Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему «дымковская барышня»

Как ее сделать?

Сначала берется красная глина, смешанная с коричневым речным песком. Такой вид глины существует именно близ Вятки.  Из нее вылепливается фигурка, например, петух, индюк или лошадь. Лепить фигурки приходится по частям. Затем с помощью жидкой глины они склеиваются, фигурка корректируется мастером. Затем игрушка  высушивается и обжигается в печи при высокой температуре. Затем принимаются ее раскрашивать. Узоры наносят белой краской. Раньше краску делали из мела, замешанного на молоке. Сегодня существуют специальные краски. Кроме белого цвета, игрушки изобилуют синим, зеленым, желтым цветами, которые придают им особую жизнерадостность.  Сверху игрушки покрывались взбитым белком, что придавало им яркий блеск и нарядность. Каждая игрушка неповторима, поскольку сделана вручную. Среди множества фигурок, собранных в музеях, вы не найдете двух одинаковых.  Самый крупный музей игрушки находится именно в Кирове.

Ход НОД:

Организационная часть.

Дети входят в группу, воспитатель обращает внимание на коробку, в которой лежат дымковские игрушки. Воспитатель

Посмотрите, на столе стоит коробка. Ребята, вы знаете, что лежит в коробке? (ответы детей)

Воспитатель. Посмотрите, на столе стоит коробка. Ребята, вы знаете, что лежит в коробке? (ответы детей)

Воспитатель. Смотрите рядом лежит письмо. Давайте прочитаем его. «Ребята, чтобы узнать,что в коробке вам нужно отгадать загадку:

Все игрушки не простые,

А волшебно — расписные,

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой казалось бы узор,

А отвести не в силах взор». (дымковская игрушка)

Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку. (воспитатель открывает коробку, достаёт дымковские игрушки). Правильно, молодцы! Это дымковские игрушки.

Эти игрушки нам прислали дымковские мастера из далёкой деревни Дымково.

Из чего сделаны эти игрушки? (из глины)

Да, сначала их лепили из глины, затем обжигали в печах, красили белой краской, а затем расписывали узорами.

Воспитатель. Для чего нужны дымковские игрушки? (чтобы любоваться ими)

Воспитатель. Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которые служат для украшения, которыми можно любоваться.

Вам нравятся эти игрушки (Да) Почему? (Они очень красивые, яркие, весёлые, разноцветные.)

Воспитатель. Давайте расскажем стихи про дымковские игрушки.

1. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

2. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил. 3

Наша барышня в прекрасном

3. Наша барышня в прекрасном

В ярком платье расписном,

Краснощека, круглолица,

Полюбуйся-ка, народ!

Воспитатель. Про какую игрушку Сева рассказал стих? (барышня)

Воспитатель. Правильно, посмотрите какой у барышни красивый наряд

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим дымковских барышень. Посмотрите, какие красивые у них юбки, и все разные.

Воспитатель. Из каких элементов состоят узоры на юбке? (Круги, точки, полоски).

Воспитатель. Какие цвета используют мастера для рисования узоров. (красный, оранжевый, жёлтый, голубой, зелёный)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, здесь в коробке ещё что-то есть. (Достать шаблоны барышень)

Что это? Дымковские барышни. Только какие-то они другие, что в них не так. (юбки не расскрашены)

Воспитатель. А что надо сделать, чтобы она стала настоящей дымковской барышней? (Разрисовать юбку).

Но прежде чем приступить к работе, давайте немного поиграем.

Физминутка:

Мы игрушки расписные, (Стойка прямо, повороты влево, вправо)

Хохотушки вятские, (Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские. (Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком (Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки. (Легкие прикасания к своим щекам)

С нами издавна знаком (Стойка прямо)

Весь народ на ярмарке. (Поклон)

Воспитатель. А сейчас отправимся в мастерскую и распишем юбки нашим барышням.

— Проходите за свои рабочие места. Давайте ещё раз вспомним, какие бывают дымковские узоры. (на доске образцы)

-Выберите узор, который вам больше всего нравится и приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей.

Дети рисуют под негромкую русскую мелодию. Воспитатель помогает детям по мере необходимости.

В конце занятия всех барышень вывешиваем на доску.

Рефлексия.

Воспитатель. Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера, и у вас получился прекрасный хоровод барышень.

Посмотри, как хороша,

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

-У всех барышень наряды красивые и у всех разные.

-Какие цвета вы использовали?

-Какие узоры рисовали?

-Очень нарядно и красиво вы украсили юбки дымковским барышням. Молодцы!

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания состоит из нескольких этапов.

Лепка 

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Изделие выравнивается мокрыми пальцами.

Барыня 

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животные 

Животное делается немного по-другому. Например, лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

Сушка 

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других.

Обжиг 

В давние времена изделия обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.

Побелка 

В процессе обжига глиняная поделка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

Цвета 

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На изделие яркими красками наносятся узоры.

Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.

Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих – украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

Роспись 

Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых поделок.

Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент изделий является символичным.

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет

В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку:

И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».

Мы все, безусловно, с самого раннего детства знакомы с Дымковской игрушкой. Если честно, когда была маленькой, не понимала: «почему о ней так много говорят, ведь вроде ничего особенного, я и сама смогу так разрисовать глиняные фигурки». А любовь и уважение к дымке, пришли позже.

Цель:

1.Знакомство детей с народной культурой.

2. Формировать представление о народном декоративно — прикладном искусстве.

3. Учить детей украшать выбранные силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора.

Задачи:

1.Воспитывать уважение к труду народных умельцев, воспитывать желание сделать игрушку самостоятельно.

2.Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.

3. Прививать интерес и любовь к народному искусству, к Родине, к своему народу.

Материал:

1. Иллюстраций с изображением дымковских изделий.

2.Трафареты для раскрашивания «Дымковская игрушка»

3.Гуашь.

4.Кисти.

5.Баночка для воды.

6.Листы бумаги.

7.Салфетки.

8.Ватные палочки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением.

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

  • В ней нету цвета дымного, что серости серей!
  • В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
  • В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!
  • Воспитатель: 

Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки. Мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо! Но, сначала, скажите мне, какие краски используют дымковские мастера? (Малиновые, черные, красные, желтые, белый, синие, голубые)

Дымковская игрушка. Это сказочная игрушка, которая притягивает к себе своими яркими, цветами-просто завораживает, поможет маленькому человечку познать мир.

  1. Ведь каждый её цвет обладает магическим действием:
  2. Красный, малиновый цвет— обостряет реакции, и усиливает умственную деятельность;
  3. Желтый – развивает фантазии, придает смелость, вызывает радость;
  4. Зеленый — успокаивает и обостряет зрение;
  5. Голубой — снимает тревожные предчувствия;
  6. Синий — помогает сконцентрироваться и создает гармонию;
  7. Черный — мистический побуждает к любопытству;
  8. Белый — символизирует чистоту и открытость.
  9. Воспитатель:
  10. Кто напомнит, какой орнамент характерен для дымковской игрушки? (Яркие пятна, круги, зигзаги, полоски, точки, волнистые линии, сеточки)

Напечатанные трафареты раздается детям. Гуашью они начинают с удовольствием (расписывать). Я ненавязчиво советую детям, которые испытывают затруднения, подбадриваю, если нужно.

  • Через 20 минут самостоятельной работы физкультминутка.
  • Мы старались рисовать (руки в стороны)
  • Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
  • Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
  • Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
  • Когда дети закончили работу, со своими рисунками подходят к столу, где организована выставка и расставляют свои экспонаты.

В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы

Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою работу и работу товарищей

  1. Воспитатель:
  2. Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
  3. Дети давайте выберем рисунок, который вам больше нравится, я выставлю его на конкурс.

(Вечером я привлекла внимание детей и родителей к рассматриванию этих замечательных рисунков)

Из чего делают игрушку и как раскрашивают

Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.

На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.

Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.

Последовательность создания игрушки:

  1. Лепка. Для получения целостной фигурки необходимо слепить по отдельности мелкие детали. На завершающем этапе части общей композиции крепятся на основной корпус игрушки и, при необходимости, корректируются по своей форме или размеру. Такие поделки обычно делаются из смеси, в состав которой входит глина (чаще всего ярко-красная) и мелкий речной песок.
  2. Сушка. После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться.
  3. Обжиг. Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой.
  4. Отбеливание. Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон.
  5. Роспись. Расписывают дымковские игрушки акриловыми красками или раствором, предназначенным для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки. По правилам, роспись таких поделок начинается с глаз, бровей и волос. Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей. Традиционно при росписи таких игрушек мастера используют геометрические фигуры.

Простые раскраски дымковских узоров для маленьких детей

На развитие детей благотворно повлияет роспись крупных составных частей рисунка, используя при этом самые насыщенные цвета.

Среди наиболее популярных вариантов таких картинок:

Рисунок для раскрашивания Описание рисунка и принципа работы с ним
Лошадка. Задачей для малыша будет раскрасить лошадь так, как он считает это будет максимально красиво. Обычно детям предлагается использовать красный, белый, оранжевый и желтый карандаши. Этого набора цветов, как правило, достаточно не только для их индивидуального использования, но и создания новых оттенков. На этом варианте раскраски ребенок, при желании, может дорисовать животному мордочку, а может просто придать рисунку яркости, без дополнения его узорами.
Матрешка. Раскрашивание этого рисунка с изображением матрешки лучше всего сочетать с рассказом малышу истории возникновения исконно русской игрушки. Интересно ребенку будет узнать также и принцип игры с такой деревянной куклой. Для придания яркости этому эскизу обычно используются карандаши красного, черного, белого и желтого цветов.
Барыня. Процесс раскрашивания барыни также станет для малышей увлекательным занятием. Несмотря на внешнюю простоту рисунка, придание ему цвета требует продумывания оттенков, используемых в работе. Для усложнения задачи, перед ребенком можно поставить цель раскрасить очертания женщины так, чтобы предметы ее одежды сочетались между собой, а не сливались. С этой целью рекомендуется предложить ему выбрать оттенок для работы среди неограниченного количества карандашей. Опыт показывает, что ребята чаще всего делают выбор в пользу красного, желтого, зеленого, синего, черного и белого цвета.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1.Вводная часть:

Организационный момент

Воспитатель: Дымковская барышня ходит не спеша, ею все любуются, ах, как хороша!

«Я барыня-сударыня, я в гости к вам пришла. Загадаю загадку,отгадайте ее друзья:

«Веселая красная глина, кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки. А ну, назовите меня».

Дети: Дымковская игрушка.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: ПУТЕШЕСТВИЕ

Воспитатель: Я приглашаю вас в музей замечательных умельцев. В России много городов и сел, где живут и работают замечательные люди. Одно из старинных – село Дымково. Здесь живут мастера, которые длинными вечерами делают из глины забавные игрушки и украшают их яркими узорами. Эти игрушки делают дымковские мастера. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой.

— Как называются эти игрушки?

Дети: Дымковская игрушка.

— Почему ее называют именно дымковская игрушка?

«Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали. И село большое Дымкою назвали».

Село находится в ложбинке, когда поверху идешь, то кажется, что село окутано дымом.

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Воспитатель: Вот индюк нарядный весь такой он складный

У большого индюка все расписаны бока

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост.

Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться, если гриву отпустить.

Кофточки цветные, юбки расписные

Шляпы трехэтажные статные и важные.

— Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Из глины

— Да, сначала их лепили из глины, затем обжигали в печах, белили, а затем расписывали. Какие краски используют мастера?

Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, желтую, оранжевую

— Какие элементы дымковского узора вы знаете?

Дети: Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии

ФИЗМИНУТКА

Дружно встанем мы опять

Будем в солнышко играть.

Мы – веселые лучи,

Мы – ярки и горячи.

1,2,3,4,5 будем дружно рисовать.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПОКАЗ

Воспитатель: Давайте, сегодня попробуем стать мастерами-художниками и распишем барышень.

— Во что одеты дымковские барышни?

Дети: Юбка, кофта

— Что на голове?

Дети: Кокошник

Воспитатель: По форме узоры просты и незамысловаты. Украшали этими узорами не случайно,мастера вкладывали в них особый смысл: круги – означали солнце, волнистая линия – вода, маленькие кружки – семена. Также узоры означали росточки и засеянное поле. Люди верили, что символы будут оберегать их жилище, детей, их урожай. Образцы мы с вами рассмотрели, но вот еще не вспомнили, как рисуются такие волшебные точки, линии, кружочки? Как рисовать?

Кисточка смотрит в потолок. Чем она рисует? Кончиком-носиком.

Полоска рисуется слева направо, сверху вниз. Ворс кисточки бежит за палочкой. Кружочки рисуем – кончик кисточки танцует. Кружок закрашиваем в одном направлении.

Давайте попробуем нарисовать кисточкой такие волшебные узоры в воздухе.

Теперь на своей ладошке.

Выберете себе образец, которым будете украшать юбку барышне.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ»

Воспитатель: Прежде чем перейти в нашу мастерскую, давайте сделаем гимнастику для рук.

«Мы игрушки расписные, хохотушки вятские, Сжимать и разжимать

Щеголихи слободские, кумушки посадские кулачки

Наши руки крендельком, щечки будто яблочки

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке».

-Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в художников.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воспитатель: Закатили рукава, выбрали образец, начинаем рисовать.

— С чего начинаем роспись?

Дети: С головы, с кокошника, а то рукой смажем рисунок.

— Что у барышень раскрашено одним цветом, а что расписано узорами?

Дети: Кокошник и кофточка окрашены в один цвет, а юбка узорчатая)

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Посмотрите на своих барышень, какие они красивые! А вам самим нравятся ваши работы?

Вот наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь, на них не наглядеться. Даже на душе стало радостно.

«Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор».

— Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас обратно в ребят

-Сегодня на занятии вы побывали дымковскими мастерами, научились расписывать игрушки и очень хорошо справились с этой работой.

Тематика и процесс изготовления фигурок

В творческий этап вовлекались все члены семьи — каждому было поручено определенное дело и стадия технологического процесса. Гамма цветов, оттенков и узоры выбирались индивидуально .

Внешний вид изделия

Для украшения глиняных игрушек применялась насыщенная цветовая гамма. Среди главных оттенков присущих дымковской росписи выделяли: красную, оранжевую, желтую, синюю, зеленую и золотую палитру.

В содержании схем узоров преобладает классический орнамент с применением всевозможных геометрических фигур (круга, ромба, клетки, точек). В качестве добавочного элемента декора на готовый разноцветный узор наносятся мелкие капли или ромбики из сусального золота.

Изначально формы были краткими, но с течением времени внешний вид и качество игрушек усовершенствовались, а их ассортимент существенно расширился. Дымковские мастера вдохновлялись предметами из жизни — они лепили все, что видели вокруг.

Тематика игрушки:

  1. Животные.
  2. Птицы.
  3. Мужские, женские образы в русской национальной одежде.
  4. Дети в ярких нарядах.
  5. Скоморохи.
  6. Водоноски (женщина с коромыслом).
  7. Сюжетные образы.

В советскую эпоху народное ремесло по изготовлению фигурок было поставлено на производство, а информации было недостаточно. Открывались и создавались цеха, в которых умельцы руками делали глиняные статуэтки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками.

Символика цвета фигурок:

  1. Белая. Означает чистоту.
  2. Черная. Характеризует ложь, недоверие.
  3. Зеленая. Олицетворяет природу.
  4. Красная. Предполагает силу, могущество и здоровье.
  5. Синяя. Это символ неба.

В 21 веке тематика игрушки расширилась. Умельцы создают не только стандартные образы, но и героев народных сказок, изделия на темы исторических сюжетов, представителей разных профессий, предметы быта и утварь старины.

Жанровые сцены, представляющие композиции из нескольких фигур, изображают нынешний быт города и села: гуляния, праздники, цирковое выступление.

Материалы и этапы производства

Главным сырьем для изготовления игрушки является глина красного цвета. Чтобы получить податливую и пластичную массу, материал соединяли с мелким речным песком.

Этапы производства фигурок:

  1. Формирование.
  2. Раскрашивание.
  3. Сушка.

Каждая деталь изделия создается отдельно: из шаровидного куска глины формируется тело, к которому прикрепляются прочие части (ноги, руки, голова, мелкие детали). Все частицы соединяются мягкими переходами.

Изделие отполировывают смоченным в воде пальцем, затем высушивают на свежем воздухе так, чтобы солнечные лучи не попадали на изделие. Мелкие фигуры закрепляются за пару дней, а крупные — за неделю-две. Затем заготовка обжигается в муфельной печи, а после остывания ее отбеливают темперными красками. На следующем этапе происходит раскрашивание с помощью чистых тонов. В старину использовались натуральные красители: яйца, молоко, сажа, уксус. Сейчас мастера применяют готовые акриловые тонеры. Главное требование завершающей стадии — яркость и естественность.

Интересные факты свидетельствуют, что в старину умельцы украшали некоторые детали сусальным золотом. Краска разбавлялась на яичном желтке по секретному рецепту мастера. Соблюдалась строгая последовательность раскрашивания начиная с волос и заканчивая атрибутикой.

Узоры и рисунки в дымковской фигурке связаны с оберегами, символикой природы. Наносятся солнечные и лунные знаки — обозначение начала жизни, а ромбы — признак плодородия, волны —олицетворение неба и воды.

В качестве инструментов для раскрашивания выступали перья птиц и тонкие наточенные палочки. Сейчас для росписи игрушек используются колоритные красители и мягкие натуральные кисти.

Сегодня дымковская (Кировская) игрушка продолжает развиваться и совершенствоваться. Создаются новые технологии, воплощаются в жизнь новые идеи, но только традиции изготовления и секреты мастеров остаются неизменными.

Фигурка из Дымково является изделием тонкой ручной работы — предметом гордости мастеров. Сложно переоценить историческое и культурное значение народного промысла, наглядно показывающего творческий потенциал жителей Вятского края.

Ход ОД:

1.Вводная часть:

— Ребята, я так рада вас видеть вас сегодня, давайте поздороваемся, назовем друг друга ласково и пожелаем хорошего дня

— «Здравствуй, Дашенька.

— Давайте поздороваемся и с нашими гостями.

Стук в дверь. (Курьер приносит посылку в группу.)

— Здравствуйте. Ой, что это?

-Вот, меня просили доставить для вас эту посылку. Получите и распишитесь.

— Хорошо. Спасибо.

— Интересно, ребята, как вы думаете, откуда могли прислать нам эту посылку? (из Дымкова)

-Почему вы так решили( (предположение детей, что посылка из села Дымково, т. к. на ней дымковский узор).

— Кто мог прислать нам такую посылку? (предположение детей о том, что это могла сделать Даша).

— Давайте откроем и посмотрим, что же лежит в посылки. (Открываем посылку видим кукол)

Беседа:

-Ребята, смотрите что здесь. (барышни).

-Действительно барышня. (Рассматриваем барышней).

— Что это за барышня? (дымковская)

— Ребята, вы знаете, почему эти игрушки называются дымковские (потому что они сделаны в селе Дымково)

— Из какого материала делают дымковские игрушки? (глины)

— Игрушки, сделанные из глины какие? (глиняные)

— Кто делает и расписывает Дымковские игрушки? (мастерицы и мастера)

— Какие цвета используют в росписи Дымковской игрушки (яркие)

— Какие узоры используют дымковские мастера для росписи игрушек?

— Что означает круг в узоре? Волна?

-Молодцы, все знаете!

Нахожу флешку.

-Ой, ребята, да здесь еще что-то есть. Что это?

-Давайте посмотрим что на флешке.

-Ой, да это видеописьмо!

-Ребята, Вы узнали кто это? (это Даша-путешественница).

(В видеообращении путешественница Даша рассказывает, о том, что совсем скоро в Дымковской слободе будет проходить чудо-ярмарка, где можно встретить волшебство. Ярмарка – веселое место, где люди покупают и продают свой товар. Но вот беда, она совсем не успевает расписать свои игрушки и просит детей ей помочь).

— Ребята, поможем Даше расписать барышень для ярмарки?

— Тогда я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую.

Дети проходят к столам. Одевают фартуки.

— Ребята, вы можете выбрать себе для росписи, любую барышню.

— Какую барышню ты выбрала, Полина?

II.Основная часть:

— Прежде чем мы приступим к работе, давайте,возьмем кисти и разомнем наши пальчики:

Физминутка:

Кисточку возьмем вот так:

Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх — вниз, вправо — влево

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем

И опять стучать начнем.

Мы рисуем: раз, раз.

Всё получится у нас!

Практическая часть:

-Приступаем к работе. Все необходимое для росписи у вас на столе.

— Помните правила росписи. НЕ ПОДНИМАЕМ БАРЫШНЮ, ПОВОРАЧИВАЕМ ПЛАНШЕТ.

-Каким цветом должна быть дымковская игрушка? (основной цвет — белый).

«Кофточки цветные, юбки расписные (беседа за столом, роспись под музыку)

Беседа за столом. Не забывайте промывать кисточку. Не забывайте пользоваться салфеткой.

-Как тебе кажется, чем любит заниматься твоя барышня? А твоя?

— Какого цвета ты хочешь расписать кафтан своей барышни?

— А что за головной убор у твоей барышни?

-А у какой ещё барышни есть кокошник?

— Кто такая нянюшка?

-Что делает водоноска? На чем водоноска носит ведра с водой? (КОРОМЫСЛА)

-Ребята, а для чего вообще в Дымковской слободе делали игрушки?

— Как вам кажется, для чего нужны игрушки?

— Ребята, а вы знаете, Дымковской игрушке уже более 400 лет. И в городе Киров есть музей Дымковской игрушки. И даже есть памятник Дымковской игрушке.

— Ну что? Все справились с заданием?

-Какие красивые получились у вас барышни.

-Как думаете, нашей Даше-путешественнице они понравятся?

-Мне, кажется, что да.

Итог:

Все игрушки непростые, а волшебно – расписные.

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор, но отвести не в силах взор.

-Спасибо вам, ребята, Я думаю, мы действительно помогли Даше. Сейчас наши барышни высохнут, мы аккуратно составим их в посылку и отправим Даше в Дымковскую слободу.

-Давайте наведем порядок на рабочих местах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector