Стиль предков: традиционный кыргызский костюм снова в моде

2.

Они играют в поло тушей козла
Самая популярная национальная игра кок-бору чем-то напоминает поло, где вместо мяча используется туша козла или ее муляж. Основная цель — забросить козла на специальное сооружение на территории команды-противника или доскакать с ней до ранее оговоренного места где-нибудь на вершине горы. В начале сентября 2016 года в Киргизии прошли вторые Всемирные игры кочевников, призванные сохранять боевые искусства и игры кочевых народов и возрождать к ним интерес. Помимо кок-бору в программу игр вошли разные виды борьбы, в том числе на поясах, конные скачки, стрельба из лука и комплексные охотничьи игры.

Семейные обычаи народа

Семейные традиции киргизов имеют богатую и долгую историю своего формирования. В их основе лежит принцип почитания старших и воспитания у младшего поколения уважения к своим родственникам. Каждый из членов семьи должен стремиться сохранять мир и взаимопонимание с родными, ценить своих близких.

Решение старших членов семьи издавна считается законом для молодого поколения. В старину даже браки между киргизами заключались по решению их родителей

Сегодня эта традиция уходит в прошлое, однако слово отца или матери имеет не менее важное значение, чем прежде

Издавна при решении важных вопросов киргизы прибегали к советам аксакалов (в переводе значит “белобородые”). Это были старейшины рода, к которым во всём селении относились с особенным уважением.

Сокольничий со своим орлом в долине Барскаун, Кыргызстан / Tjabeljan / wikipedia.org

Киргизов нельзя назвать “Иванами, не помнящими родства”. Напротив, каждый киргиз обязан знать предков до седьмого колена. Во-первых, это необходимо было для заключения брака – чтобы убедиться, что у невесты и жениха нет общих родственников.

Во-вторых, с этим обычаем была связана традиция “ашар”. В переводе с киргизского это слово обозначало “взаимопомощь”. Если кто-то из родных оказывался в трудной ситуации или беде, родственники спешили выручить его, чтобы уберечь единство представителей рода. Конечно, такая сплочённость заслуживает искреннего уважения.

Фредерик де Хенен «Киргизское ухаживание», 1913 год

Их юрты могут стоит дороже иномарки

Искусство изготовления киргизских юрт боз-уй недавно вошло в список наследия ЮНЕСКО

Юрта продолжает занимать важное место в жизни киргизов: в них живут семьи во время сезонного перегона скота, для детей кочевников в юртах организованы детские сады, по всей стране юрты используются как временные точки продаж или места общественных встреч. Стоимость юрты варьируется в зависимости от ее размера, вместительности и материалов: самая дешевая будет стоить порядка 80 000 руб., а что касается самой дорогой — совершенству предела нет

На форумах можно увидеть объявления по продаже юрт как за $3000, так и за $15 000. При этом срок службы юрты намного дольше, чем у среднестатистической иномарки, — примерно 25 лет в кочевых условиях.

Узбекский национальный костюм

Яркие и самобытные обычаи народа Узбекистана складывались веками. Этнические особенности сформировались ещё до нашей эры – бывшие кочевники бдительно охраняли культуру своих предков от посягательств иноземцев. Позже со старыми обычаями плотно переплелись исламские верования и укрепились в сознании узбеков. Это оказало влияние и на узбекский национальный костюм – одежда по-восточному красочная и, как предписывает Коран, очень целомудренная.

Первая отличительная черта узбекского национального костюма – это искусная золотая вышивка. Археологи во время раскопок в Ташкентской области обнаружили следы золотого шитья: есть версия, что подобное украшение одежды было известно ещё до появления шёлка. Благородные материалы декорировали растительными, реже геометрическими орнаментами. Разумеется, такие наряды были характерны в первую очередь для состоятельных людей. Например, правитель охотно дарил расшитые золотом халаты своим приближённым и не менее охотно принимал подобные подарки.

Современные узбеки могут надевать национальные костюмы по большим праздникам и в дни особенно знаковых событий. Могут использовать какую-то деталь, мотив. Например, мужской свадебный костюм обязательно украшается парчой с золотом. Разумеется, фоном для такой роскоши служат богатые ткани – шёлк, бархат или вельвет.

В чём узбекский национальный костюм не испытывает недостатка, так это в цвете. Пёстрые наряды напоминают оперение райских птиц. А тёмные оттенки узбеки не жалуют: считают, что своим мрачным видом они способны привлечь несчастье. Раньше цвет костюма жены говорил о статусе её супруга лучше всякой визитной карточки. Зажиточные мужчины наряжали своих женщин в голубые и фиолетовые наряды, а супруги ремесленников довольствовались зелёными одеждами.

Отличительные черты мужского костюма

Мужчины в Узбекистане носят рубахи куйлак. Изначально рубашка такая была довольно неудобной – длина ниже колен сковывала движения. Со временем фасон верхней части костюма сменился до стандартной длины. Горловина выглядит по-разному: либо к вертикальному разрезу пришивается ворот, либо горизонтальный разрез опускается к плечам. Мужские штаны иштон напоминают шаровары и доходят до щиколоток. Они начисто лишены каких-либо декоративных элементов и украшений. Мужской халат чапан – настоящее произведение искусства! Вот где мастерицы соревнуются в умении вышивать удивительные узоры.

У каждого настоящего узбека должно было быть минимум три халата – тонкий летний, утеплённый межсезонный и на ватной подкладке в случае холодов. По бокам для удобства ходьбы – высокие разрезы. Края и рукава декорируются тесьмой, а в качестве пояса используют кушак из хлопка или шёлка, но обязательно контрастного цвета. На голове мужчины носят тюбетейку, отдавая предпочтение белой вышивке на чёрном фоне.

Отличительные черты женского костюма

Женщины также носят расшитые халаты. Под ними скрываются длинные платья куйлак. Они чем-то напоминают тунику с широкими рукавами. На рукавах могут быть манжеты, а воротник иногда оформляется стоечкой. Внизу надевают украшенные кисточками шаровары, платье – поверх. В некоторых районах женщины носят румчу – приталенные халаты – или тёплые мурсаки – туники на подкладке с запахом. Блеска и шика наряду добавляют украшения – серебряные серьги, браслеты, кольца, коралловые бусы и ожерелья из монет. Мимо такой невесты не пройдёшь! Ислам предписывает женщинам покрывать голову. По традиции для этого используются два платка – один обвязывается вокруг лба, под вторым прячут волосы. Раньше сверху ещё водружали чалму. До прихода советской власти женщины Узбекистана скрывали свою красоту под паранджой. Наглухо закрытое покрывало имело лишь одно отверстие для глаз, и то дополнительно снабжалось чавчаном – сеткой из конского волоса. Начиная с девяти лет девочки могли передвигаться по городу только в таком виде.

В наше время жители солнечной страны мастерски смешивают европейский стиль со своими традициями: добавляют к повседневному образу национальные украшения, уважают орнаментальные платки, струящиеся ткани. У многих в гардеробе найдётся халат и пара шаровар, ведь на больших праздниках национальная одежда является желанным атрибутом. А кроме того, национальный узбекский костюм и всяческие детали, его образующие, это действительно очень красиво!

Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки

Женский национальный костюм в Узбекистане состоит из платья, шароваров, халата, как и у мужчин, и головного убора. Помимо этого узбекские девушки и женщины украшают себя золотыми и серебряными изделиями. Традиционные серьги кашгар-болдак и серьги-куполки, кольца и браслеты выполнены в изысканном восточном стиле. На шею женщины надевают коралловые бусы или ожерелье из монет.

Одежда

Платья из национального костюма в Узбекистане под названием куйлак похожи на тунику с прямыми длинными рукавами и длиной практически до пят. Только к началу прошлого столетия появилось небольшое разнообразие в фасонах платьев: на рукавах могли быть манжеты или воротник может быть выполнен стоечкой. Для пошива этой части костюма традиционно используют благородные шелк и атлас.

Женские шаровары были обязательной частью гардероба для девочки чуть ли не с самого рождения. Как и в мужском варианте, штаны широкие сверху и сужаются к низу. Нижнюю часть штанины украшает тесьма с кисточками.

В некоторых районах Узбекистана были распространены длинные и приталенные халаты под названием румча. Также узбекские женщины носят мурсаки – что-то среднее между туникой и халатом. Обычно мурсак сшит на теплой подкладке для холодных времен, длиной до пят и имеет покрой с запахом.

Менее двухсот лет назад в обиход вошли приталенные халаты с укороченными и зауженными рукавами под названием камзур. Тогда же популярной одеждой среди узбекских женщин стали безрукавки нимча.

Головной убор

В качестве головного убора женщины в Узбекистане используют платок. Обычным явлением в традиционной культуре является надетые на голову сразу два платка. Один из них завязывается на лоб, а другим покрывают. голову

В XIX веке женский головной убор был сложным и многослойным – сначала надевался платок, у которого было отверстие для лица, затем повязывался платок на лоб, а сверху сооружалась чалма. Женщины из знатных семей носили платки, украшенные золотом или серебром. В начале же прошлого века широкий резонанс получили традиционные узбекские тюбетейки с вышивкой из шелка или золота.

Когда женщина выходила на улицу, ей обязательно нужно было надевать на голову халат, чтобы скрыть красоту своего тела от чужих глаз. Позже халат видоизменился и превратился в паранджу. Рукава у этого халата сначала просто убирали назад, а позже и вовсе стали сшивать между собой.

Обязательным атрибутом к парандже являлся чавчан – сетка, сплетенная из конского волоса, которая призвана закрывать лицо женщины. Паранджа и чавчан были обязательными элементами женской одежды в мусульманских странах для всех женщин и девочек, начиная уже с девяти лет. Однако в Узбекистане этот предмет гардероба был распространен только в городах, и то не повсеместно. А с приходом Советской власти паранджа и вовсе начала постепенно выходить из обихода узбекских красавиц.

ЖЕНСКИЕ ХИТРОСТИ

В старину верхняя женская и мужская одежда были похожи. Например, безрукавка на подкладке, женщины надевали ее поверх широкого платья. Одежда незамужней девушки отличалась от одежды семейной дамы. Независимо от социального положения и региона проживания все женщины покрывали голову и носили длинные платья.

«Длинное платье связано с религией ислам. Оно такое широкое, чтобы было удобно вести хозяйство. Сверху надевали чыпкен разного цвета и головной убор — каляк. Это белая хлопчатобумажная ткань, которая очень легкая. Длина могла быть от 15 до 40 метров», — рассказала экскурсовод Кумушай Абашакирова.

Шлейф был не только украшением. В старину во время переездов его могли использовать, как пеленки для младенцев или в качестве савана. Такой головной убор носили только замужние женщины.

Почти каждое украшение в древности являлось оберегом. Например, накосники – изделие в виде длинных бархатных лент или серебряных цепочек, которые полностью закрывали волосы, кроме того, слегка оттягивало голову девушки назад, придавая ей грациозность.

Кыргызские женщины в основном носили серебро, кораллы и бирюзу. Эти камни обладают целебными свойствами. Таким образом женщины подчеркивали свою красоту и оберегали себя от болезней.

Удивительные традиции киргизов

В Кыргызстане есть немало удивительных обычаев, что способны поразить иностранца. Я расскажу о некоторых из них. К примеру, на улицах Бишкека или Оша нередко можно увидеть мужчин в войлочных шапках. Такие носили киргизы ещё пару веков тому назад.

Однако значение имеет не сама шапка, а её высота. Так владелец показывает свой высокий статус. Самыми почитаемыми считаются люди старшего возраста, шапки которых сделаны из белого войлока, дополненным чёрными полосами.

Киргизский старец – Аксакал

И в наши дни в Кыргызстане принято строить поминальные юрты. В них и располагается тело покойника на протяжении трёх дней после смерти. Такая традиция позволяет всем родственникам, знакомым и соседям умершего проститься с ним.

Сегодня во многих киргизских селениях нередко можно увидеть юрты такого рода. Кстати, если говорить о юртах для живых, не стоит считать их устаревшим видом жилища. Часто такие дома в Кыргызстане стоят гораздо дороже, чем иномарка.

Киргизские юрты / katorisi / wikipedia.org

Важной частью любой трапезы является “омен”. Сегодня он уже не является религиозной традицией киргизов, как было прежде, а связан, скорее, с ритуалом дани уважения за щедро накрытый стол

Прежде чем встать из-за стола следует поднести к лицу обе ладони и произнести: “Омен”.

Самобытность и своеобразие традиций киргизов заметно даже в наш век технического прогресса и многочисленных новшеств. Честно признаться, меня подобное радует, ведь никакие инновации не должны заставлять людей забывать исконные обычаи и культуру своих предков, что и является основой любого народа.

Колпак

Колпак
— этот старинный киргизский головной убор до сих пор очень популярен в республике.

В XIX веке производство колпаков было женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягнёнка и руно брали в качестве оплаты.

Колпаки шили из четырёх клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой.

Киргизские колпаки были разнообразны в покрое. Колпаки знати были с высокой тульей, поля колпака подшивали чёрным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей.

Разновидность колпака — ай колпай — была без разрезных полей. Войлочный колпак носят и другие народы Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к XIII веку.

Гость – главный человек

Не секрет, что киргизы – один из самых гостеприимных народов мира. Они всегда радушно встречают гостей, предлагая им лучшее место в доме и всевозможные угощения. В старину каждый путник, чья дорога шла через киргизское селение, мог зайти в любое жилище, причём нашёл бы там и хлеб, и кров.

Радушные хозяева считали своим долгом приютить человека, что нуждался в помощи. На мой взгляд, в значительной степени этот обычай сформировался под влиянием особенностей местности, где живут киргизы. Родина этого народа порой проявляет непростой нрав, изнуряя достаточно суровым климатом.

Томас Уитлам Аткинсон «Группа киргизов»,1858 год

Люди понимали, что, не дав приют путнику, могут погубить его. А вместе с добротой душевной и появилась традиция принимать каждого гостя. Кстати, если семья была бедной, и для угощения гостя не находилось продуктов, любой из её членов мог обратиться к родственникам. Те всегда помогали, ведь приютить гостя – дело чести киргиза.

Важнейшей частью угощения на любой встрече киргизов становится чай. Наверное, представители этого народа уже и сами не замечают, что столь привычный для них напиток стал символом дружеской беседы и тёплого общения.

Василий Васильевич Верещагин «Богатый киргизский охотник с соколом», 1871 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Что интересно, у киргизов есть несколько “категорий” гостей. Существуют “обязательные” гости – это приглашённые на свадьбу или другое торжество родственники и близкие друзья. Есть категория “знакомых”. Такие люди, как правило, не связаны с семьёй кровными узами, однако состоят в хороших отношениях. Это могут быть друзья или соседи. И третья группа – “гости от Бога”. Именно к таким и относили путников

Порой в ошеломление гостей киргизов приводит весьма необычное угощение – вареный овечий глаз. Ни от какого блюда, поданного хозяевами, нельзя отказываться – даже от этого. Оно значит, что сам глава семьи, приютившей вас, угостился вторым глазом. Это символизирует желание снова увидеть такого гостя.

Кыргызские женщины и дети предлагают хлеб и соль / wikipedia.org

Роль национального костюма в наши дни

В современном мире одежда жителей Узбекистана довольно разнообразна. Городские жители и некоторые выходцы из села, особенно это касается образованной молодежи, предпочитают носить современную европейскую одежду. Однако и в современные одеяния узбеки стремятся привнести некую нотку характерных для своей страны деталей – девушки используют традиционные украшения, молодые люди могут носить тюбетейки.

Свято чтут традиции и носят наряды своего народа люди пожилого возраста, особенно те, кто живет не в городе. Однако на таких мероприятиях, как свадьба или национальный праздник костюм все же является обязательным атрибутом, что говорит о богатых традициях узбекского народа, которые этот народ уважает.

Источник

«Систематически избивали»

По словам известной в Киргизии правозащитницы и юриста Индиры Саутовой, которая сейчас представляет интересы пострадавшей семьи, ребёнок с 5 по 22 июня находился на сборах юных дзюдоистов в посёлке Булан-Соготту на озере Иссык-Куль.

«23 июня он приехал домой. Его встретили в Бишкеке, он был в кепке. Когда Иван (имя изменено. — RT) сел в машину, родители увидели, что у ребёнка большой синяк под глазом. Стали его расспрашивать, он расплакался и рассказал историю, которая произошла с ним на сборах. Выяснилось, что за неделю до окончания поездки его систематически избивали сверстники, он получил синяки и гематомы на голове. Родители связались с тренером. Она сказала, что действительно произошла драка между детьми, но выяснять и разбираться и тем более сообщать об инциденте родителям Ивана не стала. Его несколько раз рвало. Родителей возмущает тот факт, что, несмотря на травмы у мальчика, тренер не оказала медицинскую помощь, а продолжала заставлять его тренироваться», — цитирует 24.kg Индиру Саутову. 

По словам правозащитницы, мальчик ходил в частную секцию по дзюдо с пяти лет и летом его постоянный тренер рекомендовал впервые отправить ребёнка на сборы, направив к знакомому тренеру из Федерации дзюдо Киргизии.

Сами сборы, на которые отправились 40 детей, как выяснила Саутова, были неофициальными и организованы с грубейшим нарушением действующих в республике правил, а мальчику, несмотря на синяки на лице и рвоту, не оказали своевременно медицинскую помощь.

При этом, со слов мальчика, за 18 дней сборов они лишь раз помылись в бане, а общаться с родителями по телефону он мог редко и недолго.

По данным киргизских СМИ, уже на следующий день после возвращения ребёнка в Бишкек в Октябрьское РУВД города поступило сообщение из травматологического отделения горбольницы №3 о том, что с телесными повреждениями поступил девятилетний мальчик. Материалы были отправлены в ОВД Иссык-Кульского района, на территории которого проходили спортивные сборы.

Сообщение было зарегистрировано в Едином реестре преступлений и проступков (ЕРПП), начато досудебное производство по ст. 65 «Побои» Кодекса о проступках. Ребёнку была назначена судебно-медицинская экспертиза, которая показала, что был причинён лёгкий вред его здоровью.

Отмечается, что в рамках досудебного производства опросили мать мальчика, были установлены личности тренера и несовершеннолетних, которые, со слов матери, принимали участие в избиении.

6.

Они крадут невест
Ала-качуу, обряд похищения невесты, в Киргизии сохраняется до сих пор, хотя с ним усиленно борются правозащитные организации. По их данным, более 15 000 девушек ежегодно становятся жертвами обряда несмотря на то, что он уголовно наказуем. При этом лишь небольшое количество краж постановочное, большинство девушек крадут насильно. Если невесту украли, то она обязана будет выйти замуж за своего похитителя. Финальным жестом ала-качуу становится белый платок: если старшая женщина в семье надевает его на голову девушке, та становится невестой. Если невеста пытается сбежать, обычно поперек порога ложится мать или бабушка жениха. Девушка по местным обычаям не имеет права оскорбить старшего — перешагнуть через него

Общественные организации в Киргизии ведут большую просветительскую работу: выпускают плакаты, в которых подробно рассказывают, что делать в случае кражи, призывают старшее поколение отходить от старых обрядов, публикуют социальные ролики, в которых говорят о важности самостоятельного выбора девушки

Они крадут невест

Ала-качуу, обряд похищения невесты, в Киргизии сохраняется до сих пор, хотя с ним усиленно борются правозащитные организации. По их данным, более 15 000 девушек ежегодно становятся жертвами обряда несмотря на то, что он уголовно наказуем. При этом лишь небольшое количество краж постановочное, большинство девушек крадут насильно. Если невесту украли, то она обязана будет выйти замуж за своего похитителя. Финальным жестом ала-качуу становится белый платок: если старшая женщина в семье надевает его на голову девушке, та становится невестой. Если невеста пытается сбежать, обычно поперек порога ложится мать или бабушка жениха. Девушка по местным обычаям не имеет права оскорбить старшего — перешагнуть через него

Общественные организации в Киргизии ведут большую просветительскую работу: выпускают плакаты, в которых подробно рассказывают, что делать в случае кражи, призывают старшее поколение отходить от старых обрядов, публикуют социальные ролики, в которых говорят о важности самостоятельного выбора девушки

Они крадут невест

Ала-качуу, обряд похищения невесты, в Киргизии сохраняется до сих пор, хотя с ним усиленно борются правозащитные организации. По их данным, более 15 000 девушек ежегодно становятся жертвами обряда несмотря на то, что он уголовно наказуем. При этом лишь небольшое количество краж постановочное, большинство девушек крадут насильно. Если невесту украли, то она обязана будет выйти замуж за своего похитителя. Финальным жестом ала-качуу становится белый платок: если старшая женщина в семье надевает его на голову девушке, та становится невестой. Если невеста пытается сбежать, обычно поперек порога ложится мать или бабушка жениха. Девушка по местным обычаям не имеет права оскорбить старшего — перешагнуть через него

Общественные организации в Киргизии ведут большую просветительскую работу: выпускают плакаты, в которых подробно рассказывают, что делать в случае кражи, призывают старшее поколение отходить от старых обрядов, публикуют социальные ролики, в которых говорят о важности самостоятельного выбора девушки

Тебетей

Тебетей — распространённый зимний головной убор, непременная часть мужского киргизского национального костюма. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, а в районах Тянь-Шаня — мехом чёрного барашка. Кызыл тебетей — красная шапка. Её надевали на голову при возведении на ханство.

В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его «визитной карточкой» был предъявленный гонцом тебетей этого начальника.

«Брось ей свой чапан, я тебе подарю другой, шёлковый».

В.Ян. Чингис-хан.

СОВРЕМЕННЫЙ КОСТЮМ

Если раньше национальные костюмы были в гардеробе старшего поколения, то сегодня картина кардинально изменилась. Одежда в этническом стиле стала трендом. Кыргызские модельеры используют элементы национального костюма в современных нарядах, чем приводят в восторг столичных модниц.

Ансамбль «Кыз Кыял» особое внимание уделяет кыргызским танцам. Для каждого номера шьют специальный костюм

Жалын бий — танец огня. Колоритное, завораживающее представление. Каждое движение напоминает старинный узор. А национальный костюм подчеркивает красоту и самобытность древнего танца, и передает дух прошлого.

9.

Они преподносят хвост барана в знак уважения
На особо важные события и праздники в Киргизии принято резать барана. При этом разные его части будут предназначены разным гостям вокруг стола — в зависимости от их положения. Голова барана чаще всего подается самому почетному гостю, хвост — почетной гостье, а подвздошная (тазовая) кость — старейшине. Счастливчик, получивший голову, должен вырезать глаза барана и разрезать их пополам, поделившись деликатесом с другим гостем, которого он бы хотел чаще видеть. Нёбо обычно дарится молодой женщине, в то время как левое ухо остается у хозяина, а правое отдается детям.

Они играют в поло тушей козла

Самая популярная национальная игра кок-бору чем-то напоминает поло, где вместо мяча используется туша козла или ее муляж. Основная цель — забросить козла на специальное сооружение на территории команды-противника или доскакать с ней до ранее оговоренного места где-нибудь на вершине горы. В начале сентября 2016 года в Киргизии прошли вторые Всемирные игры кочевников, призванные сохранять боевые искусства и игры кочевых народов и возрождать к ним интерес. Помимо кок-бору в программу игр вошли разные виды борьбы, в том числе на поясах, конные скачки, стрельба из лука и комплексные охотничьи игры.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Презентацию подготовила учитель начальных классов ШГ № 33 г. Бишкек Баташева Е.Р.

Национальная одежда Кыргызстана

Слайд 2

Текст слайда:

Традиционная одежда кыргызов является важной составной частью культуры народа в целом

Слайд 3

Текст слайда:

Ей были присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников, что находит объяснение всему исторически сложившемуся образу жизни, связанному с кочевым скотоводческим хозяйством

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Текст слайда:

Национальный мужской костюм

В прошлом кыргызский костюм имел территориальные отличия, связанные с расселением племен. Из мужской традиционной одежды 19 в. сохранились головные уборы: колпаки, тюбетейки, зимние шапки.

Слайд 7

Слайд 8

Текст слайда:

Главная этномаркирующая одежда киргизов — это головной убор мужчин — «колпак»

Слайд 9

Слайд 10

Текст слайда:

5 марта в Кыргызстане отмечают День белого колпака (Ак- калпак)

Слайд 11

Текст слайда:

 Изготовленный из белого войлока кыргызский Ак калпак очень функционален — летом спасает от жары , зимой от ветра и морозов. Человек должен надевать его на голову и снимать обязательно двумя руками, а затем аккуратно ставить на особое место или рядом с собой.

Слайд 12

Слайд 13

Текст слайда:

Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды. Нательная одежда из распашной рубахи — «койнек», шаровар — «шым».

Слайд 14

Текст слайда:

Мужской национальный костюм включает в себя также, овчинный тулуп — «тон» и стеганый «чапан». Чапан — это длинная верхняя одежда, которую шьют на вате или верблюжьей шерсти, для подклада применяя ситец, а сверху покрывают бархатом, сукном или вельветом. В старину существовали чапаны для женщин и мужчин, но сегодня их носят только пожилые люди.

Мужская обувь состояла из кожаных сапог — «отук», кожаные калоши на каблуках — «кепич» и мягких выворотных сапожек — «маасы»

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Текст слайда:

Женский национальный костюм

Традиционная женская одежда состояла из длинной белой рубахи, которая одновременно служила платьем и длинных шаровар, которые надевались под платье. Поверх платья надевалась безрукавка

Слайд 18

Текст слайда:

Женский головной убор – элечек и нарядную вышитую распашную юбку с широким поясом – бельдемчи в большие праздники надевают кыргызские женщины и в наше время.

Слайд 19

Слайд 20

Текст слайда:

Основным отличием кыргызок был головной убор. Девочки примерно до 17 лет носили «куу топу».

Молодые девушки до замужества одевали – тебетей

Слайд 21

Текст слайда:

После замужества молодая женщина не должна показывать свои волосы, так как ее красота теперь принадлежала только мужу и она начинала носить «элечек».  Элечек носили летом и зимой, без него было непринято выходить на улицу даже за водой.

Слайд 22

Текст слайда:

Также замужняя женщина носила «белдемчи» из черного бархата. Широкий пояс белдемчи поддерживал осанку, поддерживал теплоту в пояснице, для кочевой жизни и езды на лошади и верблюде белдемчи был незаменим

Слайд 23

Текст слайда:

Бабушки тоже носили элечек, но их главным отличием был чапан

Слайд 24

Слайд 25

Текст слайда:

Национальные традиции нашли свое воплощение и в современной школьной форме

Слайд 26

Слайд 27

Текст слайда:

Вывод

Мы познакомились с кыргызскими национальными костюмами. Узнали названия женских и мужских головных уборов. Все костюмы красиво украшены орнаментами. И мы являемся продолжателями народных традиций.

Слайд 28

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector