Хохломская роспись ложки. рисуем с детьми. подробные мастер класс по созданию узоров

Элементы и мотивы хохломской росписи

Различают «верховое» и  «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки»,  любовь  к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.

(Ветки и кустики)

Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;

(Ягодки и листочки)

«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;

(Строчки и узоры)

«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.

(Растительные орнаменты)

Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.

При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

Термины

Бельё
— белая, неокрашенная деревянная заготовка

Баклу́ша
— обрубок древесины (в основном липовой, осиновой или берёзовой), обработанный для выделки различных долблёных деревянных изделий (ложек и другой утвари).

Грунто́вка
— состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске или отделке поверхность.

Вапа
или вап (от греч. βαφα — окраска) — красящее вещество. Глагол вапить означает красить что-либо. Традиционно используется в хохломе, иконописи и набойках. Представляет собой купорос или отмученную мелкозернистую глину.

Полуда
— измельчённый в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас — алюминий, тоже серебристый, лёгкий и дешёвый материал.

История возникновения промысла

Есть много легенд о том, как зародился знаменитый хохломской промысел. Первые письменные исторические упоминания о сельце Хохлома датированы шестнадцатым веком.

Зарождение — начало XVII века

Еще при царе Иоанне Васильевиче знали о местечке «Хохломская Ухожея» (ухожея – очищенная от леса земля, приготовленная под пашню (устар.)). Земля была неплодородная. Крестьяне издавна зарабатывали промыслом, вырезая простую деревянную посуду – ложки, горшки, миски, квасники и кувшины в виде птиц, лодий (кораблей)  и зверей. Изделия были без росписи, промазывались для крепости олифой.

Часть крестьян уходила на заработки. Многие в Троице-Сергиеву Лавру, к которой были «приписаны» заволжские земли и села. Там мастера расписывали золотом и киноварью деревянные кружки и ковши, золоченые кубки, подаваемые в престольные праздники.

В начале семнадцатого века в заволжские леса бежали староверы, которых стали называть «кержаки». Они не приняли указ патриарха, и расселились по всей необъятной Сибири, в лесах Зауралья. Многие осели в непроходимых чащобах Заволжья. С собой раскольники везли иконы, старинные письма, книги, предметы утвари. Среди них были и иконописцы, владеющие многими секретами росписи. Чтобы выжить в суровых землях, стали разукрашивать деревянную утварь.

И простенькая кухонная посуда из Хохломы расцвела прекрасными узорами, не оставляющими ни одного человека равнодушным.

Хохлома в СССР

Хохломское производство пережило крушение царской России, много раз приходило в упадок и возрождалось заново. После распада СССР перестали работать многие мастерские. В современной России есть два главных центра производства – это город Семенов – столица золотой хохломы, с фабрикой «Семеновская роспись», предприятием «Хохломская роспись». А также село Семинос и производством «Хохломской художник».

В семидесятые годы мастеров пригласили для обучения в Курск. Так зародилась знаменитая курская ручная роспись. Вначале мастера писали по образцам, а потом проявились свои неповторимые особенности – зеленый фон, золотая кайма. Сочные орнаменты суджанских ковров воплотились в росписях маками и полевыми цветами. Возникли интересные идеи выполнения ваз и сахарниц в форме уточек, петушков.

Роспись синим и голубым по серебряному фону  — творческая находка мастеров из Вологды, стала называться «Северной хохломой». В ее рисунках с традиционной травкой появляются северные ягоды – голубика, клюква.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1 Введение игрового момента.

Сегодня я хочу вас пригласить на экскурсию в музей:

— Что такое музеи? Что в нем находится? Музей, в который я хочу вас пригласить, называется » Веселая хохлома » .

— Что такое хохлома? Где вы могли слышать это слово?

-Да, это деревянная расписная посуда, которую впервые начали делать в деревне Хохлома. Отсюда и пошло название.

— А почему же хохлома веселая? Это нам и предстоит выяснить в ходе экскурсии.

2. Рассказывание детьми стихов о хохломе.

-Для того. чтобы начать экскурсию, мне нужны помощники. Пожалуйста, выходите. Это дети, которые выучили для нас стихи о хохломе.

а) Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо-блюдо, да чашки, ложки?

Откуда посуда? Да к вам приехала сама Веселая хохлома.

б) Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварёшке,

Клюёт эту ягодку птиц -золотое крыло.

в)Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете

г) В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

3. Беседа о хохломской росписи.

Полюбуйтесь на это чудо -ложки, чашки и бочонки, вазы, подносы.

Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен.

Впервые она появилась в деревне Хохлома, расположенной на берегу реки Волги. Деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярина, в избе у крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком. Поэтому хохлому называют

«золотой», «пламенной». А мы с вами её назвали «веселой «? Почему?

ЕСТЬ ТАКАЯ КРАСИВАЯ ЛЕГЕНДА:

Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-

умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал.

Варил себе кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и её угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой. Это, конечно, легенда. А на самом деле производство хохломской посуды дело очень нелегкое.

4. Экскурсия в мастерскую.

Как вы думаете. из чего сделана хохломская посуда?

Сначала выточенную на токарном станке или вырезанную

ножом из липы или березы вещь тщательно покрывали тонким слоем жидкой глины. Изделия просушивали и расписывали

красками.

Давайте рассмотрим узоры, которые использовали хохломские

умельцы (работа с таблицей «хохломская роспись «).

5. Роспись детьми шаблонов хохломской посуды.

Все элементы хохломской росписи рисуются сразу кистью, без

предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку

нужно держать тремя пальцами, кистью вниз.

Давайте потренируемся выполнять основные хохломские узоры.

«осочки» -выполняется легким движением кончика кисти

сверху вниз.

«травинки» -это мазки с небольшим утолщением.

«капельки» -рисуются прикладыванием кисти к бумаге.

«усики»-рисуются в виде непрерывной линии одинаковой

толщины, закрученной в спираль.

«завитки»-это «усики» только с легким нажимом в середине

элемента.

«кустик»-сложный элемент, состоящий из симметрично

расположенных «осочек», «травинок» ,»капелек»,

«завитков».

Давайте рассмотрим сложные узоры, порядок их выполнения.

А теперь я предлагаю вам стать народными умельцами и превратить

простую посуду в золотую и прекрасную. Перед вами на столе лежат шаблоны различной посуды, покрытой желтой краской. Выберите тот шаблон, который вам больше всего нравится.

А для того, чтобы превратить обычную посуду в хохломскую вам необходимо выбрать понравившуюся роспись и украсить ею шаблоны посуды.

6. Итог.

-Что такое хохлома?

-Из чего сделана хохломская посуда?

-Где у нас в группе находится мини- музей хохломы? И как он называется?

-Почему хохлома «веселая»?

7. Выставка детских работ.

Из серебра – в золото

Итак будущее творение покрыто всё узорами мастера, на нём красуются лесные ягоды, среди ярких цветов ожили птицы, в осочке спрятались зверюшки. Но это ещё не та настоящая, знаменитая на весь мир хохлома! Только сейчас можно приступать к волшебству, чтобы мерцающее холодным серебром изделие засверкало благородным теплом золота.

Этой тайной владеют лачила и печник. Первый покрывает расписанный предмет нескольким слоями синтетического жёлтого лака, а второй отвечает за закаливание в печке при температуре до 180 градусов на протяжении трёх-четырёх часов.

И вуаля! Поставленное на «приготовление» в печь хохломское серебряное изделие достаётся на белый свет сверкающее золотом! Ох уж эти фокусники, лачила да печник!

Сегодня хохлома постепенно возвращается в наши дома в виде предметов быта и сувениров. Кроме того, хохломской узор становится визитной карточкой русского стиля в мировой моде. Орнаменты с хохломой модельеры начали вводить в свои новые коллекции при пошиве блузок и юбок, топов и брюк, даже в вечерних нарядах и спортивной моде есть это волшебство.

А хотите посмотреть, как можно расписать обычную деревянную разделочную дощечку? Это очень красиво и интересно)

А вы любите хохлому? Может, у вас детская мебель разукрашена золотом и на ней живут сказочные жар-птицы или в гардеробе поселилась брендовая одежда с хохломской росписью? В ожидании историй прощаюсь с вами до новых встреч.

Жду вас с нетрпением в нашей группе «Вконтакте», присоединяйтесь, там весело)

Ваша Евгения.

Секрет появления хохломы

Хохломская декоративная роспись посуды и предметов мебели в золотом и красном стиле по чёрному фону родилась в 17 веке в городке Семёнов, расположенном в северной стороне от Нижнего Новгорода. Потому её некоторые ещё зовут семёновской росписью. Символ хохломского искусства – сказочная огненная украшенная цветами жар-птица.

Вокруг народного промысла ходит много легенд.

Историки говорят, что хохломская роспись получила своё название от торговой деревушки, куда местные мастера носили на продажу свои великолепные изделия. Россия тогда только-только освободилась от татаро-монгол, стали обновляться церкви и широкое распространение получила иконопись. Вот она-то и стала прародительницей золотой хохломы.

Нижегородские земли постепенно заселялись, сюда пришли и старообрядцы, которые знали особый секрет золочения иконных досок с серебряным металлом и льняным маслом – олифой. Дерево икон покрывали серебряным порошком, затем сверху мазали олифой и ставили в печку. Из печки деревянная красота уже выходила золотая.

Появившееся дешёвое олово позволило обычным деревенским мастерам делать предметы быта. Расписная праздничная посуда  начала изготавливаться по заказу и дарилась иноземным гостям. Помимо посуды, делали шкатулки и шкафчики, столы и стульчики. Попав на международную выставку в Париж, хохлома прославила нижегородских мастеров на весь мир.

Используемые цвета

Классические предметы выглядят изящно и привлекательно. Непонятно до сих пор, как умельцы, имея минимальный набор красящих компонентов, могли создавать уникальную роспись. При наличии скудной палитры на деревянные изделия наносили уникальные узоры, соединяющиеся в причудливые композиции.

Применение специальной золотистой основы придавало шик и роскошь, в результате получалась удивительная фактура. Яркий оттенок выступал фоном или же использовался для нанесения центральных деталей. Обязательно наличие красного и черного цвета. Многогранность и глубина готового орнамента обеспечивалась вкраплением в композицию охры или белого тона.

В исключительных случаях хохлома создавалась на красной, оранжевой, изумрудной или бирюзовой основе. Главная задача заключалась в том, что сочетающиеся между собой цвета должны выражать идею мастера через сложную игру между разными мазками. Нарисовать хохлому в 5 классе будет несложно, если детально изучить основы ее нанесения.

Этапы создания

Материал

Основной материал, из которого создаются все хохломские изделия — липа. Прежде, чем она попадёт к мастеру, древесина проходит длительную подготовку. На специально оборудованных складах, дерево липу сушат не менее трёх лет. Только после этого она считается пригодной для изготовления качественных изделий.

Бельё и грунтовка

Первый этап – битье баклуш, то есть создание грубых деревянных заготовок. Будущие ложки, кружки, братины — всё проходит сушку в печах и шлифование.

Татьяна Шпакова , CC BY-SA 3.0

Затем в заготовку втирается льняное масло. После просушки, на неё наносится вапа — грунт. Наносят вапу тампоном, который можно сделать из капронового чулка, но по старинной технологии, это был кусок мягкой овчины с подстриженной шерстью.

, CC BY-SA 3.0

После этого изделия сушат в течение семи-восьми часов и вручную обрабатывают олифой так же, с помощью тампона из кожи. Олифа должна полностью покрыть изделие, равномерно по нему распределившись.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Это очень ответственная процедура, от которой зависит прочность росписи и качество изделия. Олифа наносится на деревянную поверхность три-четыре раза, последний слой высушивают, чтобы олифа немного прилипала к пальцу, но уже не пачкала его.

Лужение

Последний слой сохраняют липким не просто так. К этой плёнке легко пристает полуда.

Татьяна Шпакова , CC BY-SA 3.0

Втирание полуды называется лужением. Лужёная кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрывает дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла — она сияет матовым серебристым блеском.

Роспись

Итак, теперь заготовка выглядит серебряной. По этому фону можно начинать роспись.

В хохломской росписи используются в основном красная, черная, зеленая,желтая и коричневая краски. К ним предъявляются особые требования — они должны выдерживать термическую обработку и не выгорать.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Существует два основных вида росписи: верховое письмо и фоновое. При верховой росписи рисунок наносится орнаментом на поверхность. Фоновое считается более сложным. Художник закрашивает фон, оставляя те части, которые станут «золотыми» после обжига.

Лакирование

После росписи изделие покрывают лаком и сушат. Именно после этого хохломские узоры становятся по-истине «золотыми».

Существует специальный пищевой лак МЧ-52, который запекается в печи. Он производится на лакокрасочных заводах.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Сначала посуду покрывают четырьмя-пятью слоями лака, тщательно просушивая каждый из них.

Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака — олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре.

И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 — 180 градусов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.

После неоднократной закалки лаковая пленка приобретает высокую прочность. Поэтому изделия не боятся горячего и не портятся от воды.

Как производят хохлому

Основные цвета хохломской росписи

Исполняется тремя цветами – красная киноварь, золото и черная сажа. На фоне для прорисовки используют зеленый, оранжевый, синий, желтый, голубой. Каждый тон несет свой смысл. Черный — означает глубину вселенной, извечную темноту, бесконечность. Красный – красоту (красна девица, Красная площадь), здоровье, силу, процветание. Золото – характерный знак плодородия, богатства и благополучия. Эти пламенные сочетания не раздражают глаза, приносят красоту, покой и отдохновение.

Верховая роспись

Это искусство живописи заключается в нанесении черного и красных основных цветов на серебряный или золотисто-желтый фон изделия.

Особенность хохломы от других видов заключается в необычном приеме рисунка, при котором участвуют не только пальцы художника, а вся рука.

Мастер одним слитным движением создает долгие штрихи и пластичные мазки ленточного орнамента.

На поверхностях в виде сферы — сахарницы или конфетницы, цилиндра бочонка, самовара или чайника. Для верхового стиля характерны орнаменты «травная роспись или травка», «под ягоду или листок» и «пряник».

Хохлома на фоне

Фоновое написание отличается тем, что художник тонкой кистью наносит контур будущего рисунка. Кисть мастер держит фалангами пальцем почти вертикально к поверхности предмета. Легко прикасаясь , слегка вращает по направлению к себе. Затем фон закрашивается красным или черным цветом. А сами мотивы рисуются поверх фона. Золото только выглядывает в силуэтах цветов, птиц и лошадей, изгибах травинок. Это очень трудоемкий процесс, такие изделия дорогие, их обычно делают на заказ. Разновидностью «фонового» рисунка,  является «Кудрина». Золотые кудри завитков очень эффектно выглядят на черном или красном фоне столовых сервизов, чайных пар, ваз и панно.

Ход занятия:

Воспитатель: Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

— Доброе утро, дети!

— Доброе утро, гости!

Воспитатель : Отгадайте загадку

-Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома.

Что же это?.

Дети:Хохлома.

Воспитатель : Это загадка про хохломскую роспись. — Почему роспись назвали «Хохломской», откуда она к нам пришла?

Воспитатель: Давным-давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда, притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.

Воспитатель: -Сегодня мы отправимся на «Ярмарку изделий народных мастеров».

Покружились, покружились и на ярмарке очутились.

(Звучит веселая музыка, дети встают полукругом (озвучка куклы)

Кукла: Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!

Гости дорогие, подходите, поглядите,

Дети рассматривают на ярмарке изделия народных мастеров.

Воспитатель: — Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающийся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи – тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «травная» роспись – тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Каждый цвет имеет свое значение.

Красный – огонь, любовь, преданность.

Золотой – солнце, свет, тепло.

Черный – земля, торжественность.

Зеленый – жизнь.

Воспитатель: Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий. Сейчас мы устроим в нашем детском саду ярмарку. Распишем посуду хохломским узором. Занимайте свои места в мастерской.

Воспитатель: -Но для начало нужно уточнить. На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?.

Дети : На жёлтый, красный и чёрный фон.

Воспитатель: — Какие цвета используются при росписи?

Дети.: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель: -Что является главным рисунком?

Дети: -Растительность.

Воспитатель:-Какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?

Дети: «осочки», «усики», «капельки», «ягодки», «травинки».

Воспитатель: — Поиграем в игру «Угадайка». Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы назовите их правильно. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: -На чем расположены все элементы?

Дети: На центральном стебле (криуль).

Воспитатель: А теперь мы отдохнем. (физминутка)

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Воспитатель: — Сегодня мы познакомимся с одним из элементов – «завиток».

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом): тремя пальцами, вертикально к бумаге. Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы — «завиток»

Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы — «завиток».

Воспитатель: Сначала начинаем рисовать концом кисти, делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании «завитка» давление на кисть ослабляем. А теперь потренируйтесь рисовать «завиток» на своих листочках (дети упражняются) .

Воспитатель: Поупражнялись, перейдем к основной работе. У вас на столе лежат вазочки. Сегодня мы их разрисуем хохломской росписью.

-Вспомним, в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

Дети: Сначало «ягоды» тычком, затем «осочки», «усики», «капельки»,

«завиток», «травка» .

Воспитатель: Устроим выставку — ярмарку ваших работ, пусть все полюбуются. Какая работа больше понравилась? Почему? (высказывания детей)

Воспитатель: — С какой росписью были разрисованы изделия для ярмарки?

Дети: хохломской.

Воспитатель: — Почему роспись назвали хохломской?

Дети: свое название получила от села Хохлома.

Воспитатель: Какие элементы росписи вы знаете?

Дети:: «осочки», «усики», «капельки», «ягодки», «травинки», «завиток».Воспитатель :Хочется сказать такие слова:

«Как волшебница жар — птица,

Чародейка, мастерица — золотая хохлома!»

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за такую красоту!

Какие предметы украшают росписью

В старину – хохломской росписью в основном украшали кухонную утварь, шкатулки, пасхальные яйца. Сейчас хохломой, кроме привычной посуды и сувениров,  часто покрываются самые неожиданные поверхности: постельное белье, мебели, фарфоровые сервизы, автомобили, велосипеды и другие виды автотранспорта, даже самолеты,  ногти, татуировки на теле, настенный герб, панели компьютера или смартфона, пакеты. Выпускаются коллекции мужской и женской одежды, где все – от шапок до сапог горит ярчайшими ковровыми узорами. Стеклянная  и фарфоровая посуда, расписанная пламенными узорами, приобретается в частные коллекции, выставляется в знаменитых музеях и выставках.

Любые вещи с хохломой будут замечательным приобретением, ярким и нестандартным. К ним не останется равнодушным ни один человек. Потрясающая роспись, гладкая текстура, теплая на ощупь поверхность – отличают подлинную хохломскую роскошь. Любое изделие внесет яркую ноту в любой интерьер, станет запоминающимся подарком и будет доставлять удовольствие долгие годы. Вся выпускаемая продукция сертифицирована.

История промысла

Ремесло зародилось во второй половине семнадцатого столетия в поселениях Заволжья. Хохлома – это один из крупнейших центров сбыта, куда местные умельцы привозили свои творения на продажу. Именно он подарил название росписи.

Промысел имеет характерную особенность, благодаря которой его невозможно перепутать с другими направлениями искусства. В хохломе используется золочение поверхностей из дерева и обильное декорирование разнообразным орнаментом. Мастера для создания своих шедевров использовали свободную кистевую манеру. Это позволяло им работать сразу в двух направлениях: фоновая роспись и верховая композиция.

Где находится Хохлома? Населенный пункт раскинул свои просторы в Нижегородской области. На левом берегу Волги располагалось большое количество поселений, жители которых увлекались росписью по дереву. Обитатели Глибино, Шабаши, Хрящи привозили в Хохлому продукцию на продажу.

Многие связывают специфическое окрашивание «под золото» со старообрядцами из Заволжья. Они придерживались «старого вероисповедания» и обычно селились вдали от людской суеты, выбирая глухие лесные чащи.

Среди них было большое количество невероятно талантливых живописцев, которые с помощью тонкого кистевого изображения расписывали иконы и декорировали старинные книги. Обитатели Заволжья считались умелыми мастерами, они преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Соединение двух направлений и способствовало зарождению росписи под хохлому.

Промысел вобрал в себя вычурность иконописцев и безупречность линий от умельцев Заволжья, гармонично сочетал шикарную подачу и классические формы.

Существует несколько красивых легенд относительно зарождения росписи. Одна из них повествует об иконописце Андрее Лоскуте. Когда-то он был вынужден покинуть столицу из-за начавшихся реформ патриарха. Мастер укрылся в глухой чаще и продолжал создавать лики святых, используя традиционную методику.

Однако вскоре патриарху доложили о местонахождении беглеца и рассказали о том, что «наглец» обучает сельское население написанию икон в «старинном» стиле. Чтобы избежать кары и публичного унижения, Лоскута сжег себя в пламени костра. Напоследок бунтарь завещал ученикам сохранить его искусство и умение.

Если верить иной легенде, то в дремучем лесу обитал никому не известный мастер, создававший изделия из хохломы с богатым декором. Иногда он дарил свою продукцию обитателям деревушек, расположенных поблизости. Через некоторое время слава об удивительном умельце дошла до царя.

Тот незамедлительно отправил отряд в чащу и приказа привести «хохломиста» в его палаты. Но мастер отказался быть в подчинении у государя, поэтому опричникам так и не удалось отыскать его в дремучем лесу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector