Палехская роспись: история возникновения, отличительные особенности и технология изготовления предметов в технике лаковой миниатюры

Рождение палехской миниатюры

После Октябрьской революции 1917 года народный промысел в Палехе прекратил свое существование. Бывшие иконописцы организовали собственную артель, которая специализировалась на реставрации храмов. Но вскоре «творческое объединение» распалось.

В 1920 году живописцы деревушки вновь объединились для проведения росписи домашней утвари, созданной их древесины. Они декорировали ковши, матрёшек, солонки и т.п. Спроса на продукцию не было, поскольку изделия не соответствовали уровню старых умельцев. Невысокая стоимость товара и большие объемы производства привели к небрежному исполнению.

В 1922 году Иван Голиков, проживающий в Москве, увидел в Кустарном музее шкатулку черного цвета из папье-маше с яркой федоскинской росписью. Изделие настолько воодушевила мастера, что он решил попробовать самостоятельно создавать уникальные вещи с неповторимым дизайном.

Первым его шедевром стала фотографическая ванночка, декорированная росписью в золотистых и серебристых оттенках. Миниатюра получила название «Адам в раю». Живописец отнес ее в музей. Руководство учреждения по достоинству оценило талант мастера и выдало полуфабрикат для изготовления новых зарисовок.

Огромный опыт в живописи помог палешанам справиться со сложной задачей – гармонично объединить миниатюру и объемную форму шкатулок, пудрениц и прочих вещей. Бывшие иконописцы не стали отказываться от традиционной техники письма с использованием яичной краски и твореного золота.

Также мастера сохранили в новых произведениях средневековые приемы стилизации и условность форм. Удачный эксперимент с черным фоном, который усиливал цвета и придавал картинке глубину, стал визитной карточкой палешан.

Палех. История

Недалеко от Иваново, родины русского ситца, расположен город, который славится по всему миру своими лаковыми миниатюрами и иконописью. Это Палех, история основания которого строится на нескольких преданиях. Считается, что название «Палех» произошло от пожара, который случился в дремучем лесу от удара молнии. Тогда огонь спалил много деревьев. Люди, которые сюда пришли, спасаясь от набегов татар, назвали это место Палехом (паленый).

Большинство этих поселенцев оказались иконописными мастерами. Некоторые из них были монахами. Благодаря этим умельцам, палехская иконопись приобрела свой неповторимый стиль, развивалась, совершенствовалась и передавалась по поколениям. Во времена своего расцвета, в XIX веке у местных художников было много заказов. Мастера иконописи расписывали стены Московских соборов. Палехские иконы отправлялись в православные храмы России и за ее пределы.

События 1917 года многое изменили и в жизни жителей Палеха. История гласит, что во времена богоборчества мастерам-иконописцам пришлось нелегко. Ведь свое искусство они создавали веками. Но оно не кануло в лету, а чудесным образом воплотилось в новом промысле палехских художников – лаковой миниатюре. На черном фоне разных коробочек из папье-маше, сохраняя традиции древней иконописи, создавались сказочные, исторические сюжеты и даже портреты. Все эти изделия стали невероятно популярны в нашей стране. А участие в зарубежных выставках обеспечило им множество наград успех во всем мире.

Все лучшие произведения палехского промысла собраны в Государственном музее Палехского искусства. По представленным в музее работам можно увидеть всю историю развития лаковой миниатюры, образцы знаменитой палехской иконописи. Помимо музея, в Палехе есть «дома-мастерские» известных художников, в которых сохранена обстановка времен жизни мастеров.

Некоторое время филиалом этого музея была наиболее ценная достопримечательность Палеха – церковь Воздвижения Креста Господня. Все шесть ярусов иконостаса покрыты необыкновенно красивыми росписями палехских мастеров. Поражают воображение тонкостью работы и яркостью красок фрески, нанесенные на стены более двухсот лет назад.

Современные мастера из местного художественного училища продолжают дело своих предков. Бережно сохраняя вековые традиции, они создают новые произведения палехской миниатюры. Таким образом, история Палеха продолжается…

Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!

Твитнуть

Нравится

Поделиться статьей:

Рекомендуемые сервисы:

города России Золотое Кольцо Ивановская область

  • Древний Ростов Великий

    < Назад

  • Город Юрьев-Польский

    Вперёд >

  • города России
  • Золотое Кольцо
  • природа
  • древняя Русь
  • Москва
  • русская кухня
  • президент России
  • достопримечательности
  • горнолыжные курорты
  • Краснодарский край
  • Владимирская область
  • Масленица
  • война
  • русские народные промыслы
  • Беларусь
  • Кавказ
  • живопись
  • горы
  • Крым
  • Подмосковье

Изделия палехских художников

Подробности
Категория: Палехская роспись
Опубликовано 21.03.2019 16:57
Просмотров: 1826

Сувенирные изделия (шкатулки, ларцы, пасхальне яйца, подносы, портсигары), украшенные лаковой миниатюрной живописью, покупают во всем мире те, кто ценит настоящее народное искусство.

Называются эти сувениры коротко – Палех. Приобретая в подарок сувенир, украшенный тончайшей миниатюрной живописью, имеющей неповторимый своеобразный колорит народних сказок и былин, редко кто знает, что, собственно, означает слово Палех. 

Палех – это название древнего российского села, расположенного неподалеку от Москвы в Ивановской области. Здесь еще с допетровских времен жители занимались художественной росписью.

Иконописцы из Палеха, чей стиль складывался на протяжении веков под влиянием иконописных школ Москвы, Ярославля, Новгорода, были известны по всей Руси. Особенно громкую славу приобрели палехские живописцы в конце XVIII – начале XIX века.Они расписывали множество соборов и церквей по всей России. Среди их работ – иконы и настенные росписи в Московском Кремле (Грановитая палата), в храмах Новодевичьего монастыря в Подмосковье, в Троице-Сергиевой Лавре.Но после Октябрьской революции 1917 г. в России мастера из Палеха лишились своего главного заказчика – российской православной церкви. Но палехские художники нашли новые формы для своего творчества. Народный художественный промысел Палеха не заглох, уйдя от иконописи. Напротив, с 1918 г. в его развитии начался новый этап, принесший Палеху небывалый расцвет и известность далеко за пределами России.

С 1918 г. в Палехе действует художественно-декоративная артель, занимающаяся росписью по дереву. Возглавили артель знаменитые впоследствии деятели искусств Иван Голиков и Александр Глазунов, которые определили дальнейшую тематику и направление палехской народной росписи.С этого времени на палехских миниатюрах появляются новые сюжеты: сказочные, былинные богатыри, популярные исторические личности, сюжеты из народного быта, цветочные композиции, а также сюжеты, прославляющие героев Гражданской войны и новое советское общество. Даже эти явно заказные заангажированные сюжеты столь органично и естественно вписались в стиль Палеха, что дали новый толчок развитию народного промысла.

На художественно-промышленной выставке в Москве в 1923 г. работы палехских мастеров были награждены дипломом ІІ степени. С этого времени художники Палеха постепенно переходят от росписи по дереву к работе с новым материалом – папье-маше, с которым в России работали мастера лаковой миниатюры еще одного знаменитого народного промысла из села Федоскино.На новый материал мастера Палеха перенесли свой традиционный художественный материал – темперу, а также напоминающую иконопись манеру живописи. И уже на Сельскохозяйственной выставке 1924 г. палехские миниатюры красовались на шкатулках, портсигарах, коробочках из папье-маше, выполненных для Кустарного музея.

Технология изготовления миниатюры и проста, и сложна одновременно. Сначала из бумаги, картона и клея изготавливается основа под роспись: подносы, шкатулки, коробки. На основу наносят несколько слоев лака, каждый раз тщательно просушивая в специальной печи. После такой подготовки приступают к росписи специальными красками, изготовленными по рецептам, которые каждый художник промысла хранит в тайне и передает по наследству ученикам.Для изготовления красок применяют природные материалы: минералы, служащие пигментом (к примеру, красные глины, кадмий, сиену, волконскоит и др.), смешивают с водой, уксусом и яичным желтком. Кисти для работы изготавливают из беличьего меха.Палехская школа росписи, как правило, отличается темным (чаще всего черным) фоном, на котором яркие краски узорчатой росписи выглядят как бы подсвеченными. Используется прописывание золотом. Художники прибегают к сложным многофигурным композициям, пропорции вытянутые, стиль, напоминающий иконописный, сохранился и в жанровых сценках, портретах, пейзажах.

Художники обыгрывают литературные и исторические сюжеты, фольклорные и бытовые сценки, цветочные композиции и пейзажи.Остается добавить, что палехские мастера бережно хранят традиции промысла, воспитывая новые поколения талантливых художников.С 1928 г. до нашего времени в Палехе действует профессиональная школа обучения. В разное время она называлась техникумом или училищем со сроком обучения от 4 до 5 лет. Сейчас школа называется Палехским художественным училищем им. М. Горького и по-прежнему готовит молодых талантливых мастеров росписи, идущих на смену знаменитым живописцам Палеха.

Техника выполнения росписи

Рождение палехского изделия – долгий и многотрудный процесс. Предметы изготавливаются из специального пористого картона. Необходимое количество листов картона проклеиваются жидким клейстером, затем надеваются на специальную болванку и помещаются в пресс. Детали для изделий формируют отдельно. Затем просушивают в течение двух недель, потом вымачивают в горячей олифе и выдерживают в печах. Полученные детали становятся твердыми и прочными.

Поверхности, которые в дальнейшем будут покрываться росписью, выравнивают, полируют наждаком и несколько раз грунтуют смесью сажи, олифы и глины. После каждой грунтовки – сушат и шлифуют. На наружные стороны наносят раствор сажи в масле несколько раз, затем покрывают черным лаком. Внутренние поверхности обрабатываются красным лаком. Затем изделие полностью закрашивается бесцветной политурой.

Все поверхности становятся гладкими, блестящими. Чтобы наносимые краски не скатывались, нужные места для росписи зачищают пемзой и передают художникам.

Рабочие места оснащены специальными подставками для руки, чтобы кисть не затекала. Имеются особые гребенки для росписи внутренних стенок, для них же предназначены большие лупы. Некоторые изображения можно рассмотреть только при сильном увеличении.

Художник наносит набросок картины карандашом, потом прорисовывает его белилами. После прорисовывания красками делает роспись сусальным золотом, предварительно раздробленным и растертым пальцами. В завершение мастер ставит подпись, лакирует и окончательно просушивает готовое изделие.

Интересный факт

Для особого блеска золота предмет полируют зубом волка. С его гладкостью и шелковистостью не может сравниться ни один инструмент, даже самый высокотехнологичный.

Основные цвета в росписи

В Палехской росписи основной фон – черный. Он знаменует собой землю, глубину и первозданный хаос, рождающий жизнь, свет, радость и мир. Присуще древнерусское соединение цветов – красного, желтого и зеленого. Красный – символ красоты, плодородия (красно солнышко, весна-красна). Зеленый – знак растений, молодости, жизни на природе, отдыха. Желтый говорит о зрелости, созревании, достижении успехов и достатка. В Палехской росписи обильно присутствует золото. Оно символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи – не тварный Божественный свет, озаряющий весь мир и пронзающий все – даже извечную тьму.

Достопримечательности Палеха

Музей палехского искусства Отдел лаковой миниатюры «Cоветский Палех» Государственного музея Палехского искусства открыт 13 марта 1935 года во время празднования десятилетнего юбилея «Артели древней живописи». Основу коллекции отдела лаковой миниатюры составляют лаки и графика мастеров Палеха, работы по росписи фарфора, эскизы стенописи, лаковые монументальные панно, книжная графика, коллекция западноевропейской живописи XVI — XIX в… N56.80093 E41.85256
Крестовоздвиженская церковь Храм (1807) с шестиярусным иконостасом, расписанным палехскими мастерами. Храм довольно интересен своей архитектурой, фресками и иконостасом. Иконостас выполнен довольно изящно и покрыт позолотой. Фрески поражают живостью и насыщенностью красками, но некоторые фрески находятся в плохом состоянии, особенно в боковых приделах… N56.80224 E41.85628
Знаменская церковь в селе Красном Расположена у въезда в село, на склоне холма над шоссе Шуя — Палех, на месте существовавшего здесь с XVII в. погоста с деревянной церковью. Возведена из кирпича в 1804 г. на средства помещика П. Н. Бутурлина. Возможно, в 1-й четверти XIX в. были пристроены паперть и портики с севера и юга. Вероятно, тогда же сооружены ажурная металлическая ограда на кирпичных столбах и парадные южные ворота… N56.82493 E41.81568
Художественный салон Выставка-салон расположена в здании библиотечно — информационного центра. N56.80070 E41.85287
Дом-музей И. И. Голикова Дом-музей Ивана Ивановича Голикова — одного из первых художников, работавших в жанре лаковой миниатюре, основателя Артели древней живописи в 1924 году. Музей располагает своеобразной экспозицией, представляющую обстановку и особенности дома палехского художника. Открыт в 1961 г. Расположен в центре посёлка, это деревянный рубленый дом с резным крыльцом, декоративными ставнями, с кружевными косицами у крыши… N56.80168 E41.85247
Дом-мастерская Н. В. Дыдыкина Дом-мастерская Н. В. Дыдыкина — также уроженца Палеха, скульптора, автора памятнику Пушкину на Мойке в Петербурге. В музее экспонируется большая коллекция скульптурных работ Н. В. Дыдыкина. Музей-мастерская ленинградского скульптора, заслуженного деятеля искусств РФ Н. В. Дыдыкина была открыта 12 декабря 1978 г… N56.80287 E41.85501
Дом-музей П. Д. Корина Дом-музей Павла Дмитриевича Корина — художника, происходившего из семьи потомственных палехских иконописцев, но получившего известность в основном за свои портреты, к собственно палехскому стилю не имеющие отношения, а также ставшему одним из самых известных советских реставраторов Музей открыт в 1974 году… N56.80683 E41.85704
Ильинская церковь Кирпичная церковь, построена в 1790 г. как кладбищенская. Построена из кирпича на месте прежней деревянной. Первоначальная тесовая кровля и зеленые черепичные главки заменены на кровлю по кованым стропилам и железное покрытие глав. Характерный для данного региона небольшой приходский сельский храм, в композиции объемов и деталях которого ощущается влияние архитектуры второй половины XVII века… N56.79937 E41.85928
Дом-музей Н. М. Зиновьева Дом-музей Николая Михайловича Зиновьева — палехского художника советского времени, который после 1917 года вернулся в свою деревню и пахал землю, а в 1926 году вступил в Артель. Все предметы находящиеся в доме напоминают о семье художника, её быте и деревенском, исконно русском укладе жизни. В доме-музее Н… N56.81915 E41.82641
Кружевная изба К. Муратова Кружевная изба К. Муратова в селе Соймицы Ивановской области. Декор сделан в 1960—1962 гг. Мастер, создавший этот ажурный дом — Муратов Константин Кузьмич, житель села Соймицы, соседнего с Пестяками Палехского района. Изготовленные его руками наличники, карнизы, фронтоны, фризы украшают не один десяток домов округи… N56.87229 E42.21805

Музей П. Д. Корина

В 1974 году в Палехе открылся Дом-музей П. Д. Корина – одного из лучших художников XX века. Экспонаты собирались самим творцом и были завещаны Палеху. Экспозиция расположена в старинном деревянном доме с палисадником, утопающим в зелени. Павел Дмитриевич со своими братьями хранил свой дом и старался не нарушать его прежний облик. При жизни Корин мечтал превратить дом в музей и отдать его государству. После смерти вдова художника и его брат, выполняя волю покойного, передали дом городу. Сейчас сооружение является самой старой деревянной постройкой в Палехе. Оно было возведено в 1870-е годы бабушкой мастера.

Дом-музей Корина

В своих работах П. Д. Корин отобразил патриархальный уклад жизни горожан, традиционные семейные ценности и духовные традиции. В экспозиции имеются именной мольберт художника и инструменты, необходимые для написания икон: краски, разведенные в деревянных ложках, иконные доски, кисти. В комнатах есть несколько предметов старинной мебели: ковры, часы, диван из красного дерева и прочее. На стенах посетители увидят семейные фотографии и портреты. Также везде вывешены иконы, написанные или отреставрированные П. Д. Кориным.

Адрес: ул. Демьяна Бедного, 19. Режим работы: Вт-Вс – 10:00-17:30, Пн – не работает.

Изделия с палехской лаковой живописью

Основателями палехского искусства были
художники-иконописцы. Поэтому искусство палехских художников-миниатюристов
тесно связано с искусством древнерусской живописи. Палех был одним из главных
центров нконописанин в XVI — XVII вв. Палехские мастера создавали в основном
дорогие высокохудожественные иконы. В начале XIX в. появляются иконописные
мастерские, а к концу столетия — фабрики. С развитием капитализма в России
древнее искусство иконописи вырождается в ремесло.

После Великой Октябрьской социалистической революции на
основе мастерства палехских народных художников-иконописцев в Палехе
(Ивановская обл.) родилось искусство темперной лаковой миниатюры. Пытаясь
перенести высокое искусство древней живописи на современные изделия, бывшие
иконописцы расписывали матрешки, посуду, ларцы и другие деревянные изделия. В
20-х годах в Палехе предпринимаются опыты по росписи в иконописной технике
изделий из папье-маше. В 1924 г. была создана Палехская артель древней
живописи.

В настоящее время производством миниатюрной лаковой
живописи на папье-маше в Палехе занимаются художественно-производственные
мастерские Палехского отделения Художественного фонда РСФСР.

Отличительные черты палехских миниатюр живопись по черному
фону, обработанному прозрачным лаком до зеркального блеска, сложность
многофигурных композиций, подробное раскрытие сюжета (часто сюжет центральной
миниатюры продолжается на боковых стенках шкатулок и бортах декоративных
тарелок).

Излюбленные мотивы росписи — былины, «Слово о полку
Игоревен сказки («Сказка о рыбаке и рыбке», «Иван-царевич и Жар-птица»), а
также сюжеты из деревенской жизни (мотивы труда, хороводы, посиделки, сцены
охоты). Часто мастера народного промысла используют литературные произведения
великих русских и советских писателей — Пушкина. Гоголя. Крылова.

Горького и др. («У лукоморья…», «Бахчисарайский фонтан»,
«Песня о Соколе», «Буревестник» и др.). Появились новые композиции на темы
гомеровского эпоса, произведений Рабле, Сервантеса. Шекспира. Мольера,
Бомарше.

Широко представлена советская тематика, советские песни
(•Будьте здоровы, живите богато», «И кто его знает» и др.). Привлекают
мастеров и темы революции, истории Родины.

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: «Изделия
народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация
торговли)»

В декабре 1924 года в Палехе возникла Артель
древней живописи, занимавшаяся росписью изделий из папье-маше
(1924-1927).
Иван Васильевич Маркичев — народный художник РСФСР, бывший иконописец, один из
основоположников палехской лаковой миниатюры.

Лаковая
миниатюра. ПАЛЕХ.ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА — вид народной русской миниатюрной живописи
темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки,
портсигары).

До революции Палех, Мстера и Холуй являлись
последними центрами, где теплились художественные традиции древнерусской живописи
(иконописи).Палехские и холуйские художники, использующие в росписи протоки
незаписанного черного лакового фона, нередко…

Лаковая
миниатюра. ПАЛЕХ.
Внизу слева: № 48, справа: И. Голиков с. Палех 1925 От Палехской
артели древней живописи в 1934. 3-ЛП И,И. Голиков — заслуженный деятель
искусств РСФСР.

В настоящее время развилось тончайшее искусство
темперной миниатюры на лаковых изделиях (Палехская
миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра). Декоративная и станковая живопись
цветными лаками по лаку развита во Вьетнаме и Лаосе.

Внизу слева: №1794, справа: И.П. Вакуров. с. Палех.
1935 г. От Товарищества художников Палеха в 1936.405-ЛП.
«Сокровища русского искусства. Палех. Палехская лаковая
миниатюра».

Внизу справа: № 1823 Н. Зин. с. Палех
1927. Из Министерства культуры РСФСР в 1956.1021-ЛЛ Н.М. Зиновьев — народный
художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии
РСФСР имени И.Е. Репина.Палех. Палехская лаковая миниатюра».

Лаковая
миниатюра. ПАЛЕХ.
«Сокровища русского искусства. Палех. Палехская лаковая
миниатюра». Следующая страница >>>.

Лаковая
миниатюра. ПАЛЕХ.Палех. Пластина. Папье-маше. темпера, золото. «Сокровища русского
искусства. Палех. Палехская лаковая миниатюра».

Лаковая
миниатюра. ПАЛЕХ. Гусляр.Палех. Палехская лаковая миниатюра». Следующая страница
>>>.

Крестовоздвиженский храм

Последним объектом нашей экскурсии должен был стать Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами. В своё время он был объявлен музеем и это спасло его от уничтожения. Но в шесть часов вечера храм оказался закрыт и мы в него не попали.

Крестовоздвиженский храм Палех

Палехские шкатулки до сих пор считаются хорошим подарком. Производство не «умирает» несмотря на то, что изделия довольно дорогие, а вокруг много дешёвых китайских подделок. Работает и училище, выпускающее новых мастеров лаковой миниатюры. Кстати, школу иконописи тоже возрождают.

На сувениры времени нам не дали. Лично я и не собиралась ничего покупать, поскольку заранее представляла цену изделий. Но, просто заглянув в лавку, увидела предмет, доказывающий, что Палех — это не только шкатулки и что мастера стараются идти в ногу со временем.

город Палех

  • Администрация Палеха
  • Фотогалерея
  • Предприятия Палеха
  • Погода в Палехе

Село Палех — старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства, находящийся в 64 километрах от областного центра. Население — 6400 человек, из них 500 художников, живущих в рамках своего сообщества.

Палех до 1947 года был селом, затем в 1947 г. был переименован в поселок. Точная дата возникновения Палеха неизвестна, но сохранившиеся в летописях записи свидетельствуют, что он существовал до XV века.

Палех стоит на холме, среди полей и лесов, разделяемых на две части рекой Палешкой, имеется много родников, прудов. Через Палех проходит окружная шоссейная дорога на Н. Новгород, а также дорога на Южу, имеется автовокзал и две гостиницы. Расстояние по шоссе от п.Палех до г.Иваново — 64 км. Ближайшая железнодорожная станция в 30 км. от Палеха в г.Шуе.

История Палеха уходит в глубокую древность. Палех — название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племён. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Ландех, Лух, Люлех. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех.

«… Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от «молоньи». Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились ис тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Палёной нарекли, а то — Палихой. И село стали Палехом называть».

Есть и легенда: «Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех.

В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания 15-16 вв. («Акафист Спасителю» — середина 18 века, «Акафист Богородице», «Преображение» — конец 18-го – начало 19 веков).

Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое «фряжское» письмо («Не рыдай мене, Мати — 1769 г.).

Современный Палех — один из признанных центров лаковой миниатюры. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов.

Знаменская церковь

Свято-Знаменская церковь находится рядом с шоссе Шуя-Палех, у въезда в поселок Красное. Ранее она была кладбищенским деревянным храмом, который постепенно обветшал. Новую церковь из кирпича построили в 1804 году благодаря пожертвованиям помещика П. Н. Бутурлина. Историки предполагают, что к ней в начале XIX века были пристроены паперть и портики на севере и юге. Освящен храм в 1810 году.

В юго-западном углу ограды находится дом священника. Живописный белоснежный комплекс отлично вписывается в природный пейзаж и является главным акцентом в панораме села.

Знаменской церкви повезло избежать закрытия, она беспрерывно работает уже более двух веков. Сохранилось убранство храма: иконостасы, светильники, кадила и прочее.

Интерьер церкви украшает живопись на тему Ветхого и Нового Заветов. Роспись выполнена в традиционном палехском стиле XIX века. Последняя реставрация проходила в 1980-х годах.

Знаменская церковь

Адрес: Палехский р-н, с. Красное.

Как отличить оригинал от подделки?

Расписные шкатулки из Палеха являются прекрасным украшением интерьера и уникальным подарком

Но чтобы не приобрести подделку, при покупке следует обращать внимание на следующие детали

  • Оригинальные палехские шкатулки обычно черного цвета снаружи (иногда могут быть окрашены в зеленый или синий оттенки) и всегда выкрашены в красный цвет изнутри.
  • Роспись характеризуется многотональной прокраской теней, слегка вытянутым изображением персонажей, точной прорисовкой всех элементов и деталей.
  • Изделия из Палеха отличаются идеальной полировкой снаружи и внутри. Царапины, пятна и вздутия – это признак неоригинальной шкатулки.
  • Крышка коробочки всегда плотно подогнана к основанию – так называемому кузовку.
  • На оригинальной вещи обязательно должна присутствовать позолоченная надпись «Палех», которая располагается всегда в левом нижнем углу, а в правом нижнем углу можно прочитать фамилию мастера.
  • Упакована настоящая палехская шкатулка в жестяную коробочку, у которой внутри имеется слой наклеенной ваты, способной защитить лак и роспись от повреждений.
  • Низкая цена на такое изделие – это всегда показатель того, что перед вами подделка. Палехская миниатюра – очень трудозатратный народный промысел, поэтому такие вещи высоко ценятся и не могут стоить дешево.

Палехские расписные шкатулки – это уникальные произведения искусства, в которые мастер вкладывает свою душу и весь свой многолетний опыт. Шкатулки, изготовленные в палехской технике, известны во всем мире и являются неотъемлемой частью самобытной русской культуры.

Все о шкатулках Палех смотрите в видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector