Казачьи папахи отличия по цвету

История казачьей папахи, кубанки

Папаха – головной убор, который шьется из овчины, мутона или каракуля. Истоки возникновения ее в казачьем костюме связаны с Кавказом. Участие казачьих формирований в Кавказских войнах отразилось на их костюме. Казаки переняли теплую шапку горцев, сшитую из овчины с длинным мехом. Она согревала в холодные зимние месяцы, защищая от ветра, снега и была удобна летом, закрывая голову от солнца. Свое название «папаха» она получила в 19 веке. Это слово в переводе с азербайджанского (тюркского) означает «шапка». До этого шапки, которые носили в казачьих войсках, имели разные названия, и они отличались между собой. Наиболее часто казаки носили клобуки или трухменки.

Папахи носили казаки с достатком. Пластуны, пешие казаки носили уменьшенную в размерах шапку, называемую «кубанка». Такое название она получила из-за казаков с Кубани, носивших ее. Папаха была удобна для ношения в военных вылазках, длительных переходах на лошадях. А кубанки позже, распространились среди всего казачества.

Древняя цивилизация

Первоначальное изучение загадочной равнины, начатое французским археологом Мадлен Колани в 1930-х годах, позволило предположить, что каменные кувшины связаны с погребальной практикой протоисторических общин, которые проживали в этом районе.

Раскопки, проведенные лаосскими и японскими археологами в последующие годы, подтвердили эту гипотезу, поскольку на этой обширной территории были обнаружены человеческие останки, погребальные принадлежности и керамика, датированные по сравнительному материалу от Донгсона во Вьетнаме до раннего железного века (примерно с 500 года до н.э. до 800 года н.э.).

Одна из величайших загадок истории. /Фото:topvoyager.com

Удивительные артефакты, обнаруженные в Долине кувшинов, представляют собой ценнейшую коллекцию для изучения поздней предыстории материковой части Юго-Восточной Азии. К сожалению, о народе и культуре, которые создали эти ёмкости, ученым до сих пор почти ничего не известно.

Но самой главной загадкой, как в случае с другими мегалитами, обнаруженными на нашей планете, остается способ изготовления этих таинственных объектов и их размещения на территории долины, ведь вес некоторых «банок» достигает 6 тыс. кг!

Непонятно, каким образом древние люди транспортировали столь тяжелые кувшины. /Фото:linozka.livejournal.com

Обувь

Дагестанская обувь отличается большим разнообразием фасонов и материалов, используемых для изготовления. Ее шили из кожи, войлока или шерсти. Огромным разнообразием отличается вязаная и войлочная обувь. Изделия из кожи имеют меньше характерных черт и особенностей. Это обуславливалось тем, что с кожей работали только мужчины, которые в большей степени были связаны с внешним миром и соответственно они подвергались значительному культурному влиянию со стороны.

Большое распространение получила комбинированная обувь. Женщины отдавали свое предпочтение кожаной обуви со вставками из войлока, бархата, сукна или парчи. Вставки ткали золотом и вышивали на них всевозможные традиционные узоры шелковыми нитями.

Виды папах

Они именовались по названию и в зависимости от территориальной принадлежности народов: папагов, трухменов, кабардинцев.

Справка! Донцем называют верхнюю часть головного убора.

Кубанка, клобук и трухменка

Разберём, как выглядят разные виды папах:

Кубанка происходит от казаков Кубани. Она невысокая, изготовленная из шкур каракуля, смушки (шкур ягненка возрастом до трех дней), мерлушки (шкуры 14 – 30 дневных ягнят). Донце шапки – цветное, сшитое из сукна или натуральной кожи.

Справка! В регионах севера в качестве материала популярностью пользовались шкуры волков. Их не носили на охоту: волчий запах отпугивал добычу.

Две полосы сверху в виде креста скрывают швы: шапка сшита из четырех частей. Эта нашивка называется галун.

Цвет верха определяет принадлежность к месту службы войска:

  • синий у терских казаков;
  • красный – у донских;
  • желтый – у астраханцев.

Важно! Получить кубанку может только человек с высокими моральными ценностями. На Руси до XIX в

папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха»

На Руси до XIX в. папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха».

Трухменкой называли ее донские войска в 16 – 18 в. На Дону каракулевых пород ягнят не было. Поэтому такой головной убор был редкостью и ценным боевым трофеем.

Справка! У атамана шапка отличалась серым цветом с красным тумаком. Ее шили из смушки баранов.

Форма менялась в зависимости от моды. Появились кабарбинки с расширенным или кубанки с плоским верхом.

Папаха с тумаком

Пословица «надавать тумаков» происходит от вида этой шапки. Тумак — это пришитый колпак в виде клина.

Справка! Обезоруженный войн мог биться шапкой с тумаками.

Из каракуля

У кавказца папаха – это предмет гордости. Ее снимают в особом случае – просьбе в прощении кровной мести. Категорически запрещено находиться без головного убора в моменты остальных обращений.

Шапка имеет и свои традиции. Стеснительный юноша может предложить девушке выйти за него замуж, закинув шапку в окно. Если папаху не возвращали долгое время, предложение принято.

Мастера шили головной убор из шкур молодых ягнят каракулевой породы. Самая ценная шкура снималась с ягнят 1 -3 дней жизни. Мех отличался блеском, отчетливым рисунком. Эти шапки предназначались для высших военных чинов – генералов. Завитки, выстроенные в ряд – признак высокого качества.

Несколько дополнительных видов

Кабардинка – отличается высотой. Она пригодна для теплого времени года. Представляет собой шапку из сукна с узкой меховой опушкой. Сверху украшена галуном золотистого цвета и пуговицей посередине.

«воронье гнездо»

Особенности изготовления кубанки

Описание казачьей кубанки: это низкая папаха, которую шьют из разных видов выделанных шкурок ягнят. Традиционно используют смушки, мерлушки и каракуль.

  • Смушки – это шкурки новорожденных ягнят в основном от овец сокольской породы. Они отличаются красотой и разнообразным рисунком. Завитки шерсти разные по размеру и блеску;
  • Мерлушки – это шкурки молодых ягнят от грубошерстных овец. Имеют густой волнистый с крупными завитками мех;
  • Каракуль – это шкурки ягнят каракульской породы, традиционно черного цвета (из них шью кубанки черные), иногда серого, от очень светлого оттенка, практически белого (из таких шьют белые кубанки, белые казачьи папахи) до темно-серого. Завитки образуют различные рисунки из гривок, бобов и вальков. Это дорогие меха. Менее ценные с горошковидным, улиткообразным, кольчатым и штопорообразным рисунком.

Опытные мастера по пошиву кубанок отлично разбираются в различных рисунках каракуля. Каракуль еще называют черной розой, из-за сходства рисунка завитков с лепестками розы. Самые дорогие и почетные считаются каракулевые казачьи кубанки.

Донце кубанки шьют из цветного сукна, дополненного полосами, которые расположены крест на крест. Давно, когда военные действия были частью обыденной жизни, головные уборы шили из меха диких животных волка или медведя, иногда из шкуры барана. Считалось, что эти виды меха смягчают удар шашки и сабли. Так же папаху кубанку для прочности дополняли металлическим каркасом.

Виды меха, материалы, используемые в пошиве казачьих папах

Папахи шьют из овчины. Они отличаются по цвету и длине ворса, высоте шапки и ее форме. Традиционные цвета: бурый, черный, серый, белый, с множеством цветовых вариаций. Отличается и верх шапки. В отличие от кавказских, где донце меховое, в казачьих шапках оно из сукна.

Исторически сложилось, что, например, у донских, кубанских, сибирских и уральских казаков донце изготавливается красного цвета с серебряным галуном. А северные казаки из забайкальского, астраханского, иркутского или уссурийского казачества носили папаху с желтым донцем. Из синего сукна шили донце для терского, оренбургского казачества, у амурского — оно было зеленым. Черный цвет для пошива верха тоже используется. Такие чаще носятся в качестве повседневной формы, в условиях полевого выезда.

На габардиновый верх традиционно нашивались две тесьмы, расположенные крест-накрест. У казаков при царе они были серебристыми.

Золотой (для комсостава) и черный (для рядовых казаков) галуны были введены в казачьи части РККА 6 января 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР вместе с погонами для каждого из родов войск.

В магазине Нагайка.рф представлены папахи для разных родов и случаев. Например, папаха из овчины Химич выполнена из белой овчины с красным донцем и серебряным галуном – нарядная и красивая. Она чаще одевается в особых торжественных случаях. А казачья папаха Шинкаренко, выполненная из бурой овчины, подходит для повседневного ношения, конного выезда.

Шелковистая натуральная овчина, идущая на пошив папах гипоаллергенна. Она легкая, удобная. Голова будет согрета в сильные морозы, и не будет потеть, перегреваться в солнечный день.

История появления казачьей папахи

Уже XV-XVI вв. на Кавказе были популярны лохматые папахи. Как правило они были высотой в две головы. У них не было днища, и они использовались для праздничного убранства. Исторически кавказсие папахи имели разнообразную форму, размеры и шились из различного материала. Каждый народ имел свой вид такого головного убора и привносил в нее свои изменения. Позже они перекочевали к казакам. Так появились казачьи папахи.

Это произошло из-за многолетнего соседства. Так часто происходит, когда народы живут долгое время бок о бок. Казаки многому учились и заимствовали у народов, с кем им приходилось жить рядом и сражаться. У Льва Толстого есть повесть «Казаки» о гребенском казачестве:

«Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев», «Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу», «Одежа его была небогатая, но она сидела на нем с тою особою казацкою щеголеватостью, которая состоит в подражании чеченским джигитам». Папаха – пример удачного заимствования.

Но кавказская шапка претерпела изменения. Она стала меньше и короче. Какое-то время ее звали кабардинкой или кабардинской папахой. Некоторые источники называют ее осетинкой. Но позже за ней прочно закрепилось название кубанка. Эти изменения произошли вовсе не от того, что казаки хотели провести отличия между папахой и кубанкой. В высокой шапке было нелегко продираться сквозь заросли, и тем более быстро скакать на лошади.

Значение креста на донце

Большинство историков утверждают, что крест на головном уборе символизирует православную веру. Но, есть и те, кто считает, что нет какого-либо сакрального смысла в этом. Якобы, изначально донце шапки сшивалось из четырех частей, через швы проходил галун – золотая или серебряная тесьма. Традиция жива и до сих пор. Ведь казачья шапка без полос – это уже не кубанка.

Большое значение имеет цвет донца. У терских казаков – синего цвета. У кубанских – красного. У астраханских – ярко-желтого. Сейчас на территории современной России насчитывается около двух десятков казачьих войск, объединенных в союз казаков РФ. И каждое войско имеет свои форменные отличия.

Сложность изучения

Если отбросить народные предания, а опираться на найденные доказательства, наиболее вероятной ученые все-таки считают «погребальную» версию: вполне вероятно, что Долина кувшинов представляет собой древнее кладбище. Однако изучить мегалиты подробнее пока не представляется возможным.

Дело в том, что во время Вьетнамской войны в этой местности было сброшено большое число бомб. Во-первых, бомбардировка разрушила большое количество кувшинов, а, во-вторых, часть сброшенных войсками США бомб до сих пор не разорвалась, что представляет смертельную опасность для местных жителей, туристов и ученых. Посетителей пускают лишь в ту часть долины, где безопасно.

Часть кувшинов была разрушена во время бомбардировок. /Фото:Фото:topvoyager.com

На данный момент Долина кувшинов находится под пристальным вниманием ЮНЕСКО как важное культурное наследие, которое необходимо обязательно сохранить. Возможно, когда-нибудь небогатому государству удастся найти деньги на разминирование территории, что даст возможность исследователям подробнее изучить таинственные мегалиты

Долина кувшинов под особым вниманием ЮНЕСКО. /Фото:topvoyager.com. Анна Белова

Анна Белова

Нагорный Дагестан

Жительницы нагорного Дагестана – аварки, лачки, даргинки – носили длинные платья-рубахи широкого кроя. Поверх надевали пояс-кушак, молодые девушки выбирали для него более яркие цвета, а вот замужние женщины носили пояса более сдержанных оттенков.

Своеобразные платья по бокам женщины заправляли в штаны, сшитые из сатина, ситца или бязи. Платья подворачивались почти вдвое и доходили до колен. Помимо этого они носили специальную шапку – чухту. Она плотно прилегала ко лбу и ниспадала сзади. Сверху надевалось специальное покрывало. Что касалось обуви, то девушки Нагорного Дагестана носили кожаные башмаки с вязаными вставками и загнутыми носами. Это было не только красиво, но и практично. Подобные туфли носились долго и не сбивались о камни.

Головные уборы и прически терских казачек

Сорочка

Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка . Платок также завязывали на русский манер под подбородком . Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин .

  • Весь комплект головного убора «Сорочка»: подкосник, сорочка, стягашник, ширинка
  • Часть головного убора «Сорочка»
  • Часть головного убора гребенских казачек — Сорочки — «Подкосник» в исполнении ателье «Меланья»

Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.

  • Гребенская казачка в «сорочке», нач. XX в.
  • Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.

    Гребенская казачка в сорочке (красная деталь под платком — стягашник)

  • «Казачка ст. Червленой» Г.Г.Гагарин. акварель середина XIXв.
    Незамужняя девушка-казачка в стягашнике и ширинке

Шлычка

Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков.

Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край

Куталка

— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.

терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере

«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.»

«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.»

«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.»

Не просто шапка

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.

Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: «Махмуд на месте, можем начинать».

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Казачьи папахи

От кавказских горцев папаху переняли и казаки. Эти шапки в Донском, Астраханском, Оренбургском, Семиреченском и Сибирском казачьих войсках служили обязательным предметом обмундирования. Их главная цель была в том, чтобы защитить бойца во время сражения. Папахи шили из меха медведя, барана и волка, а кроме того, внутрь вставляли металлические проволоки, что существенно смягчало удары сабель, секир и прочего холодного оружия. Кстати, в некоторых войсках, солдаты вкладывали металлические пластины в шапки непосредственно перед боем. Казачья папаха при этом становилась довольно тяжелой, так что носить её в мирное время было крайне неудобно.

Технически к шапке прикреплялся особый колпак, в который был вложен стальной каркас. эта конструкция называлась «тумак». Многие филологи связывают выражение «надавать тумаков» с этим видом папах. «Надавать тумаков» – значит, побить шапкой. Дело в том, что папаха с тумаком служила не только защитой, но и оружием: ею можно было отбиваться, и серьёзно ранить неприятеля, когда дело доходило до рукопашной схватки.

Цвета казацких папах в дореволюционное время могли быть разных оттенков, за исключением белого, а в период военных действий – черного цветов. Также запрещалось носить папахи ярких оттенков. По большому счёту, вид и форма папах была практически одинаковой во всех войсках – они были чаще всего цилиндрической формы, реже конусообразные. Отличался только верх – «крышка» папахи.

Она могла быть разного цвета, в зависимости от войска и военного чина. Например, вахмистрам, урядникам и юнкерам верх папах расшивали крестообразной тесьмой белого цвета, а на офицерские, кроме тесьмы, нашивали ещё и галун по прибору. У Донских казаков папахи имели красный верх, на котором обязательно вышивался крест, как знак православной веры, Кубанские казаки расшивали верх папахи также красным цветом, но без креста, а, к примеру, Терские казаки – синим. Забайкальские Уссурийские, Уральские, Амурские Красноярские и Иркутские военные части обязывали солдат носить папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, и обязательно с длинным ворсом.

Женский национальный костюм

Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.

Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме.

Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.

Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.

Нижнее платье

Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.

Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.

Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.

Верхнее платье

Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.

У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.

Речь пойдёт о папахе.

Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:

  • долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
  • в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
  • с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
  • с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
  • перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
  • во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.

Грузинская шапка из овчины

Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.

Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы.

Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.

Трухменки подразделяются на следующие виды:

Предназначение

Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:

Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.

  • Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
  • Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
  • Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
  • Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
  • Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector