Пояса в дзюдо

Направления и уровни

Хидари — левый, влевоМиги — правый, вправоСаю — движение вправо-влевоМаэ — передний, впередУсиро — задний, назадДзэнго — движение вперед-назадСото — вовне, снаружиУти — внутрь, изнутриОмотэ — вперед, в лицоУра — назад, за спинуСёмэн — спереди, прямоСокумэн — сбоку, в профильХантай — противоположный; противоположная сторонаУэ (дзё) — верх, верхнийСита (гэ) — низ, нижнийДзёгэ — вверх-внизНака (тю) — середина, средний; в середине, внутриДзёдан — верхний уровень (выше плеч)Тюдан — средний уровень (от плеч до пояса)Гэдан — нижний уровень (ниже пояса)Татэ — вертикально, по вертикалиЁко — горизонтально, по горизонтали; сбокуНанамэ — наискосок, по диагоналиМассугу — прямо, строго по прямой

Кейкоги

В японских единоборствах форму называют «кейкоги» («кейко» — тренировка, «ги» — одежда). Иногда говорят еще короче: «доги» и просто «ги». Для обозначения одежды в каком-либо виде будо может применяться конкретное название: для айкидо — айкидоги, для каратэ — каратэги. Называть форму «кимоно» не совсем верно, так как кимоно — по сути халат, у которого нет брюк. В кэйкоги же входят штаны и куртка.

Куртка

Куртка называется «уваги». Ее делают из хлопка с плетением для дополнительной прочности. В итоге получается форма плотнее, чем для каратэ. Специально для отработки техник с захватом она имеет усиленные отделы на груди и плечах. В секциях дети обычно надевают кэйкоги белого цвета.

Чтобы ребенку было удобно заниматься, куртка должна иметь правильные размеры:

  • рукав длиной ¾, полностью закрывающий локоть;
  • длинный запа́х, который свободно достает до противоположной стороны;
  • длина куртки заканчивается на середине бедра.

Куртки отличаются разной степенью плотности: чем плотнее ткань, тем дольше форма служит. Но такой материал имеет и недостаток: он тяжелее и теплее. Для детей рекомендуется использовать куртку плотностью 8 унций или 200 г/м2, так как:

Брюки

Брюки или дзюбон шьют тоже из ткани белого цвета. Как и у куртки, у брюк есть специальная накладка для отработки техник на коленях

При выборе штанов нужно обращать внимание на длину: она не должна доходить до самого пола, лучше, если длина будет до щиколотки или до середины икры. Брюки для ребенка лучше приобрести на резинке, а не на завязках

Совет. Кэйкоги делают из хлопка, хотя в последние годы в состав ткани добавляют полиэстер. Поэтому она меньше мнется и меньше садится после стирки.

  1. Если вы покупаете форму из 100% хлопка, то берите на 1 размер больше.
  2. Заранее прочитайте, проводилась ли противоусадочная обработка ткани. В этом случае берите размер без запаса.
  3. Стирайте форму, как указано в инструкции.
  4. Затем сушите в расправленном виде.
  5. Если у ребенка много тренировок — лучше взять две формы.

Ки айкидо (Син–син тоицу Айкидо)

Ки айкидо относится к мягким видам айкидо, направленным, в основном, на развитие внутренней силы Ки, баланса и гармонии. Коичи Тохей – создатель Ки айкидо, занимался у Морихея Уэсибы в самый поздний период его жизни, и со временем решил сфокусировать свои силы на изучении именно этого аспекта айкидо.

Этот стиль чем-то схож с китайским цигуном (иероглиф 気 один и тот же: Ки – на японском, Ци – на китайском).

Второе название Ки айкидо – Син-син тоицу Айкидо (дословно: объединение ума и тела). Коичи Тохей создал этот стиль после выхода из организации Айкидо Айкикай в 1974 году. Он долгое время был главным инструктором Ки айкидо, и даже удостоился присуждения 10 Дана от основателя айкидо.На тренировках много внимания уделяется медитации, дыхательным упражнениям. Все это помогает освоить основную концепцию ки айкидо – сознание управляет телом.

Коичи Тохей Ки айкидо

Томики айкидо (Томики рю)

Томики айкидо – это спортивное, соревновательное айкидо. Этот стиль айкидо создал Кендзи Томики – ученик Морихея Уэсибы и Дзигиро Кано (основателя дзюдо).

Стиль Томики рю, как и Ёсинкан, относится к жестким направлениям айкидо довоенного периода.

Кендзи Томики пришел в додзё Морихея Уэсибы, уже обладая многолетним опытом в дзюдо, где достиг уровня 5 Дана.

Томики сенсей преподавал в университете Васеда физическое воспитание. Для успешного внедрения айкидо в образовательную университетскую программу, ему нужно было добавить соревновательный элемент, столь необходимый людям молодого возраста. После длительного  изучения дзюдо и айкидо Томики сумел сформировать более или менее стройную систему проведения состязаний в айкидо.

Наиболее яркое отличие Томики рю от других направлений айкидо — это соревновательный раздел Танто Рандори. Участники выступают  парами. Один вооружен резиновым ножом и пытается прямыми тычками нанести безоружному оппоненту колющий удар. Второй участник пытается уходить от этих атак и, если получается, поймать атакующую руку и провести какой-либо прием. Удары руками в ходе Танто Рандори запрещены, а если атакующую руку таки поймали, её нельзя забирать обратно для повторных ударов. Это только основные моменты соревнований, правила этим не ограничиваются. При наличии таких ограничений технику айкидо провести очень сложно. Как правило, эта борьба заканчивается клинчем и попыткой свалить партнера на татами.

Поскольку в таких соревнованиях айкидо в привычном понимании этого слова осталось очень мало, то параллельно проводятся разделы соревнований с демонстрацией  базовых техник, где оцениваются правильность применения принципов айкидо и качество исполнения приёмов.

Соревнования по Томики айкидо (танто рандори)

Необходимо понимать, что соревнования, ограниченные множеством условностей и правил, не являются наработкой необходимых навыков, которые можно успешно применять при нападении противника с ножом в реальной ситуации. Однако цель соревнований состоит в повышении общефизической кондиции участников и создания здоровой конкуренции в борьбе за первое место, что дополнительно мотивирует занимающихся на дальнейшие спортивные свершения . Вместе с тем, указанные аспекты противоречат философии айкидо, что и повлекло за собой конфликт Томики сенсея и Морихея Уэсибы.

Как бы то ни было, в настоящее время Томики рю является четвёртым по популярности направлением айкидо в мире. 

ЧЕРНЫЙ ПОЯС (МУДРОСТЬ)

Черный пояс – это цель многих каратэков. Его требования очень высоки. И многие, стремившиеся к нему, на коком-то этапе смиренно удовлетворились более низким уровнем мастерства и понимания, не желая встретиться лицом к лицу с высочайшими требованиями, предъявляемыми к юданша.

Шаг от коричневого пояса к черному – самый важный в жизни каратэка. До этого различные требования, предъявляемые к обладателям цветных поясов, включая и коричневый, все еще касались ученика. Начиная с 1-го дана и далее, эти требования должны стать второй природой. Практика в технике теперь должна быть направлена на хороший настрой. Поиск в техниках и отношениях мастеров прошлого и настоящего помогает младшим «черным поясам» совершенствовать себя. И все же достижение 1-го дана – это лишь новое начало, а не конец пути, и поэтому здесь нет места для удовлетворения гордости и эгоизма. Как глупо думать что ты достиг всего.

Если юданша продолжает без устали тренироваться даже в зрелые годы жизни, то так же, как белый пояс постепенно становится черным, его черный пояс медленно стирается, становится потертым по краям и в результате – вновь белым. Таким образом, круг неизбежно замыкается, и мастер вновь становится учеником. Весь этот процесс может затем быть повторен, но в сферах, которые лежат за пределами простой техники, за переделами игры ума, за пределами понимания среднего человека. Такова область юданша. «В боевых искусствах самоанализ порождает мудрость. Всегда относитесь к наблюдению за своими действиями как к возможности совершенствоваться» (Мас Ояма).

Искусство честного самоанализа – это новое орудие начинающего «черного пояса»

Он обращает внимание на тенденции в своих мыслях. Нужно анализировать свой ум, чтобы увидеть, думаете ли вы как «черный пояс»

Особенно необходимо следить за тем, какие мысли чаще всего приходят на ум. Если они не совместимы с сознательностью «черного пояса», их следует изменить. Нужно работать над своими негативными чертами, в течение дня носить в уме образ того, кого уважаешь и кем восхищаешься, хранить этот образ в своем сердце. Это может быть кто угодно; Христос для христианина, Будда – для буддиста. Это может быть великий воин прошлого, индийский Аруна или японский мусаси, или наш сосай Мас Ояма. Когда приходится принимать решение, следует спросить себя, как бы поступил на моем месте этот человек. Как бы настоящий мастер каратэ принял то или иное решение в жизни.

Тренировка в самоанализе четко раскрывает многие слабости человека. Нужно проанализировать, почему противник набрал очки, а затем сделать усилие, чтобы устранить слабость своей защиты. Точно так же, если не удается набрать очко за определенную технику, следует проанализировать, почему, и быть готовым не дать этому произойти в следующий раз. Период медитации, который следует за тренировкой, прекрасное время, чтобы обдумать свои действия. Ничего нельзя спрятать от зеркала самоанализа. Это очень строгий урок, направленный на разрушение своего эгоистического «Я».

Итак, чтобы узнать, насколько тот или иной человек преуспел в каратэ, необходимо проанализировать и оценить его положение честно хотя бы за одну тренировку. Никто больше не несет ответственность за качество его тренировок. Он сам отвечает за себя. Будучи «Черным поясом», он всегда должен помнить о своих недостатках Он еще не мастер, но если он приложит усилия, то однажды достигнет этого уровня. Какая разница между новичком и мастером? Мастер – это новичок, который всегда стремится к совершенству. Постоянные усилия приносят удивительные награды. Нужно верить в свой потенциал, но быть честным с собой в отношении того, на каком этапе вы сейчас находитесь.

В конечном счете разрушение, а не развитие неконтролируемого «Я» — смысл тренировок каратэ. Каратэка – скромный и думающий, а не эгоистичный и гордый. На тренировке он всегда спокоен и бдителен Он всегда живо относится к тому, что происходит в его организации, с ним и во всем додзе. Каратэка развивает в себе дух, который не позволяет ему быть захваченным врасплох. Он всегда ощущает и понимает опасность, которой грозят порой даже не значительные вещи или явления. Поэтому он живет так, что ему ничего не угрожает.

Каратэка учится видеть, что неотъемлемая внутренняя природа всех вещей – добрая. Взяв в свои союзники добродетель, можно ничего не бояться. Нужно учиться любить всех, как равных, видеть добро и сердце каждого, находить причины, чтобы никого не бояться. «Конечная цель искусства каратэ — не победа или поражение, а совершенство характера» (Гитин Фунакоси).

Расскажите друзьям. Для этого кликните по значку своей соц сети

Иерархия поясов

Пояс в каратэ показывает определенную степень достижений спортсмена в боевом искусстве. В зависимости от уровня мастерства этот атрибут одежды делится на два класса:

  • кю – ученические пояса;
  • дан – мастерские пояса.

Ученические разряды начинаются с 9 (кю) степени, а затем (по мере совершенствования профессиональных навыков) доходят до 1(кю) степени. То есть чем меньше цифра, тем выше уровень владения учеником боевым искусством. При достижении наивысшего ранга в ученическом разделе спортсмену присваивается дан.

Со временем меняется окрас пояса. Это сигнализирует о том, что боец «не стоит на месте» и развивает не только технические навыки, но и внутренний мир. В каратэ выстроена последовательная система получения поясов. Ее суть состоит в следующем: невозможно обрести пояс оранжевого цвета, миновав желтый.

Ниже представлена очередность присвоения поясов в зависимости от мастерства спортсмена:

  • белый – его получают новички;
  • желтый;
  • оранжевый;
  • зеленый;
  • красный;
  • фиолетовый;
  • коричневый;
  • черный – его обладатели – мастера, достигшие высочайшей степени развития.

Примечательным является тот факт, что черный пояс изготавливается на основе белого и на нем в отличие от остальных вышиты инициалы бойца. Среди мастеров каратэ ходит поверье, что когда черная ткань истирается и начинает свисать в виде лохмотьев, то боец достиг просветления.

Кроме того, в каратэ существуют и иные варианты градаций, например, киокушинкай и шокотан. Так, при первой системе у лучших мастеров боевого искусства появляются цветные полосы на поясе. Однако вне зависимости от системы ранговости повышение степени мастерства везде одинаковое – боец должен достигнуть определенного возраста и сдать экзамен. Уровень мастера или ученика в каратэ может быть присвоен пожизненно.

Это интересно: Каким был Тутанхамон?

Ученические степени – первые шаги к данам в айкидо

Низшая степень в айкидо – 10 кю. Для её достижения не требуется каких-либо серьёзных навыков в реальном бою. В зависимости от стиля, при сдаче экзамена на 10 кю достаточно демонстрации определённых простейших упражнений и перемещений, обучиться которым можно в кратчайшие сроки.

При должном упорстве любой айкидока вправе рассчитывать на получение более высокой ученической степени, вплоть до 1 кю – последней ступени до получения мастерской степени и чёрного пояса. Каждая последующая ученическая степень требует от спортсмена совершенствования предыдущих приёмов и техник, а также освоения новых, более сложных в техническом плане. Пройдя их все, можно задуматься о том, как получить даны в айкидо, ведь 1 кю – это далеко не предел.

Что касается цветового различия ученических поясов, то в рамках каждого стиля и даже каждой школы айкидо могут быть разные правила, вплоть до того, что до получения первого дана ученик может носить только белый пояс. Преодолев непростой ученический путь и овладев базовыми знаниями и умениями, айкидока может рассчитывать на получение первого дана.

Тело человека

Атама — головаКуби — шеяКата — плечоМунэ — грудьХара (онака) — животКинтэки — пахМидзооти — солнечное сплетениеСэнака — спинаСэсудзи — позвоночникКэнко-коцу — лопаткиВаки — бокКоси — поясница; бедраТэаси — конечностиУдэ — рука от плеча до кистиТэ — кистьТэкуби — запястьеКотэ — предплечьеХидзи — локотьКосоку — тыльная сторона кистиСёсоку — ладоньКэн — кулакЮби — палецЮбисаки — кончики пальцевОя-юби — большой палецКоюби — мизинецМякухаку — болевая точка на запястье; пульсАси — ногаХидза — коленоАсикуби — лодыжкаЦумасаки — пальцы ногКакато — пяткаКансэцу — суставКинику — мышца, мускулСудзи — связка, сухожилиеДзёхансин — верхняя часть тела (выше пояса)Кахансин — нижняя часть тела (ниже пояса)

Поясная система в айкидо и мастерство

К сожалению, многие айкидоки основной целью посещения тренировок делают сдачу экзамена на очередной более тёмный пояс. Акцент на самосовершенствовании практически не ставится, и оказывается, что за цветом пояса айкидо абсолютно «ничего не стоит». Ни эффективная техника, ни понимание айкидо как боевой системы, ни уверенность в своих силах.

Повышение мастерства и оттачивание эффективных техник отходит на второй план, в то время как скорейшее получение зелёного, коричневого или чёрного пояса возводится в первоочередную степень. Это в корне неверный путь.

В конечном счёте, неважно какой цвет пояса айкидо старше, ведь, как говорится, «бьют не по поясу, а по морде»

Каждый айкидока должен особое внимание уделять своему росту, а уж по мере освоения принципов айкидо размышлять о получении очередного пояса

Иными словами, на татами нужно совершенствоваться от тренировки к тренировке, расти в собственных глазах, достигая постепенно всё лучших результатов, в том числе в системе поясов айкидо. Только когда внутреннее чутьё подсказывает, что вы готовы к очередной аттестации, можно задумываться о смене цвета пояса.

И, конечно же, обязательно стоит прочитать или посмотреть другие материалы по этой теме на нашем портале и видео канале Обучения и Саморазвития. Узнайте какие существуют даны в айкидо по порядку, как мотивировать себя заниматься боевыми искусствами, как эволюционировали боевые искусства со временем, и прочитайте несколько интересных притч о боевых искусствах Востока.

Источник

Бросковые приемы

Ирими нагэ — бросок на встречном движении, удерживая шею партнераКотэ гаэси — бросок поворотом кисти укэСихо нагэ — бросок выкручиванием предплечья за спину укэКокю нагэ — группа бросков без непосредственного болевого воздействия на суставы, выполняются, используя имеющийся захват или контакт с укэКокюхо — бросок на основе движения кокюхоТэнти нагэ — бросок разведением рук вверх и вниз и сведением за спиной укэКайтэн нагэ — бросок круговым вращением в вертикальной плоскости, опуская руку и голову укэ внизУдэ кимэ нагэ — бросок с воздействием на локоть укэ снаружи и снизуСуми отоси — бросок воздействие на локоть укэ сверху и изнутриДюдзи нагэ — бросок «связыванием крест-накрест» рук укэКоси нагэ — бросок через поясницуФутари дори — приемы от захвата двух укэСаннин дори — приемы от захвата трех укэФутари гакэ — прием от атаки двух укэСаннин гакэ — прием от атаки трех укэ

Программа синего пояса 2 кю

Передвижения.

Страховка.

Уход от 2-х противников (захваты, шомэн учи, чудан цки).

  1. Ёкомен учи танто — санкё (боковой удар в голову, болевой на запястье выкручиванием внутрь, третья форма — котэ хинэри, контроль, атэми).
  2. Чудан цки танто — удоосае (удар в живот ножом, — захват руки, замок локтя, бросок, контроль, атэми).
  3. Ёкомэн учи — кубинагэ (боковой удар в голову, — болевой на шею, бросок через плечо, контроль).
  4. Ката тори шомэн учи — ириминагэ (захват за плечо + удар в голову сверху, — болевой на шею и бросок, контроль, атэми).
  5. Еко гэри — уход от удара ногой и выполнение приема.
  6. Уширо риотэ тори — ириминагэ (захват двух рук сзади, — болевой на шею и бросок встречным ходом, контроль, атэми).
  7. Уширо риотэ тори — котэгаэши (захват двух рук сзади, — болевой вращением кисти наружу, бросок).
  8. Чудан цки — кириотоши (прямой удар в живот, — бросок «подрезанием» воздействуя на шею и плечо, контроль, атэми).
  9. Ёкомен учи — удэгарами (боковой удар в голову, — бросок болевым «скрещиванием» локтя, контроль).
  10. Ёкомэн учи — кошинагэ (боковой удар в голову — бросок через бедро, контроль атэми).
  11. Шомэн учи — ириминагэ-прямой (урад сверху в голову, прямой вход ладонью в подбородок, бросок встречным ходом, контроль, атэми).
  12. Шомэн учи — удэкименагэ (удар сверху в голову, бросок сконцентрированной силой в локоть, контроль, атэми).
  13. Шомэн учи — кошинагэ (обратный).

 
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Программа оранжевого пояса 4 кю

Все передвижения.

Страховка.

  1. Кататэ тори гъяку ханми — удэгарами (захват за разноименную руку, болевой на плечо и локоть, контроль, атэми).
  2. Кататэ тори айханми — никкё (захват за одноименную руку, вторая форма, болевой на запястье — котэ маваши, контроль, атэми).
  3. Риотэ тори — шихонагэ (захват за две руки, — болевой на локоть и запястье скручиванием по естественному сгибу суставов, контроль, атэми).
  4. Шомэн учи — никкё (удар сверху в голову, первая форма с переходом на вторую, болевой на запястье — котэ маваши, контроль, атэми).
  5. Ёко гэри — уйти от удара и болевой на «ахиллес».
  6. Ёкомен учи — санкё (боковой удар в голову, — третья форма, болевой на запястье выкручиванием кисти внутрь — котэ хинэри, контроль, атэми).
  7. Риотэ тори — никкё (захват за две руки, болевой на запястье и локоть, вторая форма — котэ маваши).
  8. Шомэн учи — ириминагэ (удар в голову сверху, — болевой на шею и бросок встречным ходом).
  9. Шомэн учи — котэгаэши (удар в голову сверху, — болевой вращением кисти наружу, бросок).
  10. Гэдан танто цки — никкё (удар ножом снизу, — болевой на запястье, вторая форма, котэ маваши).
  11. Уширо риотэ тори — никкё (захват двух рук сзади, — болевой на запястье, вторая форма — котэ маваши, контроль, атэми).

Сколько поясов в карате, как расположены по цветам

В каратэ преобладает японская система деления учеников. В ней выделяют 9 ступеней, для каждой из которых придуман свой цвет, олицетворяющий полученные навыки. Последовательность цветов такова:

  • белый;
  • золотистый (желтый);
  • оранжевый;
  • зеленый;
  • красный;
  • фиолетовый (темно-синий);
  • коричневый;
  • темно-коричневый;
  • черный.

Примечательно, что каждый пояс присваивается только по результатам сданных экзаменов и тестовых заданий. Только успешно преодолев все испытания, человек доходит до высших регалий. Для него шьют черный пояс, на котором специальной вышивкой сделано его имя и дан. Регулярные тренировки сильно изнашивают ткань пояса, поэтому черный отшивается из белого, поверх которого нашивают плотную черную ткань. Он присваивается только единожды и на всю жизнь. Каждый цвет имеет свое особое значение.

Древние верили, если вокруг талии бойца болтаются лохмотья, бывшие когда-то тканью, это указывает на постоянные усиленные тренировки и высокой статусе. Кроме того, цвет может указать на факт достижения определенного мастерства. Чтобы получить черный пояс нужно сдать соответствующие экзамены и получить признание вышестоящих мастеров.

Белый

Белоснежный пояс, которым каратисты подвязывают кимоно, говорит о потенциале бойца. Каждый человек приходит в боевое искусство чистым, словно пустая тетрадь, которую нужно наполнить мудростью и опытом. Белый цвет символизирует эту чистоту и открытые возможности.

Желтый

Золотистый пояс – это символ завершения начального этапа подготовки. Экзамен на аксессуар желтого цвета сдается уже спустя полгода после начала обучения. В этот момент человек учится постигать собственное тело, настраивать его на нужную работу, вкладывать в удары энергию всего тела и силу туловища.

Этот этап обучения предполагает физические и психологические тренинги, где ученик постигает умиротворение с самим собой и учится концентрироваться на поставленных целях. Желтый цвет говорит о том, что начальный этап подготовки пройден, и боец может приступать к более серьезному обучению.

Оранжевый

Когда желтый цвет тускнеет, это указывает на то, что боец тренируется с должной усердностью и уже достиг определенной стабильности. Пришла пора переходить на аксессуар оранжевого цвета, который символизирует порядок в мыслях человека и его физическом состоянии.

Усиленные тренировки получают определенный порядок, становятся более спокойными и размеренными. Теперь ученик работает над выносливостью и силой духа. Техника в этот период скорее всего наработана, остается работать только на улучшение.

Зеленый

Этот цвет символизирует новый этап в обучении, где ученик должен выбрать, что для него в карате важнее, восприимчивость или чувственность. Эти качества помогут в дальнейшем применять навыки без лишних мыслей.

Красный

Пятый по счету кю. Красный цвет олицетворяет кровь, пролитую в честном бою. Это еще один важный этап подготовки и переход к новому более сложному уровню обучения.

Синий

В другой интерпретации, фиолетовый пояс, показывает огромные возможности и хорошую технику бойца. В то же время это этап психологического обучения, где человек учится подстраиваться под обстоятельства, стойко переживать трудности и выживать в тяжелых условиях. Сложный и насыщенный этап подготовки мастера.

Коричневый

Время проявления творческих способностей в каратэ. Не многие удостоены столь высокого звания. Но останавливаться на этом не стоит, регалии за высшее мастерство еще впереди.

Темно-коричневый

Самая высокая ступень перед званием «мастер». Человек уже постиг мудрость и получил необходимые навыки, его техника находится на высшем уровне, усердные тренировки помогают совершенствовать свой опыт борьбы.

Черный

Черный цвет – это степень высшего мастерства бойца. Получив пояс, человек должен самостоятельно думать о самосовершенствовании, регулярно проводить психологические тренинги и оттачивать полученные навыки боя.

Пояса в айкидо с нашивками

На любом крупном спортивном мероприятии, будь то фестиваль айкидо, показательные выступления или семинар какого-либо выдающегося мастера, можно заметить не только обилие разноцветных поясов на бёдрах айкидок, но и самые разные нашивки на них. Как правило, это японские иероглифы, которые действительно смотрятся очень эффектно.

Нашивка на пояс – это дело добровольное и сугубо индивидуальное. Некоторые школы практикуют нанесение на пояса занимающихся, например, символики клуба, так что никакого бонуса к мастерству айкидоки его нашивка не прибавляет. Чисто декоративный и модный приём для отражения клубом своей индивидуальности.

Нашивки на пояса айкидо чёрного цвета имеют более глубокий смысл. После сдачи экзамена на первую мастерскую степень, боец получает именной чёрный пояс, на котором золотыми нитками вышивается его имя в японском варианте. Таким образом, мастер и его пояс окончательно становятся единым целым. Техничность и духовность сливаются воедино, что и символизирует пояс с именной нашивкой.

История возникновения айкидо

Основателем айкидо считается Морихей Уэсиба, а год основания – 1925. Заняться изучением практики мужчину подвигли его болезненность и хилость. За годы освоения древних единоборств Уэсиба из слабого и уязвимого ребенка превратился в крепкого, выносливого и мускулистого мужчину.

Он перенимал опыт у учителей многих направлений. Но несмотря на идеальное тело и славу непобедимого воина, его душа не находила покоя. Тогда он обратился к религиозным и философским учениям. Итог – создание собственной школы Айкикай, которая положила начало боевому искусству под названием айкидо и объединила в себе физическое и духовное развитие.

Только после Второй мировой войны Морихей обнародовал свое открытие. До этого в школе обучались только проверенные люди.

Сегодня существует множество стилей айкидо, со своими техниками и толкованием. Но главный его принцип – в ходе борьбы заботиться и о нападающем – остается неизменным.

Даны в айкидо, которых удалось достичь не только японцам

Исключением из правила о присуждении данов выше седьмого только японцам является сербский мастер Любомир Врачаревич, создавший свой собственный стиль – реальное айкидо, о котором мы уже писали ранее. Самый высший дан в айкидо, десятый, он получил по решению «Международного совета основателей и гранд-мастеров боевых искусств» в 2003 году.

Стивен сигал

К примеру, знаете ли вы, какой дан у Стивена Сигала, героя американских боевиков? Отвечаем: он обладатель седьмого дана Айкидо Айкикай. Таких же успехов добился и француз Жак Пайе – мастер Айкидо Ёсинкан, получивший седьмой дан в результате упорных тренировок под руководством самого основателя стиля Годзо Сиоды. Конечно, наибольшее количество мастеров вы найдёте среди японцев, ведь именно они являются родоначальниками этого вида боевого искусства.

Таким образом, в айкидо существует десять ученических степеней, развитие навыков в которых происходит от десятого к первому кю, и десять мастерских, где первый дан – это низший по старшинству чёрный пояс. И порой для того, чтобы получить первую мастерскую степень и пройти все даны в айкидо по порядку, нужны долгие годы упорных тренировок с полной отдачей.

Если вам понравилась эта статья, вы можете ознакомиться и с другими материалами по данной теме на нашем портале Обучения и Саморазвития. Следующая наша статья будет о поясах в айкидо. А пока почитайте о том, какое боевое искусство лучшее, какие есть славянские боевые искусства, узнайте о плюсах и минусах боевых искусств, а также о том, какое боевое искусство выбрать, если вы девушка.

Роль поясов в айкидо

Пояс (оби) выполняет сразу несколько функций:

  • часть экипировки спортсмена, которая фиксирует кимоно. Длина его может составлять 4 метра и завязывается он в два оборота, причем не на талии, а чуть ниже. При этом должны остаться концы одинаковой длины;
  • каждый цвет пояса сигнализирует о том, каким уровнем мастерства овладел боец и каковы его достижения. Боец айкидо стремится стать обладателем пояса определенного цвета;
  • во время соревнований на пояс наносится информация о спортсмене (имя, эмблема клуба, за который он выступает), что помогает легко идентифицировать участника;
  • наконец, пояс – символ айкидо, с ним связаны многие моменты философии данного вида единоборств.

Как видим, пояс очень важен для бойцов, и относятся они к этому элементу очень трепетно.

Программа зеленого пояса 3 кю

Передвижения.

Страховка.

Уход от двух противников.

  1. Ёкомен учи — шихонагэ (боковой удар в голову, болевой на локоть и запястье скручиванием по естественному сгибу суставов, контроль, атэми).
  2. Чудан цки — ириминагэ (прямой удар в живот, — болевой на шею и бросок встречным ходом).
  3. Эри тори — шихонагэ (захват за отворот кимоно, — болевой на запястье и локоть, скручивание по естественному сгибу суставов ближним плечом).
  4. Ёкомен учи — удэосае (боковой удар в голову, — рычаг локтя через предплечье).
  5. Кататэ тори айханми — санкё (захват за одноименную руку, — болевой на запястье выкручиванием внутрь, третья форма, котэ хинэри).
  6. Шомэн учи — санкё (удар в голову сверху, болевой на запястье выкручиванием внутрь, третья форма — котэ хинэри, контроль, атэми).
  7. Мае гэри — уйти от удара и болевой на «ахиллес».
  8. Чудан цки — котэгаэши (прямой удар в живот, — болевой вращением кисти наружу, бросок).
  9. Ёкомен учи — тэнчинагэ (удар в голову сбоку, — захват за руку и голову, бросок противника скручиванием по ходу удара, контроль, атэми).
  10. Уширо эри тори — ириминагэ (захват за воротник сзади, — болевой на шею и бросок встречным ходом, контроль, атэми).
  11. Уширо риотэ тори — санкё (захват за две руки сзади, — болевой на запястье выкручиванием внутрь, третья форма, котэ хинэри, контроль, атэми).

Программа желтого пояса 5 кю

Все передвижения.

Страховка: кувырок вперед, кувырок назад, кувырок вперед-назад, кувырок назад с выходом в стойку.

  1. Кататэ тори айханми — иккё (захват за одноименную руку первая форма, болевой на локоть, контроль, атэми — варианты омотэ, ура).
  2. Кататэ тори айханми — шихонагэ (захват за одноименную руку, — болевой на запястье и локоть скручиванием по естественному сгибу суставов, контроль, атэми — варианты омотэ, ура).
  3. Кататэ тори гьяку ханми — шихонагэ (захват за одноименную руку, — болевой на запястье и локоть скручиванием по естественному сгибу суставов, контроль, атэми — варианты омотэ, ура).
  4. Кататэ тори айханми — ириминагэ (захват за одноименную руку, — болевой на шею и бросок).
  5. Кататэ тори айханми — котэгаэши (захват за одноименную руку, — вращение запястья наружу, бросок, контроль, атэми).
  6. Ката тори — никкё (захват за плечо, — вторая форма, болевой на запястье — котэ маваши).
  7. Шомен учи — иккё ура (удар сверху в голову, — первая форма, болевой на локоть).
  8. Ёкомэн учи — гоккё (боковой удар в голову, — болевой на локоть выкручиванием руки в плечевом суставе — пятая форма, контроль, атэми).
  9. Уширо эритори — никкё (захват сзади за воротник, вторая форма болевой на запястье — котэ маваши, контроль, атэми).
  10. Защита от захвата за талию сзади. Вытянуть одну ногу и использовать контроль на «ахиллес».

Психологическое айкидо

Психологическое айкидо – книга, которую написал наш соотечественник Михаил Ефимович Литвак. Уроженец Ростова-на-Дону.В книге взяты принципы айкидо для приведения в состояния гармонии  и любви нашей психики, посредством вербальных коммуникаций с агрессивно настроенными индивидуумами.Книга «Психологическое айкидо» была переведена на множество языков, обрела популярность далеко за пределами России и была переиздана множество раз.Нельзя сказать, что это айкидо в традиционно японском смысле, но некоторые философские концепции из айкидо, как показывает практика может быть эффективно применена в психологии.

Читать или скачать книгу «Психологическое айкидо» можно в разделе «Айкидо книги»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector