Татарский национальный костюм

Национальная татарская одежда

Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития. Костюм – наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах.

В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений.

Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол.

Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком.

В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы. Головным убором мужчин, как уже упоминалось, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой.

Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу. Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Однако женщины разных национальностей носили его по-разному. Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас. Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики.

Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками (тула оек).

Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме, в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте.

Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.

  • В раннем детстве на спектакль принесла бабушкой данную шаль тонкого белого шёлка с кистями. И тут же она исчезла бесследно. С тех пор пытаюсь подобную купить, узнав, что такая непременный атрибут татарского костюма. Осталась она в память об отце, погибшем на ВОВ, когда мне было всего 9 месяцев. Очень хочу обрести!!!

    10 ноября 2014 Гость (Любовь Михайловна)

  • Понимаю вас , Любовь МихайловнаСтатья очень впечатлила и конечно-же подарила незабываемые чувстваОтдельное спасибо составителям Побольше-бы таких сайтов

    6 октября 2015 Гость (Аноним)

  • Спасибо за статью, очень впечатлило, добавьте побольше фотографий. Татарский костюм — понятие растяжимое, ведь он видоизменялся с течением времени. Татары в разных регионах носили разного вида костюмы.

    22 октября 2016 Гость (Дарья-Ханум)

  • Я бы рада, но с картинками сложности, своих фото у меня нет.

  • Народный костюм
  • Контакты
  • Пользователи
  • Словарь

Авторский проект NARODKO.RUКопирование материалов — только при согласовании и указании ссылки на сайт.

Описание

Чтобы разобраться в нюансах нарядов жителей Татарстана, стоит детально его изучить.

Цвета и оттенки

Расцветка имеет огромное значение при пошиве одежды. Причем это не дань модным тенденциям. Татарский национальный костюм «говорит» о положении человека в обществе и его вероисповедании. Также расцветка одеяния помогает определить семейный статус и возраст. Причем оттенки четко распределены между кочевыми и земледельческими народностями.

В восемнадцатом веке особое значение уделяли красному цвету. Он символизирует принадлежность хозяина к знатному роду и его финансовую состоятельность. Однако в следующем столетии оттенок потерял свою значимость. Вещи подобной расцветки стали надевать на торжественные мероприятия.

У большинства татар белый оттенок считается символом траура или старости. Одежду подобных цветов выбирали женщины преклонного возраста и люди, собирающиеся на похороны.

В наш дни татарский костюм наполнен яркими и сочными оттенками. Часто в мужских и женских вещах встречается сиреневый, изумрудный или синий цвет. Они гармонично сочетаются с орнаментом и контрастной отделкой. Для вышивки обычно выбирают золотистые или серебристые нити, которые придают вещам индивидуальность и престижность.

Ткань и орнаменты

Ранее для изготовления нарядов выбирали преимущественно бархат. Для украшения подола и краев одеяния использовали мех. Часто шерсть животных брали для декорирования головных уборов. Со временем вещи становились легче, татары стали выбирать иные материи. Наибольшим спросом пользовались хлопок, шерсть и шёлк.

Для пошива камзола брали парчу, которую покрывали мелким орнаментом. Современные наряды чаще всего создают из шёлка и атласа, поскольку материя отличается легкостью и приятна на ощупь. К тому же ткань великолепно передает глубину оттенков и визуально делает образ богаче.

Для вышивки обычно выбирали растительный орнамент, который объединял в себе несуществующие цветы, листья и плоды. Основная часть узоров была асимметричной. Условно все орнаменты делили на три категории:

  • Степные (маки, незабудки, гвоздики).
  • Луговые (васильки, ромашки, колокольчики).
  • Садовые (астры, пионы, розы, ирисы).

Также для украшения нарядов использовали виноградную лозу, пальмовые листья. Геометрические узоры отодвигали на втором плане, в приоритете у татар были сердечки, волны и т.д. Характерная черта орнамента – полихромность (использование разных оттенков).

Элементы

По украшениям девушки судили о благосостоянии ее семьи. Мужчина также считались большим любителям аксессуаров. Чаще всего они надевали массивные перстни. Главное украшение девушек – накосник. Его готовили из разного материала.

Практически все татарские барышни носили серьги. Уши прокалывали в раннем детстве (в три или четыре года). Подобное украшение не снимали с юных лет и до самой старости.

Уделяли внимание и аксессуарам для шеи, правда, в большинстве случае их применяли не в эстетических, а практических целях. С помощью украшений девушки скрывали глубокий вырез на сорочке

Еще один оригинальный аксессуар татар – перевязь. Эта лента, которую носили перекидывая через плечо. У мусульманских барышень на перевязи были небольшие кармашки, куда складывали тексты из Корана.

Крой и декоративные швы

Отличительная черта национального костюма татар – трапециевидная форма. Народ носил широкие рубахи, напоминающие тунику и объемную верхнюю одежду. В классической сорочке отсутствовали плечевые швы, ее изготавливали из прямого сукна. Некоторые татары носили рубахи с воротником-стойкой.

Для оформления тканей использовали ряд декоративных швов:

  • Вразброс. С помощью толстых нитей выполняли узор в виде полос. Чаще всего использовали для декорирования шарфов и поясов.
  • Кипрская ткань. Волокна накладывали на основные нити, полностью перекрывая их. Распознать орнамент можно по характерным зазорам, напоминающие маленькие ступеньки.
  • Досочный. Нити повторяются на лицевой и изнаночной стороне. Шов напоминает декоративную вышивку.

Татарские головные уборы

Их подразделяют на домашние и выходные. В первом случае на голову надевали тюбетейку. Это шапочка небольшого размера, которая закрывала только макушку. Поверх неё надевали разнообразные шляпы из материи, войлока, меха.

Шапочку прошивали по всей поверхности строчками и между ними прокладывали конский волос. Ткань использовали разнообразную, также отличался узор, поэтому головной убор имел огромное количество вариаций. Яркие тюбетейки выбирали молодые парни, татары преклонного возраста останавливались на скромных моделях однотонной расцветки.

В головных уборах для женщин четко отслеживалась дифференциация по возрасту. Наибольшей популярностью пользовался калфак. Его надевали вместе повязкой-украшением (ука-чачак), конусообразный конец с кисточкой отбрасывали назад.

Замужние дамы прикрывали не только волосы, но и шею, спину. Головной убор женщины включал в себя три основных элемента. Волосники применяли, чтобы собрать и прикрыть причёску. Мусульманки заплетали локоны в две косы и прятали под чепец, как русские барышни.

Основной или средний убор (покрывало) чаще носили дамы преклонного возраста. Оно отличалось по форме: треугольное, квадратное и т.д. Верхний головной убор надевали поверх покрывала, чтобы надежно его зафиксировать. Для этой цели использовали повязки и шапки.

Последовательность проведения татарской свадьбы

Чтобы праздник был интересным и запоминающимся, важно продумать все детали его проведения. Сценарий свадьбы обязательно должен включать традиции, которые передавались из поколения в поколение

Лучше заранее все нюансы обговорить с тамадой.

Церемония сватовства

Каждая татарская свадьба обязательно начинается со сватовства. Когда съезжаются гости, родители невесты приглашают их в дом для переговоров. Сначала беседу ведут в иносказательной форме, не затрагивая основную тему. По древним татарским обычаям, это делается для того, чтобы злые духи не подслушали важный сговор и не помешали дальнейшему проведению свадьбы.

Во время сватовства обязательно должны находиться родители невесты, сват и дядя жениха. Они ведут торги за нареченную девушку. Причем, каждая сторона действует в своих интересах. Родители невесты все время поднимают цену, тогда как родственники жениха стараются ее снизить.

После предварительного соглашения стороны договариваются встретиться снова. На завершающем этапе церемонии сватовства родители жениха и невесты подробно обговаривают все детали, которые касаются создания молодой семьи, включая нюансы их семейной жизни и организацию свадебного торжества.

Как выкупают невесту

Согласно татарским обычаям, в день свадьбы будущий супруг приезжает в дом жениха, где его поджидает невеста. Если раньше для этого специально строили небольшое здание, то сейчас разрешается снимать недалеко от дома девушки комнату в отеле или арендовать квартиру. Это временное помещение используется для выкупа невесты и для проведения первой брачной ночи.

Немного истории

Татарский наряд сформировался в восемнадцатом веке, но позже в первоначальную модель было внесено ряд коррективов. Одеяние не раз подвергалось изменениям, но основные элементы остались нетронутыми.

Характерные черты костюма во многом зависели от региона и вероисповедания. Самое значительное влияние на формирование народной одежды оказали поволжские татары и мусульманство.

У крымского этноса наряд существенно отличался

Именно они ввели в моду широкие юбки, акцентирующие внимание на аппетитных бедрах татарок. В других регионах женщины предпочитали носить платья в форме клина

Жители Татарстана верили, что человеческая душа покидает тело через дырки и отверстия в одежде

Поэтому они с особым вниманием относились к мельчайшим прорехам и старались их быстрей залатать

Татары считали, что спасение жизни возможно только при наличии волшебного оберега. Для этого края одежды обрабатывали, используя уникальный орнамент. Ранее в качестве узора использовали стрелы, но впоследствии их сменили замысловатые завитки.

Одеяние декорировали в определенных местах. Например, зона в области таза считалась интимной и секретной, по этой причине ее никогда не оформляли узором. Грудь воспринималась иначе, ведь она помогает девушкам вскармливать малышей. Данную область обильно украшали орнаментом.

Традиционный наряд татар представляет собой шаровары и рубаху-платье. Сверху накидывали кафтан или халат. Также костюм дополняли легкой одеждой изо льна или конопли, она не имела подкладки и называлась чоба. Женщины обычно надевали жилетки или фартуки.

Отличительная черта костюма татар – обильное количество украшений и использование материй ярких расцветок.

Гендерные разновидности

Каждый представитель нации имел собственный наряд, отличающийся характерными элементами.

Женский

Национальное одеяние состоит из сорочки, нижнего нагрудника и штанов. Этот наряд идеален для любой ситуации. В начале двадцатого века для барышень шили элегантные платья. К изделию прикрепляли нижний нагрудник. Его фиксировали на плечах или шеи с помощью тонких бретелек. Повязку в обязательном порядке декорировали узором.

Некоторые татарские девушки в повседневной жизни постоянно носили фартук. Кто-то сочетал его с праздничным нарядом, другие надевали только с рабочими вещами.

Из верхней одежды большим спросом пользовались камзолы и бишметы. Первый это короткая и приталенная жилетка, второй представляет собой длинное пальто с зауженной спинкой. Бишмет часто декорировали мехом, вместо традиционной пуговицы использовали застежку из серебра. Она одновременно служила украшением одеяния.

В качестве головного убора незамужние барышни носили шапку или калфак. Женщины в браке обязаны были прятать волосы и закрывать спину. Их головной убор включал в себя волосник и покрывало.

Детский

Татарская национальная одежда для малышей практически ничем не отличалась от взрослых моделей. Однако их наряды содержали больше ярких элементов:

Костюм для мальчиков включал в себя удлиненную сорочку с широкими рукавами. Чтобы одеяние не вызвало дискомфорта использовали манжеты. Обязательный элемент костюма – камзол, расшитый разными орнаментами

Штаны чаще всего были широкими и выполнены из контрастной материи, чтобы не отвлекать внимание от сорочки. На ноги надевали сапоги

В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава. Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.

Мужской

Национальная одежда татар состоит из широкой рубахи, оснащенной ластовицами под мышками и рукавами-регланами. Сорочка удлиненная, а штаны отличаются просторностью. Выделяют два типа мужского одеяния, каждый из которых имеет характерную деталь.

  • Приталенное или с прямой спиной. К подобным вещам относят камзол (жакет), бишмет (пальто из плотной материи) и чобу (легкая верхняя одежда).
  • Ко второму типу относят чикмень, джилян и тулуп. Первый представляет собой демисезонное одеяние. Джилян – это халат с маленьким воротником, его можно носить в любое время года. Тулуп – зимняя одежда из меха.
Обязательной деталью мужского костюма является пояс. Ранее состоятельные парни носили ремень из шелка, украшенный бахромой из серебряных и золотистых нитей.

Татарская печать о косметике

Каюм Насыри в своем издании «Казанский календарь» от 1873 года описывал химические свойства тех или иных веществ не только в качестве медицинских, но и как косметологических средств, различных по происхождению, как неорганических — квасцы, нашатырь и пр., так и органических — масла, бальзамы, смолы и пр. Также он рекомендовал и натуральные продукты для использования в косметических составах — это белок и желток от куриного яйца, животные жиры (куриный, китовый и др.), пчелиный воск и пр.

В журналах и газетах, могли рекламировать свой товар (и сегодня, благодаря этой рекламе, мы можем узнать некоторые особенности). Например, в газете «Эль Ислах» в рекламном блоке, рассказывается об эпиляторе «Нил» для удаления нежелательных волос и описываются пилюли «марбур» для женщин, желающих иметь высокую и красивую грудь.

Таким образом, татарки, безусловно, любили косметику и с удовольствием ухаживали за собой. Бесспорно, мода менялась. В более ранний период бытовало использование большего количества косметики, впрочем, как и у перенявшего у них подобный «макияж» русского населения (еще со времен Казанского ханства, вплоть до Петра I). Однако со временем как и сами косметические средства, так и их количество на лице изменялись.

В газете «Эль Ислах» описываются пилюли «марбур» для женщин, желающих иметь высокую и красивую грудь

Дина Гатина-Шафикова

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Особенности и разновидности татарского национального костюма

Главной составной частью как мужского, так и женского наряда является удлинённая просторная рубашка. Ее обязательными составляющими должны быть клинья сбоку и глубокий вырез на спереди. Рубаху носили без пояса и украшали различными декоративными элементами. Силуэт одежды является трапециевидным. Важнейшей составляющей является пояс, изготовленный из яркого бархата, и украшенный ценнейшим мехом или позолоченной тесемкой. Его украшали крупными золотыми и серебряными пряжками. Шаровары шили из плотных льняных тканей. Выражение национального колорита наиболее ярко выражено в женском костюме. Он выглядит намного богаче мужского поскольку татарки с детских лет обучались шитью,вышиванию и различным ручным работам. Для него характерен приталенный силуэт, придающий женщинам изысканную грациозность.

Поверх длинной рубахи с большими рукавами женщины надевали безрукавку или камзол. Камзол шился из цветного или однотонного бархата, а по длине обязательно должен был перекрывать колени. Он мог быть как с рукавами, так и без низ. Его декорировали монетами, перьями и другими красивыми изделиями. Также носили чулки, сшитые из суконных материалов или связанные из шерстяных ниток.

Как женская, так и мужская одежда украшалась дорогостоящими и ценными шкурами меха. Высоко ценились мех бобра, соболя, куницы, черно-бурой лисицы. Зимой к традиционному наряду добавляли шубы. Украшает народный костюм обилие элементов из вышивки.

Мальчики также носили просторные длинные рубашки. На рукава для удобства пришивали манжеты. Также молодые люди носили нарядные камзолы и брюки контрастных расцветок. Наряды девочек отличаются еще большей изысканностью.

Долгими вечерами их матери и бабушки создавали эксклюзивные наряды для своих красавиц. Платья шили многоярусными. Они полностью перекрывали все части тела и были очень длинными. Голову украшал традиционный убор, с которого вниз свисала почти прозрачная ткань,закрывающая спину.

Праздничные одеяния

Национальный татарский костюм в данном случае отличается обилием декора и шикарным внешним видом. Для его пошива использовались дорогостоящие материалы. Особого внимания при этом заслуживает свадебное платье. Выполнялось они в нежных голубых, бирюзовых или же зеленых, бордовых тонах. Правда, в последнее время можно встретить и белые одеяния, которые ранее считали траурными.

Длина такого платья должна быть максимальной. Кроме того, оно в обязательном порядке должно быть закрытым, прикрывающим практически все тело. Откровенные вырезы в данном случае недопустимы. Голова девушки при этом покрывается расшитым калфаком или полотном.

Жених, как правило, облачается в синий наряд. На нем отмечается обилие орнаментов, лент из атласа. Также присутствует меховой воротник. В качестве обуви молодоженов выступают сапоги. Они узорчатые. При их изготовлении применяется мозаичная техника.

На данный момент женихи все чаще надевают на торжество традиционные европейские брючные костюмы. Правда, даже в этом случае они украшаются с помощью орнаментов и лент. Пиджак при этом нередко заменяют сшитым из бархата камзолом. Рукава у него должны быть короткими.

Для танцев отлично подходят жилетки-разлетайки. Их декорируют мехом. Также уместны укороченные модели камзола. Голова танцовщика прикрывается покрывалом или же шапкой, оснащенной кисточкой

Крайне важно, чтобы наряд при этом был свободным, а низ расправлялся во время танца. Благодаря этому выполнять активные движения оказывается легко и никакого дискомфорта не возникает

Национальный татарский костюм не может остаться без внимания. Они невероятно яркие и весьма неординарные. Татары по сей день чтут традиции и трепетно относятся к народной одежде. Правда, сейчас ее увидеть в повседневной жизни крайне сложно. Чаще всего подобные наряды надевают лишь по особым случаям

В любом же случае они привлекают к себе особое внимание, поражают оригинальностью и обилием неординарного декора

Ткани и декор

Если раньше самым ходовым материалом в костюмах татарских народов был бархат, дополненный несколькими метрами позумента из золотых нитей, то сегодня ассортимент, безусловно, расширился. Все чаще в натуральные ткани добавляют волокна синтетики, чтобы платья становились более практичными. Свадебные наряды стандартно шьют из атласа, парчи, дюпона, жаккарда. Как и во всем мире, в тренде тончайшие кружева, подчеркивающие женственность, нежность и воздушность свадебного образа.

Многочисленные модернизированные идеи оформления венчального наряда в большинстве имеют европейские корни. Татарская вышивка – то, что осталось в свадебных платьях неизменным: колоритные золотистые орнаменты, растительные мотивы украшают рукава, подол юбки, фату или хиджаб. Эта отличительная черта придает облику невесты особого шарма, женственности, королевской неповторимости, да и выглядит подобное украшение очень дорого и утонченно.

Намалеванные барышни

Для современной женщины уход за своим телом и лицом, использование косметики и различные спа-процедуры стали неотъемлемой частью жизни. Иногда мы пользуемся рецептами, которые достались нам от бабушек и прабабушек. Однако мы не знаем и сотой доли того, как ухаживали за собой татарские женщины, что использовали в качестве румян или пудры, чем умывались и красили ногти.

Современники и исследователи XIX — начала ХХ века активно изучали быт татар, не забывая упомянуть и о такой теме, как косметические средства. Еще в XIX веке при описании татарских женщин зачастую отмечалось, что они ярко красятся и наносят косметику не только на лицо, но и на зубы и ногти, показывая этим свой статус (чем богаче женщина, тем больше в ее обиходе косметических средств, и тем чаще она их могла использовать).

Например, Карл Федорович Фукс в своей работе, изданной в 1844 году, описывая, как собирается татарская женщина в гости, о.

С. Монастырский в унисон с Фуксом писал о большой любви женщин к косметическим средствам: «Чем моложе и богаче татарка, тем тщательнее она красится и белится. Нужно заметить, что татарки более других женщин заняты своим туалетом». Аналогично писал и исследователь Н.О. Рыжков в своем труде «Географический очерк Сызранского уезда», где среди прочих народов он описывал и татар: «…Татарки густо мажут лицо белилами, румянами, сурьмят брови и ресницы и чернят зубы».

С чего начинается свадьба у татар

Готовиться к татарскому празднику начинают заранее — задолго до определения официальной даты торжества. Сначала мулла благословляет проведение сватовства и сговора, осуществляемого родителями молодых людей. Причем, жених и невеста участия в обсуждении житейских вопросов не принимают. Сватовство проходит поэтапно:

Новобрачного представляет сват и кто-то из старших родственников, которые принимают активное участие в первых двух обрядах. Если все прошло успешно, к совещанию сторон присоединяются родители. Переговоры — важная часть подготовки к торжественному мероприятию. Здесь обсуждаются многочисленные вопросы, связанные с местом жительства молодых людей, доходами будущей семьи, калым за невесту, участие родственников в покупке предметов обихода.

По обычаям татарского народа, выкуп за невесту должен быть выплачен в полном объеме раньше свадьбы или в день бракосочетания. Это могут быть не только деньги, но и драгоценности, одежда, постельное белье, посуда, недвижимость. Приданое новобрачной не обговаривается во время церемонии сговора сторон.

По завершении всех этапов подготовки участники переговоров сообщают молодым людям дату бракосочетания. После чего начинают обсуждать само торжество. Оно включает в себя следующее.

Если семьи жениха и невесты давно знают друг друга, при обоюдном согласии, помолвку и переговоры проводят за один день. Мероприятие, как правило, организовывается в доме невесты, за праздничным столом. Родственники молодых не только договариваются о свадьбе, но и дарят друг другу подарки.

Обычно подготовка к свадьбе занимает много времени — больше месяца. Жених отдает частями калым, приобретает подарки для невесты и ее родственников. Семья новобрачной подготавливает приданое, которое начинают собирать с подросткового возраста девушки. Родители готовят праздничное мероприятия.

Цветовая гамма и декор

Цветовая гамма татарских костюмов имела небольшие различия по возрасту и гендерному признаку. Мужчины и мальчики старше 5 лет преимущественно носили черные, темно-синие или бордовые камзолы, штаны, рубахи. Девушкам и женщинам предлагали зеленую, голубую, красную, вишневую, желтую повседневную и нарядную одежду. В наряде за основу брали один темный цвет и дополняли его более светлыми оттенками из той же цветовой палитры.

Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы:

  • степь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны;
  • луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши;
  • сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов.

Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.

Национальная татарская обувь

Представители народа носили чулки, пошитые из сукна или шерсти. Самая древняя модель – это тула оек. Для их изготовления использовали домотканое сукно белоснежного оттенка. Чулки носили с обувью из лыка или кожи.

Национальная обужа татар – сапожки читек. Их шили из мягких материалов: сафьяна или хрома. Отличительная способность модели – гибкая подошва. Кожаную обувь могли себе позволить только зажиточные татары. Сапоги носили на протяжении всего года.

Ичиги черного цвета использовали парни и девушки, только у вторых они были немного короче и без отворотов. Для торжественных мероприятий выбирали екаюлы читек, их украшали с использованием традиционной техники кожаной мозаики, которой в совершенстве владели татары.

При выходе из помещения на сапоги надевали калоши. На праздничные мероприятия из кафа татары доставали туфли. Дамы выбирали обувь на небольшом каблучке, с чуть приподнятым носком. Рабочие люди предпочитали носить лапти, поскольку они были легкими и комфортными.

Нагрудник для замужних

Грудной разрез рубахи прикрывался нижним нагрудником күкрәкчә, түшелдерек. Его ношение было как чисто утилитарным, для прикрытия тела, так и религиозно-мифическим, для сокрытия груди кормящей женщины от недоброго глаза постороннего человека. Соответственно, необходимо отметить тот факт, который описал еще Н.И. Воробьев: «Носят только замужние женщины, а девушки не носят их совершенно. В некоторых местах его не носят и старухи, но далеко не везде».

Что касается нагрудников, их носили не только татары, однако верхний нагрудник казанских татар – изү имел ряд особенностей, которые выделяли его. Если в итоговом виде это отдельное от рубахи нагрудное украшение, то на начальном этапе было лишь декорированием разреза – в виде нашитых по краю лент, кстати, впоследствии сохраняется наравне и с отдельным вариантом. Особенность заключалась в нашитых на тканевую основу лопатообразной формы с имитацией ворота рубахи, в несколько рядов – парчовых, бархатных, позументных лент, блях и монет.

Праздничные костюмы и в современном стиле у татар

В настоящее время людей в традиционных костюмах вряд ли можно встретить, прогуливающимися по улицам городов. Однако их очень любят использовать костюмеры в качестве создания образов для танцев или представлений. В целом костюмы должны сохранять основные черны национальной одежды, но могут отличаться разнообразными дизайнерскими решениями. Например, уже нет строгой привязки к длине костюма.Женская одежда стала со временем намного короче. А вот в декоре стараются сохранять традиционные растительные орнаменты. Обязательным атрибутом остался и калфак. Можно увидеть такую шапочку самых замысловатых форм. Чаще ее шьют под цвет платья ее обладательницы.

Платье невесты может быть как белоснежного цвета, так и выполнено в ярких броских цветах. Обязательно оно должно быть длинным и закрывать все части тела. Хорошим дополнением к нему служат традиционные камзол и калфак. Непременно приветствуется огромное количество различных украшений: браслеты, массивные сережки и кольца.

Обилие дорогостоящих украшений свидетельствует о высоком социальном положении ее обладательницы. Женихи предпочитают обычные классические костюмы, украшенные разноцветными ленточкам. Если свадьба проходит при более строгом соблюдении обычаев, то мужчина должен быть одет с традиционную рубашку и камзол, сшитый из бархата.

В изготовлении современной одежды:

  • Пользуются популярностью легкие и воздушные материалы, такие как шелк или атласа;
  • Любят экспериментировать с комбинированием материалов по цвету и текстуре, создавая необычайно сложные комбинации;
  • В процессе разработки одежды в первую очередь прислушиваются к пожеланиям людей и их вкусовым предпочтениям.

Описание

Цвета и оттенки

Для татар цвет их нарядов имеет очень большое значение. Они отражают не модные тенденции или особенности цветотипа, а гораздо более серьезные вещи. Определенный оттенок может многое сказать о положении человека в обществе или о его религиозных предпочтениях. Таким же образом можно было определить людей, состоящих в брачном союзе или возрастную принадлежность. Стоит сказать, что цветовая гамма строго разделяет даже кочевые и земледельческие народы.

В 18 веке большое внимание уделялось красному цвету. Он говорил о родовитости своего хозяина, а чуть позже стал указывать на денежную состоятельность

Однако в следующем столетии его перестали воспринимать всерьез. Одежду красного цвета начали надевать на какие-то праздники и мероприятия, так как она считалась нарядной.

У многих татар белый цвет символизирует траур или старость. Подобные наряды обычно надевали женщины, вышедшие из репродуктивного возраста и люди, отправляющиеся на похороны.

Сейчас в национальном костюме можно встретить самые яркие и колоритные цвета. Довольно часто и в мужских и женских одеяниях используется изумрудные, сиреневые и синие оттенки. Они всегда комбинируют с контрастными тонами и яркими узорами. Чаще всего встречается вышивка золотого или желтого цвета. Она делает наряд значительно богаче и интереснее.

Ткани

Раньше для пошива костюмов использовали бархат. Края и подол любили украшать мехом. Шерсть животных часто повторялась и в головных уборах.Постепенно одежда становилась легче, и предпочтение отдавали другим тканям. Самыми популярными считаются шерстяные, хлопчатобумажные и шелковые полотна. Камзолы отшивают из парчи, которая покрывается мелкими узорами. Иногда можно встретить и варианты из бархата и каких-то эластичных материалов.

В наше время современные наряды чаще всего отшиваются из шелка или атласа. Дело в том, что эта ткань является очень легкой и приятной. К тому же она передает глубину оттенка и делает образ богаче.Стоит сказать, что татары всегда используют комбинированные полотна. Такой контраст делает образ оригинальнее и интереснее.

Сейчас каких-то строгих и резких ограничений нет. Учитываются пожелания и особенности людей, а также их вкусы. Разумеется, крой и определенные детали оставляют прежними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector