Исследовательская работа по теме: «этнические особенности традиционной одежды народов среднего поволжья»
Содержание:
- Оглавление
- Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому
- Похожие:
- Символика татарских узоров.
- Ход занятия:
- Характерные особенности
- Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера
- Татарский женский народный костюм
- Праздничные одеяния
- Татарский узор: шаблоны великого народа
- и его использование
- Значение тюльпана в культуре и орнаменте
- Цветовая гамма и декор
- Современная интерпретация
- Праздничная национальная одежда
- Геометрический и зооморфный мотивы
Оглавление
-
часть. Татарский национальный орнамент …………………………………….….. 4
- Татарский орнамент как исторический источник ……………………………….… 4
- Растительный орнамент…………………………………………………….… 5
- Геометрический орнамент………………………………………………….…7
- Зооморфный орнамент…………………………………………………………………….. 8
- часть. Татарское народное декоративно-прикладное искусство…………………………….. . 9
-
часть. Татарская народная одежда………………………………………………..… 11
- Национальный костюм………………………………………………………….….. 11
- Калфак …………………………………………………………………………….……. 12
- Тюбетейка ………………………………………………………………………..…. 13
- часть. Искусство кожаной мозаики …………………………………………………………. 14
Цель:Задачи:Методы: Поисково-исследовательский.Золотая корона – “Казанская шапка” середины XVIХранится в Государственной Оружейной палатеМосковского Кремляломаная линия из зубчиков.. мотив птицы намазлыками чаршау
Эльмира Хамматова, студентка факультета Ирина Шарипова, “Мисс Татарстан – 2010”, дизайн КГТУ, участница конкурса «ЮНЭКО – 2009» “I вице-мисс Россия – 2010», в Москве — молодежного форума,посвященного финалистка конкурса «Мисс мира — 2010» безопасности жизни и вопросам экологии, лауреат I премии
- Р.К.Әхмәтҗанова.Матулык иленә юл. Казан, «Мәгариф», 2001
- Ф.Х.Валеев.«Орнамент казанских татар». Казань, 1969
- Ф.Х.Валеев.«Татарский народный орнамент». Казань, 2002
- Журнал «Казан утлары». 1983 г.
- Журнал «Сөембикә». № 9, 2009 г., № 1, 2010 г., № 9, 2010 г., № 12, 2010 г.
- Нурзия. Татар сынлы сәнгате, Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1999
- Нурзия. Тылсымлы энә. Казан, Татарстан китап нәшрияты, 2001
- Нурзия Сергеева «Әбиемнең сандыгы». Казань, 1995.
- Нурзия Сергеева. Татарская вышивка.Казань, «Магариф», 2005
- Ф.Ф.Харисов. Милли мәдәният: Сораулар һәм җаваплар.Казан,“Хәтер”,1997
- Энциклопедический словарь. 2009.
- «Этнография татарского народа» . Казань, «Магариф», 2004
- http://tashlar.narod.ru/
- Газета «Ватаным Татарстан», № 234-235, 25 ноября, 2011 год.
Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому
Русский орнамент, например, на вышивке, известен каждому. Народные наряды в своей жизни видел хотя бы один раз каждый. Вот такая красота выходит из-под рук мастеров. И это еще не самые сложные варианты. Ничего не скажешь — искусство и есть искусство. А Русь на таланты была богата всегда.
Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще. И стоит для начала брать русский орнамент. Если не удастся приобрести трафареты, можно изготовить их самим. Вот такие сможет сделать любой, нужно только проявить усидчивость и терпение.
Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще
Похожие:
Научно исследовательская работа ”Целью исследования является изучение и анализ использования ритуального полотенца в традиционной культуре народов Поволжья | Научно исследовательская работа ”Целью исследования является изучение и анализ использования ритуального полотенца в традиционной культуре народов Поволжья | ||
Урок демонстрация по теме: История одежды. Одежда в разные временаЦель: познакомить учащихся с особенностями одежды различных народов, слоев обществ в различные периоды жизни людей; воспитывать любовь… | История свадебного обрядаС древних времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и самобытных. В них проявляются… | ||
Исследовательская работа на тему: «Статистика и мы»Задания по теме «Статистические характеристики» включены в экзаменационный материал гиа 9 класса. Наша исследовательская работа будет… | Исследовательская работа «Собака друг человека»Исследовательская работа посвящена теме «Собаки». Это самый распространенный вид животных на земле, который обладает исключительной… | ||
Исследовательская работа по теме: «Особенности формирования певческих навыков на уроке музыки»Пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как… | Исследовательская работа «выбор ткани для школьной формы»Школа зеркало любого общества, поэтому и стиль школьной одежды отражает политический, социальный и даже психологический климат в… | ||
Рабочая программа по краеведению для 5 класса составлена на основе…Поволжья». Киц- «Саратовтелефильм»- «Добродея». 2008 г.(авторы Юнг Е. Л, Сторожева Т. Ю) и учебного пособия для 5 класса «Волжские… | Исследовательская работа Особенности sms -общения в современном английском…Особенности образования sms сокращений в современном английском языке |
Символика татарских узоров.
Символика цветов.
Полумесяц со звездойВодаЕльКонь (лошадь)ВолкЗмеяБаранСармашикЗвездаВосьмигранникГлазКорабль (лодка)ИстинаДостаток, изобилие, плодородиеМатеринская любовь
- Основные узоры, встречающиеся в орнаментах народов Среднего Поволжья
Толкование основных символов орнаментов народов Среднего Поволжья
Обозначения | Русский узор | Мордовский узор | Чувашский узор | Татарский узор |
Ромб | Символ плодородия, чадородия | Изобилие, плодородие | Сплочённость | Солнце или луна |
Розетки | Солнце | |||
Звезды | Движение вселенной | Часть космоса | ||
Звезда | Око рода, Благодать | Солнце, согласие, гармония | Символ вечности | |
Птицы | Душа человека | Трудолюбие, жизнестойкость | Символ солнца и света | |
Спирали | Символ мудрости | Знания, мысли | ||
Виноградная лоза | Знак женщины | |||
S-образный элемент | Птицы и конские головы | Память о прошлом, дума о будущем | Вода | |
Лодка, ладья | Чистая совесть, судьба | Благополучие | ||
Треугольник | Символ духа | Женское начало, завершение | Истина, закон | Знак земли |
Гроздь ягод, ветка | Процветание | Символ изобилия | ||
Восьмигранник | Символ могущества и единства | Солнце, огонь | Добро и зло | Мужчина и женщина |
Ель, дерево | Мировая ось, центр мира, символ новой жизни | Древо рода, жизни, мудрости | Символ храбрости, плодородия | |
Зигзаг | Вода | Вода | Эпоха, период, течение времени | |
Роговидные узоры | Символ защиты | Деревья и трава | Человечность, разум, сила, здоровье, душевная красота | |
Крест | Символ жизни, неба и вечности | Оберег | Межа поля | |
Круг | Символ рода | Солнце, луна | Солнце | |
Четырёхугольник | Символ света, победа добра над злом | Порядок, истина, Справедливость | Равенство, понимание | |
- Результаты исследования.
Вывод.11. Литература.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульях. Слышится стук в дверь, заходит воспитатель, переодетый в женский татарский национальный костюм.
В: — Здравствуйте, ребята! Мы с вами проживаем в республике, которая называется Татарстан. В нашей республике живут люди разных национальностей: чуваши, марийцы, удмурты. Но больше всего русских и татар, которые чтят и помнят свои традиции. И в нашей группе есть ребята и русские, и татары. И все вместе вы играете, гуляете, дружите. Ребята, а как называется столица Татарстана?
Д: Казань.
В: Правильно. Казань – это большой и красивый город. Ребята, скажите, а как мы можем догадаться какой национальности человек перед нами?
Д: По костюму. По одежде.
В: Правильно!Посмотрите, какая я нарядная сегодня! Правда красивый костюм? Это женский татарский национальный костюм. То, что у меня на голове называется — калфак (тюбетей, далее кулмк – платье, камзол –жилетка, фартук (алъяпкыч, на ногах сапожки из мягкой кожи – читек.
Татарский народ создал много чудес,
Материально-духовные блага все здесь.
И ценность искусство родное несет.
Наш Татарстан, процветает, живет.
Прислушайтесь, это музыка татарского композитора – Луизы Батыр – Болгари,
Много песен пишет она для всей детворы.
Фольклорные и игровые,
Хороводные, эстрадные, озорные.
Мы долго восстанавливали древние святыни.
Приумножали национальное добро
Давайте же ценить искусство,
Творить и изучать его.
Я вам представляю татарский орнамент.
Изучим сегодня мы сущность его.
Ведь древние люди в нем выражали
Обычаи, мировоззрение свое.
Орнамент служил оберегом людей.
Расшифровывать элементы им было не лень.
Рисунок узоров с веками менялся,
Переосмысливался, воспринимался.
Волнообразный орнамент – вода,
Важнейший источник жизни она.
Круги и розетки – солнце и жизнь.
Роговидный орнамент – сила и прыть.
Лотос- цветок – чистота, непорочность.
Тюльпан отражает чувства, любовь.
Трилистник – богатство природы нам дарит,
Хризантема своей красотой восхищает.
Обратите внимание на колорит,
Здесь яркая сочная гамма царит.
Сопоставляются теплые, холодные тона
Своеобразием орнамента насыщена она.
Татарский орнамент гармоничен и прост,
Его создавал весь наш добрый народ.
В нем пестроты и излишеств в нем нет
Он легок, изящен, как солнечный свет.
А сейчас, выходите поскорее,
Становитесь дружно в круг.
В «Тюбетейку» поиграем,
Элементы татарского танца вспоминаем.
Тюбетейку вы друг другу
Быстро надевайте.
Пока музыка играет
Ее передавайте.
Музыка смолкает,
Тюбетейка отдыхает.
Кто остался с ней в руках,
Того не отпустим просто так.
Ну, а коль уж ты остался,
В серединку выходи.
И татарское движение
Сегодня с нами разучи. (Игра)
«Тп,тп, тбтй,
Тбте укалы.
Чиккн матур тбте
Менкемд тукталды!»
С татарским орнаментом
Сегодня познакомились.
Возьмите все карандаши
Занятие не закончилось
Сейчас я вам раздам
Фартуки, сапожки, тюбетейки
Воспроизведите в них узор,
Все то, что вы запомнили (работа)
В:Ребята, вы поработали сегодня продуктивно!
На занятии были все активны! А скажите, ребята, какие вы сегодня элементы татарского орнамента использовали в своей работе? (ответы детей). А какие цвета? (ответы детей).
«Спасибо за работу, я вас благодарю
И на последок вам сказать хочу:
Надеюсь я на то,
Что усвоили вы все
Что здесь я рассказала,
Объяснила, показала.
Надолго в памяти храните
Знания эти по жизни несите
Истоки наши изучайте
И традиций не забывайте
Единый дом у нас, одна семья. Цвети, республика моя!
Характерные особенности
Национальная одежда татар состоит из нескольких основных элементов. Народный наряд представляет собой:
- кулмэк, представляющий собой довольно длинную рубашку;
- халат распашного типа;
- ыштан (штаны-шаравары).
Женский наряд подразумевает наличие нагрудника. Например, тешелдрек или кукрекче. Также в комплект входит фартук, с помощью которого скрывался вырез, расположенный в области груди. Крой был свободным, но при этом делался акцент в области талии.
Национальная татарская традиция подразумевает такие особенности одежды:
- рубаха. Она достаточно широкая, но при этом не подпоясывается. У татарина она достигает колена. Женский предмет гардероба доходит до области щиколотки;
- штаны. Мужчины нередко носили полосатые шаровары. Модели народной одежды, предназначенные для женщин, исключительно однотонные.
- верхняя одежда. При ее пошиве могли использоваться различные материалы и с учетом этого момента она называлась по-разному. Например, народный наряд бишмет, казакин или камзол.
Татарская национальная одежда достаточно колоритная и яркая, но обилие оттенков при ее создании не используется. Преобладающими являются бордовые, зеленые, желтые и белоснежные тона, а также цвет спелой вишни. Выбор того или иного варианта зависит от возраста, финансового и семейного положения.
Национальная одежда татар, которая носится по праздникам, украшается с помощью многочисленных декорирующих элементов. Это могут быть монеты, бисер и бусины, а также нити. На одежду наносятся узоры с природными мотивами. Таким образом народ демонстрирует уважение ко всему живому.
Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера
Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба
Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу».
На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).
Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность — асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.
Татарский женский народный костюм
История возникновения татарского национального костюма берет свое начало с середины XVIII века, но тот наряд, который дошел до наших дней, был сформирован чуть позже, приблизительно в XIX веке. Влияние на татарский наряд оказали поволжские татары и традиции народов Востока. Поскольку татарские женщины с малого возраста обучались шитью, вышиванию, то изготавливая одежду, они вкладывали в нее все свое умение, терпение и в итоге получались очень красивые и женственные костюмы.
Во времена средневековья традиционным нарядом женщин считалось платье, головной убор и характерная обувь. Независимо от статуса, одежда во многом совпадала, но различия, будь это родовые, социальные или клановые, выражались лишь в используемых тканях, их цене, обилию декоративных элементов и количеству надеваемой одежды. Одежда, которая создавалась веками, выглядела не просто красиво, а нарядно, и это благодаря украшениям, изысканной отделке и традиционной вышивке.
Описание татарского женского народного костюма
Женский костюм состоит из длинной туникообразной рубахи с длинными рукавами и длинной распашной верхней одежды со сплошным остовом. Низ рубахи и рукава украшались воланами. Признаком к национальной принадлежности является монументальность, и у женщин она проявлялась в массивных украшениях, которые были везде: на груди, на руках, на ушах.
Женщины поверх рубахи надевали безрукавку или камзол, который шился из цветного или однотонного бархата, а борта и низ камзола были украшены золотой тесьмой или мехом.
Главным элементом национального костюма являлся головной убор. По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки, и у всех они были одинаковые. У замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.
Кстати, калфаки тоже были разными. Некоторые чем-то напоминали тюбитейку, также украшенную и расшитую золотыми нитками, другой вид имел тряпичный заостренный конец, к которому крепилась бахрома из золотых ниток, свисающая немного вперед к лицу.
История создания татарского национального костюма прошла довольно длинный путь, но несмотря на это традиции этого народа сохранились и поныне, и хотя современное общество носит больше европейскую одежду, тем не менее время от времени по праздникам женщины и мужчины наряжаются в свои традиционные костюмы и вспоминают историю своего народа.
Праздничные одеяния
Национальный татарский костюм в данном случае отличается обилием декора и шикарным внешним видом. Для его пошива использовались дорогостоящие материалы. Особого внимания при этом заслуживает свадебное платье. Выполнялось они в нежных голубых, бирюзовых или же зеленых, бордовых тонах. Правда, в последнее время можно встретить и белые одеяния, которые ранее считали траурными.
Длина такого платья должна быть максимальной. Кроме того, оно в обязательном порядке должно быть закрытым, прикрывающим практически все тело. Откровенные вырезы в данном случае недопустимы. Голова девушки при этом покрывается расшитым калфаком или полотном.
Жених, как правило, облачается в синий наряд. На нем отмечается обилие орнаментов, лент из атласа. Также присутствует меховой воротник. В качестве обуви молодоженов выступают сапоги. Они узорчатые. При их изготовлении применяется мозаичная техника.
На данный момент женихи все чаще надевают на торжество традиционные европейские брючные костюмы. Правда, даже в этом случае они украшаются с помощью орнаментов и лент. Пиджак при этом нередко заменяют сшитым из бархата камзолом. Рукава у него должны быть короткими.
Для танцев отлично подходят жилетки-разлетайки. Их декорируют мехом. Также уместны укороченные модели камзола. Голова танцовщика прикрывается покрывалом или же шапкой, оснащенной кисточкой
Крайне важно, чтобы наряд при этом был свободным, а низ расправлялся во время танца. Благодаря этому выполнять активные движения оказывается легко и никакого дискомфорта не возникает
Национальный татарский костюм не может остаться без внимания. Они невероятно яркие и весьма неординарные. Татары по сей день чтут традиции и трепетно относятся к народной одежде. Правда, сейчас ее увидеть в повседневной жизни крайне сложно. Чаще всего подобные наряды надевают лишь по особым случаям
В любом же случае они привлекают к себе особое внимание, поражают оригинальностью и обилием неординарного декора
Татарский узор: шаблоны великого народа
Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах. Особенно это видно в национальной одежде (головных уборах, обуви с разноцветной мозаикой).
Украшение жилья коврами потрясающей красоты — одна из главных изюминок татарской нации. Любое жилье, будто сельское или городское, всегда было заполнено коврами, которые по красоте превосходили персидские. У татар всегда преобладали яркие цветочные мотивы.
Про головные платки говорить можно говорить очень долго. В каждом доме по целому сундуку заполнено такими платками. Будничные, праздничные, свадебные — для каждого события есть свой платок, и для каждого платка — свой особенный узор. Вот такая красота — татарский и башкирский вышитый платок, что глаз не оторвать
Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах
Самым распространенным было искусство орнамента в резном деревянном зодчестве.
Затем уже шла вышивка, узор на обуви и ковры. Очень малое место занимала у татарского народа тканевая аппликация. Но зато, в этой аппликации, что интересно, явно проглядывались восточные и греческие мотивы.
Самым популярным был и остается растительный орнамент. Трилистник, гвоздика, тюльпан, георгины, пионы и хризантемы – все это пользуется большой популярностью у татарских мастериц.
????????????????????????????
Глядя на эти произведения народного промысла, хочется, чтобы в доме был хотя бы один такой узор, радующий глаз
и его использование
Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.
В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.
Значение тюльпана в культуре и орнаменте
У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на
Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.
Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.
Цветовая гамма и декор
Цветовая гамма татарских костюмов имела небольшие различия по возрасту и гендерному признаку. Мужчины и мальчики старше 5 лет преимущественно носили черные, темно-синие или бордовые камзолы, штаны, рубахи. Девушкам и женщинам предлагали зеленую, голубую, красную, вишневую, желтую повседневную и нарядную одежду. В наряде за основу брали один темный цвет и дополняли его более светлыми оттенками из той же цветовой палитры.
Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы:
- степь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны;
- луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши;
- сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов.
Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.
Современная интерпретация
Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде
У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак
Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.
Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.
Праздничная национальная одежда
В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.
В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.
Геометрический и зооморфный мотивы
Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.
Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке — цветочные, расположенные с геометрической точностью.