Правила поведения в общественном транспорте: этикет

Содержание:

Сначала нужно правильно зайти в автобус.

Прежде всего надо объяснить ребеночку, почему сначала нужно выпустить людей, а лишь затем входить самим. Можно придумать сказку с лесными жителями, которые поехали в театр, а выйти на нужной остановке никак не могут, так как к ним постоянно добавляются новые персонажи. Все заходят и никто не выходит.

Входя в транспорт, мужчины пропускают вперед женщин. Нужно это обсудить с маленьким джентльменом, объяснить, что данные правила поведения приняты в обществе. Входя в автобус, можно предложить мальчику пропустить вон ту девочку. Конечно, мама не будет заходить в общественный транспорт раньше малыша. Но уже старшенький ребеночек вполне может зайти после мамы. Конечно же, основную роль в воспитании играют родители. Можно много раз повторять про то, как необходимо пропускать вперед женщин, а ребенок на практике будет видеть другое, из этого ничего хорошего не получится. У детей не складывается внутренняя картинка, когда говорится одно, а делается совершенно другое. Здесь большую роль сыграет папа, который пропускает вперед женщин, детей

А сыну говорит, что мы с тобой мужчины, поэтому пропускаем вперед женщин

Зайдя в транспорт, неплохо было бы обратить внимание детей на то, что не стоит задерживаться у дверей. «Давай пройдем подальше, видишь сколько народа осталось на остановке и все хотят домой к деткам»

Находясь в общественном транспорте, нельзя громко разговаривать, кричать, привлекать к себе внимание.

Вот здесь то и кроется основная проблема, так как малышу в силу его нервно – психических данных трудно спокойно высидеть не только дальнее расстояние, но и 2 – 3 остановки. Здесь уж, конечно же, маме необходимо позаботиться о досуге ребенка, чем его занять короткое и не только короткое время.

Можно поработать экскурсоводом, то есть рассказывать ребенку про достопримечательности, которые остаются за окошком

Обращать внимание на времена года, про то как выглядит в это время природа. Есть множество вариантов разных спокойных игр: (в слова, загадки, сочинение сказок, пальчиковые игры)

Главная задача мамы – это отвлечь ребенка, помочь ему и остальным пассажирам доехать спокойно, чтобы никто никому не мешал, а заодно тем временем можно и немного по развиваться. Можно вовремя игры придумывать новые правила поведения, тем самым есть возможность запомнить старые.

Если во время движения возникает конфликтная ситуация из – за бурного поведения малыша, то неплохо извиниться, а дома обязательно обсудить этот момент с ребенком. Но ни в коем случае нельзя выставлять его плохим. Оценивать детей нельзя, можно оценивать только их поступки, поведение. Нужно просто обсудить его действия, объяснить, что делалось не так и дать понять, что люди все разные.

Особенности

Согласно правилам дорожного движения транспортное средство – источник повышенной опасности. Школьный автобус, электропоезд или просто легковой автомобиль, помимо комфорта и удобства во время перемещения из точки А в точку Б, в любой момент могут попасть в аварийную ситуацию или создать ее другим участникам движения. При этом часто причиной возникновения нештатной ситуации являются сами пассажиры, а точнее, их поведение

И неважно, что перед нами – 20-местная маршрутка или ж/д состав из десяти вагонов

Все мы с детства помним таблички с надписями «Не стойте у края платформы», «Разговаривать с водителем во время движения запрещается», «Стойте справа, проходите слева» и тому подобные. В детском возрасте такие надписи воспринимаются как нечто скучное, нудное и совсем необязательное к исполнению, особенно, если взрослые не видят. Можно прокатиться на подножке трамвая, сходу заскочить в отъезжающий поезд или перебежать дорогу прямо перед идущим потоком машин. И ведь ничего же не будет, сто раз так делали. На сто первый раз, к сожалению, могут наступить необратимые последствия.

Поведение пассажиров может и, к сожалению, часто провоцирует различные аварии, в том числе – с жертвами. Нередко в таких случаях причинами, толкнувшими пассажиров на грубое нарушение правил пользования общественным транспортом, является элементарное незнание этих правил либо пренебрежение ими.

Печально известные «зацеперы» вызывают, помимо осуждения, сострадание и даже понимание: молодежь пытается обратить на себя внимание, что вполне объяснимо, особенно в условиях дефицита внимания со стороны взрослых. Однако машинистам электропоездов и обходчикам путей трудно понять и простить экзальтированных подростков

В нашей стране история правил поведения в общественном транспорте начинается еще в позапрошлом, девятнадцатом веке, являясь одной из важнейших составляющих общественной безопасности. Современные транспортные средства, предназначенные для удобного и быстрого перемещения в пространстве, требуют соблюдения простых и в то же время обязательных к исполнению правил.

Этого делать категорически нельзя!

Если вы хотите беспрепятственно пользоваться школьным транспортом, придётся запомнить несколько запретных правил.

Нельзя во время движения вставать со своего места и передвигаться по салону, чтобы не травмировать ни себя, ни других пассажиров. Автобусные окна служат для того, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха. Они абсолютно не предназначены, чтобы высовывать из них такие части тела, как руки и голову, так как есть риск остаться без них. Не стоит через форточки выкидывать что-либо, ведь рядом с автобусом по проезжей части передвигается другой транспорт. Запрещено мешать водителю

Пытаясь с ним поговорить, привлечь его внимание разговором на повышенных тонах, окриком или громко включенной музыкой вы можете стать причиной создания опасной аварийной ситуации. Посадка в транспорт и высадка возможна только в присутствии сопровождающих педагогов и только при полной его остановке, даже если по какой-то причине двери оказались открытыми во время движения

При проезде на школьном автобусе все пассажиры должны быть пристёгнуты ремнями безопасности, отстёгивать которые во время движения и до полной остановки транспорта запрещено.

Соблюдение этих нехитрых правил поможет вам остаться в директорских списках учеников, допущенных к поездке.

Культура общения

Когда вы заняли свободное сидение, не спешите расслабляться. Если видите стоящих рядом женщину, инвалида, ребенка или пожилого человека, уступите место. Обязательно скажите при этом: «Присаживайтесь, пожалуйста»

Очень важно использовать именно такую формулировку, ведь многие пассажиры негативно реагируют, если им сказать просто: «Садитесь». Можете попробовать использовать другую тактичную фразу, которую считаете уместной

Человек, которому вы предложили свое место, должен вас поблагодарить. Это элементарная культура поведения в общественном транспорте. Детям, в частности, нужно приучаться к уважительному отношению к другим пассажирам с ранних лет.

Будьте учтивыми и говорите слово «спасибо», если водитель остановил машину, увидев, что вы бежите за ней от остановки. Не переходите на личности и не называйте его «дружбан», «мужик», «чувак» и т. п. Не грубите, если он попросит вас не стоять в проходе. Платите за проезд сразу же при посадке в транспорт.

Негласный закон приличия, который тоже можно занести в правила поведения пассажира общественного транспорта, — это учтивость. Не забывайте благодарить пассажиров, которые, например, помогли вам затащить в маршрутку тяжелую сумку, подали на входе/выходе руку, дали возможность пройти к поручню, предложили свое место. Не нужно толкать километровые речи, самого обычного слова «спасибо» будет вполне достаточно, чтобы выразить признательность.

Правила поведения на водном транспорте

Во время путешествий на водном транспорте сопровождающим необходимо пристально следить за воспитанниками. Малышам должна быть предоставлена памятка о том, что запрещается делать на судне:

  • самостоятельно заходить или сходить с судна;
  • находиться на площадке без защитного ограждения;
  • заходить в технические и служебные помещения;
  • перевозить с собой легковоспламеняющиеся вещества;
  • перевешиваться за ограждение судна.

Важно! Если была объявлена эвакуация, сопровождающий обязан собрать детей, успокоить их и отвести к шлюпкам. В каждой шлюпке с несовершеннолетним должно быть двое взрослых

В шлюпку можно брать только самые необходимые вещи. На каждом пассажире должен быть надет спасательный жилет. Ключевая роль сопровождающего в том, чтобы дети спокойно, а желательно в игровой форме, взобрались на шлюпку и без паники отчалили от большого судна

В каждой шлюпке с несовершеннолетним должно быть двое взрослых. В шлюпку можно брать только самые необходимые вещи. На каждом пассажире должен быть надет спасательный жилет. Ключевая роль сопровождающего в том, чтобы дети спокойно, а желательно в игровой форме, взобрались на шлюпку и без паники отчалили от большого судна.

Общие правила поведения тут такие же, как и в другом городском транспорте, за исключением некоторых запрещающих факторов.

Подземный транспорт (метро)

Спуск в метрополитен

Метрополитен одно из наиболее удобных средств передвижения в густонаселенных городах. Однако опасности могут подстерегать и там.

  • До прибытия состава находитесь подальше от края платформы. К дверям подходите, когда вагон окончательно остановился.
  • Если возникла давка, то для обеспечения собственной безопасности воспользуйтесь другими линиями метро.
  • При падении человека на рельсы не кидайтесь ему на помощь. Правильным будет отправить нескольких пассажиров к сотруднику метро для сообщения о возникшей ситуации, а один человек должен встать у края платформы и с помощью яркого предмета подавать сигнал машинисту, чтобы он затормозил.
  • Если упавший не может быстро сам выбраться, но в состоянии передвигаться следует ему сообщить, что наиболее безопасным вариантом будет лечь прямо, лицом вниз между рельсами. Сохранять неподвижность следует до отхода поезда.
  • Находясь на эскалаторе, не отвлекайтесь, не пытайтесь по нему бежать или перепрыгивать через ступени. Следует крепко держаться за поручень.

При возникновении взрыва или аварии в тоннеле прислушивайтесь к рекомендациям машиниста. Прежде чем выходить из вагона, нужно дождаться, когда с контактного рельса будет снято напряжение. При задымлении закройте органы дыхания платком, салфеткой или шарфом. Остерегайтесь металлических частей вагона, к ним лучше не прикасаться. Машинист должен указать направление, в котором следует двигаться, чтобы выйти из тоннеля. Если опасность для жизни отсутствует, то лучше дождаться помощи спасателей.

Ход НОД:

1. Оргмомент.

— Здравствуйте!

— Ребята, вы любите путешествовать?

— Я тоже люблю путешествовать.

— Посмотрите на картинки, скажите, на чем можно путешествовать по городу (На общественном транспорте- автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси).

Послушайте небольшое стихотворение.

На колесах едет дом.

Люди могут ездить в нем.

По бокам – большие окна,

Сверху – крыша, чтоб не мокнуть,

Дом автобусом зовут,

У него есть свой маршрут.

-Сегодня мы отправимся в путешествие на автобусе.

2. — Современные автобусы удобные и красивые. (Показ картинок)

— Как называют людей, которые едут в автобусе? (Пассажиры.)

— Кто водит автобус (Водитель)

Для чего нужен автобус (Автобус – это общественный транспорт. Он перевозит людей).

— Где можно ожидать автобус?

— Ожидать автобус нужно только на специальной остановочной площадке. Мы тоже отправимся на остановку, но наша остановка не простая, чтобы сесть в автобус нам нужно собрать дорожный знак «Автобусная остановка».

3.Дидактическая игра: «Собери дорожный знак»

— Пока мы ждем автобус повторим правила поведения посадки в автобус.

Если к остановке подошёл нужный тебе автобус — садись в него только тогда, когда он полностью остановится. Водитель следит за посадкой и высадкой пассажиров с помощью наружных зеркал. Садись в автобус спокойно. Не суетись и не старайся оттолкнуть других пассажиров, чтобы первому войти в автобус. Веди себя достойно!. Не старайся запрыгнуть в автобус в последнее мгновение, когда двери уже начали закрываться. Водитель перед отправкой следит за движением других транспортных средств и может, закрывая двери, защемить тебя.

4.Игра: «Пассажиры»

Подошел наш автобус, занимайте места в салоне. Теперь вы пассажиры.

Кирилл водитель. Но наш автобус не трогается.

— Как, вы думаете, почему? (Нужно приобрести билеты).

— Кто продает билеты? Билеты нам продаст кондуктор (Даша).

Дети послушайте совет:

В транспорт вошли – покупайте билет!

Ехать бесплатно и глупо, и стыдно,

Да и другим пассажирам обидно!

(Автобус отправляется.)

Чтобы было веселей споем песенку.

5. Физкультминутка (Екатерина Железнова «Автобус»)

А теперь давайте с вами поговорим как нужно вести себя в автобусе.

(Дети рассматривают картинки дидактического пособия «Хорошо – плохо»).

6. А теперь давайте повторим с вами какие правила нужно соблюдать в общественном транспорте:

• Садиться в транспорт надо на остановке.

• Нельзя запрыгивать в движущийся транспорт или выходить из него, когда он движется.

• В транспорте надо вести себя спокойно, не кричать и не разговаривать громко.

• Необходимо уступать место старшим.

• Нельзя высовывать руки и голову в открытое окно.

• Нельзя ходить по автобусу, когда он движется.

• Не отвлекайте водителя разговорами.

• Не пытайтесь самостоятельно открывать дверь транспорта.

• Выходить из транспорта надо осторожно, глядя себе под ноги и не толкаясь

Вот мы и приехали в детский сад.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Кантемировский детский сад № 1

Кантемировского района Воронежской области

Конспект НОД ООРР по ПДД на тему

«Правила поведение в общественном транспорте».

Воспитатель средней группы №2

Савченко Татьяна Ивановна.

Кантемировка, 2019г.

В транспорте нельзя есть мороженое, пирожное.

Необходимо детям объяснять, что транспорт – это не столовая. Во – первых, это не гигиенично. Вокруг множество бактерий, за поручни берутся множество рук и велика вероятность кишечных заболеваний. Во – вторых, можно замарать ни в чем не повинных людей

Также можно сочинить на ходу сказку, про слоненка (или медвежонка, неважно), который в троллейбусе ел мороженое, оно стало таять и капать прямо на стоящих поблизости пассажиров. Еще один момент, что водитель при необходимости может затормозить, и все содержимое имеет высокий риск вывалиться на близ сидящего или стоящего соседа

Также нелишним будет напомнить про то, что нельзя раскидывать фантики. Нужно постараться донести до ребенка, что чисто там, где не сорят! Таковы правила!

Ход занятия:

1. Вводная часть. 1. Сюрпризный момент. — Здравствуйте ребята. Сегодня, я шла в детский сад, и увидела почтальона. Он дал мне очень красиво письмо. Давайте откроем и посмотрим, что тут нам прислали. Ой, посмотрите, тут много интересного, картинки и еще письмо.

2. Беседа с детьми.

— Вы хотите узнать, что тут написано? Нам тут прислали очень интересное стихотворение.

— А давайте посмотрим, кто написал это стихотворение (показ портрета) Это поэтесса, которая пишет детям — Агния Барто.

— Давайте вместе скажем Агния Барто. Запомните. Еще тут есть картинка, Девочка Люба.

— Вам она нравится? (ответы детей) Давайте прочитаем про нее.

2. Основная часть. 1. Чтение стихотворения

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Едет Любочка в трамвае,

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь,

Фу, какая теснота!

Говорит она старушке:

Это детские места.

Ну, садись! – вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

— А теперь вам нравиться девочка Люба?

— А сначала же она вам нравилась, а сейчас почему она вам не нравится?

— Что Люба, делала не правильно? (толкалась, громко разговаривала, билет не брала, бабушку прогнала)

— А вы как Люба поступаете?

— А кто мне скажет, почему нужно билеты покупать? (бензин водителю надо купить, зарплату платить, за то, что он нас водит).

А вот еще какие могут возникнуть ситуации. Предлагаю вам их разобрать.

1. Вы с братом едете в автобусе. Один из пассажиров занял место, а рядом на свободное поставил сумку. Как поступить, если автобус полупустой? Если полон людей?

2. Тебе мама купила мороженое, и вы побежали к подъехавшему к остановке автобусу нужного вам маршрута. Как поступить с мороженым?

3. Вы с мамой в автобусе. Отвлеклись и не вышли на своей остановке, двери автобуса закрылись. Что делать?

А какие с вами происходили ситуации в транспорте? (дети рассказывают о своих ситуациях).

2. Физминутка «Что хорошо, что плохо»

— Давайте сейчас поиграем. Я вам говорю, а вы делаете. Если я говорю правильно, вы хлопаете в ладоши и топаете, а если говорю не правильно, вы садитесь.

— Выбрасывает мусор (садятся)

— Громко разговаривает (садятся)

— Оплачивает за проезд (хлопают в ладоши и топают)

— толкается

— тихо разговаривает

— едет, молча

— уступает место

— не оплачивает за билет

— выбрасывает мусор

— не уступает место старшим

— наступает на ноги

— вежливо просит двигаться вперед

— обзывается на людей

3. Беседа по содержанию, формулировка правил поведения в транспорте.

— Что мы читали с вами сегодня?

— Кто автор этого стихотворения, кто запомнил?

— А что мы про Любочку узнали?

— Значит, не одежда красит человека, а поступки человека.

— А Ребята вы, запомнили правила поведения в транспорте? (мнение детей)

— Да, теперь мы знаю,что:

— первым делом надо купить билет.

-нужно всегда уступать место старшим, инвалидам, пассажирам с детьми;

— вести себя надо вежливо и тихо;

— нельзя мусорить в салоне;

— заранее проходить к выходу перед остановкой.

3. Подведение итога

Изучение правил поведения в транспорте для детей в детском саду в виде игры

Дошкольный период — время игр. Правила безопасности в транспорте для детей легче изучить в форме игры. Целью поучительных игр является прививание уважения к труду водителей и ознакомление с особенностями поездки в общественном транспорте и на дороге. Также игры учат дисциплинированности и внимательности.

На заметку! С помощью различных дидактических игр проще и веселее запомнить правила поведения в общественном транспорте.

Воспитателям, которые путешествуют с большим количество воспитанников легче успокоить озорников в транспорте, предложив им сыграть в игру.

Примеры занятий

Интересны игры на внимательность и на сообразительность, где необходимо разделять опасное и безопасное поведение у дороги и в транспорте. Игрокам раздаются по две карточки: на одном светофоре горит зеленый, на другом — красный. Воспитательница показывает картинки с хорошими и плохими действиями у дороги, а воспитанники должны поднимать соответствующую карточку.

Загадки по видам транспорта подходят детсадовцам и малышам в первом классе. Воспитатель загадывает загадки. Угадавшие, о какой машине идет речь, должны поднимать карточки. Игра направлена на изучение разных видов средств передвижений. Есть точно такая же игра, только в ней надо поднимать карточки со знаками дорожного движения. По совету педагогов, родители дома тоже должны играть малышами в такие игры.

Игра в регулировщика

Следующий способ — описание своего двора в виде презентации. В этом задании малышам нужно рассказать о том, из чего состоит их двор. Описать количество дорог и машин, которые находятся во дворе, а также знаков дорожного движения с их расшифровкой

Малыши зачастую не сразу могут описать неинтересные для их возраста детали и при следующей прогулке внимательно будут смотреть за движением машин, обращать внимание на знаки

Важно! Из-за этого детсадовцы начинают смотреть на различные знаки во время поездок с родителями и рассказывать им, что они означают. Если вовремя и правильно похвалить, поддержать игру малыша, то он всю жизнь будет следовать ПДД

Это делать не рекомендуется!

Условия пользования школьным автобусом рекомендуют ученикам придерживаться правил этикета, чтобы обеспечить комфортный проезд себе и окружающим.

  • Садясь в автобус и выходя из него, лучше придерживаться дисциплины, которая поможет не толкаться и занимать места по очереди, тем более что сидений хватит всем.
  • Во время поездки в школьном автобусе старайтесь соблюдать чистоту и порядок, не принимать пищу и не мусорить. Хотя, при сильном желании подавиться или стать основным участником уборки салона смело доставайте из портфеля всю еду и напитки.
  • Не следует портить школьное имущество — резать обшивку сидений, делать надписи по типу «Здесь был Вася». Во-первых, вам ещё дальше пользоваться этим автобусом, а гораздо приятнее ехать в чистоте. Во-вторых, этого самого «бывшего здесь» Васю вычислят быстро, а за порчу салона школьного автобуса его родителям придётся выложить некоторую денежную компенсацию за причинённый ущерб.
  • Чтение и письменное выполнение не сделанного дома задания – не лучшие варианты скоротать время в поездке, если вы, конечно, не стремитесь потерять зрение или получить двойку за неаккуратность в тетради.
  • Не рекомендуется спать во время поездки, хоть иногда очень хочется, потому что при резком торможении легко получить травму.

Что небезопасно делать вблизи железной дороги?

Любые правила поведения в местах повышенной опасности продиктованы весьма печальным опытом. Необходимо объяснить детям, что их не выдумали «вредные дяди и тети» для того, чтобы ограничить их свободу. То, что запрещено, – действительно опасно.

Регламент поведения на железнодорожных путях и вокзалах гласит:

  1. Нельзя находиться за чертой перед краем платформы, небезопасно даже заступать за нее. Если нарисованной на платформе линии нет, то безопасным расстоянием может считаться расстояние не менее 5 метров до рельса.
  2. Нельзя переходить пути при красном сигнале светофора или опущенном шлагбауме на переезде или переходе. Иногда даже взрослым не хватает терпения после проезда состава дождаться поднятия шлагбаума или включения зеленого цвета. Может быть, они думают, что нерадивый работник зазевался и не открывает проход? На самом деле велика вероятность того, что приближается другой состав – по встречным путям.
  3. Даже рискуя опоздать на поезд, нельзя пролезать под вагонами и перебираться через автосцепки. В это время состав может тронуться или просто дернуться – и увечье или даже гибель неминуемы.
  4. Пути можно пересекать только по мосту или специальным переходам.
  5. Платформа, пути, ж/д насыпи, тоннели не место для игр. Это смертельно опасно!
  6. На вокзалах, привокзальных площадях, платформах дети могут находиться только под наблюдением взрослых. Ребенка, даже подростка, лучше взять за руку.
  7. Находясь вблизи железной дороги, наушники нужно снять, телефонные разговоры прекратить и быть очень внимательным.

Городской транспорт

Разбор транспортного этикета мы начнем с городского транспорта. По правилам приличия, мужчины должны уступать места представительницам прекрасного пола. Понятно, что уступать или не уступать место конкретной женщине, каждый мужчина решает сам. Однако, общепринято, что сильный пол обязан уступать место матерям с маленькими или грудными детьми, беременным женщинам, пожилым людям и инвалидам. При этом, уступая место, галантный мужчина встает и взглядом предлагает сесть.

Порой можно видеть, как места уступают не пожилым женщинам, которые в этом действительно нуждаются, а стоящим рядом молоденьким и симпатичным девушкам. Стоит ли говорить, что это, пожалуй, не совсем верно. Что касается представителей молодого поколения, то им в городском транспорте вообще не следует садиться, если в салоне стоят пассажиры с маленькими детьми, пожилые люди или инвалиды.

По правилам этикета тот, кому уступили место, должен выразить благодарность, но не вступать в разговор с уступившим место человеком. Если мужчина уступает место женщине, которую сопровождает спутник, то последний должен поблагодарить уступившего. А вот представительницам прекрасного пола не следует уступать место даже тем мужчинам, которые намного старше их: вряд ли пассажиру будет приятно, что женщина таким поступком подчеркнула его возраст.

Правила этикета в автобусах дальнего следования в целом схожи с теми, что приняты в поездах. Место в автобусе пассажир выбирает перед поездкой сам — и оно остается за ним до прибытия в пункт назначения. Оказавшиеся на соседних местах пассажиры не должны докучать друг другу общением и приставать с расспросами. Если же спутник надоел вам, а в салоне имеются свободные места, вы имеете полное право пересесть. Есть во время поездки лучше во время специальных остановок на стоянках, а не в салоне. При этом переедать или пить слишком много не стоит — может начаться морская болезнь.

Однозначный моветон в городском транспорте — отвоевывать себе пространство: надо всячески избегать того, чтобы наступать людям на ноги, опираться на стоящих рядом пассажиров и толкать их. Также дурным тоном считается пристально разглядывать других пассажиров. Что касается романтических знакомств в общественном транспорте, то чаще всего их инициируют мужчины.

Если обмен репликами с понравившейся особой прошел удачно, и пассажиры оказались симпатичны друг другу, то продолжать знакомство лучше всего уже покинув салон. Другие пассажиры вряд ли будут в восторге от прослушивания романтической беседы. И, наконец, золотое правило транспортного этикета гласит, что автобус, троллейбус или трамвай мужчина покидает первым и всегда подает руку выходящей женщине.

Общие нормы поведения для транспорта

Нормы поведения в общественном транспорте соблюдают независимо от его вида. Правила поведения для школьников и взрослых одинаковы.

На входе

Подходить к дверям транспорта следует после его остановки.

Перед посадкой пропускают выходящих пассажиров. На улице заранее снимают рюкзак со спины. При входе соблюдают очередность, не торопятся и не толкаются.

После посадки проходят в середину салона, чтобы освободить пространство для других пассажиров. Если нужно выйти на следующей остановке, становятся недалеко от дверей. После оплаты проезда билет сохраняют до конца поездки, его предъявляют контролеру по первому требованию.

Во время движения

Необходимо соблюдать следующие правила поведения в автобусе и другом общественном транспорте:

  1. Не ходить по салону без надобности. Для профилактики травматизма нужно держаться за поручни, стоять, повернувшись лицом в сторону движения. Допускается размещение полубоком или боком. Нежелательно поворачиваться к водительскому месту спиной, т. к. можно ее травмировать при внезапной остановке.
  2. Не высовывать голову, руки из окна.
  3. Не разговаривать громко. Нередко некоторые пассажиры длительное время обсуждают по телефону свои или чужие проблемы. Таким поведением они показывают неуважение к людям, вынужденным быть свидетелями разговора.
  4. Слушать музыку в наушниках.
  5. Не ставить вещи в проходе.
  6. Не отвлекать водителя. Оповещать водителя об остановке заранее.
  7. Не пачкать сиденья, пол и сидящих рядом людей мороженым и другими продуктами.
  8. Не облокачиваться спиной на двери, т. к. они могут открыться.
  9. В переполненном маршрутном такси передавать деньги за билет, не вставая с места.

Порядок выхода

Продвигаясь к выходу из автобуса, держатся за поручни.

В переполненном салоне недопустимо идти, расталкивая впереди стоящих пассажиров. Нужно вежливо узнать, выходят ли они на следующей остановке (при отрицательном ответе — попросить людей пропустить или поменяться местами).

Эвакуация при чрезвычайных ситуациях

При пожаре салон быстро покидают через двери, окна. Если автобус перевернулся или двери заблокированы, можно воспользоваться аварийными люками. При задымлении дышат через рукав или влажную ткань.

При эвакуации из трамвая или троллейбуса следует быть осторожным: металлические части могут находиться под напряжением из-за повреждения огнем изоляции проводов. Поэтому запрещается дотрагиваться до металлических элементов и заливать их водой. Выбираются из салона, по возможности не касаясь ступеней, помогая другим людям покинуть транспорт.

При пожаре или аварии существует риск взрыва топливных баков. Поэтому после эвакуации людей необходимо отойти от опасного объекта на максимальное расстояние.

Кому уступают места

В общественном транспорте уступают места инвалидам, маленьким детям, беременным женщинам, пожилым людям. Рядом с передними сиденьями или в середине салона установлены специальные знаки, указывающие на предоставление мест перечисленным категориям.

Подросткам и дошкольникам следует рассказать о том, что нужно уступать место пожилым людям и инвалидам.

Правила поведения в общественном транспорте

Этикет при входе

Правила поведения в общественном транспорте при посадке гласят, что первыми входят:

  • пожилые люди,
  • дети,
  • женщины.

Если мужчина изъявляет желание помочь при посадке в общественный транспорт данным категориям граждан, то он обязательно должен попросить на это разрешения.

Согласно этикету, при входе в общественный транспорт необходимо снимать с плеч рюкзаки и объёмные (например, спортивные) сумки, чтобы не беспокоить других пассажиров.

Кому уступать место

По негласным правилам общественного этикета, все сидячие места в автобусах, троллейбусах и т.п. предназначены для детей, стариков и инвалидов. Если люди этих категорий сидят и при этом остаются свободные места, занять их разрешается женщинам.

По правилам поведения в общественном транспорте, мужчина может сесть в автобусе или троллейбусе только в том случае, если рядом стоящие пассажиры дали на это своё согласие. Так что молодым людям, прежде чем занять свободное место в транспорте, надо негромко спросить у рядом стоящих, не хотят ли они присесть. Спрашивать разрешения громко у всего салона некультурно, так же как и предлагать каждому занять свободное место.

Этикет в транспорте предполагает, что женщина в некоторых ситуациях должна уступать место мужчине. Например, если он является достаточно пожилым человеком, инвалидом или очень плохо себя чувствует.

Уступая место в транспорте, следует произносить этикетную фразу: «Пожалуйста, присаживайтесь». Просто встать и молча указать другому пассажиру на освободившееся место невежливо. Тот, кому уступили место, должен присесть и поблагодарить за оказанную любезность.

По правилам поведения в общественном транспорте, парни и девушки не должны сидеть в общественном транспорте, если в нём стоят пожилые люди, беременные женщины, дети или инвалиды.

Находясь в общественном транспорте со спутницей, мужчина непременно должен выражать признательность тому, кто уступает ей место.

Как вести себя в транспорте

  • Некрасиво рассматривать пассажиров в общественном транспорте.
  • Входя в салон автобуса, автолайна не надо здороваться со всеми людьми, там находящимися. Говорите «Здравствуйте» только тем, с кем хорошо знакомы или очень часто ездите вместе.
  • За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя платит. Молодому человеку вовсе не обязательно оплачивать проезд своей спутницы.
  • Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда наготове, чтобы не создавать замешательств и не отнимать время у контролёра.
  • Чистые сумки и рюкзаки можно ставить на свободные места, если в транспорте нет людей, которые могли бы занять пустующие кресла.
  • Когда в транспорте кто-то читает книгу или газету, некрасиво заглядывать в неё.
  • Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только вполголоса.
  • Недопустимо даже вполголоса разговаривать на личные темы с другом в общественном транспорте.
  • Если Вы едете в автобусе, троллейбусе, трамвае со своими детьми, позаботьтесь о том, чтобы они вели себя вежливо: не шумели, не толкали посторонних людей. Лучше заранее рассказать своим чадам о правилах поведения в общественном транспорте.
  • Согласно этикету в транспорте нельзя причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей, краситься, наносить лак на ногти, перевозить опасные предметы.
  • Даже в переполненном вагоне метро или салоне автобуса старайтесь соблюдать правила хорошего тона: не облокачивайтесь на других пассажиров, не толкайте их при выходе, не наступайте людям на ноги.

Этикет при выходе

По правилам поведения в общественном транспорте, первым из автобуса, троллейбуса и т.д. должен выходить мужчина либо младший по возрасту. Вышедший молодой человек, согласно этикету, должен оказать необходимую помощь при выходе из общественного транспорта всем, кто в ней нуждается: подать руку женщине, ребёнку, помочь вынести сумку старику и т.д.

Этикет в общественном транспорте позволяет подчинённому не помогать при выходе своему руководителю или коллеге, занимающему более высокую должность. Однако об этом послаблении следует забыть в том случае, если начальник – женщина.

К выходу из общественного транспорта полагается готовиться заблаговременно

Соблюдению этого правила этикета следует уделять особое внимание в том случае, если в салоне много людей. Прежде чем обойти того или иного человека, стоящего перед Вами на пути к выходу, по правилам хорошего тона, следует поинтересоваться у него, не собирается ли он тоже выходить на ближайшей остановке

Анастасия, 13.12.2010
Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!

Правила выхода из общественного транспорта.

Ну вот, наконец, и добрались, казалось, что можно вздохнуть спокойно. Но не тут – то было. Этикет говорит, что мужчина должен подавать женщине руку из транспорта. Конечно, трехлетний карапуз этого сделать не может в силу своего малого возраста, а вот ребенок постарше, лет 6 – 7 запросто. Насколько это приятно, когда мальчик при выходе подает маме руку. Он машинально чувствует себя уже взрослым, самостоятельным. Ему приятно о ком ни будь заботиться. Нужно ловить момент! Потому что постарше уже с этим будет сложнее. И маме будет ну очень приятно, что ее сын растет таким галантным и заботливым.

Мне нравитсяНе нравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector