«шапка для чести»: зачем чеченцы нужна папаха
Содержание:
- Виды меха, материалы, используемые в пошиве казачьих папах
- Виды папах
- Традиции пошива казачьих шапок с красным верхом
- Папаха как элемент военной формы одежды
- Чем папаха казаков отличается от кавказских
- Казачья Папаха.
- Где сегодня можно купить кубанку
- История появления казачьей папахи
- Особенности изготовления кубанки
- Примечания
- Женский национальный костюм
- Особые породы коз и овец
Виды меха, материалы, используемые в пошиве казачьих папах
Папахи шьют из овчины. Они отличаются по цвету и длине ворса, высоте шапки и ее форме. Традиционные цвета: бурый, черный, серый, белый, с множеством цветовых вариаций. Отличается и верх шапки. В отличие от кавказских, где донце меховое, в казачьих шапках оно из сукна.
Исторически сложилось, что, например, у донских, кубанских, сибирских и уральских казаков донце изготавливается красного цвета с серебряным галуном. А северные казаки из забайкальского, астраханского, иркутского или уссурийского казачества носили папаху с желтым донцем. Из синего сукна шили донце для терского, оренбургского казачества, у амурского — оно было зеленым. Черный цвет для пошива верха тоже используется. Такие чаще носятся в качестве повседневной формы, в условиях полевого выезда.
На габардиновый верх традиционно нашивались две тесьмы, расположенные крест-накрест. У казаков при царе они были серебристыми.
Золотой (для комсостава) и черный (для рядовых казаков) галуны были введены в казачьи части РККА 6 января 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР вместе с погонами для каждого из родов войск.
В магазине Нагайка.рф представлены папахи для разных родов и случаев. Например, папаха из овчины Химич выполнена из белой овчины с красным донцем и серебряным галуном – нарядная и красивая. Она чаще одевается в особых торжественных случаях. А казачья папаха Шинкаренко, выполненная из бурой овчины, подходит для повседневного ношения, конного выезда.
Шелковистая натуральная овчина, идущая на пошив папах гипоаллергенна. Она легкая, удобная. Голова будет согрета в сильные морозы, и не будет потеть, перегреваться в солнечный день.
Виды папах
Они именовались по названию и в зависимости от территориальной принадлежности народов: папагов, трухменов, кабардинцев.
Справка! Донцем называют верхнюю часть головного убора.
Кубанка, клобук и трухменка
Разберём, как выглядят разные виды папах:
Кубанка происходит от казаков Кубани. Она невысокая, изготовленная из шкур каракуля, смушки (шкур ягненка возрастом до трех дней), мерлушки (шкуры 14 – 30 дневных ягнят). Донце шапки – цветное, сшитое из сукна или натуральной кожи.
Справка! В регионах севера в качестве материала популярностью пользовались шкуры волков. Их не носили на охоту: волчий запах отпугивал добычу.
Две полосы сверху в виде креста скрывают швы: шапка сшита из четырех частей. Эта нашивка называется галун.
Цвет верха определяет принадлежность к месту службы войска:
- синий у терских казаков;
- красный – у донских;
- желтый – у астраханцев.
Важно! Получить кубанку может только человек с высокими моральными ценностями. На Руси до XIX в
папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха»
На Руси до XIX в. папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха».
Трухменкой называли ее донские войска в 16 – 18 в. На Дону каракулевых пород ягнят не было. Поэтому такой головной убор был редкостью и ценным боевым трофеем.
Справка! У атамана шапка отличалась серым цветом с красным тумаком. Ее шили из смушки баранов.
Форма менялась в зависимости от моды. Появились кабарбинки с расширенным или кубанки с плоским верхом.
Папаха с тумаком
Пословица «надавать тумаков» происходит от вида этой шапки. Тумак — это пришитый колпак в виде клина.
Справка! Обезоруженный войн мог биться шапкой с тумаками.
Из каракуля
У кавказца папаха – это предмет гордости. Ее снимают в особом случае – просьбе в прощении кровной мести. Категорически запрещено находиться без головного убора в моменты остальных обращений.
Шапка имеет и свои традиции. Стеснительный юноша может предложить девушке выйти за него замуж, закинув шапку в окно. Если папаху не возвращали долгое время, предложение принято.
Мастера шили головной убор из шкур молодых ягнят каракулевой породы. Самая ценная шкура снималась с ягнят 1 -3 дней жизни. Мех отличался блеском, отчетливым рисунком. Эти шапки предназначались для высших военных чинов – генералов. Завитки, выстроенные в ряд – признак высокого качества.
Несколько дополнительных видов
Кабардинка – отличается высотой. Она пригодна для теплого времени года. Представляет собой шапку из сукна с узкой меховой опушкой. Сверху украшена галуном золотистого цвета и пуговицей посередине.
«воронье гнездо»
Традиции пошива казачьих шапок с красным верхом
Казачьи шапки традиционно шились из овчины, обычной длинношерстной или стриженной, называемой – мутон и из каракуля. Черные, бурые, серые, белые – разные по цвету меха, они становились завершающим штрихом казачьей одежды. Папахи и кубанки имеют донце, сшитое из цветного сукна. Обязательным элементом казачьего головного убора является два скрещенных галуна (полоски), чаще серебряного цвета. Серебряные галлу использовался в царские времена. Позже нашивались золотые, черные в зависимости от чина казака.
Для казачьих головных уборов важен цвет донца. Исторически сложилось, что цвет (и другие элементы обмундирования) обозначал принадлежность к определенному казачьему войску, роду, месту, где находятся корни казака.
Красный цвет используется в традиционной одежде казаков с Дона, Кубани, также присутствуют на казачьих шапках Уральского, Енисейского, Сибирского казачества.
Папаха как элемент военной формы одежды
В русской армии прообразом папахи являлась меховая шапка, которую с 1817 года носили военнослужащие некоторых частей на Кавказе и Средней Азии. Однако официально в качестве зимнего головного убора, да и то только в казачьих войсках, папаха была установлена лишь в 1855 году. В Русской армии применялись следующие папахи как головные уборы, на 1910 год:
- папаха белая курпея — для чинов Свиты, числящихся в казачьих войсках (приказы по Военному ведомству 1881 года, № 204 и 1882 года, № 90);
- папаха конвоя Его Величества (приказ по Военному ведомству 1898 года, № 36);
- папаха казачьего образца — для казачьих степных войск (приказы по Военному ведомству 1892 года, № 305 и 1909 года, № 518); у Уральского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского войск — с длинным мехом;
- папаха кавказская — для кавказских войск, Дагестанского конного полка и Осетинского конного дивизиона (приказ по Военному ведомству 1882 года, № 121);
- папаха Туркменского конного дивизиона (приказ по Военному ведомству 1895 года № 318);
- папаха Сибирских войск (приказ по Военному ведомству 1910 года, № 626).
В 1913 году папаха была введена для всего личного состава сухопутных войск Вооружённых сил. Папаха царской армии с нашитой спереди красной лентой была головным убором и у революционных солдат. Несмотря на введение приказами РВСР от 16 января (№ 116) и 8 апреля (№ 628) 1919 года нового зимнего головного убора — Матерчатого шлема («Будёновка»), красноармейцы периода Гражданской войны использовали как папахи образца 1910 года, так и иные папахи, традиционно носившиеся народами Кавказа и Средней Азии. Приказ РВСР от 31 января 1922 года № 322 установил ношение военнослужащими Красной армии исключительно суконного зимнего шлема.
23 апреля 1936 года, НКО СССР приказом № 67 объявил о введении для личного состава терских, кубанских и донских казачьих частей особого выходного (парадного) обмундирования с папахой, при этом кавказские казаки получили «осетинскую» папаху, названную в приказе «кубанкой», донские — традиционную.
10 июля 1940 года форменная одежда и знаки различия генералов и Маршалов Советского Союза были приведены в постановлении СНК № 1221, а 25 октября приказом НКО СССР № 373 вводилось «Положение о форме одежды генералов Красной Армии», которым, как и маршалам, папаха утверждалась в качестве зимнего головного убора. 26 января 1943 года приказом НКО СССР № 40 папаха специального образца в качестве зимнего головного убора была введена и для полковников всех родов войск, заменив шапку-ушанку.
В феврале 1992 года папаха снова была отменена приказом главнокомандующего Вооружёнными силами СНГ № 50 «О временных изменениях военной формы одежды на период с 1992 по 1995 годы», согласно которому маршалы, генералы и полковники стали носить шапки-ушанки из каракуля серого цвета (для полковников — из цигейки).
Как головной убор генералов и полковников Вооруженных Сил Российской Федерации папаха была введена указом Президента Российской Федерации от 08.05.2005 г. № 531. Снова отменена указом Президента Российской Федерации от 31.07.2014 г. № 544.
В ВМФ для адмиралов (генералов) и капитанов первого ранга (полковников) вместо папахи установлен специальный головной убор (меховая шапка с козырьком) из чёрного каракуля.
Чем папаха казаков отличается от кавказских
Папахи казаков появились благодаря взаимодействию с кавказскими народами. Периодом появления, можно определить середину 18 века. А уже 19 век, дал широкое распространение среди казачьей среды. В самом начале, папахи изготавливали из меха волка, барана и медведя. Так как шлемы уже уходили в историческое небытие, для защиты головы всадника стали использовать папахи с металлическими вставками проволоки, а также колпак — тумак.
Если вам говорят, что вам надают тумаков, значит вас побьют довольно увесистой шапкой. Или настучат по голове. Как видите на фото выше, казацкие папахи бывают трех цветов, черного, серого и белого. Вы никогда не увидите гламурные, яркие раскраски. Донские и кубанские казаки навершие папахи зашивали красным цветом с тесьмой белого цвета крест на крест. Что символизировало всегда православную веру.
Терские казаки зашивали навершие синим цветом. В этом было их отличие. У казаков Сибири и Дальнего Востока папахи всегда были черного цвета с длинным мехом барана. А теперь поговорим об основных отличиях казацкой папахи от кавказской. Если быть наблюдательным, это отличие сразу бросается в глаза.
Да, на казацких папахах нашита красная или синяя ткань. Кавказские папахи зашиты таким же мехом, из которого состоит головной убор. Еще считается, что казацкие папахи несколько ниже. Но я считаю, такие папахи называют кубанками. Однако иногда можно заметить, что особого различие по высоте между папахами нет.
Сегодня у казаков можно редко увидеть мохнатые папахи из козьей шерсти. Но образцы такие продают и до революции они были популярны. Возможно из-за того, что кавказские папахи такого типа считаются «чабанскими», то есть головным убором обычного трудового люда, пастухов. А казачество всегда была сословием военным, не трудовым.
Папахи из каракуля всегда были дорогими и носили их на Кавказе люди состоятельные. Поэтому казаки и стремились соответствовать имиджу состоятельного воинского сословия. Как видите на верхнем фото с кубанского праздника форма казачьих папах бывает заужена к верху. Я часто наблюдал, что кавказские папахи иногда наоборот расширены. Возможно, это еще одно из различий.
Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!
Источник
Казачья Папаха.
Периодом появления папахи у казаков, можно определить середину 18 века. В 19 веке, папаха широко распространилась среди казачьей среды. В самом начале, папахи изготавливали из меха волка, барана и медведя. Для защиты головы всадника стали использовать папахи с металлическими вставками проволоки, а также колпак — тумак. Если вам говорят, что вам надают тумаков, значит вас побьют довольно увесистой шапкой. Или настучат по голове.
Казацкие папахи бывают трех цветов, черного, серого и белого. Вы никогда не увидите гламурные, яркие раскраски. Донские и кубанские казаки навершие папахи зашивали красным цветом с тесьмой белого цвета крест на крест. Что символизировало всегда православную веру.
Терские казаки зашивали навершие синим цветом. В этом было их отличие. У казаков Сибири и Дальнего Востока папахи всегда были черного цвета с длинным мехом барана. А теперь поговорим об основных отличиях казацкой папахи от кавказской. Если быть наблюдательным, это отличие сразу бросается в глаза.
Да, на казацких папахах нашита красная или синяя ткань. Кавказские папахи зашиты таким же мехом, из которого состоит головной убор. Еще считается, что казацкие папахи несколько ниже, такие папахи называют кубанками.
У казаков можно редко увидеть мохнатые папахи из козьей шерсти. Папаха образца, установленного Приказом по В.В. № 305 от 1892 г. — слегка конической формы, с коротким бараньим мехом всех натуральных цветов, кроме белого и черного, с колпаком из алого сукна. У урядников и вахмистров колпак папахи крестообразно обшивался бельевой тесьмой, у офицеров — крестообразно и вокруг колпак обшивался галуном. У обер-офицеров — кавказский галун шириной 5/16 вершка (1,37 см), у штаб-офицеров — гусарский 5/8 вершка (2,75 см). От вершины колпака до меховой тульи — 1 1/2 вершка; вышина (ширина) меховой тульи (опушки) — 3 вершка; вышина всей папахи — 4 1/2 вершка. Спереди папахи, в центре, — кокарда. Приказом по В.В. № 518 в повседневной носке казакам разрешалось иметь папаху произвольного образца из бараньего меха всех натуральных цветов, за исключением белого.
С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.
В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.
Источник
Где сегодня можно купить кубанку
Существуют казачьи центры во многих крупных городах России – в Москве, Петербурге, Новосибирске, которые поддерживают культуру, традиции казачества, ведут просветительскую работу среди молодежи. Обычно при таких центрах формируют магазины с самыми различными товарами для служилых и природных казаков, там можно купить казачью шапку или шашку. Там же можно заказать нужную вам модель на пошив.
Изначально шапка кубанка была атрибутом только мужского гардероба. Но женщины по достоинству оценили теплый и удобный головной убор. Взяв традиционный крой мужской кубанки, они усовершенствовали его, придав очаровательный вид. Поэтому шапки кубанки покупают и носят не только мужчины, но и женщины тоже.
Источник
История появления казачьей папахи
Уже XV-XVI вв. на Кавказе были популярны лохматые папахи. Как правило они были высотой в две головы. У них не было днища, и они использовались для праздничного убранства. Исторически кавказсие папахи имели разнообразную форму, размеры и шились из различного материала. Каждый народ имел свой вид такого головного убора и привносил в нее свои изменения. Позже они перекочевали к казакам. Так появились казачьи папахи.
Это произошло из-за многолетнего соседства. Так часто происходит, когда народы живут долгое время бок о бок. Казаки многому учились и заимствовали у народов, с кем им приходилось жить рядом и сражаться. У Льва Толстого есть повесть «Казаки» о гребенском казачестве:
«Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев», «Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу», «Одежа его была небогатая, но она сидела на нем с тою особою казацкою щеголеватостью, которая состоит в подражании чеченским джигитам». Папаха – пример удачного заимствования.
Но кавказская шапка претерпела изменения. Она стала меньше и короче. Какое-то время ее звали кабардинкой или кабардинской папахой. Некоторые источники называют ее осетинкой. Но позже за ней прочно закрепилось название кубанка. Эти изменения произошли вовсе не от того, что казаки хотели провести отличия между папахой и кубанкой. В высокой шапке было нелегко продираться сквозь заросли, и тем более быстро скакать на лошади.
Значение креста на донце
Большинство историков утверждают, что крест на головном уборе символизирует православную веру. Но, есть и те, кто считает, что нет какого-либо сакрального смысла в этом. Якобы, изначально донце шапки сшивалось из четырех частей, через швы проходил галун – золотая или серебряная тесьма. Традиция жива и до сих пор. Ведь казачья шапка без полос – это уже не кубанка.
Большое значение имеет цвет донца. У терских казаков – синего цвета. У кубанских – красного. У астраханских – ярко-желтого. Сейчас на территории современной России насчитывается около двух десятков казачьих войск, объединенных в союз казаков РФ. И каждое войско имеет свои форменные отличия.
Особенности изготовления кубанки
Описание казачьей кубанки: это низкая папаха, которую шьют из разных видов выделанных шкурок ягнят. Традиционно используют смушки, мерлушки и каракуль.
- Смушки – это шкурки новорожденных ягнят в основном от овец сокольской породы. Они отличаются красотой и разнообразным рисунком. Завитки шерсти разные по размеру и блеску;
- Мерлушки – это шкурки молодых ягнят от грубошерстных овец. Имеют густой волнистый с крупными завитками мех;
- Каракуль – это шкурки ягнят каракульской породы, традиционно черного цвета (из них шью кубанки черные), иногда серого, от очень светлого оттенка, практически белого (из таких шьют белые кубанки, белые казачьи папахи) до темно-серого. Завитки образуют различные рисунки из гривок, бобов и вальков. Это дорогие меха. Менее ценные с горошковидным, улиткообразным, кольчатым и штопорообразным рисунком.
Опытные мастера по пошиву кубанок отлично разбираются в различных рисунках каракуля. Каракуль еще называют черной розой, из-за сходства рисунка завитков с лепестками розы. Самые дорогие и почетные считаются каракулевые казачьи кубанки.
Донце кубанки шьют из цветного сукна, дополненного полосами, которые расположены крест на крест. Давно, когда военные действия были частью обыденной жизни, головные уборы шили из меха диких животных волка или медведя, иногда из шкуры барана. Считалось, что эти виды меха смягчают удар шашки и сабли. Так же папаху кубанку для прочности дополняли металлическим каркасом.
Примечания
- ↑http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00057/23400.htm БСЭ
- ↑ Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. М. 1987. С. 200.)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Папаха» в других словарях:
ПАПАХА — Восточная баранья шапка цилиндрической формы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАПАХА вост. цилиндр. формы высокая баранья шапка, с матерчатым верхом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
папаха — генерал, шапка Словарь русских синонимов. папаха сущ., кол во синонимов: 7 • генерал (9) • кепка … Словарь синонимов
ПАПАХА — ПАПАХА, и, жен. Высокая меховая шапка. Казачья п. Генеральская п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПАПАХА — мужская высокая шапка из овчины у народов Кавказа … Этнографический словарь
папаха — папаха, мужская высокая шапка из овчины у народов Кавказа … Энциклопедия «Народы и религии мира»
папаха — и; ж. Высокая меховая шапка. Генеральская п. Казачья п. * * * папаха (тюрк.), высокая мужская меховая шапка. Принадлежность национального костюма некоторых народов Кавказа, Средней Азии и др. и форменной одежды казаков. * * *… … Энциклопедический словарь
ПАПАХА. — Из тюрк. яз. Совр. папаха из папах, под влиянием близкого по значению слова шапка … Этимологический словарь Ситникова
Папаха — мужская высокая шапка из овчины у народов Кавказа … Этнографический словарь
папаха — диал. папах, кавк. (Даль). Объясняется из азерб. рараχ – то же (Радлов 4, 1207), которое производили из черк. (Корш у Преобр. II, 14) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Папаха — (от тюрк. папах) название мужского мехового головного убора, распространённого у народов Кавказа. Форма разнообразная: полусферическая, с плоским дном и др. У русских П. высокая (реже низкая) цилиндрическая шапка из меха с матерчатым дном … Большая советская энциклопедия
Женский национальный костюм
Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.
Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме.
Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.
Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.
Нижнее платье
Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.
Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.
Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.
Верхнее платье
Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.
У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.
Речь пойдёт о папахе.
Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:
- долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
- в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
- с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
- с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
- перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
- во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.
Грузинская шапка из овчины
Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.
Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы.
Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.
Трухменки подразделяются на следующие виды:
Предназначение
Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:
Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.
- Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
- Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
- Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
- Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
- Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.
Особые породы коз и овец
Чаще всего, для изготовления этих шапок использовали овечью шерсть, реже – шерсть особых пород коз. У нас в магазине вы можете купить папаху из козьей или овечьей шерсти. Наиболее популярными были длинношерстные папахи, из шкур особых баранов, которые давали длинное, мягкое и шелковистое волокно. Пастухи, носившие такие папахи, могли использовать их в качестве подушек, так как на них было комфортно спать. Эти шапки считались повседневным головным убором. Парадными же были длинношерстные папахи, сделанные из шерсти коз крайне дорогой ангорской породы, которая на шапки шла довольно редко.
Однако, бессменной классикой и роскошью считались, и считаются до сих пор, каракулевые папахи, которые делаются из шкур молодых ягнят. Также эти шапки называются «бухарскими». В отличие от папах с длинным ворсом, которые по большей части так и остались атрибутом горцев, каракулевые прочно вошли в обиход казаков из разных войск. Впрочем, многие из них делались из иного материала, схожего по виду с каракулем, но отличным по своему составу и происхождению. Кстати, настоящую каракулевую папаху видно сразу – шерсть на ней долго не портится если правильно за ней ухаживать, а все завитки остаются на месте, даже если очень сильно сминать и трепать шапку. При прямых солнечных лучах, шерсть на каракулевой папахе переливается и сияет, а на ощупь она мягкая, как шёлк.