Марийский национальный костюм
Содержание:
- Особенности
- Марийская культура
- Выделка шкур.
- Необходимые и яркие детали
- Особенности женского костюма
- Мужской, женский, свадебный костюм
- Обработка шерсти.
- Женский национальный костюм
- Женский костюм
- Аксессуары и обувь
- О марийских головных уборах
- Головной убор куклы
- Изготовление тесьмы, поясов.
- Обувь марийцев.
- История
- Мужской костюм
Особенности
Национальный марийский костюм имеет ряд особенностей, отличающих его от облачений других народов.
Цвета и оттенки
Традиционным цветом для марийского национального костюма считается белый. Однако скучным такой костюм назвать невозможно, ведь украшала белый тон богатая вышивка. В первых образцах шерсть и хлопок для вышивки имела темные оттенки, такие как черный, темно-синий, бардовый и коричневый.
Время шло, и главным в вышивке национального костюма для марийцев стал красный оттенок. Обрамляли его черные и темно-синие оттенки ниток. Красители получали из трав и растений, а цвета варьировались в зависимости от интенсивности смеси.
Позднее с повсеместным распространением анилиновых красителей вышивки на костюмах стали еще ярче. Розовые, оранжевые, желтые и зеленые оттенки умело складывались в интересный орнамент.
Говоря о вышивке, здесь присутствовали половозрастные и социальные символы, растительные и геометрические орнаменты. Каждый из них выполнялся в ярких красках, которые, безусловно, приносили удачу и добро человеку.
Ткани и крой
Одежда для марийцев изготавливалась из холста. Получали его из конопли или льна. Производством занимались женщины. Это было настолько кропотливым делом, что уходило на это ни много ни мало, а целых полгода. Неудивительно, что белоснежный холст был предметом гордости славной хозяйки.
Позднее марийские национальные костюмы подверглись влиянию русского костюма и стали изготавливаться из хлопчатобумажных нитей. Отличаясь при этом особым колоритом и насыщенностью оттенков.
Для теплых вещей использовалась овчина. Умелицы пряли из шерсти и занимались пошивом теплых шуб из овечьих шкур. Процесс выделки шкуры проводился в несколько этапов, а сама шкура в результате отличалась отменным качеством и теплом.
Нательная рубаха марийцев имела туникообразный крой. Холст перегибали, создавая заднюю и лицевую часть изделия. В зависимости от местности проживания каждый вырез имел определенную форму и традиционно скреплялся двумя завязками по центру. Тувыр подпоясывали кожаными и тканевыми поясами, на которых располагались обереги, ножи и прочие необходимые элементы.
Разновидности
Женская и мужская одежда марийцев всегда отличалась друг от друга. Стоит сказать, что марийские женщины любили облачаться в богатые украшения, которые достигали весом до 35 кг.
Но все же начнем с костюма для мужчин. Помимо тувыра (рубахи) с поясом, костюм марийца включал в себя штаны. Изготавливали их также из белого холста, а ширина варьировалась в зависимости от местности, которых проживали народы. Не забывали мужчины и о кафтане, являющемся неотъемлемой частью национального традиционного костюма. Летом его шили из холста, теплые – из белого и черного сукна.
Костюмы для женщин отличались от мужских большим разнообразием. Стоит сказать, что основу одеяния составлял тот же тувыр. Украшали женскую рубаху на славу, нанося вышивку на разрез на груди, на рукава по всей длине и по краям, а также на подол. Дополняли модели и лентами, бисером и пуговицами. Женская рубаха была гордостью женщин, ведь каждая модель была уникальной и хранила в себе обычаи и устои.
Так же как и в мужском костюме, под рубаху марийки надевали штаны из холста. Их широкий и узкий шаг зависел от местности, например, восточные народы облачались в свободные и просторные модели.
Женские кафтаны имели свои вариации. Короткие по линии талии предназначались для летнего ношения, прямые и туникообразные – дарили тепло и комфорт в холодное время года.
Не забывали майки и о переднике. Производился традиционный вариант в двух видах: с грудкой и без грудки. И тот и другой имел богатое украшение вышивкой.
Марийские костюмы для детей напоминали взрослые, однако, для девочек рубахи могли иметь яркие воланы по краю рукавов и подола.
Марийская культура
В культуре марийцев сохранились многие обряды, например свадебные и погребальные ритуалы. Один из обрядов — сурем ужо — изгнание из целой деревни злого духа. По мнению марийцев, он избавляет деревню от злых сил в пастбищный период.
Сурем ужо проходит в ночь на 6 мая. На окраине деревни собираются марийцы, разводят костер и прыгают через него — это обряд самоочищения. Затем его участники отправляются в деревню и обходят все дома с шумом, криками, звоном колоколов. Жители домов встречают их и угощают яйцами, хлебом и картошкой. Потом процессия идет на другую окраину деревни, снова разжигает костер, ставит котелки и варит угощения. Часть еды марийцы закапывают — так они подносят дары земле; остальное съедают. Длится обряд до самого утра.
Сохранился в культуре марийцев и традиционный танец — кандыра, или «Веревочка». Обычно в нем участвуют два парня и одна девушка. Так как одновременно могут танцевать сразу несколько пар, часто получается целая цепочка танцоров, которая может достигать километра. Один из элементов танца — дробушка, или тывырдык (быстрое движение ногами на одном месте). Четкий ритм кандыра поддерживают ритуальные марийские народные инструменты — барабан и шувыр (разновидность волынки). Марийцы верят, что во время этого танца-молитвы из тела выходит вся плохая энергия.
Самобытен и марийский костюм. Ткань для него изготавливается из конопляного холста или из шерстяных нитей домашнего прядения. Называется такая ткань пестрядью, потому что создается из разноцветных нитей. Затем марийские женщины расшивают костюмы с изнанки, а узор получается на лицевой стороне. В вышивке используется древний орнамент: птицы, кони, солярные знаки, бараньи рога, растения — всё это символы плодородия и обновления жизни. Женские и девичьи костюмы умелицы дополняют нагрудными украшениями яга, которые изготавливают из бисера и монет. Марийцы верят: звон серебра отпугивает нечистую силу, оберегая свою хозяйку.
Выделка шкур.
У марийцев издавна была развита выделка овчин (шорык коваште).
Процесс производства заключался в следующем: овчины промывали в воде, затем
соскабливали с них остатки сала, мяса; после чистки шкуры погружали в кислый
раствор из ржаной или овсяной муки, где они лежали 4-6 дней. Затем шкуры сушили,
мягчили, подвергали процессу мелования. Дубление сыромятных кож производили
раствором из дубовой или ивовой коры. Овчины красили в красноватый и черный
цвета25.
Из выделанных овчин шили полушубки и шубы (ужга, кÿрык, ыжга). Из шкурок
ягнят (смушки) женские и мужские шапки типа кубанки (крымский упш, ыслык), верх которых обычно делали из сукна или
плиса. Для изготовления мужских шапок, помимо мерлушки, употребляли и мех зайца
(меран), для женских — лисы (рывыж), куницы (луй) и бобра (ындыр).
С развитием капитализма появились кожевенные заводы,
куда крестьяне отдавали сырье и получали готовую продукцию. В конце XIX в. небольшие заводы по переработке овчин были
распространены по всему Среднему Поволжью26. Например, из 11
кожевенных мастерских, имевшихся в Уржумском уезде, 7 находилось у истоков р.
Буй. Каждый заводик перерабатывал от 300 до 2000 кож в год27. Сырье
приобреталось в местных селениях, затем в обработанном виде продавалось
населению.
Необходимые и яркие детали
Обязательными атрибутами женского костюма являются пояс, передник и нагрудник. Не надо говорить, что все эти детали старательно украшались. О поясах можно рассказывать очень долго. Чего только на них не вешали: карманы или кошельки, узкие однополосные и двуполосные полотенца, красивые кисти и кольца. Верхняя одежда подпоясывалась замысловатыми кушаками. Передники, как и другие детали костюма, вышивались и расшивались тесьмой, кружевом, украшались бисером и монетами. Нагрудник мог иметь различную форму, состоял он обычно из монет. Тонкости лучше рассмотреть на прилагаемых фотографиях. Марийский костюм очень красив. Марийские женщины удачно дополняли его украшениями — кольцами, серьгами и так далее.
Особенности женского костюма
Отдельных слов, как всегда, заслуживает женский наряд, отличающийся красотой и неповторимостью. Костюмы народов Поволжья, марийский в частности, кроме специфического кроя имели и другие, характерные для средней России особенности – материал, из которого изготавливалась одежда (конопля и лен, лыко, валяные изделия). Использование в украшениях речных раковин, ближе к северу – речного жемчуга. Характерная для всего Поволжья нательная рубаха в марийском варианте в женском наряде отличается покроем рукавов и подола. Общий белый цвет наряда, как ни в каком другом костюме, богато украшен характерной марийской вышивкой (тур), очень плотной и четко очерченной. Кроме того, в ней закладывались сведения о хозяйке – принадлежность ее к определенной этнической группе, социальный статус. Иногда вышивкой покрывалась и спина какой-нибудь детали костюма. И конечно, у каждой локальной группы марийцев имелись различия в узорах, форме и расположении вышивки.
Мужской, женский, свадебный костюм
Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – тёплым кафтаном или шубой.
Костюмы для женщин
Костюм женщин тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в традиционном варианте, а позже — с грудкой. Такой элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Цветовое решение орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, чёрный.
Нарядные образы
Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили чёрным, а для праздников – белым, выполняя отделку чёрным домотканым холстом. Шляпы валяли из чёрной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.
Костюмы для свадьбы
Свадебный костюм невесты был очень красив, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объёмного нагрудного украшения из монет и металлического декорирования. Это украшение создавалось к обряду и потом передавалось в семье как реликвия. Вес его иногда достигал 35 кг. Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трёх полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты.
Обработка шерсти.
Для изготовления теплой одежды применялась овечья
шерсть, которая также обрабатывалась домашними средствами. Овца особенно почиталась
среди домашних животных. Не случайно, святки у марийцев назывались — «шорыкйол»
(овечья нога). Во время их проводилось много обрядов, связанных с овцеводством:
овец дергали за ноги, чтобы они приносили ягнят двойнями; готовили ритуальный
суп из баранины и молились покровителям овцы (шорык ава, шорык ача); играли
в жмурки, эта игра по-марийски называлась «сокыр тага» — «слепой баран».
Овец стригли два раза в год: весной и осенью. Для
изготовления пряжи осеннюю и весеннюю шерсть смешивали. Подготовка ее к
прядению производилась специалистами-шерстобитами, которые пользовались для
этого струной (йонежгандыра, меж
йыдан), которая подвешивалась над решеткой (чатыр). Струну изготавливали из бараньих кишок, натянутых на
деревянный каркас (около двух метров) в виде скрипичного смычка. Решетка
состояла из деревянных пластинок, скрепленных веревочками. Взбитая шерсть падала
на решетку, все твердые части и мусор — в отверстия решетки.
Обработанную шерсть пряли на прялках и сматывали на
веретена. Делали это так же, как конопляные и льняные нити. Самопрялки (кÿнчыла шÿдырымö орава) на
территории края стали распространяться в начале XX в.
Из готовой шерстяной пряжи вязали варежки, шарфы,
носки (без пяток). При вязании пользовались одной костяной иглой. Такой способ
вязания был известен и другим народами. Из шерстяной пряжи ткали сукно,
шерстяную ткань для широких и обычных поясов, тесьму для украшения одежды.
Сукно (ыштыраш)
ткали на обычном ткацком станке, применяя более широкое бердо. Для
получения плотности и ворса сотканную шерстяную ткань (ширина 50-60 см)
поливали горячей водой и толкли в большой дубовой ступе деревянными пестами или
же мяли ногами. Последний способ уплотнения сукна считался наиболее
примитивным, старинным23. Из сукна белого цвета шили праздничные
кафтаны, из черного — будничные, а также теплые мужские штаны (ыштыраш йолаш), изготовляли онучи (вургыштыр) для обертывания голени.
При недостаточном количестве шерсти ткали полушерстяную ткань (межтореш вынер), где основа делалась
из конопляной пряжи, а уток из шерстяной. Этот вид ткани употребляли для
изготовления мужских штанов, портянок и т. д.
Из шерсти делали также валяные домашним способом
мужские шляпы (теркупш) различных
форм. До революции на территории современного Оршанского района МССР
производство шляп, которым занимались мужчины, приобрело характер кустарного
промысла. Из шерсти валяли валенки, изготовлением которых занимались как
пришлые мастера, так и местные умельцы. Валяная обувь в условиях суровых зим
находила сбыт на местных рынках. Этот промысел наиболее интенсивно был развит в
бассейне реки Буй и в Приветлужье24.
Обработка шерсти и производство из нее пряжи, сукна,
варежек, поясов, шляп, валенок у марийцев идентичны способам изготовления этих
изделий у других народов Среднего Поволжья.
Женский национальный костюм
Особенно выделяется женский национальный костюм.
Это один из немногих видов национальной одежды, которую женщина не могла полностью надеть сама, а обязательно прибегала к помощи мастериц. Порой процесс облачения достигал двух часов!
Основная часть женского костюма представляет собой панар (рубашка), сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Рубаха не имела воротника и очень походила на тунику. Эта часть костюма была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши.
Рубаху женщины-мокша подпоясывали специальным поясом – каркасом. Украшали его пушистыми кистями. У мокша рубаха обычно была короче, чем у эрзи, поэтому они поддевали штаны – поксты.
Вместо каркаса эрзя использовали сложное украшение наподобие пояса – пулай. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм.
Существовало два вида украшения пулая. Правая сторона была украшена вышивкой. Затем почти до колен пришивалась бахрома, чаще всего черного цвета, но по праздникам они заменяли ее на синюю или зеленую.
Сверху на панар женщины надевали подобие платья – сарафан или кафтонь-крда.
Верхняя одежда мордвы изготавливалась из холста и украшалась вышивкой, лентами. У эрзя она называлась руця и использовалась только в торжественных случаях. Мокша носили верхнюю одежду (мушкас) повседневно.
Огромное значение в народном костюме уделялось украшениям. Благодаря украшениям, женщина могла выразить свое настроение, подчеркнуть свой статус. В чем же была особенность украшений?
- большое разнообразие височных подвесок, украшенных камнями, птичьими перышками, бусинками.
- молодые девушки украшали лоб с помощью тканевой полоски с бахромой. Бахрому чаще всего мастерили из перьев селезня.
- волосы украшались накосниками, которые плелись из бисера.
- из картона или бересты вырезались кружки, их обтягивали яркой тканью и либо расшивали, либо украшали бисером. Такие кружочки пришивались к головному убору над ушами.
- нагрудные украшения восхищают своим разнообразием. Это могли быть и бусы, и ожерелья со стеклярусом. У мокша были очень популярны нагрудники, сшитые из кожаных или тканевых полосок. Нагрудники украшали вышивкой, пуговицами, ракушками, лентами.
Головные уборы мордвы отличались у замужних и незамужних женщин. Девушки пользовались узкой повязкой из обтянутого вышитой тканью и расшитого бисером картона. Замужние женщины имели разные головные уборы. Главное правило в том, что убор должен был полностью прятать волосы женщины.
Женский костюм
Длинная туникообразная рубаха-платье тувыр из белого холста была богато орнаментирована, так как служила не только нательной, но и верхней одеждой. На рубахах луговых мариек геометрический орнамент преимущественно темно-красных и темно-синих оттенков густо покрывал грудь, низ рукавов, подол; в некоторых уездах им украшали рукава по всей длине и продольные швы. На рубахах восточных мариек вышивки было намного меньше. По покрою их рубахи были схожи с татарскими и башкирскими: расширялись в нижней части, имели оборку; их часто шили из пестряди. Передник ончылсакыш орнаментировали тесьмой, вышивкой и кружевом. Обязательной частью женского костюма были штаны йолаш: у луговых мариек — с узким шагом (подобные чувашским), у восточных — с широким (как у татарок).
Верхняя одежда. Летний распашной кафтан из холста шовыр прямого покроя носили луговые и восточные марийки, отрезной по талии — горные. Кафтан камчол тюркского покроя бытовал у восточных мариек. Зимние овчинные шубы ужга марийки присборивали на талии. Чем богаче была владелица, тем гуще были сборки на ее шубе (ведь на них шло намного больше меха).
Пояса. Праздничные пояса и поясные полотенца с одной-двумя лопастями на концах вышивали и украшали бусинками, кистями и монетами. К повседневным поясам подвешивали кошельки и другие мелкие предметы. Восточные марийки, подобно татаркам, могли носить тувыр без пояса.
Луговые марийцы: мужчина в праздничном костюме, женщина в головном уборе шимакш
Головные уборы и украшения. Старинный голов ной убор замужних мариек шимакш (их когда-то носили и мужчины) делали так: волосы скручивали в пучок на темени, на пучке укрепляли берестяной или войлочный каркасик. Сверху надевали убор из холста прямоугольной формы, сшитого углом с узкой стороны, наподобие капюшона-башлыка. Его нижнюю часть, опускающуюся на спину длинной лопастью, украшали шелковой вышивкой и бахромой. Шурка — убор на каркасе высотой 40 см напоминал остроконечные мордовские уборы. Полотенчатый убор с очельем шарпан и сороку (форма которой была заимствована у русских) тоже носили только замужние. Головными уборами девушек были налобные повязки, украшенная монетами нарядная шапочка такья, накосники и платки. Нагрудные, нашейные украшения делали из бисера, монет, блесток, раковин каури, для ушных использовали гусиный пух. Браслеты, кольца и кресты носили на бисерных шнурах.
Аксессуары и обувь
Марийцы с вниманием относились к выбору головных уборов. В мужском гардеробе в качестве летнего убора классическими были валяные шляпы
Повседневный образ был дополнен черной шляпой, торжественный – белой. Позднее эти модели вытеснила фуражка. Зимой мужчины облачались в теплые шапки, изготовленные из овечьей шерсти и шапки-ушанки.
Если мужские головные уборы были вполне традиционными для современного человека, то женские отличались разнообразием фасонов, порой удивляющих и непременно запоминающихся. Замужние женщины носили каркасные головные уборы, к краям которых закреплялся платок. Нередкостью были и обычные платки, надеваемые для повседневности. Зимой дамы надевали высокие шапки с опушкой из лисы или бобра.
Говоря об обуви, традиционными моделями для мужчин и женщин считались лапти, кожаные сапоги и валенки. Первые были вариантом для повседневного образа. Кожаные сапоги из мягкой кожи носили совместно с лаптями или отдельно, но только для торжественных случаев, интересным решением было присборивание кожи на сапоге снизу. Валенки же для женщин и мужчин были теплой обувью для зимних холодов. Обеспеченные марийцы приобретали их фабричные варианты, дополненные искусной вышивкой.
О марийских головных уборах
Информация из журнала.
Марийку узнаешь по шимакшу.
Важная часть праздничного и обрядового костюма женщины — головной убор. По будням марийские девушки повязывали вокруг головы узорную ленту, а по торжественным дням надевали такию — шапочку из холста с нашитыми монетами, бусинами и ракушками. Поверх такии накидывали белый платок солык
, покрытый черно-красной вышивкой, с бахромой или монетками по краям. Свои длинные волосы девушки заплетали в одну косу, на конце которой крепили декоративные подвески из бисера и бусин.
Женские марийские головные уборы отличались большим разнообразием. Самый древний из них — шурка. Упоминание о нем можно найти в книге немецкого путешественника XVII века Адама Олеария. Шурка представляла собой высокий конус из бересты, обтянутый яркой тканью и богато украшенный вышивкой, бисером и монетами. Сзади от конуса спускалась по спине длинная узорная полоса ткани, заправлявшаяся за пояс. Поскольку береза у марийцев считалась одним из священных деревьев, можно предположить, что берестяной конус служил не только для рациональных целей, но и был оберегом.
Другой традиционный убор замужних марийских женщин — шимакш. Это прямоугольный кусок полотна, одну из узких сторон которого сшивали в виде небольшого треугольного колпачка и укрепляли на берестяной или кожаной основе, а другую оставляли свободно свисать. По всей длине шимакш декорировали узором в виде ромбов, а по краям обшивали тесьмой и бахромой. Сверху нередко повязывали платок солык.
Третий вид марийского женского головного убора состоял из узорной повязки нашмак и длинного полотенца шарпан, которое оборачивали вокруг головы с напуском на затылке и вокруг шеи. Нашмак и шарпан соединяли металлическими пряжками и украшали вышивкой и бисером.
Каждому из головных уборов соответствовал определенный тип прически, специально приспособленный, чтобы удерживать на голове сложные конструкции. Еще марийки любили серьги-подвески с бусинами, монетами, ракушками и шариками из белого или цветного гусиного пуха.
Одежда
Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Куклы в народных костюмах 52, марийский праздничный костюм. Рядом с двумя куклами первого номера серии Куклы в костюмах народов мира.
О штанах — по комментариям от Katya: Поговорила с мамой про штаны. Она жила в детстве в Сернурском районе, в русской деревне, а рядом жили марийцы. Штаны были, и интересного фасона. По бокам не было швов, (на ногах были), а были два полотна — сзади и спереди на завязках. Заднее завязывалось спереди, а переднее сзади. Тепло и удобно.
Праздничный головной убор украшали тесьмой и вышитым узором из ромбов — символов солнца. Каждому из головных уборов соответствовал определенный тип прически, специально приспособленный, чтобы удерживать на голове сложные конструкции. Еще марийки любили серьги-подвески с бусинами, монетами, ракушками и шариками из белого или цветного гусиного пуха.
Фото куклы в журнале, сама куклы, и эскиз.Верхняя одежда в традиционном женском костюме представлена кафтанами.
Длинная туникообразная рубаха — основа марийского народного костюма. Ворот, грудь, рукава, подол и швы отделывали вышивкой и лентами
Пояса, передники и поясные украшения являлись важной частью марийского костюма. Пояса подразделяются на два вида — повседневные и праздничные
На поясе женщины носили холщовые вышитые поясные подвески — однолопастные или двулопастные узкие поясные полотенца с вышитыми концами.
Женский костюм также дополнялся украшениями. Прототип костюма куклы: марийский праздничный костюм.
Основным головным убором был платок, будничный из холста, в праздники одевали покупной, фабричный платок. Платок складывался по диагонали, концы завязывались на подбородке. Замужние женщины носили головные уборы различных типов:
- каркасные, остроконечные (шурка и шымакш);
- лопатообразные (сорока);
- мягкие полотенчатые (шарпан);
- платки.
Традиционный костюм шили обычно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще всего из конопляного, реже — льняного, домашнего сукна (штраш) и полусукна, выделанных шкур животных, шерсти, лыка.
Головной убор куклы
Информация от Makosh (см. комментарии под статьёй).
У девочек на фото (см. фото справа) уголочек торчит надо лбом, как у пионерской пилотки, хоть и приплюснутый, а у грядущей куклы всё плоско.
Этнограф из Самарского краеведческого музея написала, что наверно они имели ввиду шимакш — женский головной убор, но я видела только вариант закрепления платком. У самарских марийцев такого не встречала
.
Про шимакш сама я знаю вот что: шимакш укреплялся на голове при помощи берестяного колпачка, который, в свою очередь, надевали на скрученный пучок волос. Луговые марийки носили шимакш на темени, а восточные надевали его почти на лоб. Шимакш покрывали холщовым платком или косынкой (пылышмовичем
).
Вот тут много картинок про этот головной убор: www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number19&ELEMENT=gerzenka19_3_3
Изготовление тесьмы, поясов.
Для этого использовали конопляные, шерстяные
и шелковые нитки. Как свидетельствуют данные археологии, пояса из тесьмы были
принадлежностью одежды издавна. Пояса из тесьмы встречаются в материалах древнемарийских
могильников39. По этнографическим материалам их ткали на дощечках,
бердечке и специальном станке. Наиболее древний вид тесьмы, служащий для украшения
одежды, плелся примитивным ручным способом, путем прямого переплетения пряжи
руками.
Наиболее распространенным способом изготовления поясов
и тесьмы у марийцев, как и у других народов, было тканье на дощечках (ÿштö ис). Такое
приспособление состояло из дубовых дощечек размером 7×7 см, с отверстиями на
углах для продевания ниток. Ткали следующим образом: нитка основы продевалась в
отверстие дощечки, один конец нитки ткачиха закрепляла у себя за поясом, а
другой конец прикрепляла к неподвижному предмету. Дощечки попеременно
переворачивали на четверть и продевали в образовавшийся зев нитку утка,
направляя ее рукой или палочкой. При переворачивании происходило переплетение
нитей.
Способ плетения на бердечке был известен многим народам Европы, Кавказа,
Средней Азии. Техника тканья поясов и тесьмы на бердечке у марийцев была
аналогичной способу, распространенному среди восточных славян.
В начале XX века
для тканья поясов у горных мари стали применять небольшой станочек, который
устраивался по тому же принципу, что и большой станок для изготовления холста.
На подобных станках ткут пояса в Горномарийском районе и в настоящее время.
Обувь марийцев.
Основной обувью мужчин были лапти (йыдал, йондал), сплетенные
из семи лык и с оборами (керем) из этого же материала, при помощи которых лапти
закреплялись на ноге. Их всегда носили в комбинации с онучами, летом — холщовыми,
зимой — суконными. В дождливую погоду под лапти обували кожаные мягкие сапоги
— бахилы (пакилка).
Из кожаной обуви мужчины носили сапоги (кем), которые обычно покупали на
базарах. Восточные марийцы использовали сапоги-коты (шулышан ката) с суконными или войлочными голенищами, которые
были заимствованы у башкир112. Наиболее модными считались сапоги со
сборами в нижней части голенища. Зимой носили валенки (портышкем, межгем). Среди состоятельных марийцев были популярны узорные валенки. Они были распространены главным
образом у горных (сиреман мижгем) и
восточных (чувар портышкем) марийцев.
Такая обувь была обычно фабричного производства и приобреталась на рынке113.
Ее носили только по праздникам.
В целом одежда из фабричных тканей русского покроя у основной массы марийцев
в дореволюционный период считалась праздничной. Процесс замены традиционных
форм одежды на русскую в различных субэтносах мари происходил неравномерно.
Только для горных марийцев была характерна утрата многих форм мужского народного
костюма уже к началу XX века. М. Цедровский, собиравший этнографические
экспонаты среди горных марийцев, подчеркивал, что «Козьмодемьянские мужчины-черемисы,
в особенности парни, в праздники одеваются совершенно по-русски… у редкого
парня увидишь лапти, у всех почти сапоги с набором, на голове картуз, часто
самый новомодный, у богатых парней можно увидеть часы, калоши и зонтик»114.
У луговых и восточных мари некоторые элементы национального костюма
сохранились до 40-х годов нашего столетия. В костюме марийцев-мужчин преобладали
не столько местные, сколько имущественные, а по некоторым элементам — возрастные
различия.
Молотова Т.Л.
Марийский народный костюм, — Йошкар-Ола : Марийское
книжное издательство, 1992.
История
Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.
Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков. К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена. Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока — волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии. Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.
Мужской костюм
Мужской костюм марийцев во многом был схож с русским, хотя и сохранил некоторые самобытные черты. Он состоял из рубахи тувыр; штанов йолаш; пояса юштэ с подвешенными к нему ножнами, кошельком и оберегами; летнего белого кафтана шовыр и осеннего суконного — мыжер. Рубаха отличалась от женской лишь тем, что была более короткой. Вышивка шерстью или шелком темно-красных (до черного) оттенков несла смысловое значение. Праздничные рубахи украшали бисером, тесьмой, монетами, пуговицами. К ХХ в. восточные марийцы стали использовать пестрядь; горные переняли русскую косоворотку из фабричных тканей, как праздничную одежду.