Чем отличаются кимоно для разных боевых искусств

Снятие мерок

Перед тем, как приступить к пошиву, необходимо снять основные мерки тела. Для кимоно это: Сш, Ст, Сг, Сб, Ди, Дс, До, Дпт, Др. Чертеж будущего изделия можно сразу выполнить на полотне. Дальнейшая инструкция такова:

Начать стоит с сетки — вспомогательных линий;
Нижний срез полотна надписывается «Низ»;
Наверх от «Низа» откладывается Ди перпендикулярно сгибу;
Вниз от исходной отмеряется Дс + 2 сантиметра — уровень нахождения талии;
Также от исходной вниз отмеряется Сг * 1/3 + 10 сантиметров — уровень груди;
От сгиба по уровню груди отмерить Сг * ½ + Пг

Важно помнить, что Пг не должна быть менее 6 сантиметров, а значение Сг * ½ + Пг должно быть не меньше Сб + Пб. Пб можно сделать минимальной — до 2 сантиметров;
По полотну от сгиба измерить ширину ростка, равную Сш * 1/3 + 1,5 сантиметра

От полученной точки, которая на картинке обозначена крестом, по исходной отложить Др;

Первая часть изделия

  • Отмерять глубину ростка по сгибу полотна вниз по исходной. Она равна 1/3 ширины;
  • Соединить все точки ростка плавной линией;
  • Наклонить плечевой срез, отмерив 3 сантиметра вниз от исходной на вертикали;
  • Укоротить цельнокроеный рукав на 3 сантиметра со стороны шва сбоку;
  • Провести биссектрису из угла проймы на 5-7 сантиметров и плавно вывести низ рукавов и боковой шов;
  • Вырезать спинку с минимальными припусками и наложить на место полочки;
  • Вырезать полочку по спинке.

Вторая часть изделия

Особенности выкройки основы кимоно

Кимоно — безразмерный халат, который подойдет на любую фигуру. Стандарт ширины спинки кимоно — 60 см. Она при помощи пояса драпируется на фигуре и изделие не кажется слишком большим. Если требуется больший объем, к основе добавляются клинья.

Важно! Традиционное кимоно изготавливается из ткани шириной 30 см. Это требует выкраивать стачную деталь спинки, но если полотно шире 30 см, то делать это не обязательно, если, конечно, не нужно в точности повторить традиционное кимоно

Вам это будет интересно Выкройки платьев и халата кимоно: пошив собственноручно

При крое используются лишь простые геометрические фигуры. Спинка — это прямоугольник с шириной 60 см и требуемой длиной. Полочки равны 45 см, а край талии срезается на 15 градусов к горлу. Обработку горла выполняют из полочки ткани шириной 10 см. Еще одна особенность — длина всего изделия. Обычно ее делают на 20 см больше, чем нужно.

Особенности пошива в схеме

Особенности выкройки рукавов

Рукава также выкраиваются прямоугольниками. В отличие от адаптированных одеяний с тонкими и обтягивающими рукавами, традиционное кимоно обладает очень широкими рукавами, зашитыми на уголок. Рукав кимоно втачивается в основу не по полному срезу, а лишь по его половине. Большая же часть рукава, сложенная вдвое, выпадает не на руку, а на свисающий край. Открытые края, которые остались, зашиваются углом. Именно благодаря этому и получается такой вид кимоно, отличающий его от других похожих халатов.

Warazori — 藁 草 履

В храме Сэнсо-дзи в Асакусе висит пара Овараджи («О», означающая «большой») длиной 500 кг (1200 фунтов). Насколько велик был бы гигант, который их носил ?!

 Варадзори — это соломенные сандалии, которые обычно использовались в Японии примерно с 2000 лет назад до периода Мэйдзи или около 100 лет назад. В некоторых сельских районах люди продолжали носить их намного позже, особенно после второй мировой войны. Некоторые буддийские монахи продолжают носить их даже сегодня.

Варазори похож на вараджи, потому что они сделаны из того же соломенного материала, но по форме ближе к шлепанцу. Разница между варадзи и варадзори заключается в том, что у первого есть крепления, фиксирующие сандалии до щиколотки / голени, что делает их подходящими для повседневной работы и путешествий, тогда как последние похожи на шлепанцы или пляжные сандалии, поэтому лучше подходят для повседневного использования. Они придерживаются на ногах ремешками, проходящими между большим и вторым пальцами; предтеча современного Дзори. Рисовая солома является традиционным материалом варазори, хотя сандалии также могут быть изготовлены из конопли, хлопка или пальмы.

«О-вараджи»

«О-варадзи» — один из крупнейших в Японии, 4,5 м в длину, 1,5 м в ширину и вес почти 500 кг, сделанный из веревок рисовой соломы.

«О-вараджи» известны как заклинание против зла, потому что они символизируют силу стражей Нио (божеств, охраняющих ворота Ходзо-мон, а также храм Сэнсо-дзи), чьи статуи находятся по другую сторону от ворот.

Первая пара «О-варадзи» («О», означает «большой») была подарена Храму Сэнсо-дзи группой добровольцев в городе Мураяма, префектура Ямагата в 1941 году. Однако они были сожжены американцами вместе с Токио во время воздушных налетов Второй мировой войны в 1945 году. После этого второй «О-вараджи» был снова подарен в 1964 году и с тех пор заменялся примерно каждые 10 лет. Для «О-вараджи» выращиваются особые саженцы риса. В производстве задействовано 1100 человек, используется 2500 кг рисовой соломы.

В прошлом японцы приносили в храмы соломенные сандалии в качестве подношений, надеясь иметь здоровые ноги и получить защиту во время путешествий. Однако сегодня люди больше не используют варадзи, многие люди пытаются прикоснуться к «О-вараджи» в надежде получить мощные навыки ходьбы и способность ходить на большие расстояния, не уставая.  В последнее время нижняя часть «О-вараджи» выглядит сильно изношенной, цвет изменился, потому что многие посетители пытаются дотронуться и потереть святыню.

Виды женских кимоно

  • Учикаке – это длинная накидка, которая надевается поверх верхнего кимоно невесты. Учикаке имеет довольно длинные рукава (более одного метра). Часто на такой накидке изображен журавль, считающийся в Японии символом долголетия.
  • Широмуку – свадебное кимоно.
  • Хаори – куртка, которая надевается поверх кимоно.
  • Кимоно гейши и майко – кимоно с длинным шлейфом (от 190 см). У гейш кимоно имеет короткий рукав, у майко – могут достигать полутора метров. Такой вид кимоно делится на два типа: хикидзури – кимоно для танцев, и сусохики – юбка со шлейфом.
  • Фурисоде – праздничное кимоно для молодых незамужних девушек. Такая модель имеет длинные рукава. В день совершеннолетия девушки надевают фурисоде с отделкой в виде пухового воротника.
  • Юката – летний вариант кимоно, выполненный из хлопчатобумажной ткани. Традиционные юкаты изготовлены в черно-белой, серой и синей гамме.
  • Куротомэсодэ – кимоно черного цвета, имеющее рисунок ниже талии. Носят такое кимоно замужние женщины.
  • Хомонги – кимоно, предназначенное для торжественных приемов гостей.
  • Мофуку – траурное кимоно черного цвета, может быть украшено только гербами.

Особенность японского костюма

Внешне японский костюм похож на обычный халат, длина которого варьируется. Поясом в данном случае служит оби — специальная повязка, которой подвязывается кимоно на талии. Пуговицы отсутствуют, имеются лишь бечевки и ремешки. Японский национальный костюм отличается от халата тем, что его рукава намного шире, чем рука.

Ткани, использующиеся для пошива кимоно, плохо тянутся. Для изготовления оби используется сукно.

Японцы делают прямоугольные выкройки, в отличие от европейцев, которые любят закругленные формы. Это помогает сэкономить материал, ведь его остатки можно снова использовать в хозяйстве.

Выкройка кимоно халата для каратэ, для айкидо и платья для гейши

Когда дети подросли и пора отдавать их заниматься в спортивные секции, у многих мам, которые выбрали восточные единоборства для своих чад, встает вопрос: где же взять кимоно? В магазинах его можно найти далеко не везде, да и цена не всем подходит. Решением в таком случае будет найденная выкройка кимоно халата для пошива своими руками.

Кимоно — это удобная свободная одежда для занятия спортом (каратэ, дзюдо, айкидо и прочее) и не только. Шьют его из натуральных, хорошо впитывающих влагу тканей. Пуговицы на такой одежде не предусмотрены, а имеется только пояс. Теперь обратимся к выкройкам.

«Простая» одежда для каратэ

Да, именно так в переводе с японского называется кимоно. Возможно, это связано с простотой пошива и отсутствием размеров.

Выкройка кимоно для каратэ выглядит так:

Это приблизительный вариант, такой чертеж можно корректировать по своему усмотрению. Также выкройку можно использовать в качестве основы для пошива разных фасонов. Принципы шитья у всех видов схожи между собой.

Особенности пошива

1. Обычно ткань отмеряют по росту для мужских моделей. На женские берут чуть больше ткани. Длину можно менять за счет пояса. По желанию выкраиваются клинья в виде треугольников, которые пришивают от уровня линии талии. Их наличие совсем необязательно. Схематически кимоно можно изобразить так: с клиньями и без них.

Вообще, при пошиве используются, в основном, прямоугольные формы. Нигде нельзя увидеть закругленных швов.

2. При выкраивании учитываются припуски на швы, для запаха и на подгиб низа. Конкретные цифры не приводятся, потому что все очень условно в построении выкройки.

Еще одна выкройка без треугольников.

На рисунке указаны все припуски на швы, за исключением подгиба низа. Выкройка рассчитана на 110 см ткани. 3. На рукав кимоно, выкройка для которого расположена внизу иллюстрации, отмеряется ширина в 54 см, а длина — 75 см. Такой длины обычно достаточно даже для высокого человека, а ширину можно увеличить. 4. Ширина спинки берется 60 см.

5. Воротник выкраивают в виде прямоугольника. Его особенность состоит в том, что он должен доходить до пояса.

Техника шитья

  1. Прострочить две детали спинки.
  2. Обозначить вырез горловины и вырезать.
  3. Прошить обе полочки по плечам.
  4. Деталь рукава сложить вдвое и прострочить.
  5. Найти середину рукава и совместить ее с плечевым швом.
  6. Соединить части воротника. Образовавшуюся полоску сложить по длине, прошить и вывернуть. Затем соединить сшитую деталь с вырезом горловины.
  7. Обработать все края.

Платье кимоно

Его шьют на основе лекала лифа и рукава без вытачек. То есть надо отредактировать выкройку платья.

  • Коррекция линии талии: опустить перпендикуляр от изгиба проймы вниз и отступить влево 2 см.
  • Построение рукава. Найти верхнюю точку плеча и отступить от нее 0,5—1 см вверх, от нижней также вверх отложить 1—2 см. Соединить новые точки между собой. По линии плеча отложить длину до уровня предплечья или запястья, в зависимости от того, какой планируется рукав. От проймы отложить от 2 до 9 см вниз и построить вправо горизонтальную прямую. Затем достроить рукав, ориентируясь на выкройку ниже.

Ниже смотрите видео по выкройкам и шитью кимоно платья, а также оно расскажет, как правильно снять мерки и научиться шить самостоятельно.

Кимоно для гейши и айкидо

Кимоно гейши можно сшить по той же выкройке, только материала понадобится больше, чем для классического варианта. Длина ткани берется около 190 см.

Его шикарно украшают. Такое кимоно стоит недешево.

Для айкидошьют куртку, используя укороченную выкройку, и брюки.

Применяя такие рекомендации, свои умения и смекалку можно сшить кимоно не только своему ребенку, но и его друзьям по спорту.

webdiana.ru

Кимоно для мужчин

Мужское кимоно проще женского и состоит из 5 элементов. Основные цвета – черный, синий, коричневый и темно-зеленый, для официальных событий выбираются более яркие тона – пурпурный, ярко-зеленый, голубой. Ткани используются с матовой поверхностью.

Украшение крестами камон говорит о степени нарядности одеяния и о том, насколько костюм формален, определяется тремя видами:

  • 1 крест на затылке;
  • 3 креста – добавляются изображения сзади вверху рукава;
  • 5 крестов – наносится еще 2 креста спереди, в области ключиц.

В современном мире мужчины одевают традиционный костюм на официальные мероприятия. Только борцы сумо публично ходят исключительно в национальном одеянии, так как сама борьба – это традиции народа, а борцы их олицетворяют.

Дополнительно мужчины одевают жакет кимоно хаори и специальную юбку-брюки хакама. Эти элементы придают значимость наряду. Подпоясываются мужчины поясом оби, размещая его ближе к бедрам, он отличается от женского варианта как шириной, так и видом узла.

Запрет на татуировки

У Японии весьма сложные отношения с татуировками, и ситуация начала меняться совсем недавно. Легальными они стали только в 1948 году, не без вмешательства США. Дело в том, что подобным образом свои тела украшали преступники и члены якудза. Сегодня в стране до сих пор существует негласный запрет на татуировки в общественных местах.

В первую очередь это актуально для пляжей, саун, спа-комплексов, спортзалов и аквапарков. Кстати, как правило, послаблений нет даже для иностранцев: будьте готовы, что, скорее всего, вас попросят скрыть татуировки с помощью пластыря.

Ну и вообще имейте в виду, что ваши татуировки могут вызвать тут вопросы, особенно если они содержат важные для страны символы или иероглифы. Доктора клиники эстетической медицины L’Art clinic, сделавшей себе имя в Москве на сведении татуировок лазером, рассказали нам о двух забавных случаях, с которыми их клиенты столкнулись в Японии: «Девушка набила тату с изображением карпа, который является символом мужской силы, и женщины в Японии никогда их не делают. Узнала она об этом во время массажа, когда посещала местный спа. Кроме того, очень распространены случаи, когда иероглифы набиваются либо с ошибками, либо с неправильным смыслом. Пациент был уверен, что его тату переводится как «сила характера», а по факту оказалось «хранить замороженным».

Участники фестиваля Сандзя-мацури в Токио

Carl Court

Кстати, именно в Японии Николай II (еще будучи цесаревичем) сделал свою знаменитую татуировку в виде дракона. Мы бы советовали следовать его примеру: если хотите сделать татуировку в японском стиле, то как минимум обратитесь в лучшую из возможных студий и перепроверьте все внимательно.

В начале октября большой материал о татуировках в Стране восходящего солнца выпустил BBC. Мастер, с которым корреспондент поговорил на эту щекотливую тему, рассказал, что примерно 70 % его клиентов – иностранцы. Современные японцы, конечно же, делают татуировки, но размещают их таким образом, чтобы можно было легко прикрыть рисунки с помощью одежды.

Более того, согласно постановлению министерства здравоохранения, тату-мастер должен иметь медицинское образование, потому что татуировки тут приравниваются к медицинской процедуре. В противном случае деятельность считается нелегальной.

В офисной культуре с татуировками все столь же строго, и исключений не существует ни для кого. Шансы, что человека возьмут на работу в японскую компанию, если увидят рисунки на теле, ничтожно малы, каким бы первоклассным специалистом он ни был.

Современный период

Сейчас кимоно обычно носят лишь в официальных случаях и, как правило, только девушки. Женщины постарше (и некоторые мужчины) носят традиционную японскую одежду на ежедневной основе. Также кимоно каждый день одевают профессиональные сумоисты. На публике вне ринга они обязаны её носить. А ещё кимоно надевают на чайные церемонии, свадьбы, разные спортивные соревнования (кэндо и др.), Новый год, проводы умерших, национальные праздники, окончание вуза или школы и т. д. Кстати, для иностранного туриста с фотоаппаратом считается большой удачей встретить на улице японку (японца) в кимоно.

В Стране восходящего солнца очень много «кимономанов», которые обожают носить традиционную одежду и посещать курсы, где им объясняют, как правильно это делать. На занятиях подробно рассказывают об истории возникновения, выборе соответствующей одежды для предстоящего мероприятия и сезона, способах завязывания оби, тканях и многом другом.

Ко Гал

Слово «gal» означает «девушка, которая любит брендовую одежду», а «кo» происходит от японского слова «kodomo», что значит «ребёнок». Девушки, одетые в стиле Ко Гал, стараются выглядеть настолько молодо, насколько это возможно. Это те самые «кавайные школьницы», но только уже давно не в школьном возрасте.

Узнать их можно по всевозможным милым детским аксессуарам (заколочкам, бабочкам, рюшам), школьным формам со значительно укороченными юбками и высоким гетрам, которые даже приклеивают к икрам специальным средством. Видов школьных форм в Японии бессметное количество, но наиболее популярные: Sailor fuku (белая блузка, синяя юбка, шейный платок и высокие носки) и Sailor dress («морская» форма, состоящая из темно-синей юбки и белой блузки с особого стиля воротником, так что общая картина напоминает матроску. На груди носят либо короткий галстук, либо бант. Высокие носки белого либо темно-синего цвета).

Ко Гал девушек часто можно увидеть с обесцвеченными волосами, искусственным загаром и телефонами-ракушками со жменей висюлек на них. Они много времени проводят на сайтах знакомств и в районе Харадзюуку и Шибуя, где находятся самые брендовые магазины в Токио.

Также существует подстиль Hime Gal (hime — «принцесса»), основной особенностью которого является ношение вычурных ярко-розовых вещей самых дорогих марок.

Возрастные и половые различия

Каждая женщина носит определенный вариант кимоно, все зависит от возраста и статуса. Это касается и мужчин, у которых костюм имеет короткие рукава с острыми углами. Замужние дамы облачаются в одеяния с удлиненными рукавами и закругленными углами. Молодые японки должны носить одежду с длинным рукавом и круглым углом. А дети облачаются в кимоно наподобие мужского. По остроте углов можно судить о статусе человека. У мужчин самый высокий статус, в то время как у девушек — нижайший.

Получается, что в Японии даже у детей статус выше, чем у подростков. Детям многое могут простить, чего не скажешь о молодых девушках.

Также отличаются и оби. Мужчины подвязывают наряд узким поясом, а вот женщины, наоборот, широким. И способ завязки отличается.

Для пошива женского костюма приходится использовать больше ткани, а все потому, что шьется он не по росту, а значительно длиннее. В случае с мужским вариантом все проще: все размеры соответствуют параметрам владельца.

Построение выкройки кимоно

Начертить прямой угол с вершиной в точке А, от которой вниз отложить значение Длины изделия.

Из точки А отложить вниз 1/8 Обхвата шеи (ОШ) и из полученной точки провести горизонталь влево. По этой горизонтали отложить 1/4 Ош плюс 2 см и из полученной точки провести вертикаль вверх. Начертить горловину спинки в соответствии с чертежом (рис. 1).

Из точки А отложить влево Длину линии плеча изделия = 1/4 Обхвата бедер (ОБ) плюс 4-8 см.

Линию плеча продлить до 1/2 Размаха рук. Размах рук можно измерить от запястья до запястья при расставленных в стороны руках или рассчитать.

Рукав кимоно заканчивается чуть выше запястья. Длина рукава не должна превышать ширину ткани.

Из точки, определяющей Длину рукава, провести вертикаль вниз. Ширину рукава определить по желанию. Отметить длину открытого участка рукава у линии низа в области запястья.

Также отметить Длину талии переда (ДТП) и Высоту проймы изделия равную 1/2 ДТП, от полученных точек начертить горизонтали вправо.

Ниже линии талии начертить поперечную складку, которая закладывается при запахивании и завязывании кимоно.

Для определения глубины горловины переда отложить по средней линии изделия 14-16 см вниз от точки основания горловины спинки и начертить воротник в соответствии с чертежом. Ширина готового воротника варьируется от 5 до 9 см.

Женственный рукав кимоно: моделирование и выкройки

Начертить линию вертикального шва на переде и линию края борта в соответствии с чертежом.

Детали кроя японского кимоно

Все детали скопировать с чертежа.

Рукав скопировать зеркально относительно верхней линии.

Измерить длину горловины спинки и удлинить воротник на эту величину.

Все линии срезов выровнять, указать направление нити основы (илл. 2).

Исторический ракурс

Современный японский традиционный костюм можно обозначить одним из трех слов:

  • кимоно, или просто наряд;
  • вафуку, или одежда японцев;
  • гофуку, или китайский вариант одежды.

Кимоно — самый старый вариант. Этим словом обозначали любой атрибут гардероба в середине 19 века в Японии. В 16 веке португальцы в своих отчетах сообщали, что японцы для обозначения одежды используют слово «кимоно». И им начали пользоваться во многих странах. В Стране восходящего солнца кимоно — универсальное понятие одежды. Европейцы же этим словом обозначали именно японскую.

К концу 19 века большинство японцев переняли западный стиль в одежде. Но японский костюм значительно отличался от европейского, поэтому людям пришлось выделить этот атрибут из обозначения «кимоно». В результате появился термин «вафуку».

Современные жители Страны восходящего солнца надевают японский костюм чаще всего в праздничные и особые дни.

Дзюдоги – необходимая униформа для дзюдо

Особенности дзюдоги, как вида униформы для дзюдо, кроются в бросковой технике ведения боя. Спортивное облачение борца должно защищать его от различных травм и ссадин. Чтобы это обеспечить, куртка и штаны костюма имеют удлиненные параметры. Длина куртки – на уровне кистей рук, опущенных вдоль туловища, она полностью покрывает бедра. Сама куртка достаточно широкая – правая пола, на уровне нижней части груди, запахивается левой, не менее чем на 20 см. Рукава имеют длину до запястья, или могут быть на 5 см выше. Длина брюк покрывает голеностопный сустав ноги. По всей длине штанины — 10-15 см пространство между ногой и брюками. На лацканах, проймах и коленях нашиты вставки для прочности. Материал для дзюдоги — хлопок, либо другой вид высокопрочной ткани, цвет – белый, синий. Окрас 4-5 см пояса, который дважды плотно оборачивает дзюдоги, соответствует квалификации борца.

Женское и мужское

На протяжении веков появлялось множество самых разных вариантов расцветок, тканей и форм традиционного японского костюма. Также существуют различные стили кимоно – от откровенно-легкомысленных до самых официозных. Степень формальности традиционной женской одежды в первую очередь определяется моделью, тканью и цветом. Рукава на кимоно для девушки намного длиннее, для японки постарше. К тому же молодёжная традиционная одежда намного сложнее в плане расшивки.

Японское кимоно (мужское) имеет только одну форму и шьётся исключительно из тканей приглушённых расцветок. А формальность одежды определяется цветом и типом аксессуаров, видом ткани, а также количеством (либо отсутствием) семейных гербов. Самой желательной тканью для японского костюма является шёлк. Он наиболее официозен. Второе место уверенно занимает хлопок. А на третьем полиэстер, кимоно из которого довольно редки.

Сейчас как мужской, так и женский традиционный костюм можно купить необходимого размера. Так как кимоно японское шьют из одного рулона ткани, то очень непросто найти одежду большого размера. Ну и довольно дорого обойдётся пошив большого костюма. Достоверно известно, что у всех сумоистов одежда сшита по заказу.

Дополнительные аксессуары и атрибуты

Дополнениями к национальной японской одежде служат: особое нижнее белье, несколько разновидностей кимоно, которые надеваются под основное, пояс оби, традиционная обувь, украшения для прически. Чтобы все это правильно надеть, особенно женщине, часто приходится прибегать к помощи специально обученных людей. Они работают при парикмахерских, имеют лицензию, их можно вызвать на дом. Основные атрибуты традиционного наряда:

  1. Хададзюбан и сасоеке – тонкая рубашка и шаровары, которые надевают женщины в качестве нижнего белья, могут быть соединены между собой.
  2. Нагадзюбан (дзюбан) – длинная рубашка, похожая по крою на кимоно, надевается под верхнее одеяние, чтобы предотвратить попадание на него пота и загрязнений от тела.
  3. Хакама – плиссированные широкие брюки. Женский вариант – в виде юбки.
  4. Хаори – специальный жакет, надеваемый поверх кимоно. Вместе с хакама придает наряду официальности. Закрепляется специальным шнуром хаори-химо.
  5. Кандзаси или канзаши – японские украшения, заколки, булавки для прически. Искусство изготовления канзаши – национальное, ручная работа. Мотивы украшения часто перекликаются с узорами на кимоно.
  6. Таби – носки с отделенным большим пальцем для удобства ношения дзори.
  7. Дзори – кожаные или матерчатые сандалии (напоминают сланцы).
  8. Гэта – деревянные сандалии, надевают преимущественно с юката.
  9. Окобо – высокие туфли, на которых девушки (в основном майко или гейши) могут идти только мелкими шажками, иначе рискуют упасть.
  10. Варадзи – соломенные сандалии – традиционная обувь жрецов в храмах.
  11. Оби – широкий пояс для наряда.
  12. Косихимо – завязки для облегчения надевания наряда.


Варадзи


Гэта


Дзори


Кандзаси


Оби


Окобо


Таби


Хакама


Хаори

История

Кимоно гейш

Женщины в кимоно на станции синкансэна

В современном японском языке существует три слова для обозначения японской традиционной одежды:

  1. кимоно (着物) — наряд
  2. вафуку (和服) — японская одежда
  3. гофуку (呉服) — «китайская» одежда

Самым старым из них является первый вариант. К началу вестернизации Японии в середине XIX века им обозначали любую одежду. Ещё в XVI веке португальские миссионеры-иезуиты сообщали в отчетах в Европу, что японцы называют одежду словом кимоно (kimono). Это название перекочевало в большинство иностранных языков, в том числе и в русский. Хотя в досовременной Японии «кимоно» было аналогом универсального понятия «одежда», в Европе и Америке оно стало ассоциироваться именно с японским нарядом.

В конце XIX века в Японии увеличилось количество тех, кто принялся носить одежду западного стиля. Отличие западного и японского костюма вынуждало японцев выделить последний из общего понятия «кимоно». Возник неологизм для обозначения традиционной одежды — «вафуку» До конца Второй мировой войны это слово стало основным для определения японского наряда. Однако в послевоенные времена, под воздействием американского «понимания» японской действительности, универсальный термин «кимоно» начали применять как один из синонимов «вафуку».

Соответственно, в современном японском языке «кимоно» получило два значения. В широком понимании — это общий термин для обозначения любой одежды, а в узком — разновидность вафуку.

Археологические находки на японском архипелаге подтверждают тезис, что древнейшие японцы носили простую конопляную одежду в конце эпохи Дзёмон. В начале 1 тысячелетия до н. э., под воздействием континентальной моды, в Японию попал костюм корейско-маньчжурского типа.

Самые ранние кимоно, появившиеся около пятого века нашей эры, были очень похожи на ханьфу — традиционную китайскую одежду. В восьмом веке китайская мода сделала накладной ворот частью современной женской одежды. В эру Хэйан (794—1192) кимоно стало очень стилизованным, хотя многие всё ещё носили шлейф мо поверх него. В эпоху Муромати (1392—1573), косодэ — кимоно, ранее считавшееся нижним бельём, стало носиться без штанов хакама поверх него, поэтому у косодэ появился пояс — оби. В период Эдо (1603—1867) рукава росли в длину, становясь особенно вытянутыми у незамужних женщин. Оби стал более широким, появились различные способы завязывания пояса. С этого времени форма кимоно оставалась почти неизменной.

Революцию в японской одежде повлекли вестернизационные реформы периода Мэйдзи второй половины XIX века. Европейская мода начала вытеснять японский традиционный костюм. Этот процесс был постепенным и поверхностным до 1945 года, касаясь лишь руководящих прослоек общества. Однако демократизация и «американизация» образа жизни простых японцев привела к тому, что японское кимоно было вытеснено из повседневной жизни.

Сегодня японский традиционный костюм используется в основном лишь во время праздников и официальных мероприятий.

Запа́х

Как женское, так и мужское кимоно надевают с запахом направо.

На похоронах тело одевают в кимоно с запахом налево, говорят «Мир после смерти противоположен нашему миру».

Разновидности

Выбрать облачение, которое будет правильно соответствовать поводу, статусу, возрасту, семейному положению, традициям, очень сложно. Ведь разновидностей этой национальной одежды, особенно женской, множество. Основные виды кимоно:

  1. Хомонги – наряд для официальных мероприятий и приемов высокого стиля. Рисунками украшены плечи и рукава. В него могут быть одеты как замужние, так и незамужние дамы.
  2. Иромудзи – однотонный халат для чайной церемонии. Ткань может иметь вытканный жаккардовый рисунок «ринзу».
  3. Томэсодэ – наиболее официальный наряд замужней женщины с рисунком ниже талии или по подолу. Его разновидность – куротомэсодэ, черного цвета с пятью гербами камон (родовой герб), одевают на свадьбу мамы жениха и невесты.
  4. Фурисодэ – официальное кимоно для незамужней девушки с длиной шлейфа рукава до 1 метра. Его можно увидеть на подружках невесты во время японской свадьбы или на майко – ученицах гейши.
  5. Комон – наряд с мелким рисунком. Уместен для прогулок, посещения ресторана.
  6. Эдо комон – кимоно в горох. Раньше его надевали преимущественно самураи. Сейчас, если на него нанесены гербы, может быть использовано, как одежда для приемов.
  7. Мофуку – траурный наряд черного цвета, предназначенный для близких родственников умершего. Остальные присутствующие на церемонии могут быть одеты в иромудзи с элементами черного цвета.
  8. Сусохики – кимоно с длинным шлейфом, которое носят гейши и исполняют в нем традиционные танцы.
  9. Юката – летний вариант национального наряда изо льна или хлопка. Является неофициальным.

Иромудзи

Мофуку

Сусохики

Томэсодэ

Фурисодэ

Хомонги

Юката

Появление традиционных костюмов

Однако, это изменилось в период Муромати (1392-1573). В течение этого периода все больше и больше японцев стали носить свой косоде (маленькие рукава), предмет одежды, который раньше считался нижним бельем. Этот косоде раньше носили только как нижнее белье, затем это делали с брюками или юбкой. Kosode очень похож на кимоно, таким как мы его знаем! За прошедшие годы был сделан ряд небольших изменений, например, например, длина рукавов, но в целом кимоно с тех пор не изменилось.

На протяжении веков было разработано бесчисленное множество различных стилей кимоно, каждый из которых имеет свою функцию, значение и идеальное использование.

Если раньше кимоно было «нормальной» одеждой стандартного японца, то сегодня это уже не так. В 20 х веках усилилось западное влияний на Японию. Все больше и больше японцев стали носить брюки и рубашку, как мы привыкли видеть в России. Император Мэйдзи конце 20 е века издал указ, когда официальные лица, включая полицию и учителей, должны были носить западную одежду. Эта тенденция с тех пор продолжается.

Вот почему традиционные кимоно в Японии в настоящее время носят только для особых случаев, таких как вечеринки или свадьбы. Кимоно также часто используются в туристических целях или в фильмах.

Особенности подбора наряда

Слово кимоно изначально означало всю одежду, «кое-что, что каждый носит». Позднее этим словом стали называть определенный костюм, который носили все сословия населения вне зависимости от пола. Традиционное убранство в ношении имеет свои особенности, доведенные за века до настоящего искусства. При выборе наряда существует следующая градация:

  • мужчина или женщина;
  • возраст;
  • живой ли человек или умер;
  • повседневная одежда или для события;
  • сезон года;
  • сословие, личные предпочтения и тд.

Для японцев священными являются рождение ребенка, свадьба и смерть человека. И, несмотря на популяризацию западной одежды, на эти события одевается только классическое кимоно. Это связь с богами и своими предками, а, значит, благополучие и гармония в последующей жизни. Кимоно, как костюм, в своей философии подразумевает любовь, красоту и благодарность к природе и всему миру. Это этикет, несущий за собой гармонию с мирозданием.

Традиционные японские наряды для свадьбы

Современные дизайнеры также создают интересные свадебные платья в стиле кимоно

Костюм передает мудрость, переходя от отца к сыну, от матери – дочерям. Его ношение развивает человека духовно и эстетически. Окутывая тело с головы до ног, наполняет человека смирением и покорностью. Платье кимоно удивительным образом открывает мужественность мужчин и женственность женщин.

Кимоно прекрасно показывает нежность женской натуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector