Разнообразие и значение традиционного русского орнамента

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел

«Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись

«Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни

Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки

Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

История вышивки гладью

Вышивка гладью — применение правильного типа линий. В результате получается рисунок из сияющих, блестящих нитей. Таким орнаментом человек может любоваться на протяжении долгого времени. Первая подобная вышивка появилась около 2000 лет назад.

Зародилась техника в Китае в VI веке до нашей эры, в это время жители, принадлежащие к высокому сословию, увлекались украшением вещей при помощи вышивки. Затем подобная техника использовалась в Японии.

Обратите внимание! Особенно хорошо смотрится на шелковой ткани. Затем в результате появления, развития Великого Шелкового Пути техника приобрела популярность в Европейских странах

В это время особенно крепла мода на необычные вещи, поэтому вышивки стремительно распространялись по континенту

Затем в результате появления, развития Великого Шелкового Пути техника приобрела популярность в Европейских странах. В это время особенно крепла мода на необычные вещи, поэтому вышивки стремительно распространялись по континенту.

В это время о вышивках стало известно на Руси. При этом улучшилась ткань, возможности для создания орнамента. Чаще всего схемы применялись многократно, передаваясь от поколения к поколению.

В современном обществе схемы находятся в свободном доступе в сети Интернет.

Особенности:

  • Сможет выполнить как мастер, так и новичок.
  • Простая техника создания.
  • Большой ассортимент видов.

Этот орнамент считается одним из основных видов искусства. При правильном соблюдении правил выполнения стежков в результате мастерица увидит отличную вышивку. Однако создание рисунка требует внимательности, усидчивости, сосредоточенности на задаче.

Этот вариант вышивки прошел длительный путь, приспосабливаясь, видоизменяясь, но сохранив основу — наличие сияния работы.

Рисунок гладью

Древняя славянская культура в узорах и орнаментах

Славянские узоры вобрали в себя множество сакральных, магических смыслов, обладают особой энергетикой. Знаками пользовались волхвы для таинств и обрядов. С их помощью шаманы могли стирать границы между мирами и путешествовать в темный или светлый мир, общаться с богами, отдавать дань и уважение силам природы.  Человек, живший среди природы, непрерывно наблюдал за ней, переносил ее линии на ткань, посуду, предметы быта. Каждая черточка была неслучайной и наделялась своим значением. Орнамент помогал древним славянам защищать жилище, себя и свою семью, для этого узоры наносили на оконные, входные проемы, одежду, рушники.

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.

Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.

Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Цвета

Конкретно цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека. Красный — для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый — для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый — для третьей чакры (область солнечного сплетения) — центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый — для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой — для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий — для шестой (зона «третьего глаза»), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый — для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом.

Материал и расцветки

Для золотного шитья использовалась волоченая золотая или серебряная нить. Металл протягивали через отверстие и вытаскивали тонкую проволочку. Затем стали использовать шелк или лен с намотанным на нить металлом. Еще для вышивки применялась бить — плоская металлическая полоса и канитель — металл, скрученный в упругую пружинку. Так как такие нити имели немаленькую цену, да и поистреплется тоненький металл, если будешь все время протаскивать его через ткань, то вышивка делалась способом в прикреп. Металлическая нить укладывалась в рисунок, а закреплялась она простой льняной нитью. Такое шитье и до сих пор используется в предметах церковного обихода. Под золото использовалась привозная ткань: камка, атлас. Очень эффектно смотрелись древнерусские орнаменты на бархате малинового и красного цвета.

Известна сохранившаяся пелена запрестольная «Спас на убрусе с предстоящими», датируемая 1389 годом. Она вышита на тафте цветным шелком. Шитье этой пелены называют живопись иглой. Исследователи древнерусского искусства считают, что пелена выполнена в честь победы на Куликовом поле Дмитрия Донского.

Еще одним из важнейших произведений древнерусского шитья считается пелена «Суздальский воздух» 1410— 1413 годов, выполненная на шелке в золотых и серебряных нитях.

В нарядной и декоративной древнерусской вышивке применялись нити золотые, серебряные, шелковые.

Древнерусское узорочье выполнялось и на простых льняных тканях. Особенно обильно украшались головные уборы. Женский покрывной платок-ширинка расписывался по легкой светлой ткани золотой, серебряной нитью, шелком, кружевом, речным жемчугом, перламутром.

Народная русская вышивка писалась на легкой и добротной крестьянской ткани из льна, крапивы, конопли. Шилось льном, бумагой (хлопком), гарусом (шерстью), шелком. Основной цвет был белый и красный по белому фону. Со временем стало больше разного природного цвета: синий, зеленый, оранжевый, желтый, черный.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.

Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Идеи для такой вышивки со схемами

Сейчас в сети интернет можно найти множество картинок со схемами на тему русской народной вышивки. Создать схему можно и самостоятельно, например из любой фотографии. Чтобы понять, как нарисовать русскую народную вышивку поэтапно и создать красивый узор на одежде и предметах быта, предлагаем ознакомиться с идеями вышивки и кратким описанием её выполнения.

Русская народная вышивка на полотенце

Чаще всего на предприятиях, в отелях и ресторанах для нанесения логотипов, изображений и знаков используется машинная вышивка. Быстро и качественно создать любой узор помогают современные станки для вышивания. Если же вы решили создать изделие собственными руками, можно выбрать понравившийся рисунок в сети интернет. Чтобы нарисовать русскую народную вышивку на полотенце самостоятельно, предварительно нанесите карандашом эскиз изделия с рисунком на лист бумаги. Далее перенесите готовый рисунок на ткань при помощи копирки и приступайте к вышиванию.

Если вы берёте готовую схему, а размер рисунка слишком маленький, нужно разделить его на равные квадраты и перенести узор на бумагу с такой же сеткой квадратов, увеличив в нужное количество раз. Если же дана только часть или половина узора русской народной вышивки, её нужно увеличить по клеточкам и, сложив бумагу вдвое, перевести на вторую половину по образцу.

Вышивка в русском народном костюме

Наши прародители вышивали узоры не только на полотенцах, покрывалах, салфетках, но и на целых костюмах. И сейчас русский народный узор возвращается в моду. Льняные блузы и рубахи, платья и сарафаны с неповторимым орнаментом воссоздаются и приобретают новую жизнь. —Вышивка на одежде— придаст изделию уникальный вид.

  1. Предварительно проверьте ткань на усадку, а нити на стойкость краски.
  2. Перенесите рисунок на ткань при помощи копирки.
  3. Плотно закрепите канву.
  4. Подберите иглу с маленьким ушком, чтобы изделие выглядело более аккуратным.
  5. Приступайте к вышивке.

Сказочные персонажи

Схема вышивки крестом является самой распространённой. Если вы хотите украсить детское покрывало или полотенце персонажами русской народной сказки, используйте вышивку крестом и полукрестом.

  1. Выберите понравившуюся схему.
  2. Специальным маркером разметьте канву на квадраты 10 на 10 клеточек. Размечать удобнее с центра.
  3. Выберите на схеме, с какого места начнёте вышивать, и введите иглу с ниткой. Вышивать можно как сверху так и снизу.
  4. Вышивайте рисунок согласно схеме.

Вышивка бисером

Красиво будет смотреться вышивка бисером, бусинами, стразами на отдельных участках блуз, платьев или сарафанов. Используя понравившуюся схему вышивки бисером, можно получить красивый узор, который украсит край рукава или горловину изделия. Вам понадобится бисер нужного размера, хлопчатобумажные нити или леска, канва, иглы и ножницы.

  1. Выберите схему вышивки и перенесите на ткань при помощи кальки.
  2. Пришейте бисеринки к ткани согласно рисунку.
  3. Чтобы бисер лёг ровно, не натягивайте сильно нить.

Узоры русской народной вышивки

Используя узоры русской народной вышивки, можно украсить аксессуары: сумочки, кошельки, перчатки, шарфы и др. Создать рисунок можно объёмной вышивкой, крестом, гладью, лентами. Сумочка с ручной вышивкой будет выглядеть эффектно и подойдёт как для повседневного, так и для вечернего выхода.

  1. Используя схему ниже, переведите её на ткань.
  2. Возьмите нити нужного цвета, начинайте вышивку.
  3. По желанию украсьте полученный узор стразами или бусинами.

Чукотка

Одним из самых известных блюд народов, населяющих Чукотку, является ферментированное мясо. По-чукотски оно называется «кымгыт», однако большинство людей знают его по эскимосскому названию – «копальхен». Несмотря на утверждение, что это якобы «тухлое мясо», копальхен скорее всего является мясом квашеным. Примерно так же готовится и упомянутый выше шведский «сюрстремминг». А в России – «печорский» или «зырянский» рыбный засол.

Инуиты делят копальхен между семьями. Канада, 1999 год / Фото: ncl.ac.uk

Естественно, такое блюдо без привычки вряд ли можно даже попробовать. Хотя местные и даже много туристов с удовольствием едят копальхен. Слухи о его «смертоносности» для непривыкших скорее всего преувеличены – от небольшого куска такого квашеного мяса вряд ли можно умереть. Максимум, что может ждать туриста после дегустации копальхена – это расстройство желудка. Если конечно рвотный рефлекс вообще позволит проглотить хот кусочек данного «лакомства».

Кроме копальхена основными «поставщиками провианта» для коренных жителей Чукотки всегда были олени и морские млекопитающие. Причем суровые условия приучили местных использовать пищевые запасы по максимуму. Съедалось тут все: кожа, костный мозг, сухожилия и другие части туши животных. Среди «самых-самых» деликатесов народов Чукотки можно выделить «вилмуллырилкырил» (суп из потрохов и крови оленя), «мантак» (китовое сало с кожей), а также сырые глаза нерпы.

Древнерусское лицевое и золотное шитье

Этот тип шитья имеет церковное происхождение. В предании о жизни Богоматери говорится, что ей нужно было создать завесу храма Господня из пурпура и багрянца.

Лицевое шитье — вид иконописи, появился с зарождения христианства на Руси. Выполняется с помощью цветных ниток. Сформировалось под воздействием Византии.

Также золотое шитье получило развитие в Византии. В Киеве в XI веке при монастыре появилась школа золотого шитья, где проходили уроки/ В XV веке начинают появляться мастерские цариц, где мастерицы оттачивают навыки. Начало XVII века ознаменовалось соперничеством мастерских известных людей, купцов.

Лицевое шитье

Эти варианты шиться составляют сакральную часть храма, как и фрески. Они имеют определенную символику присутствия божества.

В настоящее время главная задача мастеров — сохранение традиций в древнем искусстве, достижение уровня мастера, соблюдение при работе церковных канонов.

Золотое шитье

Особенности вышивки в разных уголках России

В каждом уголке России, городе, деревне есть свои отличительные особенности создания рисунка на вещи.

Например:

В Чувашии используются 3 основные цвета нити: черный, красный, белый. При этом каждая имеет свое значение. Красная — символ стремления к новому, белая — говорит о чистоте, невинности, черная — используется для создания рамки. Особенность — при вышивке не применяют специальные устройства для облегчения работы.

Орнамент на одежде

  • Стоит упомянуть, что славянская вышивка схемы строит в основном на геометрических фигурах. Так как мастерица окрашивала нити самостоятельно, процесс занимал очень много времени и был достаточно трудоемким.
  • В Карелии чаще всего узор имел религиозное значение. Орнамент вышивается при помощи красной нитки на белой ткани. Центр композиции — животные, растения. Имеет огромную популярность в России, Европе.
  • В Марий Эл используют красный цвет нити, вышивая на домотканом материале. Узоры: геометрические фигуры, растения, животные. Особенное значение имели деревья — защита для семьи.
  • Тарусская техника — применяется льняная нить, при этом есть особенная техника, белая строка и цветная перевить. На вещах вышиваются деревья, растения, которые образуют в результате картины. Особенность — отсутствие изнаночной стороны. Также техника известна вышиванием на белой ткани рисунка белой ниткой.

Чувашская символика

Особенности южан

Для южной части России характерно наличие геометрического орнамента на вышивке. В Воронежской, Тамбовской, Орловской, Курской, Пензенской области мастерицы вышивали белой строкой, крестами и др.

Вышивание росписями

Особенно распространенными считаются: счетная гладь, цветная перевить. Ключевой элемент обеих вышивок — применение под основу наполовину прозрачной ткани.

Дополнительная информация! Наличие подобной вышивки на одежде было свидетельством высокого уровня доходов семьи.

Цветная перевить

Цветовые особенности областей:

  • для Рязани характерен орнамент синего цвета;
  • в Смоленских вышивках чаще встречается лимонный, оранжевый, красный, белый цвет на золотом фоне;
  • узоры Тулы, Калуги характеризуются красной, белой цветовой гаммой, в которую вкрапляются вставки синего, голубого, зеленого, желтого цвета;
  • для Калининграда характерно использование малинового фона с рисунком из алого, белого, зеленого, золотого цвета нитки.

Северные традиции

В Карельской АССР, Вологде, Архангельске, Ленинграде особенно популярны техника гладь, применение косых стежков, а также росписи.

Орнамент, выполненный гладью

Техника вышивки полными крестами применялась в украшении оберегов.

Узор крестом

Полукрест — вид окантовки, основа популярного типа росписи. Использование мелких стежков ярких цветов для создания ярких узоров. После создания окантовки внутреннее пространство заполняется различными типами декоративных швов.

Белая строчка на изделии смотрится изысканно, привлекательно. В основе лежит применение разреженной, слегка просвечивающей ткани. Наличие плотного белоснежного сюжета на вещи показывало статус, высокий уровень дохода семьи.

Белый узор

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Идеи вышивки со схемами

Как приятно надеть нарядную юбку, блузку, вышитые своими руками. А полотенчики, даже если не вышивать на них обереги, а написать иглой просто красивый рисунок, в который можно влюбиться с первого взгляда. Он будет омолаживать, приманивать удачу.

Полотенце

Обычай умывать, очищать лицо водой утром и вечером идет из глубокой древности. Утром смываем сны, вечером дневные заботы, чтобы сладко спать. А вытиральное полотенце завершит ритуал очищения.

Для вышивки полотенчика использовать лучше ткань, в которой можно считать нити. Очень подходит лен. Если использовать владимирскую гладь, будет самое что ни на есть старинное полотенце.

Для вышивки:

  • ткань льняная;
  • нитки мулине (красные, оранжевые);
  • иголочка для вышивания, у нее слегка затупленный кончик, чтобы не рвать ткань.

Сам рисунок будет виден только на лицевой стороне, с изнанки будет виден контур рисунка.

Последовательность шагов:

  • на ткани карандашом намечается контур рисунка;
  • в контур укладывается первый длинный шов по лицевой стороне, он заполняет все пространство внутри контура;
  • следующий шов идет с изнанки, он коротенький, его ход точно по контуру, иголка выводится снова на лицо;
  • верховой гладью заполняется весь рисунок.

Для начала достаточно вышить несколько простых цветочков по бортику полотенца.

На костюме

Золотая вышивка, сажение по бели, шелк — достаточно небольшого рисунка, но это уже будет деталь костюма от кутюр. Среди ниток мулине можно найти и металлические, да и канитель, и жемчуг есть в свободной продаже.

Для вышивки понадобится:

  • подходящая ткань;
  • если костюм у вас уже готов, то есть совсем небольшие пяльцы;
  • нить с металлическим блеском;
  • нить-основа — хлопковая.

Выбирается орнамент. Он вырезается из бумаги и пришивается на ткань.

Последовательность действий:

  • нить с металлическим блеском лучше намотать на держатель, который легко будет лежать на ткани;
  • начало металлической нити закрепляется у контура бумажного настила;
  • металлическая нить перекидывается к следующему краю контура и закрепляется там хлопковой ниткой, продетой в иголку;
  • перекидывая и закрепляя нить по контуру, постепенно заполняется рисунок орнамента.

От завитков орнамента будет зависеть причудливость рисунка. Такой труд, конечно, требует времени и усидчивости, но результат впечатляет.

Персонажи из сказок

Схему любого персонажа сказки для вышивки крестиком легко найти в сети. Чтобы выполнить работу, нужно считать клеточки ткани и соблюдать цветовой тон, указанный в схеме.

Ну, а можно почувствовать себя живописцем и вышить любимого персонажа гладью.

Например, лисичка-сестричка.

Понадобятся:

  • ткань для полотна;
  • пяльца;
  • иголка для вышивания;
  • мулине оранжевого, белого, черного цвета;
  • вырезанный из бумаги контур лисы.

Нужно туго затянуть ткань в пяльцы, но не перетяните, чтобы при снятии рисунок не перекосило.

Порядок действий:

  • обвести контур лисы на ткани;
  • мелкими стежками глади заполнять всю внутренность контура, подбирая цвет. Грудку вышить белым, лапки черным. А оранжевый можно разбавить красным;
  • глаза можно как вышить, так и пришить черный блестящий бисер.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector