Захватывающие факты о богородской игрушке

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Богородские деревянные игрушки бывают двух видов: скульптурная и подвижная.

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга.

Также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.

Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке.

В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Дымковские фигурки: русские народные игрушки из глины

В той самой местности, где сейчас стоит себе город Киров, в заречной слободе, с довольно таки странным названием Дымково, появились однажды чудо-мастерицы, которые стал из глины делать поразительные фигурки животных и людей, которые по сути своей были свистульками. Историки связывают появлением такого промысла с весенним праздником свистуньи, потому изготовлением этих игрушек занимались преимущественно женщины.

Подобные дымковские игрушки делали в виде самых разнообразных животных, людей и сказочных существ. К примеру, они могли повторять образы расписных птиц, с пестрыми перьями, медведей, козликов и лошадок, девушек и парней, леших и русалок, которые, как известно, в нашем фольклоре были боле похожими на птичек и жили на деревьях и так далее.

Это интересно

Основной особенностью дымковских игрушек можно назвать их особенную, неповторимую статичность. Все фигурки будто неожиданно замерли, да так и остались недвижимыми. Детям нравиться яркость и живость росписи, забавные образы и занимательные сюжеты.

Абашевская глиняная игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Подробнее >>

Богородская резьба по дереву

Народные промыслы села Богородское основываются на использовании мягких пород дерева. В основном для изготовления игрушек используют липу, ольху, осину. Такой выбор обусловлен тем, что мягкая структура дерева значительно облегчает работу мастера, а, значит, и ускоряет ее. Липовые бревна заготавливаются заранее и проходят 4-хлетнюю просушку, проводящуюся по особой технологии. Из-за такой длительной подготовки материалов, их заготовка производится непрерывно. Готовые бревна отправляются на зарубку, после чего в руки к мастерам попадают уже специальные заготовки.

Народные промыслы села Богородское основываются на использовании мягких пород дерева

Резчик с помощью лекала размечает рисунок, а затем приступает к вырезанию формы игрушки. В процессе резки используется специфический богородский нож, а также стамески. Мастер вырезает отдельные части игрушки, после чего они отправляются в специальный цех и собираются там. Окрашивание заготовок производится на заключительном этапе. Иногда резная игрушка не подвергается росписи. В этом случае ее просто покрывают лаком и дают тщательно просохнуть. Такие игрушки вполне возможно уже делать в старшей группе детского сада. Картинки для образца можно распечатать уже готовые.

Основные особенности

Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку «Кузнецы». Она была придумана более 300 лет назад и представляет собой интересно вырезанные фигурки мужика и медведя, которые бью по очереди по наковальне. Игрушка приводится в действие при движении планок относительно друг друга.

Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку

Еще одной известной поделкой считаются «Курочки». Ее отличительной особенностью является планка и баланс, который приводит конструкцию в движение. В результате выполненных движений птицы по очереди начинают клевать зерно. Сюжеты таких игрушек неслучайны, ведь большинство из них крестьяне черпали из собственной жизни, а также народных сказок. Именно в них в качестве героев выступали: медведь, простой деревенский мужик, птицы.

История промысла

Это занятие берёт своё начало в Средневековье. Интересным фактом является то, что игрушки из дерева древнерусские мастера стали изготавливать приблизительно в то же время, что и деревянные орудия труда. Малышам очень нравились результаты работы, и дети наслаждались ими вплоть до наступления юношества.

Первыми «резчиками» стали жители Сергиева Посада, объяснившие крестьянам, проживавшим неподалёку, технологию его изготовления. Нанесением узора же занимались сами сергиевпосадцы. Фактически придумав новое изобретение для детей, местные жители начали его популяризацию. Раньше остальных были просвещены жители соседних поселений и, в первую очередь, села Богородского, а затем резьба распространилась по территории всего государства.

Создавая такую детскую забаву, крестьяне несколько дней строгали поленья, чтобы добиться идеальной и безопасной для детей формы. Особенность игрушек – плавность деталей и отсутствие острых элементов, которые способны поранить ребёнка. Благодаря этому, русская народная богородская игрушка заслужила признание на внутреннем и даже международном рынке.

Купцы из Европы приобретали эти произведения искусства у крестьян, отдавая за них немалые деньги. Для жителей Сергиева Посада и соседних деревень продажа стала одним из важнейших источников заработка.

Технология богородской резьбы, помимо простых людей, использовалась и прославившимися на Руси скульпторами, которые создавали гораздо более масштабные, но всё равно не менее любопытные произведения. Ярким примером является скульптура «Медведь на тройке». Такие работы и сегодня считаются одними из самых дорогих на рынке.

Роспись богородской игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Матрешка

Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин, который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.

Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже

Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам

Русская матрешка

В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.

Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:

  • Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
  • Мериновские (крупные цветы);
  • Семеновские (строгая симметричная роспись);
  • Полховские (изображение цветов шиповника);
  • Вятские (барышня-северянка).

Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.

Матрешка

Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами. После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Богородская игрушка: история

Существует несколько преданий, рассказывающих уже на протяжении более чем 300 лет о появлении первой вырезанной из дерева фигурки. Одна из них повествует о крестьянской семье. Мать для своих детей вырезала из чурбачка веселую игрушку, которую прозвала «аукой». Дети недолго играли с ней, а затем бросили ее за печь. Из интереса муж решил прихватить с собой ауку на базар, чтобы показать торговцам. Народу так понравилась сделанная забавная игрушка, что они ее сразу купили, а, вдобавок, заказали и еще партию.

Существует и иное поверье. Согласно ему неизвестный житель Сергиева Посада вырезал из дерева куклу, которая была величиной в 9 вершков. Сделана она была из чурака липы. Взяв с собой свое творение, он отправился к Лавре, к купцу Ерофееву. Купец, не долго думая, согласился продать куклу и поместил ее в своей лавке в качестве украшения. Однако, спустя несколько минут к нему обратился покупатель, который сразу же приобрел куклу и заказал у купца еще партию.

Как развивалось ремесло?

История возникновения этого промысла очень интересна. Большинство крестьянского населения, жившее в селе Богородское и в Сергиевом Посаде, занималось резьбой. Однако все резчики полностью зависели от скупщиков, промышлявших в Сергиевом Посаде. Именно для них крестьяне и выполняли заказы по вырезанию игрушек. Сергиевский промысел заключался в покупке у крестья необработанных игрушек. В дальнейшем полученный материал обрабатывался, расписывался и продавался.

История возникновения этого промысла очень интересна

Рассвет богородского ремесла датируется 19 столетием. Среди резчиков в это время наиболее прославился Ф. С. Балаев, А. Н. Зинин, А. Я. Чушкин. С этими людьми были связаны следующие важнейшие даты формирования рукоделия:

  • в 1913 году под предводительством перечисленных мастеров была основана артельная мастерская, в результате чего богородская игрушка получила полную самостоятельность и освободилась от скупщиков;
  • с 1923 года при артели организовывается школа, которая обучает детей с возраста 7 лет рукоделию вырезания из дерева забавных фигурок;
  • с 1960 году артель приобретает статус фабрики.

Изучаем историю богородской резьбы по дереву с фото

Насчет возникновения резного дела существует не одна легенда. Согласно одной из них, игрушки из дерева резал и дарил приходским детям сам Сергий Радонежский. Кроме этого, есть предание, которое гласит, что купец, проезжая мимо Богородского села, купил деревянную куклу у одного из мастеров, желая украсить ей свою лавку. Куклу сразу же купили с большой выгодой, и купец сразу заказал партию таких же игрушек на продажу.

Еще один известный сказ – про куклу Ауку. В нем речь идет о том, что мама, желая сделать игрушку для своих детей, пыталась сшить ее из ткани, но она быстро порвалась. Тогда она связала ее из соломы, но дети быстро растрепали и эту куклу. После она решила вырезать фигурку из дерева, и дети назвали ее Аукой. Сначала они любили ее и играли с ней, но позже забросили на печь, и она лежала без дела. Тогда отец забрал ее на ярмарку, где и продал за хорошие деньги.

В этой семье, а позже – и в других семьях этого села люди научились делать кукол из дерева не только для своих детей, но и для продажи. Таким образом, появился народный промысел резьбы игрушек из дерева. Промысел – это дело, которым занимается и зарабатывает вся семья целиком, включая детей, и этим же делом заняты все или большинство семей в населенном пункте. Таким образом, в Богородском были разработаны инструменты для резьбы по дереву, а позже выделились свои особенности и техники резьбы. Так, существует богородский нож, которым высекаются эти фигурки. Их обычно делают из треугольных брусков, что придает изделиям характерную форму. Одной из характерных черт игрушек можно назвать то, что мастера не красят их, а используют лак или даже очень мелкую наждачную бумагу. Поэтому большинство игрушек имеют светлый приятный цвет натурального дерева.

Что касается советского периода богородской резьбы, государство и идеология сильно повлияли на тематику скульптуры. Например, во время войны необходимо было вырезать не просто солдатиков, но советских солдат в форменных мундирах. Также появились такие поделки, как фигурки Ленина, Олимпийский мишка и и другие. Знатоки уверяют, что это плохо повлияло на фабрику, ведь богородская игрушка потеряла свою самобытность и некоторую схематичность.

В 1923 году мастера объединились в артель, при которой открылась школа резчиков, а в 1960 году была открыта фабрика богородской резной игрушки. Эта школа резьбы по дереву связана с именем известных мастеров Поленовой и Ворноскова, которые впоследствии основали целое течение резного дела, получившее название Абрамцево-Кудринской резьбы. Оно характеризуется комбинацией рельефной и геометрической резьбы с определенными элементами орнамента, чаще всего здесь встречаются растительные мотивы и картинки.

Пример абрамцево-кудринской резьбы.

Исторические факты

В старинном селе Богородское недалеко от г. Сергиев Посад разместилось знаменитое село, где основным промыслом является производство деревянных скульптур и игрушек. Откуда мастера черпают вдохновение? Наверное, на них действует холм, на котором и расположилось село, возможно, берег реки Куньи. Крепостные Троице-Сергиева монастыря стали первооткрывателями этого искусства. Они заложили основы художественного промысла обработки дерева. Именно с тех времен село стало центром народного творчества.

Сам же город Сергиев Посад считался историческим центром игрушечного дела в России. Недаром его называют и в наши времена «столицей игрушечного царства». Такой промысел являлся крестьянским производством. Когда наступал перерыв в работе, то начинали создавать изделия. Можно сказать, что такая работа приобрела сезонный характер — с осени до ранней весны.

Известное произведение рук мастеров богородской резьбы «Пастушок» появилось именно в то время. Не менее важными стали другие представители классики — львы, львята, собаки и щенята.

Прочтите это: Резьба по книгам своими руками для начинающих: шедевр для книголюбов

По историческим сведениям, народный быт был основой всех произведений. Достаточно вспомнить игрушки «Рубка капусты», «Пряха», «Сеятель», «Дровосеки» и т.д. Некоторые работы представлены на фото.

Великолепная матрешка: русская народная игрушка непонятного происхождения

Для начала стоит разобраться, что же такое матрешка, хотя для наших людей это едва ли может быть секретом. Да и за рубежом также матрешка давно стала настоящим символом русского мира, хотя происхождение этого удивительного предмета остается достаточно туманным и загадочным. Итак, матрешка – русская народная игрушка, изготовленная из дерева, полая, внутри которой помещается точно такая же, только меньшая по размеру. Чаще всего матрешки имеют яйцеообразную форму и плоское донышко, чтобы удобнее было ставить ее, к примеру, на стол.

Для удобства матрешки являются не цельной конструкцией, а состоящей из двух частей, нижней и верхней. Именно они позволяют поместить внутрь одной деревянной куколки другую, и так, вплоть до самой крохотной. Матрешки имеют в наборе от трех предметов, и так по возрастающей. Чаще всего, эта игрушки изготавливается и расписывается в виде русской девушки в платке, однако бывают также матрешки, изображающие целые семьи, героев сказок, а не так давно, вместо этого стало модно наносить портреты известных политических деятелей, артистов и так далее.

История матрешки чрезвычайно загадочна и туманна. Эта забавная толстенькая тетенька появилась приблизительно в последние десятилетия девятнадцатого века, во время экономического, а также культурного подъема в нашей стране. Возникновение такого направления в искусстве, как русский стиль и стало толчком для распространения русских народных промыслов. Считается, что первую игрушку подобного рода выточил и разрисовал как румяную девушку из деревни, художник Сергей Малютин, который вдохновился японским изображением мудреца Фукурамы, в котором было еще несколько предметов.

Малютин сделал по-своему, фигурки у него было разные, по счету их было восемь, а последняя, неразъемная, представляла собой новорожденного, спеленатого младенчика, с закрытыми глазками. Сейчас матрешка не забыта, ее изготавливают во многих местах, а в некоторых городах нашей необъятной Родины есть даже музеи, целиком и полностью посвященные матрешкам, к примеру, в Нижнем Новгороде, Москве, Сергиевом Посаде, Нолинске и во многих других местах.

Это интересно: Раменское: краткая история города

Исторические факты

В старинном селе Богородское недалеко от г. Сергиев Посад разместилось знаменитое село, где основным промыслом является производство деревянных скульптур и игрушек. Откуда мастера черпают вдохновение? Наверное, на них действует холм, на котором и расположилось село, возможно, берег реки Куньи. Крепостные Троице-Сергиева монастыря стали первооткрывателями этого искусства. Они заложили основы художественного промысла обработки дерева. Именно с тех времен село стало центром народного творчества.

Сам же город Сергиев Посад считался историческим центром игрушечного дела в России. Недаром его называют и в наши времена «столицей игрушечного царства». Такой промысел являлся крестьянским производством. Когда наступал перерыв в работе, то начинали создавать изделия. Можно сказать, что такая работа приобрела сезонный характер — с осени до ранней весны.

Известное произведение рук мастеров богородской резьбы «Пастушок» появилось именно в то время. Не менее важными стали другие представители классики — львы, львята, собаки и щенята.

По историческим сведениям, народный быт был основой всех произведений. Достаточно вспомнить игрушки «Рубка капусты», «Пряха», «Сеятель», «Дровосеки» и т.д. Некоторые работы представлены на фото.

Олег Пьянков — богородская резьба в современных реалиях

Всем привет! На связи Дмитрий Дереворез. Расскажу сегодня об Олеге Пьянкове, мастере из Курска. Чем зацепил меня этот парень? В нем чувствуется огромный потенциал и перспективы. А еще надежда на то, что народный промысел – богородская резьба, не умрет, а будет расти и развиваться.

Олег Пьянков только в прошлом году окончил Богородский художественно-промышленный техникум, он самый молодой из всех, о ком шла речь на страницах этого блога. Недавно ему исполнилось 25, но он не уступает опытным мастерам. Посмотрите на скульптуры птиц: сова и ворон вот-вот расправят крылья и улетят. Какая реалистичная описка (мелкая проработка деталей режущим инструментом), шикарная форма и оригинальная отделка! Такое не купишь ни в одном магазине.

Деревянные часы со слонами «Мать и дитя». Кажется, что они вырезаны не из дерева, а из камня или кости. Собака – такса, несущаяся со скоростью гепарда, даже ветер в ушах свистит. Все четыре лапы в воздухе. В таком же динамичном прыжке лев-царь зверей бросается за жертвой. Множество скульптур и композиций на темы русских сказок. Лоси под деревом, каждый листик которого висит на тонюсенькой пружинке и трепещет на ветру, как листва осины. И медведи, медведи, медведи. Очень добрые и позитивные.

Для девушек Олег Пьянков вырезает деревянные серьги, колечки, заколки и гребни. В старину у всех были длинные косы. Гребни служили не только для украшения. Ими красавицы на ночь расчесывали волосы, избавляясь от негативной энергии, накопленной за день. Часто мужья помогали женам в этом процессе. Это был магический ритуал, способствующий их физической и духовной близости. Резной деревянный гребень обладает хорошей энергетикой и целительной силой.

А это, с мышами, думается мне дипломка….

Самое главное, что вовремя уяснил молодой резчик – жить и работать по старинке нельзя, одного мастерства мало. Время ставит новые задачи

Важно не только сделать красивую вещь, которая бы радовала людей. Надо ее продать, только тогда труд резчика имеет смысл

Чтобы было не только удовольствие от работы, но и моральное, и материальное удовлетворение. Искусство должно продвигаться, развивать вкус и причастность людей к своим корням. Иначе будет, как у писателя, который складывает свои шедевры в стол…

Вот, что думает сам мастер:

— Жизнь как река — она изменчива и нам надо меняться вместе с ней. Надо быть дерзким и ставить высокую планку во всем, чтобы чего-то добиться. Так я в учебе всегда стремился выполнять задачи намного труднее, чем нам ставили мастера и это подстегивает и дает новые силы. И всегда развиваться!

Олег Пьянков дает много мастер-классов в интернете. Вместе с единомышленниками организовал платные курсы богородской резьбы. А что еще делать, чтобы поднять этот промысел на былые высоты, возродить к жизни? Богородский ХПТ с этой задачей справляется, к сожалению, уже совсем не так, как 20 лет назад.

Чиновникам и на государственном, и на местном уровне наплевать, что загибается целая отрасль, которая могла бы приносить огромную прибыль. Вспомните иностранцев, без памяти сметающих с прилавков матрешки – сувениры. А то, что делает Олег и такие же ребята — настоящий Hand made, который сейчас в тренде, и за который люди, отличающие настоящее искусство от ширпотреба, готовы платить живые деньги.

За такими мастерами, как Олег Пьянков – наше будущее. Возрождение наших промыслов. Возрождение страны. И обретение надежды. Есть, кому перехватить эстафетную палочку, когда старые кони сойдут с дистанции…

Виды древесины

Материал богородских умельцев – мягкая липовая древесина, ольха и осина используются реже. Заготовку деревьев осуществляли только зимой, ведь в эту пору в материале мало влаги.

Готовый к работе ствол распиливали, а кругляши поленьев делили на «горбушки» либо треугольные бруски. Как работает мастер с деревом:

  • полученные заготовки специалист размечает по готовым лекалам, делая карандашную обрисовку шаблона, а запилы выполняет ножовкой, зарубки делая топором (для контурных наметок);
  • излишки массы дерева он снимает стамесками, тонкую часть работы выполняет маленьким богородским ножом «щучкой»;
  • отходы липы отправляются на изготовление мелких деталей либо подставки для скульптурных групп.

Каждый богородский мастер бережет материал, каждый мастер старается увидеть новые возможности в художественной обработке древесины. Раньше мастера и вовсе работали без эскизов, с маху, что стало поводом для нового термина «маховая резьба».

Рассмотрим основные виды изделий в технике: популярные мотивы

С самого начала развития этого промысла, игрушки изображались в форме животных или людей. Фигурки не изображены статично, на большинстве из них они показаны в движении. Так, мы видим медведя, скачущего на тройке скачущих лошадей, кузнеца, бьющего молотом по наковальне, птицу, клюющую зерно.

Многие игрушки изображали людей в сфере быта, каждый занят каким-либо делом. Ряд изделий оснащен механизмами, которые приводятся в действие пружинами, другие элементы скреплены нитками, за счет чего могут двигаться поочередно, что очень интересно для детей.

Богородский стиль резьбы очень сложно спутать с другим, большинство людей знакомо с подобными игрушками, даже если и не знает, как именно называется эта резьба. Но в последнее время рынок переполнен, и появляется все больше подделок, созданных мастерами других областей, а то и вовсе китайских пластиковых безделушек. Тем не менее, богородская фабрика резного дела до сих пор живет и принимает людей на экскурсии, предлагая посмотреть на цеха, побывать в музее при фабрике и даже попробовать собрать игрушки из готовых деталей. Изделия мастеров представлены на международных выставках, в музеях, а также их изображения можно встретить в книгах и антологиях по резному делу.

Инструменты

Начинающий резчик, попадая в мастерскую к профессионалу, приходит в восторг от количества инструментов. Но практически все они – дело наживное, и работать начинают с базового набора. А уже потом каждый мастер подбирает новый инструмент под себя.

Какие инструменты необходимы:

  • нож-косяк – обладает удлиненным лезвием с прямой режущей кромкой;
  • резак для геометрической резьбы – может придавать полотну основную форму, и в то же время может резать мелкие детали;
  • богородский нож по дереву «Татьянка» – может выполнять весь цикл работ, от черновой обработки до тончайших деталей;
  • стамески для резьбы – бывают разные, прямые, угловые, полукруглые, клюкарзы, штихели;
  • вспомогательные инструменты – рубанок или рашпиль, топорик для черновых заготовок, ножовка или электропила, набор лекал, дрель, шлифовальная шкурка.

Набор может дополняться индивидуальными предпочтениями, но представленные инструменты – стандартный выбор резчиков.

Технология и популярные мотивы

Токарные игрушки и резные собираются из отдельных деталей. Гладкие детали будущей скульптуры обрабатываются шкуркой, пока их поверхность не станет бархатистой. Многие игрушки сегодня покрываются лаком, предварительно идут под роспись.

В каком-то смысле можно ожидать, что промысел скоро словит новую волну популярности: пока соотечественники все еще в массе своей наслаждаются сканди-стилем, приходят новые дизайнеры и предлагают заменить скандинавский декор русским.

И богородские снеговики, Дед Мороз для новогоднего украшения дома – прекрасная находка. Так и с остальными скульптурами, способными сделать дом уютнее и краше. Основные мотивы и сюжеты ранних творений резчиков – нарядные куклы (барыни и гусары), конечно же, крестьяне, а также интересные многофигурные композиции, милые резные миниатюры.

Дети очень любят анималистичные композиции, с которыми можно играть, а не только любоваться ими. Все темы резчики берут из жизни. Подмечают и ее красоту, и быт, и будни, и устное народное творчество в сказках и приданиях, и сцены, символизирующие радостные моменты жизни русского человека. Юмор и реализм спокойно сочетаются в этих работах, влюбляя себя благодаря гармоничности и цельности художественного высказывания.

Одни из самых интересных богородских игрушек – те, что двигаются. Кнопка, пружинки, баланс помогают статичной фигурке стать динамичной. Даже знаменитейший скульптор Роден не жалел комплиментов для богородских мастеров, а подаренную ему игрушку бережно хранил. И это справедливо: чтобы создать игрушку в движении, нужно иметь еще и инженерно-конструкторское мышление.

Богородский промысел – часть богатой скарбницы народного искусства. Живет ли он сегодня в архаичных формах или двигается вперед, благодаря новым идеям современных мастеров, главное, что он жив и запрос на прекрасное изобретение предков поддерживается.

Экскурсию по Богородскому музею деревянной игрушки смотрите в видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector