Все о выжигании по дереву для детей

Техника выжигания

Мне часто приходится вести занятия с начинающими, и должен сказать, что они редко бывают разочарованными в результатах своей работы. Это говорит о том, что основными техническими приемами пирографии овладеть совсем не сложно. Гораздо труднее добиться полной свободы в обращении с прибором для выжигания. Это действительно требует времени и определенного опыта.

Самое главное – научиться управлять пером и чувствовать особенности поверхности древесины. Намного полезнее понять, как проводятся точные прямые линии, чем постоянно пытаться исправить допущенные во время работы погрешности. Разумеется, умение приходит только с опытом, поэтому требует постоянных и длительных упражнений.

Всегда лучше начинать с мелких предметов и постепенно переходить к более крупным. Так вы скорее освоитесь со своим оборудованием и научитесь правильно пользоваться им. Я начинал с ложек и лопаточек, выжигая на них простые линейные узоры, не требующие светотени, но при этом старался придать своему рисунку фактуру и объем за счет разнообразной штриховки. Можно начать также с брелоков, рюмок для яиц или других мелких предметов.

В специализированных магазинах можно купить фанерные шаблоны, вырезанные в форме зверей или бабочек. Они не дороги и уже имеют заданные очертания; вам остается лишь заполнить их, не слишком опасаясь допустить ошибку. Даже если вы испортили вещь, выбросить в корзину фанерную бабочку не так жалко, как, например, часы в деревянном корпусе. Кроме того, работа над мелкими предметами научит вас обращению с различными по размеру перьями.

Пирография — выжигание по дереву

В настоящее время искусство выжигания по дереву (пирография) становится все более популярным. При этом данное хобби привлекает не только детей, но и взрослых. Ведь своими руками можно выжечь красивые картины, украсить рисунком обычные скучные деревянные вещи.

Выжигание связано с традициями народного промысла. При этом в те времена основной его ролью была декоративная обработка кусков древесины. Сейчас выжигание по дереву представляет собой самостоятельный прием декорирования поверхностей из дерева.

При использовании техники выжигания можно добиться получения очень эффектных и оригинальных декоративных украшений, подходящих для оформления различных шкатулок, мебели, досок и других предметов из дерева.

Для выжигания по дереву необходим специальный прибор, который называется электровыжигатель. Он состоит из металлического пера, которое прикреплено к ручке. Перо состоит из проволоки различной толщины, выполненной из нихрома. Это нужно для того, чтобы рисунок получался с линиями, различными по толщине. Также сейчас выпускаются приборы для выжигания с различными насадками разной формы и толщины.

Перо прибора способно раскаляться до высоких температур, поэтому при работе с ним очень важно соблюдать технику безопасности и при этом не допускать возможности соприкосновения с одеждой или же с волосами

Порядок работы. Советы для начинающих:

1) Нужно подобрать древесину, которая подходит для выжигания. Желательно использовать березу, липу, тополь, ольху или же каштан. Помимо этого в качестве основы используйте обычную фанеру.

2) Перед процедурой выжигания нужно обязательно подготовить поверхность из дерева, предварительно ошкурив ее. Древесина для этого процесса должна быть очень сухой. На поверхность доски нужно нанести эскиз, рисунок или какой-либо узор. Для этого можно использовать копировальную бумагу.

3) Ручку прибора, как правило, держат в руке точно так же, как и обычную ручку для письма. Регулятор температур дает возможность настраивать необходимую степень накала самого пера перед тем, как начать работу. Готовность пера к выжиганию определяется с помощью накала, т.е. цвета. Стоит отметить, что он должен быть темно-красным.

4) Чтобы линии на картинке были более тонкими, пером нужно водить очень быстро. Если требуются толстые линии, то делать все нужно с точностью наоборот. Не следует очень сильно прижимать перо к деревянной поверхности и при этом замедлять его ход.

5) Готовую работу нужно осторожно обрабатывать с помощью наждачной бумагой с мелким зерном, а после этого ее можно раскрашивать обычными красками. В конце работу нужно покрыть лаком

Анастасия Король

Видео: Красивые работы опытных художников-пирографов:

Впрочем, выжигать можно не только по дереву, но и по ткани:

Присылайте фото своих работ, с удовольствием опубликуем.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Ход выполнения пирографии

  1. Заранее подготавливаются все необходимы материалы и инструменты.
  2. Подбирается нужный по размеру деревянный кусок. Рисунок выполнять лучше на более гладкой стороне. Дерево по жесткости различается от 1 до 10. Соответственно к 1 жесткости относятся самые мягкие деревянные поверхности, а к 10 — самые твердые. Для первых попыток лучше использовать мягкие деревянные куски.
  3. Выжигатель рекомендуется разместить на специальную подставку, так как он моментально нагревается.
  4. Затем нужно отшлифовать кусок дерева, на который будет наноситься рисунок. Для этого можно использовать наждачную бумагу.
  5. Вместо непрерывных линий, необходимо наносить штрихи. На дерево нельзя надавливать очень сильно, иначе будет трудно управлять карандашом, а затем стирать лишние линии.
  6. Не нужно торопиться быстрее сделать работу. Выжигание по дереву сам по себе долгий кропотливый процесс. Для новичков рекомендуется стараться использовать одинаковую силу при нанесении рисунка. Рисунок можно сделать темнее, если удерживать ручку выжигателя на определенном участке.
  7. Кусок дерева необходимо расположить так, чтобы волокна были направлены книзу. Это поможет облегчить нанесение рисунка, так как все время будет движение прибора вниз. Выжигая против волокон, значительно увеличится сопротивление.

Важно подобрать комфортное место для деревянной дощечки. Нужно разместить ее так, чтобы можно было легко достать выжигательным прибором в любую часть.
Рекомендуется начинать выжигание рисунка с нижней части или по внешнему краю.
Необходимо проходить по местам несколько раз

Если мягче касаться деревянной поверхности, будет легче передвигать прибор. Запястье нужно стараться удерживать на дощечке.
В первую очередь нужно закончить вырисовывать основные линии, а потом уже переходить к остальным деталям.
Для изготовления обычного 2D рисунка, а для 3D — нужно приобрести разные насадки.
Когда эскиз рисунка будет готов, можно перейти к добавлению цветов. Но нужно помнить, что не всегда дополнительный цвет будет красиво смотреться. Для этого можно воспользоваться акварельными красками.
Для каждой насадки необходимо регулярное очищение. Это можно сделать при помощи шлифовальной колодки для быстрой очистки. Снять насадку необходимо плоскогубцами и для безопасности опустить в холодную воду на несколько минут.
Когда рисунок будет завершен, на него нужно нанести специальное лаковое покрытие и дождаться пока поверхность высохнет до конца. Наносить его необходимо в хорошо проветриваемой комнате или на улице.

) набирает все большую популярность среди поклонников нестандартных идей домашнего творчества. И этому есть простое объяснение — при помощи компактного электроприбора можно выжигать не только узоры и примитивные рисунки, но целые картины, которые вполне достойны стать шедеврами искусства.

Советы для новичков

Начинающим искусство гильоширования может показаться очень сложным и даже невозможным. В действительности всё не так. Внимательно изучив специфику этой техники, трудностей у вас не возникнет.

Самое важное – правильно выбрать ткань. Идеальным вариантом считается искусственный шёлк, но подойдёт, в принципе, любая синтетика

Для точного отображения выбранного орнамента нужно, чтобы материал не горел, а плавился. Кроме того, ткань должна обладать хорошей светопропускной способностью.

В работе непременно применяются трафареты. Они позволяют наиболее точно передать изображение.

На кончике прибора в ходе работы накапливается расплавленные волокна материи, вследствие чего ширина каждого последующего фрагмента орнамента будет больше. Поэтому необходимо постоянно наблюдать за иглой аппарата, чтобы успевать во время очищать её лезвием.

Гильоширование может освоить даже школьник. В Интернете можно найти массу разнообразных обучающих курсов, которые помогут определиться с направлением в этом интересном искусстве. Такое непростое хобби даже может перерасти в личный бизнес, конечно, если подойти к нему профессионально.

Ход работы

Это только на первых взгляд кажется, что выжигать картины на кожаном материале сложно, на самом деле технология этого процесса довольно проста, и ее вполне можно освоить в домашних условиях. Следуя нашему мастер-классу, вы сможете своими руками сделать рыбку-заколку.

И уж поверьте, что исполнит она все ваши желания и непременно принесет удачу. Итак, заготавливаем следующие инструменты и материалы:

  • кожу (желательно светлого оттенка);
  • кальку для рисунка;
  • выжигатель;
  • бумагу-копирку;
  • ножницы, маркер, клей ПВА, закрепители для бумаги.

Опишем ход работы.

  1. Выбираем нужный рисунок рыбки и переводим его на кальку.
  2. Теперь нужно сделать шаблон, для этого кальку приклеиваем просто к бумаге и вырезаем по контуру.
  3. Шаблон помещаем на кожу, обводим маркером по контуру. Для того чтобы не пришлось убирать остатки маркера, выберите коричневый цвет (либо черный, но не цветной).
  4. С помощью копирки переводим рисунок (детали внутри контура). В этом случае берем простой карандаш либо непищущую пасту от ручки, подойдет и просто деревянная палочка.
  5. Шаблон размещаем строго в отведенном контуре, а чтобы эскиз пропечатался хорошо, нажимаем довольно сильно на все линии рисунка.
  6. Все внутренние детали также обводним маркером для удобства выполнения работы.
  7. Чтобы легче было двигать кожу в процессе выжигания, ее можно положить на кусок доски (подойдет и разделочная кухонная доска).
  8. Перед работой откройте форточку либо окно, обеспечьте доступ свежего воздуха в помещении, где будете выжигать, поскольку с самых первых движений почувствуете специфический запах.
  9. Вначале обводится общий контур рисунка, затем выжигаются внутренние центральные детали.
  10. По завершении процесса изделию нужно дать время для остывания.
  11. Как рисунок остынет, его надо вырезать по контуру. Делайте это сразу или в два этапа: вначале вырежьте с припуском, потом непосредственно по контуру – так больше гарантий того, что фигурка не будет испорчена.
  12. Далее изделие можно декорировать по своему усмотрению и вкусу: фигурку рыбки можно раскрасить акриловыми красками либо фломастерами, можно обвести перманентным маркером, добавить блесток.
  13. После того как изделие приобрело желаемую форму, цвет и блеск, к нему с обратной стороны нужно приклеить дополнительный кусочек кожи (можно и другого цвета) для придания изделию твердости.
  14. Когда высохнет клеевая основа, рыбку снова вырезают с дополнительной основой.
  15. Чтобы выделить рельефность изделия, его увлажняют клеевым составом (в 200 мл воды добавляют 1 ч. л. клея ПВА).
  16. Когда состав высохнет на поверхности «рыбки», шилом можно пройтись по внутренним линиям рисунка. Если нет шила, подойдут острые элементы из маникюрного набора либо обычная бамбуковая зубочистка.
  17. Если хотите более темную заколку, тогда затемните линии «рыбки» специальным составом либо обычным кремом для обуви, содержащим воск.
  18. Далее превратите изделие в заколку. Для этого проткните в «рыбке» два отверстия и проденьте задекорированную палочку или купите в фурнитурном киоске специальный механизм для заколок.

По примеру нашей «рыбки-заколки» можно изготовить брошь, прикрепив сзади булавку или застежку. Можно просто выжечь любой рисунок и сделать кожаную аппликацию (в таком случае можно обойтись без дополнительной основы), при помощи специальной машинки для шитья кожи прикрепить ее в нужном месте.

Вариантов изготовления изделий путем выжигания рисунка на коже великое множество – тут все зависит от фантазии и желания мастера. Главное – усвоить, как правильно выполнять эту работу, соблюдать меры безопасности и получать удовольствие от самого процесса и полученного результата!

Мастер-класс по вижиганию по коже в видео ниже.

Пошаговый мастер-класс

Выжигание по дереву для начинающих осуществляется по четкому плану. Рассмотрим один вариант.

Подготовка заготовки

Рисунок, который предстоит выжигать, либо сразу же прорисовывается на доске, либо же сперва заготавливается в качестве эскиза, а затем переносится с помощью копирки. Если предстоит обработка светлой древесины, лучше воспользоваться черной графитовой бумагой, а если тёмной – любой подходящей цветной. Кроме того, не возбраняется приклеить папиросную бумагу с эскизом прямо на древесину и проводить выжигание уже поверх нее. Стоит упомянуть следующее: чтобы научиться создавать качественные рисунки, сперва лучше потренироваться на черновой заготовке, покрывая ее штрихами и контурами разных размеров и глубины.

Сама древесина тоже должна подвергнуться подготовке. Сперва ее поверхность потребуется отшлифовать мелкозернистой наждачкой, двигаясь вдоль волокон. Далее доска протирается увлажненной мягкой тряпочкой. Нанесение рисунка осуществляется только после полного просыхания основы. Для горячего пирографа надлежит подготовить подставку из негорючего материала. Удобнее всего задействовать с этой целью керамическую миску, тарелку, а также любую другую посуду из термостойкого материала.

Техника

Выжигатель всегда располагается со стороны рабочей руки, а в случае, когда он электрический, его сразу же подключают к сети. Изображения на ранних этапах получаются путем постановки точек и их дальнейшего соединения. Принято сначала создавать внешние контуры, помарки на которых не столь заметны. Кроме того, помарки позже подвергаются шлифованию. Внутренние штрихи выжигаются в последнюю очередь. На завершающем этапе осуществляются тонировка и затенение. Для получения тоненьких линий обычно требуется быстро двигать насадку, а толстых – медленно.

Широкие фрагменты образуются путем проведения несколько слоев. Чтобы линия не завершалась жирной точкой, перо в конце следует быстро убрать от доски. Сила нажима корректируется в зависимости от направления волокон: когда выжигатель идет вдоль них, давление требуется меньшее, а когда поперек – большее. Если несколько линий располагаются вблизи, то наносить их нужно с небольшим промежутком, который потребуется для остывания.

Во время работы каждые 10-15 минут правильным будет отключать приспособление от сети, чтобы оно имело возможность остыть. Начинать же рисование следует только после того, как паяльный элемент раскалится до требуемой температуры, характеризующейся темно-красной окраской. Так как исправить творческие ошибки в выжигании практически невозможно, действовать сразу же придется с максимальной аккуратностью. Некоторые мастера предпочитают для большего удобства фиксировать деревянную заготовку под небольшим углом, хотя не возбраняется и держать ее просто на столе.

Финальная обработка

Готовый рисунок обязательно зачищается мелкозернистой наждачной бумагой. Если в изображении присутствуют глубокие контуры, то по ним также следует дополнительно пройтись металлической щеткой. Подобная процедура позволяет убрать мелкие угольки, являющиеся побочным продуктом выжигания. Обработка должна быть тщательной, но аккуратной, не допускающей повреждения картины. Помимо этого, следует контролировать отсутствие возникновения сколов.

Поверхность, подвергшаяся обработке, лакируется. Данное вещество позволяет удлинить срок годности изделия и защитить его от повреждений. При необходимости пространство между выжженными контурами полностью или частично закрашивается.

Классификация

Различают 2 разновидности пирографов: с твердым и проволочным пером. Главное отличие между ними — в возможности регулировки температуры накала. Электровыжигатель с проволочным жалом оснащен специальным блоком, позволяющим отрегулировать нагрев пера. Это удобно при работе с древесиной твердых пород. Недостаток жала из проволоки в том, что оно довольно быстро изнашивается и его приходится заменять. Минус варианта с твердым жалом в том, что нагревание и остывание прибора происходит медленно. Работать с этим устройством не очень удобно.

Проволочное перо

Электроприборы с рабочим органом, выполненным из проволоки, подходят опытным мастерам. Регулируемая (плавная или шаговая) температура нагрева, быстрый нагрев и остывание нихромовой петли позволяют рисовать на куске древесины настоящие художественные шедевры, не говоря уже о простейших изображениях. При перегорании проволоки она легко заменяется. Можно пользоваться проволокой различной толщины. Еще одно преимущество петлевых пирографов — безопасность в работе, поэтому они идеально подходят детям.

Преимущества:

  • простая замена пера;
  • возможность выполнения сложных рисунков и узоров.

Минусы:

  • высокая цена;
  • для отдельных моделей — сложности с покупкой запчастей;
  • быстрое перегорание наконечников.

Твердое перо

По принципу работы такой пирограф напоминает паяльник. Он позволяет выполнять простейшие линии на поверхности древесины. Сменные насадки в наборе позволяют получать разнообразные следы. По сравнению с проволочным, твердое перо нагревается и остывает медленнее. На подготовку устройства к работе уходит около 5 минут. Насадки можно менять лишь после того, как жало полностью остынет. Способы крепления металлических насадок — накручивание или вкручивание. Мощность такого устройства обычно не регулируется. Отдельные модели оснащены специальной кнопкой, увеличивающей мощность вдвое. Используют ее на непродолжительное время.

Преимущества:

  • простота пользования;
  • доступная цена;
  • высокая прочность.

Есть и минусы:

  • сильное перегревание жала, из-за чего зачастую бывает некомфортно работать;
  • длительное нагревание и остывание пера;
  • массивная рукоятка, значительное расстояние между ручкой и иглой, из-за чего прибор затруднительно использовать для тонкой работы.

Рассмотрим подробнее критерии, которыми нужно руководствоваться при правильном подборе выжигателя.

Длина жала

Чем она больше, тем неудобнее работать с прибором. В особенности, если речь идет о выжигании мелких деталей. Чем жало короче, тем проще пользоваться пирографом, тем аккуратнее получается рисунок.

Число защитных пластин

Их назначение —защита руки мастера от высокой температуры. Оптимальный вариант — две пластины, но и одна справляется со своей задачей вполне успешно.

Толщина держателя

Выбор зависит от размера руки человека, для которого предназначено устройство

Важно, чтобы электровыжигатель свободно и удобно лежал в руке, взрослой или детской

Толщина шнура

Если прибор предназначен для ребенка, толстый шнур нежелателен, поскольку вес пирографа увеличивается, и работать с ним становится сложнее. Во «взрослых» моделях, наоборот, желателен более толстый кабель, поскольку это продлевает рабочий ресурс изделия.

Мощность, температура нагревания

Оптимальная мощность устройства составляет от 30 Вт, температура — выше 480 градусов. Если купить модель с меньшими показателями, процесс будет идти очень медленно. Многие покупатели спрашивают: стоит ли переплачивать за большое число насадок? На самом деле, это имеет значение лишь для профессиональных модификаций. Чем больше насадок, тем больше возможностей решить сложные творческие задачи. Что же касается стандартных любительских наборов, то их может быть до 5, и то используются они далеко не всегда. По этой причине, переплачивать за большое число насадок не имеет смысла. При необходимости, их можно приобрести отдельно.

Виды аппаратов для вижигания

До того, как приобрести выжигатель по дереву, необходимо определиться с их видами. Выбор того или иного прибора зависит и от того, кто будет заниматься пирографией – ребенок или взрослый, профессионал или начинающий мастер.

Выжигатели, в зависимости от типа наконечника подразделяют на два типа – с твердым и проволочным наконечником.

Прибор с твердым пером

Эти устройства пользуются большой популярностью. Они сконструированы по подобию паяльника, рабочей частью которого является сменная твердая насадка из латуни или другого подходящего материала. Рабочая поверхность состоит из твердого жала, внутрь которого помещена проволока из нихрома. Обычно комплектуется съемными насадками различной формы.

Достоинства данных аппаратов:

  • трансформатор помещен в твердый корпус;
  • удобство и простота использования;
  • демократичная цена.

Недостатки:

  • медленно нагревается и так же медленно остывает;
  • нет регулятора нагрева;
  • ручка часто нагревается;
  • из-за большой рукоятки, игла расположена далеко от нее – это затрудняет выполнение тонких орнаментов;
  • непрерывное использование грозит перегревом и выходом из строя.

Внимание! Насадки меняют спустя несколько минут после отключения, когда наконечник остынет!

Такой аппарат для выжигания по дереву подойдет для детей. Идеален для нанесения крупных и средних по размеру рисунков.

Прибор с проволочным пером

К профессиональным устройствам для нанесения рисунков на дерево, относят приборы с петличной рабочей поверхностью. С наконечником из тонкой нихромовой проволоки. Такие выжигатели обычно идут в комплекте с запасными иглами, форма которых меняется плоскогубцами.

Нихромовая проволока сама по себе является рабочей поверхностью, ток поступает непосредственно на перо.

Достоинства :

  • имеет регулятор мощности разогрева рабочей поверхности;
  • быстро нагревается и остывает;
  • подходят для тонкой и кропотливой работы.

Недостатки:

  • высокая стоимость;
  • аппараты «капризны», нихром перегорает и часто требует замены наконечника.

Подходит для создания сложных рисунков. Его лучше не приобретать новичкам, больше подойдет профессионалам.

Если вы только начинаете осваивать искусство пирографии, или выбираете устройства для ребенка, обратите внимание на бюджетный вариант с твердым наконечником. Он позволит освоить азы выжигания

К дорогим моделям с тонким перышкам следует присмотреться мастерам, имеющим за спиной опыт этого вида творчества.

Мастер-класс по выжиганию

Если все готово к работе, можно приступать. Начинается творческий процесс с подготовки дощечки. Мастер должен зачистить ее мелкой шкуркой, после чего не лишним будет натереть ее водно-меловым раствором. Доска должна высохнуть, на сухой поверхности можно работать.

Выжигание поэтапно:

  1. Нанесите на сухую поверхность доски выбранный эскиз (воспользуйтесь копировальной бумагой или трафаретом).
  2. Включите пирограф, соблюдая все предписанные прибору правила техники безопасности. Дождитесь, пока перо прибора накалится и покраснеет.
  3. Расположите доску на рабочей поверхности так, чтобы работать пирографом вам было удобно. С одинаковым нажимом ведите пером по контуру и всем элементам картинки так, чтобы на обработанных линиях появлялась выразительная темно-коричневая полоса.
  4. Начинать выжигание лучше с внешних линий, после их проработки переключайтесь на основную часть рисунка. Второстепенные фрагменты выжигаются в последнюю очередь. Если картина сложная, мысленно разбивайте ее на фрагменты, выжигайте каждый фрагмент поэтапно, не перескакивая с одной части работы на другую.
  5. Выжигание закончится, как только прорисованными окажутся все линии и детали эскиза. Когда обработанный пирографом эскиз превратится в законченный рисунок, можно выключать прибор.
  6. Не забывайте менять насадки, если того требует рисунок. И новичкам не стоит бояться частой смены насадок: подобный опыт быстро учит выжиганию, анализу результатов, он же знакомит с возможностями пирографа.
  7. Если хочется получить комбинированную работу, можно дополнительно расписать ее акварелью или просто покрыть бесцветным лаком.

В данном видео-ролике показан процесс выжигания, начиная с перевода рисунка и заканчивая полной детализацией изображения.

Еще до начала выжигания убедитесь, что вы знаете, как работает пирограф. Паяльный элемент должен нагреться до нужной температуры (современные приборы оснащены датчиком-индикатором нагрева).

Подсказки новичку:

  • в первые же уроки выжигания пробуйте делать штрихи и линии разной толщины, регулируя интенсивность прожига;
  • чтобы линия получилась тонкой, ведите ручку пирографа быстро, но без сильного нажима;
  • для красивых толстых штрихов используется медленное выжигание;
  • насыщенность оттенка корректирует увеличение температуры пера (но большой накал чреват частым перегоранием спирали).

Для первых работ рекомендуется выбирать простые изображения

Часто в учебниках по пирографии пишут, что выжигание по дереву – это нечто среднее между рисунком и гравировкой. Но все же гравировки в этом творчестве больше. Потому новички, которые быстро осваивают выжигание современными безопасными приборами, понимают, что маловесные и простые пирографы зачастую не могут реализовать все задумки мастера. И работы, которые были выполнены 20-40 лет назад, выглядят более убедительно, хоть пирографы тех времен и громоздкие, и не такие «беззубые».

Но перейти к профессиональным устройствам успеете всегда, а если выжиганию учится ребенок, то маленькие и удобные приборы точно не отобьют у него желания творить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector