в последнее время женские платья в Узбекистане претерпели изменения. Появилась кокетка в фасоне, рукава стали изготавливать с манжетами, присборенными снизу. Модницы шьют приталенные фасоны платьев с воротниками-стоечками.

Изменения в крое платья

Традиционная национальная одежда узбеков (в том числе и женские узбекские платья) долго сохраняла черты архаичности. Это продолжалось до самого 20-го века. Раньше мужская, детская и женская одежды отличалась однообразием и практически имели совершенно одинаковую форму и крой.

Лишь к концу 19-го века фасон одежды, в том числе и женских платьев, был немного модернизирован. Появилась отрезная кокетка в районе груди, на горловине маленький воротник стоячий и манжеты.

Стали более смело использоваться разные цвета в пошиве женской одежды. Вот тут-то и засияли женские платья своими удивительно яркими, разноцветными шелками и знаменитыми в те времена хан-атласами.

Длина платья

Важной особенностью при выборе платья считается его длина. По этому параметру все платья можно разделить на три вида:

Макси (Длинные платья). Идеальный вариант для особых торжественных случаев и пляжных прогулок. В других целях платье в пол будет не удобным
Важно знать, что длинные платья плохо смотрятся на низкорослых девушках.
Миди (Средние платья)

Неоднозначное мнение бытует об этой длине
Такое платье нужно выбирать с особой осторожностью, так как оно может испортить фигур и уменьшить рост. Лучший вариант средних по длине платьев – чуть выше или ниже колена.
Мини (Короткие платья)

Любимая длина для юных девушек и не только. Отлично подойдут для вечеринок, прогулок и повседневного ношения. Однако надев такое платье, все возможные изъяны и недостатки ног сразу же станут видны. Короткие и полные ноги вряд ли будут красиво смотреться в такой одежде. Кроме недостатков фигуры, препятствием для ношения платья-мини станет почтительный социальный статус, ведь если вы находитесь на серьёзной должности, то этот наряд может вызвать осуждение подчиненных.

Шьем мужской узбекский костюм

Формирование культуры узбекского народа в период перехода кочевников на оседлый образ жизни способствовали созданию неповторимого колоритного образа национальной одежды.

В древности одежда считалась роскошью, рассчитанной на десятилетия, поэтому была очень практичной. Главное достоинство национальной одежды Узбекистана быть теплой зимой и прохладной летом. Красивая, радужная национальная одежда и сегодня является частью повседневной жизни не только для жителей сельской местности, но и современных мегаполисов, что свидетельствует о незыблемых традициях Узбекистана.

Традиционно мужской костюм состоит из халата, который дополняли рубашки различного фасона, платок, сапоги из тонкой кожи, штаны и национальный головной убор чалма или тюбетейка.

Халат древнейший главный элемент узбекского гардероба, испытан временем и капризностью моды. Сегодня он так же востребован, как и в старину и является основной и неотъемлемой частью современного узбекского национального костюма.

Халаты узбеки носят летние безподкладочные, осенние с тонкой подкладкой и зимние стеганные. Для удобства при ходьбе на халатах делались специальные разрезы.

Праздничные халаты украшали золотым шитьем. Воротник, края рукавов и подол у повседневного халата обшивались тонкой нарядной тесьмой. Неизменный элемент украшения халата яркий, вышитый поясной платок, без которого наряд был бы незавершенным. Покрой халата очень простой и универсальный. Он практический одинаковый для людей, живущий на огромных территориях, не зависимо от возрастов и полов, что еще раз подтверждает древнейшую историю этой модели.

Халат выкраивается особым образом, при этом одна пола нахлестывается на другую. Такая конструкция халата не дает ему распахиваться при движении. Достаточно глубокие разрезы в боковых швах, облегчают движение и позволяют узбеку сидеть на полу.

Рис. Халат 1

Рис. Халат

Халат шьют из шелка на яркой подкладке и обшивают орнаментальной тесьмой.

Узбекская рубаха так же обязательный элемент мужской одежды.

Вначале узбеки носили рубахи, очень длинные ниже колен, а потом их значительно укоротили почти до середины бедер. К вертикальному разрезу рубахи пришивался воротник. Иногда у рубахи делали только горизонтальный разрез от плеча к плечу.

Рубашки носились повсеместно, но мужчины, проживавшие в Ферганской долине, носили в основном яхтак, так называли простые рубашки для обертывания. Рубашки шились из хлопковой домотканой ткани, очень строгого фасона, немного украшены тесьмой, обычно вдоль воротника.

Рубашку кроят из цельных кусков ткани, предварительно перегнутых по линии плеча. В рукав вставляют клинья с ластовицей.

Рубашку и шаровары шили из льняного полотна или хлопчатобумажных однотонных тканей.

Головной убор черная тюбетейка, вышивалась белым шелком.

Традиционная обувь узбеков это кожаные цветные остроносые сапоги из тонкой кожи. На равнинных землях узбеки носили мягкие кожаные сапоги и туфли без задников. Сапоги из зеленой кожи шагрени могла себе позволить носить только местная элита и то только во время больших конных праздников. Такие сапоги имели скошенные каблуки, позволявшие всаднику, демонстрируя смелость и ловкость, уверенно держаться в стременах.

Источник

Мужские национальные костюмы в Узбекистане

Традиционными предметами мужского гардероба в Узбекистане всегда были рубахи разного фасона и халаты, которые подвязывали поясами. Внизу узбеки носят штаны и сапоги из кожи. Голову в Узбекистане обязательно должны покрывать не только женщины, но и мужчины, что связано с исламской религией.

У мужчин для этих целей используется чалма или тюбетейка.

Одежда

Рубаха для повседневной носки называется куйлак. Изначально такая рубаха была длинной и была ниже колен, но позже фасон сменился, и рубаха стала стандартной длины. Фасон горловины имел две интерпретации: в первом случае у рубахи имелся вертикальный разрез, к которому пришивался ворот; во втором случае в зоне воротника имелся горизонтальный разрез, доходящий до плеч.

Штаны под названием иштон были абсолютно лишены дополнительных декоративных и функциональных элементов. Длина таких штанов, напоминающих шаровары, доходила до щиколоток.

Мужской халат носит название чапан и имеет единый фасон для всех возрастов и статусов, который не менялся долгое время. Для разных сезонов года существуют свои разновидности халата – тонкий летний халат, халат с подкладкой для межсезонья и теплые ватные халаты для холодного времени года. По бокам халата имеются вертикальные разрезы для удобства перемещения.

В качестве декоративных элементов используется тесьма и материя другого цвета, которые пришивают по краям халата и на рукава. Для застегивания халата имеются завязки. В качестве пояса в национальных узбекских мужских костюмах используется кушак. Он представляет собой сложенный в треугольник платок из хлопка или шелка.

Головной убор

В качестве головного убора мужчины в Узбекистане традиционно носят кулох или тюбетейку-дуппи. Наиболее популярной среди всех тюбетеек является головной убор обитателей Ферганской долины. Ее отличительной особенностью является вышитый белыми нитями на черном фоне интересный растительный орнамент.

На сегодняшний день в Узбекистане пользуются большим спросом бархатные или хлопчатобумажные тюбетейки синего, черного и темно-зеленого цветов.

Разновидности

Несмотря на схожесть в крое, мужские и женские костюмы имеют свои принципиальные особенности.

Первым важным элементом для мужчин

является чапан. Этот стеганый халат предназначен не только для дома, но и для повседневности и даже торжеств. Праздничные модели украшаются богатой вышивкой золотыми нитями. Заменяет халат и верхнюю одежду, если имеет утеплитель. Интересно, но колоритные чапаны и сейчас популярны далеко за пределами Узбекистана, они становятся дорогим подарком для любимых мужчин и коллег.

Неотъемлемым предметом гардероба узбеков является рубаха. Первые ее модели отшивались в длине до колен, сейчас же можно встретить более удобную длину до середины бедра. Именуемая куйлак, она может иметь вертикальный до линии груди или горизонтальный вырез от плеча до плеча.

Широкие штаны – обязательная часть узбекского костюма. Книзу шаровары сужаются, обеспечивая удобство во время ходьбы.

Рубаху либо халат мужчины подпоясывают широким поясом, который, стоит сказать, в некоторых моделях заслуживает восхищения. Пояса для торжеств выполняют из роскошного бархата, украшают бисером, символичной вышивкой и дополняют оберегами.

Женский костюм

узбекских красавиц состоял из туникообразного платья. Первые модели надежно укрывали все тело и доходили длиной до щиколоток. Платье исполнялось с помощью прямых кусков тканей и мало чем отличалось от мужской рубахи. Позднее на платье появилась женственная кокетка и присборенные манжеты.

В дополнение к платью узбечка в обязательном порядке надевала и широкие штаны. От мужских их отличал украшенный тесьмой низ. Верхней же одеждой служил тот же чапан. Спустя некоторое время женщины стали облачаться и в камзол, а также в женственные жилетки.

Детский национальный костюм

схож с мужским и женским. Зачастую в выборе останавливаются на фабричных вариантах. Особой популярностью пользуются трикотажные костюмы. На головной убор ребенка прикрепляют оберег, защищающий от дурного глаза.

Особенности

Узбекский костюм легко отличить от какого-либо иного, ведь есть в нем черты, соответствующие исключительно узбекам.

Цвета и оттенки

Цветовая гамма национального костюма варьировалась в зависимости от места размещения узбеков. Так, сурхандарьинский регион славился красной цветовой гаммой. Интересен тот факт, что, несмотря на цветовые особенности в каждом регионе, никто не носил костюмы из черной и темно-синей материи, опасаясь притянуть к себе неудачи.

Палитра цветов в женской одежде выдавала не только тонкий вкус красавиц, но и положение в обществе. Например, дамы, чьи мужья занимали высокую должность, облачались в одежды в голубых и фиолетовых оттенках, ремесленники – в зеленый.

Ткани и крой

Узбекский народ любит богатые ткани. Например, верх национальных халатов изготавливается из бархата или вельвета. Стоит сказать, что надевали халаты не только летом, но и в прохладное время года, и это не могло не сказаться на видах ткани. Так, теплые модели халата-чапан утеплены слоем верблюжьей шерсти или ваты.

Крой национального костюма был прост и не отличался по половым и возрастным признакам. Сшивали одежду в большинстве случаев из прямых кусков ткани, в маленьких глухих деревнях ткань эту даже не резали, а разрывали по прямой нитке.

В дальнейшем для рубахи прямой кусок ткани перегибали, создавая лицевую и заднюю часть, к бокам пришивали дополнительные куски, а подмышкой размещали ластовицу. Стоит сказать, что и штаны были результатом умелого сшивания прямых кусков ткани.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector