Учимся поэтапному рисованию городецкой росписи

Основные приемы техники

Несмотря на всю визуальную простоту техники, она является довольно сложной, притом что главная трудность заключается в мазках с их разной толщиной и формой, мастерство исполнения которых приходится оттачивать месяцами, а то и годами. Для облегчения поставленной задачи на первых порах могут быть использованы вспомогательные трафареты и шаблоны городецкой росписи, представляющие собой некое подобие аппликации. Кроме того, вовсе не обязательно начинать с деревянных заготовок, ведь проще всего тренироваться на бумаге, перенося на нее основной рисунок с помощью обычного карандаша.

Помимо прочего, начинающему мастеру понадобятся следующие современные материалы и инструменты:

  • Гуашь или акриловая краска на водной основе. Вне зависимости от выбранного материала, он должен быть хорошо пигментированным и не просвечивать на бумаге. Что касается оттенков, то выбираются самые яркие из палитры, включая черный для раскрашивания лошадей и обозначения контрастных переходов.
  • Кисти разной толщины и среза с натуральным ворсом (подойдет белка, соболь или норка). От качества инструмента будет во многом зависеть аккуратность исполнения работы, поэтому не стоит на нем экономить, выбирая кисточки из среднего ценового сегмента.
  • Шаблоны и трафареты, которые могут быть фигурными или прорезными. Примечательно, что такие заготовки можно сделать своими руками, используя в качестве подручных средств тонкий картон.

После того как все материалы будут подготовлены, а образцы под раскраску нанесены на деревянную или бумажную основу, можно приступать к поэтапному рисованию городецкой росписи. Сам мастер-класс не представляет собой ничего сложного, обычно включая в себя изучение и пошаговое исполнение следующих элементов:

  • Розан. Для выполнения этого цветка, который имеет круглую форму, необходимо нанести соответствующий шаблон, используя циркуль или лекало. После этого выполняют заполнение круга яркой краской с помощью широкой кисти, которую необходимо перемещать по внутренней стороне окружности, постепенно переходя к центру, обозначаемому более темным оттенком. Затем выполняется теневка, предполагающая выделение внутренних лепестков с помощью все той же более темной краски. На финишном этапе приступают к так называемому процессу оживки, под которым подразумевается прорисовка прожилок и точек контрастным белым или черным цветом, для чего в ход идет тонкая кисть.
  • Городецкая роза. В отличие от розана ее основа представляет собой несколько объединенных элементов: расположенный в центре продолговатый бутон и окружающие его круглые лепестки, постепенно уменьшающиеся в диаметре при переходе в задний фон. Кроме того, теневку в этом случае выполняют без использования разных оттенков, сразу же переходя к оживке с помощью черной и белой краски.
  • Купавка. По аналогии с розаном, первый этап выполнения этого узора также предполагает нанесение подмалевка круглой формы, после чего приступают к его теневке. В этом случае центр делают овальным со смещением кверху, после чего обозначают крупным шариком верхушку бутона и приступают к прорисовке каплеобразных лепестков по нижнему его периметру с постепенным уменьшением их масштаба к задней стенке. Оживка может выполняться по своему усмотрению с обязательным акцентом на внутренней части каждого элемента.

Самыми простыми в выполнении являются такие цветочные узоры, как ромашка и бутон, в основе которых также лежит круглый подмалевок. А вот их оживка, напротив, имеет свои особенности, представляя собой поэтапно чередующиеся два цвета для контрастной прорисовки, которые могут иметь разное расположение, напрямую зависящее от общей композиции.

Элементы и мотивы городецкой росписи

Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.

Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:

  1. «Букет» — симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;
  2. «Гирлянда» — вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;
  3. «Ромб» — вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
  4. «Цветочная полоса» — сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;
  5. «Венок» — вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.

Мотивы «конь» и «птица»

Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц  и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.

Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех  и процветание.

Сюжетная роспись

Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей  обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.

Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.

Сюжетная роспись

Это может быть роспись в два или три яруса, традиционная для промысла. В верхней части в таком случае пишется основной сюжет (застолье или гулянья, например), в нижней же сюжеты, которые позволяют теме раскрыться. Средняя часть обычно представлена цветочной полосой. Если же доски имеют не совсем вытянутую форму, художник может обойтись и без нижнего яруса: он изображает только главную сюжетную сцену, которая опоясана цветочной полосой.


Всадник символизирует жениха в городецкой росписи

Мужская фигура на лошади – жених, скромная девица около березки – невеста, с этим прочтением все просто

Обратите внимание, что на сценах застолий всегда тщательно прорисовывается стол, и он в принципе не пустует, на нем стоит самовар, ваза с цветами как символ достатка

Лица героев сюжетных композиций (и это бросается в глаза) обращены к зрителю, люди, развернутые в три четверти, встречаются крайне редко. Можно сказать, что владелец шкатулки или доски видит в сюжете самого себя (близкого человека) в желанных для себя обстоятельствах.

Рассмотреть все вышеперечисленные виды композиций городецкой росписи на примере готовых работ, вы сможете в представленном видео.

Виды изображения цветов в городецкой росписи

С цветочной росписи обычно начинается обучение ремеслу: цветы рисовать проще, нежели сложные сюжетные композиции.

Элементы цветочной росписи:

  • розан – самый крупный цветок;
  • купавка – самый распространенный цветок в городецком творчестве, если у розана центр приходится на серединку, у купавки он смещен влево или вправо;
  • бутон – малый розан;
  • роза – дополненный бутон;
  • ромашка – многолепестковый цветок, который может быть неожиданного цвета.

Помимо цветов на работах городецких умельцев можно увидеть характерные листики, в сочетании друг с другом они образуют кустики. Такой мотив можно увидеть в «букетах» и гирляндах, в вазонах цветами и фризах. Городецкие цветы всегда будут в окружении листьев. Каждый такой листок по форме прост и незатейлив – контуром он схож с тыквенным семечком. Интересно, что хоть поздние мастера усложнили мотивы и сюжеты старинной росписи, листья так и остались очень простыми и скромными в исполнении.

Что же до фона, то мастера в 19 веке предпочитали синий и зеленый, голубой и желтый цвета, а вот черный встречался реже. Сами цветы были красными, синими, малиновыми, голубыми, фиолетовыми, желтыми и т.д.

В приведенном видео показаны предметы быта, расписанные городецкими цветами.

https://youtube.com/watch?v=WfLbpVz4ZT0

Что для этого нужно

В первую очередь, конечно же, нужен предмет, который вы будете расписывать. Это может быть разделочная доска, деревянная игрушка, шкатулка, табуретка. Вам понадобятся также краски. Расписывать деревянные изделия можно темперой, гуашью, масляными красками, но сейчас особенно популярны акриловые краски. У них масса преимуществ: они быстро сохнут, не тускнеют при высыхании, не осыпаются, работу не нужно покрывать лаком. Кроме того, ассортимент акриловых красок довольно велик. Вам понадобится состав для грунта (его можно купить в том же отделе, что и краски, или же сделать самим из воды и мела). Купите несколько беличьих или колонковых кисточек разной толщины, а также наждачную бумагу с крупным и мелким зерном. Если вы пока не умеете рисовать, вам очень пригодится копировальная бумага, с помощью которой вы сможете перенести на доску готовый рисунок.

Особенности росписи

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.

Звонкая масленица. Черткова В.А. Городец.

Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем.

Грибная пора. 1989 г. Городец. Черткова В.А.

Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно.

По выражению А. В. Бакушинского городецкий мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…»

Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Городецкая роспись

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями.

Ку-ка-ре-ку — радость вам несу… Петух. Любви, удачи. г. Городец. Беспалова Л.Ф.

Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов.

Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.  

Фрагмент панно. Коллекция музея игрушки.

Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.

Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.

Фабрика

В 1936 г. была основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

  • Панно «Шли мы улицей играли…». Е.Н. Староверова. Дерево, темпера, лак. 70х30см
  • Панно. Городецкая роспись
  • Парочка в экипаже. Коллекция музея игрушки

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0. Авторство фото: 1, 2, 3 — shakko, CC BY-SA 3.0.

Изображения животных


Петушок — символ добрых вестей

Как только новые мотивы (то есть животные) появились в городецкой росписи, увеличилось число вариантов композиций. Наряду с симметричными мотивами появляются и ассиметричные. Или же, к примеру, в симметричном цветочном узоре возникают две ассиметричные по рисунку птицы (они даже могут различаться по цвету).

Животные – это кони и птицы. И связать такое цитирование можно с тем символизмом, который заложен быть в этих изображениях. Даже простой петушок был не будничной птицей, а ярким посланником добрых вестей. А конь и вовсе ассоциировался со счастьем, солнцем как символом самой жизни.

История промысла

Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.

История городецкой росписи


Мочесник для хранения пряжи. 1920-е гг.

Место, где придумали городецкую роспись, территориально находится в нынешней Нижегородской области. Это несколько деревень, окружающих город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла. Появление художественного направления в этом месте неслучайно: кажется, сама природа предвосхитила это событие. Обилие лесов, окружавших Городец и его окрестности, позволяло местным жителям щедро пользоваться древесиной. Из дерева изготавливались предметы быта, большая и мелкая кухонная утварь.

Увы, но точно не известно, кто решил украшать деревянные изделия яркими росписями, но идея безымянного художника пришлась по нраву всем. Хотя, сказать, что городецкое искусство быстро снискало славу и нашло высокую оценку за границами своего региона, нельзя. Лишь в 1920-ом, при разработке выставки изделий народного промысла, нашли и собрали воедино резные и расписные работы мастеров городецких сел. Ранее же всерьез это творчество не воспринималось: странно, но расписные деревянные вещи считались грубой работой, не заслуживающей особого внимания.


Городецкая роспись начала XIX века.

Собственно, и название «городецкая» роспись получила уже ближе к 30-ым годам прошлого столетия. Оно стало устойчивым, хотя промысел мог именоваться иначе, и это тоже было бы справедливым. Расписные предметы делали в Курцево, Косково, Хлебаихе, Савино. Но ни эти села, ни река Узола, общая для них, не дали названия промыслу. Некогда в этих местах жили старообрядцы, которые несли сквозь десятилетия свою культуру иконописи. Впоследствии народные умельцы совмещали религиозные традиции со светскими мотивами, что и нашло отражение в уникальном стиле, который известен сегодня под названием городецкой росписи.

Отправным пунктом в истории городецкой росписи можно считать прялочные донца, а точнее – их декор. Городецкие прялки были особой структуры: они состояли из гребня и донца. Донце – широкая доска, которая к головке суживается, а в отверстие его вставляется ножка гребня. Когда работа за прялкой завершалась, гребень доставали, а донце вывешивали на стену, и смотрелось оно точно декоративное панно. Так, видимо, и стал зарождаться промысел: умельцы начали придумывать, как интересно да ярко расписать донце, и немало преуспели в этом.

Познавательное видео посвященное появлению росписи на прялках.

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Расцвет промысла – это 90-е годы XIX столетия, развивалось направление около полувека, а уже в начале прошлого века оно начало угасать. Но в 1935 году художник И. Овешков открыл в деревне Косково общественную мастерскую. Он не только руководил мастерской, но и начал профессионально обучать художников. И уже через два года работы местных мастеров представляли в Третьяковской галерее на выставке народного творчества. А в селе Курцево в послевоенные годы открылась артель «Стахановец» под руководством городецкого живописца Коновалова. Через несколько лет артель стала фабрикой, она работает и поныне.

Сегодня на фабрике делают расписные детские игрушки, качалки, детскую мебель, токарную посуду, декоративные панно и блюда. И хоть не производят уже прялок, да и предметы быта в обиходе иные, традиционные мотивы и узнаваемые сюжеты народного искусства все также находят место на изделиях городецкой фабрики.

Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью

Как правило, попадаются на произведениях:

  • цветы (розан, ромашки, купавки). Визуализируется в виде симметричного букета, гирлянды, полосы, венка или ромба;
  • птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от цели автора);
  • «дерево жизни» – олицетворение природы. На таких штуках присутствуют сразу предостаточно компонентов (соединения из растений, пернатых). Рисовальщик наносит также коня слева и справа, изредка – львы, барсы и другая экзотика.

Профессионалы занимаются и более продвинутыми типами вроде сюжетной росписи, где могут быть миниатюры, отображающие события в реальном существовании или литературных творениях.

Изображается как интерьер жилого дома, так и улицы населённых пунктов с предельно возможным количеством тонкостей. Нередко на подобных изображениях можно увидеть элементы на манер домашних животных, находящихся у ног хозяина. Другая особенность – это наличие растительности на зимнем пейзаже вне строения.

Аналогичные поделки воплощаются обычно в прямоугольной конфигурации, а края украшает орнамент. Встречаются и круглые вариации, устанавливаемые на полку как декоративные тарелки, узоры на которых расположены на краю.

Шкатулка способна содержать на своей грани немного очертаний с различными ситуациями, центральная из которых размещается на крышке или передней стенке (с той стороны, где конструкция открывается).

Описание быта крестьян максимально содержательно отзеркаливало реальность временного промежутка, в который была произведена работа мастера. Необычные отображения, вписанные в сцену из повседневного бытия, усиливают эффект от увиденного.

Важнейшие действующие устраиваются в центре холста – крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, застольями, свадьбами и другими мероприятиями – обязательно со столом, где расставлена посуда или бывают другие второстепенные объекты, раскрывающие суть происходящего.

Не менее популярными и востребованными являются элементы по мотивам народных сказок – фабула и герои узнаются с первого взгляда, а насыщенность зависит лишь от фантазии создателя.

Технология нанесения городецкой росписи

В сравнении с хохломской росписью, по технологии городецкая значительно проще. Краски наносятся непосредственно на древесину без предварительной обработки грунтовкой. В качестве фона могут использоваться желтый, красный или черный оттенок. Он скрывает неровности и шероховатости поверхности. После высыхания наносится непосредственно рисунок.

Первые краски мастеров имели яичную основу, они были устойчивыми, но палитра была достаточно скудной. В качестве пигмента использовали растительные компоненты: травы или ягоды. В настоящее время технологии усовершенствовались. Для росписи стали использовать масляные краски. Они имеют более широкую палитру, позволяют придать росписи яркий колорит. Самой эффективной является краска на сухой основе. Ее называют темпера. Для приготовления красок используется натуральный или искусственный пигмент.

Особую точность линий мастера росписи переняли у резчиков. Чтобы создать одну работу, они затрачивали несколько дней. Выписывать каждую линию и добиваться четкости образа художники начали еще с того времени, когда украшали инкрустированные древесиной дуба прялки.

Искусство росписи по резьбе существовало относительно недолго. Отмечается, что им владело всего два поколения мастеров. Была найдена работа, в которой гармонировали три стиля. На одном донце верх был инкрустирован, в середине к резьбе добавилась роспись, а внизу уже присутствовала только краска. Работа была подписана именем Лазаря Мельникова.

Существовали отработанные каноны росписи. На дощечках чаще всего мир людей разворачивался сверху, а внизу изображали животных или растения. Но тем и прекрасна городецкая роспись, что отступление от канонов не является преступлением. Именно иконописные традиции дали мастерам написание человеческих образов. В отличие от росписей других регионов, в изделиях гармонично сочеталась жизнь людей и природные мотивы.

Поражает разнообразие форм. Если на начальном этапе появлялись только расписные донца, то потом стали производить коробы и лукошки, полочки и шкафчики. Округлые формы позволяли создать сферическое изображение. На нем разворачивался целый ряд событий, которые могли быть связаны между собой.

Для нанесения рисунка истинные мастера используют только кисть и краски, а начинающему художнику необходимо сначала нанести рисунок карандашом. Контуры изображения всегда выделяются белым или черным цветом, что придает им большую натуральность. Рисунок наносится крупными мазками. Если цветовая палитра достаточно широкая, то система образов еще многообразнее.

Специфика техники

В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками

Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.

На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.

Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.

Феодоровский мужской монастырь


Феодоровский мужской монастырь.

Монастырь предположительно был основан в 50-60-х годах XII века князем Юрием Долгоруким на знаковом месте обретения иконы Божией Матери, названной позже Феодоровской. По одной из версий ученых, здесь принял схиму под именем Алексия князь Александр Невский, возвратившийся больным из Золотой Орды. В ноябре 1263 года он скончался и был упокоен в монастыре.

Обитель не раз разоряли и сжигали, но каждый раз отстраивали заново. Монастырь закрыли в 1927 году, а в последующие годы почти все его здания были уничтожены. Возрождение обители началось в 2008 году. Главный монастырский храм – Феодоровский собор – был воссоздан по старым чертежам и фотографиям в 2009 году.

Зачем посещать:

Сегодня на территории обители находится действующий храм, некрополь и поклонный крест в честь Александра Невского. Белоснежный собор монастыря украшают 5 круглых позолоченных куполов и остроконечная колокольня.

Внутри красивый фаянсовый иконостас из 4 ярусов. 12 колоколов отлиты из смеси меди, олова и серебра. Главная святыня монастыря – копия Феодоровской чудотворной иконы Богоматери, с которой в Городце ежегодно совершается крестный ход. При монастыре работает музей, посвященный истории обители.   

Адрес: Городецкий Феодоровский Мужской Монастырь, Городец, Нижегородская область, Россия.

Нанесение рисунка по технологии городецкой росписи

Если сравнивать искусство городецких мастеров и, например, хохлому, то последнее направление технически выигрывает. Но, несмотря на сравнительную простоту, городецкая роспись не может считаться менее ценной или недостойной продолжаться в сверхновое время. Она самобытна и интересна и для детей, и для взрослых.

Технологические особенности промысла:

  • Краски наносят сразу на древесину, предварительная обработка грунтовкой не предусмотрена.
  • Фон может быть разным – черный, красный или желтый. Это все традиционная цветовая база для городецкого искусства, причем, цвет должен скрывать все шероховатости и неровности поверхности. И уже после высыхания фона мастер приступал к нанесению рисунка.
  • Первые краски умельцы изготавливали на яичной основе, но, несмотря на устойчивость состава, цветовая палитра не баловала разнообразием. Для красящего пигмента брали ягоды и травы.
  • Впоследствии начали появляться более комфортные красящие компоненты: сегодня мастера, поддерживающие нижегородский промысел, работают масляными красками. Наиболее эффективный вариант – темпера, краска на сухой основе.
  • Отличает городецкую роспись особенная точность линий: ее мастера «подсмотрели» у резчиков. На создание одной работы не зря уходило несколько дней – прорисовка деталей была совершенной. И это при том, что городецкую роспись долгое время несправедливо считали грубой и простецкой! Нет, мастера выписывали буквально каждую линию, чтобы добиться максимальной четкости образа, и заметно это еще на расписных прялках.

  • Можно сказать, выдерживались и каноны росписи. На декоративных разделочных досках людской мир был представлен в верхней плоскости, внизу же изображались представители фауны и флоры. Но строгой каноничности в городецком творчестве не было, и это прекрасно – изображения привлекали своей естественностью, легкостью, созвучием жизни людей и жизни природы.
  • Не отказать промыслу и в разнообразии форм. Сначала мастера брались за украшение прялочных донец, а потом взялись и коробы, и за лукошки, и за полочки, шкафчики, мебель. Предметы округлых форм, которые становились базой для росписи, могли помочь создать не простое, а сферическое изображение.
  • Если говорить о настоящих мастерах, то кроме кистей и красок для росписи художникам ничего не было нужно. Но если за дело берется новичок, то он сначала намечает рисунок карандашом. Впоследствии контуры рисунка мастер художник подчеркивает черным или белым, что позволяет изображению выглядеть натурально.
  • Рисунок наносили крупными, уверенными мазками. Какое-то время все же мастера грунтовали поверхность, но потом вернулись к необработанной основе. И это делало изображение прозрачным и легким.


3 этапа процесса росписи.

Технологический процесс делился на 3 этапа: и эти этапы отличались не только разными материалами, но и принципами действия мастера. Между каждым этапом изделие «отдыхало». Первый этап – замалевка: на основу наносятся основные элементы и главные цвета будущего изображения. Иначе этап известен как «замалевок» или «подмалевок». Сменяет его теневка. На уже расставленные цветовые пятна наносится контрастный рисунок (обычно делают это темной краской по светлому фону). Ну и завершает рабочий процесс разживка. Мастер добавляет на изображение блики и мелкие белые детали, за счет которых рисунок оживает.

Так могут возникать большие и маленькие работы, создание которых сегодня осилит и человек без художественного образования. Возраст не так важен, как не важны и начальные умения. Нужно проникнуться городецким творчеством, понять его технологию и отработать ее сначала на бумаге, а потом уже и на дереве.

Как изобразить розу в городецкой росписи

Другое название элемента – роза-дикуша. Она может быть написана по цветному фону, но есть вариант и рисования на неокрашенном древе.

Поэтапное рисование розы, написанной по фону:

  1. Выполните красный кружок-яблочко. К кружочку припишите лепестки-скобочки (с нажимом). Каждая скобка выполняется так, чтобы фон был заметен внутри нее.
  2. Серединка розы состоит из краплачного кружка и серпика, последующего узора белилами. Белый узор включает тычинки, мелкие скобочки и «жемчужинки».
  3. Разживку в середине розы можно сделать не только «жемчужинками», но и тонкими параллельными штрихами.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector